DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11240
ЗАЙЦЕВА Татьяна Анатольевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и теологии Псковский государственный университет,г. Псков,
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Аннотация. Для современного российского общества характерно критическое снижение уровня общей культуры и нравственности, его оторванности от традиций и ценностей своего народа. В статье исследуются организационно-педагогические условия, способствующие приобщению детей и молодежи к творческому наследию А. С. Пушкина. Автор анализирует уникальный пушкинский феномен, способствующий решению актуальной в современном мире проблемы - духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Представлены идеи духовно-нравственного воспитания личности в трудах известных ученых и педагогов. Автор раскрывает опыт создания условий для духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, дети, молодежь, А.С. Пушкин, русский язык, национальная культура, пандемия.
ZAITSEVA Tatiana Anatolyevna,
candidate of pedagogical sciences, Associate Professor at the Department of Philosophy and Theology
Pskov State University, Pskov city
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH
Annotation. Modern Russian society is characterized by a critical decline in the level of general culture and morality, its isolation from the traditions and values of its people. The article examines the organizational and pedagogical conditions that contribute to the introduction of children and young people to the creative heritage of Alexander Pushkin.The author analyzes the unique Pushkin phenomenon that contributes to the solution of an urgent problem in the modern world - the spiritual and moral education of children and young people.The ideas of spiritual and moral education of the individual in the works of famous scientists and teachers are presented. The author reveals the experience of creating conditions for the spiritual and moral education of children and young people.
Key words: spiritual and moral education, children, youth, A. S. Pushkin, Russian language, national culture, pandemic.
В современном российском обществе отмечается сегодня тенденций преобладания материальных ценностей над духовными. В связи с этим у детей и молодежи искажаются представления об ответственности, доброте, справедливости, патриотизме. На правительственном уровне говорят о фундаментализме в образовании, т.е. о возвращении к духовно-нравственным ценностям[2].
Развитие духовно-нравственного воспитания на территории РФ является одной из задач государственной политики в области образова-
ния. Она базируется на следующих нормативно-правовых актах:
1. Конституция РФ (статьи 28, 48).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»[1].
3. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях».
4. Национальная доктрина об образовании в Российской Федерации.
Особое внимание при этом уделяется педагогической ответственности в ходе духовно-нрав-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
ственного воспитания детей и подростков. Она определяется следующими нормами:
1. Объединение усилий государства и общества для стимулирования формирования гражданской позиции.
2. Основным институтом педагогического воздействия является общее образование, его задачей является формирование партнерских отношений с остальными институтами социализации.
3. Педагогическая деятельность и духовно-нравственное развитие в целом должны быть ориентированы на цели, актуальные на государственном и общественном уровне[3].
Таким образом, рассматриваемое воспитание представляет собой сложный многоуровневый процесс, который неразрывно связан с жизнью современного человека в обществе, культурой и развитием человечества в целом, от окружающей культурно-исторической эпохи, которая задает образ жизни населения.
На данный момент уровень отечественной гражданской идентичности представляет собой высший уровень духовно-нравственного личностного развития, которое подразумевает под собой патриотическое и гражданское воспитание. Сегодня можно сказать, что россиянином становится тот индивид, который осознает солидарность, особенность и единство России, который осваивает культурные богатства многочисленных народов, из которых складывается население РФ.
Открытость миру и готовность к диалогу является важной характеристикой духовно-нравственного развития любого гражданина. Здесь также необходимо отметить толерантность к национальным культурам народов, населяющих Россию.
На данный момент есть ряд исследований, которые демонстрируют важность задачи нравственного и духовного воспитания в качестве наиболее значимой в воспитательном процессе [4].
Анализ литературы по теме исследования показывает, что вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений изучались довольно широко и на разных уровнях.
Проблема духовно-нравственного воспитания привлекала к себе внимание еще с античных времен, ей посвящены труда Аристотеля, Сократа, Пифагора и других философов. Позже к ней обращались П.А. Флоренский, И. Кант, Л.Н. Толстой-,А.С. Макаренко и другие.
Нравственное воспитание занимает особое место в творчестве Л.Н. Толстого. Писатель был убежден, что среди всех наук, главной является та, чтоделает меньше зла и как можно больше добра.
В Яснополянской школе которого наиболее полное воплощение получила идея «свободного» воспитания. Л.Н. Толстой указывает на то, что нравственные основы заложены в традициях и устоях русского народа. В педагогическом наследии Л.Н. Толстого много ценного, новаторского, обогатившего русскую педагогическую мысль. Яснополянская школа до сих пор считает педагогические идеи Л.Н. Толстого основными в воспитательной деятельности.
Выдающийся педагог-новатор и писатель В.А. Сухомлинский считал, что необходимо постоянно заниматься нравственным воспитанием ребенка, так как нравственность и духовность развиваются в любом возрасте, однако в раннем школьном возрасте это воспитание более эффективно.
Другой исследователь,К.Д. Ушинский, для духовно-нравственного воспитания предложил собственную педагогическую систем. Ее основными элементами являются:
• идея народности в общественном воспитании;
• христианство;
• наука, как одна из главнейших целей воспитания.
В литературных источниках, относящихся ко времени Советского Союза большое внимание уделяется психологическому и социально-психологическому аспектам духовно-нравственному формированию личности. Данная тенденция прослеживается в трудах А.Г. Асмолова, Д.А. Леонтьева, Л.С. Выготского и других авторов.
Если рассматривать нравственность и мораль с точки зрения философской терминологии, они приравнены. А вот лексикограф В.И. Даль интерпретирует понятие морали как «нравственное учение, принципы с целью власти, совести человека» [5].
Советский лингвистС.И. Ожегов расценивает нравственность как внутренниекачества, которыми человек руководствуется, это некий свод этических правил и норм [6].
Духовно-нравственное воспитаниеможет быть эффективно посредством знакомства с образами исторических личностей, которые внесли существенный вклад в развитие России, нашего общества. Это может быть А.С. Пуш-кин,Д.А. Леонтьеви так далее.
Для Псковской области такой личностью можно считать А. С. Пушкина, так как вся его жизнь была тесно связана с этим краем.
Здесь важно отметить, что внешние факторы имеют оказывают положительный эффект на процесс духовно-нравственного воспитания. В связи с этим положительным фактором представ-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
ляется музей-заповедник имени А.С. Пушкина «Михайловское», расположенное на территории Псковской области.
А.С. Пушкин, его творчество и личность в целом определяют и задают глубинная суть культуры русского народа, ее исторический тип. Творчество великого поэта формируетцелостное мировосприятие, нравственное благородство личности.
Одним из основных достижений поэта является раннее и глубокое понимание роли литературы, которая представляет собой выражение русской общественной мысли.
Пушкин настойчиво защищает идею национальной самобытности и народности русской литературы.
А.С. Пушкин доказал, что язык способен выражать тончайшие нюансы человеческих ощущений, он поставил русский язык в один ряд с наиболее развитыми и богатыми языками мира. В наше время, когда хороший, чистый русский язык становится достоянием всё меньшего числа людей, возникает интерес к языковому мастерству Пушкина, так как это источник не только большой речевой культуры, но и кладезь нравственности, духовности - всего того, что так необходимо современному обществу. Сегодня, когда мы живем так тревожно, когда лишь единение людей всей земли способно противостоять вселенской катастрофе, нам, как никогда, понятен и близок призыв великого гуманиста.
Не менее ценным нравственным уроком предстает для нас сама жизнь Пушкина. С ранних лет нам становится ведома непоколебимая сила верной и бескомпромиссной дружбы, спасавшей Пушкина в наиболее тяжелые времена. Дружба в представлении Пушкина - понятие святое, священное.
Гений Пушкина в полной мере раскрылся и в способности окружать себя целым созвездием друзей-единомышленников: Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер, Чаадаев, Вяземский, Лунин, Давыдов. Каждый из них - ярчайшая страница не только в жизни поэта, но и в жизни народа, национальной культуры!
Проживая в России в первой половине 19 века, Пушкин был свидетелем важнейших исторических событий - Отечественной войны 1812 г., создания первых вольнолюбивых обществ, восстания декабристов 1825 г. Он был поэтом и историком и в своих произведениях отразил исторические события и показал, как они влияют на становление творческой личности.
В настоящее время возрастает интерес молодёжи к проблемам охраны окружающей среды, поэтому одной из основных задач в буду-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
щем станет распространение знаний в области экологии. Вновь мы обращаемся к творчеству А.С. Пушкина, никто так не воспел русскую природу как наш великий поэт.
Биограф Пушкина А. Тыркова-Вильямс вторит: «...проживи Пушкин дольше, его влияние удержало бы русскую интеллигенцию от многих заблуждений и ошибок»[7].
В качестве теоретической и методологической основы исследований, посвященных трудам А.С. Пушкина являются работы таких исследователей как А.И. Гессен, С.А. Фомичев, В.А. Коше-лев, С.С. Гейченко и других[8; 9].
К сожалению, существующие ныне школьные программы ориентируют педагога на изучение отдельных произведений А.С. Пушкина. В памяти большинства выпускников остается все же фрагментарное воспоминание о нем. Сегодня все более очевидным становится, что необходим иной подход, чтобы жизнь Пушкина предстала бы не только как литературная история творчества, но и как подвиг его души, ее высшая ценность.
Система мероприятий позволяет детям и молодежи удовлетворять ряд потребностей и запросов: эстетических, познавательных, когнитивных. Постепенно она становится творческой лабораторией, где создаются модели взаимодействия с культурой, наукой и искусством.
На территории Псковской области разработана и реализованапрограмма«Наш А.С. Пушкин», которая имеет огромное национальное значение и является факторомдополнительного духовного, интеллектуального, нравственного развития.
Программа адресована самым маленьким, тем, кто с первых дней жизни приобщается к волшебным сказкам, далее подросткам и взрослым, тем, кому адресована любовная и гражданская лирика и, наконец, к философским размышлениям о смысле бытия, творчестве, гражданскому служению Отчизне.
При реализации программы детям и молодежи предоставляется возможность коллективного планирования жизни, построения новых отношений со взрослыми на основе взаимопонимания, приобретения разнообразного нового комплекса умений и навыков, закрепления, усовершенствования прежних, получения ощутимых для себя результатов. Так наряду с профильным образованием осуществляется культурная ориентация.
Процесс духовно-нравственного воспитания в данном случае реализуется посредством регионального пушкинского компонента, который является важной составляющей обучения и воспитания.
В рамках программы разработан экспериментальный курс «Псковское пушкиноведение», направленный на изучение творчества и знакомство с биографией поэта.
В помощь учителю программе курса «Псковское пушкиноведение» издан ряд сборников методических материалов.
С 2011 года программа курса «Псковское пушкиноведение» внедрена в региональные образовательные учреждения какрегиональный компонент федерального плана.
Уроки в рамках курса разнообразя и включают в себя конкурсы, концерты, предметные путешествия, экскурсии, деловые игры. Также важным элементом курса является организация и реализация мероприятий как областном, так и на государственном уровне.
Методика проведения мероприятий выбрана возможной моделью благодаря тем объективным преимуществам, которые предоставляет место проведения лагеря.
Одной из основополагающих задач Программы является эстетическое воспитание и развитие детей и молодежи. Для ее реализации регулярно проводятся массовые мероприятия на областном и государственном уровнях.
В качестве дополнительного образования на территории Псковской области организуются литературные праздники, Всероссийские творческие фестивали «Мой Пушкин», куда участники приезжают не только из других регионов РФ, но также из других стран.
В 2020 г. Всероссийский творческий фестиваль «Мой Пушкин» проводился в дистанционном формате.
Пушкинский заповедник — это первый литературный музей в России, где непосредственно в усадьбах и парках стали проводиться детские мероприятия. Это имеет большое воспитательное значение. Затем и другие литературные музеи стали применять эту практику.
Необходимо отметить, что важным условием эффективного приобщению к духовному наследию А.С. Пушкина является квалификация и энтузиазм педагогов. Именно на педагогов ложится просветительская работа с родителями и населением.
В связи с этим в рамках организуемых массовых мероприятий функционирует секция «Педагогическая», направленная на ознакомление педагогов с основами музейной педагогики, организацией исследовательской деятельности учеников, а также на продуктивный обмен опытом. Для участников секции также подготовлен специализированный курс лекций для ознакомления с историей п.Пушкинские Горы, музея-заповедника,
о роли А.С. Пушкина для России, Псковской области и мира в целом.
Псковский государственный университет -кафедра культурологии и музеологии (теперь философии и теологии) ежегодно проводят всероссийскую (международную) научно-практическую конференцию «Музей и дети» (март). С докладами на Конференции выступают ученые, преподаватели, научные сотрудники музеев, учителя, обучающиеся и студенты. Дети и молодежь имеют возможность представить результаты своих исследовательских работ. В 2020 году научно-практическая конференция «Музей и дети», из-за пандемии короновируса, не проводилась. Для многих делегаций, приезжающих из регионов России, важным является посетить пушкинские места, погулять по аллеям Пушкинского заповедника.
Ежегодно проводились всероссийские научно-практические конференции (темы определяются по знаменательным датам в жизни и творчестве А. С. Пушкина, Пушкинского заповедника) в рамках Всероссийского пушкинского праздника поэзии (июнь).
Одним из важных вектором Программы «Наш Пушкин» является формирование бережного отношения к русскому языку и интернациональное воспитание детей и взрослых.
Псковский государственный университет, Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское» проводят огромное количество мероприятий, направленных на поддержку русского языка в странах ближнего зарубежья, подтверждая стратегическую роль пограничной Псковской области как региона на стыке культур, религий и языков, продвигая и поддерживая русский язык и культуру за рубежом.
Главным общественно-политическим событием 2014 г. стало вхождение в состав Российской Федерации - Автономной Республики Крым и города Севастополя.
Это решение вызвало у россиян закономерную радость и побудило многие регионы оказать материальную и моральную поддержку и содействие дальнейшему социально-экономическому и культурному развитию Крыма, сохранению русского языка.
По-своему откликнулись на это событие и псковичи. Кафедра культурологии и музеологии (ныне философии и теологии) Псковского государственного университета совместно с Пушкинским заповедником провели в Пушкинских Горах Псковской области в июне 2014 г. Всероссийский Форум «Крым в жизни и творчестве А.С. Пушкина», посвятив его 215-ой годовщине со дня
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
рождения поэта. Тем самым подчеркивая незыблемое историко-культурное и духовное единство России и Крыма. В последующие годы были проведены следующие мероприятия:
• Международный Форум «Укрепление русского культурного и языкового пространства в странах ближнего зарубежья», 2015 год;
• Международный Форум «Наследие А. С. Пушкина в современном мире», 2016 год;
• Всероссийский Форум «Русский язык — основа культурного и нравственного развития», 2018 год;
• Международная научно-практическая конференция «А.С. Пушкин и русская культура. История и современность русского языка», 2019 г.
В 2020 г., из-за пандемии, мероприятие не проводилось.
В его мероприятиях приняли участие ученые и научные сотрудники музеев, преподаватели и студенты вузов, учителя, педагоги дополнительного образования и учащиеся школ, в том числе и из Крыма: Севастопольский национальный технический университет; Таврический национальный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.
Тем самым было положено начало новому витку плодотворного сотрудничества школ Пскова и области, Псковского Государственного университета с образовательными учреждениями других регионов и стран ближнего зарубежья, которое необходимо развивать и закреплять.
С 2003 по 2006 гг. (в рамках Пушкинской программы), в Свято-Успенском Псково - Печерском монастыре проводились Корнилиевские православные образовательные чтения, секция «Пушкин и православие». В этом мероприятии принимали участие ученые, педагоги и обучающиеся области. Участие в чтениях способствовали духовно-нравственному воспитанию детей и взрослых на традициях русской национальной культуры.
У каждого поколения свой Пушкин, мы вновь и вновь обращаемся к его творчеству в самые трудные минуты нашей жизни. В 2020 г. человечество постигла ужасная проблема - COVID-19. Вспоминали о том, как А. С. Пушкин три месяца не мог покинуть Болдино из-за эпидемии холеры, как он переживал из-за невозможности поехать в Москву.
В интернете появились стихи, якобы написанные поэтом, в период эпидемии. Автор, появившихся стихов, не учел, что творчество поэта знают, его стихи читают...Конечно, было понятно, что автор строк не А.С. Пушкин. Да и холера в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
России была не в 1827 г. (как указал автор), а позднее.
С 1967 г. в Пушкинском заповеднике стал проводиться Всероссийский Пушкинский праздник поэзии. В числе его учредителей были Ираклий Андроников, Семен Гейченко, Павел Антокольский. Этот праздник связан с датой рождения поэта. Он родился в Москве 6 июня 1799 г. (по новому стилю). Ежегодно в первое воскресенье июня в Михайловском проводился Всесоюзный пушкинский праздник поэзии. Впервые попытка устроить пушкинский праздник была предпринята в июне 1899 г. - в 100-летнюю годовщину со дня рождения А.С. Пушкина.
Это важное событие всегда привлекает к себе внимание общественности. Традиционно в нем принимают участие известные российские поэты, литераторы, музыканты, народные коллективы.
«Главным атрибутом праздника становится пушкинское творчество, которое нашло отражения во многих видах искусства. Это проявляется в работе, в научной конференции, выставках, книжной ярмарке, литературной гостиной, театральными и концертными выступлениями многочисленных художественных коллективов, проведением мастер - классов по народному творчеству, ярмаркой ремёсел, подвижными народными играми. В общем, программа праздника предполагает участие посетителя любого возраста».
Каждый год - 6 июня в России отмечается Пушкинский день. Литературное творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина сопровождает нас на протяжении всей жизни. В 2011 г. президент России подписал Указ о том, что 6 июня будет ежегодно праздноваться «День русского языка».
В 2019 г. Губернатор Псковской области, совместно с оргкомитетом праздника, принял решение называть праздник «Дни Пушкинской поэзии и русской культуры» и проводить не в первое воскресенье июня, а в день рождения поэта[10].
В 2020 г. праздник, из-за пандемии, проходил в режиме онлайн. Пушкинский заповедник объявил акцию «С днём рождения, Поэт!». Все желающие присылали в музей видеозаписи с поздравлениями Пушкину и чтением его произведений.
С 1994 г. организуется Всероссийский Пушкинский театральный фестиваль, идея которого принадлежит В. Э. Рецептеру - художественному руководителю Государственного Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге. В фестивали принимали участие выдающиеся артисты и
ведущие театры мира, Германии, Швейцарии, Франции и других государств [11].
Примечательно, что именно в рамках Пушкинского театрального фестиваля была предложена организационная модель, которая уникальным образом сочетает в себе теорию и практику постижения театра А. С. Пушкина.
В работе творческих Лабораторий принимали участие студенты образовательных учреждений г. Пскова, преподаватели высших учебных заведений, учителя школ. К сожалению, театральный Пушкинский фестиваль утратил эту традицию.
Государственный Пушкинский театральный центр (г. Санкт-Петербург), художественный руководитель - Рецептер В.Э., ежегодно представляет свои спектакли на сцене научно-культурного центра Пушкинского заповедника. Жители Псковской области имеют возможность побывать на этих спектаклях.
Произведения Пушкина учат каждого из нас хранить честь и достоинство, не быть жестокими по отношению к окружающим, любить и понимать Родину и дружить с миром, в котором ты живешь [12; 13].
Перечень мероприятий, проводимых в Псковской области, позволяет сделать вывод, что организационно-педагогические условия в Псковской области созданы для духовно-нравственного воспитания детей и взрослых. Экономические проблемы не дают возможность детям и молодежи для ежегодного посещения Пушкинского заповедника. К сожалению, не каждый человек, проживающий в Псковской области имеет возможность посетить Пушкинский заповедник.
Таким образом, образовательно-просветительская деятельность решает ряд стратегически важных задач: развивает культуру, создает особу-юсистемуценностей, социализирует личности посредством обретения новых знаний и навыков, сгенерированных предыдущимипоколениями и сконцентрированных в творчестве А.С. Пушкина.
В результате влияния, оказываемого перечисленными задачами, формируется положительная поведенческая модель детей и молодежи, совершенствуются отношения школы и семьи, создаются прочные взаимосвязи, реализуются принципы взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Родители и общество в целом обретают роль партнеров педагогического коллектива, участвующего в организации и выполнении воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения.
Список литературы:
[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (дата обращения: 06.12.2020).
[2] Бондаревская Р.С., Гагин Ю.А., Михайлова Е.В. Акмеологический подход в деятельности образовательных учреждений. Методические рекомендации. - СПб.: СПб ГУПМ, БПА, 2000.
[3] Бондаревская Р.С. Акмеологический подход как концепция и организационно-методическая основа деятельности образовательного учреждения // Вестник педагогической академии СПб.: Науч. изд. БПА, 2000, Вып. 36.
[4] Зайцева Т.А. Организационно-педагогические условия реализации программ дополнительного образования детей и взрослых в регионе: Автореферат дисс. ... к.пед.н. - С.-Петербург, 2006.- 23 с.
[5] Даль В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание. - М.: Эксмо, 2010. - 896 с.
[6] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование: ОНИКС, 2012. -1375 с.
[7] Тыркова-Вильямс А.В. Жизнь Пушкина: в 2 т. / Т. 2. - М.: Мол.гвардия, 2010. - 510 с.
[8] Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 448 с.
[9] Гейченко С.С. Завет внуку. Новеллы о Михайловском. - М.: Дет. лит., 1986. - 285 с.
[10] Дни Пушкинской поэзии и русской культуры [Электронный ресурс] // Национальный календарь событий. - URL:http://eventsinrussia. com/event/20007 (дата обращения: 06.12.2020).
[11] Зайцева Т.А. А. С. Пушкин в XXI веке. Экология культуры: сборник статей по культурологии. Вып. 7. - Псков: ПсковГУ, 2019.
[12] Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Избранные статьи. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 383 с.
[13] Непомнящий В.С. Феномен Пушкина и исторический жребий России // Пушкинский альманах. Народное образование. - М.: Наследие, 1990. - С. 6-61.
Spisok literatury:
[1] Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossi-jskoj Federacii» ot 29.12.2012 № 273-FZ (posledn-yaya redakciya) [Elektronnyj resurs]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174/ (data obrashcheniya: 06.12.2020).
[2] Bondarevskaya R.S., Gagin YU.A., Miha-jlova E.V. Akmeologicheskij podhod v deyatel'nosti
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020
obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Metodicheskie rekomendacii. - SPb.: SPb GUPM, BPA, 2000.
[3] Bondarevskaya R.S. Akmeologicheskij pod-hod kak koncepciya i organizacionno-metodich-eskaya osnova deyatel'nosti obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Vestnik pedagogicheskoj akademii SPb.: Nauch. izd. BPA, 2000, Vyp. 36.
[4] Zajceva T.A. Organizacionno-pedagogich-eskie usloviya realizacii programm dopolnitel'nogo obrazovaniya detej i vzroslyh v regione: Avtoreferat diss. ... k.ped.n. - S.-Peterburg, 2006. - 23 s.
[5] Dal' V.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: illyustrirovannoe izdanie. - M.: Eksmo, 2010. -896 s.
[6] Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka. - M.: Mir i Obrazovanie: ONIKS, 2012. -1375 s.
[7] Tyrkova-Vil'yams A.V. ZHizn' Pushkina: v 2 t. / T. 2. - M.: Mol. gvardiya, 2010. - 510 s.
[8] Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu / Otv. red. i sost. P.V. Alekseev.
- M.: SHkola-Press, 1995. - 448 s.
[9] Gejchenko S.S. Zavet vnuku. Novelly o Mihajlovskom. - M.: Det. lit., 1986. - 285 s.
[10] Dni Pushkinskoj poezii i russkoj kul'tury [Elektronnyj resurs] // Nacional'nyj kalendar' sobytij.
- URL: http://eventsinrussia.com/event/20007 (data obrashcheniya: 06.12.2020).
[11] Zajceva T.A. A. S. Pushkin v HKHI veke. Ekologiya kul'tury: sbornik statej po kul'turologii. Vyp. 7. - Pskov: PskovGU, 2019.
[12] Kagan M.S. Sistemnyj podhod i gumanitar-noe znanie. Izbrannye stat'i. - L.: Izd-vo LGU, 1991.
- 383 s.
[13] Nepomnyashchij V.S. Fenomen Pushkina i istoricheskij zhrebij Rossii // Pushkinskij al'manah. Narodnoe obrazovanie. - M.: Nasledie, 1990. - S. 6-61.
V.
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
Л_
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
Г
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020