Научная статья на тему 'ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.'

ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ / ЗАКОН БОЖИЙ / ЗАКОНОУЧИТЕЛЬ / УЧИТЕЛЬ / РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА / БРАТСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Симора Виталий Анатольевич

В статье раскрывается содержание пастырского служения и его предназначение в деле духовного становления детей в рамках учебного процесса образовательных организаций России в дореволюционный период. Автором показано, какие личностные и профессиональные требования предъявлялись к священнослужителям, занимавшимся народным образованием, а также те изменения, которые претерпевала система народного образования в обозначенный период. Прослеживается отношение народа к деятельности священнослужителей в деле духовного окормления и просвещения детей и взрослых в XIX в. Автором анализируется роль Церкви и духовенства в 60-е гг. XIX в. в ведении всеобщего начального обучения, духовно-нравственного воспитания и утверждения в народе религиозных и нравственных понятий в церковно-приходских школах. На примере Тверской губернии продемонстрированы меры, предпринимаемые светской и церковной властью для улучшения качества преподавательской деятельности и подготовки священнослужителей к преподаванию Закона Божия, прежде всего, основание Братства законоучителей и совершенствование на его основе работы пастырей в учреждениях образования. В ходе написания статьи использовались методы исследования, характерные для историко-педагогических работ: источниковедческий анализ, конкретноисторический метод, позволивший последовательно изложить конкретные, строго выверенные факты, касающиеся истории отечественного образования, а также общенаучные методы сравнения и обобщения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Симора Виталий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PASTORAL MINISTRY IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF RUSSIA IN THE SECOND HALF OF THE 19TH CENTURY - EARLY 20TH CENTURY

This article reveals the content of pastoral service and its purpose in the spiritual development of children in the educational process of educational organisations in Russia in the pre-revolutionary period. The author shows what personal and professional requirements were imposed on priests engaged in public education, as well as the changes that the public education system underwent during this period. The author traces the attitude of the people to the activities of the clergy in the spiritual care and education of children and adults in the 19th century. The author analyses the role of the church and clergy in the 1860s in universal primary education, spiritual and moral education and in the establishment of religious and moral concepts in parochial schools. The example of Tver province demonstrates the measures taken by the secular and ecclesiastical authorities to improve the quality of teaching activities and prepare clergy for teaching religious education. An important role in solving these problems was played by the Brotherhood of law teachers, which opened in Tver province at the beginning of the 20th century at the initiative of Archbishop Antoniy of Tver and Kashin, Chairman of the first all-Russian Congress of teachers of religious education. The Brotherhood dealt with the issues of teaching religious education in accordance with the developed methodological guidelines and contributed to the introduction of the younger generation to the worship and sacraments of the church in educational institutions through systematic interaction with the authorities and pedagogical community of the Ministry and Zemstvo schools.

Текст научной работы на тему «ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.»

Вестник ПСТГУ

Серия IV: Педагогика. Психология.

Священник Симора Виталий Анатольевич, канд. пед. наук, доцент кафедры теологии Тверского государственного университета, председатель Отдела религиозного образования и катехизации Тверской епархии Российская Федерация, 170042, г. Тверь, ул. Горького, д. 138, кв. 32 vitalij.simora@rambler.ru

2021. Вып. 61. С. 82-92

Б01: 10.15382Миг^202161.82-92

ОИСГО: 0000-0001-8738-5537

Пастырское служение

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В.

В. А. Симора

Аннотация: В статье раскрывается содержание пастырского служения и его предназначение в деле духовного становления детей в рамках учебного процесса образовательных организаций России в дореволюционный период. Автором показано, какие личностные и профессиональные требования предъявлялись к священнослужителям, занимавшимся народным образованием, а также те изменения, которые претерпевала система народного образования в обозначенный период. Прослеживается отношение народа к деятельности священнослужителей в деле духовного окормления и просвещения детей и взрослых в XIX в. Автором анализируется роль Церкви и духовенства в 60-е гг. XIX в. в ведении всеобщего начального обучения, духовно-нравственного воспитания и утверждения в народе религиозных и нравственных понятий в церковно-приходских школах. На примере Тверской губернии продемонстрированы меры, предпринимаемые светской и церковной властью для улучшения качества преподавательской деятельности и подготовки священнослужителей к преподаванию Закона Божия, прежде всего, основание Братства законоучителей и совершенствование на его основе работы пастырей в учреждениях образования. В ходе написания статьи использовались методы исследования, характерные для историко-педагогических работ: источниковедческий анализ, конкретно-исторический метод, позволивший последовательно изложить конкретные, строго выверенные факты, касающиеся истории отечественного образования, а также общенаучные методы сравнения и обобщения.

Ключевые слова: пастырское служение, Закон Божий, законоучитель, учитель, религиозное образование, воспитание, церковно-приходская школа, братство.

Образование в России до XVIII в. заключалось в изучении церковно-бого-служебных книг и Священного Писания. Учителями школ были как духовные лица, так и светские, которые готовились к занятию духовных должностей. Цен-

© Симора В. А., 2021.

Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2021. Вып. 61. С. 82—92.

трами культуры были монастыри и приходы, откуда грамотность распространялась среди населения страны.

Точное понятие о пастырском служении может быть выведено из анализа самого названия этой деятельности. Термин «пастырь» означает внимательно следящего, ухаживающего, руководящего и управляющего своей паствой именно так, что в этом управлении постоянно сказывается преданность и расположение. При этом сама атмосфера, взятая из пастушеского быта, намекает на ту черту руководящей пастырской деятельности, когда внимание пастыря обращено на каждую овцу стада отдельно1. Следовательно, понятие «пастырь» заключает в себе мысль о любви пастыря к пасомым и самоотверженной преданности его их интересам. Это та сфера пастырской деятельности, которую св. Григорий Двое-слов называет душепопечением2.

Период от реформы Петра I до воцарения императора Александра II характеризуется тем, что дело народного образования сосредоточилось главным образом в руках государства, а деятельность Церкви в деле народного образования отошла на второй план. Образование должно было служить государственным интересам, готовить просвещенных служилых людей, следовательно, оно было практично, профессионально и сословно.

В официальном учебном пособии для подготовки пастырей «Книга о должностях пресвитеров приходских», составленном во второй половине XVIII в.3, указывалось: должность священническая кроме совершения таинств и треб церковных состоит во учении, т. е. в наставлении Закону Божию словом и примером жития, во обличении заблуждающих, во исправлении развратных, в наказании нераскаянных4.

Следовательно, пастырское служение состоит в попечении о духовной жизни человека, его нравственном состоянии и имеет своим предметом его спасение и вечное блаженство5. Для достижения этой цели пастырь должен выполнять три главных обязанности: священнодействовать, учить и нравственно руководить своей паствой6.

По периодической литературе первой половины XIX в. видно, что духовные писатели того времени смотрят на пастыря как на некоторую сокровищницу, откуда каждый из пасомых получает все, что ему нужно. Он есть «отец, благодетель, защитник, наставник, руководитель, правитель»7 и т. д. Одно он должен преподавать как таинство, другое как учение веры, иное как утешение, назида-

1 См.: Борис (Плотников), архимандрит. Записки по пастырскому богословию. Вып. I. Ч. 29. Киев, 1891.

2 См.: Саблер В. К. О пастырском служении // Новгородские епархиальные ведомости. 1897. № 22. С. 1403-1404.

3 См.: Нечаев П. Практическое руководство для священнослужителей. 6-е изд. СПб., 1895. С. 42-44.

4 См.: Парфений (Сопковский), епископ Смоленский; Георгий (Конисский), архиепископ Могилевский. Книга о должностях пресвитеров приходских. М., 1777. С. 5.

5 См.: Беседа о священстве // Христианское чтение. 1847. С. 120.

6 См.: Беседа о священстве // Там же. 1848. С. 106-111.

7 Пастырское богословие в России за XIX век / Иером. Иннокентий. [Сергиев Посад], 1899. С. 64-65.

ние, обличение, урок; одно он должен защищать, о другом его могут спросить сами прихожане.

Конец 50-х и начало 60-х гг. XIX в. в истории отечества ознаменовались событиями, которые неотразимо повлияли на дальнейшую политическую и церковно-общественную жизнь государства. Подготовка к реформе начального народного образования во время правления Александра II была длительной (с 1856 до 1864 г.). Среди множества проектов реформы следует отметить два, которые ставили вопрос о введении всеобщего начального обучения. Во-первых, проект «Положения о мерах к распространению образования среди сельского населения», разработанный Министерством государственных имуществ; во-вторых, «Проект общего плана устройства училищ», представленный Особым межведомственным комитетом (1861 г.), выдвигавший задачу введения всеобщего начального обучения8. Введение всеобщего начального обучения в указанных проектах считалось необходимым для утверждения в народе религиозных и нравственных понятий.

Св. Синодом и правительством был предпринят ряд мер по выяснению истинной роли духовенства в народном образовании. Циркуляр Св. Синода на имя епархиальных архиереев вышел 9 июня 1861 г., которым требовалось ежемесячно доносить об успехах школьного дела в каждой епархии. 18 января 1862 г. вышло государственное постановление, в котором говорилось, что все вновь организованные духовенством народные училища должны оставаться в ведении духовенства. А в остальных случаях Министерство народного просвещения содействовало духовным лицам в деле преподавания Закона Божьего9. В работах по истории церковной школы в России10 отмечается, что государственные преобразования после 1861 г. были связаны с увлечением западным либерализмом.

В 1864 г. было утверждено «Положение о начальных народных училищах»11. Цель школьного закона — утверждение в народе религиозно-нравственных понятий и обучение грамотности. Наряду с духовенством к осуществлению программ народного образования были призваны также Министерство народного просвещения, земства, общества и частные лица. В условиях общественного подъема 60-х гг. мысль о всеобщем первоначальном обучении вынашивалась всей демократической и прогрессивной общественностью, в частности замечательной плеядой демократов-просветителей и педагогов во главе с К. Д. Ушин-ским12.

Быстрое увеличение количества церковно-приходских школ обратило на себя внимание и вызвало со стороны разных ведомств, заинтересованных в деле народного образования, а также в обществе и печати широкое обсуждение

8 См.: Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861—1917 гг.): учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». М., 1982. С. 11-12.

9 См.: Благовидов Ф. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование Императора Александра II. Казань, 1891.

10 См.: Церковная школа. СПб., 1885. № 1. С. 6.

11 См.: Ососков А. В. Указ. соч. С. 13.

12 См.: Никольский П. О христианском воспитании в школе (Из бесед с слушателями педагогических курсов в г. Воронеже). Воронеж, 1910. С. 20-21.

вопроса о начальном образовании и об учителях школ. При этом обсуждении выявилось два противоположных взгляда на народную школу и ее учителей, а главным образом на педагогическую деятельность духовенства.

Прежде всего противники участия духовенства в деле народного образования разделились на две группы, первая из которых подвергла сомнению факт существования приходских школ, доказывая, что эти школы существуют только на бумаге13, вторая — отрицала пользу педагогической деятельности духовенства. Напротив, они представляли духовенство совершенно неспособным к обучению крестьянских детей, утверждая, что оно в своих школах нисколько не развивает ребят, а учит их по старинным букварям славянской грамоте и т. п. Поэтому представители второй группы высказывали серьезные опасения за судьбу русского народа, если его образованием окончательно завладеет приходское духовенство14.

В действительности было много фактов, доказывающих вполне отношение доверия к духовенству как со стороны отдельных лиц, так и целых корпораций15. Высшая духовная власть и лучшие из современников понимали, что изгнать священника из народной школы — значит лишиться самых твердых основ народного воспитания, основ православной веры, которая всегда спасала и возвышала отечество. Поэтому было признано за лучшее и единственно разумное: не отнимать школы у духовенства, а сделать само духовенство лучшим, приготовить и поднять его до высоты его назначения, дать ему нравственные и материальные средства для успешного выполнения его призвания16. Результатом этого явился пересмотр уставов духовно-учебных заведений: училищ (1864 г.), семинарий (1867 г.) и академий (1869 г.). Стали издаваться духовные журналы, в первую очередь — «Руководство для сельских пастырей», стали издаваться местные епархиальные издания под именем «Епархиальных ведомостей», которые со временем появились во всех епархиях.

Методическую рекомендацию по прививанию духа церковности и православия в школах мы встречаем в периодическом издании «Тверские епархиальные ведомости» за 1877 г., которая обращена ко всем законоучителям Тверской епархии в лице священника Бежецкого уезда села Сукромен Ивана Морева17. Автор статьи, по-видимому законоучитель губернского города, обращает внимание своего собрата на ошибки при обучении детей Закону Божьему или православному христианскому учению. В статье подчеркивается, что наставление детей Божественному учению будет полезно и истинно только тогда, когда дети18:

• получат ясные представления о Божественном законе;

• осознают полученные знания;

• почувствуют необходимость жить по православному учению.

13 См.: Благовидов Ф. Указ. соч. С. 25, 92-93.

14 См.: Там же. С. 25-26.

15 См.: Там же. С. 98-101.

16 См.: Там же. С. 89.

17 Наставление законоучителю, священнику Бежецкого уезда села Сукромен Ивану Мо-реву // Тверские епархиальные ведомости. 1877. № 19. Часть неоф. Год 1. С. 363-368.

18 См.: Там же. С. 365.

В статье акцентируется внимание на добром примере жизни самого законоучителя, который должен иметь в себе страх Божий, усердие, кротость, терпение, любовь, отеческую строгость и степенность, жить по преподаваемому учению и именно примером своей жизни может «произвести в детях живое расположение жить по этому учению»19. Автор утверждает, что «приобретение страха Божия и усердие к правильному наставлению детей в христианском учении законоучителя зависят от отношения последнего к детям»20. Следовательно, для осуществления посредничества между Богом и ребенком в деле духовно-нравственного становления и воцерковления молодого христианина законоучитель должен обладать следующими качествами21:

1. Иметь истинное желание просветить разум и согреть сердце вверенных ему детей.

2. Говоря о смирении, необходимо твердо помнить законоучителю, что он сажает и поливает, а взращивает Бог (1 Кор 3.7).

3. Уповать на Божию помощь.

4. Перед занятиями по Закону Божьему необходимо совершать совместную молитву с учениками22.

Как светские, так и церковные власти к концу 70-х гг. XIX в. били тревогу по случаю несоответствия преподавания Закона Божьего23 и в какой-то степени отсутствия духовно-нравственного воспитания в министерских и земских школах. Можно утверждать, что данная ситуация была присуща всем центральным губерниям. Рассмотрим происходившее на местах на примере Московской губернии в 1878 г., когда проходило заседание Московского губернского земского собрания24, на котором гласный Д. Ф. Самарин, зачитывая доклад, указал, что на педагогических курсах пришлось обучать преподаванию Закона Божьего в начальных училищах учителей русского языка и арифметики, так как законоучители на курсы не прибыли. Такое явление докладчиком было признано ненормальным, но совершенно объяснимым и логически вытекающим из того положения, в каком находились по отношению к начальным училищам преподававшие в них Закон Божий сельские священники. По мнению гласного, и учитель-мирянин мог обучать христианскому учению в школах, как это делает отец, внушая своим детям правила христианской нравственности, но по природе своего служения — это обязанность священника.

19 Наставление законоучителю... С. 366.

20 Там же.

21 Там же. С. 366-368.

22 Молитва законоучителя: Господи! Ты избрал меня прежде создания мира, чтобы я был устами, которыми Тебе угодно беседовать с своими возлюбленными, и рука, которой Тебе угодно водить их! Просвети меня Твоим светом, укрепи Твоим всемогуществом, руководствуй Твоею мудростью!

Молитва за учеников: Господи Боже! Тебе угодно, чтобы эти дети узнали истину, приняли ее сердцем, управлялись и спасались! Открой им разум к уразумению истины! Умножь их веру, расположи их сердце и укрепи их силы, чтоб они постоянно ей следовали, и наконец все вошли в Твое вечное Царство на небесах!

23 См.: Церковная школа. СПб., 1885. № 1. С. 13.

24 См.: Заботы московского земства о преподавании Закона Божьего в народных школах // Тверские епархиальные ведомости. 1879. № 24. Часть неоф. Год 3. С. 550.

Необходимо признать, что в данный исторический период священник являлся лишь официальным преподавателем Закона Божьего в начальных школах. «Мы привыкли, — заметил гласный, — смотреть на священников как на тружеников, которые даром должны служить обществу вследствие того высокого посвящения, какое они приняли на себя... Священники получают самое скудное вознаграждение за преподавание Закона Божьего в начальных школах... Это вознаграждение недостаточно и недостойно»25. Проанализировав обстановку в Московской епархии в обозначенном аспекте, гласный обратил внимание членов земства и на другие обстоятельства, что сокращение приходов в Московской епархии вызовет увеличение обязанностей сельских священников [сокращение приходов только предполагалось и было вызвано желанием обеспечить быт духовенства и вывести его из того нищенского положения, в каком оно находилось]. Третье обстоятельство, по мнению гласного, заключалось в отсутствии воспитательного процесса в светской школе26.

Негативно оценивая последствия либеральных реформ 1860-х гг., обер-прокурор Св. Синода К. П. Победоносцев новую идеологическую задачу формулировал так: «Уберечь народ от гибельной заразы нелепых, возмутительных учений можно только посредством Церкви и школы, тесно связанной с Церковью»27. 13 июня 1884 г. Александр III подписал «Правила о церковноприходских школах», призывавшие воспитывать народ в духе православного учения, христианской нравственности и давать полезные первоначальные знания28. Вслед за этим Министерство народного просвещения заявило, что в развитии и совершенствовании народных училищ Российской империи активно участвовало духовенство, которое не только учило детей, но и поддерживало школы своими скудными средствами29.

В «Правилах» отмечалось, что «приходские школы нераздельно с Церковью должны внушать детям любовь к церкви и богослужению, дабы посещение церкви и участие в богослужении сделались навыком и потребностью сердца учащихся»30. Одной из главных задач церковно-приходской школы было воспитание преданности государственной власти и Церкви.

С целью оживления предмета Закона Божьего в начале XX в. появились идеи объединения законоучителей в единый союз, посредством выработки методологии преподавания, соответствующей проблематике социально-исторических изменений в стране. Председатель I Всероссийского съезда законоучителей светских средних учебных заведений в 1909 г. архиепископ Тверской и Кашинский Антоний по возвращении в свою епархию задался целью осуществить и претворить в жизнь все постановления и пожелания Всероссийского съезда, но прежде всего — учреждение Братства законоучителей.

25 Заботы московского земства о преподавании Закона Божьего... С. 551.

26 См.: Там же. С. 554.

27 Веселовский Б. История земств. СПб., 1911. Т. III. С. 272.

28 См.: Очерки истории школы в педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М., 1976. С. 81.

29 См.: Церковноприходская школа. Киев, 1889. № 2. С. 3—6.

30 Правила о церковноприходских школах. СПб., 1885. С. 13.

Рассмотрим происходившее на местах на примере Тверской губернии. Спустя год, 28 ноября 1910 г. было открыто братство законоучителей светских учебных заведений города Твери31. Высокопреосвященный Антоний выступил с речью, в которой законоучительство назвал главной частью пастырского служения, вместе с тем и подвигом данного служения32. Данное Братство рассматривало вопросы средней и начальной школы и все, что было связано с жизнью школы и ее учеников. На первом собрании 23 января 1911 г. с участием родительского комитета при Тверской мужской гимназии обсудили вопрос о религиозно-нравственном воспитании учащихся и постановили, что дело религиозно-нравственного воспитания учащихся должно было быть делом всей школы, всех ее руководителей. В подтверждение своего постановления члены Братства указали на книгу законоучителя Нижегородского дворянского института Императора Александра II прот. Н. М. Архангельского под названием «Желательная постановка религиозно-нравственного воспитания в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения». Эта брошюра с разрешения автора была перепечатана в местных «Епархиальных ведомостях». Экземпляры брошюры были разосланы по всем средним учебным заведениям Тверской губернии.

В связи с тем что учащиеся светских учебных заведений редко посещали богослужения даже в великие праздники, члены Братства после продолжительного обсуждения единодушно признали, что отпадение молодого поколения от Церкви больше продолжаться не может. Кроме нравственного воздействия, которое должны были оказывать законоучителя на учащихся в учебные часы, за всеми учащимися должен был осуществляться надзор во время их посещения богослужений в храмах города33.

Из отчетов за 1910-1912 гг. видно, что члены Братства в целях улучшения преподавания Закона Божьего признали: а) соблюдать требуемые программой Закона Божьего условия обучения и воспитания; б) улучшить положение законоучителя в училищах; в) законоучитель должен был преподавать Закон Божий не более чем в восьми отделениях; г) снабжать все училища рекомендованными Учебным комитетом учебниками, наглядными пособиями и методическими руководствами по Закону Божьему.

Из-за ежегодного роста школ и училищ священников, преподававших Закон Божий, не хватало, поэтому необходимо было допустить к законоучитель-ству учителей по рекомендации местных приходских священников и под их непосредственным наблюдением. В целях улучшения постановки религиозно-нравственного воспитания и обучения в начальных училищах организовывались уездные братства законоучителей, приглашались не только духовные лица, но и все сочувствовавшие религиозно-нравственному просвещению34.

31 См.: Невский П., прот. Открытие Братства законоучителей светских учебных заведений города Твери // Тверские епархиальные ведомости. 910. № 49. Часть неоф. Год 34. С. 1008.

32 См.: Речь, произнесенная Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Антонием, при открытии в г. Твери Братства отцов законоучителей светских учебных заведений 28-го ноября 1910 // Там же. Год 34. С. 1005-1008.

33 См.: Там же. С. 3-6.

34 См.: Отчет Братства отцов законоучителей г. Твери (с 28 ноября 1910 г. и до 1 января 1913 г.) // Тверские епархиальные ведомости. 1913. № 13. Часть неоф. Год 37. С. 19-21.

Братство законоучителей на съезде 23-28 июля 1913 г. акцентировало внимание на аспект, что религиозно-нравственный облик учеников создается под воздействием не только одной школы, но и под влиянием многих других условий: семьи, улицы, общества, литературы, периодической печати и др. Конечные результаты преподавания Закона Божьего в средних школах, по заключению съезда, были признаны слабыми и не соответствующими затрачиваемым законоучителями энергии и трудам. Из школы выходили выпускники не в одинаковой степени религиозно-нравственно настроенные, однако не безрелигиозные:

1) незначительную часть можно было назвать убежденно-религиозными и нравственными;

2) большинство — колеблющимися и нетвердо религиозными, но в поведении своем нравственными;

3) незначительную часть — совершенно равнодушными к религии и не имеющими твердых нравственных принципов.

Под влиянием преподавания Закона Божьего отношения между законоучителем и учащимися в большинстве случаев устанавливались благожелательные. Объяснение уроков и сопровождавшие их беседы воспринимались с интересом и вниманием, за исключением старших классов, где этот интерес ослабевал. На съезде подтвердили в очередной раз необходимость совмещения обязанностей приходского священника с должностью законоучителя35.

На съезде законоучителей Тверской епархии в 1914 г. обсуждался на перспективу вопрос об открытии краткосрочных порайонных курсов для законоучителей с целью ознакомления с методикой Закона Божьего учителей не только в духовных, но и светских (министерских и земских), изъявивших желание преподавать Закон Божий (Закон Божий преподавали не во всех сельских школах). Приходские священники должны были наблюдать за преподаванием Закона Божьего светских учителей школы и стать ответственными за религиозно-нравственное направление в данных школах. Предварительную подготовку учителей к зако-ноучительству планировалось проводить во всех учительских школах36.

Таким образом, до принятия Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (23 января/5 февраля 1918 г.) преподавание Закона Божьего осуществлялось священниками лично или под их наблюдением членами причта. Диаконы и псаломщики допускались при наличии специально-педагогического образования или звания учителя начальной школы. При наблюдении за осуществлением преподавания Закона Божьего в школе священник должен был посещать занятия как можно чаще, при этом знакомясь с приемами обучения, успехами учеников и их религиозно-нравственной настроенностью. Если по каким-либо причинам священнослужитель не мог преподавать Закон Божий, тогда назначались светские педагоги данных школ, отличавшиеся религиозно-нравственной настроенностью и рекомендованные приходским священником. Для оптимизации учебного процесса рекомендовались совещания преподавателей по преподаванию Закона Божьего под председательством приходского

35 См.: Отчет Братства отцов законоучителей... С. 85-86.

36 См.: Комаров Л., свящ. Предварительное совещание законоучителей начальных школ Тверской губернии // Там же. 1914. № 15. Часть неоф. Год 38. С. 275.

священника. Цель собраний заключалась в разработке учебного процесса по Закону Божьему, разборе приемов обучения, устранении замеченных недостатков учебного процесса. На благочинническом уровне проходили собрания законоучителей всего округа.

Во второй половине XIX — начале XX в. в педагогической среде и в духовном сословии происходило переосмысление значения и роли священнослужителей-законоучителей в учебных заведениях в качестве духовных наставников учащихся. В связи с этим предпринимались меры по профессиональной подготовке законоучителей не только на губернском уровне, но и в рамках уездных методических объединений. Это должно было помочь сельским священнослужителям стать примером жизни во Христе для учащихся и расположить последних жить по этому учению, а именно: иметь в себе страх Божий, усердие, кротость, терпение, любовь, отеческую строгость и степенность. Но в рамках преподавания одного Закона Божьего в школе, насколько бы методически правильно и профессионально оно ни было организовано, невозможно было научить учащихся противостоять тем влияниям, которые происходили в семье, на улице, в обществе, литературе, периодической печати и др. в 1917-1918 гг.

Список литературы

Беседа о священстве // Христианское чтение. 1847. С. 110-260. Беседа о священстве // Христианское чтение. 1848. С. 95-146.

Благовидов Ф. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование Императора Александра II. Казань, 1891. Борис (Плотников), архим. Записки по пастырскому богословию. Вып. I. Ч. 29. Киев, 1891. Веселовский Б. История земств. СПб., 1911. Т. III.

Заботы московского земства о преподавании Закона Божьего в народных школах // Тверские епархиальные ведомости. 1879. № 24. Часть неоф. Год 3. С. 550-551. Комаров Л., свящ. Предварительное совещание законоучителей начальных школ Тверской губернии // Тверские епархиальные ведомости. 1914. № 15. Часть неоф. Год 38. С. 274-280.

Наставление законоучителю, священнику Бежецкого уезда села Сукромен Ивану Море-

ву // Тверские епархиальные ведомости. 1877. № 19. Часть неоф. Год 1. С. 363-368. Невский П., прот. Открытие братства законоучителей светских учебных заведений города Твери // Тверские епархиальные ведомости. 1910. № 49. Часть неоф. Год 34. С. 1008.

Нечаев П. Практическое руководство для священнослужителей. 6-е изд. СПб., 1895. Никольский П. О христианском воспитании в школе (Из бесед с слушателями педагогических курсов в г. Воронеже). Воронеж, 1910. Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917 гг.): учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения». М., 1982.

Отчет Братства отцов законоучителей г. Твери (с 28 ноября 1910 г. и до 1 января 1913 г.) //

Тверские епархиальные ведомости. 1913. № 13. Часть неоф. Год 37. С. 19-21. Очерки истории школы в педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. М., 1976.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Парфений (Сопковский), еп. Смоленский; Георгий (Конисский), архиеп. Могилевский. Книга о должностях пресвитеров приходских. М., 1777.

Пастырское богословие в России за XIX век / Иером. Иннокентий. [Сергиев Посад], 1899.

Правила о церковноприходских школах. СПб., 1885.

Речь, произнесенная Его Высокопреосвященством, Высокопреосвященнейшим Антонием, при открытии в г. Твери Братства отцов законоучителей светских учебных заведений 28-го ноября 1910 // Тверские епархиальные ведомости. 1910. № 49. Часть неоф. Год 34. С. 1005-1008.

Саблер В. К. О пастырском служении // Новгородские епархиальные ведомости. 1897.

№ 22. С. 1403-1404. Церковная школа. СПб., 1885. № 1. Церковноприходская школа. Киев, 1889. № 2.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2021. Vol. 61. P. 82-92 DOI: 10.15382/sturIV202161.82-92

Priest Vitaly Simora, Candidate of Sciences in Education, Department of Theology, Tver State University; Head of the Department of Religious Education of Tver Diocese, 32/138, Ul. Gor'kogo, Tver 170042, Russian Federation vitalij.simora@rambler.ru ORCID: 0000-0001-8738-5537

Pastoral Ministry in Educational Institutions of Russia in the Second Half of the 19th Century —

Early 20th Century

V. Simora

Abstract: This article reveals the content of pastoral service and its purpose in the spiritual development ofchildren in the educational process of educational organisations in Russia in the pre-revolutionary period. The author shows what personal and professional requirements were imposed on priests engaged in public education, as well as the changes that the public education system underwent during this period. The author traces the attitude of the people to the activities of the clergy in the spiritual care and education of children and adults in the 19th century. The author analyses the role of the church and clergy in the 1860s in universal primary education, spiritual and moral education and in the establishment of religious and moral concepts in parochial schools. The example of Tver province demonstrates the measures taken by the secular and ecclesiastical authorities to improve the quality of teaching activities and prepare clergy for teaching religious education. An important role in solving these problems was played by the Brotherhood of law teachers, which opened in Tver province at the beginning of the 20th century at the initiative of Archbishop Antoniy of Tver and Kashin, Chairman of the first all-Russian Congress of teachers of religious education. The Brotherhood dealt with the issues of teaching religious education in accordance with the developed methodological guidelines and contributed to the introduction of

the younger generation to the worship and sacraments of the church in educational institutions through systematic interaction with the authorities and pedagogical community of the Ministry and Zemstvo schools.

Keywords: pastoral ministry, religious education, teacher of religious school subjects, teacher, upbringing, parochial school, brotherhood.

References

Ocherki istorii shkoly vpedagogicheskoi mysli narodov SSSR. VtoraiapolovinaXIXv. (1976) [Essays on the history of the school in the pedagogical thought of the peoples of the USSR. The second half of the XIX century.] Moscow (in Russian).

Ososkov A. V. (1982) Nachalnoe obrazovanie v dorevoliutsionnoi Rossii (1861—1917gg.) [Primary education in pre-revolutionary Russia (1861-1917): a textbook]. Moscow (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.