СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Формирование и укрепление общероссийской идентичности и гражданского единства как приоритетные направления современной государственной политики Российской Федерации
Горлова Ирина Ивановна,
доктор философских наук, профессор, директор Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева E-mail: ii.gorlova@gmail.com
Зорин Александр Львович,
доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела изучения культурного наследия и экспертной деятельности Южного филиала Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева E-mail: azor115@rambler.ru
В статье проанализированы опубликованные за последние десять лет Указы Президента РФ и Государственные программы, касающиеся формирования общероссийской идентичности и укрепления гражданского единства народов, населяющих Россию. В ходе исследования установлено тесное переплетение между ростом гражданского самосознания и усилением монолитности российского общества. Представлена авторская интерпретация понятия «гражданское общество», исходящая не из свойственного либеральным доктринам жесткого противопоставления общества государству, а из возможности их совместного плодотворного сотрудничества ради обретения политического и культурного суверенитета России. В заключении сделан вывод о том, что понятия «традиционные духовно-нравственные ценности», «общероссийская гражданская идентичность» и «гражданское единство» образуют своеобразную триаду, центральным звеном (или фокусом) которой является гражданская идентичность, поскольку именно она формирует социально ответственную личность как субъекта исторического действия, способного посредством интериоризации духовно-нравственных ценностей реализовать действительное гражданское единство российской политической нации.
Ключевые слова Общероссийская гражданская идентичность, гражданское единство, национальные духовно-нравственные ценности, культурный суверенитет, гражданское общество.
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Южного филиала ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва» по теме: «Укрепление и развитие гражданской идентичности региональных сообществ как составная часть проекта российской государственности», № ГР 121021500263-9.
Введение
Распад СССР в начале 90-х гг. прошлого столетия повлек за собой серьезные геополитические последствия, проявившиеся в коренном сломе всего мироустройства, созданного после окончания Второй мировой войны. Западными элитами он был воспринят как победа в холодной войне и возможность осуществления экспансии сначала на территории стран-участниц Варшавского договора, а затем и бывших республик, входивших в состав Советского Союза. Прикрываясь внешне привлекательным лозунгом «Европа от Лиссабона до Владивостока», западные спецслужбы вели непрерывную подрывную деятельность на территориях, прежде входивших в сферу влияния России, стремясь оторвать их экономически и ментально от последней. Возрождение национализма, замешанного на нацистской идеологии, притеснение русскоговорящего населения, запрет пользоваться родным языком в сфере делового общения и прямое физическое уничтожение жителей Донбасса на Украине, в конечном счете, стали причиной начала Специальной военной операции, проводимой российскими войсками в целях их спасения от геноцида со стороны Киевского режима. Но ведение военных действий потребовало консолидации российского общества и единения всего многонационального народа России перед лицом внешних угроз, исходящих от США и их европейских сателлитов. Вот почему идея общероссийской гражданской идентичности и, как следствие, единства российской нации вновь в последнее время обрела небывалую актуальность и потребовала новых форм и методов, используемых в повседневной практической работе в этом направлении. Цель исследования состоит в том, чтобы выявить, какие основополагающие государственные документы, касающиеся формирования общероссийской идентичности и укрепления гражданского единства, были приняты российской центральной властью за последние десять лет; определить, в каких направлениях шла корректировка политического курса страны по этому вопросу и какие новые понятия были введены в научный лексикон для усиления противодействия экспансии Запада в социокультурной и духовно-нравственной сфере жизни россиян; и, наконец, установить, в каком соотношении друг с другом находятся понятия «традиционные духовно-нравственные ценности», «общероссийская гражданская идентичность» и «гражданское единство»..
Основная часть
Проблема внутреннего единства Советского Союза стала остро ощущаться уже со второй половины 80-х гг. прошлого века, когда национальные элиты входивших в его состав республик, стали требовать сначала культурного,
сз о
сг
=Е
0
1
-1 У
"О
=Е СГ
<п
I_
и
см см
а потом и политического суверенитета. После распада СССР уже сами тогдашние российские руководители высшего ранга в значительной степени способствовали ее гальванизации в рамках Российской Федерации. Так первый президент России Б.Н. Ельцин неоднократно высказывал в своих статьях мысль о разделении России на семь относительно независимых региональных образований. Однако эта затея вызвала негативную реакцию со стороны большинства населения страны. Тем не менее, данную идею продолжал муссировать губернатор Свердловской области Э.Э. Россель, выступая за создание так называемой «Уральской республики». Подобные мысли витали в головах некоторых руководителей Татарстана, Башкортостана и Республики Соха (Якутия), а также ряда республик Северного Кавказа. И только после прихода к руководству страной В.В. Путина региональный сепаратизм был обуздан, хотя многие проблемы, породившие его, оставались нерешенными.
Дать их систематическое и комплексное решение была призвана Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718 [8]. В ней прежде всего было зафиксировано текущее состояние дел, характеризующееся заменой «единой советской идентичности различными, часто конкурирующими формами региональной, этнической и религиозной идентичности» [8], что повлекло за собой опасность дезинтеграции общества, межэтническую нетерпимость, сопровождающуюся порой открытыми проявлениями сепаратизма и терроризма. В качестве цели Программы было обозначено «укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)» [8], понимаемой не в этническом, а политическом смысле. Путями укрепления единства должны были стать рост этнокультурного потенциала народов, населяющих Россию, их интеграция в гражданское общество посредством межэтнического и межрелигиозного сотрудничества. Согласно Программе, а точнее ее целевым индикаторам, к концу 2020 г. доля граждан, которые бы положительно оценивали состояние межнациональных отношений, должна была составить 65%, а уровень толерантного отношения к представителям других национальностей соответственно - 85%.
Однако мониторинг состояния дел по этому вопросу в Северо-Кавказском федеральном округе, проведенный сотрудниками Южного филиала НИИ культурного и природного наследия, показал, что указанные показатели в ряде республик не были достигнуты. Отчасти, конечно, здесь сыграли свою роль объективные обстоятельства, и в частности пандемия Covid-19. Но наблюдались и откровенные недоработки со стороны местных администраций, которые не придавали должного внимания работе в этом направлении. Это - и отсутствие соответствующих программ, и недостаток финансирования. Свою лепту в необходимость корректировки программы по укреплению гражданского единства внесли СВО и активное участие в конфликте стран Запада на стороне Украины. Более того, важно отметить, что именно Запад долгое время подстрекал националистическое правительство Украины созданию и обострению конфликтной ситуации. Курс на разрыв экономических, политических и культурных связей Евросоюза и США с Россией сопровождался со стороны последней корректировкой своих ценностных установок посредством отказа принять так называемые «западные ценности», ставящие во главу угла однополые браки, смену пола, всяческое выпячивание и поощрение деятельности сексуальных меньшинств, открытое издевательство над религиоз-
ными взглядами и чувствами верующих, являющихся приверженцами традиционных конфессий, а также забвение исторический памяти и непрекращающиеся попытки переписать историю Второй мировой войны, в которой Советский Союз сыграл решающую роль в победе над германским фашизмом.
Поэтому далеко не случайным является издание Президентом РФ Указа № 809 от 9 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [6]. Две его основные задачи - «укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности и российской самобытности, межнационального и межрелигиозного согласия на основе объединяющей роли традиционных ценностей», а также «сохранение исторической памяти, противодействие попыткам фальсификации истории» [6]. В пункте № 4 Основ дано развернутое определение понятия «традиционные ценности», которые предстают как «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» [6]. Далее указывается, что к традиционным ценностям следует относить жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкую семью, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческую память и преемственность поколений, единство народов России. Подчеркивается, что особую роль в становлении и укреплении традиционных ценностей в нашей стране сыграло и продолжает играть православие; хотя и другие религии, среди которых ислам, буддизм, иудаизм, будучи неотъемлемой составляющей российского духовного наследия, также оказывают на этот процесс существенное влияние.
Вопрос о единстве российской нации, вступившей не только в идеологическое, экономическое, культурное, но и военное противоборство с Западом, является сейчас настолько актуальным, что Президент РФ вновь обратил на него внимание, издав Указ от 25 января 2023 г. № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808» [7], в котором проблемам «государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны, укрепления общероссийской гражданской идентичности, единства и сплоченности российского общества» [7] отводится первостепенное место. Как и в прежних документах федерального уровня здесь отмечается, что «основой общероссийской гражданской идентичности является исторически сложившаяся система российских духовно-нравственных ценностей, объединяющая самобытные культуры многонационального народа Российской Федерации» [7]. Однако в то же время делается акцент на объединяющую роль этих ценностей в процессе их влияния на самобытные культуры народов, населяющих Россию. Утверждение приоритета культуры обосновывается также тем, что конечной целью культурной политики Российского государства является формирование социально ответственной, самостоятельно мыслящей нравственной личности, черпающей живительные
силы своего развития из тысячелетнего культурного наследия, оставленного нам предыдущими поколениями.
В связи с негативным влиянием на российское общество, и особенно, молодое поколение, западной массовой культуры, пропитанной культом денег и бездуховностью, и ее стереотипов, а также необходимостью противостоять им, вводится в научный оборот понятие культурного суверенитета, под которым подразумевается «совокупность социально-культурных факторов, позволяющих народу и государству формировать свою идентичность, избегать социально-психологической и культурной зависимости от внешнего влияния, быть защищенными от деструктивного идеологического и информационного воздействия, сохранять историческую память, придерживаться традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [7].
Можно найти в тексте и определение гражданского общества, которое есть не что иное, как «совокупность граждан, принимающих активное участие в общественной жизни, и неформальных гражданских объединений, а также самостоятельных и организационно независимых от государства добровольных объединений...» [7]. Формально здесь как бы все правильно, но, с другой стороны, очень абстрактно и неопределенно. Дело в том, что активное участие в общественной жизни само по себе не является однозначно положительным моментом, ибо и небезызвестный А. Навальный вместе со своими приспешниками активно участвовал в деструктивной деятельности по развалу российского социума и подчинению его жизни западным идеологе-мам. Быть организационно и финансово независимыми от государства, возможно, и хорошо, но должен быть задан вопрос: кто и с какой целью создает и финансирует данные организации? Опыт показывает, что деятельность многих НКО в России финансировалась и финансируется западными правительствами и спецслужбами и отнюдь не с целью благотворительности и желания улучшить жизнь российских граждан, а для ведения подрывной деятельности под благовидным предлогом. Особый вред эта деятельность нанесла в сфере воспитания и образования. Удивительно, что документ, в котором до этого почти в каждом абзаце фигурировали слова «российские духовно-нравственные ценности», «общероссийская гражданская идентичность», «формирование личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей», в вопросах деятельности гражданского общества полностью от этих понятий абстрагируется. Во всяком случае это четко не озвучено. Указанное определение вполне укладывается в рамки западной либеральной традиции, согласно которой гражданское общество определяют «не как совокупность конкретных характеристик общества в целом, а как сферу общественной жизни, свободную от государственного административно-властного вмешательства» [4, с. 28]. Согласно либеральным доктринам, единение людей в гражданском обществе совершается главным образом в целях защиты своих собственных интересов от государства как политического института. Это - излюбленный конек англо-саксонской мысли, начиная с Дж. Локка. Хотя на Западе гражданское единение в обществе основывается на ценностно-нормативном плюрализме, все же есть основополагающие ценности, которые лежат в его основе, невзирая на культурные различия стран и народов. Это - персональная свобода, приоритет прав личности, толерантность и, конечно же, базовое материальное благосостояние. России же свойственна другая иерархия ценностей, которую великолепно подметил Ф.М. Достоевский в полемике с либеральным мыслителем А.Д. Градов-
ским. «Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, - вопрошал великий русский писатель, - если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной? <...> Попробуйте-ка соединить людей в гражданское общество с одной только целью "спасти животишки"? Ничего не получите, кроме нравственной формулы: "Chacun pour soi et Dieu pour tous"» [2, с. 470].
Учитывая национальные традиции народов, населяющих нашу страну, сотрудники Южного филиала Российского НИИ культурного и природного наследия предложили свою трактовку понятия «гражданское общество», в которой акцент с изначального противопоставления государства и общественных объединений граждан смещается в сторону их взаимодействия и сотрудничества в результате всестороннего «вовлечения институтов гражданского общества (НКО, волонтеры, активисты) в совместную работу с федеральными, региональными, республиканскими, муниципальными органами власти и учреждениями» [5, с. 8]. Другой важной особенностью позиции краснодарских ученых является отказ от жесткого противопоставления гражданско-государственной идентичности этнической идентичности. С их точки зрения, «активизация этнокультурных составляющих вовсе не означает активизацию каждой по себе этнической культуры. Она предполагает создание из разного сочетания их активностей единого общеэтнокультурного пространства благодаря их творческому общению между собой и влиянию друг на друга» [5, с. 8].
Итак, на российской почве идея противопоставления государства и гражданского общества не является основополагающей, хотя она активно используется несистемной оппозицией, которая, прикрываясь красивыми лозунгами борьбы за права человека, пытается взять политическую власть в стране в собственные руки. История показывает, что в те периоды, когда российское государство становится слабым и перестает выполнять свою объединительную функцию, страна оказывается на грани выживания, как это было в начале XVII века, во времена «русской смуты», или просто распадается, что произошло в эпоху М.С. Горбачева. Поэтому в России, «действительно, гражданская устойчивость, единение предполагают и державно-государственную однородность и этническое многообразие» [1, с. 22], о котором тоже не следует забывать во избежание возникновения региональных конфликтов. Одним словом, гражданское единение в России имеет собственные неповторимые черты, поскольку оно являет собой не «плавильный тигель» (США), не «абсорбирование иных» (Европейский Союз), а политическое гражданское сплочение, на основе российских духовно-нравственных ценностей и культурной самобытности. Говоря о стратегических ориентирах национальной политики Российского государства, В.В. Путин на заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям 30 марта 2021 г. одной из приоритетных задач назвал укрепление гражданского единства россиян и особо отметил, что «для огромной многонациональной России принципиальное, решающее, можно сказать, значение имеют солидарность людей, чувство сопричастности к судьбе Отечества, ответственности за его настоящее и за будущее - то, что принято называть общероссийской идентичностью, гражданским самосознанием» [3]. В этом высказывании Президента РФ укрепление гражданского единства в стране напрямую увязывается с формированием общероссийской идентичности. Эта же мысль повторяется в Указе от 25 января 2023 г. № 35, где подчеркивается, что «укрепление единства и сплоченности российского общества» должно осуществляться «на основе общероссийской граждан-
сз о
сг ш
0
1
-1 У
"О ш
сг
ской идентичности» [7], ориентированной на традиционные российские духовно-нравственные ценности.
Заключение
Подводя итог нашего исследования, следует сделать одно очень важное замечание: если в государственных документах предыдущих лет понятия «традиционные духовно-нравственные ценности», «общероссийская гражданская идентичность», «укрепление гражданского единства» просто перечислялись через запятую, то в последних Указах Президента РФ начала вырисовываться определенная иерархия, или своеобразная триада «духовно-нравственные ценности» - «общероссийская гражданская идентичность» - «гражданское единство». Центральным звеном (фокусом) данной триады становится, на наш взгляд, «общероссийская гражданская идентичность». И в этом есть свой резон, поскольку гражданская идентичность является свойством личности, конкретного человека, субъекта исторического действия. Сами духовно-нравственные ценности, если они не интериоризируются индивидом, не становятся руководящими установками его деятельности, оказываются, говоря современным языком, мертвым капиталом, остающимся невостребованным. Обретение гражданской идентичности означает, что человек из несоциализированного(атомизированного) индивида превращается в сознательную личность, понимающую свою ответственность перед своими согражданами, с которыми он должен объединиться и совместно действовать ради купирования внутренних и внешних угроз и во имя блага и процветания родной страны.
Литература
1. Дементьев Б.П. Теоретические и конкретно-практические аспекты гражданской идентичности россиян // Материалы к Межрегиональной научно-практической конференции-диалогу «Актуальные проблемы укрепления единства российской нации (философско-культурологические, этно-конфесси-ональные и психолого-педагогические аспекты)». Пермь. 10-11 ноября 2016 г. / отв. ред. М.Г. Писма-ник; Пермский государственный институт культуры. Пермь, 2016. С. 21-26.
2. Достоевский Ф.М. Дневник писателя. В 2 т. Т. 2 / коммент. А. Батюто, А. Березкина, В. Ветловской, Е. Кийко, Г. Степановой, В. Туниманова. М.: Книжный Клуб 36.6, 2011. 752 с.
3. Заседание Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям 30 марта 2021 г. // Президент России. [Электронный ресурс]: URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/65252 (дата обращения: 29.12.2022).
4. Коваль Е.А. Особенности гражданского единения в «хорошем обществе» // Материалы к Межрегиональной научно-практической конференции-диалогу «Актуальные проблемы укрепления единства российской нации (философско-культурологические, эт-но-конфессиональные и психолого-педагогические аспекты)». Пермь. 10-11 ноября 2016 г. / отв. ред. М.Г. Писманик; Пермский государственный институт культуры. Пермь, 2016. С. 27-31.
5. Общероссийская гражданская идентичность на Юге России. Анализ мер и предложения по Южному федеральному округу и Северному Кавказу: аналитический доклад. М.: Институт наследия, 2020. 93 с.
6. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей». [Электронный ресурс]: URL: http://prezident.org/ar-ticles/ukaz-prezidenta-rf-809-ot-9-nojabrja-2022-go-da-09-11-2022.html (дата обращения: 12.01.2023).
7. Указ Президента РФ от 25 января 2023 года № 35 «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808». [Электронный ресурс]: URL; https://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/406130451/ (дата обращения: 29.01.2023).
8. Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. № 718. [Электронный ресурс]: URL: http://xn-8sbnatxcctbeddbt-
j9c2e.xn - p1ai/files/doc-files/2015/10/ukreplenie_edin-stva_rossiyskoy_naciU_etnokulturnoe_razvitie_naro-dov_rossii_2014_-_2020_gody.pdf (дата обращения: 25.01.2023).
FORMATION AND STRENGTHENING OF THE ALL-RUSSIAN IDENTITY AND CIVIC UNITY AS PRIORITY DIRECTIONS OF THE ACTUAL STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Gorlova I.I., Zorin A.L.
Southern branch of the Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage named after D.S. Likhachev
The article analyzes the Decrees of the President of the Russian Federation published over the past ten years and State programs concerning the formation of the all-Russian identity and strengthening the civil unity of the peoples inhabiting Russia. The study found a close intertwining between the growth of civic consciousness and the strengthening of the monolithic nature of Russian society. The author's interpretation of the concept of "civil society" is presented, proceeding not from the rigid opposition of society to the state inherent in liberal doctrines, but from the possibility of their joint fruitful cooperation for the sake of gaining political and cultural sovereignty of Russia. In the end of the article it is concluded that the concepts of "traditional spiritual and moral values", "all-Russian civic identity" and "civic unity" form a kind of triad, the central link (or focus) of which is the civic identity, since it forms a socially responsible person as a subject of historical action, capable of realizing the real civic unity of the Russian political nation through the interiorization of spiritual and moral values.
Keywords All-Russian civic identity, civic unity, national spiritual and moral values, cultural sovereignty, civil society.
References
1. Dementiev B.P. Theoretical and concrete-practical aspects of the civic identity of Russians // Materials to the scientific-practical conference-dialog "Actual problems of the strengthening of unity of the Russian nation". Perm, 10-11 November 2016 / resp. red. M.G. Pismanik. Perm: State Institute of Culture, 2016. pp. 21-26.
2. Dostoyevskiy F.M. The writer's diary. In 2 volumes. Vol. 2. / comment. A, Batiuto. Moscow: Knizhnyi Klub 36.6 Publ, 2011. 752 p.
3. Federal Target Program "Strengthening the unity of the Russian nation and the ethno-cultural development of the peoples of Russia (2014-2020)", approved by decree of the government of the Russian Federation from August 20 2013, N 718. Available at: http://xn-8sbnatxcctbeddbtj9c2e.xn - p1ai/files/doc-
files/2015/10/ukreplenie_edinstva_rossiyskoy_nacii_i_etnokul-turnoe_razvitie_narodov_rossii_2014_-_2020_gody.pdf [Accessed 25/01/2023].
4. Koval E.A. Features of civic unity in a "good society" // Materials to the scientific-practical conference-dialog "Actual problems of the strengthening of unity of the Russian nation". Perm, 10-11
November 2016 / resp. red. M.G. Pismanik. Perm: State Institute of Culture, 2016. pp. 27-31.
5. All-Russian civil identity in the South of Russia: Analysis of measures and propositions for South federal region and for North Caucasus. Analytical report. Moscow: Institute of Heritage Publ., 2020. 93 c.
6. Decree of the President of Russian Federation 9 November 2022 N 809 "On the approval of the Foundations of the state Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian spiritual and moral Values". Available at: http://prezident. org/articles/ukaz-prezidenta-rf-809-ot-9-nojabrja-2022-go-da-09-11-2022.html [Accessed 12/01/2023].
7. Decree of the President of Russian Federation 25 January 2023 N 35 "On amendments to the Fundamentals of the State Cultural Policy" approved by presidential decree of Russian Federation from December 24 2014 N 808. Available at: https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406130451/ [Accessed 29/01/2023].
8. Meeting of the Council under the President of the Russian Federation on Interethnic Relations on March 30, 2021 // President of Russia. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/65252 [Accessed 29/12/2022].