Научная статья на тему 'Государственно-гражданская идентичность в России: историко-культурные и политические основания'

Государственно-гражданская идентичность в России: историко-культурные и политические основания Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
596
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Ключевые слова
HISTORICAL AND CULTURAL GROUNDS / CIVIL IDENTITY / PATRIOTIC CONSCIOUSNESS / RUSSIAN FEDERATION / PRESIDENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мещерякова Дарья Игоревна

В статье рассматриваются историко-культурные и политические основания формирования государственно-гражданской идентичности в России. Автор анализирует особенности современных механизмов формирования идентичности, сделав обзор действующих нормативно-правовых актов и государственных программ. Особое внимание уделяется роли патриотизма в совершенствовании государственно-гражданской идентичности. Делается вывод о том, что российская гражданская идентичность является символом России как сильной и самодостаточной державы, способной обеспечить достойные условия для жизни и развития общества, мобилизовать население и эффективно противодействовать внешним вызовам и угрозам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Мещерякова Дарья Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE-CIVIC IDENTITY IN RUSSIA: HISTORICAL, CULTURAL AND POLITICAL GROUNDS

The article discusses the historical, cultural and political foundations of the formation of state-civic identity in Russia. The author analyzes the features of modern mechanisms of identity formation, making a review of existing regulatory legal acts and government programs. Special attention is paid to the role of patriotism in the improvement of state-civic identity. It is concluded that the formation of state-civic identity contributes to the adoption of regulatory acts, which enshrines the significant role of the development of state-civic identity of Russian society, as well as a significant contribution to the development of national patriotism by the President of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Государственно-гражданская идентичность в России: историко-культурные и политические основания»

УДК 32. 019.5

Мещерякова Дарья Игоревна, бакалавр направления подготовки 41.04.04 «Политология» ФГБОУВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Россия, г. Саранск,e-mail: daria.mesheryakowa@yandex.ru

ГОСУДАРСТВЕННО-ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ в РОССИИ:

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются историко-культурные и политические основания формирования государственно-гражданской идентичности в России. Автор анализирует особенности современных механизмов формирования идентичности, сделав обзор действующих нормативно-правовых актов и государственных программ. Особое внимание уделяется роли патриотизма в совершенствовании государственно-гражданской идентичности. Делается вывод о том, что российская гражданская идентичность является символом России как сильной и самодостаточной державы, способной обеспечить достойные условия для жизни и развития общества, мобилизовать население и эффективно противодействовать внешним вызовам и угрозам.

Ключевые слова: историко-культурные основания, гражданская идентичность, патриотическое сознание, Российская Федерация, Президент.

Meshcheryakova Daria Igorevna, bachelor in the field of training «Political Science» at the National Research Mordovian state University (Russia, Saransk), e-mail: daria.mesheryakowa@yandex.ru

STATE-CIVIC IDENTITY IN RUSSIA: HISTORICAL, CULTURAL AND

POLITICAL GROUNDS

Annotation. The article discusses the historical, cultural and political foundations of the formation of state-civic identity in Russia. The author analyzes the features of modern mechanisms of identity formation, making a review of existing regulatory legal acts and

government programs. Special attention is paid to the role of patriotism in the improvement of state-civic identity. It is concluded that the formation of state-civic identity contributes to the adoption of regulatory acts, which enshrines the significant role of the development of state-civic identity of Russian society, as well as a significant contribution to the development of national patriotism by the President of the Russian Federation.

Keywords: historical and cultural grounds, civil identity, patriotic consciousness, Russian Federation, President.

Государственно-гражданская идентичность российского общества привлекает внимание исследователей благодаря тому, что вмещает в себя культурные, исторические и государственно-правовые аспекты. Часто общественные изменения находят свой след в социальных константах, поэтому по модификации идентичности можно отслеживать тенденции изменения самого общества.

Проблема формирования государственно-гражданской идентичности России -является для нее очевидной и чрезвычайно важной. Идентичность зависит от объективных общенаучных законов общественного развития и формируется путем проведения целенаправленной государственной политики. В научных исследованиях по формированию национальной идентичности чаще всего рассматриваются языковой, религиозный, исторический, политический, экономический, культурный, географический факторы [3].

Следует отметить, что положительные образы гражданской идентичности, первоначальные сведения о ней, способны, равным образом, стать импульсом преодоления внутренней дисгармонии разобщенного и, к тому же, мультикультурного общества. Став краеугольным камнем взаимодействия населения и власти, идентичность способна побудить к здоровой трудовой, общественно-политической, культурной жизни. Поликультурное общество ортодоксально для России, но сегодня энергичное слияние населения приводит к выстраиванию тонких связующих линий интерактивного взаимодействия, к политкорректности и самоидентификации социума.

Становление гражданской идентичности способно обеспечить единство и целостность личности, интеграцию граждан поликультурного общества на основе свободы его самовыражения, а также учета плюрализма социальных установок, норм и ценностей. Таким образом, очевидно, что перед исследователями возникает задача выбора и выработке моделей формирования новой идентичности, что имеет колоссальное значение для успешного будущего российской государственности.

В качестве самостоятельной проблемы идентичность появляется в трудах представителей классической философии. Позднее оформилось несколько основных социально-гуманитарных и социально-философских школ, предложивших собственные теории идентичности. Так, например, одна из них, где идентичность выступает как сумма бессознательных и осознаваемых психологических механизмов индивида, определяющих свойственный ему способ приспособления к реальности, была разработана в рамках психоанализа (А. Адлер, Э. Берн, А. Фрейд) [1, 13]. Большая работа по исследованию идентичности была проделана в антропологической традиции (Ф. Арьес, Р. Бенедикт, А. Кардинер, К. Леви-Стросс) и связанных с нею исторических (Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, А. Тойнби, О. Шпенглер), социально-антропологических и этнометодологических школах (Й. Хейзинга, Г. Гарфинкель, X. Сакс).

Понятие национальной идентичности может быть рассмотрено в двух аспектах: 1) философско-антропологическом - как процесс осознания принадлежности к определенной нации, национальной культуре и т.п., и 2) как осмысление национальных особенностей в качестве императива исторического развития нации. Национальная идентичность развивается в процессе исторических перемен, представляя определенную ступень национального самосознания. С другой стороны, идентичность - это и относительно замкнутая система взглядов, поэтому она довольно устойчива, но динамика ее среды (внутренняя и внешняя жизнь нации) приводит к определенным изменениям в этой системе.

Проблема идентичности для России имеет глубокие исторические корни, традиции, факторы, уходящие в глубокие пласты генезиса и эволюции русского этноса [12, с.174]. В условиях глобальных перемен современного мира проблема

гражданской идентичности приобретает особое содержание, сохраняя одно из главных мест в размышлениях о будущем поступательном развитии Российского государства [14]. Сегодня Российская Федерация, упрочив свою национальную самобытность, укрепив свои корни, оставаясь открытыми и восприимчивыми к лучшим идеям и практикам Востока и Запада, пройдя через ломки, испытания, как это уже бывало в истории не раз, возвращается к самой себе, возвращается в собственную историю.

Одним из импульсов к поиску, осознанию государственно-гражданской идентичности в нашей стране, стал распад Советского Союза и последующие коренные изменения в социальной и политической сферах жизни, что и породило кризис идентичности. Если говорить об опыте СССР, то здесь с помощью мифологизации мышления решали очень важные вопросы мобилизационного развития. Советскому человеку внушали наличие определенной картины мира, где существовали «свои», «чужие», «вождь», «прекрасное будущее». Социалистическая идеология, умело используя мифы и символы, связанные с определенным освещением культурно-исторического прошлого государства, была фундаментом, на котором строились социальные связи, политические действия, и, в конечном счете, самоидентификация всего советского общества. В соответствии с идеологией тоталитарной системы, абсолютным правом на установление системы ценностей обладал партийный лидер, что являлось фактом резкого ограничения свободы граждан в определении форм и способов своей национальной идентичности. В данном контексте, разница между гражданской и этнической идентичностью исчезает в том смысле, что этническая принадлежность приобретает политическое звучание. По историко-стадиальному подходу, в общем и целом типичному для всей советской науки, нация является высшей формой этнической общности, которая сложилась во время капитализма.

Мифологическое наполнение советской системы стало одним из факторов, способствующих её кризису, после чего произошла утрата идентичностью своей регулятивной функции, которая приводила в соответствие индивидуальные смыслы и их ход социального проектирования. Как только рухнула система гражданских и

духовных ценностей, по тому же пути пошла советская идентичность, утратив четкие границы. После исчезновения привилегии коммунистической партии на монополию идеологического строительства в этой среде возникает вакуум, а идентичность приобретает неопределенный, размытый характер. С этого момента начинается поиск новой, актуальной времени, гражданской идентичности. Учитывая сложную обстановку в стране, этот процесс сильно растягивается во времени. Объективной необходимостью стало перемещение акцента на восприятие России как нации-государства в противовес интернационализму и мультикультурализму советского периода. В этих условиях, одной из задач стала работа с русским населением ближнего зарубежья для реинкорпорации его в свой состав. Изменения в идеологии, с помощью которой и шло конструирование идентичности общества, привели к необратимой необходимости формирования новой российской идентичности, но уже с опорой на важность и значимость ценностей гражданской нации. На позиции утерянной советской гражданственности претендует сейчас этническая и конфессиональная идентичности.

Тенденции, происходящие в нашей стране, усугубляются процессами глобализации, которая, с одной стороны, размывает принципы национального самоопределения, а с другой ведет к процессам регионализации, когда отдельные регионы стремятся сохранить и укрепить свою идентичность в современных условиях. Накаляется военно-политическая обстановка, бесспорно, наблюдается отвержение элементарных правил приличия, не говоря уже о нормах международного права.

Для России вопрос укрепления государственно-гражданской идентичности становится одним из первоочередных. В XX веке мы дважды пережили распад нашей государственности. В результате получили недостаток взаимодоверия и ответственности, сокрушительный удар по духовному и культурному коду нации, лицом к лицу столкнулись с деморализацией общества, с разрывом единства истории и традиций. В этом и кроется, по мнению Президента РФ В. В. Путина, корень всех проблем. Президент Российской Федерации неоднократно отмечал, что «консолидирующую базу российской политики он видит именно в патриотизме» [7].

Патриотизм, по нашему мнению, является базисом формирования гражданской идентичности личности. Гражданская идентичность личности представляется собой динамическую структуру, развивающуюся на протяжении всего жизненного пути человека, формирующуюся в результате процесса самоотождествления субъекта с общностью и проявляется в ценностно-мотивационном, когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах. Структура гражданской идентичности личности включает в себя несколько компонентов, одним из которых является морально-нравственная установка. В его состав входит, в том числе, и патриотизм.

Под патриотизмом стоит понимать систему взглядов, представлений и чувств человека, обеспечивающих сопричастность к проблемам общества, чувство гражданского долга, доверие, гражданское достоинство, уверенность в необходимости реализации своей гражданской позиции.

Тесная взаимосвязь государственно-гражданской и патриотизма нашла свое отражение в нормативных актах. Так, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» одной из целевых установок является «укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян [4]. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается важность генерирования консолидации гражданского общества, которая развивается вокруг общих ценностей, формирующих фундамент государственности [5]. А это возможно путем воспитания в обществе достойного отношения к истории.

В качестве основы, центральной оси для укрепления государственно-гражданской идентичности действующая власть предлагает патриотизм как национальную идею. Так, В. В. Путин, выступая на встрече «Клуба лидеров», отметил: «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». А для того чтобы его внедрить в сознание «нужно постоянно об этом говорить, на всех уровнях» [8].

Национальную идею ни в коем случае нельзя выстроить на основе идеологической монополии. Для всех поколений важно провести глубочайшее осмысление наших культурных и духовных традиций. Понять на сколько граждане страны чувствуют себя единым, объединенным общими целями и ответственностью, народом. Только тогда наша идентичность будет обращена в будущее [8].

Укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации является одной из главных целей государственной национальной политики Российской Федерации, определенных в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года с учетом изменений, внесенных Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 2018 года № 703 [11].

При этом укрепление единства российского общества и гражданской идентичности определено в числе основных целей государственной культурной политики Российской Федерации (Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года) [10].

Указание Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации обратить особое внимание при разработке национальной программы в сфере культуры на необходимость укрепления российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации (пункт 12 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») свидетельствует о социальной значимости рассматриваемой темы [11].

Все чаще российский лидер делает акцент значимости истории, которая вся без изъятий должна стать частью российской идентичности. В современной России, поддерживающей позитивные традиции советской эпохи, на которую пытались в своё время навесить ярлык «тюрьмы народов», не исчез ни один, даже самый малый этнос. Все они сохранили не только свою внутреннюю самостоятельность и культурную идентичность, но и своё историческое пространство. При этом в нашем историческом сознании, в нашем духе, в нашем историческом коде накоплен

уникальный опыт поликультурности и полиэтничности. Тысячелетием естественным образом на этом строилась наша государственность.

Христианство, ислам, буддизм, иудаизм, другие религии - неотъемлемая часть идентичности и исторического наследия. Многие евроатлантические страны пошли по пути отказа от нравственных начал, что приводит к деградации, глубокому демографическому и нравственному кризису.

Главная задача государства, закреплённая в Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, - укрепление единства многонационального руководства России, предотвращение межэтнических конфликтов, укрепление русского языка как государственного, обеспечение условий для изучения и сохранения языков народов РФ, обеспечение поддержки коренных малочисленных народов страны, создание условий для адаптации иностранных граждан и повышение эффективности межнационального сотрудничества [8].

Необходимо отметить влияние деятельности, направленной на укрепление идентичности и патриотизма россиян, на рейтинг действующего Президента России. Последние опросы Левада-центра демонстрирует мнение россиян о самых успешных и неудачных результатах Путина на посту президента. Самые весомые достижения связаны с безопасностью и международными отношениями: «повышение боеспособности и реформа вооруженных сил» (39 %), «укрепление международных позиций России» (34 %), «решение чеченской проблемы» (26 %), «наведение порядка в стране» (24 %) [6].

В июле 2019 года Левада-центр показал рост доверия к Путинау на 2 %. По ВЦИОМ и опросу на сайте показатели снизились на доли процента. Реальный процент поддержки В. В. Путина составляет около 50 %. После прямой линии с президентом в июне 2019 года рейтинг вырос на сотые доли [9].

В целом, образ Путина строится на внешнеполитической тематике, и это резонирует с желаниями россиян видеть страну сильной державой. Фокус на международные события облегчает задачу создания нужного имиджа: в оценке ситуации в Сирии или Донбассе россияне полагаются исключительно на телевизор, а

не на собственный опыт. При этом внутренние проблемы не исчезают. Россияне чаще всего отмечают неудачи в экономике: про неудачи в повышении уровня жизни сейчас говорят 32 % россиян, а в 2014 году их упоминали только 15%. Проблема коррупции беспокоит треть россиян (32 %). Острота этой проблемы была заметна и раньше: в 2012 году о неудаче В. Путина в борьбе с ней говорили 38 % опрошенных [2].

Несмотря на стабильно высокий уровень одобрения деятельности В. В. Путина, то есть его геополитических и военных побед, степень доверия к личности руководителя страны быстро меняется: если в марте 2015 года ему доверяли 83% россиян, в 2017 году - 72%, то сегодня доверие к президенту остается на уровне докрымского уровня: тогда этот показатель составлял 59% [2].

Рост патриотических настроений после присоединения Крыма на непродолжительное время значительно повысил рейтинг Президента. Военная операция в Сирии, в свою очередь, не смогла поддержать национальное единение с государством, хотя и укрепила в массах ощущение международного лидерства России. Нерешенность внутренних проблем и коррупционные скандалы подрывают доверие к общественным институтам. Потребность переформулировать стратегию власти нарастает по мере снижения потенциала «внешней угрозы» для мобилизации общества.

В заключении необходимо отметить, что формирование государственно-гражданской идентичности на основе общих ценностей, гражданской ответственности, патриотического сознания и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями - необходимое условие сохранения единства страны. Россия имеет собственную тысячелетнюю историю и опыт в формировании идентичности. Тем не менее, в современном глобализирующемся мире, необходимо обратить особое внимание на развитие государственно-гражданской идентичности на самом высоком уровне. Работа в данном направлении активно ведется. Подтверждением является принятие нормативно-правовых актов, в которых закрепляется весомая роль развития государственно-гражданской идентичности российского общества и

значительный вклад в развитии отечественного патриотизма Президентом Российской Федерации.

Российская гражданская идентичность является неотъемлемым атрибутом восстановления России в роли суверенной, сильной и самодостаточной цивилизации, которая в состоянии обеспечить достойные условия для жизни и саморазвития общества, способного выступить как целостный организм. Она должна служить тем пластом, на котором будут основываться государственная идея и смыслообразующие категории взаимодействия граждан. Гражданская идентичность - это значимый инструмент, как для развития социальных процессов, так и для механизмов формирования и сохранения национального самосознания.

Библиографический список

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность». 1995. 212 с.

2. Аналитика экспертов ВЦИОМ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=238&uid=9760 (дата обращения: 20.06.2019).

3. Бакина А.В. Гражданская идентичность старшеклассников [Электронный ресурс]. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. Режим доступ: www.science-education.ru/120-17124 (дата обращения: 20.06.2019).

4. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» [Электрон. ресурс]. // Русский век. Режим доступа: http://static. government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1 jsKA Errx2dE4q0ws.pdf (дата обращения 20.06.2019).

5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 [Электрон. ресурс]. // Русский век. Режим доступа: https://rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения 20.06.2019).

6. Патриотизм в цифрах. На чем держится рейтинг Путина [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://republic.rU/posts/82280# (дата обращения 20.06.2019).

7. Поцелуев С.П. Символические средства политической идентичности. К анализу постсоветских случаев // Трансформация идентификационных структур в современной России / Под ред. Т. Г. Стефаненко. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. ВАВС. 106-159.

8. Путин: Идентичность и национальная идея не могут быть навязаны сверху [Электрон. ресурс]. // Русский век. Режим доступа: http://www.ruvek. info/?action=view&id=8389&module=articles (дата обращения 20.06.2019).

9. Рейтинг Путина на сегодняшний день 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://novosti-online.info/4192-reyting-putina-na-segodnyashniy-den-2018-realnyy.html (дата обращения 20.06.2019).

10. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения 20.06.2019).

11. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ь^://^^^ garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения 20.06.2019).

12. Фахрутдинов Р.Р., Мамедлаев Р.Ю. Феномен идентичности: гражданской или этнической // Казанский педагогический журнал. 2013. №2 3. С. 172-181.

13. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Сфера, 1993. 144 с.

14. Шикова Р.Ю. Идентичность молодежи России в условиях социокультурной трансформации // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. №2 1. С. 109-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.