ЕРЕМИНА Екатерина Витальевна -
к.соц.н., доцент; доцент кафедры государственного управления и социологии региона Пензенского государственного университета (ПГУ).
440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная, д. 40 [email protected]
РЕТИНСКАЯ Вера Николаевна -
к.соц.н., доцент; доцент кафедры государственного управления и социологии региона ПГУ. [email protected]
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
CIVIL IDENTITY OF YOUTH AS A PRIORITY OF THE STATE POLICY
В статье рассматривается понятие гражданской идентичности и подчеркивается необходимость государственной политики формирования гражданской идентичности молодого поколения. Молодежь представляет собой инновационный потенциал общества, поэтому формирование ее гражданской идентичности и патриотизма является одной из приоритетных задач современного государственного управления. Ключевые слова: гражданская идентичность молодежи, патриотизм, гражданское общество, государственная политика
The article discusses the concept of civic identity and emphasizes the need for public policy directed to formation of civic identity of the young generation. Youth is an innovative potential of society, so the formation of civic identity and patriotism of the Russian youth is one of the priority tasks of the present government.
Keywords: youth civic identity, patriotism, civil society, public policy
В настоящее время в России отмечается рост исследовательского интереса к проблеме формирования гражданской идентичности. Для одних исследователей (М.К. Горшков, В.В. Петухов, Н.Е. Тихонова) гражданская идентичность — это не только отождествление с гражданами России, но и их представление о себе [Российская идентичность в условиях... 2005; Российская идентичность в социологическом измерении 2007], а для других (В.А. Тишков) под гражданской идентичностью понимается, прежде всего, патриотизм и знания о стране [Российская нация. 2008: 3-4].
В структуре гражданской идентичности, как правило, выделяют три основных элемента: когнитивный — знание о принадлежности к данной социальной общности, ценностный — наличие
позитивного или негативного отношения к факту принадлежности и эмоциональный — принятие или непринятие гражданской общности в качестве группы членства как результат действия двух первых элементов [Водолажская 2010:140]. Осознание принадлежности к определенной гражданской общности всегда связано с представлениями об ее идентифицирующих признаках, о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства, а также граждан между собой. В когнитивном элементе гражданской идентичности отражается образ государства и территории, которую оно занимает; исторические, культурные, политические и другие особенности взаимоотношений народов, населяющих данное государство. Наличие позитивного или негативного отношения к факту
своей гражданской идентичности, наличие или отсутствие для человека личностного смысла перечисленных элементов, их значимость и включенность в систему ценностей отражает ценностный компонент. Ценностный и эмоциональный компоненты гражданской идентичности могут существенно влиять на содержание когнитивного компонента. Эмоциональный компонент включает в себя чувства стыда или гордости, патриотизм, вызываемые принадлежностью к гражданской общности.
Становление гражданской идентичности определяется не только осознанием своей гражданской принадлежности, но в большей степени тем отношением, которое к ней проявлено, и принятием данного факта как значимого в жизни человека.
Некоторые исследователи дополняют структуру гражданской идентичности деятельностным компонентом, который, на наш взгляд, является необходимым для более полного отражения сущности данного феномена.
Деятельностный компонент, опираясь на знания о гражданской общности и эмоционально-ценностное ее восприятие, определяет тот или иной тип поведения субъекта гражданской общности, реализацию им своей гражданской позиции в общении и деятельности; его гражданскую активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость.
Таким образом, наиболее адекватным, на наш взгляд, является понимание гражданской идентичности как результата когнитивного, ценностного и эмоционального процесса осознания индивидом своей принадлежности к гражданской общности, проявляющегося в определенном типе идентификационного поведения субъекта гражданской общности и принятии им поведенческой модели гражданина.
Отметим, что в силу сложившихся исторических традиций в России понятие российской идентичности может означать и государственное, и гражданское самосознание. Представление о гражданском сообществе как политической нации в России еще только формируется, и люди, отвечая на вопрос о гражданской идентичности, чаще
имеют в виду именно принадлежность к государству.
Государственную идентичность сформировать гораздо проще, т.к. решением политической элиты государственные символы и знаки оформляются, распространяются и закрепляются в официальных документах и воздействуют на общественное сознание через образование и СМИ.
Гражданское самосознание, чувство общности с гражданами, солидарность в ответственности за свою судьбу и жизнь окружающих формируется сложнее.
В массовом сознании государство далеко не всегда воспринимается только как властные учреждения, осуществляющие управление, силовые структуры, обеспечивающие правопорядок, но и как страна, образ которой формируется в семье, школе, в кругу неформального общения, с помощью СМИ [Социальные факторы. 2010: 118-130].
На наш взгляд, целесообразно выделить понятие «государственногражданская идентичность», которое включает не только отождествление с гражданами страны, представление об этом сообществе, солидарность, ответственность за судьбу страны и чувства, переживаемые людьми, но и лояльность государству, выполнение законов, норм и требований общества, прав и обязанностей гражданина России, положительные действия по отношению ко всем гражданам Российской Федерации, активное участие в общественнополитической жизни общества.
Наиболее социально активной частью населения потенциально является молодежь, которая наследует степень развития общества, формирует образ будущего и должна рассматриваться как инновационный потенциал, роль которого необходимо учитывать во всех сферах жизнедеятельности общества. Поэтому проблема формирования гражданской идентичности и патриотизма российской молодежи является одной из приоритетных задач современного государственного управления.
Необходимо отметить, что в последнее время в науке наблюдается рост интереса к проблеме гражданской идентичности молодежи, в т.ч. и российской, о чем свидетельствует существенное увеличе-
ние числа исследований, посвященных различным ее аспектам. Конечно, современная ситуация в России как никакая другая способствует пристальному обращению к этой проблеме, поскольку в условиях глобализации именно молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпо-коленческих и межнациональных отношений. Однако в настоящий момент процесс формирования гражданственности молодого поколения осложняется следующими причинами:
— потребительским отношением к жизни;
— низким уровнем социальной защищенности молодежи, выражающимся в трудностях материального, бытового порядка;
— размыванием традиционных нравственных ценностей;
— недостаточностью образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества;
— унифицирующим влиянием глобализации на локальные культуры, экспансией международного терроризма и религиозного экстремизма, международной организованной преступностью1.
Подобная ситуация, по мнению российских социологов, таких как Ю.А. Семенова, Г.С. Денисова, порождает кризис гражданской идентичности [Семенова 2010: 89; Денисова 2010] и формирует в молодежной среде соответствующую модель гражданской идентичности, обозначенную Е.А. Гришиной как «модель риска» с доминирующей тенденцией деформации правового и патриотического сознания [Гришина 1999]. Вопрос формирования идентичности молодого поколения является базовой предпосылкой укрепления российской государственности и консолидации общества и призван обеспе-
1 Постановление Правительства РФ от
20.08.2013 № 718 «Об утверждении федеральной целевой программы “Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014—2020 гг.”».
чить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества [Коряковцева, Бугайчук 2013].
Данная проблема не только отмечается многими учеными и специалистами-практиками, но и зафиксирована в официальных документах, включая Стратегию национальной безопасности РФ до 2020 года2, Стратегию государственной национальной политики РФ на период до 2025 года3, Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года4; Стратегию государственной молодежной политики в РФ до 2016 года5. На ее остроту неоднократно указывали в своих выступлениях президент РФ В.В. Путин и премьер-министр Д.А. Медведев.
В последние годы ученые-практики исследуют вопросы формирования гражданской идентичности молодежи посредством гармоничного сочетания границ и возможностей процессов социализации и индивидуализации. В данном случае речь идет о целенаправленной и последовательной государственной политике, направленной как на развитие чувств, связанных с этническим происхождением, так и с принадлежностью к единому обществу и государству, и осуществляемой, прежде всего, путем патриотического воспитания. Сложность и многогранность поставленной проблемы нуждается в применении программно-целевого подхода, призванного укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования гражданской идентичности и толерантного сознания российской молодежи. Другими словами, программный подход предполагает переход от ситуативной и бессистемной поддержки отдельных мероприятий в субъектах РФ к проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере государственной национальной политики.
В настоящее время основным программным документом в данной области
2 Утв. указом Президента РФ от 12.05.2009 №537.
3 Утв. указом Президента РФ от 19.12.2012 №1666.
4 Утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р.
5 Утв. распоряжением Правительства РФ от 18.12.2006 г. № 1760-р.
является, прежде всего, государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 годы», которая включает комплекс мероприятий по развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции1. Кроме того, в 2013 г. Правительством РФ утверждена федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014—2020 годы)», основной целью и задачами которой являются содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, а также поддержание этнокультурного многообразия народов России2.
Таким образом, мы можем констатировать, что современный этап формирования гражданской идентичности российской молодежи характеризуется осознанием существования объединяющих ценностей, основанных на принципах патриотизма, духовности, право-
1 Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 «Об утверждении государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011—2015 гг.”».
2 Постановление Правительства РФ от
20.08.2013 № 718 «Об утверждении федеральной целевой программы “Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014—2020 гг.”».
вой культуры; признанием активной роли государства в процессе структурирования гражданской сферы общества; формированием личности, обладающей социальной зрелостью. В этой ситуации появилась настоятельная необходимость в выработке новых механизмов формирования гражданской идентичности молодежи благодаря созданию новых возможностей посредством гражданского общества. Гражданское общество является непременным условием гармоничности процессов социализации и самоопределения современной личности, т.к. именно общественные организации, структуры гражданского общества во многом способствуют вовлечению молодежи в социально значимую деятельность.
Таким образом, формирование гражданской идентичности молодежи позволит укрепить общероссийское гражданское самосознание и этнокультурное развитие народов России, гармонизировать межнациональные и межэтнические отношения, а также обеспечить правопорядок и политическую стабильности в обществе.
Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках реализации гранта №12-06-97023-рповолжьеа «Социализирующая и программирующая роль системы массовых коммуникаций в процессе модернизационно-инновационного развития региона и формирования региональной идентичности».
Литература
Водолажская Т. 2010. Идентичность гражданская. — Образовательная политика, № 5-6.
Гришина Е.А. 1999. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности. М.: Социум.
Денисова Г.С. 2010. Структура региональной идентичности городского и сельского населения Ростовской области. — Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, № 1.
Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. 2013. Молодежь как носитель гражданственности и ее роль в современной России. — Политические науки, № 8.
Семенова Ю.А. 2010. Кризис гражданской идентичности в условиях трансформации современного общества. — Вестник ОГУ, № 7(113).
Социальные факторы консолидации Российского общества: социологическое измерение (под редакцией М.К. Горшкова). 2010. М., Новый хронограф, 256 с.
Российская идентичность в социологическом измерении. 2007. М. Репринт (Институт социологии РАН).
Российская идентичность в условиях трансформаций (отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова). 2005. М., 396 с.
Российская нация: становление и этнокультурное многообразие (отв. ред. В.А. Тиш-ков). 2008. М., 308 с.