Научная статья на тему 'Общероссийская гражданская идентичность: Актуальные проблемы формирования в условиях полиэтничности'

Общероссийская гражданская идентичность: Актуальные проблемы формирования в условиях полиэтничности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1305
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ИДЕОЛОГИЯ НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВА / ОБЩЕГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / NATIONAL RELATIONS / THE IDEOLOGY OF NATION-BUILDING / NATIONAL IDENTITY / NATIONAL POLICY / NATIONAL IDEA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Огнева В.В.

В статье исследуется проблема формирования общероссийской гражданской идентичности. При этом новая идеология нациестроительства ни в коей мере не предполагает растворение этнических групп в некой монокультурной общности под названием «российская нация». Последняя мыслится как согражданство, как форма надэтнической гражданской идентичности россиян, не только осознающих себя гражданами страны, но иготовых действовать в ее интересах. В данной связи актуализируется задача исследования содержательных аспектов национальной политики и управления национальными процессами в современной России. Поднимаются актуальные вопросы соотношения национальной и общегражданской идентификации, обосновываются принципиальные основания государственного подхода к реализации национальной политики, формированию и укреплению общегражданской (российской) нации. Формулируются конкретные предложения по совершенствованию государственной национальной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Огнева В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the problem of formation of Russian civil identity. This new ideology of nation-building in noway implies the dissolution of ethnic groups in a monocultural community under the name of "Russian nation". The latter is conceived as co-citizenship as a form of supra-ethnic civic identity of the Russians, not only self-aware citizens of the country, but also ready to act in its interests. In this regard, the objective of the study the substantive a spects of national policy and manage national processes in modern Russia is actualized. It raises the important issues of correlation of national and civil identification, substantiates the fundamental foundation of the state approach to the implementation of national policies, to build and strengthen the civic (Russian) nation. It formulates the specific proposals to improve state ethnic policy.

Текст научной работы на тему «Общероссийская гражданская идентичность: Актуальные проблемы формирования в условиях полиэтничности»

УДК 323

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЭТНИЧНОСТИ

THE ALL-RUSSIAN CIVIL IDENTITY: ACTUAL PROBLEMS OF FORMATION IN THE CONDITIONS OF MULTI-ETHNICITY

Огнева В.В. Ogneva V.V.

Среднерусский институт управления — Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, 302028, Орловская обл., г. Орел, бульвар Победы, 5а

Central Russian Institute of management — Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 5а Boulevard Pobedy, Orel, Orel region, 302028, Russia

E-mail: ognevavv@yandex.ru

Аннотация

В статье исследуется проблема формирования общероссийской гражданской идентичности. При этом новая идеология нациестроительства ни в коей мере не предполагает растворение этнических групп в некой монокультурной общности под названием «российская нация». Последняя мыслится как согражданство, как форма надэтнической гражданской идентичности россиян, не только осознающих себя гражданами страны, но и готовых действовать в ее интересах. В данной связи актуализируется задача исследования содержательных аспектов национальной политики и управления национальными процессами в современной России. Поднимаются актуальные вопросы соотношения национальной и общегражданской идентификации, обосновываются принципиальные основания государственного подхода к реализации национальной политики, формированию и укреплению общегражданской (российской) нации. Формулируются конкретные предложения по совершенствованию государственной национальной политики.

Abstract

The article examines the problem of formation of Russian civil identity. This new ideology of nation-building in no way implies the dissolution of ethnic groups in a monocultural community under the name of "Russian nation". The latter is conceived as co-citizenship as a form of supra-ethnic civic identity of the Russians, not only self-aware citizens of the country, but also ready to act in its interests. In this regard, the objective of the study the substantive aspects of national policy and manage national processes in modern Russia is actualized. It raises the important issues of correlation of national and civil identification, substantiates the fundamental foundation of the state approach to the implementation of national policies, to build and strengthen the civic (Russian) nation. It formulates the specific proposals to improve state ethnic policy.

Ключевые слова: национальные отношения, идеология нациестроительства, общегражданская идентичность, национальная политика, национальная идея.

Key words: national relations, the ideology of nation-building, national identity, national policy, national idea.

В настоящее время в России отмечается повышенный исследовательский интерес к проблеме формирования общегражданской идентичности, основанной на чувстве принадлежности к единому обществу и государству. Этому способствует снижение межнациональной напряженности в стране и наращивание законодательной базы национальной политики в последние годы. В 2012 году вышел «майский указ» Президента России об обеспечении межнационального согласия1, создан Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям, Консультативный совет по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Председателе Совета Федерации, принята Стратегия государственной национальной политики на период до 2025 года. В 2013 году утверждена федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)2. В 2014 году для оценки состояния и прогнозирования межнациональных отношений принято решение Прави-

1 Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 602 «Об обеспечении межнационального согласия». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129337/

2 Постановление Правительства РФ от 20.08.2013 № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» (ред. от 25.05.2016). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151043/

тельства о создании единой системы мониторинга и предупреждения возможных конфликтов на этнической почве. В 2015 году утверждена федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы1. В этом же году создано Федеральное агентство по делам национальностей. 2017 год предлагается объявить годом общероссийской нации.

Стратегия национальной политики артикулирует главной целью упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации). При этом новая идеология общегражданского нациестроительства ни в коей мере не предполагает растворение этнических групп в некой монокультурной общности под названием «российская нация». Последняя мыслится как согражданство, как форма надэтни-ческой гражданской идентичности россиян, представляющих вместе по общему историческому и культурному наследию российский народ, многообразный, но в то же время единый.

Проблема, однако, состоит в том, что ни в научной литературе, ни тем более в массовом сознании нет четкого представления, что есть общегражданская идентичность. Большинство полагает, что это просто отождествление себя с живущими в стране. В свое время И.А. Ильин рассматривал гражданскую нацию как общенациональное братство, всенациональное сотрудничество народов страны в русской культуре, их соучастие в общей гражданско-политической жизни2. Современные политологические концепции трактуют интересующее нас понятие как лояльность государству, власти и элитам (Д. Ростоу, А.С. Железняков)3. Известные социологи интерпретируют общегражданскую идентичность как солидарность с народом и лояльность государственной власти (В.А. Тишков)4 и вкладывают в него деятельностный компонент ответственности за дела страны (Л.М. Дробижева)5. Российскость как идентичность, как замечает В.А. Тишков, - не результат внутренней унификации, а естественное наложение на множество этнокультурных различий. И это действительно так: наше общество в силу своей полиэтничности наполнено традиционными многовековыми связями (опыт совместного проживания, межнациональные браки и др.) и гражданские связи не вытесняют, а естественным образом накладываются на них.

Если исходить из того, что гражданская идентичность - это, прежде всего, не только осознание себя гражданином страны, но и представление о Родине, готовность действовать во имя ее интересов, то тогда становится важным формирование знания о принадлежности к общегражданской нации, ее ценностном восприятии. Возникает вопрос, готово ли наше общество и граждане к этому?

Данные всероссийского опроса ВЦИОМ от 18-19 июня 2016 года показывают, что 59% респондентов разделяют представление «мы - граждане России», треть опрошенных на вопрос «кто я такой?» ответили: «просто сказал бы «человек», 15% назвали бы свою национальность, 14% именуют себя советским человеком, 6% - гражданином мира6.

По данным Института социологии РАН, где в выборку попадают территории с преимущественно русским населением, до 90% людей идентифицируют себя с гражданами России7. Результаты исследований в регионах, которые в прошлом считались наиболее сложными для регулирования межэтнических отношений, показывают, что, например, в Башкортостане и Татарстане российская идентичность у большинства населения (80%) совмещается с их республиканской идентичностью. В определении себя по национальности люди идентифицируют себя по культуре и языку. А вот в своей гражданской идентичности главным идентификатором выступает государство. Но нам важно, чтобы человек сознавал, что он еще и представитель общегражданской (российской) нации. Ведь мы же признаем наличие американской нации, представляющей сплав различных народов, а почему мы не решаемся говорить о российской нации, исторически складывающейся, в отличие от американской. Ведь если мы не нация, то тогда население, простая совокупность людей.

При этом никто не посягает на право этносов на самоопределение, тем более что у нас в России имеются многочисленные национально-культурные автономии, национальные ассоциации, национально-культурные объединения граждан, ставшие активными субъектами реализации государственной национальной политики. Очевидно и то, что строительство общегражданской нации не означает однородной культурной нации, здесь ничего не надо ломать, надо лишь сохранять и

1 Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 годы. Постановление Правительства РФ от 20.05.2015 № 481 (в ред. от 31.01.017). URL: ht:tp://government.ru/media/files/UdArRuNmg2Hdm3MwRUwmdE9N3ohepzpQ.pdf

2 Ильин И.А. 1991. За национальную Россию // Слово. №4. С. 53.

3 Ростоу Д. 1996. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. № 5. С. 5-15; Железняков А.С., Литвинова Т.Н. Россия реформирующаяся. URL: http://kmgilib.net/book/479-rossiya-reformiruyushhayasya-sbornik-trudov/21-problema-formirovaniya-rossijskojnbsp-nacionalnoj-identichnosti.html (22.03.2017).

4 Тишков В.А. 2003. Реквием по этносу. М. С. 163.; Тишков В.А. 2013. Российский народ. История и смысл национального самосознания. М. С.22, 64-66.

5 Дробижева Л.М. «Идентичность гражданской нации — это чувство принадлежности к Российскому государству, народу». URL: http://www.samddn.ru/novosti/novosti/l-m-drobizheva-identichnost-grazhdanskoy-natsii-eto-chuvstvo-prinadlezhnosti-k-rossiyskomu-gosudarst/ (22.03.2017).

6 Родина - это звучит гордо. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3201. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115866 (20.03.2017).

7 Кузнецов И.М. 2016. Доминантные ценностные императивы как якоря общероссийского самосознания // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года): Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров. М. С. 4323-4329.

развивать историческое духовное и культурное наследие многочисленных народов. У этого наследия есть общие исторические победы, общепризнанные герои, праздники, признанный в мире культурный багаж.

Значимыми факторами коллективной субъектности общегражданской общности выступают, во-первых, общее историческое прошлое народов, запечатленное в исторических событиях, фактах, символах и таким образом легитимирующим нацию; во-вторых, общая культура (правовая, духовная, политическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, в-третьих, общий язык как средство коммуникации и условие выработки общих ценностей и смыслов.

Все это консолидирует людей, требует поиска новой национальной идеи. Она столь же важна для страны, как вопрос о смысле жизни для каждого человека. У Америки, например, национальная идея «Боже, храни Америку». Правь, Британия! - это национальная идея англичан. Россия пережила множество самых различных национальных идей: «Москва — третий Рим», «Православие. Самодержавие. Народность», «Наша цель — Коммунизм!», «Перестройка, гласность, ускорение». Что можно предложить в качестве национальной идеи сейчас - модернизация и устойчивое развитие, благосостояние и патриотизм, единство и социальная справедливость - открытый вопрос, требующий широкой научной дискуссии и общественного обсуждения. Кстати говоря, на встрече с предпринимателями 3 февраля 2016 года В.В. Путин назвал патриотизм национальной идеей, объединяющей Россию1.

Уровень патриотизма в стране, по данным социологических исследований заметно высок, патритические чувства разделяют 80% россиян2. На это, несомненно, повлияла Олимпиада в Сочи, Присоединение Крыма, успехи России в борьбе с международным терроризмом.

В последнее время активно обсуждается идея принятия закона о российской нации. Может быть, общество устроит закон об основах национальной политики в современной России. Идея представляется здравой и она должна быть воспринята обществом адекватно. Речь не идет о том, чтобы прописать требования к гражданам, которым они должны соответствовать. Речь идет об установлении общих ценностей и традиций, на которых зиждется наша российская история и государство, обеспечении его единства, что является одной из приоритетных задач не только государственного развития, но и национальной безопасности. Речь идет о том, что нам надо юридически закрепить определение нации, ее права и статус, поставить задачу формирования высокого гражданского сознания среди населения. В любом случае важно понимать, что такое сознание, как верно замечает Л.М. Дробижева, формируют не только защитники Родины, спортсмены-олимпийцы, но и те, кто делает научные открытия, достигает творческих вершин в учебе, искусстве, преподаватели, от которых требуются широкие знания, понимание происходящих в сфере межнационального общения процессов. Безусловно, нам нужны грамотные специалисты и необходим стандарт для подготовки таких кадров.

Фундаментальной основой единства страны, несомненно, выступает русский язык, наш государственный язык, язык межнационального общения. Именно он формирует общее гражданское, культурное, образовательное пространство для 193 народов, говорящих на 171 языке. Русский язык способствует укреплению устойчивых смыслов нации, таких как держава, отечество, самобытность, наша уникальность, самобытный уклад, особое местоположение. Именно эти смыслы и формируют в нас понятие «мы». И совершенно правильно ставится задача расширять поддержку русского языка как родного, предметно заниматься его популяризацией и на федеральном уровне, и во всех без исключения регионах страны. В самом деле, недопустимо, когда в некоторых дагестанских селах люди «сбрасываются», чтобы пригласить учителя русского языка в школу. Это означает, что самое время решать задачу подготовки национальных кадров - преподавателей русского языка и литературы. Вместе с тем, в интересах государства поддерживать развитие национальных языков, учитывая, что в школах России преподается 89 национальных языков. Следовало бы обратить внимание на проблему оттока русского населения из некоторых национальных республик, сокращения русских кадров в составе управленческих структур, что идет явно не на пользу межнациональному доверию.

Нам надо настоятельно отстаивать чистоту русского языка. Нельзя мириться с тем, что на страницы периодической печати, в речь образованных людей потоком хлынули иностранные заимствования. «Иностранизация» русского языка вызывает обеспокоенность многих, поскольку заимствования без меры засоряют речь, влияют на способ мышления и даже приводят к изменению ценностных ориентаций. Английский просветитель Д. Локк считал, что тот, кто употребляет слова без ясного и неизменного смысла, вводит себя и других в заблуждение. А тот, кто делает это умышленно, является врагом истины и познанияз. Необходимо последовательно реализовать комплекс мер, направленных на усиление роли русского языка в качестве государственного языка Российской Федерации, выступающего как основное средство массовой коммуникации в персональном и общественном развитии.

1 Путин: патриотизм - «это и есть национальная идея». URL: http://tass.ru/poHtika/2636647 (20.03.2017).

2 ВЦИОМ: две трети россиян готовы послать родственников на войну с «соседней страной». URL: http://www.newsru.com/russia/22Jun2016/wciom.html (20.03.2017).

3 Басин Е.Я. Искусство и коммуникация: очерки из истории философско-эстетической мысли. URL: http://society.polbu.ru/basin_art/ch15_all.html (22.03.2017).

Другой значимый индикатор общегражданской идентичности - это общеразделяемые ценности и доверие к власти. Общие ценности - это соблюдение прав человека и гражданина, уважение достоинства людей независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности, равенство перед законом. Все это гарантирует Конституция. Должны и могут быть предложены другие общезначимые ценности. Что же касается доверия к власти, то без него невозможна идентификция с государством, без которой не будет и надэтнической, общегражданской идентификации. В последние 2- 3 года мы наблюдаем достаточно высокий уровень доверия к власти, прежде всего, к Президенту (по последним данным Центра «Левада» он составляет 84%)1, чего, к сожалению, не скажешь о многих региональных властях, от кого зависит позитивная региональная идентичность.

В основе общегражданской идентичности всегда лежит национально-культурная идентификация, и нам очень важно сформировать единое культурно-историческое пространство на федеральном и региональном уровнях, поскольку, как верно замечают исследователи, усиление культурных контактов выполняет собирательную функцию, способствует объединению и сплочению нации. Поэтому нельзя допустить, чтобы культурное пространство делало регионы обособленными и замкнутыми. Мы знаем, чем это чревато для российской государственности2.

В процессе формирования общегражданской идентичности немалая роль принадлежит средствам массовой информации. Вместе с тем анализ показывает, что сетка вещания федеральных и региональных телевизионных каналов очень слабо представлена познавательными программами о народах России, их культуре, быте и традициях. Это накладывается на отсутствие систематической работы в учебных заведениях по воспитанию молодежи в духе взаимного уважения различных народов, культур, религий. Несмотря на то, что в последнее время национальные установки улучшились, этнические стереотипы остаются, и они не могут быть изжиты сразу. Эксперты отмечают, что, прежде всего, в крупных городских центрах происходит повышение агрессивности в формах бытовой ксенофобии, кавказофобии, мигрантофобии и антисемитизма. Серьезную угрозу представляет собой национально-религиозный экстремизм. Этноисторические мифы, самопальное русоведение и другие экзотерические версии заполняют книжные развалы, медийное пространство, и здесь коренится нетерпимость, зиждется индоктринация в пользу межэтнической розни. Имеет место пропаганда национальной ненависти через Интернет, социальные сети. Все это разделяет людей по этническому признаку, препятствует утверждению общероссийской идентичности.

С учетом того, что Интернет в России активно развивается и в условиях информационной войны будет оказывать все более существенное влияние на развитие межнациональных отношений, целесообразно реализовать комплекс мер по привлечению ведущих провайдеров российского сегмента сети Интернет, а также руководителей ведущих СМИ к решению задачи противодействия экстремизму. Проведение аналогичных мероприятий необходимо и в регионах Российской Федерации. Особое внимание в этой работе надо направить на молодежь, ценностно-мировоззренческие установки которой весьма подвижны, поэтому важно преодолеть эффект ситуативной негативной консолидации молодых людей, к примеру, их участием в этнонационалистических организациях.

Следует учитывать то обстоятельство, что с 2014 года Россия заметно изменилась. Она осознала свою историческую роль, восстановила этнокультурный суверенитет, адекватно мирополи-тической ситуации сформулировала национальные интересы. У нас принята новая концепция внешней политики (2013) и Доктрина национальной безопасности (2015). Внешнеполитическая деятельность государства с очевидностью вызывает поддержку значительного большинства граждан, способствует общегражданской консолидации. Важно и то, что Россия намерена поддерживать своих соотечественников за рубежом, с позиции «мягкой» силы транслировать известные миру ценности - русскую культуру, русский язык, на котором говорят или его понимают свыше 300 млн. чел, науку и образование. Импонирует деятельное участие нашей страны в решении общемировых проблем - обеспечении глобальной безопасности и борьбы с мировым терроризмом. Успехи во внешней политике, высокий рейтинг нашего президента в мире - это тоже хорошая платформа для общегражданского единства.

Свое веское слово в формировании общегражданской нации должно сказать федеральное агентство по делам национальностей. Наконец-то у нас создана горизонтальная и вертикальная система управления национальными процессами. Но при этом около полутора десятков министерств и ведомств занимаются межнациональными отношениями, что указывает на размывание ответственности, необходимость межведомственной координации, устранения дублирования функций.

Разумеется, формирование общероссийской нации - это процесс непростой, длительный по времени, но постоянный. Здесь требуется большая работа органов государственной власти и институтов гражданского общества. Мы должны быть едины, как были едины наши предки. Лишь в единстве мы сможем сохранить себя, свою самоидентичность, свою культуру, традиции и Отечество, дым которого, по убеждению А.С. Грибоедова, и сладок, и приятен.

1 Февральские рейтинги одобрения и доверия (2017 год). URL: http://www.levada.ru/tag/doverie/(28.03.2017).

2 Скульмовская Л.Г. Историческое пространство и время в постсоветском обществе: социокультурный анализ. URL: http://vestnik.nvsu.ru/arhiv/22/197.pdf

Библиография References

1. Басин Е.Я. Искусство и коммуникация: очерки из истории философско-эстетической мысли. URL: http://society.polbu.ru/basin_art/ch15_all.html (22.03.2017).

Basin E.Ia. Iskusstvo i kommunikatsiia: ocherki iz istorii filosofsko-esteticheskoi mysli. URL: http://society.polbu.ru/basin_art/ch15_all.html (22.03.2017).

2. Дробижева Л.М. «Идентичность гражданской нации — это чувство принадлежности к Российскому государству, народу». URL: http://www.samddn.ru/novosti/novosti/l-m-drobizheva-identichnost-grazhdanskoy-natsii-eto-chuvstvo-prinadlezhnosti-k-rossiyskomu-gosudarst/ (22.03.2017).

Drobizheva L.M. «Identichnost' grazhdanskoi natsii — eto chuvstvo prinadlezhnosti k Rossiiskomu gosudar-stvu, narodu». URL: http: //www.samddn.ru/novosti/novosti/l-m-drobizheva-identichnost-grazhdanskoy-natsii-eto-chuvstvo-prinadlezhnosti-k-rossiyskomu-gosudarst/(22.03.2017).

3. Железняков А.С., Литвинова Т.Н. Россия реформирующаяся. URL: http://knigilib.net/book/479-rossiya-reformiruyushhayasya-sbornik-trudov/2l-problema-formirovaniya-rossijskojnbsp-nacionalnoj-identichnosti.html (22.03.2017).

Zhelezniakov A.S., Litvinova T.N. Rossiia reformiruiushchaiasia. URL: http://knigilib.net/book/479-rossiya-reformiruyushhayasya-sbornik-trudov/21-problema-formirovaniya-rossijskojnbsp-nacionalnoj-identichnosti.html (22.03.2017).

4. Ильин И.А. 1991. За национальную Россию // Слово. №4. С. 51-55.

Il'in I.A. 1991. Za natsional'nuiu Rossiiu // Slovo. №4. P. 51-55.

5. Кузнецов И.М. 20l6. Доминантные ценностные императивы как якоря общероссийского самосознания // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, l9-2l октября 20l6 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А. Мансуров — Электрон. дан.— М.: Российское общество социологов.

Kuznetsov I.M. 2016. Dominantnye tsennostnye imperativy kak iakoria obshcherossiiskogo samosoznaniia. URL: Sotsiologiia i obshchestvo: sotsial'noe neravenstvo i sotsial'naia spravedlivost' (Ekaterinburg, 19-21 oktiabria 2016 goda) [Elektronnyi resurs] Materialy V Vserossiiskogo sotsiologicheskogo kongressa / otv. red. V.A. Mansurov.— M.: Rossiiskoe obshchestvo sotsiologov. P. 4323-4329.

6. Постановление Правительства РФ от 20.08.20l3 г. № 7l8 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (20l4-2020 годы)» (ред. от 25.05.20l6). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151043/

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.08.20l3 № 7l8 (red. ot 25.05.20l6) «O federal'noi tselevoi programme «Ukreplenie edinstva rossiiskoi natsii i etnokul'turnoe razvitie narodov Rossii (20l4 - 2020 gody)». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_151043/

7. Путин: патриотизм - «это и есть национальная идея». URL: http://tass.ru/politika/2636647

Putin: patriotizm - «eto i est' natsional'naia ideia». URL: http://tass.ru/politika/2636647(22.03.20l7).

8. Родина - это звучит гордо. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 320l. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=ll5866 (20.03.2017)

Rodina - eto zvuchit gordo. Press-vypusk VTsIOM № 320l. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=ll5866 (20.03.2017).

9. Ростоу Д. 1996. Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. № 5. С. 5-15.

Rostou D. 1996. Perekhody k demokratii: popytka dinamicheskoi modeli // Polis. № 5. P. 5-15.

10. Скульмовская Л.Г. Историческое пространство и время в постсоветском обществе: социокультурный анализ. URL: http://vestnik.nvsu.ru/arhiv/22/197.pdf

Skul'movskaia L.G. Istoricheskoe prostranstvo i vremia v postsovetskom obshchestve: sotsiokul'turnyi analiz. URL: http://vestnik.nvsu.ru/arhiv/22/197.pdf

11. Тишков В.А. 2003. Реквием по этносу. М.: Наука.

Tishkov V.A. 2003. Rekviem po etnosu. M.: Nauka.

12. Тишков В.А. 2013. Российский народ. История и смысл национального самосознания. М.: Наука.

Tishkov V.A. 2013. Rossiiskii narod. Istoriia i smysl natsional'nogo samosoznaniia. M.: Nauka.

13. Указ Президента РФ от 07.05.20l2 № 602 «Об обеспечении межнационального согласия». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129337/

Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.20l2 № 602 «Ob obespechenii mezhnatsional'nogo soglasiia». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129337/

14. Федеральная целевая программа «Русский язык» на 20l6-2020 годы. Постановление Правительства РФ от 20.05.2015 № 481 (31.01.2017). URL: http://government.ru/media/files/UdArRuNmg2Hdm3MwRUwmdE9 N3ohepzpQ.pdf

Federal'naia tselevaia programma «Russkii iazyk» na 20l6 - 2020 gody. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.05.2015 № 481 (31.01.2017). URL: http://government.ru/media/files/UdArRuNmg2Hdm3MwRUwmdE9N3ohep zpQ.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.