УДК 321(575.2)
Б. М. Торогельдиева
Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики (Бишкек, Кыргызская Республика)
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧНОМ КЫРГЫЗСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ
В статье анализируется процесс формирования гражданской идентичности в Кыргызстане как важный элемент политической культуры демократического общества. Выделены этапы государственной политики в сфере межэтнических отношений. Обращено внимание на особенность современной концепции по формированию гражданской идентичности «Кыргыз жараны» («гражданин Кыргызстана») в полиэтничном кыргызстанском обществе и роль кыргызского языка как объединяющей силы в консолидации этносов Кыргызстана.
Ключевые слова: гражданская идентичность, политическая культура, полиэтничное общество, этническое самосознание, этнический национализм, межэтнический конфликт, мультикультурализм, государственная политика.
В нынешних условиях кризиса миропорядка, регионализации и растущей политической конфликтности для Кыргызской Республики, которая является единственным государством в Центральной Азии, перешедшим к парламент-ско-президентской форме правления, формирование гражданской идентичности в полиэтничном обществе является архиважной задачей. Создание суверенного государства, поиск собственного пути развития демократии поставили Кыргызскую Республику перед выбором неотложного определения своей идентичности, которая тесно переплетается с национальным суверенитетом, сферой безопасности и моделированием своего места в глобальном мире. Демократизация основных социально-политических институтов, интеграция в мировую экономику, последовательное отстаивание национальных интересов — таковы основные тенденции развития кыргызстанского общества, влияющие на формирование нового типа гражданской идентификации.
Формирование гражданской идентичности в кыргызстанском обществе имеет свои особенности, связанные с новым политическим устройством, изменяющейся социальной стратификацией, рождающимися и отмирающими ценностями.
Политическая трансформация кыргызстан-ского общества предполагала отказ от социалистического сознания и принятие новых ценностей рыночной экономики, ценностей либеральной демократии: свободы, справедливости, равенства, индивидуализма. В суверенном Кыргызстане стали создаваться новые политические институты, символы, институты гражданского общества. Одновременно происходила смена идентичностей. Новая идентичность в республике формировалась
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2017. № 1 (7). © Б. М. Торогельдиева, 2017
и формируется в условиях внутренних и внешних вызовов: глобальных, культурных, региональных, религиозных. Речь идет о поиске сложнейших компромиссов между разными типами идентич-ностей, которые позволили бы Кыргызстану сохранить свой национальный суверенитет и одновременно не закрывали бы интеграционную перспективу его развития, помогли бы избежать угрозу раскола государства и конфликта иден-тичностей.
Кыргызстан является полиэтничным обществом: по данным переписи населения и жилищного фонда Кыргызской Республики, уже к 2009 г. в стране проживали представители более 100 этносов. Наиболее крупные этнические группы составляют узбеки, уйгуры, таджики, дунгане, русские, турки, татары. По данным Национального статистического комитета на 1 января 2016 г., все население республики составило 6 млн 19 тыс. 480 человек, из них 73 % — кыргызы, представители различных этнических сообществ составляют 27 %, или 1 млн 545 тыс. человек. Второе место по численности составляют узбеки — 14,6 %, русские — 6,0 %1.
Правовые основы регулирования межэтнических отношений были закреплены в Конституции Кыргызской Республики, принятой в 2010 г., и конкретизированы в ряде законов Кыргызской Республики. Государственную политику Кыргызской Республики в сфере мэжэтнических отношений можно разделить на четыре этапа.
Первый этап (начало 90-х — середина 90-х гг. ХХ в.) характеризуется повышением роста этнического самосознания и формированием политики этнического национализма. Этнический
1 Население. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. URL: http://www.stat.kg/ru/statistics/ naselenie/
национализм представлялся новой элите эффективным инструментом сплочения кыргызского этноса и интеграции вокруг него некоренного населения. На государственном уровне были отмечены праздники, посвященные 1000-летию эпоса «Манас», 3000-летию города Ош, 2200-летию кыргызской государственности и т. д. Эпос «Ма-нас», сыгравший решающую историческую роль в формировании и сохранении кыргызов как этноса (в годы советской власти он был воспринят как националистический эпос), был высоко оценен на государственном уровне и стал основой национальной идеологии в суверенном Кыргызстане. На государственном уровне была отмечена уникальность и важность эпоса «Манас» не только как носителя национальной идеи, но и как прообраза народной конституции, свода законов и моральных норм, кодекса чести и нравственности, в котором на основе осмысления и художественного отражения реальной истории концентрировался и передавался из поколения в поколение генофонд национальной идентичности, национального духа и национальной культуры кыргызского этноса. Из эпоса «Манас» были выделены семь существенных духовных ценностей кыргызского этноса, названные «Семь заветов Ма-наса». Эти заветы были положены в основу официальной идеологии Кыргызстана: единство и сплоченность нации; межнациональное согласие, дружба и сотрудничество; национальная честь и патриотизм; труд и знание — условие процветания и благосостояния; гуманизм, великодушие, терпимость; гармония с природой; укрепление и защита кыргызской государственности. В ходе подготовки и празднования 1000-летия эпоса было привлечено огромное количество людских и материальных ресурсов. Однако эти мероприятия, как в советское время, напоминали отчеты перед вышестоящими государственными и партийными органами. Стенды с «заветами» остались висеть в школах, в государственных учреждениях, они не приобрели практического смысла, несмотря на их вполне светский и толерантный характер.
В политическом и научном лексиконе кыргызский этнос рассматривался в республике как титульный, или государствообразующий, но данный термин не играл доминирующей роли в политическом пространстве. Наблюдалось усиление этнонационализма, в основном на бытовом уровне.
Второй этап — середина 90-х гг. ХХ в. — начало ХХ1 в. В идеологии республики был провозглашен лозунг «Кыргызстан — наш общий дом». В этой концепции была попытка объединить идеи этничности и гражданственности, а также заложить основы новой политики и идеологии мультикультурализма в сфере межэтнических отношений — равноправного развития всех этнических групп и сохранения ими своих культурных и языковых особенностей. В 1994 г. был созван первый общенародный Курултай и была создана Ассамблея народа Кыргызстана (АНК),
основу которой составили культурные центры 30 этнических сообществ. Основной целью этой общественной организации было выражение национальных интересов всех этносов республики, а также содействие гражданскому миру и единству в кыргызстанском обществе. Можно сказать, что АНК сыграла определенную позитивную роль в консолидации кыргызстанского общества в качестве консультативно-совещательного органа, наиболее массовой организации, представляющей интересы этнических сообществ.
В республике продолжался процесс выработки общественно-политических ценностей на основе этнокультурных, порой откровенно фольклорных мотивов. В этот период в целях политической мобилизации населения республики в большей части использовались не идеи гражданской нации, а символы прародители: исторические, мифологизированные фигуры, идеи тен-грианства и т. д. Однако выдвигаемые общественно-политические ценности были существенно оторваны от реалий современного мира.
Третий этап (2005—2010 гг.), начавшийся после политического кризиса с приходом к власти К. Бакиева, характеризуется не только ухудшением ситуации в сфере межэтнических отношений, но и усилением социальных конфликтов в обществе, проявлений регионализма. Отход от политики мультикультурализма значительно снизил ощущение безопасности у многих граждан республики и породил атмосферу недоверия и неуверенности в обществе.
Стало очевидно, что за годы независимости не все граждане страны — представители разных этносов осознали себя частью единого народа Кыргызской Республики. Высокий уровень социального неравенства в обществе и региональная дифференциация, политизация межэтнических отношений на фоне безработицы, снижение уровня образования, наличие групп молодежи, попавшей под влияние радикальных религиозных течений и криминальных групп, усилили конфликтный потенциал в обществе. Серьезность положения в области межэтнических отношений не признавалась органами государственной власти, недооценивались экономические, политические условия, порождающие напряженность в межэтнических отношениях. Они традиционно рассматривались как часть социальной сферы, так как в фокусе внимания оказывались языковой вопрос, реализация культурных и образовательных потребностей граждан. В периоды проведения выборов и других политических кампаний происходило заигрывание с лидерами этнических сообществ. Росла политическая нестабильность, усиливалась националистическая риторика в публичном пространстве. В этой атмосфере во многих сообществах снижался уровень социального участия, происходила самоизоляция этнических сообществ. Все эти причины привели к межэтническим столкновениям в 2006 г. в селе Искра Чуйской области между кыргызами и дунганами, в 2009 г. — в селе Петровка между кыргызами
и курдами, в 2010 г. — в селе Маевка Чуйской области между кыргызами и турками-месхетин-цами. Нерешенность проблем межэтнического конфликта 1990 г. на юге Кыргызстана, сложная социально-экономическая ситуация, слабость исполнения государством управленческих функций привели к трагическим событиям на юге Кыргызстана в июне 2010 г., повлекшим за собой многочисленные жертвы.
Четвертый этап начался после апрельских событий 2010 г. Апрельские и июньские события 2010 г. стали водоразделом в политической ситуации, когда стратегия и вектор развития Кыргызстана были направлены на модернизационный путь построения парламентско-президентской страны, основанной на конкурентной демократии. Данный период характеризуется пробуждением новых демократических сил, вовлечением в политическое пространство новых акторов, активизацией партийного строительства и молодежи.
В течение длительного времени межэтническим отношениям в Кыргызстане не уделялось должного внимания со стороны государства. Лишь в 2011 г., после произошедшего в 2010 г. на юге Кыргызстана кыргызско-узбекского межэтнического конфликта, был создан Отдел этнической, религиозной политики и взаимодействия с гражданским обществом при Аппарате Президента Кыргызской Республики, целью которого стало проведение постоянной работы по совершенствованию государственной политики в сфере межэтнических отношений и укреплению единства народа Кыргызстана.
Демократизация общества предполагает приобщение граждан к целям и интересам развития страны, становление потребностей и навыков участия граждан в жизни общества и государства. В качестве условий для формирования граждан-
ской идентичности можно рассматривать различные формы участия граждан в политической жизни государства. Так, изменения в избирательном законодательстве, предоставляющие этническим группам возможность участвовать в работе высшего законодательного органа, являются продвижением демократических ценностей в республике и фактором формирования гражданской политической культуры.
Политические события 2005 и 2010 гг. привели к увеличению миграционных настроений граждан Кыргызстана, что привело к сокращению участия различных этнических сообществ в политической жизни республики и их представленность в органах управления на центральном и местном уровнях. В связи с этим в законодательстве о выборах были предусмотрены специальные меры, призванные обеспечить равные возможности для различных групп. Прорывом в этом отношении, на наш взгляд, стали Кодекс о выборах, принятый в ноябре 2007 г., и Кодекс о выборах 2010 г., где на законодательном уровне предусматривается, что 15 % списка депутатов от партий должны составлять представители различных этнических групп1.
В числе депутатов местных кенешей на 1 января 2013 г. в среднем по стране 14,3 % составляют представители различных этносов. Число представителей этнических сообществ в парламенте (Жогорку Кенеш) Кыргызской Республики составило: после выборов 2007 г. — 20 %, 2010 г. — 12,5 % и в 2015 г. — около 10 %. Как видно из показателей, представительство в парламенте, рекомендованное законодательством, не было достигнуто. Этническое представительство в 2015 г. во фракциях распределилось следующим образом (данные Тянь-Шанского аналитического центра АУЦА) (таблица).
Этническое представительство во фракциях Кыргызской Республики, %
Фракция Кыргызы Другие этносы
Кыргызстан 100 0
Республика-Ата-Журт 95 5
Онугуу-Прогресс 92 8
Бир-Бол 89 11
Ата-Мекен 82 18
СДПК 82 18
Примечание. Данные приводятся по: Жогорку Кенеш в ци
По данным Государственной кадровой службы Кыргызской Республики, на конец 2012 г. в числе политических и административных государственных служащих представители разных этносов составляли около 9 %, в числе муниципальных служащих — 12 %. В правоохранительных органах, по данным на 1 января 2013 г., представители различных этносов составляют: в органах внутренних дел республики — 5,1 %, в органах прокуратуры — 6,6 %. На 1 января 2016 г., по данным Государственной кадровой службы КР, из 15 103 административных госу-
и фактах : [сайт]. URL: http://kg.akipress.org/news:628954
дарственных служащих 93,8 % составляют кыр-гызы и 6,2 % представители других этносов2. Как видно из показателей, представительство разных этносов незначительно.
1 См.: Кодекс Кыргызской Республики о выборах в Кыргызской Республике. Бишкек, 2007. 280 с. ; Кодекс Кыргызской Республики о выборах в Кыргызской Республике // Нормативные акты Кыргызской Республики. 2010. N° 35. С. 51.
2 Государственная служба в цифрах по состоянию на 1 января 2016 года (административные государственные служащие). URL: http://old.mkk.gov.kg/index.php?option=com_ ontent&view=category&layout=blog&id=157&Itemid=137&lang=ru
Для обеспечения реального равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере межэтнических отношений в 2013 г. в республике была принята Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республик (далее — Концепция), которая была разработана в рамках исполнения Указа Президента КР «О неотложных мерах по укреплению общественной безопасности в Кыргызской Республике» от 1 февраля 2012 г. № 24 и постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики «О проекте Государственной концепции национальной политики Кыргызской Республики» от 30 июня 2011 г. № 891-У.
В обсуждении проекта Концепции приняли активное участие: представители гражданского общества, эксперты, образовательные и научные институты. Было обсуждено два проекта: первый, предложенный депутатами парламента под руководством Н. Нурматовой (фракция «Ата-Журт»). По содержанию он был этноцентристским, где кыргызский этнос рассматривался как государ-ствообразующий элемент. Второй проект был предложен Ассамблеей народа Кыргызстана. Итоговая Концепция была разработана на основе объединения этих двух проектов. В Концепции приоритетной государственной задачей было провозглашено формирование общегражданской идентичности при обеспечении этнокультурного развития и осознания каждой личностью себя как «Кыргыз жараны» (гражданин Кыргызстана); воспитание гражданского патриотизма, толерантности и уважения к различиям через образование, культурную и информационную политику; расширение политического, социального и экономического участия всех граждан1. Данная Концепция стала первым документом этнической политики государства. В ее основу была положена идея построения гражданской нации в республике, было подчеркнуто, что кыргызский язык как государственный должен сыграть объединяющую роль в консолидации кыргызстанского общества и сохранении этнического многообразия и этнокультурных особенностей этносов Кыргызстана.
Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2013 г. было создано Государственное агентство по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве КР (ГАМСУМО), которое должно реализовывать государственную политику в сфере межэтнических отношений. В рамках выполнения задач по укреплению единства народа Кыргызстана и межэтнических отношений при Агентстве созданы Общественно-консультативный межэтнический совет в составе 33 человек, Экспертный совет в составе 10 человек, 22 общественные приемные по всей республике и мониторинговый центр. Деятельность ГАМСУМО, созданных общественных советов и мониторин-
1 См.: Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республик. Бишкек, 2013, С. 5. URL: http://www.president.kg/files/docs/kontseptsiya_ ukrepleniya_edinstva_naroda_i_mej etnicheskih_ otnosheniy_v_kr.pdf
гового центра по продвижению концепции формирования гражданской идентичности в республике требуют отдельного исследования. Однако по прошествии трех лет после принятия данной Концепции можно констатировать, что остается еще много работы по улучшению межэтнических отношений и по формированию гражданской идентичности в Кыргызстане. Исследования показывают, что в республике присутствует неуверенность и чувство незащищенности у отдельных этносов. Результаты социологических исследований, проведенные Международным республиканским институтом (Ш1) 22—31 июля 2015 г., показали, что на вопрос: «Защищает ли государство права граждан в равной мере независимо от их этнической принадлежности в Кыргызстане?» — 56 % респондентов ответили «да», 41 % — «нет», 2 % — «не знаю / нет ответа» и 2 % — «другое», а в марте 2016 г. — «да» ответили 72 %, «нет» — 22 %, «не знаю» — 6 %2. Как видно из показателей, отношение к вопросам этнической идентичности у большинства граждан республики меняется и на первый план выходит значимость гражданской идентичности.
Международный опыт по формированию гражданской идентичности показывает, что во многих демократических государствах из паспортов граждан этих стран убрана графа «национальность». В целях укрепления общегражданской идентичности государственная регистрационная служба (ГРС) в 2016 г. внесла предложение при переходе Кыргызстана с 2017 г. на биометрические паспорта убрать графу «национальность» из нового паспорта гражданина КР и по международным нормам делать запись «гражданин Кыргызской Республики». Однако общественность республики неоднозначно восприняла это предложение. Часть общества восприняло эту инициативу положительно, а другая — отрицательно. В Бишкеке 7 декабря 2016 г. состоялся ход общественных и неправительственных организаций под лозунгом «Биз кыргызбыз» («Мы кыргызы»), направленный против упразднения графы «национальность» в паспортах КР3. 17 февраля 2017 г. ГРС предложила новый вариант паспорта гражданина КР, где графы «национальность», «семейное положение», «адрес проживания» убраны — они будут оставаться только на электронном чипе. Образец нового паспорта будет рассмотрен на заседании межведомственной комиссии, после утверждения он получит юридическую силу. Принятие данного решения необходимо считать важным решением в формировании гражданской идентичности в республике, хотя мы видим и противников данного решения.
Необходимо отметить, что в результате политических, социально-экономических, миграци-
2 Public Opinion SurveyResidents of Kyrgyzstan 2016. IRI Presentation. P. 77 // SIAR research and consulting / SIAR. URL: http://siar-consult.com/en/news/rezultaty-oprosa-zhitelej-kyrgyzstana/
3 См.: Быть или не быть национальности в новом паспорте? URL: http://delo.kg/index.php/health-7/10320-byt-ili-ne-byt-natsionalnosti-v-novom-pasporte
онных процессов Кыргызстан из республики с полиэтничным составом населения постепенно трансформируется в страну с численным преобладанием этносов стран Центральной Азии. Согласно экспертному демографическому прогнозу тенденция «деевропеизации» в изменении соотношения крупнейших этносов будет сохраняться в будущем, что необходимо учитывать при проведении политики по формированию гражданской идентичности «Кыргыз жараны».
На наш взгляд, консолидация кыргызстан-ского общества в укреплении общих идентификационных ориентиров на основе конструирования новой, кыргызстанской идентичности гражданского типа, в условиях преодоления социальных фрагментаций является потенциально неисчерпаемым ресурсом общественного развития и укрепления институциональных основ демократии. Однако процессы становления новой модели гражданской идентичности в КР проходят достаточно противоречиво, несмотря на то что суве-
ренный Кыргызстан прошел значительный путь в продвижении демократических ценностей. В процессе политических реформ созданы основы формальных институтов демократии, но для заполнения их реальным содержанием, формирования новой гражданской политической культуры, являющейся движущей силой развития институтов гражданского общества, видимо, потребуется определенное время. Факторы демократического развития в первую очередь связаны с улучшением системы государственного управления, усилением индустриализации экономики, открытием новых рабочих мест на базе современных технологий, улучшением качества образования и жизни граждан. Для обеспечения реального равноправия граждан, реализации их конституционных прав в сфере межэтнических отношений также требуется дальнейшее совершенствование законодательства, повышение уровня осведомленности населения о своих правах, обязанностях и последствиях их нарушения.
B. M. Torogeldieva
CIVIL IDENTITY AS A STRUCTURAL ELEMENT POLITICAL CULTURE OF THE MODERN KYRGYZS TAN
The article analyzes the process of civic identity formation in Kyrgyzstan as an important element of the political culture of a democratic society. Stages of public policy in the sphere of interethnic relations are identified. It draws attention to the particularity of the modern concept of the formation of civil identity «Kyrgyz jarany» in the kyrgyz multi-ethnic society and a role of Kyrgyz language as a convening power in the consolidation of Kyrgyzstan's ethnic groups.
Keywords: civil identity, political culture, multiethnic society, ethnic identity, ethnic nationalism, ethnic conflict, multi-culturalism, public policy.