ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316.6 DOI: 10.25730/VSU.7606.19.023
Кризис идентичности молодежи и становление Гражданина О. А. Коряковцева1, Т. В. Бугайчук2
1 доктор политических наук, кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики
и организации работы с молодежью, директор Института развития кадрового потенциала, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.
Россия, г. Ярославль. E-mail: youth1@mail.ru 2кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского.
Россия, г. Ярославль. E-mail: mischenko@inbox.ru
Аннотация. Статья посвящена проблеме кризиса личностных и социальных идентичностей как значимых компонентов «экзистенциального кризиса» в условиях общественной трансформации. Опираясь на идеи экзистенциальной феноменологии, авторы выявляют причины утраты традиционного для России идентификационного единства.
В исторические периоды экономической и общественной неустойчивости значительно возрастает роль молодежи, априори готовой к инновационной (и даже революционной) деятельности. Следовательно, в такой ситуации как никогда остро встает вопрос о становлении и развитии гражданской идентичности молодых россиян.
На основе результатов опроса активистов молодежной общественной палаты Ярославской области в статье рассматривается специфика гражданской идентичности современной молодежи.
В итоге психосемантического исследования «Изучение гражданской идентичности студенческой молодежи» становится очевидной актуальность проблемы разработки и выбора технологий и моделей формирования новой идентичности российской молодежи и воспитания Гражданина. Прежде всего это обусловлено нестабильностью современной общественной ситуации в мире, ее динамикой, что крайне осложняет и так непростой процесс самоидентификации и социализации молодежи.
Результаты исследования убеждают, что лидеры молодежного движения не видят перспектив роста гражданственности у молодых граждан России, а значит, не осознают своей роли в этом процессе. Следовательно, их социальная активность направлена не на выполнение гражданского долга по воспитанию подрастающего поколения, а на достижение карьеры и повышение собственного статуса. Безусловно, подобные выводы вызывают множество вопросов и определяют актуальность проблемы становления гражданской позиции и гражданской идентичности. В статье предлагается ряд апробированных эффективных технологий, способствующих социально-политической субъектизации личности: от поддержки молодежных инициатив до реализации молодежью конкретных проектов развития поселка, города, региона и развития патриотических чувств.
Ключевые слова: кризис идентичности, гражданская идентичность молодежи, феноменологический подход, психосемантичское исследование.
Введение. Всемирная глобализация сопровождается игнорированием многих традиционных духовных и общественных ценностей, что оказывает значительное воздействие на идентичность современного человека.
Дефиниция «идентичность», ставшая сегодня особенно значимой в процессе осмысления социокультурных изменений, несмотря на большое количество научных исследований, остается одним из самых многозначных и сложных понятий. В зависимости от того, в какой области человеческого знания используется термин «идентичность», он приобретает свое значение и смысл. По мнению социального философа А. Этциони, ХХ век - это век идеологической борьбы в мире, а общественное развитие в XXI веке будет определяться вызовами идентичности [6; 22]:
- кризисом индивидуальных и коллективных идентичностей;
© Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В., 2019
- появлением «размытой» идентичности полиидентичности.
Трансформация цивилизационной российской идентичности в связи с кризисом советской идеологии и культуры актуализирует различные возможные векторы ее развития. А. С. Панарин считает, что «главный кризис современной России - это кризис не социальный и не экономический, а кризис идентичности. Именно этот кризис препятствует "вызреванию" в обществе и в недрах политической элиты общенациональной Идеи и образованию субъектов национальных интересов» [18].
Кризис идентичности рассматривается в отечественной научной литературе как самое значительное последствие «развала» советского государства и как причина социально-психологической «травмы» большинства граждан. Например, А. Эткинд [23] и И. С. Кон [10] в своих трудах подчеркивают психологическую остроту утраты как личной, так и коллективной идентичности, переживание россиянами жестокого «экзистенциального» кризиса. Но подобная ситуация характерна не только для России.
Современное мировое сообщество нестабильно: рушатся, казалось бы, утвердившаяся система либерально-демократических ценностей, стереотипы мышления, мораль как принятые обществом правила поведения, идеологические основы. Становящаяся личность вынуждена проходить сложный процесс самоопределения и социализации в период «кризиса идентификации». Вот почему перед исследователями возникает вопрос об изучении, выборе и выработке технологий, моделей формирования новой идентичности и, в первую очередь, новой идентичности молодежи, что имеет стратегическое значение для будущего любой страны.
Материалы и методы исследования. Исследования в сфере идентификаций подтверждают, что социальные идентичности (в том числе гражданская] обусловлены способностями личности к самостоятельному осмыслению существования и успешной социализации.
В исторические периоды общественно-экономических трансформаций для массового сознания характерны не только кризис идентичности, но и смена социальных стереотипов и системы ценностей, что, безусловно, требует глубокого социально-психологического анализа. Российские психологи ведут исследования по всем трем направлениям, уделяя особое внимание кризису системы идентификаций. Так, Н. М. Лебедева [16] убеждена, что глобальные общественно-экономические изменения в России порождают серьезные изменения социальных категорий, которые становятся основой обновления идентификационных процессов личности.
Изменения претерпели не только социальные категории, но и направленность, цели, сама суть самоидентификации. Базовые ценности населения перестают быть однообразными, а значит, способствуют постепенному движению общества от коллективизма к индивидуализму, от потребности самоощущения к потребности смысла.
С. Г. Климова, изучая кризис идентичности, пришла к выводу, что в меняющемся обществе люди освобождаются от прежней идентичности, они вынуждены заниматься самоидентификацией: сопоставлять, выбирать, создавать новые общности, ориентируясь на совпадение личных ценностей с предлагаемыми тем или иным сообществом. Индивид признает общество «своим» не только потому, что он разделяет его цели, но и потому, что способы их достижения для него морально приемлемы. В самом общем смысле цель самоидентификации человека в окружающей его реальности - это поиск ответа на вопрос «кто Я такой?» [9].
В работах ряда исследователей, опирающихся на зарубежный и отечественный опыт, отмечается, что отказ человека от постоянной идентификации - тоже своего рода осознанный выбор. Современный человек в отличие от человека традиционного общества, привязанного к определенной культуре и традиции, не останавливается на месте и избегает любой фиксации. Идентичность современного человека можно определить как «здесь-и-сейчас-идентичность» [8; 20].
В связи с общественной нестабильностью и динамичностью личности требуются системные научные изыскания в сфере ценностных ориентаций, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений современной молодежи, проблем ее социализации. Говоря о реальной модернизации, успех общественно-экономической трансформации во многом предопределен активным участием молодых граждан. Воспитание Гражданина - вот главное условие динамичного развития гражданского общества в любой стране.
Деятельность в направлении становления и развития гражданской идентичности подрастающего поколения является «локомотивом» социальных реформ в России.
Процесс социально-экономических преобразований, его отрицательные факторы оказывают негативно-индивидуалистическое воздействие на осознание молодежью своей граж-
данской миссии, хотя традиционное для России поликультурное общество требует от своих членов ответственности, коммуникабельности и толерантности. Сложность формирования гражданской идентичности молодых россиян заключается в необходимости, с одной стороны, обеспечить целостность и интегративность самосознания личности на основе общих нравственных ценностей, а с другой стороны, обеспечить возможность самовыражения в связи с множественностью социальных норм и правил.
Исследователи современного российского общества отмечают противоречивость гражданского самосознания, недостаточный уровень общегражданской идентичности, восприятия самого себя как Гражданина страны, достойной уважения, иначе говоря, граждан, идентичность которых часто носит формальный характер [15].
С целью выявления особенностей гражданской идентичности молодых ярославцев лабораторией «Изучение гражданской идентичности студенческой молодежи: сущность, условия развития, перспективы» Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского было проведено исследование среди участников проекта «Молодежная общественная палата Ярославской области». Для исследования гражданской идентичности молодежных лидеров применялся психосемантический метод.
Апробация проводилась на основе ряда характеристик гражданской идентичности, выделенных и систематизированных нами по схеме: «знание + действие» в ходе анализа литературы по проблеме:
- знание и принятие законов общества, умения практического применения законов;
- желание и готовность принимать участие в общественно-политической жизни страны, города, поселка;
- наличие собственной гражданской позиции, готовность противостоять антиобщественным действиям;
- знание истории России, уважение ее целостности, патриотизм;
- знания о народах России, уважение к их культуре, толерантность;
- ответственность за свою страну, свой выбор и свои действия;
- принятие ценности другой личности, семьи, многонационального российского общества и мирового сообщества.
Каждое качество оценивалось по шестибалльной системе: от нуля до пяти баллов:
- «0» - отсутствие данного качества;
- «5» - максимальная выраженность качества.
Результаты исследования представлены в форме диаграмм как субъективных семантических пространств на основе факторного анализа.
Результаты исследования. На рисунке 1 показано сравнение качеств идентичности «идеального Гражданина» и «типичного Гражданина» Российской Федерации.
Все участники выборки показали, что их представления об «идеальном Гражданине» далеко от «типичного Гражданина».
Идеал гр.качеств личности ^^»Типичный гражданин_
Рис. 1. Соотношение представлений молодых активистов об «идеальном Гражданине» и «типичном Гражданине» РФ
Но вместе с тем молодежные лидеры определяют собственные гражданские качества выше, чем у «типичных Граждан», стремясь к качествам «идеального Гражданина» России. Это, несомненно, обусловлено их активной общественной деятельностью и лидерством в различных социальных проектах.
•Идеал гр.качеств личности •Я как гражданин сейчас
Рис. 2. Соотношение представлений молодых активистов о себе как о гражданине сейчас и об «идеальном Гражданине»
Участники исследования полагают, что:
- современная молодежь в целом далека от «идеального Гражданина»;
- они сами близки к «идеальному Гражданину» России.
Таким образом, оценивая остальную молодежь, они принижают ее гражданскую значимость, и можно сделать вывод о развитии «кастового» снобизма среди молодежных активистов.
Рис. 3. Соотношение представлений молодых активистов о себе как о гражданине сейчас и через 10 лет
Перспектива развития гражданственности через десять лет (рис. 3):
- молодые активисты свою гражданскую позицию через 10 лет видят неизменной;
- молодые активисты полагают, что их «готовность участвовать в общественно-политической жизни страны» снизится.
Можно сделать вывод о том, что активность опрошенной молодежи сегодня определяется необходимостью карьерного роста и достижения общественного статуса. А через 10 лет их активность уже будет неактуальна, так как жизнь «уже удалась!». Хотя, по нашему мнению, это самый продуктивный социальный возраст.
Итак, члены Ярославской молодежной общественной палаты, несмотря на то, что они лидеры молодежного движения, считают свою деятельность по воспитанию гражданственно-
сти у будущих поколений лишенной всякого смысла, так как они не предполагают успешной социализации подрастающего поколения.
Тогда возникает вопрос: зачем они участвуют в этой деятельности?
Обсуждение и заключение. В качестве инструментария выявления и понимания сути гражданственности сегодня становится экзистенциальная феноменология, в основе которой положено представление о социальной коммуникации как о субъективно осознанной, а взаимодействие людей понимается как базис идентичности.
Формирование социальной идентичности молодежи и, прежде всего, гражданской идентичности - сложный, многоаспектный и противоречивый процесс, анализ которого требует учета множества факторов.
Концепцию формирования идентичности мы предлагаем основывать на идеях Н. А. Бердяева, который считал, что духовная сущность личности определяет «активность ее действий» [2; 3]. Именно на этих постулатах мы предлагаем выстраивать концепцию формирования идентичности. Активное деятельностное отношение человека к миру, то есть общественно-историческая практика, требует в первую очередь формирования у молодежи активности духа, иначе субъективный фактор в истории не сработает. В рамках феноменологического подхода мы считаем, что общество развивается усилиями субъектов, но в процессе социальной деятельности меняется и сам Человек. Активизация гражданственности настоятельно требует такой социальной практики в пространстве региона, где молодежь проявляла бы свои лучшие гражданские качества, так как без этого невозможно становление Гражданина.
В предыдущих наших работах были определены наиболее результативные формы гражданской активизации:
- молодежный парламентаризм;
- развитие самоуправления;
- поддержка молодежных инициатив, особенно в ходе реализации проектов местного характера, то есть всего того, что служит развитию региона.
А для этого, безусловно, требуется развитие гражданского образования молодежи с обязательным сопровождением компетентными специалистами сферы молодежной политики [17]. Если молодым приходится «себя искать», то в этом им призваны помочь общество и государство.
Политическое руководство страны в течение всего постсоветского периода делало некоторые шаги по развитию общегражданского сознания. Например, на уровне средней школы воспитание патриотизма и формирование гражданской идентичности школьников представляет одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики.
Можно отметить следующие документы, где на этом сделан акцент:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.;
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 20132020 годы»;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования;
- Федеральные государственные образовательные стандарты.
Отметим, что на данный момент эффект от практической реализации положений указанных документов пока отдален во времени и судить о нем сложно.
Огромное значение для становления гражданственности и развития патриотизма молодежи имеет наличие общих предметов национальной гордости. Также очевидно, что для современной России становление гражданской идентичности происходит в поликультурной и мультиэтнической среде с интенсификацией потоков миграции, тотальным этническим самоопределением.
Итак, общая трансформация современного общества порождает кризис идентичности, это подчеркивается большинством современных исследователей.
В настоящее время на «идентичность» не влияют ни традиция, ни социальный статус, ни место, где живет человек. Она выбирается каждым человеком самостоятельно.
В условиях глобализации идентификационное пространство становится значительно шире, чем пределы отдельного государства. Процессы трансформации идентичности характеризуются: пересмотром основ социальной идентичности (особенно в гражданском и профессиональном аспектах); появлением новых объектов идентификации; новых форм идентичности и ее формирования. Кризис идентичности связан с потерей или, лучше сказать, с утратой некоторых важнейших элементов этой сложной системы ценностей, чувств, правил, традиций и т. д. Следовательно, формирование идентичности молодежи необходимо рассматривать в плоскости восстановления, возвращения ее лучших черт. Но при этом мы должны отдавать себе отчет в том, что во многом новая форма идентичности будет не совпадать с прежней.
Анализ результатов исследования убеждает в необходимости создания государственно-общественной системы идентификации и социализации подрастающего поколения с обязательным привлечением ведущих ученых в этой сфере.
Понимание значимости развития гражданской активности для динамичного развития не только России, но и мирового сообщества возрастает в условиях общественных бифуркаций.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что рассмотренные в статье факторы, несомненно, свидетельствуют об острой необходимости выработки оптимальной модели идентичности человека, особенно детей и молодежи в современной России.
Список литературы
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М. : Изд-во МГУ, 1988. 429 с.
2. Бердяев Н. А. Мое философское миросозерцание // Н. А. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991. Ч. 1. 403 с.
3. Бердяев Н. А. Творчество и свобода. Индивидуализм и универсализм / Н. А. Бердяев. Философия творчества, культуры и искусств : в 2 т. Т. 1. М. : Искусство, 1994. С. 353.
4. Бугайчук Т. В., Доссэ Т. Г. Идентичность как объект исследования социальных наук // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. 2. № 3. С. 212-217.
5. Гуссерль Э. Избранные работы. М. : Территория будущего, 2005. 465 с.
6. Иванишкина Ю. В. Коммунитаризм Амитая Этциони: некоторые аспекты теории «всеобщего блага» / / Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Серия «История и политология». 2014. № 2. С. 68-75.
7. Иванова Н. Л. Структура социальной идентичности личности: проблема анализа // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 1. С. 52-60.
8. Иванова С. Ю., Аракелян Э. А. Становление гражданской идентичности в полиэтническом социуме // Вектор идентичности на постсоветском пространстве. Ростов н/Д, 2007. С. 76-95.
9. Климова С. Г. Социальная идентификация в условиях общественных перемен // Человек. 1995. № 3. С. 26-35.
10. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М. : Прогресс, 1990. 367 с.
11. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Распоряжением Правительства России от 17 ноября 2008 года № 1662-р). URL: http://минобрнауки.рф/документы/4717/файл/3617/2.%20концепция%201662-р.doc.
12. Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В. Воспитание современной молодежи: формирование гражданской идентичности // Современные концепции профессионального образования студенческой молодежи : коллективная монография. Ульяновск, 2015. С. 244-256.
13. Коряковцева О. А., Доссэ Т. Г. Феноменологический подход к формированию гражданской идентичности российской молодежи // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 6. С. 29-35.
14. Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В. Молодежь России: кризис гражданской идентичности // Ло-кус: люди, общество, культуры, смыслы. 2018. № 1. С. 140-150.
15. Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В. Развитие гражданского самосознания молодежи: от «активности духа» к «активности действий» / / Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 27-32.
16. Лебедева Н. М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 3. С. 48-58.
17. Молодежь России: феноменология гражданственности : коллективная монография / под науч. ред. О. А. Коряковцевой. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. 162 с.
18. Панарин А. С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М. : Алгоритм, 2003.
19. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы. Государственная программа (утв. Распоряжением Правительства РФ № 1493 от 30 декабря 2015 г.). иЯЬ: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf.
20. Семененко И. С., Лапкин В. В., Пантин В. И. Идентичность в системе координат мирового развития // Полис. 2010. № 3. С. 56.
21. Щюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М. : РОССПЭН, 2004. 1056 с.
22. Этциони А. От империи к сообществу. Новый подход к международным отношениям. М. : Ла-домир, 2004. 384 с.
23. Etkind A. M. Psychological Culture // Russian Culture at the Crossroad / Ed. D. Shalin. Boulder : Westview Press, 1996. 127 p.
24. Koryakovtseva O. A., Ermakova L. I., Bugaychuk T. V., Upeniece I. Formation of young people's civil identity: technological approach // 3d the International Scientific-Practical Conference on the Humanities and the Natural Science 23-29 December 2015. L., 2016. Pp. 129-139.
The identity crisis of youth and the formation of a Citizen O. A. Koryakovceva1, T. V. Bugaichuk2
1Doctor of Political Sciences, PhD of Pedagogical Sciences, professor at the Department of social pedagogy and organization of work with young people, Director of the Institute of human resources development,
Yaroslavl State Pedagogical University. K. D. Ushinsky. Russia, Yaroslavl. E-mail: youth1@mail.ru 2PhD of Psychological Sciences, associate professor at the Department of general and social psychology, Yaroslavl State Pedagogical University n.a. K. D. Ushinsky. Russia, Yaroslavl. E-mail: mischenko@inbox.ru
Abstract. The article is devoted to the problem of the crisis of personal and social identities as significant components of the "existential crisis" in the conditions of social transformation. Based on the ideas of existential phenomenology, the authors identify the reasons for the loss of traditional Russian identity unity.
In historical periods of economic and social instability increases the role of young people significantly, a priori ready for innovation (and even revolutionary) activities. Therefore, in such a situation, the question of the formation and development of the civil identity of young Russians is more acute than ever.
Based on the results of a survey of activists of the youth public chamber of the Yaroslavl region, the article discusses the specifics of the civic identity of modern youth.
As a result of psychosemantic research "Study of civil identity of students" the urgency of the problem of development and choice of technologies and models of formation of new identity of the Russian youth and education of the citizen becomes obvious. First of all, this is due to the instability of the current social situation in the world, its dynamics, which is extremely complicated and so difficult process of self-identification and socialization of young people.
The results of the study assure that the leaders of the youth movement do not see the prospects for the growth of citizenship among young citizens of Russia, and therefore do not realize their role in this process. Consequently, their social activity is not aimed at fulfilling the civic duty to educate the younger generation, but at achieving a career and improving their own status. Of course, such conclusions raise many questions and determine the relevance of the problem of the formation of citizenship and civic identity. The article proposes a number of proven effective technologies that contribute to the socio-political subjectivization of the individual: from the support of youth initiatives to the implementation of youth specific projects for the development of the village, city, region and the development of patriotic feelings.
Keywords: crisis of identity, civil identity of youth, phenomenological approach, psychosemantic research.
References
1. Andreeva G. M. Social'naya psihologiya [Social psychology]. M. Moscow State University Publ. 1988. 429 p.
2. Berdyaev N. A. Moe filosofskoe mirosozercanie [My philosophical outlook] // N. A. Berdyaev o russkoj filosofii - N. A. Berdyaev about Russian philosophy. Sverdlovsk. 1991. Part 1. 403 p.
3. Berdyaev N. A. Tvorchestvo i svoboda. Individualizm i universalizm [Creativity and freedom. Individualism and universalism] / N. A. Berdyaev. Filosofiya tvorchestva, kul'tury i iskusstv: v 2 t. T. 1. [Philosophy of creativity, arts and culture: in 2 vol. Vol. 1]. M. Iskusstvo. 1994. P. 353.
4. Bugajchuk T. V., Dosse T. G. Identichnost' kak ob"ekt issledovaniya social'nyh nauk [Identity as an object of research of social sciences] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik - Yaroslavl Pedagogical Herald. 2013. Vol. 2. No. 3. Pp. 212-217.
5. HusserlE. Izbrannye raboty [Selected works]. M. Territory of the future. 2005. 465 p.
6. Ivanishkina Yu. V. Kommunitarizm Amitaya Etcioni: nekotorye aspekty teorii "vseobshchego blaga" [Commu-nitarianism of Amitai Etzioni: some aspects of the theory of "the common good"] // Vestnik MGGU im. M. A Sholohova - Herald of MSGU n.a. M. A. Sholokhov. Series "History and political science". 2014. No. 2. Pp. 68-75.
7. Ivanova N. L. Struktura social'noj identichnosti lichnosti: problema analiza [Structure of social identity: the problem of analysis] // Psihologicheskij zhurnal - Psychological journal. 2004. Vol. 25. No. 1. Pp. 52-60.
8. Ivanova S. Yu., Arakelyan E. A. Stanovlenie grazhdanskoj identichnosti v polietnicheskom sociume [Formation of civil identity in a multiethnic society] // Vektor identichnosti na postsovetskom prostranstve - Identity vector in the post-Soviet space. Rostov-on-don. 2007. Pp. 76-95.
9. Klimova S. G. Social'naya identifikaciya v usloviyah obshchestvennyh peremen [Social identification in the conditions of social change] // Chelovek - A man. 1995. No. 3. Pp. 26-35.
10. Kon I. S. V poiskah sebya: Lichnost' i ee samosoznanie [In search of themselves: Personality and its identity]. M. Progress. 1990. 367 p.
11. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 (app. The order of the Government of Russia of November 17, 2008. No. 1662-p). Available at: http://мнно6рнаукн.р^/flокументн/4717/^ан^/3617/2.%20концепцнн%201662-р.doc. (in Russ.)
12. Koryakovceva O. A., Bugajchuk T. V. Vospitanie sovremennoj molodezhi: formirovanie grazhdanskoj identichnosti [Education of modern youth: formation of civil identity] // Sovremennye koncepcii profession-al'nogo obrazovaniya studencheskoj molodezhi: kollektivnaya monografiya - Modern concepts of professional education of students : collective monograph. Ulyanovsk. 2015. Pp. 244-256.
13. Koryakovceva O. A., Dosse T. G. Fenomenologicheskij podhod kformirovaniyu grazhdanskoj identichnosti rossijskoj molodezhi [Phenomenological approach to the formation of civil identity of Russian youth] // Yaro-slavskij pedagogicheskij vestnik - Yaroslavl Pedagogical Herald. 2016. No. 6. Pp. 29-35.
14. Koryakovceva O. A., Bugajchuk T. V. Molodezh'Rossii: krizisgrazhdanskoj identichnosti [Youth of Russia: crisis of civil identity] // Lokus: lyudi, obshchestvo, kul'tury, smysly - Locus: people, society, cultures, meanings. 2018. No. 1. Pp. 140-150.
15. Koryakovceva O. A., Bugajchuk T. V. Razvitie grazhdanskogo samosoznaniya molodezhi: ot "aktivnosti duha" k "aktivnosti dejstvij" [Development of civil consciousness of youth: from "activity of spirit" to "activity of actions"] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik - Yaroslavl Pedagogical Herald. 2016. No. 5. Pp. 27-32.
16. Lebedeva N. M. Social'naya identichnost' na postsovetskom prostranstve: ot poiskov samouvazheniya k poiskam smysla [Social identity in the post-Soviet space: from the search for self-esteem to the search for meaning] // Psihologicheskijzhurnal - Psychological journal. 1999. Vol. 20. No. 3. Pp. 48-58.
17. Molodezh' Rossii: fenomenologiya grazhdanstvennosti: kollektivnaya monografiya - Youth of Russia: phenomenology of citizenship : collective monograph / under scientific ed. O. A. Koryakovtseva. Yaroslavl. YaS-PU. 2014. 162 p.
18. Panarin A S. Strategicheskaya nestabil'nost' vXXI veke [Strategic instability in the twenty-first century]. M. Algorithm. 2003.
19. Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020. State program (app. The order of the Government of the Russian Federation No. 1493 of December 30, 2015). Available at: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf. (in Russ.)
20. Semenenko I. S., Lapkin V. V., Pantin V. I. Identichnost' v sisteme koordinat mirovogo razvitiya [Identity in the coordinate system of world development] // Polis - Polis. 2010. No. 3. P. 56.
21. Shchyuc A. Izbrannoe: Mir, svetyashchijsya smyslom [Favorites: World, glowing with sense]. M. ROSSPEN. 2004. 1056 p.
22. Etcioni A. Ot imperii k soobshchestvu. Novyj podhod k mezhdunarodnym otnosheniyam [From Empire to community. A new approach to international relations]. M. Ladomir. 2004. 384 p.
23. Etkind A. M. Psychological Culture // Russian Culture at the Crossroad / Ed. D. Shalin. Boulder. Westview Press. 1996. 127 p.
24. Koryakovtseva O. A., Ermakova L. I., Bugaychuk T. V., Upeniece I. Formation of young people's civil identity: technological approach // 3d the International Scientific-Practical Conference on the Humanities and the Natural Science 23-29 December 2015. L. 2016. Pp. 129-139.