УДК 323.2
О. А. Коряковцева, Т. В. Бугайчук
Гражданская идентичность современной молодежи Ярославской области
В статье обозначена особенно актуальная для построения гражданского общества проблема формирования гражданской идентичности молодого поколения. Молодежь представлена как инновационный потенциал России, роль которого значительно возрастает в период трансформаций. На основе результатов эмпирического исследования раскрываются специфика и мотивация социальной активности нарождающегося гражданина новой России, уровень развития его гражданского самосознания.
Ключевые слова: гражданская идентичность, молодежь, социально-психологическая активность молодежи, молодежный актив, государственно-общественная система социализации молодого поколения.
O. A. Koryakovtseva, T. V. Bugaichuk
Civil Identity of the Modern Youth in the Yaroslavl Region
In the article the problem of formation of the young generation's civil identity is designated which is especially urgent to create a civil society. The youth is presented as the innovative capacity of Russia which role is considerably increased during transformations. On the basis of results of the empirical research the specificity and motivation of the social activity of the arising Citizen of new Russia, a level of development of his civil consciousness are revealed.
Keywords: civil identity, the youth, a social and psychological activity of the youth, youth asset, the state and public system of socialization of young generation.
Модернизация России невозможна без активного гражданского участия каждого человека, особенно молодежи. Социальное, экономическое, политическое реформирование должно начинаться с активизации гражданской позиции всех членов общества. Для этого необходимо развивать новый тип взаимодействия общественности и власти: тесное сотрудничество, реальное и конструктивное влияние населения на управленческие решения всех уровней.
В своем выступлении мы обратимся к вопросу формирования гражданской идентичности молодежи, на основе которой происходит становление гражданской позиции.
Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена как необходимостью построения гражданского общества, так и особенностями образовательной социально-педагогической ситуации, характеризующейся изменением контингента учащихся и студентов в сторону поликультурного состава. Поликультурное общество традиционно для России, но сегодня активная ассимиляция населения обуславливает повышение требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
Формирование гражданской идентичности призвано обеспечить интеграцию, единство и целостность самосознания личности как гражданина поликультурного общества на основе присвоения системы общечеловеческих нравственных представлений, свободу его самовыражения на основе учета многообразия социальных установок, норм и ценностей. В связи с этим перед наукой встает вопрос о выработке технологий и моделей формирования новой идентичности молодых граждан России, что имеет стратегическое значение для успешного будущего российской государственности.
По нашему мнению, молодежь объективно является активным и заинтересованным участником происходящих преобразований. Она - стратегический ресурс изменений России, поскольку наследует степень развития общества и формирует образ будущего. Молодое поколение необходимо рассматривать как инновационный потенциал, роль которого значительно возрастает во всех сферах жизнедеятельности в период трансформации общества. Социальные реалии и, прежде всего, смена ценностных ориентиров в системе социализации подрастающего поколения определяют особую остроту проблемы формирования гражданской идентичности молодежи в
© Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В., 2013
настоящее время. На наш взгляд, эффективное использование потенциала социально-психологической активности молодежи в интересах построения гражданского общества возможно только при условии создания адекватной государственно-общественной системы социализации молодежи.
Итак, что же такое гражданская идентичность?
А. Г. Асмолов гражданскую идентичность определяет с двух разных точек зрения.
Во-первых, как личностное осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл.
Во-вторых, как феномен надындивидуального сознания, признак (качество) гражданской общности, характеризующий ее как коллективного субъекта. При этом гражданская идентичность как результат рефлексии общности рассматривается как наиболее высокий и сложный уровень развития ее субъектности.
Отметим, что эти два определения не исключают друг друга, а акцентируют внимание на различных аспектах гражданской идентичности: со стороны личности и со стороны общности.
Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:
- когнитивного (познавательного) - знания о власти, правовой основе организации общества, общественно-политических событиях и различных партиях и их программах. Неотъемлемой составляющей когнитивного компонента является правовое сознание;
- эмоционально-оценочный (коннотатив-ный) - наличие собственного отношения к общественно-политическим событиям, способность четко аргументировать свою точку зрения и суждения;
- ценностно-ориентировочный (аксиологический) - уважение прав других людей, толерантность, самоуважение, признание права на свободный и ответственный выбор каждого человека, готовность к принятию и анализу явлений общественной жизни;
- поведенческий - участие в общественной жизни в период обучения, на работе, по месту жительства и т. п.; самостоятельность в выборе решений, способность противостоять асоциальным и противоправным поступкам и действиям.
Известный российский ученый А. А. Леонтьев утверждал, что нормальное самосознание
гражданина новой России - это единство трех начал:
- чувства принадлежности к своему этносу, своему народу, любовь и уважение к своим национальным традициям и истории своего народа, стремление владеть своим национальным языком и национальной культурой;
- чувства принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, непременно сопряженный с отказом от национального (этнического) тщеславия;
- чувства принадлежности к мировому (и европейскому как его части) сообществу, чувство ответственности не только за судьбы своего народа и своей многонациональной страны, но и всего мира.
Таким образом, гражданскую идентичность целесообразно рассматривать как осознанный процесс соотнесенности или тождественности человека с определенной государственной общностью в конкретном социально-политическом контексте. В настоящее время гражданская идентичность справедливо рассматривается в науке в первую очередь как фактор консолидации вокруг интересов страны, поэтому степень ее укорененности в сознании и поведении граждан выступает как залог политической и духовной консолидации, а также модернизации общества и государства. Вот почему важно способствовать решению проблемы развития гражданской идентичности, в том числе у наиболее образованной и продвинутой части молодежи - студенчества, выявлять эффективные технологии формирования гражданственности в образовательном пространстве вуза, повышать профессиональную компетенцию преподавателей высшей школы в данной сфере.
Какова же специфика и мотивация социально-психологической активности нарождающегося Гражданина Новой России, а также его гражданская идентичность? С целью ответа на этот вопрос в Ярославской области в 2013 году нами было проведено эмпирическое исследование социально-психологических особенностей и гражданской идентичности участников проекта «Молодежная общественная палата Ярославской области».
С участниками проекта проводилась диагностика социально-психологических особенностей и гражданской идентичности методами тестирования, наблюдения и беседы.
В результате эмпирического исследования самооценки уровня развития социальной креатив-
ности личности (Рис. 1) можно сделать следующие выводы: у 93 % испытуемых уровень социальной креативности высокий или выше среднего, что говорит об адекватном отношении молодых активистов к изменениям, происходящим в современном обществе, способности и готовности самим постоянно изменяться, проявлять собственную неповторимость. И только 1 испытуемый (3,5 %) продемонстрировал уровень социальной креативности ниже среднего, что говорит о его неготовности эффективно реагировать на социальные изменения и проявлять себя.
80%
70%
00%
дта
30%
20%
10% — — /
высокий выше среднего средний ниже среднего
Рис. 1. Результаты исследования самооценки уровня развития социальной креативности молодых активистов
Методика диагностики мотиваторов социально-психологической активности личности позволила нам получить следующие результаты (Рис. 2). Высокий уровень развития мотива достижения успеха наблюдается у 100 % испытуемых, данная особенность является характерной для всей современной активной молодежи. У 54 % испытуемых высокий уровень выраженности мотива стремления к власти, у 46 % испытуемых средний уровень выраженности данного мотива, однако значения приближены к верхней границе, то есть к высокому уровню. У всей нашей выборки проявляется стремление руководить и доминировать, очевидно, это связано с тем, что в своих муниципальных образованиях члены Молодежной общественной палаты занимают руководящие посты в молодежных общественных организациях, постоянно находятся на руководящих позициях в своих учебных заведениях и т. п.
Мотив аффилиации выражен на высоком уровне у 75 % испытуемых, на среднем уровне -у 21 % испытуемых, и лишь у 4 % - на низком уровне. Результаты диагностики по мотиву аф-филиации характеризуют нашу молодежь как стремящуюся к установлению и поддержанию отношений с другими людьми, к контакту и общению с ними.
мо-пе мотив мотне
юг гижения стремления > д^нЬиляции
Рис. 2. Степень выраженности мотиваторов социально-
психологической активности у молодых активистов
Следует отметить, что в исследуемой группе наличествует тенденция высокой оценки участниками собственных лидерских качеств. Высокий уровень самооценки лидерских качеств, как правило, свидетельствует об уверенности лично -сти в своих социально-коммуникативных и организаторских способностях, готовности принимать на себя роль лидера в различных ситуациях взаимодействия. Но диагностические показатели 7 % участников проекта настораживают, поскольку дают основания предполагать у них низкий лидерский потенциал или, скорее всего, стремление к деструктивному лидерству.
Данные, полученные по методике «Диагностика личностной конкурентоспособности», позволяют определить у испытуемых наличный уровень базовых критериев конкурентоспособности. При этом личностная конкурентоспособность понимается авторами как форма межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением целей в условиях противоборства с добивающимися этих же целей другими индивидами или группами. Как показывают полученные результаты, в среднем по выборке личностная конкурентоспособность незначительна (среднее значение 13,75). Как правило, данный уровень личностной конкурентоспособности свидетельствует о том, что индивид не имеет достаточного опыта совладания с трудностями и изменениями, но для него характерна заинтересованность, включенность в происходящее, поиск чего-то стоящего и интересного для собственного развития.
Таким образом, обозначился портрет современного социально активного молодого Яро-славца. У него достаточно высокий уровень социальной креативности, что говорит об адекватном отношении к изменениям, происходящим в современном обществе, способности и готовности самому постоянно изменяться, проявлять
собственную инициативу. При этом он не имеет достаточного опыта совладания с трудностями и изменениями, но для него характерна заинтересованность, включенность в происходящее, поиск чего-то стоящего и интересного для собственного развития. У современной молодежи Ярославской области наличествует тенденция высокой самооценки лидерских качеств, что свидетельствует об уверенности в своих социально-коммуникативных и организаторских способностях, готовности принимать на себя роль лидера в различных ситуациях взаимодействия. Кроме того, у всей нашей выборки проявляется стремление руководить и доминировать, устанавливать и поддерживать отношения с другими людьми. У всех членов Молодежной общественной палаты наблюдается высокий уровень развития мотива достижения личного успеха, что вызывает некоторую озабоченность, поскольку исключает мотив «общественной пользы, пользы Отечеству».
На основе результатов психосемантического исследования гражданской идентичности студенческой молодежи можно утверждать следующее: в представлении молодых активистов, современный типичный человек, гражданин РФ
далек от идеального Гражданина, причем все участники выборки показали высокую значимость отличий их представлений об идеальном гражданине в сравнении с типичным (Рис. 3).
1
-^^Идеал гр.качеств личности I | ^^Типичный гражданин Рис. 3. Соотношение представлений молодых активистов об идеальном гражданине и типичном гражданине РФ
1 ,50
1 ,2 1 1 1 + I 1 1 1 1 ' 1 ,0 7 1 ,0 7 1 .0 4 1 0 4о ,9 6 0 ,Э 6 0 9 з о,е 90 .8 1 0 .8 2 0 .7 1 0 ,6 80 .6 1 0 .6 1 0 .5
1
1 2 17 16 18 6 8 10 15 11 20 5 19 14 12 3 7 22 21 4 23 9 24 13
Рейтинг отличий Я и Типичного гражданина
Рис. 4
В то же время, анализ рейтинга отличий «Я» и «Типичного гражданина» (Рис. 4) показал, что молодежный актив Ярославской области характеризует себя по показателям гражданственности выше, чем типичных граждан, тем самым приближая себя к идеальному Гражданину РФ. По
их мнению, их собственная гражданская активность выше, чем у большинства граждан РФ (вероятно, это связано с их общественной деятельностью в муниципальных образованиях, возможно, это связано с общественной деятельностью и участием в различных социальных проектах).
Рис. 5
Современная молодежь, по мнению молодых активистов, в целом, приближена к типичным гражданам РФ. В их представлении (Рис. 5), современному молодому человеку далеко до идеального Гражданина, хотя сами себя они позиционируют как приближенных к идеалу Гражданина.
высокий уровень представлений о себе как об идеальном Гражданине РФ (Рис. 7), что является одним из показателей сформированности гражданской идентичности. Но вместе с тем, при ответе на вопросы, связанные с оценкой других людей, они проявляют очень индивидуалистическую, критикуют других граждан, принижают их гражданское достоинство, что противоречит понятию гражданской идентичности в целом.
Рис. 6. Соотношение представлений молодых активистов об идеальном гражданине и молодежи сейчас
Данные рейтинга подтверждаются и на диаграмме (Рис. 6).
Таким образом, суммируя результаты исследований гражданской идентичности, хотелось бы отметить, что молодые активисты показывают
Рис. 7. Соотношение представлений молодых активистов о себе как гражданине сейчас и идеальном гражданине
При таком раскладе можно говорить о формировании «кастового» снобизма в среде молодежного актива.
1
■Я как гражданин сейчас ■Я как градации через 1 0 лет
Рис. 8. Соотношение представлений молодых активистов о себе как гражданине сейчас и через 10 лет
Диаграмма (Рис. 8), характеризующая перспективу развития личности по параметру гражданской идентичности, показывает, что молодые активисты не видят значимых изменений в своей гражданской позиции через 10 лет, а по такому критерию, как «готовность участвовать в общественно-политической жизни страны», даже отмечают тенденцию к ее уменьшению. Данные результаты еще раз подтверждают завышенную самооценку представлений молодежных активистов о себе как о гражданах России. Хотелось бы отметить, что члены Молодежной общественной палаты попали в психологическую ловушку, где завышенная самооценка и лидерские позиции в среде сверстников не определяют перспектив для дальнейшего развития, а в каких-то моментах даже тормозят развитие и нарушают адекватное взаимодействие с другими гражданами. Обозначенная тенденция к снижению готовности участвовать в общественно-политической жизни страны через 10 лет позволяет сделать вывод и о стремлении молодых посредством активной деятельности достичь карьерного роста, положения в обществе «здесь и сейчас», а к 30-40 годам «почивать на лаврах», хотя это самый продуктивный социальный возраст, когда окончательно утверждается гражданская позиция.
■ Идеал гр .качеств л и чности ■Молодежь сейчас
Рис. 9. Соотношение представлений молодых активистов о молодежи сейчас и молодежи через 10 лет
Приведенная диаграмма представляет характеристику гражданской идентичности молодежи как социальной группы сейчас и через 10 лет, как ее видят активисты молодежного движения Ярославской области (Рис. 9). По своим очертаниям, она во многом повторяет диаграмму представления молодых активистов о себе как о гражданах сейчас и через 10 лет. Становится очевидным, что наши активисты себя видят близкими к идеалу Гражданина и в будущем, а остальной молодежи отказывают в развитии гражданского потенциала и в продвижении вперед в целом. То есть значимых изменений, по их мнению, не произойдет. На что же тогда будет направлена их активная общественная деятельность, если нет веры в то, что могут произойти значимые изменения в гражданской позиции Российской молодежи. Вероятно, как уже было отмечено, только на достижение собственного успеха. Будут ли молодые активисты работать с подрастающим поколением с полной отдачей, уже заранее предполагая бесперспективность своей работы для общества?
При этом активисты осознают, что современной молодежи далеко до идеального гражданина РФ по все показателям, на рисунке очевидны значимые отличия между обобщенными характеристиками «молодежь сейчас» и «идеальный Гражданин» (Рис. 10).
is
Мол одежь сейчас ^^"Молодежь через 10 лет
Рис. 10. Соотношение представлений молодых активистов о молодежи сейчас и идеальном гражданине РФ
Молодежная общественная палата - это один из важнейших институтов общества, который обязан направлять свои усилия на успешную социализацию молодого поколения, на формирование гражданской идентичности молодых, их патриотизма, любви к Родине. Тем не менее, результаты исследования убеждают, что деятельность свою по воспитанию подрастающего поколения активисты молодежного движения считают бессмысленной, но с удовольствием ее осуществляют. Можно ли разрешить данный парадокс?
Итак, результаты проведенного эмпирического исследования уровня социально-психологической активности общественно активной молодежи и ее гражданской идентичности малоутешительны. Выяснилось, что потенциал социально-психологической активности у испытуемых, несомненно, высок. Но для эффективного использования данного потенциала ярославской молодежи в интересах создания гражданского общества, прежде всего, необходимо формирование гражданской идентичности и гражданской позиции личности, поскольку при всех лидерских качествах и организаторских способностях только мотивация «жить и работать на
благо семьи, общества и государства» присуща истинному Гражданину. Современная молодежь, даже социально активная, далека от этого, что подчеркивает крайнюю значимость рассматриваемой проблемы и прямо ставит вопрос о необходимости разработки технологий и моделей формирования новой идентичности молодых граждан России, а главное - о создании адекватной государственно-общественной системы социализации молодежи на научной основе.
Библиографический список
1. Доссэ Т. Г. Идентичность как объект исследования социальных наук [Текст] / Т. Г. Доссэ, Т. В. Бугай-чук // Ярославский педагогический вестник. - 2013. -№ 2.
2. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии [Текст] : монографии в 2 ч. / А. Г. Асмолов, О. А. Ка-рабанова, Т. Д. Марциновская ; под ред. А. Г. Асмоло-ва. - М., 2011. - Ч. 2. - 339 с.
3. Коряковцева, О. А. Общественно-политическая активность молодежи: сущность, технологии и опыт компаративного анализа [Текст] / О. А. Коряковцева -Ярославль: ЯГПУ, 2008. - 188 с.
4. Тарханова, И. Ю. Аксиологические основы модернизации практики российского образования: традиции и инновации / И. Ю. Тарханова // Двадцать лет реформ: итоги и перспективы: сборник статей / под общей редакцией члена-корр. РАН М. К. Горшкова и проф. А.-Н. З. Дибирова. - М. ; Махачкала, 2011. -С. 430-435.
Bibliograficheskij spisok
1. Dosseh T. G., Bugajchuk T. V. Identichnost' kak ob"ekt issledovaniya sotsial'nykh nauk [Tekst] / T. G. Dosseh, T. V. Bugajchuk // YAroslavskij pedagogiche-skij vestnik. - 2013. - № 2.
2. Kak rozhdaetsya grazhdanskaya identichnost' v mire obrazovaniya: ot fenomenologii k tekhnologii [Tekst] : monografii v 2 ch. / А. G. Аsmolov, O. А. Ka-rabanova, T. D. Martsinovskaya ; pod red. А. G. Аsmolo-va. - M., 2011. - CH. 2 - 339 s.
3. Koryakovtseva, O. А. Obshhestvenno-politicheskaya aktivnost' molodezhi: sushhnost', tekhnologii i opyt komparativnogo analiza [Tekst] / O. А. Koryakovtseva -YAroslavl': YAGPU, 2008. - 188 s.
4. Tarkhanova, I. YU. Аksiologicheskie osnovy mo-dernizatsii praktiki rossijskogo obrazovaniya: tra-ditsii i innovatsii / I. YU. Tarkhanova // Dvadtsat' let reform: itogi i perspektivy: sbornik statej / pod obshhej redaktsiej chlena-korr. ЯАМ M. K. Gorshkova i prof. А.-N. Z. Dibi-rova. - M. ; Makhachkala, 2011. - S. 430-435.