Научная статья на тему 'Гражданская идентичность преподавателей вуза и их представление о студенте-гражданине'

Гражданская идентичность преподавателей вуза и их представление о студенте-гражданине Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
124
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / DEVELOPMENT OF CIVIC CONSCIOUSNESS OF THE STUDENTS'' YOUTH / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ / CIVIL IDENTITY OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коряковцева Ольга Алексеевна, Бугайчук Татьяна Владимировна

Глобализация в социокультурной сфере, сопровождающаяся отказом от многих традиционных ценностей и «экзистенциальным вакуумом», оказала воздействие на идентичность современных россиян. Перед наукой встает вопрос о выработке технологий и моделей формирования новой идентичности молодых граждан России, что имеет стратегическое значение для успешного будущего российской государственности. Данная статья посвящена исследованию уровня гражданской идентичности преподавателя вуза, особенностям его восприятия студентов как граждан России и роли преподавателя в формировании гражданственности студенческой молодежи. Рассматривая гражданскую идентичность современного преподавателя, мы определили соотношение представлений преподавателей вуза об идеальном гражданине и типичном гражданине, об идеальном гражданине и молодежи сейчас, об идеальном гражданине, типичном гражданине и себе как гражданине России, об идеальном гражданине и себе как гражданине сейчас и через 10 лет, также соотношение представлений преподавателей вуза о себе как гражданине и студенте-гражданине, о молодежи сейчас и молодежи через 10 лет, о молодежи сейчас, молодежи через 10 лет и студенте, факторы, влияющие на формирование гражданской идентичности студентов, по мнению преподавателей вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Коряковцева Ольга Алексеевна, Бугайчук Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Civil Identity of Higher Education Institution Teachers and Their Idea about the Student-Citizen

Globalization in the sociocultural sphere, which is accompanied with refusal of many traditional values and "existential vacuum", influences the identity of modern Russians. There is a question before the sciences to work out technologies and models of formation of the new identity of young citizens in Russia that it has a strategic importance for the successful future of the Russian statehood. This article is devoted to the research of the level of the civil identity of the teacher of higher education institution, features of his perception of students as citizens of Russia and the role of the teacher in formation of civic consciousness of the students'' youth. Considering the civil identity of the modern teacher, we defined a ratio of representations of teachers of the higher education institution about the ideal citizen and the typical citizen, about the ideal citizen and the youth now, about the ideal citizen, the typical citizen and as the citizen of Russia, about the ideal citizen and as the citizen now and in 10 years, also a ratio of representations of teachers of the higher education institution about him/herself as the citizen and the student-citizen, about the youth now and the youth in 10 years, about the youth now, the youth in 10 years and the student, the factors influencing formation of students'' civil identity according to the opinion of teachers of higher education institution.

Текст научной работы на тему «Гражданская идентичность преподавателей вуза и их представление о студенте-гражданине»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378

О. А. Коряковцева, Т. В. Бугайчук

Гражданская идентичность преподавателей вуза и их представление о студенте-гражданине

Глобализация в социокультурной сфере, сопровождающаяся отказом от многих традиционных ценностей и «экзистенциальным вакуумом», оказала воздействие на идентичность современных россиян. Перед наукой встает вопрос о выработке технологий и моделей формирования новой идентичности молодых граждан России, что имеет стратегическое значение для успешного будущего российской государственности. Данная статья посвящена исследованию уровня гражданской идентичности преподавателя вуза, особенностям его восприятия студентов как граждан России и роли преподавателя в формировании гражданственности студенческой молодежи. Рассматривая гражданскую идентичность современного преподавателя, мы определили соотношение представлений преподавателей вуза об идеальном гражданине и типичном гражданине, об идеальном гражданине и молодежи сейчас, об идеальном гражданине, типичном гражданине и себе как гражданине России, об идеальном гражданине и себе как гражданине сейчас и через 10 лет, также соотношение представлений преподавателей вуза о себе как гражданине и студенте-гражданине, о молодежи сейчас и молодежи через 10 лет, о молодежи сейчас, молодежи через 10 лет и студенте, факторы, влияющие на формирование гражданской идентичности студентов, по мнению преподавателей вуза.

Ключевые слова: гражданская идентичность преподавателя, молодежь, развитие гражданственности студенческой молодежи.

O. A. Koryakovtseva, T. V. Bugaichuk

Civil Identity of Higher Education Institution Teachers and Their Idea about the Student-Citizen

Globalization in the sociocultural sphere, which is accompanied with refusal of many traditional values and "existential vacuum", influences the identity of modern Russians. There is a question before the sciences to work out technologies and models of formation of the new identity of young citizens in Russia that it has a strategic importance for the successful future of the Russian statehood. This article is devoted to the research of the level of the civil identity of the teacher of higher education institution, features of his perception of students as citizens of Russia and the role of the teacher in formation of civic consciousness of the students' youth. Considering the civil identity of the modern teacher, we defined a ratio of representations of teachers of the higher education institution about the ideal citizen and the typical citizen, about the ideal citizen and the youth now, about the ideal citizen, the typical citizen and as the citizen of Russia, about the ideal citizen and as the citizen now and in 10 years, also a ratio of representations of teachers of the higher education institution about him/herself as the citizen and the student-citizen, about the youth now and the youth in 10 years, about the youth now, the youth in 10 years and the student, the factors influencing formation of students' civil identity according to the opinion of teachers of higher education institution.

Keywords: civil identity of the teacher, the youth, development of civic consciousness of the students' youth.

Сегодня в России наиболее эффективными формами гражданской активизации молодежи являются поддержка конструктивных молодежных инициатив, молодежный парламентаризм и самоуправление, то есть реализация молодежью конкретных общественных проектов локального характера, которые становятся основой для ее социально-политической субъектизации. При этом необходимо понимать, что решение проблемы гражданской активизации молодежи осуществляется не только ресурсами молодежного

самоуправления, но и требует поддержки как в рамках государственной политики (развития гражданского образования), так и в плане грамотного сопровождения специалистами.

С целью изучения профессиональной компетентности специалистов, работающих с молодежью, в двух регионах России (Ярославском и Костромском) в 2013 гг. О. А. Коряковцевой был проведен экспертный опрос. В опросе участвовали руководители и специалисты: региональных и муниципальных органов по делам молодежи;

© Коряковцева О. А., Бугайчук Т. В., 2014

региональных представительств политических партий; российских и международных молодежных общественных организаций; редакторы молодежных средств массовой информации. Результаты проведенного опроса показали, что респонденты в целом достаточно адекватно оценивают ситуацию, сложившуюся в сфере государственной молодежной политики, но недостаточно полно ориентируются в существующих технологиях, применяемых в данной сфере. В основном они опираются на модифицированные мобилизационные технологии комсомольской работы. Собственные же разработки далеко не всегда имеют научную и технологическую основу, что, безусловно, отражается на результативности деятельности.

Таким образом, очевидно, что эффективное формирование гражданской идентичности возможно только при условии целенаправленной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с молодежью, в том числе и преподавателей.

Преподаватель - один из главных субъектов воспитательного процесса в высшем профессиональном образовании. Значимая роль в процессе формирования гражданской идентичности студентов принадлежит именно преподавателю. В большой степени от него зависит, насколько грамотно и верно будет организован этот процесс.

Таким образом, очевидно, что основная цель современной системы повышения квалификации педагогических работников - это развитие психолого-педагогической готовности преподавате-

лей вуза к формированию гражданской идентичности студентов.

Задачи, которые мы определяем для подобных курсов повышения квалификации заключаются в следующем: сформировать у преподавателей знания о функциях, содержании и структуре гражданской идентичности личности; помочь в осмыслении закономерностей развития гражданской идентичности в студенческом возрасте, условий и факторах ее развития; сформировать представления о роли учебных дисциплин и форм учебной деятельности в развитии гражданственности студентов.

Данная статья является продолжением серии статей по вопросам формирования гражданской идентичности, опубликованным в Ярославском педагогическом вестнике, поэтому останавливаться на определение понятия «гражданская идентичность» не будем.

Рассматривая гражданскую идентичность современного преподавателя, важно определить его идеальный образ гражданина России. Мы видим (Рис.1), что все предложенные в психосемантической методике качества идеального гражданина оценены в максимальных категориях, то есть преподаватель считает, что это и есть образ «идеального гражданина России». В то же время на рисунке показано представление преподавателя о «типичном гражданине России», оно не достигает идеала по всем предложенным качествам, то есть типичный житель нашей страны, по мнению преподавателей вуза, далек от идеального образа гражданина.

•Идеал гр.качеств личности ^*^Типичныи гражданин

Рис. 1 Соотношение представлений преподавателей вуза об идеальном гражданине и типичном гражданине

Важно отметить, что образ молодежи, сложившийся у преподавателей вуза, с его гражданской позицией далек от идеального гражданина и приближен к типичному гражданину. А по таким качествам, как «принятие ответственности за судьбу своей страны», «ответственность за собственные дей-

ствия», имеет более низкий результат в представлении преподавателя, чем типичный гражданин (Рис. 2).

Идеал гр.качеств личности Молодежь сейчас

Рис.2 Соотношение представлений преподавателей вуза об идеальном гражданине и молодежи сейчас

В процессе самооценки, преподаватель видит себя ближе к идеальному, чем типичному гражданину России, при этом он оценивает себя по всем качествам выше, чем типичного гражданина (Рис. 3).

1

Илряп гп клчйг.тн личнпг.ти -^^Тнпичнмй гпяжлянин И Ппяпплакатяпь

Рис.3 Соотношение представлений преподавателей вуза об идеальном гражданине, типичном гражданине

и себе как гражданине России

Следует обратить внимание, что преподаватель вуза не видит перспектив своего гражданского развития: он считает, что все качества гражданина у него максимально развиты, следовательно, с течением лет его гражданская идентичность не изменится (Рис. 4).

Идеал гр.качеств личности —■—Я как гражданин сейчас —*—Я как гражданин через 10 лет

Рис.4 Соотношение представлений преподавателей вуза об идеальном гражданине и себе как гражданине

сейчас и через 10 лет

На представленной ниже диаграмме интересно соотношение представлений преподавателя о себе как гражданине и о гражданине - студенте. Преподаватель по уровню развития почти всех гражданских качеств ставит студента ниже себя, лишь два качества: «готовность участвовать в общественно-политической жизни страны» и «желание участвовать в общественно-политической жизни страны», -в представлениях преподавателя у них практически совпадают (Рис. 5).

| —»"Преподаватель Студент

Рис.5 Соотношение представлений преподавателей вуза о себе как гражданине и студенте-гражданине

Продолжая анализ представлений преподавателя вуза о современной молодежи, считаем важным отметить, что педагог не видит перспектив развития качеств современной молодежи в аспекте гражданственности (Рис. 6).

Молодежь сейчас 1 Молодежь через 10 лет I

Рис.6 Соотношение представлений преподавателей вуза о молодежи сейчас и молодежи через 10 лет

Современный студент, по мнению преподавателя, по своим гражданским качествам практически соответствует как уровню молодежи сейчас, так и через 10 лет (Рис. 7). Таким образом, преподаватель не видит перспектив развития студента как гражданина даже через 10 лет. Мы можем предположить, что такие результаты исследования связаны с завышением преподавателем своих гражданских качеств и с занижением качеств студента.

М о л о дежь с еи ча с —■—Молодежь через 10 лет —*—Студент

Рис.7 Соотношение представлений преподавателей вуза о молодежи сейчас, молодежи через 10 лет и студенте.

Результаты опроса преподавателей о том, кто должен заниматься формированием гражданской идентичности у современной молодежи, отражены на Рис.8. На первое место по степени влияния в этом вопросе на студента педагоги поставили систему образования, на второе - семью, на третье -гражданские институты, четвертое место у органов государственной власти, а пятое - у СМИ.

Здесь мы сталкиваемся с неким противоречием: образование, по мнению преподавателей, с одной стороны должно положительно влиять на развитие гражданственности, но, с другой стороны, они не верят в развитие студента как гражданина. То есть обучающие студенчество не уверены в своей собственной профессионально-педагогической компетентности в сфере формирования гражданской

идентичности молодежи, в том числе и в силе личного примера в образе почти идеального Гражданина, каким почти каждый преподаватель себя представляет.

Рис. 8 Факторы, влияющие на формирование гражданской идентичности студентов,

по мнению преподавателей вуза.

Гражданская идентичность современного преподавателя представлена на графике (Рис.9)

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

- Идеал гр.качеств личности -Я как гражданин сейчас

- Молодежь сейчас

- Преподаватель

-Типичный гражданин -Я как гражданин через 10 лет -Молодежь через 10 лет Студент

Рис. 9 Гражданская идентичность преподавателя вуза

Таким образом, следует говорить о необходимости организации целенаправленного развитием гражданской идентичности молодежи посредством учебно-воспитательного процесса в вузе, организации мощного педагогического и гражданского воздействия на субъектизацию личности. Системное формирование гражданственности молодежи является особенно актуальным, поскольку может оказать прямое влияние на решение таких важных социальных задач, как повышение относительно гомогенного патриотического сознания молодежи, легитимация государственной власти и формирование эффективных институтов гражданского общества.

Необходимо способствовать решению проблемы развития гражданской идентичности студенческой молодежи, выявлять эффективные технологии ее формирования в образовательном пространстве вуза. Важным условием для реализации поставленных задач является повышение профессиональной компетентности преподавателя вуза в сфере формирования гражданской идентичности студентов.

Библиографический список

1. Бугайчук Т.В., Тарханова И.Ю. Изучение социально-психологической активности современной молодежи (на примере Ярославской области) [Текст] // Youth World Politic. - 2013. - № 1. - С. 81-85.

2. Бугайчук Т.В., Тарханова И.Ю. Роль образования в формировании гражданина [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. URL: www.science-education.ru/117-13320 (дата обращения: 2.06.2014).

3. Доссэ Т.Г., Бугайчук Т.В. Идентичность как объект исследования социальных наук / Т.Г. Доссэ, Т.В. Бугайчук [Текст] // Ярославский педагогический вестник - 2013 - № 3 - Том II (Психолого-педагогические науки) С. 212-217.

4. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Гражданская идентичность современной молодежи Ярославской области [Текст] // Ярославский педагогический вестник - 2013 - № 4 - Том I (Гуманитарные науки) С.143-149

5. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Социально-политические и психологические основы работы с молодежью [Текст]: учебное пособие. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013. - 120 с.

6. Коряковцева О.А., Давыдов А.В. Опыт формирования гражданской и политической идентичности молодежи: современный взгляд [Текст] // Ярославский педагогический вестник - 2013 - № 2 - Том I (Гуманитарные науки) С.97-100

7. Коряковцева, О.А. Общественно-политическая активность молодежи: сущность, технологии и опыт компаративного анализа [Текст] / О.А. Коряковцева. Ярославль: ЯГПУ, 2008. -188 с.

8. Луков В.А. Концептуальность исследований молодежи. [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. - URL: http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Lukov_Val/2/ (дата обращения 17.07.2013).

9. Новиков М.В., Ракитина О.В. Мониторинг научно-исследовательских компетенций преподавателей в системе дополнительного профессионального образования [Текст] // Ярославский педагогический вестник. 2010. Т. 2. № 4. С. 143-150.

10.Поваренков, Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности [Текст] / Ю.П. Поваренков // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества. Сборник научных трудов. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. - С.154-163.

11.Сковиков А.К. Формирование гражданского общества: мировая практика и российская действительность [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. №6. - URL: http://www.science-education.ru/106-8090 (дата обращения: 10.03.2013).

Bibliograficheskij spisok

1. Bugajchuk T.V., Tarkhanova I.YU. Izuchenie sotsi-al'no-psikhologicheskoj aktivnosti sovremennoj mo-lodezhi (na primere YAroslavskoj oblasti) [Tekst] // Youth World Politic. - 2013. - № 1. - S. 81-85.

2. Bugajchuk T.V., Tarkhanova I.YU. Rol' obrazova-niya v formirovanii grazhdanina [EHlektronnyj re-surs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2014. -

№ 3. URL: www.science-education.ru/117-13320 (data obrashheniya: 2.06.2014).

3. Dosseh T.G., Bugajchuk T.V. Identichnost' kak ob"ekt issledovaniya sotsial'nykh nauk / T.G. Dosseh, T.V. Bugajchuk [Tekst] // YAroslavskij pedagogicheskij vestnik - 2013 - № 3 - Tom II (Psikhologo-pedagogicheskie nauki) S. 212-217.

4. Koryakovtseva O.A., Bugajchuk T.V. Grazhdanskaya identichnost' sovremennoj molodezhi YAroslavskoj oblasti [Tekst] // YAroslavskij pedagogicheskij vest-nik - 2013 - № 4 - Tom I (Gumanitarnye nauki) S.143-149

5. Koryakovtseva O.A., Bugajchuk T.V. Sotsial'no-politicheskie i psikhologicheskie osnovy raboty s molodezh'yu [Tekst]: uchebnoe posobie. - YAroslavl' : Izd-vo YAGPU im. K.D. Ushinskogo, 2013. - 120 s.

6. Koryakovtseva O.A., Davydov A.V. Opyt formi-rovaniya grazhdanskoj i politicheskoj identichnosti molodezhi: sovremennyj vzglyad [Tekst] // YAroslav-skij pedagogicheskij vestnik - 2013 - № 2 - Tom I (Gumanitarnye nauki) S.97-100

7. Koryakovtseva, O.A. Obshhestvenno-politicheskaya aktivnost' molodezhi: sushhnost', tekhnologii i opyt komparativnogo analiza [Tekst] / O.A. Koryakovtseva. YAroslavl': YAGPU, 2008. -188 s.

8. Lukov V.A. Kontseptual'nost' issledovanij molodezhi. [EHlektronnyj resurs] // Znanie. Ponima-nie. Umenie. - URL: http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Lukov_Val/2/ (data obrashheniya 17.07.2013).

9. Novikov M.V., Rakitina O.V. Monitoring na-uchno-issledovatel'skikh kompetentsij prepodavatelej v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obra-zovaniya [Tekst] // YAroslavskij pedagogicheskij vest-nik. 2010. T. 2. № 4. S. 143-150.

10. Povarenkov, YU.P. Psikhologicheskaya kharak-teri-stika professional'noj identichnosti [Tekst] / YU.P. Povarenkov // Krizis identichnosti i problemy sta-novleniya grazhdanskogo obshhestva. Sbornik nauchnykh trudov. YAroslavl': Izd-vo YAGPU, 2003. - S.154-163.

11. Skovikov A.K. Formirovanie grazhdanskogo ob-shhestva: mirovaya praktika i rossijskaya dejstvi-tel'nost' [EHlektronnyj resurs] // Sovremennye pro-blemy nauki i obrazovaniya. 2012. №6. - URL: http://www.science-education.ru/106-8090 (data obra-shheniya: 10.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.