УДК 371.035.6 А.А.-Дж. Койчуев
Койчуев АА-Дж.
К исследованию особенностей формирования общероссийской гражданской идентичности у мусульманской молодежи Северного Кавказа
Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева; ai-tek_koichuev@mail. ru
Статья посвящена проблеме формирования общероссийской гражданской идентичности у мусульманской молодежи Северного Кавказа. В ней сформулированы подходы к формированию общероссийской гражданской идентичности у мусульманской молодежи региона. На основе эмпирического материала дается анализ некоторых особенностей рассматриваемой проблемы.
Ключевые слова: мусульманская молодежь, общероссийская гражданская идентичность.
Article is dedicated tothe problem offormation ofRussian civic identityamong the Muslimyouth of the NorthCaucasus.In article formulatesapproachesintendedserve as a methodologicalbasis forthe formation ofRussian civic identityof Muslimyouth in the region. On the basisof empirical dataprovides as analysis of some features of the problem.
Keywords: Muslim youth, the formation ofRussian civic identity.
В процессе формирования общероссийской гражданской идентичности у мусульманской молодежи России, в частности Северо-Кавказского региона, нужно учитывать факторы исторического, политического, культурного, экономического, социального характера. События начала XXI века показали, что в своих притязаниях на мировое господство руководящие круги стран Атлантического военно-политического блока, который можно назвать еще и блоком военно-экономическим, не считаются с интересами других стран и народов. Советская система социализма, преподносившаяся ее противниками как главная причина международной напряженности и основное препятствие на пути к установлению согласия и гармонии между странами Запада и Востока, канула в Лету, однако с этимхолодная война, ведущаяся против народов бывшего СССР, закончилась. Более того, значительно возросла вероятность дальнейшего ослабления и разрушения образовавшихся на постсоветском пространстве государств в результате эскалации политических, межнациональных, межконфессиональных конфликтов и социально-экономических противоречий, провоцируемых внутренними и внешними реакционерами.
Некоторые российские политики настаивают на национальной унификации, которая выражена в лозунге ультраправых националистов «Россия для русских», но это не может решить проблему. Нам важно учесть турецкий опыт. Девиз «Одна страна - одна нация» лишь провоцирует явную и латентную межэтническую напряженность и сепаратизм национальных меньшинств этой страны. Поэтому нынешнее руководство Турции в лице правительства Т. Эрдогана не исключает рассмотрения вопроса о создании национальных автономий в составе республики. Очевидно, что в сложившейся политической реальности одним из условий сохранения и укрепления Российской Федерации является консолидация ее народов и конфессий,но это требует последовательных мер, направленных на устранение причин сепаратизма, формирующихся под воздействием не только внешних, но и внутренних дестабилизирующих факторов, среди которых:
72
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2
Койчуев АА-Дж.
- существование в обществе прочных национальных и конфессиональных стереотипов негативного характера;
- отсутствие ясного проекта для интеграции мусульманской молодежи;
- чувство гражданской неполноправности у большинства молодежи коренных национальностей Северного Кавказа;
- отсутствие ясной государственной программы, ставящей целью достижение тесного межнационального и межконфессионального сотрудничества народов Российской Федерации;
- недостаточное научное исследование и применение воспитательных ресурсов ислама в учебно-воспитательной и социальной работе, осуществляемой в мусульманской этнокультурной среде;
- отсутствие информационной поддержки стихийного движения россиян, направленного на развитие межнационального и межконфессионального сотрудничества в стране;
- события Новой и Новейшей истории региона.Следует особо выделить негативное влияние на социально-политическое самочувствие и взаимоотношения народов России социально-политических процессов, происходящих в регионе: депортаций народов в середине ХХ в., вооруженных конфликтов и антитеррористических операций на Северном Кавказе конца ХХ - начала ХХ1в.
По нашему мнению, создание идеологической основы формирования общероссийской гражданской идентичности мусульманской молодежи должно быть основано на признании заслуг российских мусульман в историческом развитии страны и общества, а также на сложившейся культуре позитивных межнациональных и межконфессиональных отношений в России. Идейную платформу формирования общероссийской гражданской идентичности мусульманской молодежи нужно строить, используя аксиологический подход. Центральными критериями могут стать признанные ценности: справедливость, равенство, нравственность, законность.
Определение стратегии формирования общероссийской гражданской идентичности мусульманской молодежи Северного Кавказа тесно связано с совершенствованием процесса гражданско-патриотического воспитания. Решение данной проблемы требует исследования: а) уровня гражданственности и патриотизма мусульманской молодежи региона; б) факторов гражданственности и патриотизма в поликультурном обществе; в) уровня толерантности (терпимости к иным этническим и конфессиональным группам) мусульманской молодежи; г) жизненных и карьерных планов молодежи региона.
В своем утверждении о присутствии у большинства северокавказской молодежи чувства гражданской неполноправности мы опираемся на результаты проведенных нами в рамках проекта РГНФ № 09-06-30401 исследований*. Опрошено 976 молодых людей. Несмотря на чувство ущемленности по религиозному и этническому признакам, 70,1 % респондентов считают себя ответственными за настоящее и будущее страны в целом, готовы выполнять свои гражданские обязанности 75,3 % опрошенных, что свидетельствует о высоком чувстве гражданской ответственности и патриотизме. Молодые мусульмане (КЧР, КБР, РИ, ЧР, РД) принимают на себя ответственность за будущее страны и готовы к выполнению своего гражданского долга: «защитить Россию», «трудиться во благо всего общества», «быть полезным в обществе».
"Опубликовано в сборнике материалов научных исследований с международным участием // Поиск. Знание. Наука. - № 2. - Карачаевск: КЧГУ, 2011. -С. 4-59.
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2
73
Койчуев АА-Дж.
Вместе с тем около 94,5 % опрошенных по разным причинам не чувствуют себя полноправными гражданами. Лишь 5,5 % опрошенных молодых мусульман чувствуют себя полноправными россиянами, «такими же, как и все». 21 % опрошенных не считают себя ответственными за страну в целом, аргументируя это во многом ущемлением своих гражданских прав. «Чтобы я отвечал за страну, страна тоже должна быть в ответе за соблюдение моих прав, кем бы я ни был по вере и национальности».
Основными причинами ущемленности в своих гражданских правах опрошенные молодые люди считают:
- отсутствие социальных лифтов, коррупцию, высокий уровень безработицы;
- необъективное освещение СМИ событий, связанных с исламом и мусульманами;
- сохранение созданного в СМИ негативного образа ислама, который активно эксплуатируется частью российских политических деятелей и общественных организаций;
- замалчивание примеров гражданственности и патриотизма мусульман России в истории Отечества;
- недостойное поведение отдельных представителей северокавказской молодежи, зачастую пытающихся выдать свои проступки за форму активного протеста против дискриминации и несправедливости.
Работа по выявлению уровня толерантности молодых мусульман проводилась нами среди той части молодежи республик Северного Кавказа, которая придерживается нравственных норм ислама в повседневной жизни. Исследование осуществлялось в рамках проекта РГНФ № 11-16-09003*. В ходе анкетных опросов были получены следующие результаты. Всего опрошено 1189 человек, из них уровень толерантности высокий у 424 (35,66 %) респондентов, толерантны 707 (59,46 %), недостаточно толерантны 58 (4,88 %) опрошенных.
Опрошенные, отнесенные нами к высокотолерантным и толерантным, «имеют близкихдрузей иного вероисповедания и иной национальной принадлежности», «имеют среди друзей людей иной вероисповедальной и национальной принадлежности», «высокого мнения о нравственных добродетелях людей иных национальностей и вероисповеданий, а также атеистов, если они руководствуются светской этикой и нравственностью в повседневной жизни», «не видят угрозы своим убеждениям со стороны остального общества», «заинтересованы в сотрудничестве с представителями иных этносов и конфессий и готовы к этому, если такое сотрудничество во благо».Это позволяет говорить о толерантности абсолютного большинства мусульманской молодежи.
Большое значение в формировании общероссийской гражданской идентичности мусульманской молодежи региона имеет учет жизненных стратегий и ценностей молодых северокавказцев. По данным профессора В.К. Шаповалова, среди жизненных ценностей старшеклассников Карачаево-Черкесии признаются самыми значимыми: забота о стариках и детях (полностью согласны с высказыванием 78,4 % респондентов), жизнь человека (77,9 %), помощь бедным и слабым (73,4 %), комфорт для себя и своей семьи (71,5 %), хорошие отношения в семье (70,2 %) и самоуважение (70,2 %). Таким образом, в ряду самых значимых ценностей старшеклассников находятся жизнь, семья, забота о ней, а также самоуважение и помощь нуждающимся.
"Опубликовано в сборнике материалов научных исследований с международным участием // Поиск. Знание. Наука. - №3. - Карачаевск: КЧГУ, 2012. -С. 73-80.
74
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2
Койчуев АА-Дж.
Среди безоговорочно значимых жизненных ценностей для более чем половины (50,6-69,2 %) опрошенных: «мир и национальная безопасность - 69,2 %, счастье -67,1 %, продолжение своего рода и создание достойных условий детям и внукам -64,4 %, свобода человека - 61,3 %, спокойная совесть и внутренняя гармония - 58,9 %, благополучие - 56,1 %, уважение к сложившимся обычаям и традициям - 54,8 %, стремление к правде независимо от обстоятельств - 53,2 %, забота о здоровье - 52,3 %, истинная дружба - 50,6 %. Такую же значимость для старшеклассников Карачаево-Черкесии имеют продолжение своего рода, чистая совесть и внутренняя гармония, уважение к сложившимся обычаям и традициям, стремление к правде независимо от обстоятельств [2, с. 56-57].
Административное закрепление государством статуса гражданина по рождению, не подкрепленное ясным проектом, несможет содействовать формированию общероссийской гражданской идентичности у мусульманской молодежи Северного Кавказа. В данном случае необходима государственная программа, задействующая все социальные, образовательные, научные, информационные и другие ресурсы, способные устранить чувство гражданской неполноправности у большинства представителей мусульманской молодежи региона.
Необходимо преодолеть существующее недоверие, а часто и откровенную неприязнь по отношению к национальным и религиозным меньшинствам со стороны значительной части представителей титульной нации. В своих выводах мы опираемся, в частности, на данные Ю.В. Арутюняна. Исследования ученого показали, что, несмотря на «относительную немногочисленность националистически ориентированных групп русского населения Москвы и Краснодара, не превышающую 2 %, они имеют большой резерв потенциальных сторонников в лице примерно 15 % москвичей и краснодарцев, безразлично относящихся к проявлениям агрессивных форм этнонационализма, направленного против людей иной, неславянской, национальной принадлежности» [1, с. 91-97].
Важно донести до сознания каждого россиянина, что существование этнических преступных группировок является не следствием «пороков, присущих тем или иным народам» или «реакционности того или иного религиозного учения», а результатом несовершенства или отсутствия эффективных мер, направленных на интеграцию и социализацию национальных и религиозных меньшинств, повышение культурного уровня общества.
Россияне, выражающие неприятие сограждан иной конфессиональной, этнической и расовой принадлежности, должны осознать, что их действия прямо противоречат интересам консолидации и устойчивого развития общества и государства. Необходимо лишить национал-экстремистов ореола патриотов, показать всю вредоносность, антиобщественный и антигосударственный характер их деятельности.
Работа по преодолению негативных факторов, влияющих на процесс формирования общероссийской гражданской идентичности у мусульманской молодежи Северного Кавказа, может строиться на аксиологическом, культурно-историческом, структурнофункциональном, герменевтическом, понимающем, консолидирующем методологических подходах.
Аксиологический подход позволит, во-первых, выявить место гражданственности и патриотизма в ряду ценностей современной молодежи Северного Кавказа; во-вторых, строить конструкцию идеологической основы формирования общероссийской гражданской идентичности мусульманской молодежи на общечеловеческих ценно-
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2
75
Койчуев АА-Дж.
стях,способствующих духовному совершенствованию и поступательному развитию личности и общества.
Структурно-функциональный подход будет способствовать выявлению основных структурных элементов процесса формирования общероссийской гражданской идентичности мусульманской молодежи, позволит сопоставить, дополнить и объединить их воспитательные функции.
Культурно-исторический подход позволит выявить основные культурные и исторические факторы и условия, детерминирующие формирование общероссийской гражданской идентичности мусульманской молодежи с учетом особенностей поликультурного и многонационального Северо-Кавказского региона России.
Г ерменевтический подход послужит основой для изучения и толкования педагогических знаний, зафиксированных в религиозных, исторических, этнографических письменных текстах.
Понимающий подход позволит строить стратегию и тактику формирования общероссийской гражданской идентичности мусульманской молодежи Северного Кавказа с учетом истории, культурного развития и понимания менталитета его народов.
Консолидирующий подход послужит основой целенаправленной и систематической популяризации единства стратегических интересов развития народов и конфессий страны, признания равных гражданских прав и ответственности всех россиян независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности.
Процесс формирования общероссийской гражданской идентичности мусульманской молодежи на Северном Кавказе будет успешным в том случае, если он будет строиться и претворяться в жизнь с учетом культурной и исторической специфики региона, особенностей гражданской позиции молодых мусульман, заключающейся в стремлении сохранить свою этническую и конфессиональную принадлежность в процессе социальной адаптации. Успешной социализации мусульманской молодежи в преимущественно православной среде может способствовать высокая степень аналогичности учений о добродетелях, а также нравственных постулатов ислама и православия.
Литература
1..Арутюнян Ю.В.Россияне: проблемы формирования национально-гражданской идентичности в свете данных этносоциологии // Общественные науки и современность.- 2009.- № 4.
2.Шаповалов В.К. Жизненные и карьерные планы молодежи Карачаево-Черкесии. -Карачаевск, 2012.
Поступила в редакцию 5 марта 2014 г.
76
ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2