Научная статья на тему 'К исследованию особенностей формирования общероссийской гражданской идентичности у мусульманской молодежи Северного Кавказа'

К исследованию особенностей формирования общероссийской гражданской идентичности у мусульманской молодежи Северного Кавказа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
258
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Исламоведение
ВАК
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / MUSLIM YOUTH / THE FORMATION OF RUSSIAN CIVIC IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Койчуев А. А. -дж

Статья посвящена проблеме формирования общероссийской гражданской идентичности у мусульманской молодежи Северного Кавказа. В ней сформулированы подходы к формированию общероссийской гражданской идентичности у мусульманской молодежи региона. На основе эмпирического материала дается анализ некоторых особенностей рассматриваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is dedicated tothe problem offormation ofRussian civic identityamong the Muslimyouth of the NorthCaucasus.In article formulatesapproachesintendedserve as a methodologicalbasis forthe formation ofRussian civic identityof Muslimyouth in the region. On the basisof empirical dataprovides as analysis of some features of the problem.

Текст научной работы на тему «К исследованию особенностей формирования общероссийской гражданской идентичности у мусульманской молодежи Северного Кавказа»

УДК 371.035.6 А.А.-Дж. Койчуев

Койчуев АА-Дж.

К исследованию особенностей формирования общероссийской гражданской идентичности у мусульманской молодежи Северного Кавказа

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева; ai-tek_koichuev@mail. ru

Статья посвящена проблеме формирования общероссийской гражданской идентичности у мусульманской молодежи Северного Кавказа. В ней сформулированы подходы к формированию общероссийской гражданской идентичности у мусульманской молодежи региона. На основе эмпирического материала дается анализ некоторых особенностей рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова: мусульманская молодежь, общероссийская гражданская идентичность.

Article is dedicated tothe problem offormation ofRussian civic identityamong the Muslimyouth of the NorthCaucasus.In article formulatesapproachesintendedserve as a methodologicalbasis forthe formation ofRussian civic identityof Muslimyouth in the region. On the basisof empirical dataprovides as analysis of some features of the problem.

Keywords: Muslim youth, the formation ofRussian civic identity.

В процессе формирования общероссийской гражданской идентичности у мусульманской молодежи России, в частности Северо-Кавказского региона, нужно учитывать факторы исторического, политического, культурного, экономического, социального характера. События начала XXI века показали, что в своих притязаниях на мировое господство руководящие круги стран Атлантического военно-политического блока, который можно назвать еще и блоком военно-экономическим, не считаются с интересами других стран и народов. Советская система социализма, преподносившаяся ее противниками как главная причина международной напряженности и основное препятствие на пути к установлению согласия и гармонии между странами Запада и Востока, канула в Лету, однако с этимхолодная война, ведущаяся против народов бывшего СССР, закончилась. Более того, значительно возросла вероятность дальнейшего ослабления и разрушения образовавшихся на постсоветском пространстве государств в результате эскалации политических, межнациональных, межконфессиональных конфликтов и социально-экономических противоречий, провоцируемых внутренними и внешними реакционерами.

Некоторые российские политики настаивают на национальной унификации, которая выражена в лозунге ультраправых националистов «Россия для русских», но это не может решить проблему. Нам важно учесть турецкий опыт. Девиз «Одна страна - одна нация» лишь провоцирует явную и латентную межэтническую напряженность и сепаратизм национальных меньшинств этой страны. Поэтому нынешнее руководство Турции в лице правительства Т. Эрдогана не исключает рассмотрения вопроса о создании национальных автономий в составе республики. Очевидно, что в сложившейся политической реальности одним из условий сохранения и укрепления Российской Федерации является консолидация ее народов и конфессий,но это требует последовательных мер, направленных на устранение причин сепаратизма, формирующихся под воздействием не только внешних, но и внутренних дестабилизирующих факторов, среди которых:

72

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

Койчуев АА-Дж.

- существование в обществе прочных национальных и конфессиональных стереотипов негативного характера;

- отсутствие ясного проекта для интеграции мусульманской молодежи;

- чувство гражданской неполноправности у большинства молодежи коренных национальностей Северного Кавказа;

- отсутствие ясной государственной программы, ставящей целью достижение тесного межнационального и межконфессионального сотрудничества народов Российской Федерации;

- недостаточное научное исследование и применение воспитательных ресурсов ислама в учебно-воспитательной и социальной работе, осуществляемой в мусульманской этнокультурной среде;

- отсутствие информационной поддержки стихийного движения россиян, направленного на развитие межнационального и межконфессионального сотрудничества в стране;

- события Новой и Новейшей истории региона.Следует особо выделить негативное влияние на социально-политическое самочувствие и взаимоотношения народов России социально-политических процессов, происходящих в регионе: депортаций народов в середине ХХ в., вооруженных конфликтов и антитеррористических операций на Северном Кавказе конца ХХ - начала ХХ1в.

По нашему мнению, создание идеологической основы формирования общероссийской гражданской идентичности мусульманской молодежи должно быть основано на признании заслуг российских мусульман в историческом развитии страны и общества, а также на сложившейся культуре позитивных межнациональных и межконфессиональных отношений в России. Идейную платформу формирования общероссийской гражданской идентичности мусульманской молодежи нужно строить, используя аксиологический подход. Центральными критериями могут стать признанные ценности: справедливость, равенство, нравственность, законность.

Определение стратегии формирования общероссийской гражданской идентичности мусульманской молодежи Северного Кавказа тесно связано с совершенствованием процесса гражданско-патриотического воспитания. Решение данной проблемы требует исследования: а) уровня гражданственности и патриотизма мусульманской молодежи региона; б) факторов гражданственности и патриотизма в поликультурном обществе; в) уровня толерантности (терпимости к иным этническим и конфессиональным группам) мусульманской молодежи; г) жизненных и карьерных планов молодежи региона.

В своем утверждении о присутствии у большинства северокавказской молодежи чувства гражданской неполноправности мы опираемся на результаты проведенных нами в рамках проекта РГНФ № 09-06-30401 исследований*. Опрошено 976 молодых людей. Несмотря на чувство ущемленности по религиозному и этническому признакам, 70,1 % респондентов считают себя ответственными за настоящее и будущее страны в целом, готовы выполнять свои гражданские обязанности 75,3 % опрошенных, что свидетельствует о высоком чувстве гражданской ответственности и патриотизме. Молодые мусульмане (КЧР, КБР, РИ, ЧР, РД) принимают на себя ответственность за будущее страны и готовы к выполнению своего гражданского долга: «защитить Россию», «трудиться во благо всего общества», «быть полезным в обществе».

"Опубликовано в сборнике материалов научных исследований с международным участием // Поиск. Знание. Наука. - № 2. - Карачаевск: КЧГУ, 2011. -С. 4-59.

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

73

Койчуев АА-Дж.

Вместе с тем около 94,5 % опрошенных по разным причинам не чувствуют себя полноправными гражданами. Лишь 5,5 % опрошенных молодых мусульман чувствуют себя полноправными россиянами, «такими же, как и все». 21 % опрошенных не считают себя ответственными за страну в целом, аргументируя это во многом ущемлением своих гражданских прав. «Чтобы я отвечал за страну, страна тоже должна быть в ответе за соблюдение моих прав, кем бы я ни был по вере и национальности».

Основными причинами ущемленности в своих гражданских правах опрошенные молодые люди считают:

- отсутствие социальных лифтов, коррупцию, высокий уровень безработицы;

- необъективное освещение СМИ событий, связанных с исламом и мусульманами;

- сохранение созданного в СМИ негативного образа ислама, который активно эксплуатируется частью российских политических деятелей и общественных организаций;

- замалчивание примеров гражданственности и патриотизма мусульман России в истории Отечества;

- недостойное поведение отдельных представителей северокавказской молодежи, зачастую пытающихся выдать свои проступки за форму активного протеста против дискриминации и несправедливости.

Работа по выявлению уровня толерантности молодых мусульман проводилась нами среди той части молодежи республик Северного Кавказа, которая придерживается нравственных норм ислама в повседневной жизни. Исследование осуществлялось в рамках проекта РГНФ № 11-16-09003*. В ходе анкетных опросов были получены следующие результаты. Всего опрошено 1189 человек, из них уровень толерантности высокий у 424 (35,66 %) респондентов, толерантны 707 (59,46 %), недостаточно толерантны 58 (4,88 %) опрошенных.

Опрошенные, отнесенные нами к высокотолерантным и толерантным, «имеют близкихдрузей иного вероисповедания и иной национальной принадлежности», «имеют среди друзей людей иной вероисповедальной и национальной принадлежности», «высокого мнения о нравственных добродетелях людей иных национальностей и вероисповеданий, а также атеистов, если они руководствуются светской этикой и нравственностью в повседневной жизни», «не видят угрозы своим убеждениям со стороны остального общества», «заинтересованы в сотрудничестве с представителями иных этносов и конфессий и готовы к этому, если такое сотрудничество во благо».Это позволяет говорить о толерантности абсолютного большинства мусульманской молодежи.

Большое значение в формировании общероссийской гражданской идентичности мусульманской молодежи региона имеет учет жизненных стратегий и ценностей молодых северокавказцев. По данным профессора В.К. Шаповалова, среди жизненных ценностей старшеклассников Карачаево-Черкесии признаются самыми значимыми: забота о стариках и детях (полностью согласны с высказыванием 78,4 % респондентов), жизнь человека (77,9 %), помощь бедным и слабым (73,4 %), комфорт для себя и своей семьи (71,5 %), хорошие отношения в семье (70,2 %) и самоуважение (70,2 %). Таким образом, в ряду самых значимых ценностей старшеклассников находятся жизнь, семья, забота о ней, а также самоуважение и помощь нуждающимся.

"Опубликовано в сборнике материалов научных исследований с международным участием // Поиск. Знание. Наука. - №3. - Карачаевск: КЧГУ, 2012. -С. 73-80.

74

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

Койчуев АА-Дж.

Среди безоговорочно значимых жизненных ценностей для более чем половины (50,6-69,2 %) опрошенных: «мир и национальная безопасность - 69,2 %, счастье -67,1 %, продолжение своего рода и создание достойных условий детям и внукам -64,4 %, свобода человека - 61,3 %, спокойная совесть и внутренняя гармония - 58,9 %, благополучие - 56,1 %, уважение к сложившимся обычаям и традициям - 54,8 %, стремление к правде независимо от обстоятельств - 53,2 %, забота о здоровье - 52,3 %, истинная дружба - 50,6 %. Такую же значимость для старшеклассников Карачаево-Черкесии имеют продолжение своего рода, чистая совесть и внутренняя гармония, уважение к сложившимся обычаям и традициям, стремление к правде независимо от обстоятельств [2, с. 56-57].

Административное закрепление государством статуса гражданина по рождению, не подкрепленное ясным проектом, несможет содействовать формированию общероссийской гражданской идентичности у мусульманской молодежи Северного Кавказа. В данном случае необходима государственная программа, задействующая все социальные, образовательные, научные, информационные и другие ресурсы, способные устранить чувство гражданской неполноправности у большинства представителей мусульманской молодежи региона.

Необходимо преодолеть существующее недоверие, а часто и откровенную неприязнь по отношению к национальным и религиозным меньшинствам со стороны значительной части представителей титульной нации. В своих выводах мы опираемся, в частности, на данные Ю.В. Арутюняна. Исследования ученого показали, что, несмотря на «относительную немногочисленность националистически ориентированных групп русского населения Москвы и Краснодара, не превышающую 2 %, они имеют большой резерв потенциальных сторонников в лице примерно 15 % москвичей и краснодарцев, безразлично относящихся к проявлениям агрессивных форм этнонационализма, направленного против людей иной, неславянской, национальной принадлежности» [1, с. 91-97].

Важно донести до сознания каждого россиянина, что существование этнических преступных группировок является не следствием «пороков, присущих тем или иным народам» или «реакционности того или иного религиозного учения», а результатом несовершенства или отсутствия эффективных мер, направленных на интеграцию и социализацию национальных и религиозных меньшинств, повышение культурного уровня общества.

Россияне, выражающие неприятие сограждан иной конфессиональной, этнической и расовой принадлежности, должны осознать, что их действия прямо противоречат интересам консолидации и устойчивого развития общества и государства. Необходимо лишить национал-экстремистов ореола патриотов, показать всю вредоносность, антиобщественный и антигосударственный характер их деятельности.

Работа по преодолению негативных факторов, влияющих на процесс формирования общероссийской гражданской идентичности у мусульманской молодежи Северного Кавказа, может строиться на аксиологическом, культурно-историческом, структурнофункциональном, герменевтическом, понимающем, консолидирующем методологических подходах.

Аксиологический подход позволит, во-первых, выявить место гражданственности и патриотизма в ряду ценностей современной молодежи Северного Кавказа; во-вторых, строить конструкцию идеологической основы формирования общероссийской гражданской идентичности мусульманской молодежи на общечеловеческих ценно-

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

75

Койчуев АА-Дж.

стях,способствующих духовному совершенствованию и поступательному развитию личности и общества.

Структурно-функциональный подход будет способствовать выявлению основных структурных элементов процесса формирования общероссийской гражданской идентичности мусульманской молодежи, позволит сопоставить, дополнить и объединить их воспитательные функции.

Культурно-исторический подход позволит выявить основные культурные и исторические факторы и условия, детерминирующие формирование общероссийской гражданской идентичности мусульманской молодежи с учетом особенностей поликультурного и многонационального Северо-Кавказского региона России.

Г ерменевтический подход послужит основой для изучения и толкования педагогических знаний, зафиксированных в религиозных, исторических, этнографических письменных текстах.

Понимающий подход позволит строить стратегию и тактику формирования общероссийской гражданской идентичности мусульманской молодежи Северного Кавказа с учетом истории, культурного развития и понимания менталитета его народов.

Консолидирующий подход послужит основой целенаправленной и систематической популяризации единства стратегических интересов развития народов и конфессий страны, признания равных гражданских прав и ответственности всех россиян независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности.

Процесс формирования общероссийской гражданской идентичности мусульманской молодежи на Северном Кавказе будет успешным в том случае, если он будет строиться и претворяться в жизнь с учетом культурной и исторической специфики региона, особенностей гражданской позиции молодых мусульман, заключающейся в стремлении сохранить свою этническую и конфессиональную принадлежность в процессе социальной адаптации. Успешной социализации мусульманской молодежи в преимущественно православной среде может способствовать высокая степень аналогичности учений о добродетелях, а также нравственных постулатов ислама и православия.

Литература

1..Арутюнян Ю.В.Россияне: проблемы формирования национально-гражданской идентичности в свете данных этносоциологии // Общественные науки и современность.- 2009.- № 4.

2.Шаповалов В.К. Жизненные и карьерные планы молодежи Карачаево-Черкесии. -Карачаевск, 2012.

Поступила в редакцию 5 марта 2014 г.

76

ИСЛАМОВЕДЕНИЕ. 2014. № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.