Научная статья на тему 'К проблеме исследования гражданственности и патриотизма мусульманской молодежи на Северном Кавказе'

К проблеме исследования гражданственности и патриотизма мусульманской молодежи на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Исламоведение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ / СОСТОЯНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койчуев А. А-дж

В статье на основе проведенной автором научно-исследовательской работы рассматривается и анализируется уровень гражданской активности и патриотизма мусульманской молодежи Северного Кавказа. Излагаются оригинальные методологические подходы, направленные на повышение уровня гражданственности и патриотизма мусульманской молодежи, а также условия их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме исследования гражданственности и патриотизма мусульманской молодежи на Северном Кавказе»

А.А-Дж. Койчуев

К проблеме исследования гражданственности и патриотизма мусульманской

молодежи на Северном Кавказе

В статье на основе проведенной автором научно-исследовательской работы рассматривается и анализируется уровень гражданской активности и патриотизма мусульманской молодежи Северного Кавказа. Излагаются оригинальные методологические подходы, направленные на повышение уровня гражданственности и патриотизма мусульманской молодежи, а также условия их реализации.

Ключевые слова: мусульманская молодежь, гражданственность, патриотизм, факторы влияния, состояние, оптимизация, методологические подходы, условия реализации.

In article on the basis of the research work conducted by the author level of civil activity and patriotism of Muslim youth of the North Caucasus is considered and analyzed. The methodological approaches worked out by the author of the article directed on increase of level of civilization and patriotism of Muslim youth, and also a condition of their realization are stated.

Keywords: Muslim youth, civilization, patriotism, influence factors, a condition, optimization, methodological approaches, realization conditions.

Что движет высоким гражданским сознанием? На наш взгляд, одним из основных движителей здесь является чувство ответственности за судьбу общества и страны, т. е. чувство, аккумулирующее в себе любовь к Родине и понимание гражданского долга. Исходя из этой идеи, мы попытались установить уровень патриотизма, точнее, уровень его сформированности, у представителей мусульманской молодежи Северного Кавказа, все еще считающегося одним из самых «проблемных регионов» Российской Федерации. Исследование основывалось на эмпирических методах сбора данных, включающих изучение документов, интервьюирование, беседы, опросы и т. п.

Побудительным мотивом к проведению исследования явилось наше желание выявить действительный уровень гражданственности и патриотизма мусульманской молодежи северокавказских субъектов России с тем, чтобы подтвердить нашу гипотезу относительно высокой степени патриотизма и в то же время недостаточной гражданской активности молодых мусульман, которую можно значительно повысить религиозно-просвещенческой работой.

Основным индикатором сформированности патриотизма мы определили результаты опроса, в ходе которого учащимся и студентам предлагалось ответить на два вопроса, в которых, на наш взгляд, достаточно достоверно и четко выражены гражданская позиция, активность и уровень воспитанности патриотизма респондентов. Анонимность позволяет надеяться на откровенность ответов. Первый вопрос: Чувствуете ли Вы себя (в какой-либо мере) ответственным (ой) за будущее страны и общества? Второй вопрос: Считаете ли вы себя полноправным гражданином страны?

В своих суждениях мы исходим из того, что наличие чувства ответственности предполагает также наличие любви и почтения. С целью исследования состояния гражданского и патриотического воспитания мусульманской молодежи в республиках Северного Кавказа нами была предпринята экспедиция по четырем республикам региона (Кабардино-Балкария, Ингушетия, Чечня и Дагестан), ранее нами исследовалось воспитание мусульманской молодежи в Карачаево-Черкесии, жителем которой является и автор данной статьи.

Карачаево-Черкесия (2009-2010 гг.). Процесс гражданского и патриотического воспитания конкретно мусульманской молодежи как таковой в Карачаево-Черкесской

Республике не отделяется от общей работы по данному направлению. Вместе с тем ДУМ КЧР, руководимое муфтием Бердиевым Исмаилом Хаджи, в сотрудничестве с аппаратом Президента КЧР пытается курировать воспитательную и профилактическую работу с мусульманской молодежью республики. Основным средством религиозного просвещения являются еженедельные пятничные проповеди, проводимые имамами мечетей. Исходя из наших наблюдений, основное внимание имамы уделяют разъяснению нравственно-этических постулатов ислама, в которых достаточно четко и категорично изложены гражданские обязанности мусульманина, его долг по отношению к семье, обществу и стране, гражданином которой он является. Подобное освещение гражданского долга и обязанностей придает им особую значимость.

В светских учреждениях образования также ведут определенную работу по гражданскому и патриотическому воспитанию молодых мусульман-учащихся СОШ и студентов ссузов и вузов. Так, в течение ряда лет деканат факультета экономики и управления КЧГУ организует еженедельные беседы студентов с Раис-имамом г. Карачаевска. Беседы проходят заинтересованно, в откровенной и открытой для диалога форме. Лабораторией педагогических и этнокультурных исследований в сфере образования КЧГУ также проводится целенаправленная и систематическая воспитательная работа с мусульманской молодежью, причем исследовательская работа сотрудников лаборатории в различных субъектах СКФО делает возможным интегративное проведение различных мероприятий и за пределами Карачаево-Черкесии.

Кабардино-Балкария (2009-2010 гг.). Адресное гражданское и патриотическое воспитание мусульманской молодежи как таковое в светских образовательных учреждениях не ведется. Молодые мусульмане республики вовлечены в общий процесс гра-жданско-патриотического воспитания в учреждениях образования наряду с представителями иных конфессиональных групп. Проведение адресной воспитательной работы с какой-либо частью учащихся считается нецелесообразным (общее воспитение позволяет не выделять отдельные конфессиональные или этнические группы, и, в конечном счете, по мнению работников образования, способствует большей унификации молодежных коллективов).

В исламских учебных заведениях Кабардино-Балкарии - в Исламском университете и открытом при нем медресе (2010 г.) - проводится планомерная воспитательная работа с учащимися и студентами по формированию и развитию гражданственности и патриотизма как неотъемлемых качеств личности мусульманина. Основная работа по гражданскому и патриотическому воспитанию студентов Исламского университета и учащихся медресе ведется на занятиях по учебной дисциплине «Исламская этика и нравственность». Главным руководством в этой деятельности, по словам заместителя ректора по воспитательной работе, служит хадис «Любовь к Родине - часть веры».

В данной связи следует отметить просвещенческую активность преподавателей и студентов университета, ведущих разъяснительную работу среди неучащейся молодежи (кабардинцев, балкарцев, турков-месхетинцев и других традиционно мусульманских этносов республики). Свою просвещенческую работу сотрудники и студенты университета начинают с близких - членов семьи, друзей и знакомых, постепенно расширяя этот круг, что позволяет реализовать имеющийся в исламе потенциал толерантности, гражданственности и патриотизма.

Вместе с тем педагогическое взаимодействие религиозных и светских образовательных учреждений просвещенческого и профилактического характера организовано недостаточно. Ответы студентов Исламского университета на заданные вопросы показали, что лишь четверть опрошенных чувствует себя полноправными гражданами стра-

ны, хотя, как и большинство опрошенных, они считают себя ответственными (в определенной мере) за будущее России, гражданами которой они являются.

Наиболее популярные суждения опрошенных: «Как я могу считать (чувствовать) себя полноправным гражданином страны, если у нас в российских СМИ и обществе допускается огульное обвинение всех мусульман в бандитизме, терроризме и прочих смертных грехах, умалчивая о том, что именно мы, мусульмане, больше всех страдаем от кучки этих самых бандитов и террористов, называющих себя мусульманами, но не имеющих к нам никакого отношения»; «Стоит мне выехать за пределы региона, и я сразу чувствую подозрительное, неприязненное отношение к себе окружающих людей, иногда даже слышу оскорбительные слова в свой адрес. Все это умаляет мое гражданское достоинство, но не может умалить во мне чувство любви и гордости за мою Родину - Россию».

Республика Ингушетия (2009-2010 гг.). Знакомство с работой по гражданскому и патриотическому воспитанию мусульманской молодежи в Республике Ингушетия началось с Ингушского государственного университета. Исследуя учебно-воспитательную работу образовательных учреждений республики, мы принимали во внимание ее практическую монокультурность и высокую степень религиозности населения. Согласно информации, полученной от профессорско-преподавательского состава Ингушского государственного университета, верующими мусульманами считают себя до 100 % студентов университета.

В целом воспитательная работа в образовательных учреждениях республики, по нашим наблюдениям, ведется достаточно творчески и неформально. В Ингушском государственном университете действует студенческий актив, который ведет работу живо и заинтересованно: проводит религиозно-просвещенческую работу, старается направлять и даже в определенной степени контролировать религиозные искания своих товарищей, в чем сотрудничает с Духовным управлением мусульман (ДУМ) Республики Ингушетия. Для совершения молитв при университете есть молельные комнаты. По неоднократным просьбам студентов планируется возобновление еженедельных бесед со студентами на религиозные темы под руководством специально выделенных работников муфтията. Уровень знаний в области религии и в целом религиозная культура молодежи в республике относительно высокие, это, видимо, результат преподавания в школах республики дисциплины «Основы религии» (ислама).

В учреждениях коммерческого сектора ВПО также ведется религиозно-просвещенческая работа со студентами. Например, в Институте экономики представителем Муфтията республики дважды в неделю проводятся беседы со студентами, в ходе которых студенты могут получить достаточно исчерпывающие ответы на свои вопросы, узнать для себя, как и каким образом организовать процесс самовоспитания и развития на основе этики и нравственности традиционного ислама.

Согласно данным опроса в КБР и Ингушской Республике молодежь Ингушетии в несколько большей степени считает себя ответственной за будущее страны и готова сделать все от нее зависящее, чтобы это будущее было «светлым», «достойным», «благополучным».

Вместе с тем большинство молодых ингушей не чувствуют себя полноправными гражданами страны. В этой связи характерно мнение, высказанное одним из студентов Ингушского государственного университета: «Даже компенсации за смерть и полученные увечья различны. Для наших сограждан - москвичей и жителей Осетии - эти компенсации высоки (сотни тысяч рублей). А для нас, ингушей, и других мусульманских этносов 50 тысяч, а чаще и вовсе ничего. Подобные факты заставляют задуматься о своей полноценности как граждан РФ». Об этом говорит и другое высказывание: «Судя

по всему тому, что о нас, мусульманах, говорят и пишут, судя по отношению к себе со стороны представителей власти, мы «не ценимые властью граждане страны».

Совместными усилиями Правительства и молодежных организаций республики ведется активное вовлечение учащейся и неучащейся молодежи в мероприятия, направленные на противодействие экстремизму и недопущение терроризма. Так, тысячи молодых людей участвуют в движении, которое можно назвать движением «Антитеррор», которое способно охватить в своих акциях одновременно все крупные населенные пункты республики.

По разработанному ДУМ республики проекту получен грант «Федерального фонда поддержки исламской культуры и образования на создание радио ДУМ Ингушетии «Радио Ангушт», передачи которого выполняют одну из главных просветительских функций. Диапазон вещания «Радио Ангушт» охватывает Владикавказ и Грозный, вызывая на откровенный разговор все слои населения, иногда даже вступая в полемику с радикалами разного толка. Радио открыто к диалогу со всеми, включая инакомыслящих. Чем откровеннее разговор, тем больше доверия и выше результативность. Достоин изучения, на наш взгляд, опыт гражданского и патриотического воспитания учащейся молодежи, накопленный в профессионально-техническом училище города Назрани, которое открыл на месте бывших разрушенных коровников Арапиев Юсуф Иссаевич, в настоящее время - директор училища.

Воспитательная работа с учащимися основывается на чувстве многовековой общности судеб России и Ингушетии, которая более двухсот лет назад фактически добровольно вошла в состав Российской Империи и с тех пор никогда не нарушала своих обязательств. Широко популяризируются культурное взаимовлияние и примеры военно-политического взаимодействия ингушского и русского народов в различные исторические периоды, начиная с 1770 года. Чувство особой гордости ингушской молодежи вызывают, в частности, следующие исторические факты: малочисленный ингушский народ дал России более 30 полных георгиевских кавалеров, 10 генералов и полковников царской армии, несколько Героев СССР и Российской Федерации. Практически каждый школьник или студент знает о несгибаемой воле и героизме ингуша Барханоева Умадгирея - последнего из защитников Брестской крепости, мужество которого вызывало уважение даже у врагов. Ингушская молодежь гордится своими соплеменниками -защитниками Малгобека, оборонявшими его 150 суток. На подобных примерах сегодня воспитывают молодежь Ингушетии. Примеры высокой гражданственности и патриотизма ингушей есть и сегодня. Популяризация патриотизма и гражданственности происходит и через различные конкурсы на соответствующие темы. Так, в техническом училище № 1 состоялся конкурс на лучший проект памятника Героям России - уроженцам Ингушетии. По завершении конкурса учащиеся училища воплотили признанный лучший проект памятника в виде монументальной стелы.

Об эффективности воспитательной работы в училище свидетельствует и высокий уровень общей дисциплинированности учащихся, а также их активность в выполнении общественных поручений.

Многое характеризуют, на наш взгляд, мероприятия, направленные на «совершенствование процесса патриотического воспитания среди студентов и учащихся» Республики Ингушетия, среди которых:

- создание юнармейской команды для несения дежурств у постов воинской славы;

- проведение конкурса на лучшее исследование «Наши земляки в ВОВ»;

- участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Я люблю тебя, Россия»;

- создание специализированных отрядов для благоустройства воинских захоронений, ведения поисковых работ, помощи ветеранам войны и труда;

- активное участие во Всероссийской спартакиаде, посвященной годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

В Республике Ингушетия проводятся мероприятия по ликвидации последствий Осетино-Ингушского конфликта 1992 года. В этой связи с молодежью ведется систематическая разъяснительная работа для мирного решения проблемы, а также воспитания чувства терпимости и уважения к осетинскому народу.

Чеченская Республика. Процесс религиозного просвещения и гражданско-патриотического воспитания молодежи в Чеченской Республике происходит под постоянным вниманием и контролем правительства республики. В республике многое делается для того, чтобы чеченская молодежь была готова к интеграции в российский социум и не мыслила себя иначе как его частью. Действия чеченских сепаратистов 90-х -начала 2000-х гг. интерпретируются как преступление перед чеченским народом. В учебно-воспитательных планах образовательных учреждений всех уровней большое внимание уделяется формированию у учащихся основ религиозной (исламской культуры), а также любви к культурному наследию, уважения многонациональной российской культуры. В плане проведения мероприятий по патриотическому воспитанию в учреждениях образования Чеченской Республики, утвержденном Министром образования ЧР на 2006-2010 гг., все руководители рай(гор)отделов образования и руководители учреждений образования в целях формирования у учащейся молодежи высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанности обязываются изучить государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». В этом документе руководители всех учреждений образования также обязываются регулярно обсуждать вопросы патриотического воспитания учащихся на межведомственных совещаниях, конференциях, заседаниях коллегии Министерства образования и науки ЧР, организовывать конкурсы на лучшее знание государственной символики РФ и ЧР, регулярно проводить беседы, классные часы, встречи, круглые столы и др., в т. ч. мероприятия на следующие темы «Патриотизм народов России: традиции и современность», «Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования культуры межнациональных отношений», «Педагогическая, психологическая, медицинская и материальная помощь детям военнослужащих и сотрудников органов исполнительной власти, погибших при исполнении служебных обязанностей».

Следует особо отметить активное участие представителей мусульманского духовенства в организации и проведении мероприятий массового характера. Сотрудники Муфтията ЧР в значительной степени контролируют и направляют процесс духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания молодежи. Высокая степень религиозности чеченской молодежи, а также фактический переход в вайнахскую культуру многих представителей иных народов, определяет эффективность воспитательной работы исламских институтов республики. Открытый в Грозном Российский исламский университет им. Кунта Хаджи уже внес заметный вклад в приобщение чеченской молодежи к традиционному исламу. Совместно с ДУМ республики он проводит большую воспитательную, профилактическую и разъяснительную работу, побуждая молодежь следовать духовному наследию вайнахов, известных чеченских алимов и устазов - исламских ученых и наставников.

Республика Дагестан. Основным центром исламского образования, науки и просвещения Республики Дагестан являются Исламский университет им. Мухаммада-Арифа и Институт теологии и международных отношений (ИТИМО), входящие в Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки. Руководит Северо-Кавказским университетским центром исламского образования и науки ректор

ИТИМО, доктор философских наук, профессор Садиков Максуд Ибнугаджарович, сумевший сформировать компетентный коллектив научных работников, религиозных деятелей и педагогов.

Учебно-воспитательная работа в Исламском университете и Институте теологии и международных отношений ведется достаточно активно и творчески. Она включает различные мероприятия, направленные на стимулирование познавательной активности студентов, формирует любовь и стремление к знаниям, основанные на следовании ха-дисам (Высказываниям Пророка Мухаммада): «Стремление к знанию - обязанность каждого мусульманина», «Мусульманину предписано умение в каждом деле». Наряду с мероприятиями подобной направленности, ведется столь же активная работа, ставящая целью гражданское и патриотическое воспитание студентов исламских учебных заведений. В целом гражданское и патриотическое воспитание основано на изучении и следовании хадисам «Любовь к Родине - основа веры», «Рай находится под ногами ваших матерей» и другим, а также на изучении и популяризации трудов известных Дагестанских исламских ученых-наставников прошлого и современности, отличавшихся высокой нравственностью, гражданственностью и патриотизмом. Известные исламские ученые и духовные лидеры Дагестана, погибшие в ходе террористических актов экстремистов, оставили после себя учеников и свои труды, они служат примером мужества и высокой гражданственности. Многие представители мусульманского студенчества участвуют в охране порядка, разъяснительной профилактической работе, руководствуясь исламскими принципами распространения знаний и личного примера.

Значительный просвещенческий потенциал заключается в еженедельных проповедях, проводимых в Центральной мечети города Махачкалы перед началом пятничного намаза, в котором участвуют одновременно более десяти тысяч верующих разных возрастов, но преимущественно молодых людей от 15 до 30 лет. В проповедях популяризируются гуманизм, толерантность традиционного ислама, подчеркивается глубокая ошибочность, недопустимость и несостоятельность экстремистских идей с исламской точки зрения, «пагубность» и «богопротивность» насилия, чинимого террористами, чьи убеждения прямо противоречат учению ислама, обязывающего верующих ценить и поддерживать общественное согласие, любить, оберегать и защищать свою Родину.

Результаты проведенного нами опроса в целом аналогичны полученным в других республиках, с той лишь разницей, что молодые дагестанцы склонны видеть в ущемлении своих гражданских прав произвол именно местных государственных служб. В то же время они считают, что Федеральный центр не несет прямой ответственности за случаи несоблюдения гражданских прав и свобод на местах, как пишут студенты: «За всеми не уследишь», «Всех не проконтролируешь». Вместе с тем, как и молодежь соседних республик, молодые мусульмане Дагестана «не считают себя в безопасности за пределами Северного Кавказа», а иногда чувствуют «настороженное», «откровенно» неприязненное отношение к себе».

Среди проектов Института теологии и международных отношений, входящего в Северо-Кавказский университетский центр исламского образования и науки, которые подержаны Фондом исламской культуры науки и образования - открытие собственного издательства. Работа издательства позволяет не только обеспечить учебниками и учебными пособиями соответствующие учебные заведения, но и публиковать труды известных исламских, а также светских ученых, посвященные истории, этике, педагогике ислама, пропагандирующие ценности традиционного ислама.

Рассматривая процесс воспитания мусульманской молодежи в Республике Дагестан, следует еще раз особо отметить хорошую результативность учебно-воспитательной работы коллектива Института теологии и международных отношений, воз-

главляемого Садиковым М.И. ИТИМО, на наш взгляд, являющегося одним из координирующих и консолидирующих центров борьбы с экстремизмом, а также популяризации ценностей исламского гуманизма не только в Дагестане, но и в значительной степени во всем СКФО.

На основании вышеизложенного констатируем:

1. Согласно результатам проведенного нами опроса, более 75 % молодых мусульман (КЧР, КБР, РИ, ЧР, РД) принимают на себя ответственность (в какой-либо мере) за будущее страны (Российской Федерации) в целом и готовы к выполнению своего гражданского долга (согласно записям в анкетах «защитить Россию», «трудиться во благо всего общества», «быть полезным в обществе». Вместе с тем около 95 % опрошенных по разным причинам не чувствуют себя полноправными гражданами, ощущают себя «гражданами второго сорта». Лишь 5 % опрошенных молодых мусульман чувствуют себя полноправными гражданами, «такими же, как и все «россияне»; 21 % опрошенных не считают себя ответственными за страну в целом, аргументируя это во многом ущемлением своих гражданских прав и свобод. (Характерный ответ из анкеты: «Чтобы я отвечал за страну, страна тоже должна быть в ответе за соблюдение моих прав, кем бы я ни был по вере и национальности»).

Здесь следует обратить внимание на тот факт, что 75 % из участвовавших в опросах молодых мусульман осознают и принимают на себя ответственность за будущее страны и общества. «Готовы исполнить перед страной и обществом свой долг гражданина, хотя и видят незаслуженно негативное к себе отношение, в связи с чем чувствуют себя не вполне полноправными гражданами», что само по себе свидетельствует о их патриотизме. Гораздо труднее любить Россию и считать себя в ответе за ее будущее, чувствуя себя ее пасынком.

2. Основными причинами своей ущемленности в гражданских правах, т. е. неполноправности опрошенные молодые люди считают:

- необъективное освещение СМИ событий (исторических и современных), связанных с исламом и мусульманами;

- сохранение искусственно созданного негативного образа мусульман, который активно эксплуатируется частью российских политических деятелей и общественных организаций;

- замалчивание заслуг и примеров высокой гражданственности и патриотизма мусульман в истории Отечества, причем примеров массового характера;

- неадекватное освещение, отражение в СМИ, научной и популярной литературе, кино и видео продукции вклада российских мусульман в оборону, развитие различных отраслей науки, экономики, искусства проводится на фоне раздувания преступных действий ничтожной по своему числу кучки экстремистов, против которых в последнее время достаточно эффективно борются сами российские мусульмане.

Проведенное исследование позволило нам выявить современное состояние, определить основные подходы, на которых должна основываться методологическая основа гражданского и патриотического воспитания, а также примерные условия гражданского и патриотического воспитания мусульманской молодежи на Северном Кавказе которые, по нашему мнению, сделают возможным эффективное использование исламской педагогической мысли в гражданском и патриотическом воспитании мусульманской молодежи.

Методологическая основа гражданского и патриотического воспитания мусульманской молодежи на Северном Кавказе, по нашему мнению, должна основываться на следующих походах:

1. Комплексном и системном, которые делают возможным наиболее целостное и последовательное ведение данного воспитательного процесса с охватом всего

комплекса существующих проблем (социальных, правовых, философских), всего разноаспектного содержания и технологий воспитательного процесса, а также задействовать педагогические ресурсы всех субъектов образовательного пространства.

2. Культурологическом - учет культурных и этнокультурных особенностей региона, в частности имеющее место слияние этнической и религиозной идентификации этнического и религиозного сознания и других факторов.

3. Аксиологическом, позволяющем определить значение, роль и место гражданственности и патриотизма в исламе.

4. Гуманистическом - взаимная ответственность, заботу и уважение личности и общества, в частности социальных институтов.

5. Возрастном - учет возрастных особенностей в организации и ведении процесса гражданского и патриотического воспитания мусульманской молодежи.

6. Ситуационном - необходимость учета в процессе гражданского и патриотического воспитания мусульманской молодежи всех факторов, особенно динамичности социально-политической обстановки в регионе.

Для эффективного гражданского и патриотического воспитания мусульманской молодежи на Северном Кавказе необходимо следующее.

Первое. Подготовка педагогических кадров, компетентных в исламской этике и морали, педагогике ислама, истории ислама, желательно знающих арабский язык, а также историю и культуру коренных народов Северного Кавказа.

Второе. Использование традиционных средств воспитания (бесед, разъяснений, обсуждений, дискуссий), организации социальной работы воспитуемых патриотической направленности (с учетом возрастных, этнокультурных, индивидуально-личностных особенностей воспитанников).

Третье. Тесная взаимосвязь с процессом общего духовно-нравственного совершенствования личности мусульманина на основе постулатов ислама, где любовь к Родине рассматривается как основа веры.

Четвертое. Использование исламской педагогической мысли, обеспечение воспитательного процесса соответствующей литературой методического, учебно-методического, научного, научно-популярного и религиозного содержания.

Пятое. Взаимодействие и сотрудничество всех заинтересованных светских и религиозных (исламских) учреждений различного уровня и рода деятельности.

Шестое. Широкое (на уровне федеральных СМИ) освещение и популяризация вклада российских мусульман в историю, науку, культуру, оборону Отечества как один из факторов устранения сформировавшегося негативного образа российских мусульман в глазах остального российского общества, которое, в свою очередь, окажет содействие более комфортной социализации северокавказской мусульманской молодежи.

Седьмое. Разработка перспективных программ данного вида воспитательной работы, а также действенное участие и поддержка государственных социальных служб и организаций в скорейшей реализации этих программ.

Восьмое (условие субъективно-этического характера). От всех участников воспитательного процесса, и прежде всего от самих воспитателей, требуется честность, открытость, последовательность, уважение религиозных убеждений и чувств воспитуемых.

На основании проведенного исследования возьмем на себя смелость констатировать, что патриотизм российских мусульман еще более возрастёт при условии такого соблюдения гражданских прав, которое позволит им чувствовать себя полноправными гражданами страны.

Многое здесь зависит не только от Федерального центра, но и от местного государственного аппарата: жалоб на произвол местных чиновников было больше, нежели на несоблюдение гражданских прав федеральными службами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.