Научная статья на тему 'О методологических основах гражданско-патриотического воспитания молодежи на Северном Кавказе'

О методологических основах гражданско-патриотического воспитания молодежи на Северном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
227
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСЛАМ / МУСУЛЬМАНСКАЯ МОЛО- ДЕЖЬ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / ОСОБЕННОСТИ / СТРАТЕГИЯ / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / ISLAM / MUSLIM YOUTH / NORTH CAUCASUS / FEATURES / STRATEGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Койчуев А.А.-Дж.

Автором предпринята попытка обозначить некоторые особенности и предложить методоло- гические инструменты гражданско-патриотического воспитания мусульманской молодежи на Северном Кавказе, исходя из гуманистической доктрины ислама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Author undertook attempt to designate feature and to offer methodological instruments of civil and patriotic education of Muslim youth in the North Caucasus from the humanistic doctrine of Islam.

Текст научной работы на тему «О методологических основах гражданско-патриотического воспитания молодежи на Северном Кавказе»

УДК 371.035.5

А.А.-Дж. Койчуев

О методологических основах гражданско-патриотического воспитания молодежи на Северном Кавказе

Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева; aitek_koichuev-anutil.ni

Автором предпринята попытка обозначить некоторые особенности и предложить методологические инструменты гражданско-патриотического воспитания мусульманской молодежи на Северном Кавказе, исходя из гуманистической доктрины ислама.

Ключевые слова.гражданско-патриотическое воспитание, ислам, мусульманская молодежь, Северный Кавказ, особенности, стратегия.

Author undertook attempt to designate feature and to offer methodological instruments of civil and patriotic education of Muslim youth in the North Caucasus from the humanistic doctrine of Islam.

Keywords: civil and patriotic education, islam, muslim youth, North Caucasus, features, strategy.

Определение стратегии гражданско-патриотического воспитания молодежи на Северном Кавказе требует исследования и изучения исторических, культурных, этнических, социально-экономических и политических условий развития региона, таких, как: многонациональность, поликонфессиональность, высокий уровень безработицы, относительно слабое развитие промышленной инфраструктуры, непростой исторический путь взаимоотношений региона и центра, длительные «кавказские войны», «сталинско-бериевские» депортации мусульманских народов региона. Болезненный процесс переоценки ценностей, диктуемый реалиями сегодняшней капитализации российского общества, не менее сложный процесс исламского возрождения и перестройки общественного сознания, присутствие синдрома пасынков Матери-России у большинства коренных северокавказцев (особенно мусульман) - это далеко не полный перечень проблем, которые, по-нашему мнению, необходимо учитывать в планировании и реализации гражданско-патриотического воспитания молодежи региона.

Несмотря на сложность исторических условий и факторов, во многом определивших и обусловивших современные реалии, есть возможность вполне успешно сгладить остроту проблем и преодолеть существующий негатив. Для этого, по нашему мнению, необходимо:

- создать идеологическую основу гражданско-патриотического воспитания мусульманской молодежи, основанную на гуманистической доктрине ислама и реальных исторических фактах, а также на исторически развившейся культуре межнациональных и межконфессиональных отношений в России. Создание подобной идеологической основы позволит устранить чувство гражданской неполноправности у большинства молодых представителей коренных национальностей Северного Кавказа, поможет преодолеть синдром старшего брата славянам региона, будет способствовать гармонизации межнациональных отношений;

- сделать идеологическим основанием гражданско-патриотического воспитания молодежи аксиологический подход, где центральными категориями и критериями должны стать общепризнанные религиозные (ислам, православное христианство) и светские (справедливость, равенство, совещательность, нравственность, законность, правди-вость)ценности.

Определение стратегии гражданско-патриотического воспитания молодежи требует исследования: 1) гуманистической доктрины ислама; 2) уровня гражданственности и патриотизма молодежи; 3) факторов гражданственности и патриотизма в поликультур-ном обществе; 4) жизненных и карьерных планов молодежи региона, которые во многом детерминируются и ценностными доминантами.

В качестве основы гуманистической доктрины ислама в аспекте гражданско-патриотического воспитания мусульманской молодежи, по нашему мнению, можно рассматривать содержание 13 аята, 49 суры Корана, в которой говорится (смысл):

О, люди! Воистину, мужчинами и женщинами Мы вас создали,

Народами и племенами сотворили,

Чтоб вы могли друг друга познавать,

Ведь перед Богом самый чистый тот,

Кто праведней из всех вас станет.

Содержание суры, по нашему мнению, ясно свидетельствует о понимании в исламе многонациональности человечества как проявления божьей воли, которую людям следует понимать благом, позволяющим «народам и племенам познавать друг друга» и соревноваться лишь в «праведности» и добродетели. Таким образом, принадлежность к тому или иному народу есть благо, дарованное человеку Всевышним, человек обязан ценить это благо, но никто не вправе возвышать один народ над другим, ведь и сам Всевышний различает людей, но не народы, лишь по степени их праведности. Подобный подход является справедливым, а справедливость является одним из главных столпов гуманистической доктрины ислама.

Вглядываясь в ретроспективу исторического развития народов Северного Кавказа, можно с уверенностью говорить о приверженности северокавказцев идее справедливости. Наличие справедливости или отсутствие таковой в подходе к организации гражданского и патриотического воспитания мусульманской молодежи региона является важным фактором, требующим должного внимания. Особое место в поиске и реализации эффективных средств и методов гражданского и патриотического воспитания мусульманской молодежи должна занимать педагогическая наука.

Актуальность исследования воспитательного потенциала ислама, его гуманистического содержания и педагогических средств, по нашему мнению, сомнений не вызывает. Необходимость подобных исследований возросла в связи с решением Правительства Российской Федерации о введении в общеобразовательных школах учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». На наш взгляд, эффективность изучения данного учебного курса в мусульманской этнокультурной среде напрямую зависит от умения педагогов, преподающих дисциплину, популяризировать среди молодых мусульман гуманность и гуманизм ислама.

В этой связи попытаемся дать краткое обоснование понимания исламского гуманизма и гуманности, которые необходимо использовать в гражданско-патриотическом воспитании мусульманской молодежи.

Первое - жизнь человека в исламе имеет близкую к абсолютной, т.е. безусловную ценность. Утверждая это, мы исходим:

Во-первых, из содержания аята 35, суры 5 Корана, который гласит (смысл): «Кто убил душу не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех. А кто оживил ее, тот как будто оживил людей всех».

Во-вторых, из пункта первого «Всеобщей исламской декларации прав человека», опубликованной в Париже 19 сентября 1981 года, в которой говорится следующее: «Человеческая жизнь священна и неприкосновенна, и для ее защиты должны предприниматься все усилия. В частности, никто не может быть ранен или предан смерти, кро-

ме как властью закона, (основанного на установлениях Всевышнего, даровавшего людям жизнь, изложенным в Священных писаниях)» [2, с. 226].

Статья 2 А. Каирской декларации прав человека в исламе, принятой на XIX Исламской конференции министров иностранных дел ОПК, проходившей в Каире с 31 июля по 5 августа 1990 года, гласит: «А. Жизнь - это дар Божий, право на жизнь гарантировано каждому человеку. Люди, общества и государства обязаны обеспечить полную защиту этого права от любых посягательств на него, лишение жизни запрещено, кроме как по причинам, предписанным шариатом - законом Бога - и путем к нему.

В. Сохранение человеческой жизни в течение всего времени, отпущенного богом, -долг, предписанный шариатом - законом Бога - и путем к нему» [2, с. 223].

В-третьих, мы считаем необходимым подчеркнуть ценность человеческой жизни в исламе, не обходя такой полемический термин, как «абсолютная ценность», еще и потому, что утверждение о том, что якобы земная жизнь человека не имеет большой ценности, активно используется идеологами экстремизма.

В-четвертых, мы не утверждаем, что ислам возводит жизнь человека в абсолют, что действительно было бы в корне ошибочнои неверно, а с точки зрения ислама - религии строгого Единобожия - и страшно греховно.

В-пятых, ислам последовательно выступал против кровной мести, никоим образом ее не поддерживая и, тем более, не освещая, а заменяя выкупом за кровь и искупительной пожизненной заботой убийцы о семье убитого им человека, происходившей под общественным надзором.

Второе - об идее исламского гуманизма. Наше утверждение исходит, во-первых, из значения термина гуманизм, означающего человечный, человечность, а в более широком толковании - осмысленная и действенная гуманность человека, которая вместе с тем является образом жизни человека. Во-вторых, как следует из содержания суры 1 Корана «Аль-Фатиха», благо всего человечества и отдельного человека (по исламу человек - наместник Бога на земле и рождается он безгрешным) находится в центре исламского мировоззрения, исламского образа жизни, ставящего целью вести человека и человечество по пути служения Богу, а значит, благу человека и человечества в обоих мирах.

Исходя из вышеизложенного, считаем возможным констатировать, что ислам как религиозное учение и образ жизни никак не противоречит принципам воспитания гуманного человека и построению гуманного общества, основным принципом которого является взаимное уважение, единство и взаимопомощь, основанные на знании и понимании основ вероучительной доктрины всех традиционных религий народов нашего Отечества.

В своем утверждении о присутствии у большинства северокавказской мусульманской молодежи чувства гражданской неполноправности мы опираемся на результаты проведенных нами опросов среди молодых мусульман региона в рамках научноисследовательских проектов РГНФ в 2009-2011 гг. Исследования показали, что мусульманская молодежь, к которой относит себя большинство молодых северокавказцев, несмотря на чувство гражданской ущемленности по религиозному и этническому признакам (70 %), считают себя ответственными за настоящее и будущее страны в целом, готовы выполнять свои гражданские обязанности (75 %) и обладают достаточно высоким чувством гражданской ответственности и российского патриотизма.

Согласно результатам опроса, более 75 % молодых мусульман (КЧР, КБР, РИ, ЧР, РД) принимают на себя ответственность (в какой-либо мере) за будущее страны (Российской Федерации) в целом и готовы к выполнению своего гражданского долга (согласно записям в анкетах «защитить Россию», «трудиться во благо всего общества», «быть полезным в обществе»). Вместе с тем около 95 % опрошенных по разным при-

чинам не чувствуют себя полноправными гражданами, ощущают себя «гражданами второго сорта». Лишь 5 % опрошенных молодых мусульман чувствуют себя полноправными гражданами, «такими же, как и все «россияне»; 21 % опрошенных не считают себя ответственными за страну в целом, аргументируя это во многом ущемлением своих гражданских прав и свобод (характерный ответ из анкеты «Чтобы я отвечал за страну, страна (государство) тоже должна быть в ответе за соблюдение моих прав, кем бы я ни был по вере и национальности») [1, с. 75].

Следует обратить внимание на тот факт, что 75 % из участвовавших в опросах молодых мусульман сознательно принимают на себя ответственность за благополучное будущее страны и общества. «Готовы исполнить перед страной и обществом свой долг гражданина, хотя и видят незаслуженно негативное несправедливое к себе отношение, в связи с чем чувствуют себя не вполне полноправными гражданами», что само по себе свидетельствует об их патриотизме. Нелегко любить Россию-Матушку, считать себя в ответе за ее будущее, ощущая себя несправедливо поставленным в положение пасынка.

Основными факторами чувства гражданской неполноправности опрошенные молодые мусульмане считают:

- необъективное освещение СМИ событий, связанных с исламом и мусульманами;

- сохранение искусственно созданного негативного образа ислама и мусульман, который активно эксплуатируется частью российских политических деятелей и общественных организаций;

- замалчивание примеров высокой гражданственности и патриотизма мусульман в истории Отечества, причем примеров массового характера;

- неадекватное освещение в СМИ, научной и популярной литературе, кино- и видеопродукции вклада российских мусульман в развитие различных отраслей науки, экономики, искусства, которое проводится на фоне муссирования преступных действий ничтожной по своему числу кучки экстремистов, против которых в последнее время достаточно эффективно борются сами российские мусульмане.

Гражданскую позицию большинства опрошенных нами молодых людей (не только мусульман) можно выразить следующим образом - они желают социализироваться в поликультурном обществе нашей страны, сохраняя свою этническую и конфессиональную принадлежность. Здесь следует отметить: исследование ценностных доминант ислама и православного христианства доказывает если не полную их тождественность, то, по крайней мере, аналогичность понимания нравственных добродетелей представителями мусульманской и христианской (православной) конфессий. Подобная аксиологическая близость этих двух наиболее многочисленных в стране и регионе конфессий, по нашему мнению, подтверждает состоятельность ценностного подхода в конструировании идеологической основы гражданско-патриотического воспитания молодежи на Северном Кавказе.

В данной связи возникает вопрос об общих для всех ценностях, которые могут выразить и составить идеалы абсолютного большинства граждан нашей многонациональной и поликультурной страны. Очевидно это те ценности, которые являют собой благо как для каждого отдельного гражданина, так и для общества в целом - свобода совести, возможность и доступность интеллектуального, духовного и физического развития; возможность позитивной самореализации для каждого гражданина; достаток, законность, порядок, взаимная ответственность государственного аппарата и общества.

Известный ученый-педагог, профессор В.К. Шаповалов, осуществивший социологопедагогический анализ этнокультурной детерминированности жизненных планов старшеклассников многонациональной Карачаево-Черкесии констатирует: «Прежде всего следует отметить жизненные ценности старшеклассников, которые, судя по их высказываниям, признаются самыми значимыми подавляющим большинством: забота

о стариках и детях (полностью согласны с высказыванием 78,4 % респондентов), жизнь человека (77,9 %), помощь бедным и слабым (73,4 %), комфорт для себя и своей семьи (71,5 %), хорошие отношения в семье (70,2 %) и самоуважение (70,2 %). Таким образом, в ряду самых значимых ценностей старшеклассников Карачаево-Черкесии, в основном мусульман, находятся жизнь, семья, забота о ней, а также самоуважение и помощь нуждающимся» [3, с. 56-57].

Среди безоговорочно значимых для более чем половины (50,6 -69,2 %) опрошенных старшеклассников ценностей, по данным профессора В.К. Шаповалова: «Мир и национальная безопасность - 69,2 %, счастье - 67,1 %, продолжение своего рода и создание достойных условий детям и внукам - 64,4 %, свобода человека - 61,3 %, спокойная совесть и внутренняя гармония - 58,9 %, благополучие - 56,1 %, уважение к сложившимся обычаям и традициям - 54,8 %, стремление к правде, независимо от обстоятельств -53,2 %, забота о здоровье - 52,3 %, истинная дружба - 50,6 %. Наряду с высокой значимостью общечеловеческих ценностей такую же значимость имеютдля старшеклассников Карачаево-Черкесии продолжение своего рода, спокойная совесть и внутренняя гармония, уважение к сложившимся обычаям и традициям (учащиеся коренных национальностей прямо указывают приверженность исламу. -А.К.), а также стремление к правде, независимо от обстоятельств» [3, с. 57].

Учитывая вышеизложенные факты, методологической основой гражданско-патриотического воспитания молодежи на Северном Кавказе мы избрали аксиологический, культурно-исторический, структурно-функциональный, герменевтический, понимающий и солидаризирующий подходы, а также методы: эмпирический, системный, структурный, статистический, социологического опроса, сравнительно-сопоставительный, исторический, историко-генетический, логический.

Аксиологический подход позволяет: во-первых, выявить место гражданственности и патриотизма в ряду ценностных доминант современной мусульманской молодежи Северного Кавказа; во-вторых, конструктивно сформировать идеологическую основу гражданско-патриотического воспитания молодежи на религиозных (исламских) и светских ценностях, признанных нравственных добродетелях человека, ориентированных на совершенствование личности и строительство подлинно демократических, динамично развивающихся общества и государства.

Культурно-исторический подход позволяет выявить основные культурные и исторические факторы и условия, детерминирующие гражданско-патриотическое воспитание мусульманской молодежи в условиях поликультурного и многонационального северокавказского региона России.

Структурно-функциональный подход будет способствовать выявлению основных структурных элементов процесса гражданско-патриотического воспитания мусульманской молодежи, позволит сопоставить и объединить их воспитательные функции.

Герменевтический подход служит основой истолкования педагогических знаний, зафиксированных в религиозных, исторических, этнографических и других письменных источниках.

Понимающий идеологический подход диктуется историческими и культурными особенностями развития народов Северного Кавказа и позволяет строить стратегию и идеологию гражданско-патриотического воспитания молодежи с учетом специфики историко-культурного развития и понимания ментальности народов региона.

Солидаризирующий подход обусловлен необходимостьюцеленаправленной и систематической популяризации в поликультурном обществе нашей страны единства вероучительных основ и учений о добродетелях традиционных религий России (прежде всего ислама и православия) как одного из главных факторов формирования и развития у граждан страны понимания общности их интересов, а также необходимости достиже-

ния равных гражданских прав и ответственности вне зависимости от этнической и конфессиональной принадлежности.

Стратегия гражданско-патриотического воспитания мусульманской молодежи на Северном Кавказе должна учитывать гуманистические аспекты учения ислама, весь спектр исторического и культурного наследия, особенности социально-политических и социально-экономических реалий, в полной мере отвечать интересам укрепления центростремительных тенденций на Северном Кавказе.

Литература

1. Койчуев А.А.-Дж. Исламская педагогическая мысль и образование на Северном Кавказе. Некоторые аспекты социально-философской сущности. - Карачаевск: Изд. КЧГУ, 2011.

2. Михайлов Ю.А. Пора понимать Коран. - М.: Ладомир, 2008.

3. Шаповалов В.К. Жизненные и карьерные планы молодежи Карачаево-Черкесии.

- Карачаевск: Изд. КЧГУ, 2012.

Поступила в редакцию 8 октября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.