Научная статья на тему 'Символические основания гражданско-государственной идентичности в современной России: преемственность и/или обновление?'

Символические основания гражданско-государственной идентичности в современной России: преемственность и/или обновление? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
624
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА / ТРИКОЛОР / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / CIVIL-STATE IDENTITY / NATIONAL SYMBOLS / TRICOLOURED FLAG / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Прибытков Алексей Александрович, Чекменёва Татьяна Геннадьевна

В статье рассматриваются символические основания российской идентичности, объединяющей гражданскую и государственную составляющие. Авторы подчеркивают, что основной характеристикой символического базиса современной России является преемственность, которая позволяет достичь устойчивой неконфликтной интеграции культурных и политических сообществ на теоретическом (концептуальном) и социально-практическом уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLIC FOUNDATION OF THE CIVIL-STATE IDENTITY IN THE PRESENT RUSSIA: CONTINUITY AND/OR UPDATING?

The authors discuss the symbolic foundation of the Russian identity, which unites civic and public components. The authors emphasize that the main characteristic of the symbolic basis of the modern Russia is continuity, which allows to reach a stable conflict-free integration of cultural and political communities on a theoretical (conceptual), social and practical levels.

Текст научной работы на тему «Символические основания гражданско-государственной идентичности в современной России: преемственность и/или обновление?»

УДК 316

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И/ИЛИ ОБНОВЛЕНИЕ?

А.А. Прибытков, Т.Г. Чекменёва

Аннотация. В статье рассматриваются символические основания российской идентичности, объединяющей гражданскую и государственную составляющие. Авторы подчеркивают, что основной характеристикой символического базиса современной России является преемственность, которая позволяет достичь устойчивой неконфликтной интеграции культурных и политических сообществ на теоретическом (концептуальном) и социально-практическом уровнях.

Ключевые слова: гражданско-государственная идентичность, государственная символика, триколор, преемственность.

SYMBOLIC FOUNDATION OF THE CIVIL-STATE IDENTITY

IN THE PRESENT RUSSIA: CONTINUITY AND/OR UPDATING?

A. Pribytkov, T. Chekmenyova

Abstract. The authors discuss the symbolic foundation of the Russian identity, which unites civic and public components. The authors emphasize that the main characteristic of the symbolic basis of the modern Russia is continuity, which allows to reach a stable conflict-free integration of cultural and political communities on a theoretical (conceptual), social and practical levels.

Keywords: civil-state identity, national symbols, tricoloured flag, continuity.

Проблема идентичности является одной из основополагающих тем фундаментальных и эмпирических исследований в современной науке, поскольку, не постигнув процессы формирования идентичности и специфику ее трансформаций (в том числе кризисных), невозможно понять современный

глобализирующийся мир. Глобализация способствует повышению интенсивности общения между людьми, делая их (хотя бы виртуально) вольными или невольными участниками различных социальных, экономических, политических,

информационных и культурных процессов и отношений, что приводит к изменениям ценностных ориентаций и пересмотру основ прежней самоидентификации. Тем не менее, как подчеркивает А.Г. Санина, актуальность развития процессов идентификации современного индивида с государством не подлежит сомнению. Государство является значимым объектом самоотнесения, логической предпосылкой

идентификационной цепочки «дом -поселение - регион - страна», предоставляя возможность соотнесения себя с социальным целым (5, с. 60).

Гражданско-государственная идентичность

нации - это комплекс представлений о национально-государственной общности, обязательствах и правах по отношению к другим членам этой общности и к государству, позволяющий индивиду соотносить себя с ними. Это понятие употребляется для обозначения разделяемых членами

национально-государственной общности

ориентаций на страну (фактор общей территории), государство (общие институты, включая институт гражданства, символы, фиксирующие такую принадлежность, государственный язык) и нацию (общее происхождение, базовые ценности,

исторический опыт и судьба) как источники повседневного социального опыта.

Государственная символика является неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроизводства идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности. По определению К.С. Гаджиева, символ есть концентрированное зримое выражение основной идеи явления или понятия. В качестве государственных символов выступают эмблемы, гербы, флаги и другие атрибуты, воплощающие, прежде всего, идею национально-государственного единства и

величия и выступающие специфическими средствами общения между людьми [1, с. 15].

Политические символы, в качестве которых могут выступать исторические термины, церемонии, знаки различия и формальности, служат отражением

идеологических и ценностных установок политических лидеров. Эти символические формы могут быть как унаследованы, так и изобретены, но главное, они должны быть доступны пониманию большинства и приниматься этим большинством.

Основной характеристикой

символического базиса современной России является преемственность, которая трактуется как продолжение и советского периода российской истории, и дореволюционной, имперской эпохи. В пояснении к описанию Государственного герба говориться о том, что восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность

отечественной истории» [2]. Как известно, двуглавый орел был принят в качестве государственной эмблемы еще при Иване III в 1472 г. после его брака с племянницей последнего Византийского императора Константина XII с Софьей Фомичевной Палеолог. Двуглавый орел на гербе был трансформацией русской идеи орла как символа верховной власти, развивавшейся в XII - XV вв. (принципиальное преобразование состояло в превращении одноглавого орла в двуглавого в конце XV в.).

Чтобы идентифицировать страну, Президент РФ В.В. Путин в 2000 г. решил определиться с государственной символикой -гимном, флагом и гербом - и утвердить их законом. В Заявлении от 4 декабря 2000 г. В. Путин говорил о том, что в качестве флага предлагается традиционное российское трехцветное знамя - триколор, которому уже свыше 300 лет; в качестве гимна - музыка Александрова - мелодия бывшего советского гимна; в качестве герба - традиционный российский двуглавый орел - ему уже около 500 лет [3, с. 2].

В.В. Путин отметил, что нельзя отказываться от символов прошлых эпох, так как тем самым мы объявим бесполезной жизнь поколений, которые были с ними связаны [3, с. 2].

Три государственных символа, преемствуя друг друга, объединяют в единое историческое целое три самых известных периода развития России как государства. Двуглавый орел -допетровскую Россию. Трехцветное знамя -

послепетровский период вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Гимн Александрова - Советскую Россию. По поводу гимна на музыку Александрова шли особенно жаркие дискуссии. В. Путин подчеркнул в Заявлении, что «подавляющее большинство граждан России отдает предпочтение именно этой мелодии ... В данном случае речь идет о большинстве народа. В конечном итоге именно для этого народа и предлагаются символы государства» [3, с. 2].

По словам В.В. Путина, «можем заново переписать и флаг, и гимн, и герб, но тогда уж точно нас будут называть Иванами, не помнящими родства» [3, с. 2].

Согласно ст. 70 Конституции РФ государственные флаг, герб и гимн РФ устанавливаются федеральным

конституционным законом. Законы о флаге, гербе и гимне (только мелодия) подписаны 25 декабря 2000 г. и вступили в силу 27 декабря 2000 г. Герб Российской Федерации наряду с гимном, повторяющим мелодию Гимна Советского Союза, и флагом - бело-сине-красным триколором, исторически

учрежденным при Петре I как флаг торгового флота и легитимированным в ходе августовских событий 1991 г., свидетельствуют об обращении к патриотическим компонентам, военному героизму и великому прошлому России. Вид символики «будущее в прошлом» был не сразу положительно воспринят россиянами, однако на сегодняшний момент эти символы узнаваемы и признаваемы в качестве государственных большинством граждан. В итоговом докладе Международного дискуссионного клуба «Валдай»

«Национальная идентичность и будущее России» приводятся следующие данные: в 2013 г. назвали верно, что изображено на государственном гербе России 86% опрошенных; назвали верно и цвета, и их расположение на флаге - 70%; назвали верно первые слова гимна - 54%. Интересны данные не только о знании государственной символики, но и о ее восприятии россиянами. Так, государственный флаг вызывает гордость, восхищение у 49% опрошенных; симпатию - у 34%, безразличие - у 14%; государственный герб вызывает гордость у 49% россиян, симпатию - у 32%, безразличие - 16%; государственный гимн вызывает гордость у 54%, симпатию - у 30%, безразличие - у 14% [4, с. 65 - 66]. Как отмечал В. Тишков, «гимн используется реже, чем флаг и герб, но зато этот символ почти всегда связан с

коллективным действием. несет поэтому особую эмоциональную нагрузку, ибо выражает не только идентификацию с государством, но и чувство общности граждан одной страны в данный момент [6, с. 2].

В заключении следует отметить, что формирование новой идентичности с соответствующим символическим

наполнением в современной России зависит от ее адекватности национальному сознанию.

Российскому государству, которому отводится решающая роль в формировании гражданско-государственной идентичности, необходимо учитывать национальные стереотипы и мифосимволическую систему, чтобы, сохраняя преемственность и наполнив их новым содержанием, создать соответствующую динамику массового сознания своих граждан.

Литература:

1. Гаджиев К.С. Сравнительный анализ национальной идентичности США и России. - М.: Логос, 2013. - 408 с.

2. Герб Российской Федерации Режим доступа: http://www.geraldika.ru (дата обращения 06.10.2015).

3. Заявление Президента РФ В.В. Путина от 4 декабря 2000 г. // Комсомольская правда. 6 декабря 2000. - С. 2.

4. Национальная идентичность и будущее России. Доклад Международного дискуссионного клуба «Валдай» (Москва, февраль 2014) Режим

доступа:

http://www.valerytishkov.ru/engine/documents2125.pdf (дата обращения 06.10.2015).

5. Санина А.Г. Формирование российской идентичности: гражданско-государственный подход // Социологические исследования. - 2012. - № 12. - С. 57-65.

6. Тишков В.А. Народ и символика. В столь важном деле не стоит злоупотреблять модой на этнографию и местный патриотизм // Независимая газета. 5 декабря 2000. - С. 2-3.

Сведения об авторах:

Прибытков Алексей Александрович (г. Воронеж, Россия), кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии Воронежского государственного технического университета.

Чекменёва Татьяна Геннадьевна (г. Воронеж, Россия), кандидат политических наук, доцент кафедры истории и политологии Воронежского государственного технического университета.

Data about the authors:

A. Pribytkov (Voronezh, Russia), candidate of historical sciences, associate professor at the Department of History and Political Science at the Voronezh State Technical University.

T. Chekmenyova (Voronezh, Russia), candidate of political sciences, associate professor at the Department of History and Political Science at the Voronezh State Technical University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.