Научная статья на тему 'Значение и восприятие государственных символов в современном российском обществе'

Значение и восприятие государственных символов в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4972
499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СИМВОЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / SYMBOLIC SYSTEM / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ / STATE SYMBOLS / ГЕРБ / EMBLEM / ГИМН / ANTHEM / ФЛАГ / FLAG / РЕСУРСЫ КОНСОЛИДАЦИИ / RESOURCES / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ / DISINTEGRATION / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / SOCIAL REPRODUCTION / CONSOLIDATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ковригина Г.Д.

В статье рассматривается символическая система общества как ресурс консолидации людей, анализируются как теоретические схемы, так и практическая их реализация на примере государственных символов, узнаваемых населением на когнитивном и эмоциональном уровне. В работе приведены результаты общероссийского исследования на знание, понимание и эмоциональное восприятие государственных символов российского общества, являющихся скрепляющими основами для общественного воспроизводства. Анализа данных указанного исследования позволяет говорить о тревожных тенденциях, а именно о разорванности интерпретации и преемственности основных государственных символов России (флага, герба и гимна), об уменьшении положительного их восприятия и увеличении негативного и безразличного, что свидетельствует об утрате интегрирующего потенциала на символическом уровне. Зафиксированный факт изменения значимости государственной символики позволяет автору сделать вывод о разрушении символической системы государства, определяющей процессы статики и динамики социального развития, трансформации условий и функций социокультурного изменения страны. Всё вместе это означает разрыв преемственности поколений и утрату социальной и индивидуальной идентичности отдельных поколений, проживающих на территории России. Однако автор высказывает надежду, что значимость государственной символики еще возродится и ее символы будут скреплять единство народа, по-настоящему консолидировать общество на символическом, эмоциональном и поведенческом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Meaning and taking of state symbols in the modern Russian society

This article considers the symbolic system of society as a resource of people consolidation, analyses theoretic schemes and their practical realization by the example of state symbols taken on cognitive and emotional level. This article provides the results of all-Russian research of knowledge, understanding and emotional taking of the state symbols of Russian society which are the uniting basics for modern reproduction. The data analysis of the research allows talking about alarming tendencies, exactly about disrupt of interpretation and continuity of the basic state symbols of Russia (flag, national emblem and hymn), reduction of positive and rise of negative and indifferent taking of the state symbols; it indicates the loss of integrated potential on the symbolic level. The recorded fact of changes allows the author to make a conclusion about the destruction of state symbolic system, defining the processes of statics and dynamics of social development, changing of conditions and functions of socio-cultural changing of the country. All these factors mean rupture between continuity of generations and loss of social and individual identity of separate generations on the territory of Russia. But the author hopes that meaningfulness of the state symbolic system will revive and unite the people, consolidate the society on symbolic, emotional and behavioral levels.

Текст научной работы на тему «Значение и восприятие государственных символов в современном российском обществе»

ДИСКУССИЯ !

журнал научных публикаций

Г.Д. Ковригина, ст. преподаватель, Институт экономики, управления и права, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск, Россия, kovrigina_gd@mail.ru

ЗНАЧЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассматривается символическая система общества как ресурс консолидации людей, анализируются как теоретические схемы, так и практическая их реализация на примере государственных символов, узнаваемых населением на когнитивном и эмоциональном уровне. В работе приведены результаты общероссийского исследования на знание, понимание и эмоциональное восприятие государственных символов российского общества, являющихся скрепляющими основами для общественного воспроизводства. Анализа данных указанного исследования позволяет говорить о тревожных тенденциях, а именно о разорванности интерпретации и преемственности основных государственных символов России (флага, герба и гимна), об уменьшении положительного их восприятия и увеличении негативного и безразличного, что свидетельствует об утрате интегрирующего потенциала на символическом уровне. Зафиксированный факт изменения значимости государственной символики позволяет автору сделать вывод о разрушении символической системы государства, определяющей процессы статики и динамики социального развития, трансформации условий и функций социокультурного изменения страны. Всё вместе это означает разрыв преемственности поколений и утрату социальной и индивидуальной идентичности отдельных поколений, проживающих на территории России. Однако автор высказывает надежду, что значимость государственной символики еще возродится и ее символы будут скреплять единство народа, по-настоящему консолидировать общество на символическом, эмоциональном и поведенческом уровне.

Ключевые слова: символическая система, государственные символы, герб, гимн, флаг, ресурсы консолидации, интеграция, дезинтеграция, общественное воспроизводство.

Символы всегда имели большое значение в социальном развитии общества и играли особую роль в формировании идентичности граждан страны. Символы — это образы, несущие в себе скрытое или явное значение. Они объединяли людей, превращая толпу в единый народ. Символическое пространство имеет огромное ценностно-мировоззренческое значение для развития всего народа.

Сам по себе символ ничего не значит, но в тоже время он определяет поведение людей, когда олицетворяет время: «когда родился мой сын» или «умер отец», «когда я же-

нился» или «окончил университет», «когда сделал важный шаг» и т. д. Государственные символы* являются знаками отдельного государства. Они формируются на протяжении столетий и олицетворяют власть. За них воюют, их отстаивают, они превыше всего (будь то знамя на поле боя, оружие в руках воина, герб в руках правителя или что-то еще).

Политические символы служат саморепрезентации идеологических и ценностных установок политических лидеров. В качестве таких символических форм могут выступать исторические термины, церемонии, знаки

* Государственные символы — установленные конституцией или специальным законом особые, исторически сложившиеся, отличительные знаки конкретного государства, олицетворяющие его национальный

суверенитет и самобытность.

различия. Эти формы могут быть как унаследованы, так и изобретены, но главное — они должны быть доступны пониманию большинства и приниматься этим большинством в качестве официальных символов1.

За последние 25 лет в России произошел существенный пересмотр государственных символов. На государственном уровне принимаются программы по популяризации государственной символики, направленные на формирование общей системы нравственных ориентиров, духовного единства народа, самобытных культурных ценностей2. Вместе с тем все чаще опросы общественного мнения фиксируют отсутствие единства нашего общества, враждебность граждан страны по отношению друг к другу3. Государственные символы теряют универсальную интегрирующую силу. К тем же выводам пришел в своем исследовании О.А. Карма-донов4. Он утверждает, что уровень макро-социальной консолидации российского общества весьма ограничен. И ведущее значение в этом процессе принадлежит нивелированию значений символической системы в жизни отдельного человека и всего общества. Уровень идентификации, понимания единства и общности с отдельными политическими фигурами и институтами очень низка, население не знает или не понимает программы развития общества, поэтому не ощущает их «своими» или «для себя».

Хотя стоит сказать, что ряд авторов, наоборот, говорят о том, что государственные символы объединяют общество, так как обладают универсальным узнаваемым кодом вне зависимости от господствующих ныне власти и идеологии. К таким исследователям мы можем отнести К.С. Гаджи-ева, который изучал трансформацию символов и атрибутов власти, Ю.А. Глушакова и А.В. Никитина, которые рассматривали символ в правовых аспектах государственного развития, Н.А. Соболева и В.А. Артамонова, изучавших особенности истории государственной символики России5 и т. д. И все они говорят о стабильности восприятия символов в сознании людей, вне зави-

симости от того, знают они об их значениях на когнитивном уровне или нет, так как бессознательные процессы или коллективная память более важны в сплочении страны и именно на них стоит опираться в воссоздании единой нации.

Мы попытались проследить взаимосвязь знания государственной символики и уровня социальной солидарности общества. Для этого в 2015 году мы провели опрос населения методом анкетирования. Всего в исследовании приняли участие 1 500 человек в возрасте от 18 до 70 лет — 810 женщин и 690 мужчин. Исследование проходило в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Томск. Респонденты выбирались на улицах обозначенных городов методом снежного кома.

Государственную символику знают практически все опрошенные респонденты (указали на флаг, герб и гимн). Только 5% затруднились с ответом. Последовательность цветов российского флага верно указали 65% респондентов, 30% ответили неверно. Это можно объяснить либо тем, что для респондентов эта информация не важна, либо тем, что такие знания им вообще не нужны. По данным ВЦИОМ, более половины наших сограждан (60%) правильно называют цвета государственного флага страны и их расположение. Около трети россиян (32%) верно называют только цвета. Лишь каждый двадцатый респондент (5%) все указывает неверно. Еще 3% опрошенных не могут вспомнить, как выглядит российский флаг6. Схожие данные получены в исследовании О.А. Полюшкевич, которая комментирует подобные ответы следующим образом: «знать, не значит понимать»1.

Символы цветов российского флага знают далеко не все (около 40% высказали разные предположения). Это весьма показательно, так как указывает на то, что образ и символ флага Российской Федерации не являются частью социальной памяти.

Респонденты выдвигали следующие предположения: белый — это независимость,

Уровень идентификации, понимания единства и общности с отдельными политическими фигурами и институтами очень низка, население не знает или не понимает

программы развития общества, поэтому не ощущает их «своими» или «для себя».

ДИСКУССИЯ .

журнал научных публикаций

чистота, духовность; синий — это небеса, море, вода; красный — кровь, земля, богатство.

Затруднились ответить 40%, объяснив это тем, что никогда об этом не задумывались или же считают эти знания излишними, всегда можно уточнить в Интернете или книжке: «зачем мне это знать?», «если надо — посмотрю в Интернете, но пока ни разу не надо было», «если кто спросит — я в книжке прочитаю, а так мне это не надо». Иными словами, для большой части населения флаг как государственный символ — не важная и не значимая часть его личной и социальной идентичности со страной, в которой он живет.

Только 20% респондентов смогли рассказать историю возникновения российского флага. Это само по себе уже печальный факт, свидетельствующий о потере связи значений государственных символов.

Информированность об истории российского герба также низка. В точности герб смогли описать только 10% респондентов, 60% смогли указать лишь общий признак — «двуглавый орел», а 30% затруднились с ответом.

Историю о возникновении и значении герба как символа респонденты описывали следующим образом: «Двуглавый орел — символ соединения Азии и Европы», «Москва — третий Рим», «Современный двуглавый орел — Медведев и Путин». Подобные ответы показывают незнание и непонимание россиянами истории герба и опору на позицию «желтой прессы», что свидетельствует

о подмене смыслов и понятий, вкладываемых в герб как государственный символ. Эта подмена происходит под влиянием массовой культуры, художественных образов в фильмах, песнях, стихах — когда реальные фактические знания заменяются чьими-то представлениями, обусловленными не истинностью изложения, а увлекательностью сюжета. Это становится возможным благодаря отсутствию реальных знаний о гербе. Когда нет правдивой информации — рождаются мифы. Ярким примером этого является известная песня Н. Росторгуева «Не валяй дурака, Америка», где поется, что Екатерина II отдала Аляску Америке. Хотя на самом деле Аляска была продана в 1876 году Александром II.

История российского гимна также известна далеко не всем. Большинство смогли назвать первые строчки гимнов СССР и России (Гимн Советского Союза и гимн России, написанные на стихи С. Михалкова). Данные ВЦИОМ также демонстрируют схожие результаты: лишь 39% россиян помнят первые слова гимна, примерно столько же (34%) называют их неверно, а 26 — не знают совсем8.

Интересен тот факт, что по данным ВЦИОМ, более половины россиян (56%) испытывают чувства восхищения и гордости при прослушивании гимна страны. Вместе с тем симпатию чаще вызывает флаг (29% опрошенных) и герб (28%), нежели гимн (25%). При этом, раздражение и антипатию они вызывают только у 1—2% россиян9. В нашем исследовании мы спросили респондентов, какие чувства они испытывают и какие

Рис.1. Ассоциации респондентов, при виде флага и герба и звучании гимна страны

ассоциации всплывают, когда видят флаг и герб и слышат гимн страны (см. рис.1)?

Ответы можно разделить на несколько групп, выделенных по принципу ассоциации. Административные органы (30%) — «Заседания Кремля сразу вспоминаются, правительства», «на официальных мероприятиях (областные форумы, совещания)», «поступление в вуз».

Спортивные достижения (25%) — «в спортивных соревнованиях», «на олимпийских играх».

Праздники (20%) — «гимн — в Новый год», «гимн — это день независимости России», «Флаг и гимн — это праздники».

Историко-патриотическая направленность (15%) — «в школах сейчас точно есть изображения герба и флага, почти во всех есть уроки российской государственности», «Флаг — это честь и доблесть России».

Бренды (10%) — наклейки, флажки в автомобилях, брелоки, спортивные сумки и костюмы и т. д.»

Таким образом, у населения основные ассоциации с государственной символикой вызывают либо административные органы, либо спортивные победы (45%).

Эмоциональное восприятие символов россиянами далеко не одинаково — от возвышенных (50%) до снисходительных (25%) и даже негативных (15%). Безразличных — 10% (см. рис. 2).

К «возвышенным» можно отнести следующие: «гимн при победе на соревнованиях вызывает гордость за то, что победил такой

же, как и ты, россиянин», «когда слышу гимн, испытываю душевный подъем», «воодушевление, гордость за то, что это наши соотечественники сделали». Данная группа респондентов указывает на значимые достижения, работу, которой можно гордиться. Национально-государственная гордость отождествляется с символами победы. Это подсознательное признание силы и значимости данных символов, так как вызывает подъем чувств, гордость и радость за страну.

К «снисходительным» мы отнесли следующие ответы: «раньше слушал гимн — слезы были на глазах, а сейчас и слов не знают», «гимн и флаг не значимы для современных людей, сейчас нужны деньги», «я знаю слова советского гимна, но не российского». Данная группа в большей степени разочарована настоящим, современные государственные символы потеряли значимость вместе с утратой идентичности со страной. Этих людей объединяют социальная неудовлетворенность и разочарование. Тот факт, что их достаточно много, настораживает, так как подобные мнения могут служить в будущем основой для протестных настроений и забастовок.

В «негативные» мы включили такие ответы: «Наш гимн гнетущ», «наш гимн — раздражает очень», «Российский гимн — он чужой, он не „наш"». Негативная оценка свидетельствует о враждебном восприятии социальных трансформаций и символов, которые эти трансформации обозначают.

По данным ВЦИОМ, более половины россиян (56%) испытывают чувства восхи-

Рис.2. Чувства респондентов при виде флага, герба и звуках гимна страны

щения и гордости при прослушивании гимна страны. Эти же эмоции возникают у 52% респондентов при виде флага, и у 49% — при виде герба России. Симпатию же чаще вызывают флаг (29% опрошенных) и герб (28%), нежели гимн (25%). Безразличными россияне остаются при виде государственных символов лишь в 14—17% случаев10.

Вызывает сожаление, что современные россияне гордятся заслугами страны только в спорте, о достижениях в других отраслях россияне не знают и не интересуются ими. Это еще одна причина того, что государственные символы теряют свою смысловую наполненность — в достижениях науки, социальной инфраструктуре, военной мощи, личностном становлении и профессиональной реализации граждан именно в России.

Государственные символы потерялись за образами также утративших свою хариз-матичность лидеров11. Утрата значения символа самого по себе усугубилась тем, что люди, призванные их культивировать и символизировать (президент, депутаты, министры и чиновники), отходят на второй план. Вернее, они не используют символическую систему в своей деятельности, не формируют у населения устойчивых ассоциаций и понимания ценности и значения этих символов в их деятельности на благо народа и общества. На первом плане остаются образы государственной символики, используемые и тиражируемые в массовой культуре, где их транслируемое значение не всегда соответствует истинному. Этот замкнутый круг приводит к социальным разрывам и утрате смыслов и значений символов государственной власти, размыванию значимых образов и уменьшению патриотических настроений.

Хочется верить в то, что значимость государственной символики еще возродится и ее символы будут скреплять единство народа, по-настоящему консолидировать об-

щество на символическом, эмоциональном и поведенческом уровне. Государственные символы станут одним из факторов консолидации народа и власти.

Литература

1. Полюшкевич О.А. Солидарность поколений: монография. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. 180 с.

2. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2007. 27 апреля.

3. Стратификация российского общества по уровню жизни. [Электронный ресурс]. UTL: http://www sociologos.ru/novosti/Socialnaya_struktura_Rossii_ teorii_i_realnost_-_novoe_izdanie_Instituta (дата доступа 15.07.2015).

4. Кармадонов О.А. Нормы и эмапатия как факторы социальных преобразований // Социологические исследования. 2012. № 4. С. 17-24.

5. Гаджиев К.С. Символы и атрибуты власти: генезис, семантика, функции. СПб., 1996; Глушаков Ю.А. Правовой символ: феномен правовой культуры // Правовая культура современного российского общества: проблемы формирования и развития. СПб.: ГУП, 2003; Никитин А.В. Классификация правовых символов // Современные проблемы правоохранительной деятельности. Н. Новгород, 1993; Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. Очерки истории государственной символики России. М.: Панорама, 1993.

6. Какого цвета триколор? / ВЦИОМ. [электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index. php?id=269&uid=12316 (дата доступа 15.07.2015).

7. Полюшкевич О.А. Идентичность и государственные символы: трансформация социальнойэмпатии // Социология. 2014. № 1. С. 138-147.

8. Треть россиян не знает гимн страны и ее герб / ВЦИОМ. [электронный ресурс]. URL: http://www yuga.ru/news/163924/ (дата доступа 15.07.2015).

9. Там же.

10. Там же.

11. Скуденков В.А. Лидерство и социальное развитие // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 2. С. 180-184.

MEANING AND TAKING OF STATE SYMBOLS IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

G.D. Kovrigina, senior lecturer, Institute of Economics, Management and Law, National Research Irkutsk State Technical University, Irkutsk, Russia, kovrigina_gd@mail.ru

This article considers the symbolic system of society as a resource of people consolidation, analyses theoretic schemes and their practical realization by the example of state symbols taken on cognitive and emotional level.

This article provides the results of all-Russian research of knowledge, understanding and emotional taking of the state symbols of Russian society which are the uniting basics for modern reproduction. The data analysis of the research allows talking about alarming tendencies, exactly about disrupt of interpretation and continuity of the basic state symbols of Russia (flag, national emblem and hymn), reduction of positive and rise of negative and indifferent taking of the state symbols; it indicates the loss of integrated potential on the symbolic level. The recorded fact of changes allows the author to make a conclusion about the destruction of state symbolic system, defining the processes of statics and dynamics of social development, changing of conditions and functions of socio-cultural changing of the country. All these factors mean rupture between continuity of generations and loss of social and individual identity of separate generations on the territory of Russia. But the author hopes that meaningfulness of the state symbolic system will revive and unite the people, consolidate the society on symbolic, emotional and behavioral levels.

Key words: symbolic system, state symbols, emblem, anthem, flag, resources, consolidation, integration, disintegration, social reproduction.

References

1. Poliushkevich O.A. Solidarnost'pokolenii: monografiia [Intergenerational solidarity: a monograph]. Irkutsk, Izd-vo IGU Publ., 2014. 180 p.

2. Poslanie Federal'nomu Sobraniiu Rossiiskoi Federatsii [The Message To The Federal Assembly Of The Russian Federation]. Rossiiskaia gazeta — Russian newspaper, 2007. April 27.

3. Stratifikatsiia rossiiskogo obshchestva po urovniu zhizni [Stratification of the Russian society in terms of life] Available at: http://www.sociologos.ru/novosti/ Socialnaya_struktura_Rossii_teorii_i_realnost_-_novoe_ izdanie_Instituta (accessed 15.07.2015).

4. Karmadonov O.A. Normy i emapatiia kak faktory sotsial'nykh preobrazovanii [Norms and empatia as factors of social change]. Sotsiologicheskie issledovaniia — Sociological research, 2012, no. 4, pp. 17-24.

5. Gadzhiev K.S. Simvoly i atributy vlasti: genezis, semantika, funktsii [The symbols and trappings of power: Genesis, semantics, functions]. St. Petersburg, 1996; Glushakov Iu.A. Pravovoi simvol: fenomen pravovoi kul'tury [Legal character: the phenomenon of legal culture]. Pravovaia kul'tura sovremennogo rossiiskogo obshchestva: problemy formirovaniia i razvitiia [The legal culture of the modern Russian society: problems of formation and development]. St. Petersburg, GUP Publ., 2003; Nikitin A.V. Klassifikatsiia pravovykh simvolov [Classification of legal characters]. Sovremennye problemy pravookhranitel'noi deiatel'nosti [Modern

problems of law enforcement]. N. Novgorod, 1993; Soboleva N.A., Artamonov V.A. Simvoly Rossii. Ocherki istoriigosudarstvennoisimvoliki Rossii [Symbols of Russia. Essays on the history of the state symbols of Russia]. Moscow, Panorama Publ., 1993.

6. Kakogo tsveta trikolor? [What color tricolor?] Available at: http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=12316 (accessed 15.07.2015).

7. Poliushkevich O.A. Identichnost' i gosudarstvennye simvoly: transformatsiia sotsial'noi empatii [Identity and national symbols: the transformation of social empathy]. Sotsiologiia — Sociology, 2014, no. 1, pp. 138-147.

8. Tret' rossiian ne znaet gimn strany i ee gerb [One third of Russians do not know the national anthem and coat of arms]. Available at: http://www.yuga.ru/news/163924/ (accessed 15.07.2015).

9. Tret' rossiian ne znaet gimn strany i ee gerb [One third of Russians do not know the national anthem and coat of arms]. Available at: http://www.yuga.ru/news/163924/ (accessed 15.07.2015).

10. Tret' rossiian ne znaet gimn strany i ee gerb [One third of Russians do not know the national anthem and coat of arms]. Available at: http://www.yuga.ru/news/163924/ (accessed 15.07.2015).

11. Skudenkov V.A. Liderstvo i sotsial'noe razvitie [Leadership and social development]. Sotsial'no-gumanitarnye znaniia — Socio-humanitarian knowledge, 2013, no. 2, pp. 180-184.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.