Научная статья на тему 'Национально-государственная идентичность россиян и отношение к государственной символике'

Национально-государственная идентичность россиян и отношение к государственной символике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
565
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Седова Наталья Николаевна

Natalia N. Sedova in "National Identity of Russians and State Symbols" speaks about the place of flag, anthem and coat of arms among associations with Russia and Russians; howpeo-ple accept symbols of "new Russia".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национально-государственная идентичность россиян и отношение к государственной символике»

Н. Н. Седова НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РОССИЯН И ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКЕ

Одним из важных признаков легитимации обществом государственной власти — не на бумаге, а в общественном сознании, в умах и сердцах граждан — является то, какое место в структуре национально-государственной идентичности населения занимает его официальная символика. В этом году исполнилось 15 лет существования России как национального государства. Обретение им своих символов происходило, как известно, не сразу и в достаточно острой идеологической борьбе. Поэтому неслучайно, что, судя по данным социологических исследований, проблема государственной символики отражается в массовом сознании достаточно противоречиво.

Среди ассоциаций, которые возникают у людей при мысли о нашей стране и народе, лидирующие позиции занимают "малая родина", прошлое и история страны и ее народа, территория, на которой мы живем. Эти ассоциации отмечают от трети до почти половины опрошенных (35—45%) и составляют "первый ряд" национально-государственных идентент россиян. В число распространенных ассоциаций входит также и "большая родина", т. е. "государство, в котором я живу", которое отмечается каждым четвертым респондентом (25%). Ассоциации второго порядка, которые отмечаются 10—19% опрошенных, в основном носят социокультурный характер и связаны с языком, праздничными традициями, литературой и искусством, верой. Также среди ассоциаций "второго плана" фигурирует память о предках

в целом и о наиболее великих их представителях. Что же касается собственно государственной символики, то она сегодня находится на одном из последних мест в ряду ассоциаций, характеризующих российскую национально-государственную идентичность (14 место среди 16) — при упоминании о своей стране и народе о гербе, гимне и флаге думают лишь 7% россиян (рис. 1).

Тем не менее, если в 1997 г. понятие "государство" связывалось с нашей страной и ее народом в сознании 18% россиян, то в прошлом году таких было уже 24%, а в нынешнем — 25%. В отношении символики эта тенденция также отмечается, хотя рост ее значимости не столь линеен, как в случае с понятием государства — в 1997 г. герб, флаг и гимн ассоциировались с нашей страной и ее народом только у 2% опрошенных, в прошлом уже у 10% и в нынешнем у 7% (рис. 2).

Более активно образ государства и особенно его символика "внедряются" в структуру национально-государственной идентичности молодежи. Как видно из рисунка 3, понятие "государство" ассоциируется с нашей страной и народом примерно у равного числа представителей молодежи и людей средних возрастов (24—27%) и заметно реже среди россиян 60 лет и старше (18%). По всей видимости, старшее поколение своим государством по-прежнему считает СССР. Различия в распространенности ассоциации "флаг, герб, гимн" еще заметнее,

СЕДОВА Наталья Николаевна — руководитель отдела омнибусных исследований ВЦИОМ.

Рисунок 1

«Что в первую очередь связывается у Вас с мыслью о нашей стране, нашем народе?», %

Место, где я родился и вырос Наше прошлое, наша история Наша земля, территория, где мы живем

Государство, в котором я живу

Родная природа Язык моего народа Наши песни, праздники, обычаи Наши литература, искусство Душевные качества моего народа Вера, религия моего народа Великие лкщи моей национальности Могилы предков, память о них Наша военная мощь

I Флаг, герб, гимн

Наше трудолюбие, умение хозяйствовать Победы спортсменов нашей страны

□ 43

□ 35

125

□ 19

115

-------114

-------114

------113

=112 =□ 11 □ 10

=□8

□ 7

□ 7

□ 5

Рисунок 2

«Что в первую очередь связывается у Вас с мыслью о нашей стране, нашем народе?», %

□ 1997

□ 2004 ■ 2005

не столько отделяя позицию пожилых людей от всех остальных, сколько выявляя заметно большую актуальность госсимволики для молодежи. Так, среди 18—24-летних опрошенных флаг, герб и гимн упоминали 14%, среди 24—34-летних — 11%. Среднее поколение и люди старших возрастов в этом отношении заметно отстают — 5—6 и 3% соответственно.

Тот факт, что в ассоциативном ряду, связанном с понятием своей страны и народа, на первой позиции стоит "малая родина", тогда как "государство" отмечается почти вдвое

реже, не случаен. Известно, что в кризисные периоды на первый план для каждого человека выходят семья, ближний круг, которые обеспечивают человеку защиту от жизненных невзгод и сосредотачивают в себе всю полноту и многогранность его идентичности. Государство же со всеми его атрибутами, напротив, отходит на периферию идентификационной матрицы. Не случайным в этой ситуации становится и "прочтение" людьми патриотического долга не столько как долга перед страной, государством, сколько долга перед

Рисунок 3

«Что в первую очередь связывается у Вас с мыслью о нашей стране, нашем народе?», %

27

24

14

25

27

11

18

18-24 года 25-34 года 35-44 года 45-59 лет 60 и старше

□ Государство, в котором я живу

■ Флаг, герб, гимн

собственной семьей и близкими. Так, по данным исследований, именно поддержка собственной семьи, родных и близких сегодня понимается россиянами как их главный долг перед Родиной (43%, рис. 4). Что касается тех или иных форм собственно гражданского участия, которые россияне готовы рассматривать как выполнение своего долга перед Родиной, то самой популярной является защита Отечества от внешних и внутренних врагов (28%). Другие гражданские функции, которые человек мог бы исполнять регулярно, в "рабочем режиме", а не в случае

некой гипотетической внешней угрозы — защита прав и свобод граждан, голосование на выборах, референдумах, участие в общественной и политической жизни — упоминались гораздо реже (18, 12 и 6%).

Позитивным фактом можно считать то, что лишь 3% опрошенных заявили, что не чувствуют никаких обязательств перед Родиной. Вообще, исследования показывают, что если в середине 90-х годов россияне "разводили" такие понятия, как "государство" и "страна", то сегодня, несмотря на большое количество претензий населения к государству, эти поня-

Рисунок 4

«В чем, на Ваш взгляд, должен проявляться партиотический долг, долг перед Родиной?», %

Поддерживать семью, родных и близких

|3ащищать Отечество от внешних и внутренних угроз I 128

Воспитывать в патриотическом духе детей, ~

127

молодежь

Добросовестно трудиться на своем рабочем месте 1 26

1 Служить в армии по призыву 1 124

Сохранять культуру, традиции, самобытность ~

1 21

России -

Оказывать помощь нуждающимся 119

1 Защищать права и свободы граждан страны 1 118

-

1 Голосовать на выбооах. референдумах и т.д 1 112

-

Защищать окружающую среду Сохранять межконфессиональный, ~ межнациональный мио - I 8

I 7

{Участвовать в общественной и политической жизни I 6

Не чувствую патриотического долга перед Родиной —ІЗ

тия опять начинают сближаться. Соответственно, сегодня довольно велика приязнь людей к тем символическим смыслам, которые это государство олицетворяют. А главное, эти символы становятся привычными и узнаваемыми.

Исследования свидетельствуют, что информированность россиян о различных символах России неодинакова. Наиболее полна она в отношении государственного герба страны — 83% опрошенных смогли верно назвать, что именно на нем изображено, и лишь 7% дали ошибочный ответ. При этом за последний год никаких изменений в информированности о том, что представляет из себя этот государственный символ, практически не произошло (рис. 5).

Даже при таком высоком уровне информированности о гербе страны среди россиян в целом отмечается заметная разница в ответах респондентов различных возрастов. Так, среди опрошенных до 34 лет точно

знают, что изображено на гербе России, 89%, тогда как среди 60-летних и старше — 72%.

Государственный российский флаг не столь знаком россиянам — верно указать его цвета и расположение смогли лишь чуть более половины опрошенных (54%). Еще треть респондентов (32%) точно знает цвета флага, но неверно указывает их расположение. Неверный ответ на этот вопрос дали 8% опрошенных. Заметных изменений в уровне информированности о флаге за последний год не произошло (рис. 6).

В знании государственного флага различия между информированностью молодежи и россиян средних возрастов, с одной стороны, и пожилыми гражданами, с другой, еще более заметны, чем в знании герба. Так, среди молодежи до 24 лет точное знание флага демонстрируют 63%, в средних возрастах 55—61%, а среди 60-летних и старше только 35%. Напротив, доля тех, кто указал

Рисунок 5

«Скажите, что изображено на государственном гербе России?», %

■ Назвал верно □ Назвал неверно □ Затруднился ответить

Рисунок 6

«Назовите, пожалуйста, цвета государственного флага России и их расположение», %

VIII.2004 56 1 33 1 5 6

У.2005 54 | 32 | 8 5

■ Назвал верно и цвета, и расположение □ Назвал верно только цвета

□ Назвал все неверно □ Затруднился ответить

неправильно и цвета, и их расположение, среди пожилых опрошенных достигает 17% (рис. 7).

Знание третьего государственного символа России — ее гимна — невысоко, особенно по сравнению с информированностью о гербе и флаге. Верно назвать его первые слова смогли менее трети опрошенных (23%). Почти вдвое больше оказалось тех, кто называл в ходе опроса неверный текст (43%). В то же время, если в 2004 г. его первые строки верно называли только 19%, то сейчас 23% (рис. 8). При этом разрыв в уровне информированности о гимне молодежи и людей старшего поколения весьма высок — среди респондентов до 34 лет текст гимна знают 27—28%, тогда как среди 60-летних и старше вдвое меньше, 14%.

Однако здесь надо иметь в виду, что мелодия российского гимна, которая до этого десятилетия символизировала Советский Союз, безусловно, знакома очень многим. В частности, по данным исследований ФОМ, информированность россиян о гимне, если в нее вкладывать прежде всего знание мелодии, составляет около 82% (рис. 9).

Для большинства россиян характерно положительное эмоциональное восприятие современной государственной символики России — 59% испытывают гордость при виде российского герба, 63% флага, 65% гимна. Негативные эмоции, прежде всего стыд за свою страну, государственная символика вызывает у незначительного числа опрошенных (5—8%). При этом немало наших со-

Рисунок 7

«Назовите, пожалуйста, цвета государственного флага россии и их расположение», %

Рисунок 8

«Назовите, пожалуйста, первые слова государственного гимна России», %

44

36

19

34

43

23

27

37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36

28

42

30

23

41

36

24

43

33

14

51

35

VIII.2004 V.2005

18-24 25-34 35-44 45-59 лет 60 и

года года года старше

□ Назвал верно

□ Назвал неверно

□ Затрудняюсь ответить

Рисунок 9

«Знаете ли Вы мелодию и слова гимна Российской Федерации?», %

Не знаю ни мелодии, ни слов; 14

Затрудняюсь ответить; 4

Знаю и мелодию, и слова; 17

Знаю мелодию, но не знаю слов; 65

граждан (23—27%) относятся к российской символике весьма отчужденно и не испытывают при ее виде вообще никаких чувств и эмоций. Надо сказать, что за последний год наметилась некоторая тенденция усиления негативного и безразличного отношения россиян к символике — на 1—2% увеличилась доля тех, кто испытывает в связи с ее упоминанием стыд за страну, на 2—4% выросла доля относящихся к ней безразлично (рис. 10).

При том, что отношение к флагу, гербу и гимну во всех социальных группах в целом позитивное, тем не менее молодежь выделяется несколько большим позитивизмом (рис. 11).

Важным фактором позитивного отношения россиян к новому гимну является то, что мелодия досталась ему в "наследство" от советского гимна. Во всяком случае, большинство опрошенных (60%) считают, что мелодия бывшего гимна СССР больше всего подходит для гимна России. При этом за последние 5 лет число сторонников "нового старого" гимна выросло на 14% (рис. 12).

Таким образом, несмотря на то, что у некоторой части населения сохраняется негативное отношение к современной символике России, большинство наших сограждан приняли символы "новой России" и относятся к ним в целом позитивно.

Рисунок 10

«Какие чувства Вы испытываете, когда видите государственную символику России?», %

Гимн, 2005 Гимн, 2004

Флаг, 2005 Флаг, 2004

Герб, 2005 Герб, 2004

□ Гордость за свою страну ■ Стыд за свою страну

□ Безразличие, никаких чувств □ Затрудняюсь ответить

Рисунок 11

«Назовите, пожалуйста, цвета государственного флага России и их расположение», %

Рисунок 12

«Какая мелодия лучше всего подходит для гимна России?», %

Музыка Александрова, бывший гимн СССР "Патриотическая песнь" Глинки Марш "Прощание славянки" "Широка страна моя родная” Дунаевского

"Интернационал" Дегейтера

Считаю, что нужно сочинить новую музыку для гимна, которая бы соответствовала современным идеалам

Затрудняюсь ответить

5

□ 7

□ 11

В.2

□ 15 13

,46

] 60

□ VIII, 2004

□ V, 2005

Отмечается тенденция усиления значимости образа "новой России" и ее государственных символов по сравнению с 90-ми годами, хотя за последний год несколько возросли негативизм и отчужденность части россиян в отношении герба, флага и гимна.

В то же время большинство населения испытывают положительные эмоции, гордость при виде государственной российской символики. Достаточно высока информированность населения о государственных символах в целом. Наиболее узнаваем герб страны. Флаг знаком россия-

нам в первую очередь по его цветам, а гимн по музыке, тогда как расположение цветов на флаге и текст гимна по-прежнему у многих вызывают затруднения.

Наиболее активно современная государственная символика осваивается молодежью, тогда как представители старшего поколения зачастую продолжают "жить" в СССР с его атрибутикой.

Natalia N. Sedova in "National Identity of Russians and State Symbols" speaks about the place of flag, anthem and coat of arms among associations with Russia and Russians; how people accept symbols of "new Russia".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.