Научная статья на тему 'Государственная символика как средство патриотического воспитания школьников'

Государственная символика как средство патриотического воспитания школьников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9497
721
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кобозева Е. В.

Рассматривается особая роль популяризации государственной символики в патриотическом воспитании юных граждан России. Показано, что основной функцией занятий в процессе изучения государственных символов является содействие социализации личности, т.е. ее становлению, усвоению учеником культурных ценностей, норм, установок, достойных образцов поведения, формированию жизненной позиции ученика на основе усвоения социального опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная символика как средство патриотического воспитания школьников»

УДК 37.035.6

Е.В.Кобозева

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

The special role of popularization of the state symbolism in patriotic education of young citizens of the Russian Federation is considered. It has been shown that the main function of studying state symbols during classes is an achievement of person socialization, i.e. its developing, cultural values, norms and aims learning, good behavior patterns perceiving, forming of attitude to life during the process of social experience acquiring.

Показателем переходного характера современного периода российской истории, свидетельством идейного и морального раскола в обществе и в то же время показателем общественной значимости адекватных общественных представлений у граждан в 1990-е гг. во многом служило состояние российской символики и отношение к ней населения. За 1990-е гг. так и не были написаны слова Государственного гимна. Многие граждане до сих пор не понимают и не принимают той смысловой нагрузки, которую несут нынешние цвета Государственного флага и державный орел в Государственном гербе. В 1998 г. среди российских школьников в возрасте от 7 до 13 лет («постсоветские дети») было проведено социологическое исследование об отношении к различным национально-государственным символам. Чувство гордости за свою страну у 16,2% детей вызывал Московский Кремль, у 21,65% — Герб России, у 25,7% — Герб Москвы, у 14,2% — храм Василия Блаженного. 14,8% заявили, что не признают ни одного из этих символов, а у 6,8% все указанные символы вызывали чувство гордости [1].

В современном «Новом энциклопедическом словаре» определение понятий «родина» и «патриотизм довольно скудное: «Родина: 1) место, страна, где человек родился, где впервые сложился, где возник этнос; 2) место возникновения, открытия или изобретения чего-либо» [2]. «Патриотизм (греческое patriots

— соотечественник, patris — родина): любовь к родине, привязанность к месту своего рождения, месту жительства» [3]. Чтобы объективно оценить реальные возможности формирования у молодежи уважения к

государственной и региональной символике, а, следовательно, и к своей Родине (большой и малой), необходимо проанализировать традиции патриотического воспитания в истории России с древнейших времен и до наших дней. Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. «Патриотическое воспитание» — понятие многогранное, оно может подразумевать военное воспитание, воспитание кулачного бойца, народного умельца, воспитание гражданина или духовно развитую личность. В той или иной степени данным вопросам уделялось определенное внимание в литературе, но проблема использования государственных и региональных символов в патриотическом воспитании молодежи сих пор ставилась редко.

Греческое слово «символ» в переводе на русский язык — это знак, примета, отличительная черта. «Символ — это наиболее емкая и значительная, продуктивная и концентрированная форма выражения культурных ценностей и смыслов» [4]. Символом может стать любой предмет, мелодия. За отдельным предметом или документом, имеющим символическое значение, мы видим события, ход истории государства. Именно поэтому символике в патриотическом воспитании должна отводиться особая роль.

Каждый народ создает и почитает собственную национально-государственную символику. Единство всякой культуры покоится на общем языке ее символов. Символы серьезно воздействуют на людей. Вспомним, как защищают знамя в бою, как воодушевляют символы государства его граждан на достижения во всех сферах жизни.

В рассказе о гербе, флаге и гимне обозначены их значение, путь символов сквозь столетия к нашему времени, к недавним событиям, когда в новой России были официально приняты новые государственные символы — герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение истории каждой страны и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну — «это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление же государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры» [5]. В символах обновленной России переплелись традиции прошлого, веяния настоящего и надежды будущего.

Понятие «символы государства» является довольно широким — к ним можно отнести и самого монарха и такие атрибуты монаршей и государственной власти, как трон, скипетр, державу. Реликвии государства, его исторические и культурные ценности также могут являться символами. Несомненным государственным символом является столица [6]. Но, безусловно, важнейшими символами государства являются герб, гимн и флаг. Изображения герба и флага

— обязательные атрибуты на государственных учреждениях, военной форме, морских судах. Без государственной символики не обходится ни одно знаменательное событие — будь то международный форум, спортивные состязания или военный парад.

Несмотря на то, что советская власть в свое время отреклась от прежней символики, нельзя сказать, что символы перестали быть мощным орудием патриотического воспитания. В основе воздействия государственных символов на идейно-нравственное воспитание школьников лежит способность символики влиять на сознание человека посредством наглядного образа: «Символы придают воспитательным мероприятиям особую торжественность, эмоциональность, романтику, способствуют идейному и организационному сплочению детского коллектива» [7].

Сегодня популяризация государственной символики в русле патриотического воспитания граждан приобретает общегосударственное значение. В апреле 2002 г. правительством Российской Федерации был разработан комплекс мероприятий по популяризации государственной символики в разных сферах жизни общества в 2002—2004 гг. Включены в этот комплекс и мероприятия в сфере образования и культуры, которые направлены на формирование знания о происхождении и роли государственных символов и создание посредством этого гражданской позиции у учащихся [8].

Основной функцией занятий в процессе изучения государственных символов является содействие социализации личности, т.е. ее становлению, усвое-

нию учеником культурных ценностей, норм, установок, достойных образцов поведения, формированию жизненной позиции ученика на основе усвоения социального опыта. Изучение символов Родины содействует самоопределению личности, созданию условий для ее реализации; формированию гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на его совершенствование, его ориентации на развитие гражданского общества и утверждение правового государства, воспитание гражданственности и любви к Родине; формированию основ мировоззренческой, нравственной, правовой культуры.

Общая направленность воздействия государственной символики на сознание и поведение детей сохраняется на всех возрастных этапах становления личности. Формирование у воспитанников и учащихся понимания сущности и значения государственных символов Российской Федерации, воспитание уважения к ним складывается на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной работе, в системе дошкольного и дополнительного образования детей, а также в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России.

В соответствии с письмом Минобразования России от 10.05.01 № 22-06-626 «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации» устанавливается порядок применения государственных символов России: Государственного флага, Государственного герба и Государственного гимна Российской Федерации. Исполнение гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России, включается в проведение торжественных мероприятий с участием родителей, общественности, посвященных государственным праздникам Российской Федерации, а также в местные и общешкольные мероприятия, такие, как традиционные праздники начала и окончания учебного года, вручение аттестатов выпускникам образовательных учреждений и др. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.

Ознакомление с важнейшими государственными символами — гербом и флагом нашей страны традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. В ряде воспитательных программ сформулированы задачи ознакомления дошкольников с государственной символикой Российской Федерации. В начальной школе учащиеся знакомятся с государственной символикой на уроках, посвященных воспитанию патриотизма, любви к отчизне, гордости за свою Родину, таких как «Урок России», «Урок гражданина». У старших дошкольников и младших школьников представления о государственных символах России начинают формироваться преимущественно на эмоциональной основе. Каждый элемент государственных символов несет большую смысловую нагрузку. Педагог обращает внимание детей на то, что государственная символика или ее элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.

Современные Герб и Флаг России имеют глубокие исторические корни. Их происхождение связано с народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Поэтому целесообразно начинать работу по ознакомлению детей с гербом и флагом нашей страны, основываясь на эстетической стороне государственных символов, их связи с фольклором. Ребенку дошкольного возраста близки и доступны сказочные, песенные, фольклорные образы. Их яркость и красота помогают сформировать положительное отношение к Государственным гербу и флагу. Важным условием эффективности работы по ознакомлении детей дошкольного и младшего школьного возраста с Государственными гербом и флагом является просвещение родителей. Нам не удастся сформировать у ребенка положительного отношения к государственным символам, если в его семье, у его родителей не будет адекватного понимания происхождения и образносимволического смысла современного Герба и Флага России.

На новом уровне работа с государственными символами продолжается на основной ступени образования в средней школе. В образовательных учреждениях проводятся циклы бесед, посвященных истории возникновения Флага и Герба Российской Федерации, флагов и гербов республик в составе Российской Федерации, текста и музыки Гимна Российской Федерации. Разбирается сам текст гимна, он заучивается наизусть. Дети могут петь его в одноголосном исполнении.

Пониманию роли государственных символов России, их исторической преемственности способствует участие школьников в краеведческой деятельности, региональных и местных краеведческих программах, туристско-краеведческом движении «Отечество», Всероссийской акции «Я — гражданин России», работе музеев в образовательных учреждениях. Привлечь внимание детей к символам нашего государства позволяет также экскурсионная, туристская и музейная работа, встречи и беседы с местными жителями, старожилами, достойными людьми, пользующимися уважением окружающих, участниками Великой Отечественной войны, военнослужащими, известными спортсменами. Все это дает возможность наполнить конкретным содержанием понятия о символах государства, их роли и значении в жизни каждого человека.

Раскрытию сущности государственных символов способствуют уроки истории, обществознания, литературы, факультативные, кружковые, клубные занятия и др. В работе с детьми старшего школьного возраста углубляются политические смыслы, заложенные в государственных символах России, подчеркивается историческая преемственность этой символики. Дальнейшее осмысление политической и нравственной сути символов Российского государства требует расширения и углубления представлений старших школьников о гражданских обязанностях. В 8-11 классах эффективно проходят беседы на темы: «Основной закон нашей жизни», «Святая обязанность гражданина — чтить и беречь символы нашего госу-

дарства», «Правила отношения к символам государства». Формируя и укрепляя чувство гордости и уважения к символам нашего государства, в содержание бесед, классных часов включены факты и эпизоды, которые характеризуют отношение наших граждан, воинов, спортсменов к флагу, гербу и гимну нашей страны. Определенную роль в этой работе могут играть органы ученического самоуправления, детские общественные объединения.

Приведенные формы и методы использования государственной и региональной символики применялись автором в ходе экспериментальной работы по патриотическому воспитанию школьников в двух общеобразовательных учреждениях г. Твери (МОУ СОШ №48, гимназия №44). В соответствии с планом эксперимента там создавалась собственная школьная символика, которая наряду с государственными и региональными символами являлась важной составляющей целенаправленной воспитательной работы. Для получения объективных данных в определении эффективности экспериментальных нововведений наряду с постоянными наблюдениями и беседами со школьниками, их учителями и родителями было проведено еще и анкетирование учащихся среднего и старшего звена, в том числе и в учебном заведении (МОУ СОШ №2 г. Твери), не принимавшем участие в данном эксперименте. Комплексный анализ результатов исследования показал, что в средних общеобразовательных учреждениях, где в деле патриотического воспитания большое внимание уделяют формированию позитивного отношения к государственной, региональной и школьной символике, к понятию «Отечество» ценностное отношение сложилось у 91%, а антиценностное — лишь у 9% опрошенных учащихся. Устойчиво-позитивное отношение показали 49%, ситуативно-позитивное — 42%, ситуативно-негативное — 9% учащихся. Что касается школы, где использование государственной и региональной символики в воспитательном процессе формально, ценностное отношение к Отечеству проявляют лишь 46% учащихся (из них 27% — ситуативно-ценностное). Это доказывает эффективность проведенной экспериментальной работы и целесообразность распространения данного опыта в средних общеобразовательных учреждениях России.

Учебно-воспитательную деятельность по ознакомлению и личностному ценностному принятию учащимися государственной символики России желательно выстраивать на основе следующих принципов:

— систематичности: изучение символики не ограничивается одним занятием; каждый урок — одно из звеньев большой работы;

— обращения к символам Москвы как столицы России, субъекта Российской Федерации, к символике города и школьной символике;

— доступности для учащихся при определении содержания и форм проведения работы;

— опоры на социальный опыт учащихся: государственная символика окружает школьников, знакома им по повседневной жизни (например, в ее использование в праздничном оформлении, на зданиях учреждений государственной власти, на номерах автомобилей, на денежных знаках);

— направленности на формирование положительного личностного отношения школьников к государственной символике России, их активной гражданственности в ритуалах и поведении в связи с гербом, флагом, гимном и другими символами государства, его столицы.

Важным с воспитательных позиций свойством символов является их синтетический характер. Символы государства представляют собой нерасторжимое единство компонентов, которые должны рассматриваться с учетом целой системы существующих между ними связей. Только такой подход к использованию символики делает возможным комплексное освоение учащимися заложенного в эмблемах государственной власти нравственного, правового и патриотического смыслов.

1. Фортунатов В.В., Почепко В.Г. Граждановедение. М., 2001. С.250.

2. Новый энциклопедический словарь. М., 2000. С.538.

3. Там же. С.512.

4. Рубцов Н.Н. Символ в искусстве и жизни. М., 1991. С.41-43.

5. Ривина Е.К. Герб и Флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М., 2002. С.12.

6. Мирюсов Д.А. Политика и символы. М., 1999. С.20-63.

7. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. документов и материалов. М., 1984. С.48.

8. Программа мероприятий по поуляризации государственных символов России до 2010 г., утвержденная распоряжением Президента Российской Федерации от 7 декабря 2004 г. №572-рп — http:// www.pfo.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.