ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК 37.018.2
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ О СВОЕЙ РОДИНЕ И РОДНОМ КРАЕ
© Т. В. КОЗЛОВА
Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского,
кафедра педагогики e-mail: [email protected]
Козлова Т. В. - Патриотическое воспитание младших школьников на основе усвоения знаний о своей Родине и родном крае // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 664-666. - На материале программы «Патриотическое воспитание младшего школьного возраста» рассматривается тема, актуальная в современной педагогике. Сделан вывод, что целенаправленное, систематическое и планомерное использование знаний о своей Родине и родном крае в патриотическом воспитании младших школьников при взаимодействии школы и семьи позволит с первых дней пребывания детей в школе формировать высоконравственную личность, истинного патриота своей Родины.
Ключевые слова: знания о Родине, родной край, патриотическое воспитание, младший школьник.
Kozlova T. V. - Patriotic education of younger schoolboys on the basis of knowledge’s adoption about the Native country and native land // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 664-666. - According to material of program «Patriotic education of younger school age» the actual subject in modern pedagogy is considered. The conclusion is done, that purposeful, regular and systematic using knowledge of the Native country and native land in patriotic education of younger schoolboys at school and family interaction will allow to form the highly moral person, the true patriot of the Native land from first days of stay of children at school.
Key words: knowledge of the Native country, native land, patriotic education, the younger schoolboy.
Вся героическая и драматическая история Руси, России, ее величайшая культура и традиции представляют собой многовековые духовные ценности, являющиеся стержнем общественного бытия, воинской доблести. Многие века русские воины уходили на бранные поля постоять за Отечество - за землю отцов, за отчую честь. Под патриотизмом везде и всюду понимают любовь к Родине, которая начинается с любви к тому дому, деревне, городу, области, где человек родился и провел детство.
Естественноразвивающиеся чувствапривязан-ности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.
Невозможно воспитывать уважение и гордость к тому, о чем дети не имеют ни малейшего понятия. Целенаправленное, систематическое и планомерное использование знаний о своей Родине и родном крае в патриотическом воспитании младших школьников при взаимодействии школы и семьи в решении данной проблемы позволит с первых дней пребывания детей
в школе формировать высоконравственную личность, истинного патриота своей Родины.
Патриотическое воспитание на основе усвоения знаний о своей Родине и родном крае должно осуществляться систематически. На наш взгляд, знания учащиеся должны получать на уроках, а затем закреплять их во внеклассной работе и семье. Покажем это на следующем примере.
Дети приходят в школу, имея различную степень подготовленности, различные уровни знаний, умений и навыков. Некоторые из них могут иметь четкие представления о том, как выглядит герб и флаг нашей Родины, зачем нужны государственные символы стране, что означают цвета российского флага, какой смысл имеют образы российского герба. Другие, напротив, только на уроке в школе впервые познакомятся с госу-дарственнымисимволами России. Предлагаемизучать государственные символы России сначала на уроке ознакомления с окружающим миром, затем на уроке изобразительного искусства полученные знания расширять и углублять, а закрепить их на классном часе.
У рокознакомлениясокружающиммиром «Герб и флаг России».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►►
Задачи урока: воспитание уважительного отношения к государственному гербу и флагу России; формирование представлений о происхождении и истории российского герба и флага; развитие познавательных интересов.
Наглядные пособия: изображения государственного герба и флага России, произведения народного декоративно-прикладного искусства, фотографии и иллюстрации с изображениями русских народных костюмов, репродукция иконы «Чудо Георгия
о змие», фотографии и слайды с изображением памятников русской архитектуры.
Часть1.БеседаоГосударственномгербеРоссии.
Часть2. БеседаоГ осударственномфлаге России.
Урок изобразительного искусства «Символы и эмблемы»
Задачи урока: воспитание патриотизма; расширение представлений о видах гербов и флагов, о символах и эмблемах; развитие символической функции мышления; развитие воображения, творчества; развитие графических умений и навыков.
Наглядные пособия и материалы: изображения гербов и флагов разных стран, республик Российской Федерации, городов и областей, общественных организаций. Изображенияродовых гербов, торговыхзна-ков и эмблем крупных промышленных предприятий. Желательно, чтобы эмблемы и гербы, выбранные в качестве наглядных пособий, были связаны с историей, общественнойиэкономическойжизньюгорода,посел-ка и района, в котором дети живут.
материалы и оборудование, необходимое для изобразительной деятельности детей.
Часть 1. Беседа о различных видах гербов, эмблем, флагов и их символике.
Часть 2. Творческое задание «Создаем эмблему своего класса».
Затем проводится классный час на тему: «Государственные символы России».
Цель: познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны; способствовать принятию лич-ностьюгосударственнойсимволикикакобщественной ценности.
Форма: классный час, коллективная творческая деятельность.
Методы: рассказ,беседа, наглядныепособия,со-вместная деятельность.
Подготовительная работа: представить или изобразить предметы государственной символики. Подобрать примеры и ситуации, связанные с использованием и защитой российских символов.
Примерный план проведения классного часа:
1. Вступительное слово классного руководителя (историческая справка и современное состояние российской символики).
2. Выступление учащихся.
3. Обсуждение ситуаций, связанныхс использованием и защитой государственной российской символики.
4. Выставка рисунков и предметов по теме классного часа.
5. Анализ проведенного мероприятия.
Поскольку на констатирующем этапе проводимого нами исследования было установлено, что уровень патриотической воспитанности младших школьников недостаточно высок, взаимодействие семьи и школы осуществляется нерегулярно, патриотическое воспитание в семьях ведется не на должном уровне, мы разработали программу «Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста», которая, на наш взгляд, позволит повысить уровень патриотической воспитанности младшихшкольников, педагогическую грамотность родителей, а также будет способствовать активному участию родителей в патриотическом воспитании детей.
Данная программа должна была решить следующие задачи:
- проводить научно-обоснованную управленческую и организаторскую деятельность по созданию условий для эффективного патриотического воспитания;
- создать новую эффективную систему патриотического воспитания, обеспечивающую оптимальные условия развития у каждого ребенка верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и обязанностей;
- создать механизм, обеспечивающийэффектив-ное функционирование целостной системы патриотического воспитания младших школьников;
- организовать и методически обеспечить изучение младшими школьниками природы, истории и культуры Отечества и родного края;
- формировать у учащихся гражданско-патриотического сознание, развивать чувства сопричастности судьбам Отечества, формировать нравственную позицию;
- развивать у детей младшего школьного возраста познавательные интересы, творческую активность, потребности в познании культурно-исторических ценностей;
- воспитывать и развивать национальные начала и национальный образ жизни, в то же время развивать уважение и интерес ко всем нациям;
- воспитать у детей гражданскую позицию, бережное отношение к памятникам истории, культуры края, сохранению традиций;
- привлекатьучащихсякработе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовнонравственных ценностей, накопленных поколениями пензенцев.
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.
1 класс «Мой дом - моя семья».
2 класс «Моя школа. Мой микрорайон».
3 класс «Город Пенза».
4 класс «Пензенская область - частица России».
24 2011
В процессе патриотического воспитания детей младшего школьного возраста по данной программе используются такие формы работы, как: мероприятия, посвященные важным историческим датам; классныечасы;беседы,диспуты,викторины;деловые игры; исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, поездки, походы; трудовые дела; тренинг.
Уже на первых этапах работы по этой программе используются знания о родной стране, полученные детьми в дошкольных образовательных учреждениях, в семье, на уроках в школе, что играет немаловажную
роль в процессе патриотического воспитания младших школьников.
Для учащихся 1 и 3 экспериментальных классов мы создали педагогические условия и проводили мероприятия, разработанные согласно требованиям эксперимента.
В 1 и 3 контрольных классах работа по патриотическому воспитанию детей младшего школьного воз-растаневключаланашегоформирующеговоздействия.
Уровни патриотической воспитанности учащихся экспериментальных классов на этапе контрольного эксперимента стали статистически достоверно выше, чем у детей контрольных классов:
Класс Констатирующий эксперимент Контрольный эксперимент
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Ед. % Ед. % Ед. % Ед. % Ед. % Ед. %
1 эксп 4 14,8 20 74,1 3 11,1 16 59,3 11 40,7 0 0
1 контр 5 18,5 19 70,4 3 11,1 7 25,9 20 74,1 0 0
3 эксп 6 23,1 18 69,2 2 7,7 17 65,4 9 34,6 0 0
3 контр 6 23,1 19 73,1 1 3,8 8 30,8 18 69,2 0 0
Данные, полученные в итоге контрольных срезов, свидетельствуют об изменениях количественного состава групп учащихся экспериментального и контрольного классов. В контрольных классах увеличилось число учащихся с высоким уровнем патриотической воспитанности, однако эти изменения не существенны, в экспериментальных классах заметна динамика развития патриотических чувств. Об итогах опытно-экспериментальной работы мы судили не только по количественным показателям патриотической воспитанности, но и по качественным проявлениям компонентов структуры.
Посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, беседы с учителями, работающими по про-
грамме «Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста», также свидетельствуют о том, что соблюдение педагогических условий патриотического воспитания младших школьников способствует формированию патриотических чувств у детей.
Таким образом, систематическое патриотическое воспитание на основе усвоения знаний о своей Родине и родном крае при соблюдении таких педагогических условий, как: преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой; готовность учителей к патриотическому воспитанию учащихся; взаимодействие семьи и школы, способствует повышению уровня патриотической воспитанности младших школьников.