СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С. М. ЗАЙЦЕВА
В исследовании на основе анализа литературы, теоретического моделирования, тестирования, анкетирования, педагогического эксперимента и методов математической статистики изучены возможности применения народных подвижных игр для патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Разработаны: структура патриотической воспитанности, модель патриотического воспитания младших школьников, педагогическая технология патриотического воспитания, критерии и показатели воспитанности детей.
Ключевые слова: подвижные игры, патриотическое воспитание, младший школьный возраст.
В младшем школьном возрасте имеются большие возможности в воспитательной работе на фоне активного развития функциональных особенностей, психо-эмоциональной, интеллектуальной, нравственной сферы растущего организма ребенка. Именно поэтому младший школьный возраст является благоприятным периодом для воспитательных воздействий, в том числе для целенаправленного формирования патриотизма у детей.
Для решения задач воспитательной работы с младшими школьниками широко применяются самые различные средства и методы. Одним из наиболее перспективных средств воспитания патриотизма у младших школьников является игра, поскольку в этом возрасте она еще имеет существенное преимущество по сравнению с другими видами человеческой деятельности [1; 4]. В то же время народные подвижные игры пока мало применяются в педагогической практике воспитания патриотизма, хотя они могут сопряженно и комплексно воздействовать на различные стороны организма и личностные характеристики ребенка. Кроме того, в настоящее время мало разработано обоснование учета и реализации регионального аспекта в воспитании патриотизма у младших школьников с помощью народных подвижных игр, что значительно обедняет педагогический процесс, снижает его эффективность в современных условиях.
В статье дается обоснование педагогической технологии воспитания патриотизма у детей
младшего школьного возраста с применением народных подвижных игр в содержании учебной и внеклассной работы учителей в школе на примере Белгородской области.
Работа по представленной проблематике проводилась на базе общеобразовательных учреждений г. Белгорода в течение 2009-2012 гг. В процессе ее выполнения применялся комплекс методов исследования: анализ, сравнение, обобщение данных литературы, теоретическое моделирование, тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
На предварительном этапе в ходе констатирующего эксперимента исследование осуществлялось в общеобразовательных школах № № 1, 4, 36 г. Белгорода. В нем принимали участие 200 учащихся 1-4-го классов. Формирующий педагогический эксперимент проводился в 2010/2011 учебном году в СШ № 36 г. Белгорода. В нем участвовали 90 школьников 3-го (24 ученика - в экспериментальной, 22 ученика - в контрольной группе) и 4-го классов (22 ученика - в экспериментальной группе и 22 ученика - в контрольной группе).
В ходе формирующего эксперимента контрольные группы занимались традиционно, без какого-либо вмешательства извне в содержание учебно-воспитательного процесса. В то же время в экспериментальных группах применялась экспериментальная программа на учебных занятиях по физической культуре и на внеклассных занятиях. На уроках физической культуры два раза в
неделю применялись специально подобранные с учетом возраста и воспитательной направленности народные подвижные игры Белгородской области («Дедушка Мазай», «А мы просто сеяли», «Пчелы», «Горю-дуб», «В Трифона», «Зайчик», «У медведя во бору», «Коршун» и другие). Игры были отобраны из материалов фольклорных экспедиций филологического факультета Белгородского государственного университета и материалов, опубликованных Я. М. Климовой [2]. Всего было подобрано 18 игр, которые сначала осваивались, а затем применялись на уроках последовательно по одному разу и после включения 18-й по счету игры опять повторялись с первой так, чтобы у детей не исчезло чувство игровой новизны. На внеклассных занятиях включались мероприятия, сочетающие народные подвижные игры и мероприятия, не включающие игры. Например, игры сочетались с экскурсией в краеведческий музей, во время экскурсии по городу, походов в городской парк, в лес, при знакомстве с историческими памятниками в г. Белгороде. Не применялись игры во время бесед о выдающихся людях Белого-рья, о природе Белогорья, на встречах с известными белгородцами - героями войны, труда, деятелями искусства, спортсменами, в процессе рассказов об истории Белгородской области.
В процессе изучения литературы по проблеме была уточнена структура патриотической воспитанности школьника. В ней были выделены гностический, эмоционально-мотивационный и поведенческий компоненты, в каждом из которых определены конкретные факторы, отражающие содержание данных компонентов в воспитательном процессе: в гностическом - знания и представления школьника; в эмоционально-мотивационном - чувства, эмоции, отношение; в поведенческом - особенности поведения, поступки, умения.
Для оценивания уровня воспитанности были подобраны специальные методики. В частности, для оценки гностического компонента методика «Любовь к Родине» применялась для оценки представлений о Родине и ее героях [3]. Методика «Что ты знаешь о Белгородчине?» была построена в виде беседы, направленной на выявление уровня знаний о Белгородчине и ее выдающихся (адаптирована на основе методики Н. П. Орловой) [3].
Оценивание эмоционально-мотивационного компонента проводилось: с помощью теста «Мои чувства» [3], предназначенного для определения уровня эмоционально-чувственного отношения к своей семье, родной природе, героям и мастерам Белогорья, защитникам Отечества, белгородским
промыслам и методики «Как поступить» [3], направленного на оценивание отношения к родной природе, историческим памятникам, семье, выдающимся людям Белгородчины, героям войны, белгородским промыслам, качествам белгородца (построена на решении педагогических ситуаций, предлагаемых детям).
При диагностике поведенческого компонента проводилась экспертная оценка умений учащихся владеть содержанием народной подвижной игры и ее правилами. В качестве экспертов выступали учителя физической культуры, хорошо знающие применяемые народные подвижные игры (3 чел.). Для оценивания учащихся применялось несколько игр, в которых участвовало по 8-10 чел. Кроме того, использовалась методика оценивания поведения детей (направление действий на себя или на других) [3] и методика в виде наблюдения за детьми во время игры, в котором оценивалось проявление личностных качеств, свойственных жителям Белогорья.
В ходе исследования была разработана модель патриотического воспитания младших школьников, включающая в свой состав цель и задачи воспитательного процесса, объекты направленной воспитательной деятельности (семья, история Белогорья, любовь к Родине, культурные традиции Белогорья, знаменитые люди Белогорья, природа Белогорья, художественные промыслы Белогорья), компоненты воспитательной деятельности (поведенческий, эмоционально-мотивационный, гностический), содержание воспитательной деятельности (учитель, учащиеся, педагогические условия, средства, методы, формы занятий), критерии оценки воспитательной деятельности, показатели воспитательной деятельности, уровни патриотической воспитанности.
По окончании основного педагогического эксперимента произошли изменения в показателях, характеризующих патриотическую воспитанность младших школьников. Так, например, патриотические эмоции и чувства, как и отношение учащихся к объектам патриотического содержания (к родной природе, памятникам города Белгорода, семье и другим подобным объектам), стали более выразительными по сравнению с исходными результатами. Этому способствовало систематическое участие учащихся в запланированных мероприятиях разработанной педагогической технологии. В то же время в контрольной группе достоверных изменений по данным показателям не произошло (расчеты проводились по методике определения достоверности различий между выборками по Б-критерию Фишера), а между группами были обнаружены достоверные различия, причем в экспериментальной группе показатели оказались выше (табл. 1).
Таблица 1
Уровень показателей патриотической воспитанности младших школьников, отражающих эмоциональномотивационный компонент в конце эксперимента
№ п/п Показатели эмоциональномотивационного компонента патриотической воспитанности Экспериментальная группа (M±m) Контрольная группа (М±т) Уровень достоверности Р
1 Патриотические эмоции и чувства (в баллах) 2,54±0,05 1,20±0,02 < 0,05
2 Отношение к объектам патриотического характера (в баллах) 2,68±0,04 1,25±0,03 < 0,05
Несмотря на то, что к концу педагогического эксперимента все показатели поведенческого компонента в контрольной группе несколько увеличились, достоверных изменений по приросту внутри группы при этом не обнаружено. Вместе с тем, имеются достоверные различия между кон-
трольной и экспериментальной группами при Р < 0,05 (табл. 2). Между группами наибольшие различия оказались по проявлению умений играть, владению игрой и ее правилами, но меньше различия по проявлению личностных качеств и поступков во время игры.
Таблица 2
Уровень показателей патриотической воспитанности младших школьников, отражающих поведенческий компонент в конце эксперимента
№ п/п Показатели поведенческого компонента патриотической воспитанности Экспериментальная группа (М±т) Контрольная группа (М±т) Уровень достоверности Р
1 Умение играть, владение правилами игры (в баллах) 1,96±0,03 1,08±0,02 < 0,05
2 Проявление типичных личностных качеств (в баллах) 1,58±0,05 1,12±0,03 < 0,05
3 Особенности поведения, поступки во время игры (в баллах) 1,46±0,02 1,10±0,02 < 0,05
В результате проведенной работы выявлены педагогические условия, определяющие повышение уровня патриотической воспитанности учащихся младших классов общеобразовательных учреждений:
- деятельность по воспитанию патриотизма у младших школьников должна рассматриваться как процесс культурной преемственности поколений, где системообразующим фактором является целевая установка на формирование самостоятельной, активной личности ребенка как субъекта человеческой деятельности;
- в качестве основного средства педагогического воздействия должны применяться народные подвижные игры Белгородской области, адекватные возрастным особенностям младших школьников, являющиеся основной формой деятельности детей этого возраста;
- воспитательная деятельность должна выполняться с учетом региональных особенностей Белгородской области в содержании учебной и внеклассной работы.
Проведенная работа показала, что в структуре патриотической воспитанности младших школьников необходимо выделять гностический, эмо-
ционально-мотивационный и поведенческий компоненты. Основными критериями воспитанности у младших школьников являются: в гностическом компоненте патриотической воспитанности - наличие представлений и знаний в сфере патриотического воспитания; в эмоционально-мотивационном компоненте - чувства, эмоции и отношение учащихся к различным объектам, требующим проявления патриотизма; в поведенческом компоненте - особенности поведения, поступки, умения, отражающие патриотическую воспитанность младших школьников. Показатели уровня воспитанности патриотизма у младших школьников выражаются в представлениях о Родине, ее героях, знаниях о Белогорье и его выдающихся людях, событиях, традициях (гностический компонент); эмоциях и отзывчивости детей к семье, родной природе, известным людям Белогорья, местным традициям, отношении детей к родной природе, памятникам старины, семье (эмоционально-мотивационный компонент); умении играть в народные подвижные игры, владении правилами игры, проявлении лучших типичных личностных качеств белгородцев при выполнении заданий и народных подвижных игр, поступках в
поведении при выполнении заданий и народных подвижных игр.
Обоснована теоретическая модель воспитания патриотизма у младших школьников в процессе учебной и внеклассной деятельности. В ее основу включаются цель, задачи, объекты направленной воспитательной деятельности, компоненты воспитательной деятельности, содержание воспитательной деятельности, в которой выделяются учителя, учащиеся, педагогические условия, средства, формы, методы, критерии оценки воспитательной деятельности, ее показатели и уровни патриотической воспитанности младших школьников.
Разработана и экспериментально апробирована педагогическая технология воспитания патриотизма у младших школьников на основе применения народных подвижных игр Белгородской области в процессе учебной и внеклассной работы. Она представляет собой последовательную систему мероприятий, в которой теоретические положения модели патриотического воспитания младших школьников конкретизируются и последовательно реализуются в содержании предварительного, основного и контрольного этапов воспитательной деятельности учителя и учащихся.
Результаты формирующего педагогического эксперимента показали, что в процессе направленного педагогического воздействия у учащихся младших классов повышается уровень фиксируемых показателей патриотической воспитанности при наличии достоверных различий как внутри экспериментальной группы, так и при ее сравнении с показателями патриотической воспитанности контрольной группы (при Р< 0,05). При этом наиболее достоверные сдвиги отмечены в показателях эмоционально-мотивационного, затем гностического и поведенческого компонентов. При-
менение технологии имеет также по данным эксперимента побочный положительный эффект, который проявляется в приросте уровня показателей физической подготовленности - в проявлении ловкости, скоростно-силовых качеств, выносливости, а также в улучшении состояния сердечнососудистой системы организма младших школьников.
Литература
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
2. Климова Я. М. Праздники и обряды Белгородчины: сб. фольклорных материалов по традиционным праздникам и обрядам, народным играм Белгородской области. Белгород, 2007.
3. Орлова Н. П. Народная игра как средство воспитания основ патриотизма младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. Киров, 2006.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. М., 1989. Т. II.
* * *
NATIONAL OUTDOOR GAMES AS MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE
S. M. Zaytseva
In article on the basis of the analysis of literature, theoretical modeling, testing, questioning, pedagogical experiment and methods of mathematical statistics possibilities of application of national outdoor games for patriotic education of children of younger school age are studied. Structure of patriotic good breeding, model of patriotic education of younger school students, pedagogical technology of patriotic education, criteria and indicators of good breeding of children are developed.
Key words: outdoor games, patriotic education, younger school age.