Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами государственной символики России'

Патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами государственной символики России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1618
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА / ГЕРБ / ГИМН / ФЛАГ / ПАТРИОТИЗМ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омаров Омархан Нурмагомедович

В статье раскрывается актуальность патриотического воспитания средствами государственной символики России. Определены основные направления этой деятельности, обоснованные законодательно, условия воспитания патриотизма средствами государственных символов России и их аспекты. Раскрываются компоненты патриотического воспитания учащейся молодежи средствами государственной символики России. Даны критерии этой деятельности и способы выявления ее результативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами государственной символики России»

Психолого-педагогические науки

• ••

21

1. Здерева Г. В. «Подготовка будущих учителей к патриотическому воспитанию школьников». Педагогика. 2004. №7. 2. Материалы круглого стола // Педагогика . 2000. №5. 3. Национальные отношения. Словарь / Под ред. В. Л. Калашникова. М., 1997. 4. Политологический энциклопедический словарь, М., 1993. 5.Филонов Г. Н. «О культуре межнационального общения» // Педагогика. 1999. №2.

УДК 371.035.6

Статья поступила в редакцию 28.05.2009 г.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

СИМВОЛИКИ РОССИИ

©2009 омаров О.Н.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье раскрывается актуальность патриотического воспитания средствами государственной символики России. Определены основные направления этой деятельности, обоснованные законодательно, условия воспитания патриотизма средствами государственных символов России и их аспекты. Раскрываются компоненты патриотического воспитания учащейся молодежи средствами государственной символики России. Даны критерии этой деятельности и способы выявления ее результативности.

The author of the article reveals the urgency of the patriotic education by means of state symbols of Russia. He determines the main trends of this activities, motivated legislatively, conditions of the development of patriotism by means of state symbols of Russia and their aspects. The components of the student’s patriotic education by means of state symbols of Russia are revealed. They criteria of these activities and the ways of finding its results are given.

Ключевые слова: государственная символика, герб, гимн, флаг, патриотизм, учащаяся молодежь.

Keywords: state symbols, state emblem, hymn, flag, patriotism, students.

Начало XXI века в России ознаменовано не только экономическим кризисом, отбросившим страну к уровню производства и потребления конца 1950-х годов, но и упадком общественной морали, прогрессирующей интеллектуальной и духовной деградацией населения. Само понятие «воспитание» было подвергнуто забвению, что обусловило кризис и в системе образования, где воспитанию учащейся молодежи практически не уделялось внимания.

Воспитание, являясь социальной функцией, обеспечивает общественное развитие посредством передачи новым поколениям социально-

исторического опыта в соответствии с целями и интересами определенных классов и социальных групп. От понимания приоритетов воспитательной работы зависит эффективность решения задач во всех сферах жизни: социальной, экономической, политической. Необходимость патриотического воспитания учащейся

22

Известия ДГПУ, №2, 2009

молодежи вытекает из самой сути этого процесса, несмотря на деструктивную критику в средствах массовой информации, в произведениях искусства и в научных публикациях.

В 2001 году была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», целью которой является развитие системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Цель Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 годы» - на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач консолидации общества, поддержания общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов РФ.

Субъектом патриотизма выступает личность. Сам же патриотизм рассматривается как важнейший этап развития личности, а именно - ее духовного развития, самовыражения. Уровень такого развития является очень высоким, поскольку духовная самореализация личности предполагает проявление ею важнейших сторон, качеств, характеризующихся полнотой, целостностью, оптимальностью и сформированностью.

Патриотизм является свойством личности, в котором отражаются мировоззренческая зрелость, нравственная убежденность, ценностная ориентация молодежи, ее жизненная позиция и практическое поведение. Символическая государственная триада: герб, флаг и гимн - всесторонне воздействует на нее, синтезируя эмоции, вызываемые музыкой, с эмоциями познания истории главных символов страны.

Государственная символика России определяется совокупностью таких документов, как Конституция РФ, Федеральные конституционные законы «О Государственном гербе Российской Федерации», «О Государственном флаге Российской Федера-

ции», «О Государственном гимне Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О тексте Государственного гимна Российской Федерации».

В документах Министерства образования и науки Российской Федерации регламентируется работа по ознакомлению учащихся с государственной символикой РФ. Среди них:

- Письмо «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации».

- Письмо «Об официальных ритуалах в общеобразовательных учреждениях, связанных с применением государственных символов Российской Федерации».

- Письмо «О проведении «Урока России» в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации накануне дня Конституции Российской Федерации».

- «Методические рекомендации по проведению «Урока гражданина» в первом классе» от 04.06.2002 №13-51-68/13.

- Приказ «Об организации работ по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года» от 28.01.2005 №272-рп.

На основании перечисленных документов в современных программах воспитания и образования подчеркивается необходимость воспитания учащихся патриотами России средствами: флаг, герб и гимн.

Государственная символика - неотъемлемая часть истории и культуры любой страны, оригинальный и содержательный пласт художественной и музыкальной культуры. Ее выразительные средства способствуют развитию патриотических качеств, осмыслению нравственно-

эстетических представлений подростков. Социокультурная и педагогическая значимость российских государственных символов позволяет

Психолого-педагогические науки •••

рассматривать их как средство воспитания патриотизма у старшеклассников.

Отражая жизнь общества и личности специфическими, художественнообразными средствами, государственный герб, флаг и гимн способствуют эмоциональному восприятию образов, воплощенных в них, предполагают усвоение и реализацию старшеклассниками своих прав и обязанностей по отношению к самим себе, к Родине, Отечеству.

Праздничность и торжественность гимнов усиливают и укрепляют государственно-национальное самосознание. При исполнении Государственного гимна России гражданские лица встают, а военные - отдают честь.

Ценность гимна России заключается в том, что его патриотическое содержание психологически воздействует на подростка, обогащает его социально-нравственный опыт. Накапливая опыт восприятия государственной музыкальной символики, школьники в образной форме осознают чувство любви к Родине, Отечеству, знакомятся с основными средствами музыкальной выразительности, способствующими формированию у них патриотизма.

Значимой чертой музыкального восприятия гимнов учащимися является его эмоциональность, так как именно в подростковом возрасте ярко проявляются соучастие и сопереживание, которые необходимо развивать в процессе воспитания патриотизма.

В ходе воспитательной работы следует использовать политическую подоплеку, заложенную в государственных символах России, подчеркивать их историческую преемственность. Символика российского герба, флага и гимна, складываясь на протяжении столетий, вобрала в себя традиции национальной культуры, историю страны, ее достижений и побед, отражают то, чем гордятся

23

народы страны, государство и общество.

В Государственном флаге и гербе России патриотическая идея раскрывается посредством символического сочетания фигур и предметов, выражающего исторические традиции государства.

Переосмысление сущности патриотического воспитания, роли знаний о государственной символике России способствует формированию у учащейся молодежи патриотических качеств.

Проблема патриотического воспитания учащейся молодежи средствами государственных символов становится одной из актуальнейших, в связи с чем определяются новые подходы к ее решению, связанные с интеграцией, поликультурностью, вхождением России в мировое сообщество. Новые реалии изменяют само понятие «патриотизм», которое стало рассматриваться как ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-

историчес-кий и другие компоненты.

Недостаточная информированность учащихся о государственной символике России, непонимание ее целесообразности выявили необходимость пересмотра содержания, форм и методов патриотического воспитания сообразно современным социально-экономичес-ким, политическим и идеологическим условиям. Возникла необходимость определения педагогических условий патриотического воспитания средствами государственной символики России.

Необходима систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у учащейся молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей по защите интересов Родины. При оп-

24

Известия ДГПУ, №2, 2009

ределении условий этой деятельности следует:

- исходить из потенциала российской символики, знания истории ее возникновения и становления;

- осуществлять патриотическое воспитание с учетом изменяющихся социальных условий, особенностей и интересов учащейся молодежи;

- разрабатывать комплекс взаимосвязанных мер на федеральном и региональном уровнях как ведомственного, так и межведомственного характера, по патриотическому воспитанию средствами российских символов;

- компенсировать воздействие негативных социальных факторов в процессе воспитания патриотизма;

- обеспечивать все необходимые средства для эффективного использования государственной символики России в целях успешности указанной деятельности.

Условия воспитания патриотизма средствами государственной символики России определяются особенностями переживаемого этапа общественного развития, задачами, решаемыми в процессе осуществляемых преобразований, и объединяют три аспекта: содержательный, организационный и мотивационный.

Содержательный аспект, в соответствии с социальными реалиями, постоянно обновляется. Совершенствуется мировоззренческая подготовка молодежи, формируются знания о государственной символике, отражающей богатство и своеобразие истории и культуры Отечества.

Организационный аспект включает в себя:

- обеспечение работы всех служб образовательного учреждения по воспитанию патриотизма средствами государственной символики России;

- создание в процессе изучения государственной символики России единого образовательного пространства (разные формы занятий, факультативы, предметные кружки, элективные курсы);

- организация внеурочной деятельности по воспитанию патриотизма средствами государственной символики России (встречи, вечера, выставки, концерты, конкурсы и т.д.);

- создание среды, направленной на воспитание патриотизма, на основе координирующей роли школы и субъектов внешней социальности (общественные организации, военный комиссариат, учреждения дополнительного образования, военно-спортивные секции, историко-музейные центры и т.д.);

- создание условий для патриоти-

ческого воспитания учащейся молодежи средствами государственных символов России (научно-

практические конференции, олимпиады, кружки, секции и т.д.).

Мотивационный аспект включает в себя обогащение содержания, форм и методов работы с учащейся молодежью и учет современных направлений патриотического воспитания в существующей педагогической системе. Каждая образовательная область учебного плана в такой системе учитывает обновленные демократические и гуманистические основания, сущностные структурно-функ-циональные преобразования в стране, социуме, постэкономические процессы и изменения миропорядка.

Внеклассная работа также наполняется новым содержанием патриотического воспитания. При этом используются разнообразные формы: деловая игра, беседа, викторина, экскурсия, музейная работа, детскоюношеские организации, работа школьного пресс-центра, хоры, оркестры. Возникают и новые формы работы, такие как элективные курсы, предпрофильные и профильные классы, сотрудничество на договорной основе с общественными организациями и др.

Цели и функции патриотического воспитания учащейся молодежи средствами государственной символики России достигаются и реализуются в содержании целостного учебно-воспитательно-го процесса. Патриоти-

Психолого-педагогические науки •••

ческий воспитательно-

образовательный характер имеют все предметы учебного плана.

Одной из главных функций патриотического воспитания средствами государственной символики России является объединяющее начало, стержень деятельности учащейся молодежи, стимулирующий гражданскую активность, позволяющий ей перейти от слов о любви к Родине к конкретным действиям.

Для процесса патриотического воспитания необходимо знать не только его сущность и содержание, но и психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности являются патриотическими качествами. Как и в других моральных качествах, в патриотизме выделяются компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально эмоциональный, поведенческий, волевой, развитие которых требует специальной методики воспитательной работы.

Критерии эффективности патриотического воспитания учащихся средствами государственной символики представляют собой совокупность основных признаков, раскрывающих существенные моменты, параметры, характеризующие его эффективность, то есть те условия, факторы, способы, за счет которых обеспечивается наиболее полная реализация возможностей этой деятельности.

Эффективность - достижение субъектами в процессе осуществляемой ими деятельности поставленных целей и задач, которые выражаются в положительных результатах по формированию патриотизма у подрастающего поколения с учетом условий и особенностей его осуществления. Под эффективностью патриотического воспитания средствами государственной символики понимается достижение субъектами в процессе осуществляемой ими деятельности поставленных целей и задач, которые выражаются в конкретных положи-

25

тельных результатах по формированию знаний о государственной символике России у учащихся. Это рациональная, оптимальная организация всех звеньев процесса в соответствии с целью, стоящей перед ним, конкретными условиями и особенностями его осуществления по отношению к различным социальным группам в соответствии с потребностями, интересами, устремлениями каждой из групп.

Главным для выведения критериев эффективности является результат патриотического воспитания средствами государственной символики России, соотносимый с объективно заданными параметрами деятельности по формированию патриотизма у учащейся молодежи, ее готовности к служению Отечеству.

Основными критериями патриотического воспитания средствами государственной символики России являются:

- практико-результативный, определяющий реальное влияние знаний символов государства на личность, вследствие чего в ее поведении происходят позитивные изменения, характеризующиеся большим соответствием предъявляемым к ней требованиям со стороны общества и государства;

- оптимально-деятельностный, определяющий соответствие цели, задач, содержания, организации, принципов, форм патриотического воспитания средствами государственной символики России потребностям, особенностям учащейся молодежи, их стремлению к повышению уровня готовности к достойному служению Отечеству;

- реализационно-целевой, определяющий готовность субъектов патриотического воспитания к успешному решению его задач, использованию конкретных путей повышения эффективности этой деятельности для достижения желаемого результата, совпадающего с его целью и соответствующего интересам и уст-

26

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2009

ремлениям граждан, имеющего также и патриотическую направленность.

оптимального использования государственной символики России для решения педагогических задач среди учащейся молодежи; через изучение, фиксирование (по некоторой системе параметров, показателей) изменений, которые произошли или происходят в сознании и чувствах молодежи.

Перечисленные критерии могут быть использованы для выявления эффективности патриотического воспитания учащейся молодежи средствами государственной символики России посредством конечного результата воспитания (выяснение эффективности патриотического воспитания средствами государственной символики России в реализации взаимодействия между ее субъектами и объектом); через особенности патриотического воспитания учащейся молодежи с точки зрения

Критерии эффективности патриотического воспитания средствами государственной символики позволяют определить не только данную деятельность в целом, но и ее отдельные стороны, не только ее результат, но и процесс его достижения.

Примечания

1. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999. 2. Гасанов З.Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика. Махачкала, 1998. 3. Гасанов З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2001. №4. С. 24-30. 4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» // Официальные документы в образовании. №9. 2001. С. 2-35. 5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» // Воспитание в школе. №12. 2005. С. 3-7. 6. Закон РФ «Об образовании». М., 2001. 7. Исмаилов Ш.И. Педагогика дружбы народов, веротерпимости, патриотизма // Педагогика. 2000. №2. С. 107-109. 8. Конституция РФ. СПб., 2001. 9. Рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодежи при Минобразования РФ «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации»//Народное образование. 2002. №7. С. 255-257. 10. Турченко В.И. Проблемы гражданского патриотического воспитания российской молодежи // Патриотическое и гражданское воспитание молодежи в современном мире. Новосибирск, 2002. С. 22. 11. Устав государственного учреждения «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи» // Вестник образования. 2002. №15. С. 22-24.

Статья поступила в редакцию 12.05.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.