Научная статья на тему 'О концепции государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза'

О концепции государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПАТРИОТИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ / МОЛОДЕЖЬ / НАПРАВЛЕНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ОТЕЧЕСТВО / STATE PATRIOTISM / STATE-PATRIOTIC EDUCATION / SPIRITUAL VALUES / CONCEPT / YOUTH / PATRIOTISM / MOTHERLAND

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томилина Светлана Николаевна

В статье обосновываются основные положения Концепции государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза, созданной с опорой на различные подходы и авторские концепции патриотического воспитания, составленные отечественными учеными современности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the Concept of State-Patriotic Education of Cadets of Maritime University

The article substantiates the fundamentals of the Concept of State-Patriotic Education of Cadets of Maritime University created on the base of various approaches and conceptions of patriotic education by Russian scientists of our time

Текст научной работы на тему «О концепции государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза»

С. Н. Томилина

(Новороссийск)

О Концепции государственно-патриотического

воспитания курсантов морского вуза

В статье обосновываются основные положения Концепции государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза, созданной с опорой на различные подходы и авторские концепции патриотического воспитания, составленные отечественными учеными современности

Патриотическая идея во все времена верно и неизменно служила созданию, развитию и укреплению российской государственности, поддержанию у молодежи высоких нравственных и морально-психологических качеств [5, 11, 12]. Складывающиеся в современных условиях новые внутренние и внешнеполитические реалии в нашей стране настоятельно требуют пересмотра отношения ко всей воспитательной работе с молодежью и прежде всего активизации процесса формирования высоких патриотических качеств у каждого юноши и девушки. Вышесказанное в полной мере относится и ко всем обучающимся в морских вузах России.

Концепция воспитательной работы Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова определяет в качестве главной цели подготовку конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием, обладающего качествами, востребованными в условиях рынка, ставящего значимые для себя цели, способствующие развитию экономики страны, и достигать их.

Соответствующие этой цели задачи воспитательной работы ориентируют руководящие кадры, профессорско-преподавательский состав, командиров рот на подготовку каждого курсанта как социально ответственного, высококвалифицированного профессионала морского транспорта, способного ориентироваться в конкурентной среде отечественного и международного рынка и умеющего формировать в себе социально активного строителя общества культурных и рационально-организованных людей, патриота с активной гражданской позицией.

Проводимая в этом направлении работа дает свои достаточно хорошие результаты. Так, тестирование по авторской методике

С. Н. Томилиной курсантов-выпускников судоводительского факультета 2015 г. позволило установить у них следующие уровни патриотизма: высокий - 64,4%, средний - 30,8% и низкий - 5,8%. Приведенные данные позволяют заключить, что ныне действующая система патриотического воспитания в целом оправдывает себя и позволяет получить на выходе хороший результат.

Вместе с тем следует отметить, что развитие воспитательно-патриотической системы курсантов морского вуза настоятельно требует своей переориентации в направлении государственно-патриотического воспитания (ГПВ) учащихся, базирующегося на государственном патриотизме и осуществляемое в тесном единстве с другими видами воспитания (профессиональным, нравственным, эстетическим, физическим и др.].

Под термином «государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза» следует понимать организованную, целенаправленную и систематическую деятельность государственных институтов, администраций, общественных объединений, религиозных конфессий, профессорско-преподавательского и руководящего состава вуза, факультетов и курсантских подразделений по формированию и развитию у курсантов знаний по истории Отечества и морского транспорта, государственного мировоззрения, патриотических убеждений, чувств, сознания, высоких государственно-патриотических качеств гражданина-патриота России, выражающихся в добросовестном и результативном выполнении учебных и служебных обязанностей [16].

Таким образом, государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза -это один из важнейших факторов, способный существенным образом повлиять на процесс

патриотического воспитания флотской молодежи, формирования у каждого учащегося высокого уровня патриотизма, реализуемый в процессе учебы в морском университете и последующей профессиональной деятельности.

Для научно-организованной, системной и целенаправленной организации ГПВ курсантов морского вуза необходима Концепция такой воспитательно-патриотической деятельности.

Анализ литературы позволяет под термином «концепция государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза» понимать систему взглядов руководства и профессорско-преподавательского состава учебного заведения на организацию и воспитательный процесс, включающий его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, а также показатели его эффективности по формированию и развитию у курсантов государственно-патриотической позиции, патриотических знаний, убеждений, чувств, сознания и на их основе высоких государственно-патриотических качеств гражданина России, выражающихся в добросовестном выполнении Конституции РФ, федеральных законов, гражданского и воинского долга, в активном участии в экономическом развитии государства и укреплении его оборонного могущества.

В педагогической науке применяется множество концепций воспитания, подчеркивающие детерминированность этого процесса целым рядом условий. Т. Н. Миронова [9] выделяет среди них следующие: личность и деятельность воспитателя; правильная организация социальной системы развития; активное межличностное и конвенциальное общение; сотрудничество с другими, коллективом в целом; активная деятельность субъекта воспитания, соотносимая с общим контекстом его ведущей деятельности. С позиции Т. Н. Мироновой эти условия могут обеспечить позитивный эффект воспитания только будучи представленными как целостная система.

В «Концепции военно-патриотического воспитания молодежи» [6] представлено современное понимание военно-патриотического воспитания «как одного из приоритетных направлений деятельности государственных институтов в условиях реформирования общества, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов».

Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у российской молодежи в современных условиях.

Основываясь на взглядах С. В. Кульневич, Т. Н. Мироновой, А. Н. Вырщикова, М. Б. Кус-марцева, В. В. Шумиловой и др., можем заключить, что структура Концепции ГПВ курсантов морского вуза должна состоять из теоретических основ ГПВ, конкретизированной цели, уточненных задач, принципов, функций, направлений деятельности, а также единой системы и механизмов реализации.

Правовую основу Концепции государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза должны составить Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 г., Государственные программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.

На основе анализа научной литературы [2, 4-12, 17, 18] можем определить цель ГПВ курсантов морского вуза - это формирование у флотской молодежи в процессе обучения и воспитания в морском учебном заведении государственного мировоззрения, государственных взглядов и убеждений, государственного мышления, государственной позиции, государственного подхода и отношения к современным реалиям, к порученному делу, их результативное проявление в последующей профессиональной деятельности, государственной и воинской службе.

Исходя из обозначенной цели основными задачами ГПВ курсантов морского вуза являются:

- проведение целенаправленной государственной политики, осуществление деятельности всех государственных, общественных, негосударственных структур и институтов, администрации морского вуза по формированию у курсантов общенационального представления о патриотизме гражданина России как общечеловеческой, национально-государ-

ственной и профессиональной ценности, по созданию условий для социального, духовно-нравственного, культурного и физического развития учащейся молодежи;

- создание и функционирование в морском вузе эффективной системы ГПВ, включающей в себя воспитательные возможности самого вуза, государственных структур, семьи, религиозных конфессий, общественных организаций;

- формирование и развитие каждого курсанта как личности современного типа - подлинного гражданина-патриота, умеющего добиваться поставленной цели, самоутверждаться, отстаивать свои интересы и достигать желаемого, учитывающего при этом интересы вуза, всего общества и государства;

- «реализация в повседневной жизни сущности российского патриотизма, познание его исторических корней и их связи с современной жизнью, воспитание любви к своей Родине, беззаветного служения своему Отечеству»;

- «формирование национального самосознания, гражданственности и патриотизма, воспитание уважения к закону, нормам общественной, коллективной, групповой жизни, социальной, профессиональной и личной ответственности за все происходящее в обществе, государстве, коллективе проявляющихся в заботе о благополучии страны, обеспечении ее безопасности»;

- воспитание у каждого курсанта потребности в освоении ценностей национальной культуры, формирование и развитие эстетических вкусов, стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, обеспечению ее безопасности от массовой культуры, активное участие в культурной жизни российского общества;

- воспитание потребности в труде как первой и важнейшей жизненной необходимости, главном способе и средстве достижения успехов в жизни, четкой целеустремленности, предприимчивости, конкурентоспособности во всех сферах жизнедеятельности, гордости за результаты труда на благо самой личности, народа и государства;

- формирование и развитие у курсантов моральной и психологической готовности к обеспечению личной, общественной и государственной безопасности, к защите Отечества, верности своему профессиональному долгу, стремления быть примером в проявлении патриотизма;

- утверждение в сознании и чувствах курсантов социально значимых патриотических ценностей, взглядов, убеждений, уважения к положительным традициям прошлого России, повышение престижа государственной и воинской службы.

Организация ГПВ курсантов морского вуза основывается на взаимосвязанных и реализуемых в единстве принципах:

- системно-деятельностного подхода, предполагающий скоординированную работу всех структур и подразделений вуза в интересах формирования у курсантов высокого уровня патриотизма и сочетающий комплекс мер научно-теоретического, нормативно-правового, психолого-педагогического, финансово-экономического, материально-технического и информационного обеспечения;

- программно-диагностического подхода, рассматриваемый как социально-педагогический и культурно-образовательный процесс, предусматривающий создание педагогических условий формирования и развития социально важных знаний, умений, навыков, государственной позиции, государственного мышления и отношения к делу, патриотических качеств и свойств, необходимых каждому выпускнику для эффективного выполнения своих служебных обязанностей, готовности к защите Отечества в мирное и военное время;

- адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающего использование специализированных форм и методов работы с курсантами;

- активности, которая предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения и ценностных установок молодежи, ориентированных на национальные интересы России;

- учета специфики транспортного флота России и региональных условий в пропаганде патриотизма, означающих пропаганду не только общероссийских, но и флотских, региональных и муниципальных идей и ценностей, не противоречащих общероссийским.

Направления деятельности по ГПВ курсантов:

1. Вооружение курсантов необходимыми знаниями:

- по истории Отечества, его героическому прошлому, Великой Отечественной войне;

- содержание нормативно-правовой базы патриотизма;

- традиции государства, Вооруженных Сил и транспортного флота.

2. Создание единого пространства гражданского и государственно- патриотического воспитания в морском вузе:

- усиление на основе отечественных нравственных и культурных традиций и ценностей нравственно-воспитательной функции системы образования;

- разработка и внедрение интерактивных образовательных программ, посвященных пропаганде современных достижений России, героям и значимым событиям в новейшей истории страны для формирования позитивного восприятия современной ситуации развития страны и транспортного флота;

- реализация Целевой программы государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза «Патриот России».

3. Создание и развитие деятельности молодежной общественной организации «Патриотический Союз курсантов и студентов морского вуза» по государственно-патриотическому воспитанию.

4. Героико-патриотическое воспитание курсантов на боевых традициях ВМФ и транспортного флота РФ:

- активное участие всех курсантов в ежегодно проводимой Всероссийской Патриотической Акции «Бескозырка»;

- участие курсантов в поисковой работе по местам боев воинских частей, оборонявших и освобождавших город-герой Новороссийск;

- приобщение курсантов к работе по уходу за памятниками, братскими захоронениями, могилами павших героев минувшей войны.

5. Использование государственных, краевых, городских символов и символики транспортного флота и морского вуза в государственно-патриотическом воспитании курсантов:

- изучение истории и содержания государственной символики: Гимна, Герба и Флага Российской Федерации;

- воспитание любви, гордости и уважения к государственной символике: Гимну, Гербу и Флагу Российской Федерации, символике края, родного города, транспортного флота и морского вуза;

- привлечение курсантов к активному участию в мероприятиях по внедрению процедур и церемоний гражданской и патриотической направленности (поднятие флага, исполнение гимна);

- информационное обеспечение организа-

торов гражданского и патриотического воспитания по вопросам использования государственной символики в воспитательной работе.

Система ГПВ курсантов морского вуза призвана обеспечить целенаправленное формирование у всех курсантов чувства высокого патриотизма, гражданственности, государственного мировоззрения, государственной позиции, общероссийской гражданской идентичности личности, способствовать включению ее в решение общественно значимых задач, направленных на сохранение территориальной целостности, свободы и независимости России, содействовать её экономическому процветанию и укреплению обороноспособности. Каждый из субъектов патриотического воспитания решает специфические задачи в отношении различных объектов ГПВ, но в тесной взаимосвязи и на основе единой государственной политики.

Механизм реализации ГПВ курсантов морского вуза предполагает: объединение усилий и координацию действий руководства, деканатов, профессорско-преподавательского состава, направленных на формирование государственной позиции, гражданственности и патриотизма у курсантов; разработку планов по реализации деятельности в сфере ГПВ курсантов; оценку уровня ГПВ посредством показателей Целевой программы ГПВ курсантов морского вуза «Патриот России».

Указанная и конкретизированная цель и задачи ГПВ позволяют на научной основе организовать процесс патриотической работы в морском вузе, существенным образом повлиять на формирование у каждого курсанта высокого уровня патриотизма, реализуемого в процессе учебы в морском университете и последующей профессиональной деятельности на судах морского транспорта Российской Федерации.

Результатом ГПВ курсантов морского вуза следует считать сформированные у каждого из них в процессе обучения государственные взгляды и убеждения, государственное мышление и мировоззрение, государственную позицию по отношению к современным реалиям, государственный подход и отношение к порученному делу (учебе, работе на судах и в судовладельческих компаниях, последующей воинской службе).

Таким образом, Концепция ГПВ курсантов морского вуза является документом, в котором определен основной подход к решению проблемы патриотического воспитания, его

приоритеты, изложены теоретические основы, принципы, условия обеспечения эффективной реализации государственной политики в сфере патриотического воспитания молодежи в современных условиях.

Предлагаемая Концепция может и должна стать верным ориентиром в воспитании дос-

тойных патриотов для России с государственной позицией, государственным мировоззрением, государственным отношением к делу, что плодотворно скажется на результативности деятельности будущих руководителей морских администраций портов и командных кадров судов морского транспорта.

Литература

1 Большой энциклопедический словарь. - М.: Бол. Рос. энцикл., 2002.

2. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе : моногр. - Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 3: Л - Р / под ред. проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998.

4. Данилюк А. М., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с.

5. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Красная звезда. - 5 июля 2003 г.

6. Концепция военно-патриотического воспитания молодежи.

- М.: ВУ, 1997.

7. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания : учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. -М. ; Ростов н/Д : Творческий центр «Учитель», 1999. - 558 с.

8. Лутовинов В. И., Резаков М. Р. О концептуальных подходах к патриотическому воспитанию учащейся молодежи // Власть. -2010. - № 5. - С. 38-41.

9. Миронова Т. Н. Общая характеристика концепций воспитания // Вестник Кемеровского государственного университета. -2010. - № 1. - С. 236-241.

10. Патриотическое воспитание: Словарь-справочник / под ред. А. К. Быкова и А. Н. Вырщикова. - Волгоград: ВГАПКРО, 2009.

- 175 с.

11. Проблемы воспитания в современном : тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во УГГУ, 1998.

12. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях: учебное пособие / А. Н. Вырщиков, С. Н. Климов, М. Б. Кусмарцев, И. В. Метлик [и др.] / под общ. ред. А. К. Быкова, В. И. Лутовинова. - М.: Планета, 2010.

13. Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой [Электронный ресурс]. - URL: http://slovorus.ru/

14. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапаце-вич. - Мн.: «Современное слово», 2001.

15. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова.

- Т. 1. - М.: Астрель ; АСТ, 2000.

16. Томилина С. Н., Манецкая С. В. Государственно-патриотическое воспитание курсантов морского вуза: сущность и определение // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. -№ 107. - С. 219-230.

17. Теория и практика воспитания военнослужащих : учеб. пособие / под общ. ред. Н. И. Резника. - М.: ГУВР ВС РФ, 2005. - 239 с.

18. Калюжный А. С. Общее содержание воспитания военнослужащих : учеб. пособие. - Н. Новгород : НГТУ, 2004. - 38 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.