Научная статья на тему 'Результаты работы научной школы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»'

Результаты работы научной школы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВО / НАУЧНАЯ ШКОЛА З. Т. ГАСАНОВА / ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН / ДРУЖБА НАРОДОВ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маллаев Джафар Михайлович

Проанализирована работа научной школы «Патриотическое воспитание граждан Российкой Федерации», основателем которой является профессор ДГПУ З. Т. Гасанов. Показано, что результатами деятельности школы являются фундаментальное исследование проблемы воспитания культуры межнационального общения, разработка теоретико-методологических основ воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости, формирование у граждан страны чувства патриотизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Результаты работы научной школы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»»

8

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2009

УДК 378

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

©2ооэМаллаев Д.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

Проанализирована работа научной школы «Патриотическое воспитание граждан Российкой Федерации», основателем которой является профессор ДГПУ З. Т. Гасанов. Показано, что результатами деятельности школы являются фундаментальное исследование проблемы воспитания культуры межнационального общения, разработка теоретико-методологических основ воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости, формирование у граждан страны чувства патриотизма.

The author’s analyzed the work of “Patriotic education of citizens of the Russian Federation” scientific school. The founder of it is Z.T. Gasanov, the professor of DSPU. It’s been shown, that results of the school activities are the fundamental research of the problem of the development of the culture of the interethnic communication, the development of theoretical and methodological bases of cultivation of patriotism, peoples’ friendship, toleration, the development of our state citizens’ patriotic senses

Ключевые слова: отечество, научная школа З. Т. Гасанова, патриотизм, патриотическое воспитание граждан, дружба народов, гражданственность.

Keywords: Motherland, Z. T. Gasanov’s scientific school, patriotism, citizens’ patriotic education, peoples’ friendship, public spirit (civicism).

9 мая 2009 года Президент России Дмитрий Медведев, принимая на Красной площади Парад Победы, заявил: «Защита Родины - это наша святая обязанность, это нравственная основа для всех поколений... И мы уверены: любой агрессии против наших граждан будет дан достойный отпор. А будущее России будет мирным, успешным и счастливым» (Российская газета, 12 мая 2009, №83).

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества говорит о том, что патриотическое воспитание граждан является важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации.

Однако распад Советского Союза, произошедшие в России и других странах СНГ изменения, вызванные переходом общества из одного состояния в другое, привели к развалу сложившейся в стране системы патриотического и интернационального воспитания. В общественное сознание проникали безыдейность, эгоизм, цинизм, агрессивность, нравственный релятивизм. Стала все более заметной утрата обществом традиционного российского патриотического сознания. Слово патриотизм подчас использовали в ироническом или даже в уничижительном смысле. Это происходило в России на фоне усиления патриотического воспитания граждан в ведущих странах мира, где повсюду культивируется верность

Психолого-педагогические науки •••

отечеству, государственному флагу и гимну.

В условиях нестабильности и отсутствия новых идеологических установок весьма сложно определить, какого гражданина следует воспитать, какие качества необходимо у него формировать. Это приводит к появлению различных воззрений националистического, шовинистического и даже фашистского толка, противоположных понятиям: «отечество», «гражданство», «патриотизм», «интернационализм», «национализм»,

«шовинизм», «фашизм», «антисемитизм», «космополитизм» и т.д.

Сложная и противоречивая обстановка способствует отходу граждан России от прежнего, советского, патриотизма и формированию у них нового, российского, патриотизма, который опирается на гармоничное сочетание отечественных традиций героического прошлого, сегодняшних реалий общественной жизни и перспектив развития страны в новом тысячелетии.

Сегодня обществом все более широко осознаются масштабы пагубности для будущего России нравственной деградации и утраты чувства патриотизма. Слово «патриотизм» вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей.

Правительство России 16 февраля 2001 года приняло государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», цель которой - развитие системы патриотического воспитания граждан, решение задач по консолидации общества, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации.

Важным условием реализации Программы является ее научно-теорети-ческая обеспеченность. В ней сказано: «Одним из важнейших

9

направлений Программы является формирование научно-теоретических и методологических основ патриотического воспитания».

Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия образования отметили, что Дагестанским государственным педагогическим университетом разработаны научная теория и методика воспитания граждан России в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости.

В письме заместителя министра образования России Е. Е. Чепурных ректорам высших учебных заведений страны (18.08.2002, №30-55-538/16) сказано: «... ученые Дагестанского

государственного педагогического университета провели глубокий анализ произошедших в стране изменений и на этой основе разработали теорию воспитания граждан в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Всестороннему ее раскрытию посвящена фундаментальная монография «Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика» (Гасанов З.Т., Махачкала, 1998), которая получила высокую оценку ученых Российской академии образования (ж. «Педагогика», №2, 1999). Кроме того, вышла книга «Педагогика межнационального общения» (Гасанов З.Т., М., 1999), рекомендованная Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов и университетов. Педагогика межнационального общения как обязательная вузовская дисциплина вошла в государственный образовательный стандарт профессионального образования».

Монография и учебное пособие удостоены премии Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства России от 30 августа 2002 года).

Наличие учебного пособия «Педагогика межнационального общения» позволило Министерству образова-

10

Известия ДГПУ, №2, 2009

ния России внедрить в учебный процесс вузов страны курс «Педагогика межнационального общения», чем в значительной мере обеспечивается выполнение социального заказа государства в области образования и воспитания, отраженного в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

Отзывы преподавателей вузов различных регионов страны (Москва, Башкортостан, Владивосток, Кубань, Кабардино-Балкария, Новосибирск, Смоленск, Татарстан, Чувашия, Чечня и др.) свидетельствуют о том, что изучение студентами курса «Педагогика межнационального общения» способствует формированию у них чувства и сознания российского патриотизма и дружбы народов. По мнению преподавателей, в процессе прохождения этого курса студенты также получают методическую подготовку по организации патриотического воспитания школьников и их родителей.

Другим важным направлением работы по организации патриотического воспитания граждан России стали традиционно проводимые в столице страны Всероссийские научно-практичес-кие конференции учителей школ, преподавателей высших учебных заведений, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей по вопросам воспитания патриотизма, дружбы народов, гражданственности, веротерпимости.

Так, совместными усилиями Правительства Республики Дагестан, Министерства образования России, Российской академии образования, Государственного НИИ семьи и воспитания, Дагестанского государственного педуниверситета были подготовлены и проведены четыре Всероссийские научно-практические конференции по проблемам патриотического воспитания детей, молодежи, населения многонациональной, многоконфессиональной России.

Подготовка и проведение этих конференций позволяет обобщить передовой педагогический опыт школ, высших учебных заведений, общественных организаций по патриотическому воспитанию, а также обеспечивает внедрение в практику работы учреждений образования и культуры научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания.

Первая Всероссийская научнопрактическая конференция «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» была проведена в Москве 16-17 ноября 1999 г.

В ходе работы конференции большое внимание было уделено анализу и оценке драматических событий, которые произошли в Дагестане в августе 1999 г. Члены дагестанской делегации рассказали о том, какое яростное сопротивление населения Дагестана вызвало вооруженное вторжение бандитских формирований в республику с целью ее отторжения от России. По велению патриотического долга отряды народных ополченцев, молодежь совместно с солдатами федеральных войск разгромили агрессоров, защитили Республику Дагестан, сорвали планы разрушения целостности Российской Федерации.

По мнению участников научнопрактической конференции, огромное морально-политическое значение имел приезд В. В. Путина в Дагестан в тревожные дни августа 1999 года, посещение им района боевых действий. Обращаясь к защитникам Республики Дагестан, он сказал: «Вы проявили настоящий кавказский характер: мужество, самообладание, волю, показали настоящую силу. Россия никогда не забудет то, что вы сделали сегодня, а вы должны знать, что Дагестан есть, был и будет составной частью Российской Федерации».

В завершение конференции состоялся «круглый стол», ход работы

Психолого-педагогические науки •••

которого освещен в журнале «Педагогика» (2000. №5. С. 41-58).

Материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции опубликованы в сборнике «Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости» (М., 2001). В нем обобщен передовой педагогический опыт школ, вузов, общественных организаций 52 республик, областей и краев Российской Федерации.

Вторая Всероссийская научнопрактическая конференция «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» была организована в Москве 14-15 ноября 2001 г. В ее работе приняли участие представители ряда министерств Российской Федерации, Государственного совета, Народного собрания и Правительства Республики Дагестан, работники общественных организаций и правоохранительных органов, педагоги и преподаватели из многих регионов России.

Важным вкладом в разработку теоретических и методических основ патриотического воспитания граждан России стало издание сборника материалов Второй Всероссийской на-учно-практи-ческой конференции «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» (М.,

2003).

Третья Всероссийская научно-прак-тическая конференция по патриотическому воспитанию также прошла в Москве (25-26 ноября 2003 г.). В ее работе участвовали сотрудники ряда министерств Российской Федерации и Республики Дагестан, ученые, преподаватели вузов, учителя школ, деятели культуры, представители общественных организаций разных регионов страны. Доклады, обсужденные на конференции, внесли важный вклад в обобщение передового педагогического опыта работы учреждений образования, в разработку методических основ воспитания граждан в духе патриотизма и дружбы народов.

11

Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции опубликованы в сборнике «Воспитание российского патриотизма, дружбы народов, гражданственности» (М., 2007), в котором нашел отражение передовой педагогический опыт работы школ, вузов, общественных организаций многих республик, краев, областей России по патриотическому воспитанию. Обсуждение докладов на конференции - это важный вклад в разработку теоретических и методических основ патриотического воспитания учащихся школ, студентов вузов, населения.

Четвертая Всероссийская научнопрактическая конференция «Воспитание патриотизма, дружбы народов, гражданственности» состоялась 1819 ноября 2008 года в г. Москве.

Важным направлением работы Дагестанского педагогического университета по развитию системы патриотического воспитания граждан России является создание научной школы по исследованию различных направлений воспитания российского патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Теоретико-

методологической основой деятельности научной школы стали труды профессора З. Т. Гасанова.

Членами научной школы сегодня являются 12 преподавателей Дагестанского государственного педагогического университета (С. А. Алиева, С. Т. Алиева, З. З. Гасанова, Х. Д. Дамаданова, С. З. Закарьяева, Р. И. Кадиева, А. С. Касимова, А. С. Магомедова, О. Н. Омаров, М. Р. Рамазанова, Р. В. Раджабова, Е. В. Ширеки-на). Они защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, исследовав различные аспекты проблемы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. 11 из них получили звание доцента. Члены научной школы издали ряд монографий и учебных пособий.

В 2008 году в республиканском конкурсе «За создание книг патрио-

12

• • •

Известия ДГПУ, №2, 2009

тической направленности» почетными дипломами были награждены члены научной школы: Омаров

Омархан Нурмагомедович, Ширекина Елена Владимировна, Касимова Аида Сайпутдиновна, Гасанова Загидат Зайнулабидовна, Рамазанова Мия-сат Рамазановна.

Решением Президиума Российской академии естествознания (от 26

мая 2009 года) профессору Дагестанского государственного педагогического университета 3. Т. Гасанову присвоено Почетное звание «Основатель научной школы». Президиум Российской академии естествознания поздравляет его, желает дальнейших успехов в развитии отечественной науки и плодотворной работы в области образования.

Статья поступила в редакцию 26.05.2009 г.

УДК 378.02

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

©2о°9 Гасанов З.Т.

Дагестанский государственный педагогический университет

Освещены основные направления работы научной школы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Деятельность школы направлена на формирование и развитие у школьников, студентов и всех граждан чувства российского патриотизма, который опирается на гармоничное сочетание отечественных традиций героического прошлого, сегодняшних реалий общественной жизни и перспектив развития страны в новом тысячелетии.

The author’s brought into the light the basic trends of the work of “Patriotic education of citizens of the Russian Federation” scientific school. The work of the school is aimed at the formation and development schoolchildren’s, students’ and all citizens’ sense of Russian patriotism. It is based on the harmonic composition of home traditions of the heroic past, modern realities of the social life and perspectives of the country development during the new millennium.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.