Научная статья на тему 'Государственная символика России и её субъектов: социологический и педагогический аспекты'

Государственная символика России и её субъектов: социологический и педагогический аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ НИГИЛИЗМ / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / NATIONAL SYMBOL / NATIONAL SELF-IDENTIFICATION / NATIONAL NIHILISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терентьева Г. Г.

В данной статье исследована проблема отношения школьников, студентов, педагогов к вопросам, касающимся государственной символики и национальной культуры. Цель работы получение достоверных социологических данных об отношении учащейся молодёжи и педагогов к государственным символам для выработки рекомендаций по совершенствованию процесса патриотического воспитания учащейся молодёжи в учебных заведениях различного уровня. Предмет исследования совершенствование процесса патриотического воспитания на основе изучения государственной символики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The national symbol of Russian Federation and its subjects: a sociologic and pedagogical aspects

The pupils', students' and pedagogs' attitude to the national symbol and the national culture has been investigated. These sociologic data has been applied to make the recommendations of improvement of the patriotic education process.

Текст научной работы на тему «Государственная символика России и её субъектов: социологический и педагогический аспекты»

УДК 378:371:321

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

© Г. Г. Терентьева

Чебоксарский институт (филиал) Московского государственного открытого университета Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, 428000, ул. К. Маркса, 54.

Тел./факс +7 (8352) 420479.

Е-шаИ: [email protected]

В данной статье исследована проблема отношения школьников, студентов, педагогов к вопросам, касающимся государственной символики и национальной культуры. Цель работы — получение достоверных социологических данных об отношении учащейся молодёжи и педагогов к государственным символам для выработки рекомендаций по совершенствованию процесса патриотического воспитания учащейся молодёжи в учебных заведениях различного уровня. Предмет исследования — совершенствование процесса патриотического воспитания на основе изучения государственной символики.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, государственная символика, национальная самоидентификация, национальный нигилизм.

Воспитание гражданина - одна из важнейших проблем образовательной политики России на рубеже веков. Одним из основных качеств личности является чувство национальной гордости, бережное отношение к национальным богатствам страны, к языку, культуре, традициям и при этом - уважение к людям другой национальности, к особенностям их языка и культуры. Во многих странах обучение и воспитание ведется в рамках национальных систем образования, основанных на историческом опыте и культурных достижениях конкретных народов, стран, регионов.

Государственная символика всегда являлась и является частью истории и культуры любой страны. Воспитание гордости за своё Отечество, понимание уникальности, богатства культурных традиций, бережное отношение к ним играет большую роль в становлении личности молодого человека - гражданина нашей страны. В системах воспитания и обучения многих стран большое внимание уделяется патриотизму, так как именно это чувство является очень сильным, и, зачастую руководствуясь идеей любви к своей Родине, люди в разных странах совершали подвиги, жертвовали собой [1]. Проблема воспитания патриотизма, гражданственности всегда волновала тех людей в нашей стране, кем мы привыкли гордиться. Это философы, политики, ученые, писатели, педагоги. Их имена известны во всем мире - Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, А. С. Макаренко,

Н. А. Бердяев, В. А. Сухомлинский и многие другие. Несмотря на то что каждый из великих мыслителей рассматривал эту проблему по-своему, можно выделить то общее, что связывает воедино все точки зрения. Это определение патриотизма как глубокого чувства любви к своему Отечеству, большой и малой Родине, к своей истории, культуре, родному языку, это честное служение семье и государству. В 2001 году была создана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» [2], продолженная затем аналогичной программой на период до 2010 года, но существенных результатов в Чувашской республике, на наш взгляд, она пока не принесла. Это связано со многими причинами, в том числе с тем, что обозначенные ориентиры и поставленные задачи абстракт-

ны, оторваны от реальной жизни и не базируются на данных научных исследований.

Проведённый нами анализ диссертационных работ по проблемам патриотического воспитания показал, что ни в одной из них подробно не рассматривается вопрос о государственной символике как одном из основных аспектов воспитания гражданина-патриота [3-5].

Изменения, произошедшие в нашей стране за последние 20 лет, несмотря на свои позитивные результаты, породили кризис социальных и культурных ценностей и ориентаций, «размывание» традиционных российских норм, интенсивное проникновение западной массовой культуры, формирующей так называемое «экранно-клиповое» мышление молодёжи, что становится угрозой национальной безопасности России [6, с. 27].

Одной из возможностей возрождения идеи российского величия является преподавание социальногуманитарных дисциплин в школах и вузах с позиций патриотизма, гражданственности и толерантности. Особенно это касается таких дисциплин, как история, социология и политология, культурология. Мы считаем, что в этих условиях большая ответственность ложится на преподавателей, которые должны помнить о том, что нынешние студенты - это завтрашние профессионалы, от которых будет зависеть будущее нашего государства, и поэтому нельзя недооценивать воспитательный потенциал социально-гуманитарных дисциплин, особенно то, что связано с воспитанием патриотизма и гражданственности.

К сожалению, как в существующем ныне государственном стандарте общего образования, так и в государственном стандарте высшего профессионального образования отсутствует воспитательный компонент. То есть в образовании господствует знание-центричность, хотя в социально-гуманитарных дисциплинах заложен большой воспитательный потенциал. На наш взгляд, девальвация ценностей, произошедшая в нашей стране, связана именно с недостаточным вниманием к воспитанию вообще и к патриотическому воспитанию в частности.

Преподаватели и студенты Чебоксарского института (филиала) Московского государственного

открытого университета провели опросы старшеклассников 17 школ городов Чебоксары и Новочебок-сарск. Общее количество респондентов-школьников составило 1264 человека в 2004 году, 1325 человек в

2005 году и 2465 человек в 2006 году. В этих же школах был проведен опрос учителей (всего было опрошено 84 учителя в 2004 году, 96 - в 2005 году, 123 - в

2006 году). Для сравнения результатов опроса школьников был проведен аналогичный опрос студентов дневного, вечернего и заочного отделений Чебоксарского института (филиала) Московского государственного открытого университета. Были опрошены студенты 3 курса технических факультетов (выборка составила 185 человек; генеральная совокупность -734 человека); студенты экономического и юридического факультетов (выборка составила 125 человек, генеральная совокупность - 658 человек). Исследование проводилось методами анкетирования, интервьюирования, наблюдения, проведения срезовых работ, зачётов.

Цель исследования - выяснить, владеют ли респонденты информацией о государственной символике России и Чувашии; узнать, как опрашиваемые определяют свою национальность; какая культура им ближе всего и почему; необходимо ли изучать чувашский язык в учебных заведениях Чувашии и почему. Кроме того, данная работа преследовала и воспитательную цель: студенты должны были сами, а не из уст преподавателя получить фактический материал, сделать выводы и понять, насколько важны эти вопросы для каждого гражданина.

Получены следующие результаты:

1. Подавляющее большинство опрошенных (и школьники, и студенты), у которых один из родителей чуваш, а другой - русский, считают себя русскими (85% от общего числа опрошенных). Педагоги (их средний возраст составил 37 лет) связывали определение своей национальности с национальностью отца. Нам представляется, что такая позиция связана с тем, что до начала периода трансформации общества в нашей стране большинство педагогов воспитывались с опорой на другие ценности, прежде всего на идее патриотизма.

2. Те, у кого один из родителей чуваш, а другой

- представитель какой-либо другой национальности (например, аварец, грек, мордва, мари и др.), причисляют себя к чувашскому народу - 82%. Они объясняют это тем, что, живя на территории Чувашии, считают более удобным, «выгодным» причислять себя к титульной нации, а переезжая на родину другого родителя, они меняют и национальную принадлежность. Исключение составили те респонденты, у которых кто-либо из родителей принадлежит к татарскому народу, все они причисляли себя к татарам, что говорит, на наш взгляд, о патриотическом воспитании в семье, об уважении к своей культуре.

3. Школьники, родители которых родились в сельской местности Чувашии, несмотря на изучение чувашского языка в школе, не идентифицируют себя с чувашским народом.

4. Во многих семьях родители между собой говорят по-чувашски, а с детьми общаются на русском

языке, мотивируя это желанием, чтобы их дети говорили по-русски без акцента, так как им самим это очень мешает в работе и жизни. Кроме того, для успешной сдачи выпускных экзаменов в школе (единый государственный экзамен) необходимо свободное владение русским языком.

5. Дети чувашской национальности, выросшие в городе, затрудняются определить, что, кроме языка, связывает их с чувашским народом, они практически не знают историю собственных семей. Только 15% опрошенных (как школьники, так и студенты) знают своих ближайших предков. Традиции и обычаи народа они знают только в рамках курса «Культура родного края» и не считают их своими.

6. Все школьники и большинство студентов (89%) назвали своим родным языком русский. В студенческой среде Чебоксарского института Московского государственного открытого института такие результаты можно объяснить тем, что из-за отсутствия общежития сюда поступают в основном жители городов Чебоксары и Новочебоксарск, то есть выпускники городских школ.

7. Ни один из школьников и студентов-чувашей не поставил чувашскую культуру на первое место, у всех она оказалась на 3, 4 местах, после русской и американо-европейской, тогда как у студентов татарской национальности на первом месте свой национальный язык и татарская культура.

По вопросу о необходимости изучения чувашского языка в учебных заведениях Чувашии были получены следующие результаты (вопрос был задан только студентам):

- только 12% респондентов высказались за обязательное изучение языка, мотивируя это тем, что, живя в национальной республике, для свободного общения нужно знать язык, причем так высказывались и те, кто не принадлежит к титульной нации;

- большинство респондентов (около 60%) высказались за факультативное изучение чувашского языка;

- около 10% респондентов ответили, что родной язык и культуру нужно изучать обязательно всем без исключения (хотя лица, ответившие так на этот вопрос, не учитывают того факта, что для многих чувашей, выросших в городах, родным является русский язык).

- некоторые опрошенные (13%) отвечали крайне агрессивно: чувашский язык отживает свое и поэтому нужно больше времени уделять изучению русского и иностранных языков, несколько респондентов высказали мнение о том, что чувашский язык «неблагозвучный»; а один ответ выглядел так: «Я его ненавижу!!!».

При интервьюировании выяснилось, что корни этой агрессии - в школе, так как в некоторых учебных заведениях методика преподавания национальнорегионального компонента государственного образовательного стандарта основана на принуждении. То есть отсутствует мотивация к изучению национального языка. Многие учителя заставляют детей учить стихи чувашских поэтов наизусть без перевода, и для многих это превращается в тупое заучивание; вместо того чтобы учить разговорному языку, заставляют читать и переводить тексты. Хотя есть в республике

прекрасный опыт изучения чувашского языка и культуры, опыт воспитания патриотизма и толе-рантности с отличными результатами как в город-ских, так и в сельских учебных заведениях, но этот опыт остаётся невостребованным другими педа-гогами.

Нами было проведено исследование, в котором участвовали учебные заведения разного уровня - 62 школы, 5 профессиональных училищ, 4 техникума и колледжа и высшие учебные заведения. Выяснилось, что в 24% учебных заведений уголки и стенды, рассказывающие о государственной символике Российской Федерации и Чувашской Республики, оформлены с нарушениями законов, а в 12 школах их вообще нет. Только в четырёх школах педагогами проводились мероприятия, связанные с изучением государственной символики. Целенаправленная и продуманная работа ведется в негосударственном учебном заведении «Новочебоксарский техникум прикладной биотехнологии», учащиеся которого не только владеют информацией, связанной с государственной символикой России, Чувашии и Новочебоксарска, но и активно участвуют в мероприятиях патриотической направленности - создали и пополняют музей боевой славы, участвуют в походах по местам боевых действий Красной армии во время Великой отечественной войны. О государственных символах современной России респонденты-школьники имеют смутное представление - эти знания можно определить понятием «в общих чертах», то есть люди знают, что флаг России состоит из полос трех цветов, но большинство отвечавших не знают, в каком порядке они расположены и что означают. Многие респонденты не только отказывались отвечать на вопросы анкеты или интервью, но и говорили о том, что «эти вопросы никого не волнуют». Вместе с тем, были и такие, которые не только с сожалением признавал своё невежество, но и активно интересовались историей символики и её значением.

Этот же социологический опрос показал, что вопросы о государственной символике Чувашии поставили в тупик всех респондентов, за исключением школьников 5-7 классов, которые подробно изучают этот вопрос на уроках культуры родного края. Опрос педагогов выявил, что даже преподаватели гуманитарных дисциплин, включая учителей истории, обще-ствознания, литературы, чувашского языка, не смогли дать полных ответов на вопросы об истории и значении государственных символов, 87% от общего числа опрошенных педагогов владеют информацией «в общих чертах»; знают только первые строки гимна России; гимн Чувашии знают только учителя чувашского языка. Некоторые педагоги в интервью объясняли своё нежелание заниматься изучением символики тем, что при нехватке времени главным критерием оценки качества работы и педагогов, и учеников является единый государственный экзамен, в заданиях которого отсутствуют вопросы о символике России. Такое, на наш взгляд, пренебрежительное отношение к символам своего государства, своей республики, своего народа говорит о прогрессирующем национальном нигилизме и космополитизме не только среди учащейся молодёжи, но и среди педагогов, пред-

ставляющих разные возрастные категории. Если не остановить этот разрушительный процесс, в перспективе возможна утрата ценностей национальной культуры как в масштабе республики, так и в масштабе государства, если аналогичные процессы имеют место и в других регионах.

В трёх экспериментальных школах, где в учебно-воспитательный процесс внедрена разработанная нами программа патриотического воспитания, при педагогической диагностике были получены результаты, говорящие о высоком уровне патриотического воспитания учащихся. Также после того как в Чебоксарском институте (филиале) Московского открытого университета началась целенаправленная планомерная работа со студентами и преподавателями (в программы курсов «История Отечества», «Политология» и «Социология» были включены вопросы, касающиеся государственной символики России, Чувашии и других субъектов Российской Федерации), большинство студентов изменили своё отношение к истории и культуре России и Чувашии, что показали результаты промежуточного и итогового контроля знаний по данным дисциплинам. Участие в социологических исследованиях способствовало пробуждению и развитию патриотических чувств, повлияло на активность студентов при участии в научной и общественной работе. В частности, группа студентов, активно участвовавших в опросах, продолжила эту работу в виде создания социального проекта «Значение малых городов Чувашии в истории России», который был представлен на межвузовский конкурс «Я - гражданин России» и получил высокую оценку. В 2008 году на основе данного проекта в Чувашии планируется проведение ряда мероприятий в рамках Международного кубка по спортивной ходьбе в Чебоксарах, в частности, «Фестиваля малых городов».

Проведённое нами исследование показало, что уровень осведомлённости учащейся молодёжи в вопросах о истории и значении государственных символов России и Чувашии оставляет желать лучшего. Причины этого, на наш взгляд, следующие:

1. Влияние на молодёжь средств массовой информации, пропагандирующих западные ценности и установки, а также представляющих историю нашей страны как смену деспотических режимов.

2. Отсутствие государственной и региональной программы, направленной на популяризацию государственной символики.

3. Недостаточное внимание к этим вопросам авторов учебников, в которых содержится крайне скудная информация о символах.

4. Позиция педагогов, ориентирующихся в своей деятельности исключительно на обучение в ущерб воспитанию, скептическое отношение к чувству патриотизма.

5. Отсутствие социологических и педагогических исследований по данному вопросу, на основе которых можно разрабатывать различные методики патриотического воспитания.

6. Недостаточное внимание к вопросам патриотического воспитания и пропаганды государственной

символики со стороны учреждений постдипломного педагогического образования.

В результате анализа данных, полученных в ходе социологического исследования, можно сформулировать следующие рекомендации:

В процессе патриотического воспитания, одним из элементов которого является изучение государственной символики и воспитание уважительного отношения к ней, мы выделяем необходимые составляющие:

- воспитание патриотических чувств школьников и студентов средствами дисциплин гуманитарного цикла, включающих вопросы, касающиеся государственной символики;

- формирование на этой основе патриотических убеждений;

- участие педагогов, учащихся и студентов в различных видах деятельности, носящей патриотический характер;

- продолжение исследований по данной проблеме в образовательных учреждениях разного уровня;

Процесс патриотического воспитания можно условно разделить на два этапа.

1. Формирование знаний об Отечестве, о его символах, гражданском долге через изучение истории России, истории культуры родного края, обществоз-нания, литературы.

2. Разноплановая деятельность патриотической направленности, которая является возможностью практического применения знаний, полученных в ходе учебной деятельности.

Для того чтобы понять, является ли школьник или студент патриотом и в какой степень у него развиты патриотические качества, необходимо сформулировать критерии оценки сформированности патриотических качеств. Их можно разделить на следующие категории:

1) когнитивный (познавательный);

2) личностно-мотивационный;

3) практический (деятельностный).

Опираясь на данные критерии, можно анализировать как деятельность отдельных педагогов, так и педагогических коллективов.

Особенностью современного этапа патриотического воспитания является то, что возрастает значение его регионального и местного компонентов. Это выражается в том, что постепенно создаются региональные концепции, местные и региональные программы, в которых находит отражение специфика патриотического воспитания на всех уровнях - в семье, школе, общественных и государственных организациях.

Нам представляется, что наиболее необходимыми и действенными путями патриотического воспитания являются следующие: использование обновлённого содержания исторического и обществоведческого образования; усиление внимания государства к

вопросам пропаганды государственной символики; создание региональных и местных программ патриотического воспитания с опорой на изучение местного историко-краеведческого материала, в том числе символики городов и районов; активизация научной работы старшеклассников и студентов; расширение масштабов и видов патриотической деятельности; уделение большего внимание системе повышения квалификации педагогов, ориентация их на постоянное обновление знаний.

Ещё в 1981 году Институтом этнографии Академии наук СССР было проведено масштабное исследование, результаты которого были обнародованы в 1988 году. В них отмечалось, что к 80-м годам XX века в Чувашии были зафиксированы тревожные тенденции, свидетельствующие о «размывании» национальной чувашской культуры, об ассимиляции чувашей в русскоязычной среде, о нежелании некоторой части чувашской молодёжи изучать историю, язык и культуру своего народа [7]. К сожалению, публикация этих материалов пришлась на сложный и противоречивый период «перестройки» и результаты этих исследований не нашли практического применения, в частности, в педагогической деятельности школ и высших учебных заведений Чувашии.

Необходимо учесть ошибки прошлого и проводить более глубокие и разносторонние исследования с целью использования данных этих исследований в педагогике.

Современный этап развития России характеризуется усилением роли гуманитарных дисциплин в образовательном процессе. Поэтому одной из главных задач образования становится формирование и развития личности гражданина-патриота. Без этого невозможно представить дальнейшее полноценное развитие государства, возрождение России как великой державы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулич М. Дмитриева Н. // Безопасность Евразии. 2004. № 2. С. 395-411.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»: Постановление Правительства РФ № 122 от 16 февраля 2001 г.// Красная звезда. 2001. - 2 марта.

3. Глазунова И. Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности: Дисс...канд. пед. наук. Липецк, 2002. -174 с.

4. Кожевников С. И. Патриотическое воспитание студентов вузов (на примере изучения социально-гуманитарных дисциплин: Дисс. . канд. пед. наук. Москва, 2005. -303 с.

5. Поддубный Е. Н. Патриотическое воспитание школьников в изменяющейся России: Дисс... канд. пед. наук. Ставрополь., 2004. -184 с.

6. Пилипенко В. Ф. Национальная безопасность Российской Федерации: История. Концепция. Документы: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2005. -128 с.

7. Чуваши: современные этнокультурные процессы. М.: Наука, 1988. -240 с.

Поступила в редакцию 25.04.2007 г. После доработки —18.02.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.