Научная статья на тему 'Государственная символика США и Великобритании в повседневной жизни россиян как признак потери идентичности нации'

Государственная символика США и Великобритании в повседневной жизни россиян как признак потери идентичности нации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1067
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА / КУЛЬТУРНАЯ ЭКСПАНСИЯ / КУЛЬТУРНОЕ ЯДРО / CULTURAL EXPANSION / ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЙНА / INFORMATION AND PSYCHOLOGICAL WARFARE / МАНИПУЛЯЦИЯ / MANIPULATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / NATIONAL IDENTITY / ПОЛИТИКА "МЯГКОЙ СИЛЫ" / POLICY OF "SOFT POWER" / СОЦИАЛЬНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / SOCIAL CONTINUITY / NATIONAL SYMBOL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Старицына Ольга Александровна

В данной статье автор привлекает внимание общественности к такому явлению в современной России, как повсеместное использование изображения государственной символики, в частности, флагов и гербов США и Великобритании не только в одежде, но и практически на всех предметах повседневного спроса. Раскрывается значение государственной символики как знаковой системы, наполненной глубоким содержанием. В статье анализируются причины того, как и почему флаги и гербы чужих государств беспрепятственно распространяются на территории России. Одежда и другие предметы повседневного спроса с изображением флагов и гербов недружественных России стран рассматриваются автором как элемент информационно-психологической войны и средство манипуляции с целью трансформации культурно-исторического самосознания нации, вписывающего в теорию «мягкой силы» Джозефа Ная. В статье также анализируются принципы психологического воздействия на людей и цели, которых намерены достичь страны, проводящие в России политику культурной экспансии. Вследствие этого влияния происходит постепенное расшатывание устойчивости системы, которое может иметь для России серьезные последствия. Кроме того, в статье анализируется восприятие россиянами собственной государственной символики и отношение к ней. В заключение предлагаются меры противодействия этому явлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SYMBOLS OF THE USA AND THE UK IN EVERYDAY LIFE OF RUSSIANS AS SIGN OF LOSS OF THE NATION’S IDENTITY

In this article the author draws attention to the phenomenon in modern Russia, as a widespread usage of the state symbols images such as flags and emblems of the United States and the United Kingdom, not only in clothing, but also in almost all items of daily demand. The significance of national symbols as a sign system is discovered filled with deep meaning. The article analyzes the reasons why and how the flags and emblems of foreign States freely distributed on the territory of Russia. Clothing and other items of daily demand with the image of flags and emblems of Russia unfriendly countries are considered by the author as a part of information and psychological warfare and manipulation means to transform the cultural and historical identity of the nation, fit in Joseph Nye’s theory of “soft power”. The article also analyzes the principles of the psychological impact on the people and the goals that are going to achieve the country, pursuing a policy of cultural expansion in Russia. As a result of this influence there is a gradual loosening of the stability of the system, which may have for Russia serious consequences. In addition, the article analyzes the perception of Russians own state symbols and attitudes. Measures of counteraction to this phenomenon are proposed in conclusion.

Текст научной работы на тему «Государственная символика США и Великобритании в повседневной жизни россиян как признак потери идентичности нации»

Старицына Ольга Александровна ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА ..

УДК 316.773.2

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ РОССИЯН КАК ПРИЗНАК ПОТЕРИ ИДЕНТИЧНОСТИ НАЦИИ

© 2017

Старицына Ольга Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Философия» Уфимский государственный нефтяной технический университет (450062, Россия, Уфа, улица Космонавтов, 1, e-mail: olstar-09@mail.ru)

Аннотация. В данной статье автор привлекает внимание общественности к такому явлению в современной России, как повсеместное использование изображения государственной символики, в частности, флагов и гербов США и Великобритании не только в одежде, но и практически на всех предметах повседневного спроса. Раскрывается значение государственной символики как знаковой системы, наполненной глубоким содержанием. В статье анализируются причины того, как и почему флаги и гербы чужих государств беспрепятственно распространяются на территории России. Одежда и другие предметы повседневного спроса с изображением флагов и гербов недружественных России стран рассматриваются автором как элемент информационно-психологической войны и средство манипуляции с целью трансформации культурно-исторического самосознания нации, вписывающего в теорию «мягкой силы» Джозефа Ная. В статье также анализируются принципы психологического воздействия на людей и цели, которых намерены достичь страны, проводящие в России политику культурной экспансии. Вследствие этого влияния происходит постепенное расшатывание устойчивости системы, которое может иметь для России серьезные последствия. Кроме того, в статье анализируется восприятие россиянами собственной государственной символики и отношение к ней. В заключение предлагаются меры противодействия этому явлению.

Ключевые слова: государственная символика, культурная экспансия, информационно-психологическая война, манипуляция, национальная идентичность, культурное ядро, политика «мягкой силы», социальная преемственность.

STATE SYMBOLS OF THE USA AND THE UK IN EVERYDAY LIFE OF RUSSIANS AS SIGN OF LOSS OF THE NATION'S IDENTITY

© 2017

Staritsyna Olga Aleksandrovna, candidate of sociological sciences- associate professor of the chair «Philosophy»

Ufa State Petroleum Technological University (450062, Russia, Ufa, Kosmonavtov street, 1, e-mail: olstar-09@mail.ru)

Abstract. In this article the author draws attention to the phenomenon in modern Russia, as a widespread usage of the state symbols images such as flags and emblems of the United States and the United Kingdom, not only in clothing, but also in almost all items of daily demand. The significance of national symbols as a sign system is discovered filled with deep meaning. The article analyzes the reasons why and how the flags and emblems of foreign States freely distributed on the territory of Russia. Clothing and other items of daily demand with the image of flags and emblems of Russia unfriendly countries are considered by the author as a part of information and psychological warfare and manipulation means to transform the cultural and historical identity of the nation, fit in Joseph Nye's theory of "soft power". The article also analyzes the principles of the psychological impact on the people and the goals that are going to achieve the country, pursuing a policy of cultural expansion in Russia. As a result of this influence there is a gradual loosening of the stability of the system, which may have for Russia serious consequences. In addition, the article analyzes the perception of Russians own state symbols and attitudes. Measures of counteraction to this phenomenon are proposed in conclusion.

Keywords: national symbol, cultural expansion, information and psychological warfare, manipulation, national identity, policy of "soft power", social continuity

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В течение последних десятилетий в России повсеместно на различных товарах повседневного спроса можно видеть государственную символику чужих стран, в частности, флаги и гербы США и Великобритании. В условиях жесткого противостояния и очень сложных отношений между Россией и Западом распространение государственной символики западных стран кажется нелогичным и парадоксальным. Однако, если рассматривать это явление через призму информационно-психологической войны, проводимой западным миром против России, то становятся понятными причины такого явления.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Значение и роль государственной символики как части политической культуры являются предметом пристального внимания многих ученых и исследователей (Гаджиева К.С., Ларкина Л.Г., Ковригиной Г.Д. и др.). Способы ведения информационно-психологических войн, основанных на различных манипулятивных технологиях, анализируются во многих фундаментальных работах современных советских и российских ученых (Крысько В.Г., Кара-Мурзы С.Г., Якунина В.И., Багдасаряна В.Э., Сулакшина С.С., Дзялошинского И.М., Филимонова Г.Ю., Маркова А.П., Тимофеевой И.Н., Манойло А.В., Конишевского Д.В., Зелинского

С.А., Фролова Ф.С., Васильевой Н.Н., Куликовой Л.В. и др.). Однако проблема распространения государственной символики западных стран в России российскими учеными не рассматривается вовсе.

Формирование целей статьи (постановка задания).

В данной статье автор пытается привлечь внимание общественности к проблеме распространения западной государственной символики на территории России и донести до читателя мысль, что это явление, на фоне происходящих событий, не является случайным и безобидным.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием научных результатов.

В постперестроечные годы в российском обществе наблюдается ряд тревожных негативных тенденций, представляющих собой серьезную угрозу национальной идентичности и самому существованию государства [1]. Причиной этих разрушительных последствий являются глубокие социальные трансформации, деидеологизация и внедрение в общественное сознание принципиально чуждых для нашей страны ценностных ориентаций при отсутствии решительного противодействия [2]. На территории нашей страны осуществляется информационно-психологическая война, которая ведется отнюдь не военными методами [3-6]. Она осуществляется в умах и сознании граждан с помощью информационной и культурной экспансии. «Культурная экспансия характеризует расширение области применения культурных объектов - символов, смыслов и средств их выражения» [2; 77]. Государственная символика, о которой пойдет речь

Старицына Ольга Александровна ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА ...

в статье, относится к области политической культуры. И если многими учеными исследуется и анализируется влияние западного искусства, в частности, музыки, кино, телевидения, Интернета, то проблема распространения государственной символики западных стран находится вне поля зрения специалистов.

«Человек живет в двух мирах - в мире вещей и в мире знаков.» [7; 49]. Флаги и знамена в истории любого государства выступали и выступают символами Родины, доблести, мужества, отваги. Именно такие смыслы закреплены в исторической памяти народа. Потеря знамени во все времена воспринималась как поражение. Спасение знамени всегда считалось подвигом, а люди, осуществившие его, становились героями в глазах народа. [8]

«Национальная идея, национальная идентичность, само существование любого государства немыслимо без главных символов или знаковых атрибутов - герба, флага и гимна, олицетворяющих форму или систему его устройства, комплекс социальных, нормативно-правовых, духовных и иных ценностей, принципов, установок и самое главное - национально-государственный суверенитет» [1; 327-328]. «Государственному флагу отдаются высшие государственные почести. ... Неуважение к нему и его осквернение в той или иной форме рассматриваются как оскорбление чести нации и государства. Наряду с флагом, страна отождествляется с ее гербом.» [1; 330]. Государственная символика создается с целью объединения народа и служит средством его национальной идентичности.

Мы живем в условиях обострившихся противоречий, санкций, оголтелой русофобии, постоянных нападок со стороны западных государств и, в первую очередь, США и всего англо-саксонского мира, и тот факт, что многие жители России охотно носят одежду с изображением флагов стран, испытывающих ненависть к их стране, наводит на размышление. Противостояние России и Запада существует на протяжении многих веков, но никогда в России флаги чужих стран на различных товарах не тиражировались в таком масштабе.

Эта проблема вписывается в теорию Джозефа Ная, который разделяет силу Америки на «жесткую силу» и «мягкую силу». Под «жесткой силой» имеется в виду совокупная политическая, экономическая и финансовая мощь США. Под «мягкой силой» понимается скрытое вмешательство в сфере культуры и идеологии. «Мягкая сила» - это «привлекательная» сила, то, посредством чего можно привлечь, расположить людей. Средствами реализации «мягкой силы» являются ценности, массовая культура и образ жизни. [9].

«Мягкая сила» в международной деятельности проявляет себя как скрытая экспансия западного и, в первую очередь, американского образа жизни, ценностей, мировосприятия, кардинально отличающихся от русского. Интенсивное общемировое культурное влияние США оказалось эффективным инструментом внешнеполитического курса американского правительства и инструментом обеспечения национальных интересов США. [10; 34-35], [11].

По сути, США и Великобритания выступают в качестве стран-агрессоров, проводящих свою экспансионистскую политику в информационно-культурной среде России. Россия же, в этом контексте, выступает как государство-жертва, являющееся целью захватнической политики государств-агрессоров. [9]. Внешние образы государственной символики США и Великобритании с заложенными в нем смыслами меняют сознание населения целевого государства, подменяют национальные ценности и национальную идентичность народа [9].

Другими словами, это непрямая агрессия со стороны США и Великобритании с целью подрыва традиционных устоев общества, воспитания и подготовки лояльных групп населения для проникновения во все сферы жизнедеятельности государства-жертвы [12, 13]._

Проблема осложняется процессами глобализации, беспрепятственно открывающими все границы, что позволяет заинтересованным группам легко распространять сферы своего влияния и осуществлять различные манипуляции [14]. Всё это очень похоже на несиловой метод ведения войны. «В информационном обществе сфера распространения экспансии - это не только захват чужих территорий и рынков сбыта, но и информационных пространств. Ядром информационного пространства является общественное сознание и массовая психика.» [9]. И вещи здесь представляют собой эдакого «троянского коня», с помощью которого в лагерь противника можно пронести свои идеи, ценности и смыслы, так как вещи, являясь носителем материальной культуры, формируют среду, в которой живет человек. В вещах «заложены» сообщения, которые «считываются» людьми на бессознательном уровне и влияют на их мироощущение и мировосприятие.

Если человек изо дня в день пользуется вещами с изображением государственной символики США и Великобритании, в его сознании происходит замещение своего родного на чужое. Толковый словарь Ожегова определяет слово «чужой» следующим образом: 1. Не свой, не собственный, принадлежащий другим; 2. Не родной, не из своей семьи, посторонний; 3. Далекий по духу, по взглядам [15; 877]. Постепенно, шаг за шагом происходит процесс привыкания, и чужая госсимволика уже не воспринимается как нечто «не свое, принадлежащее другим и далекое по духу». Опасность состоит еще и в том, что многие родители, не понимая, что они, являясь объектом и одновременно средством манипулятив-ного воздействия, покупают детям футболки, джинсы или курточки с флагами США и Великобритании, кладут в портфель тетрадки, ручки и пеналы с той же символикой, с раннего детства встраивая в сознание своих детей чужие коды, которые ими будут восприниматься как свои.

Вот что пишет С.Г. Кара-Мурза в своей книге «Манипуляция сознанием»: «Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как ее соавтор, соучастник. Только, если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели - и начинает действовать по новой программе - манипуляция состоялась. А если он усомнился, уперся, защитил свою духовную программу, он жертвой не становится. Манипуляция -это не насилие, а соблазн.» [7; 14]. Когда слышишь в студенческой среде, что «Барак Обама - харизматичный лидер», а «Россия себя плохо ведет» и читаешь на форумах в Интернете высказывания молодых людей, что они носят одежду с изображением государственной символики США и Великобритании, потому что «лично мне американцы не сделали ничего плохого», «мне нравится сочетание цветов» или «я ношу такие вещи, и к политике это не имеет никакого отношения», понимаешь, что манипуляция состоялась.

Как может считываться государственная символика США и Великобритании на одежде и других вещах россиян нашими недругами? История говорит нам о том, что, когда вражеские войска входили на территорию других государств, и те сдавались без боя, то вывешивались флаги и знамена завоевателей. Население побежденных стран с помощью знаков, значение которых интерпретировалось однозначно, передавало сообщение о том, что они не будут оказывать сопротивление захватчикам и принимают их условия как побежденная сторона. Представим себе такую ситуацию, что накануне Великой Отечественной войны часть населения Советского Союза не только разгуливала бы с символикой фашистской Германии, но и считала бы это престижным. Победила бы наша страна в той войне?

По сути, изменение сознания каждого отдельного человека расшатывает устойчивость системы и ведет к

Старицына Ольга Александровна социологические

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА ... науки

трансформации «культурного ядра» общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков.» [7; 38]. «Пока это ядро стабильно, в обществе имеется устойчивая коллективная воля, направленная на сохранение существующего порядка. Подрыв «культурного ядра» и разрушение коллективной воли есть условие перемен. Создание этого условия - точечная агрессия в культурное ядро, - все это, в конечном итоге, образует усилие, которое рождает новую коллективную волю, однородность которой способствует перемене существующего порядка.» [16; 64]

И здесь можно говорить о нарушении социальной преемственности. «Социальная преемственность - это объективная социокультурная закономерность постоянного воспроизводства общественных отношений, встроенных в социокультурную матрицу (основу социального порядка любого общества, народа или государства). Благодаря социальной преемственности осуществляется отбор, сохранение, освоение, передача и переработка опыта всех предшествующих поколений.» [17; 64] Если эту цитату рассматривать через призму нашей темы, то происходит сохранение, освоение и передача опыта государств, считающих нашу страну главной угрозой всему миру.

Переформатирование социокультурного кода нации происходит с помощью трансформации культурной идентичности человека. Культурная идентичность приобретается в процессе воспитания в определенной культурной среде и сфокусирована на принадлежности к своей культуре [18; 88]. Разрушение культурной идентичности происходит постепенно, неспешно, шаг за шагом. Например, символика недружественных нам стран активно тиражируется средствами массовой информации. Засилие американского кино на экранах телевизоров и кинотеатров, в Интернете, где государственная символика постоянно находится в поле зрения людей, сидящих у экранов или в залах кинотеатров. Известно, что многократное повторение и слов, и образов надежно закрепляется в памяти людей, затем происходит вытеснение и замещение прежних представлений новыми, трансформируются установки и мировоззрение каждой отдельной личности. Отсутствие отечественной легкой промышленности также можно рассматривать как одну из причин распространения чужой госсимволики. Вещи повседневного спроса с флагами и гербами США и Великобритании в огромных количествах завозятся из зарубежных стран и этому процессу в нашей стране нет никакого противодействия.

Справедливости ради стоит отметить, что, по-видимому, благодаря успехам России во внешнеполитической деятельности, отношение к российской государственной символике тоже меняется. По данным опроса об отношении граждан к использованию государственной символики в быту, проведенного аналитиками ВЦИОМ 13-14 августа 2016 г. в 130 населенных пунктах России, в котором приняли участие 1600 человек, «каждый второй житель страны готов использовать российский флаг в повседневной жизни: вывесить триколор на своем доме или носить одежду с ним. ... Наибольшей поддержкой пользуются такие действия, как ношение одежды с изображением флага или герба России (43% считают, что это заслуживает поощрения, 45% не видят в этом ни положительного, ни отрицательного), вывешивание флагов (41% и 48%, соответственно), размещение символики на машинах (38% и 42%). Около половины наших сограждан сами готовы надеть футболку или кепку с государственной символикой (46%), повесить на своем доме российский флаг (45%). Более трети (38%) могли бы украсить им свой автомобиль. При этом опрошенные более сдержанно относятся к тиражированию государственной символики на посуде и других предметах быта, а также к изображению 354

триколора на лице.» [19]. Аналитики видят в ответах на поставленные вопросы положительную динамику, так как в опросе 2006 года 62% респондентов заявили, что они не согласились бы надеть одежду или головной убор с изображением российской государственной символики [19].

Однако у многих респондентов российский флаг и герб больше всего ассоциируются с административными органами (30%), со спортивными достижениями (20%) и с праздниками (20%). Эмоциональное восприятие символов россиянами далеко не одинаково - от возвышенных (50%) до снисходительных (25%) и даже негативных (15%). Безразличных - 10%» [20]. Поскольку в отношении российской символики есть положительные тенденции, их нужно отслеживать и усиливать. Это крайне важно для сохранения суверенитета страны и национальной безопасности. Кроме того, нужно и важно не только усилить патриотическое воспитание молодежи, активно проводить мероприятия по популяризации государственной символики России, разъяснять ее значение и роль в истории страны, но и объяснять подрастающему поколению, какую угрозу для нашей страны представляет распространение госсимволики США, Великобритании и других западных стран.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гаджиев К.С. Сравнительный анализ национальной идентичности США и России. М.: Логос. 2013. 408 с.

2. Васильева Н.Н. Культурная экспансия как основная угроза национальной безопасности России. 2012. № 2. С.276-278.

3. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / Под общ.ред. А.Е.Тараса. Мн.: Харвест, 1999. 448 с.

4. ЗелинскийС.А. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Скифия. СПб. 2008. http://www.evartist.narod.ru/text24/0001.htm

5. Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Новые технологии борьбы с российской действительностью. Научный эксперт, 2009. Научная монография. 424 с.

6. Тимофеева И.Н. Информационная война против России: состояние и проблемы // Конфликтология. 2008. № 4. С.64-76.

7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005. 864 с.

8. Ларкин Л.Г. Символика военной культуры в социуме // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 9 (137). С.27-31.

9. Фролов Ф.С. Культурно-лингвистическая экспансия: понятие и содержание // Научно-информационный журнал Армия и общество. - 2012. № 3 (31). С.26-30.

10. Филимонов Г.Ю. Молодежные субкультуры как инструмент политики США // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2008. № 1. С.34-45.

11. Манойло А.В. Информационно-психологическая война: трансграничное сотрудничество и угрозы национальной безопасности в информационно-психологической сфере. Дневник АШПИ. 2004. № 19-20. С.226-234.

12. Фролов Ф.С. Культурно-лингвистическая экспансия: геополитический аспект // Научно-информационный журнал Армия и общество. 2014. № 4 (41). С.17-22.

13. Марков А.П. Конфликт культурно-антропологических матриц России и Запада как источник информационных войн // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусства. 2016. № 36. С.13-24.

14. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в масс-медиа // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2005. № 1. С.29-55.

15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «АЗЪ», 1995. 928 с.

16. Конишевский Д.В. Манипулятивное воздействие как феномен регуляции социокультурных процессов // Инновационная экономика. 2013. № 1 (1). С.63-67_

Старицына Ольга Александровна ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА ...

17. Полюшкевич О.А. Социокультурная преемственность и консолидация общества // Социология власти. 2011. № 4. С. 59-66.

18. Куликова Л.В. Коммуникация. Стиль. Интеркультура: прагмалингвистические и культурно-антропологические подходы к межкультурному общению. Красноярск. 2011. 268 с.

19. РИА Новости. Каждый второй россиянин готов вывесить флаг на доме https://ria.ru/society /20160819/1474746172.Ыш1 (дата обращения 22.01.17.)

20. Ковригина Г.Д. Значение и восприятие государственных символов в современном российском обществе // Дискуссия. № 7 (59). 2015. С.91-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.