Научная статья на тему 'К вопросу об использовании государственной символики в субъектах Российской Федерации'

К вопросу об использовании государственной символики в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1349
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РФ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН / НАИМЕНОВАНИЕ (КАК СЛОВЕСНЫЙ СИМВОЛ) / СТОЛИЦА (АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР) / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДНИ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РФ / STATE SYMBOLS OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE STATE EMBLEM / THE STATE FLAG / THE NATIONAL ANTHEM / THE NAME (VERBAL SYMBOL) / THE CAPITAL (ADMINISTRATIVE CENTER) / PUBLIC HOLIDAYS AND MEMORIAL DAYS / RESPONSIBILITY / NORMATIVE LEGAL ACTS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безруков Андрей Вадимович

Одной из актуальных является проблема использования государственной символики в субъектах Российской Федерации. Отмечается разнообразие государственных символов в субъектах Российской Федерации, которые отражают исторические и культурные особенности развития того или иного субъекта Российской Федерации. Государственная символика отражает «конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации». В статье подтверждается вывод о том, что не сформирована единая правовая основа регулирования порядка принятия, утверждения и использования государственной символики в субъектах Российской Федерации. Первоочередно данное связано с тем, что данный вопрос относится к исключительной компетенции субъекта Российской Федерации, и каждый регион самостоятельно принимает решение по вопросам регулирования и использования символики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE USE OF STATE SYMBOLS IN THE RUSSIAN FEDERATION

One urgent problem is the use of state symbols in the Russian Federation. There is a multitude of state symbols in the Russian Federation, which reflect historical and cultural characteristics of the development of this or that region of the Russian Federation. State symbols reflects the constitutional-legal status of regions of the Russian Federation. The article confirms the conclusion that no integrated legal framework for the regulation of the procedure for the adoption, approval and use of state symbols in the Russian Federation. Primarily this is because this issue is the exclusive competence of regions of the Russian Federation and each region decides on the management and use of symbolism.

Текст научной работы на тему «К вопросу об использовании государственной символики в субъектах Российской Федерации»

УДК 343.323

А. В. Безруков

ассистент, кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия

К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Одной из актуальных является проблема использования государственной символики в субъектах Российской Федерации. Отмечается разнообразие государственных символов в субъектах Российской Федерации, которые отражают исторические и культурные особенности развития того или иного субъекта Российской Федерации. Государственная символика отражает «конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации». В статье подтверждается вывод о том, что не сформирована единая правовая основа регулирования порядка принятия, утверждения и использования государственной символики в субъектах Российской Федерации. Первоочередно данное связано с тем, что данный вопрос относится к исключительной компетенции субъекта Российской Федерации, и каждый регион самостоятельно принимает решение по вопросам регулирования и использования символики.

Ключевые слова: государственный символика РФ, государственный герб, государственный флаг, государственный гимн, наименование (как словесный символ), столица (административный центр), государственные праздники и памятные дни, ответственность, нормативно-правовые акты субъектов РФ.

A. V. Bezrukov

Assistant, department of Criminal Law Penza State University, Penza, Russia

TO THE QUESTION OF THE USE OF STATE SYMBOLS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. One urgent problem is the use of state symbols in the Russian Federation. There is a multitude of state symbols in the Russian Federation, which reflect historical and cultural characteristics of the development of this or that region of the Russian Federation. State symbols reflects the constitutional-legal status of regions of the Russian Federation. The article confirms the conclusion that no integrated legal framework for the regulation of the procedure for the adoption, approval and use of state symbols in the Russian Federation. Primarily this is because this issue is the exclusive competence of regions of the Russian Federation and each region decides on the management and use of symbolism.

Key words: state symbols of the Russian Federation, the state emblem, the state flag, the national anthem, the name (verbal symbol), the capital (administrative center), public holidays and memorial days, responsibility, normative legal acts of subjects of the Russian Federation.

Научный интерес представляет вопрос правового регулирования государственной символики субъектов РФ, который затрагивает проблемы принятия, утверждения и использования символов.

Принятие на региональном уровне законов, которые регулируют геральдические вопросы, предполагает, в свою очередь, и урегулирование правил использования государственных символов. Необходимо отметить, что в основном все субъекты РФ на законодательном уровне закрепили положения, которые определяют ситуации использования официальной символики. В отдельных случаях вопросы «...официального использования своих символов нормативно отрегулированы достаточно широко и подробно, в других - нормативно закреплены лишь некоторые из них..» [12].

Примером подробного регулирования государственной символики является законодательство г. Москвы. Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 11.06.2003 № 40 «О государственной и муниципальной символике в городе Москве» (далее по тексту - Закон г. Москвы от 11.06.2003 № 40) [2] официальное использование государственной символики г. Москвы устанавливается законами г. Москвы и Положением об официальных государственных символах административных округов, утверждаемым Правительством Москвы (ст. 19). Государственная символика г. Москвы используется при художественном оформлении города в дни государственных праздников Российской Федерации и праздников г. Москвы, при проведении торжественных мероприятий, а также в качестве постоянных элементов оформления территории города. Художественное оформление территории г. Москвы осуществляется с преимущественным использованием цветов герба г. Москвы: темно-красного, голубого, серебряного, золотого, черного. Допускается воспроизведение серебряного и золотого цветов как белого и желтого соответственно (ст. 21 Закона г. Москвы от 11.06.2003 № 40) [2].

В ст. 25 законодательного акта регламентированы требования, предъявляемые к использованию государственной символики г. Москвы, а именно:

- использование государственной символики г. Москвы должно соответствовать требованиям Закона от 11.06.2003 № 40 и законов г. Москвы, устанавливающих официальные государственные символы г. Москвы;

- использование изображений герба и флага г. Москвы на бланках, печатях и штампах разрешается только государственным органам г. Москвы (использование изображений герба и флага г. Москвы на вывесках допускается только в случаях, установленных законами г. Москвы);

- не допускается использование государственной символики г. Москвы: а) в сочетании с текстом и изображениями, посягающими на права жителей г. Москвы, их честь и достоинство, национальные и религиозные чувства и профессиональную принадлежность; б) в искаженном или неточном виде;

- использование словесных символов г. Москвы должно отвечать словообразовательным и стилистическим нормам современного русского языка. Словесные обозначения, составленные с использованием словесных символов г. Москвы, должны быть благозвучными, удобными для произношения, легко запоминающимися, при составлении на иностранном языке должны иметь правильное воспроизведение на русском языке;

- используемые архитектурно-мемориальные символы города Москвы должны быть легко узнаваемы.

Постановлением Правительства Москвы от 27.03.2015 № 147-ПП утвержден порядок использования государственной символики г. Москвы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями [8]. В соответствии с законодательным актом использование государственной символики г. Москвы осуществляется при следующих условиях:

- необходимо соблюдение методических указаний и инструкций по вопросам создания и использования государственной символики, издаваемых Геральдическим советом г. Москвы (в том числе по вопросам ее размещения на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений и в помещениях);

- герб и флаг г. Москвы воспроизводятся (изготавливаются, размещаются, наносятся на поверхности предметов и материалов), в том числе в электронной форме: 1) в виде цветного или одноцветного (с использованием условной штриховки для обозначения цветов или без нее), объемного или графического изображения; 2) в различной технике исполнения; 3) с обеспечением точного цветового (кроме случаев одноцветного воспроизведения) и изобразительного соответствия их установленному описанию и изображению;

- гимн г. Москвы разрешается использовать без искажения его музыкальной редакции и текста, в том числе клавира гимна, партитуры для большого симфонического оркестра с хором и партитуры торжественных позывных;

- использование государственной символики г. Москвы с указанием на одобрение, а также поддержку органами государственной власти или органами местного самоуправления юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, их деятельности или продукции допускается при наличии письменного подтверждения соответствующего органа об одобрении и (или) поддержке указанных лиц, их деятельности или продукции;

- используемая в общественных местах, а также на объектах благоустройства, включая внешние поверхности зданий, строений и сооружений, государственная символика г. Москвы и ее изображения должны поддерживаться в чистом и целостном состоянии, при необходимости регулярно обновляться, в том числе в случаях износа или повреждения, которые привели к утрате или искажению элементов государственной символики города Москвы;

- использование юридическими лицами в их наименованиях (фирменных наименованиях) словесных символов г. Москвы осуществляется при наличии согласования Геральдическим советом г. Москвы такого использования (без согласования Геральдическим советом г. Москвы использование юридическим лицом в его наименовании словесных символов г. Москвы не допускается, за исключением случаев, когда право на использование словесных символов г. Москвы в наименовании юридического лица предоставлено правовыми актами г. Москвы; а также юридическим лицам, филиалам и представительствам юридических лиц, если словесные символы г. Москвы используются для обозначения места нахождения (места государственной регистрации) данных юридических лиц, филиалов и представительств юридических лиц в г. Москве).

В Положении предусмотрены требования, при которых «...использование государственной символики г. Москвы не должно быть связано с нарушением законодательства РФ и правовых актов г. Москвы, в том числе о противодействии экстремистской деятельности, о свободе совести и о религиозных объединениях, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию; с проявлением неуважения к РФ, г. Москве, а также должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления; с причинением вреда органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также

нарушением их прав и охраняемых законом интересов; с оскорблением государственной символики г. Москвы, не должно ее порочить, а также являться надругательством над ней; с введением в заблуждение относительно принадлежности юридического лица или индивидуального предпринимателя, использующего государственную символику г. Москвы, к органам государственной власти, органам местного самоуправления, подведомственным им организациям, а также к деятельности данных органов и организаций; с информацией и материалами, пропагандирующими насилие и жестокость, а также порнографического и эротического характера; с пропагандой производства, реализации и употребления алкогольной продукции, табачной продукции и табачных изделий; с использованием иностранных слов и выражений, сочетание с которыми приводит к негативному смысловому, визуальному, звуковому восприятию государственной символики г. Москвы; с использованием бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории (положения), возраста, языка человека и гражданина, религиозных символов, объектов культурного наследия, а также в сочетании с текстами и изображениями, нарушающими права граждан, оскорбляющими их национальные и религиозные чувства или содержащими сведения, порочащие честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц» (п. 4). Также не допускается:

- использование государственной символики г. Москвы в рекламе, в том числе с целью указания на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами, за исключением социальной рекламы, распространение которой осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами РФ и правовыми актами г. Москвы;

- изготовление, реализация, а также использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями печатей, штампов, бланков удостоверений, грамот и иных документов с изображениями герба и флага г. Москвы, за исключением их изготовления в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- нанесение изображений герба и флага г. Москвы на покрытия дорог (улично-дорожной сети), тротуаров, пешеходных зон, велосипедных и пешеходных дорожек.

Использование юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями государственной символики г. Москвы с нарушением правил является нарушением законодательства г. Москвы и влечет за собой административную ответственность. Помимо выше приведенных еще более 200 законодательных актов г. Москвы затрагивают в определенной степени вопросы регулирования государственной символики (к примеру, это Постановление Правительства Москвы от 14.09.2004 № 624-ПП «О Геральдическом реестре города Москвы» [7], Закон г. Москвы от 31.05.2000 № 15 «О мировых судьях в городе Москве» [1], Закон г. Москвы от 11.06.2003 № 39 «О гербе города Москвы» [3], Закон г. Москвы от 11.06.2003 № 38 «О флаге города Москвы» [4], Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 78 «О Знамени города Москвы» [5], Указ Мэра Москвы от 01.10.2003 № 50-УМ «Об утверждении гербовой эмблемы и флага Юго-Восточного административного округа города Москвы» [6] и др.).

Иной подход законодательного регулирования вопросов символики продемонстрирован в Пензенской области. Устав Пензенской области от 10 сентября 1996 г. в ст. 10 закрепляет: «.Пензенская область имеет собственные официальные символы: флаг, герб и гимн Пензенской области; описание, художественно-графическое изображение и порядок применения (использования) официальных символов Пензенской области утверждаются законами Пензенской области» [9].

Закон Пензенской области от 14 января 1999 г. № 133-ЗПО «О гербе Пензенской области» в единой статье утвердил порядок воспроизведения, размещения и использования изображения герба Пензенской области (ст.3) [10]. Так, при воспроизведении герба Пензенской области должно быть обеспечено его цветовое и изобразительное соответствие оригиналу и описанию герба. Допускается воспроизведение герба отличных от оригинала размеров в виде цветного или одноцветного, объёмного или графического изображения, в различной технике исполнения и из различных материалов при условии соблюдения знаково-символического содержания герба и сохранения пропорций изображения. Воспроизведение всех трех версий герба равнозначно. Герб Пензенской области не может быть использован в качестве геральдической основы гербов (геральдических знаков) муниципальных и административно-территориальных образований Пензенской области (за исключением города Пензы), общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций.

Допустимо размещения изображения герба Пензенской области:

- на здании Законодательного Собрания и Правительства Пензенской области;

- в залах заседаний Законодательного Собрания и Правительства Пензенской области;

- в служебном кабинете Губернатора Пензенской области;

- в служебном кабинете Председателя Законодательного Собрания Пензенской области;

- на официальных печатных изданиях органов государственной власти Пензенской области;

- на зданиях и в служебных кабинетах руководителей официальных представительств Пензенской области за границей, в федеральных органах государственной власти и субъектах Российской Федерации;

- на зданиях органов государственной власти Пензенской области, их структурных подразделений;

-на печатях, штампах и бланках органов государственной власти Пензенской области;

- на указателях границ Пензенской области при въезде на её территорию;

- на зданиях Пензенского областного суда, арбитражного суда Пензенской области, прокуратуры Пензенской области;

- на административных зданиях, в которых располагаются органы местного самоуправления в Пензенской области;

- в залах судебных заседаний Пензенского областного суда, арбитражного суда Пензенской области, заседаний Избирательной комиссии Пензенской области;

- в помещениях торжественной регистрации рождения и брака;

- в местах проведения мероприятий областного, межрегионального, федерального и международного масштаба;

- на Почётных грамотах органов государственной власти Пензенской области;

- на Почетной грамоте Губернатора Пензенской области и Председателя Законодательного Собрания Пензенской области;

- на транспортных средствах Губернатора Пензенской области и Председателя Законодательного Собрания Пензенской области;

- на транспортных средствах управления внутренних дел Пензенской области;

- на приглашениях, вымпелах, памятных медалях, значках, сувенирах, изготавливаемых по заказу органов государственной власти Пензенской области;

- на нагрудных знаках, удостоверениях, личных бланках, штампах, визитных карточках лиц, замещающих государственные должности Пензенской области, и государственных служащих Пензенской области, лиц, замещающих муниципальные должности в Пензенской области, и муниципальных служащих в Пензенской области, на удостоверениях помощников депутатов Законодательного Собрания Пензенской области и представительных органов местного самоуправления;

- на нагрудных знаках и удостоверениях лиц, имеющих почетные звания Пензенской области. Все иные случаи использования изображения герба Пензенской области, а также порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков и печатей с воспроизведением герба Пензенской области, устанавливаются Губернатором Пензенской области.

Положения обязательного и допустимого официального использования такого государственного символа, как флаг Пензенской области, отражены в Законе Пензенской области от 18 ноября 2002 года № 407-ЗПО «О флаге Пензенской области» [11].

Нарушение выше обозначенных положений использования всех символов Пензенской области влечет ответственность в соответствии с законодательством региона. Подобное правовое регулирование вопросов символики представлено в большинстве субъектов РФ (в частности, аналогом выступает законодательство Воронежской, Ивановской, Омской, Челябинской области, Краснодарский край и др.). Данное вызывает дисбаланс в правовом поле. В связи с вышеизложенным представляется, что анализ регионального законодательства (на примере отдельных субъектов РФ) свидетельствует о том, что для субъектов РФ важным является наличие собственной символики. Законодательные акты субъектов РФ в большей или меньшей степени регулируют вопросы принятия, утверждения, использования государственных символов. Бесспорным выступает вывод К.В. Ну-жина о том, что «..практика использования символики субъекта РФ осложнена, поскольку нет единого для всех регионов перечня случаев, когда она должна применяться и мест, где ее применение необходимо».

Список использованной литературы

1. Нужин К.В. Конституционно-правовое регулирование государственной символики в субъектах Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02/ Нужин К.В. — Саранск, 2009. — 23 с.

2. О Геральдическом реестре города Москвы» (вместе с «Положением о Геральдическом реестре города Москвы»): постановление Правительства

Москвы от 14.09.2004 № 624-ПП / Бизнес-издание «Сейчас.ру» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.lawmix.ru/mskzk/13972 (дата обращения: 22.04.2015).

3. О гербе города Москвы: закон г. Москвы от 11.06.2003 № 39 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/380294/ (дата обращения: 26.04.2015).

4. О гербе Пензенской области: закон Пензенской области от 14 января 1999 г. № 133-ЗПО / / Официальный сайт Законодательного Собрания Пензенской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zspo.ru/about/legislative/5704/ (дата обращения: 24.04.2015).

5. О государственной и муниципальной символике в городе Москве: закон г. Москвы от 11.06.2003 № 40 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/ 380295// (дата обращения: 28.04.2015).

6. О Знамени города Москвы: закон г. Москвы от 24.11.2004 № 78 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/382312/ (дата обращения: 28.04.2015).

7. О мировых судьях в городе Москве: закон г. Москвы от 31.05.2000 № 15 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/374587/ (дата обращения: 20.04.2015).

8. О порядке использования государственной символики города Москвы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями» (вместе с «Положением о порядке использования государственной символики города Москвы юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями»): постановление Правительства Москвы от 27.03.2015 № 147-ПП // Вестник Мэра и Правительства Москвы. — 2015. — № 19. — 7 апреля.

9. О флаге города Москвы: закон г. Москвы от 11.06.2003 № 38 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/380288/ (дата обращения: 27.04.2015).

10. О флаге Пензенской области: закон Пензенской области от 18 ноября 2002 года № 407-ЗПО / Официальный сайт Законодательного Собрания Пензенской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zspo.ru/about/legislative/5705/ (дата обращения: 20.04.2015).

11. Об утверждении гербовой эмблемы и флага Юго-Восточного административного округа города Москвы: указ Мэра Москвы от 01.10.2003 № 50-УМ / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/380531/ (дата обращения: 23.04.2015).

12. Устав Пензенской области (Принят Законодательным Собранием Пензенской области 10 сентября 1996 г. / Официальный сайт Законодательного Собрания Пензенской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zspo.ru/about/legislative (дата обращения: 25.04.2015).

References

1. Nuzhin K.V. Konstitutsionno-pravovoe regulirovanie gosudarstven-noi simvoliki v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. iurid. nauk: 12.00.02 [Constitutional and legal regulation of the state symbolic in regions of the Russian Federation: abstract diss. of cand. of law]. Saransk, 2009, 23 p.

2. O Geral'dicheskom reestre goroda Moskvy» (vmeste s «Polozheniem o Geral'dicheskom reestre goroda Moskvy»): postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 14.09.2004 № 624-PP (On the Heraldic register of Moscow" (with "The provision on the Heraldic register of Moscow"): resolution of the government of Moscow from 14.09.2004 no. 624-PP). Available at: https://www.lawmix.ru/mskzk/ 13972 (accessed 22.04.2015).

3. O gerbe goroda Moskvy: zakon g. Moskvy ot 11.06.2003 № 39 (On a municipal coat of arms of Moscow: law of Moscow from 11.06.2003 no. 39). Available at: http://base.garant.ru/380294/ (accessed 26.04.2015).

4. O gerbe Penzenskoi oblasti: zakon Penzenskoi oblasti ot 14 ianvaria 1999 g. № 133-ZPO (On the coat of arms of the Penza region: law of the Penza region of January 14, 1999 no. 133-ZPO). Available at: http://www.zspo.ru/ about/legislative/5704/ (accessed 24.04.2015).

5. O gosudarstvennoi i munitsipal'noi simvolike v gorode Moskve: zakon g. Moskvy ot 11.06.2003 № 40 (On the state and municipal symbolic in the city of Moscow: law of Moscow from 11.06.2003 no. 40). Available at: http://base.garant.ru/380295// (accessed 28.04.2015).

6. O Znameni goroda Moskvy: zakon g. Moskvy ot 24.11.2004 № 78 (On the Banner of the city of Moscow: law of Moscow from 24.11.2004 no. 78). Available at: http://base.garant.ru/382312/ (accessed28.04.2015).

7. O mirovykh sud'iakh v gorode Moskve: zakon g. Moskvy ot 31.05.2000 № 15 (On magistrates in the city of Moscow: law of Moscow from 31.05.2000 no. 15). Available at: http://base.garant.ru/374587/ (accessed 20.04.2015).

8. On an order of use of the state symbolic of the city of Moscow by legal entities and individual entrepreneurs" (with "The provision on an order of use of the state symbolic of the city of Moscow by legal entities and individual businessmen"): resolution of the government of Moscow from 27.03.2015 no. 147-PP. Vestnik Mera i Pravitel'stva Moskvy = Bulletin of the Mayor and Government of Moscow, 2015, no. 19, 7 April.

9. O flage goroda Moskvy: zakon g. Moskvy ot 11.06.2003 № 38 (On a flag of the city of Moscow: law of Moscow from 11.06.2003 no. 38). Available at: http://base.garant.ru/380288/ (accessed 27.04.2015).

10. O flage Penzenskoi oblasti: zakon Penzenskoi oblasti ot 18 noiabria 2002 goda № 407-ZPO (On a flag of the Penza region: law of the Penza region of November 18, 2002 no. 407-ZPO). Available at: http://www.zspo.ru/about/ legislative/5705/ (accessed 20.04.2015).

11. Ob utverzhdenii gerbovoi emblemy i flaga Iugo-Vostochnogo adminis-trativnogo okruga goroda Moskvy: ukaz Mera Moskvy ot 01.10.2003 № 50-UM (On the statement of a stamp emblem and flag of Southeast Administrative District of Moscow: decree of the Mayor of Moscow from 1.10.2003 no. 50-UM). Available at: http://base.garant.ru/380531/ (accessed 23.04.2015).

12. Ustav Penzenskoi oblasti (Priniat Zakonodatel'nym Sobraniem Penzenskoi oblasti 10 sentiabria 1996 g. (The charter of the Penza region (It is accepted by Legislative Assembly of the Penza region on September 10, 1996). Available at: http://www.zspo.ru/about/legislative (accessed 25.04.2015).

Информация об авторе

Безруков Андрей Вадимович - ассистент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: olesia_8013-10@mail.ru.

Author

Bezrukov Andrey Vadimovich - Assistant, department of Criminal Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russia, e-mail: olesia_8013-10@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.