Научная статья на тему 'Ценность и традиция как социокультурные аспекты формирования государственной геральдической системы России'

Ценность и традиция как социокультурные аспекты формирования государственной геральдической системы России Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
91
34
Поделиться

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Павлычева Е. А.

В статье прослеживается развитие российской геральдики от единичного государственного символа (герба) к геральдической системе. Проведен подробный контент-анализ описаний современных: 1) официальной символики РФ; 2) областной и городской геральдики России. Геральдическая система России рассматривается на различных уровнях (макро, мезо и микро). Выявляются характерные для этих уровней символически воплощенные социокультурные аспекты. Отмечается тенденция фиксации в символах: 1) глобальных ценностных установок на макро уровне; 2) исконных социокультурных и ценностных традиций на мезо и микро уровнях.

Value and Tradition as Socio-cultural Aspects of Russian State Heraldic System Formation

The development of Russian heraldry from a single symbol (National Emblem) to the heraldic system is researched. Detailed content-analysis of contemporary symbols descriptions is carried out in two directions: 1) the analysis of official symbols of Russian Federation, 2) the analysis of Russian regional and municipal heraldic systems. Russian heraldic system is studied at three levels (macro, mesa and micro ones). Symbolically realized socio-cultural aspects typical for these levels are distinguished. The following tendencies fixed in symbols are marked: the global values expose themselves at macro level, and original socio-cultural traditions manifest themselves at mesoand micro levels.

Текст научной работы на тему «Ценность и традиция как социокультурные аспекты формирования государственной геральдической системы России»

Е. А. Павлычева

ЦЕННОСТЬ И ТРАДИЦИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Геральдический символ представляет собой соединение двух категорий: образа и идеи. Образ включает в себя обычно несколько символических элементов (фигуры, цвета, формы герба и флага или сочетание звуков в мелодии гимна). Эти элементы являются системой кодов, обладающих значимым для общества культурно-историческим смыслом — идеей.

Первым и долгое время единственным символом Руси был государственный герб: двуглавый орел с распростертыми крыльями, с изображением на груди всадника, поражающего копьем змея; орел увенчан тремя коронами с восьмиконечными крестами, в лапах орла — скипетр и держава. Герб имел официальное описание и трактовку. Анализируя объяснение герба, данное при Иоанне Грозном, можно выделить следующие основные идеи. Во-первых, — православие, обозначенное восьмиконечным крестом; самодержавие, зафиксированное в виде скипетра и державы; народность, изображенная в виде распростертых крыльев, объемлющих «все мира концы». Во-вторых, — идею победы добра над злом, символически изображенную в виде всадника, «попирающего копьем дракона». Наконец, идею объединения, собирательства земель, т. е. могущества русского государства. Основной социокультурный смысл государственного герба сводится к провозглашению основных ценностей, разделяемых обществом и таким образом служащих для объединения народа. На основании ценностей православия, самодержавия, народности, а также мифа «Москва — третий Рим» как подлинной реальности для народа формируется социокультурное единство Руси, выраженное в гербе как в символе государства 1.

Ключевым социокультурным аспектом, заключенным в государственном гербе, исторически является ценность, или ценностный ориентир.

Начиная с XVIII в. можно говорить о возникновении геральдической системы Российской Империи. Официальная символика теперь представлена в виде флага, герба и гимна. Кроме того, геральдическая символика активно и планомерно разрабатывается с целью упорядочивания социальной жизни.

Рассматривая геральдическую систему Российской империи, можно выделить два основных направления (среза), по которым строилась геральдическая система: 1) должностная символика (приобретаемая в ходе службы); 2) местная и родовая символики (изначально заданные, связанные с происхождением их носителя и его историей).

Систематизируя местную символику, можно выделить макро-, мезо- и микро-уровни. Макроуровень представляет собой герб, который делится на большой, средний и малый. Мезоуровень выражен в губернской и областной геральдических системах, соответствующих гербах, мундирах и пр. Микроуровень составляют городская и родовая символики, которые зачастую взаимосвязаны 2.

© Е. А. Павлычева, 2008

Изначальная функция городского герба — узаконенное обозначение определенного вида свободы в феодальном смысле данного слова. С течением времени, к концу XVIII в., что было связано с ужесточением абсолютизма, произошла трансформация функции городского герба, который стал символом отличия города от деревни и соответствующих при-

и 3

вилегий 3.

При создании городских эмблем внимание акцентировалось на символике, отражающей официальную идеологию Российской империи. С этой точки зрения российские гербы можно рассматривать как средство пропаганды правительственной политики и своеобразное «картинное» воплощение этой политики по отношению к городам. Правовой момент и идеология, ярко выраженные в символах российских городов, составляют специфику отечественного герботворчества4.

Другой отличительной чертой городских гербов Российской империи является содержащееся в них указание на административную значимость города. Гербы последней четверти XVIII в. имеют характерную особенность: в гербовом щите располагаются фактически два герба, причем верхний (следовательно, основной) — наместнического губернского города, а нижний (второстепенный) — самого города. Центральное место отводится фигуре, представляющей владельца герба. Еще одной деталью, обозначающей значимость, положение города, количество населения, характер экономического состояния является корона; виды ее могли быть различны.

Преемственность геральдической структуры выражается в том, что общие, характерные в целом для русской символики знаковые элементы пронизывают всю систему геральдики от верхних уровней до нижних. Так, например, соединение в одном гербовом щите фактически двух самостоятельных гербов, из которых верхний представлял собой наместнический герб, давал возможность вводить почти в каждый герб города символ верховной власти, заимствованный из государственного герба, в виде двуглавого орла (в гербах Санкт-Петербургского, Полотского, Подольского, Минского, Воронежского и других наместни-честв), державы (в Вологодском наместничестве), скипетра (в Новгородском, Харьковском, Санкт-Петербургском), императорского штандарта, знамен, короны, княжеской шапки. Знаки верховной власти дополнялись церковными символами: благословляющей рукой (Псковское наместничество), рукой из облака (Олонецкое), крестом (Владимирское, Пермское, Вятское и др.), святыми (Московское) 5.

Геральдический символ содержит непосредственную информацию о носителе. В Российской империи городские гербы составлялись в с учетом характерных особенностей города, местности, населения, традиций и т. д. Например, на печати г. Оренбурга щит разделен трижды, что должно означать три разных народа, «прибежищем и защитою» которых является город, при этом наверху (по бокам щита) и в центре изображено оружие, которым пользуются эти народы. В гербах некоторых городов встречаются «говорящие» символы, непосредственно связанные с названиями городов. Таковы, например города: Орел (белый город, на воротах сидит орел), Стародуб (старый дуб, стоящий на зеленой земле), Павловск (святой апостол Павел в красной одежде, белое поле). Название города могло отражать его природные особенности, промыслы, исторические события, традиции, что послужило основой гербов: Изюм (три виноградные косточки), Сумы (три черные сумы). В городской герб также часто вводится фигура, являющаяся символом милости верховной власти: в герб города Кострома 1767 г. — плывущая по реке галера со штандартом, на котором изображен двуглавый орел 6.

Геральдика Российской Империи представляла собой единую социокультурную систему, при этом основные символические элементы пронизывали всю систему, придавая

ей целостность и обозначая функции отдельных ее элементов и их взаимодействие 7. Содержащиеся в местных гербах символы государственной власти обозначали привилегии, права и обязанности носителя, олицетворяли его «честь, достоинство и славу» как принадлежащего к единому государству и причастного к разделяемым обществом ценностям. Однако каждый областной и городской герб обладал своим индивидуальным символом, который отражал функциональные особенности данного места: военные заслуги, промышленность, торговые связи, географические и природные богатства, одним словом, — характерные культурно-исторические традиции.

Итак, анализ геральдической системы Российской империи показал, что на макроуровне социокультурное значение символа сводилось к обозначению глобальных ценностей, служащих для объединения нации. А на мезо- и микро-уровнях помимо функций и привилегий фиксировались также исторические традиции конкретного поселения.

В течении XVIII — XIX вв. геральдическая система непрерывно развивалась. После революции все символы Российской Империи были упразднены. Советский Союз создал собственную геральдическую символику, соответствующую основным принципам геральдики. Ключевой особенностью советской символики была ее идеологическая направленность в будущее — на всемирную революции и построение коммунизма (серп и молот на фоне земного шара, освещенного лучами восходящего солнца, обозначали начало новой эры и призыв в будущее: «пролетарии всех стран объединяйтесь»).

В современную постсоветскую эпоху Россия находится на пути построения нового государства. Реформируется геральдическая система. В геральдике мы наблюдаем поли-стилистическое соединение символов основных культурно-исторических эпох развития российского государства.

Современная официальная символика состоит из трех символов: герб, гимн и флаг. Герб РФ соответствует образцу герба времен Иоана IV — Алексея Михайловича: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренными в оконечности, красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами — и над ними — одной большой короной, соединенными лентами. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона».

Трехцветный флаг стал применяться при Петре I, и по своей идее является символом реформ, преобразований и обращения России к Западу как к культурному образцу. Именно бело-сине-красное полотнище стало символом «новой» России при Б. Ельцине. Триколор вновь ознаменовал собой перемены, демократию, ориентацию на западное общество. После краха советской культуры были упразднены все геральдические символы СССР, однако по мере того, как прошел период неизменного отторжения прежней символики, показалось возможным возвращение музыки советского гимна в качестве официального символа государства (слова были заменены). К тому же красное советское знамя без серпа и молота, названое знаменем Победы, продолжает существовать как геральдический символ. Текст гимна современный и содержит провозглашение основных общечеловеческих ценностей современности.

Официальные символы на макроуровне призваны служить объединению народа. Поэтому, несмотря на культурно-историческую разнородность, три современных символа образуют собой единство, символизируя примирение с историческим прошлым России,

аппеляцию к прежним традициям, фиксацию в символике вех социокультурного развития страны. Прежние символы приобретают интерпретацию, построенную на современных ценностях и отвечающую ожиданиям большинства.

Рассмотрев законы об официальных символиках различных республик, областей, районов, регионов и городов России, можно выявить ряд закономерностей (все примеры в виде цитат заимствованы из законоположений об областной символике различных областей РФ).

Во-первых, символы можно разделить по принципу:

1. Восстановленные или возвращенные. Это изначальные исторически сложившиеся символы, например, Санкт-Петербурга, Москвы, Ярославля, Перми, Пскова и т. д., которые после распада Советского Союза были воспроизведены и узаконены в том виде, в котором существовали до революции. Например, «Закон возрождает государственную символику Псковской области и восстанавливает официальный статус последнего псковского губернского герба» и пр.

2. Вновь составленные символы. Они оказались актуальными для вновь возникших областей или для тех, которые вследствие территориальных изменений утратили символическое единство.

3. Комбинированные символы. Вместили в себя имперскую и советскую эмблематику, например, элемент герба Смоленской области представляет собой «щит, увенчанный исторической земельной великокняжеской (образца 1730 г.) шапкой и окруженный лентой ордена Ленина».

Во-вторых, формулировки описаний и трактовок символов можно разделить по принципу: лаконичные (сводятся к описанию и перечислению законоположений) и пространные (описание символа сопровождается объяснениями).

Среди пространных формулировок можно выделить следующие ценностно-смысловые ориентиры:

1. акцент на исторические традиции и национально-патриотические чувства («...исходя из преемственности исторических традиций Смоленской области, определяются основные официальные символы Смоленской области в целях упрочения исторической гордости и патриотизма жителей Смоленщины, их причастности к ее истории, величию и славе; ...преемственности боевых и трудовых традиций, связывающих неразрывными узами прошедшее, нынешнее и будущее поколения смолян»).

2. объяснение смысла символа с точки зрения его значимости для данного района, в связи с этим отдельно отмечаются:

1) географические особенности (например, трактовка флага Иркутской области такова: «а) синий — символ воды. В данном случае символизирует озеро Байкал, Ангару и другие реки области; б) белый — символ чистоты, добра, скромности. В палитре флага он отображает чистоту помыслов жителей области, является символом белоснежных сибирских зим; в) зеленый цвет ветвей кедра — цвет надежды, радости, изобилия. Символизирует также уникальную флору и фауну, лесные богатства области»;

2) способы производства, товарно-хозяйственные отношения («Щит обрамлен венком из золотых колосьев пшеницы, олицетворяющих сельское хозяйство как ведущую отрасль экономики Алтайского края...»);

3) исторические события, факты («...воспитание патриотических чувств на исторических традициях псковской геральдики, в которой отразилась древняя самостоятельность Псковской земли...»; «Исторический герб Санкт-Петербурга, утвержденный в 1730 г.,

подтвержденный в 1780 г., дополненный в 1857 г., никогда не отменявшийся и вновь введенный в употребление в 1991 г., является старейшим и основным официальным символом Санкт-Петербурга»);

4) религиозные сюжеты, а также царские и императорские регалии («...законом устанавливается официальное толкование основных элементов герба. Десница с мечом — символ справедливости, правового суда, а также защиты Отечества. Держава — символ власти, государственности, прав субъекта Российской Федерации. Императорская корона символизирует исторический государственный территориальный статус Вологодской земли. Корона является традиционным геральдическим знаком высокого достоинства и власти. Червень (красный цвет) гербового поля символизирует власть и мужество, золото служит обозначением изобилия и могущества, серебро — благородства, света и чистоты»).

3. принадлежность к Российской Федерации («Держава — символ власти, государственности, прав субъекта Российской Федерации»).

В-третьих, исходя из хронологических рамок можно установить следующие особенности: характеристики символов, внедренные и составленные в середине 90-х гг., отличаются настроем на такие понятия, как «суверенитет», «независимость», «собственное историческое прошлое», «национальная самобытность» и т. п.; тогда как законы, составленные в настоящее время, отличаются настроем на такие определения, как «единое Российское государство», «патриотизм», «исторические традиции».

Таким образом, мы видим, что составление современной местной символики продолжает традиции времен Российской Империи. Вместе с тем, на фоне преобладания возвращенной символики XVIII-XIX вв. (80 %) можно констатировать как сохранение элементов советской символики, так и внедрение современных символов в нынешнюю геральдическую систему.

Преобладание исконных исторических символов среди областной и городской символик объясняется социокультурным содержанием последней. В отличие от советских символов, которые отражали желаемое неосуществимое будущее, исконные гербы времен Российской Империи содержат информацию о традициях носителей, их исторической славе, военной чести, культурном наследии, географических особенностях и т. д. Следовательно, исторические гербы являются смысловым фундаментом и представляют ценность для населения.

Итак, можно констатировать совмещение в современной геральдической системе символов, заимствованных у разных культурно-исторических эпох развития российского государства. Особенно ярко об этом свидетельствуют разнородные официальные символы России, что объяснимо глобальной необходимостью объединения народа этими символами. Однако на локальном уровне геральдическая система РФ строится по принципу возрождения исконных для русского народа ценностей и традиций, что выражается в возвращении местных исторических гербов.

Совмещение в государственной геральдике разнородных символов не беспочвенно, т. к. отвечает запросам различных слоев населения 8. Заимствования у различных культурноисторических эпох символов оправданы и при соединении образуют культурное единство, отвечающее запросам современного общества. Кроме того, такое единство порождает новый российский миф — преклонения перед великим прошлым и построения будущего на основании ценностей добра, победы над злом и любви к ближнему (добрососедство).

Сосуществование символов, заимствованных у трех различных культурно-исторических эпох и несущих в себе соответствующее символическое значение, может говорить о стремлении современного общества и государства сохранить культурные традиции прошлого

и создать многостороннюю идеологическую концепцию, отвечающую представлениям всех национальных, культурных, социальных слоев населения, в основе которой лежит провозглашение общечеловеческих ценностей.

1 Иоанн,митр. С.-Пб. иЛадожск. [Снычев И. М.]. Русская симфония: Очерки русской историософии. СПб., 2001.

2 Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996.

Вилинбахов Г. В. Государственная геральдика в России: Теория и практика. СПб., 2003; Он же. Государственные символы России. М., 2003; Вилинбахов Г. В., Вилинбахова Т. Б. Святой Георгий Победоносец: Образ святого Георгия Победоносца в России. СПб., 2005.

4 Винклер П. П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи, внесенные в полное собрание законов с 1649 по 1900 г. СПб., 1990; Лакиер А. Б. Русская геральдика. М. 1990; Соболева Н. А. Российская городская и областная геральдика. М., 1981.

5 Соболева Н. А. Указ. соч.

6 Там же.

7 Вилинбахов Г. В. Государственная геральдика... ; Он же. Государственные символы... ; Вилинбахов Г. В., Вилинбахова Т. Б. Указ. соч.

8 Российская идентичность в условиях трансформации: Опыт соц. анализа / Отв. ред. М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова. М., 2005.