Научная статья на тему 'Сначала мы создаем герб, а потом герб создает нас (прогностический аспект геральдики)'

Сначала мы создаем герб, а потом герб создает нас (прогностический аспект геральдики) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2231
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЕРАЛЬДИКА / ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ / ГЕРБ РОССИЙСКО Й ИМПЕРИИ / ИСТОРИЯ ГЕРБА / СИМВОЛЫ / ОШИБКИ ГЕРБА / НУМИЗМАТИКА / HERALDRY / COAT OF ARMS OF THE RUSSIAN FEDERATION / TWO-HEADED EAGLE / COAT OF ARMS OF THE RUSSIAN EMPIRE / HISTORY OF THE COAT OF ARMS / SYMBOLS / ERRORS OF THE COAT OF ARMS / NUMISMATICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Загоруйко Михаил Васильевич, Алиев Олег Гусейн-Ага Оглы

История символов Древнерусского государства, Российской Империи, Российской Федерации имеют общие корни и преемственность. Однако, преобразования которым был подвергнут основной символ двуглавый орел, от Ивана III до Николая II были утрачены в гербе Российской Федерации. В связи с этим современный герб России изобилует ошибками и неточностями. Двадцатилетняя история возвращенного символа России, проявила эти ошибки. Необходим системный подход в решении данной проблемы, т.к. не только основной государственный символ содержит ошибки но и символы гербы регионов, городов, муниципальных образований, символизм денежных знаков и т.д. Герб Российской Федерации и геральдика России нуждается в реформе и законодательном оформлении, в возрождении национальных геральдических традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

First we create the emblem, and then the emblem creates us (prognostic aspect of heraldry)

The history of symbols of the Old Russian state, the Russian Empire, the Russian Federation have the general roots and continuity. However, transformations to which the main symbol a two-headed eagle was subjected, from Ivan III to Nikolay II were lost in the coat of arms of the Russian Federation. In this regard the modern Russian coat of arms abounds with mistakes and inaccuracies. The twenty-year history of the returned symbol of Russia, showed these mistakes. System approach in the solution of this problem since not only the main state symbol contains mistakes but also symbols the coats of arms of regions, the cities, municipalities, symbolism of bank notes, etc. is necessary. The coat of arms of the Russian Federation and heraldry of Russia needs reform and legislative registration, revival of national heraldic traditions.

Текст научной работы на тему «Сначала мы создаем герб, а потом герб создает нас (прогностический аспект геральдики)»



УДК 929.6

О.Г.Алиев, М.В.Загоруйко

Сначала мы создаем герб, а потом герб создает нас (прогностический аспект геральдики)

История символов Древнерусского государства, Российской Империи, Российской Федерации имеют общие корни и преемственность. Однако, преобразования которым был подвергнут основной символ - двуглавый орел, от Ивана III до Николая II были утрачены в гербе Российской Федерации. В связи с этим современный герб России изобилует ошибками и неточностями. Двадцатилетняя история возвращенного символа России, проявила эти ошибки. Необходим системный подход в решении данной проблемы, т.к. не только основной государственный символ содержит ошибки но и символы - гербы регионов, городов, муниципальных образований, символизм денежных знаков и т.д. Герб Российской Федерации и геральдика России нуждается в реформе и законодательном оформлении, в возрождении национальных геральдических традиций.

Ключевые слова: геральдика, герб Российской Федерации, двуглавый орел, герб Российской империи, история герба, символы, ошибки герба, нумизматика

O.G.Aliev, M.V.Zagoruiko

First we create the emblem, and then the emblem creates us (prognostic aspect of heraldry)

The history of symbols of the Old Russian state, the Russian Empire, the Russian Federation have the general roots and continuity. However, transformations to which the main symbol - a two-headed eagle was subjected, from Ivan III to Nikolay II were lost in the coat of arms of the Russian Federation. In this regard the modern Russian coat of arms abounds with mistakes and inaccuracies. The twenty-year history of the returned symbol of Russia, showed these mistakes. System approach in the solution of this problem since not only the main state symbol contains mistakes but also symbols - the coats of arms of regions, the cities, municipalities, symbolism of bank notes, etc. is necessary. The coat of arms of the Russian Federation and heraldry of Russia needs reform and legislative registration, revival of national heraldic traditions.

Keywords: heraldry, coat of arms of the Russian Federation, two-headed eagle, coat of arms of the Russian empire, history of the coat of arms, symbols, errors of the coat ofarms, numismatics

'.? ^ СТ0РИЯ русской геральдики, или зна-С У^ ковое кодирование информации ухо-СуяУ дит глубоко в тысячелетнею историю. Изучение последних археологических раскопок ещё даст массу интересного материала по этой теме, но пока приходится опираться на период нашей истории времен Рюрика - IX век. Надо отметить, что празднование 1150-летия Российской государственности в 2012 году и закрепление этой даты при помощи соответствующих законодательных актов* [6], дает право утверждать, что наша символика не менее древняя чем "государственность". Если не углубляться в спор о происхождении Рюрика, то можно с уверенностью сказать, что первым славянским геральдическим символом, вышедшим на государственный уровень в наше время является печать князя Владимира Святославовича (960-1015) на рис.1.

' Указ Президента РФ от 03 марта 2011 №267

По одной из теорий таких исследователей как B.C. Драчу к, С.А.Гедеонов, ОМ. Рапов, А.Г.Кузьмин, В. И. Меркулов "двузубец1 - трезубец Рюриковичей" это стилизованное (схематическое) изображение сокола (Рарога - Рерик), падающего на добычу. Данный символ изображался на золотниках и серебряниках (древних монетах), как символ князя и существенно отличался у разных князей из династии Рюриковичей** [3]. В настоящее время этот элемент используется в государственном гербе Украины (см.рис.2), если быть точным то «трезубец» (укр. три** Сотникова М.П., Спасский И.Г. "Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X-XI веков"

Рис.1. Печать князя Владимира

зуб) князя Владимира, владетеля и крестителя Руси.

Период смутных времен - княжеской раздробленности и татаро-монгольского нашествия, является периодом не государственной, а княжеской геральдики на Руси, т.е. геральдики отдельных княжеств. В этот период появляются символы Тверского, Владимирского и других княжеств. Надо отметить, что символы этого периода в последствии легли в основу губернских гербов Российской империи. История двуглавого орла пришедшего на Русь при Иване III из Византии известна с древних времен 4-3 тысячелетие до н.э.. Этот символ присущ Шумерской цивилизации (см. рис.3), а также

Рис.2. Герб Украины

герб "второго Рима" - Византии, её правящей династии Палеолог. Двуглавый орел пришел на Русь, а Русь приняла его как близкий ей символ, как символ

Царя - самодержца, защитника и рачительного хозяина своей земли. Русский историк Н.М. Карамзин отмечал, что появление двуглавого орла на Руси было результатом брака племянницы последнего византийского императора, Софии Палеолог (см. рис. 4) и

Ивана III (см. рис.5). У данной гипотезы есть и слабые стороны, известно что двуглавый орел начинает использоваться великим князем более чем через два десятка лет после женитьбы на Софии, происходящей из Морей - окраины Византийской провинции. И уж точно нет достоверных

Рис.4. Двуглавый орел династии Палеолог

Рис.3. Изображение на камне в Шумерском поселении.

Рис.5. Печать Ивана III 1497 г.

культуре индоевропейского народа хеттов. Данный символ наносился на печати, здания, сосуды, иногда орла изображали с зайцами в когтях. Орел символизировал мудрого правителя - царя, бдительное око которого смотрит во все стороны и побеждает трусливых врагов (зайцев). Двуглавый орел использовался и в религиозных верованиях, символизируя собой Солнце. Орел с когтями - символизирует борьбу с врагами, считался олицетворением власти и связующим звеном между богами и людьми, в случае Руси - правителя, Князя. Однако стоит отметить что начиная с 15 века орел является символом христианской цивилизации, символом юности и обновления. Наиболее раннее изображение орла встречается в древних христианских катакомбах.

Также не следует забывать, пророчества Старца Филофея «...два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти» молодое Российское государство, построенное на фундаменте Московского княжества, унаследовало не только духовную составляющую, но и

данных о притязании великого князя на византийский престол. Альтернативная теория говорит о паритете великого князя московского императору Священной римской империи и заимствовании данного христианского символа по праву и по статусу. Ну и третья теория относящаяся к самобытности двуглавого орла, говорит о том, что после завоевания Новгородской республики (1478 год) на монетах которой изображался одноглавый орел, Иван III преобразует его в двуглавого и использует как символ нового - объединенного христианского государства* [4]. Единого достоверного мнения о появлении двуглавого орла на Руси не существует, но появившись при правлении Ивана III (1462-1505) и просуществовав до революции 1917 года двуглавый орел, как символ Российского государства прошел большое число изменений. О том, как соотносились данные изменения с внутрен-

* Хорошкевич А. Л. "Герб, флаг, гимн: Из истории государственных символов Руси и России"

Г

ним и внешним климатом государства Российского, написано множество статей, однако в 1993 году заслуженно возвращая данный символ гербу Российской Федерации, необходимо было тщательно взвесить его сильные и слабые стороны, изучив его многовековую историю.

16 ноября 1993 года Президент России Б.Н. Ельцин распорядился (Распоряжение Президента РФ N 740-рп) создать комиссию по разработке государственного герба, комиссия должна была разработать герб за две недели - достаточно спешное решение для столь значимого вопроса. 30 ноября 1993 года новый герб был утвержден Указом Президента Российской Федерации № 2050 «О Государственном гербе Российской Федерации». В итоге описание герба (см. рис.6) было следующее:

тренних дел, а также на форменной одежде дипломатического персонала Министерства иностранных дел Российской Федерации.

8. Государственный герб Российской Федерации может помещаться на денежных знаках, орденах и медалях Российской Федерации.

9. Иные случаи официального воспроизведения изображения Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации* [7].

Данный указ носил временный характер, его действие прекращалось с момента принятия соответствующего закона о государственной символике, судя по п.7 и п.8. положения 1993 года данный указ носил пробный характер. В 1994 и в 1997 году соответствующий федеральный закон вносился в Государственную Думу, но каждый раз отклонялся из-за того, что левые фракции ещё тяготели к советскому прошлому и хотели вернуть видоизмененный герб РСФСР (см. рис.7).

Рис. 6. Герб Российской Федерации

1. Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом -три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите -всадник, поражающий копьем дракона.

2. Допускаются воспроизведение Государственного герба Российской Федерации в одноцветном варианте, а также его воспроизведение в виде главной фигуры - двуглавого орла.

7. Государственный герб Российской Федерации может помещаться:

на знаменах и флагах Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Пограничных войск Министерства безопасности Российской Федерации;

на знаках различия военнослужащих, рядового и начальствующего состава органов вну-

Рис. 7. Альтернативный герб Российской Федерации 1993 г.

25 декабря 2000 года был принят Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации» №2-ФКЗ подписанный уже В.В. Путиным. Необходимо отметить, что он не полностью повторил описание герба 1993 года

Статья 1. Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебря-

' Указ Президента РФ от 30 ноября 1993 № 2050

ном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

Статья 2. Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры -двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1 настоящего Федерального конституционного закона), а также в одноцветном варианте.

Статья 7. Государственный герб Российской Федерации помещается на:

штандарте (флаге) Президента Российской Федерации;

боевых знаменах воинских частей; знаменах федеральных органов исполнительной власти, определяемых Президентом Российской Федерации;

военных кораблях 1 и 2 ранга - в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации может помещаться на: денежных знаках;

государственных наградах Российской Федерации и документах к ним;

знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений профессионального образования.

Допускается размещение Государственного герба Российской Федерации на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы геральдических знаков - эмблем федеральных органов исполнительной власти.

Иные случаи использования Государственного герба Российской Федерации устанавливаются Президентом Российской Федерации* [8].

Как видно в федеральном законе 2000 г. Многое удалось конкретизировать относительно указа 1993 г. Но подвергнем детальному анализу главный символ Российского государства, взяв за основу правила геральдики и их интерпретацию:

1. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит ...

Щит в геральдике имеет наименование, щит используемый в гербе России называется "французский". Не конкретизировав вид щита есть основание думать что с этим символом пока окончательно не определились. Щит подразумевает землю и народ этой земли, в

* Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 №2-ФКЗ

данном случае Россию. Наши предки за многолетнюю историю государства определили этот цвет золотым, таковой является наша земля и люди её населяющие. Цвет щита как и двуглавый орел, преобразовывался и был окончательно определён как золотой, таким он просуществовал до 1917 года. Однако цвет щита на гербе Российской Федерации красный, хотя этот цвет издавна ассоциировался с правом верховной власти проливать кровь. В древнем Риме, когда над палаткой полководца поднимался красный флаг, это означало, что он присваивает себе право казнить или миловать. Именно в этом смысле бунтовщики, поднимающие красное знамя наделяли себя правом топить страну в крови. Такая традиция впервые была положена на рубеже 5-6 века в Сасанидском Иране, когда произошел первый революционный эксперимент восстание Маздакитов. Маздак - лидер движения, впавший в зороастрийскую ересь объявил, что создаст "государство равенства". Он проводил политику социализации женщин, и равенство для всех классов населения, подобную большевикам. Данный инцидент ввел Иран в кровавый хаос, привел к падению Сасанидской империи и всё это под красным флагом революции. Красным флагом активно пользовались пираты, присуждая себе право казнить и миловать. Пиратский флаг - «Весёлый Роджер» (англ. Jolly Roger), на самом деле был красный «Весёлый Роджер» происходит от французского словосочетания «Joyeux Rouge» (ярко-красный). Это был флаг кроваво-красного цвета - цвета войны. Приватиры и корсары, которые были обязаны поднимать государственные флаги, во время атаки использовали чёрный сигнальный флаг, который означал предъявление ультиматума. Если противник не сдавался, корсары поднимали красный флаг. Позже англичане переделали «Rouge» в более привычное для них слово «Roger», а «Joyeux» в «Jolly», то есть «Весёлый». Именно под красным флагом и с красным бантом на груди большевики погрузили Российскую империю в хаос и кровавый террор** [11]. Он ассоциируется с гербом династии Ротшильдов, фамилия которых происходит от внешнего вида эмблемы ювелирной мастерской, принадлежавшей Анхелю Мозесу Бауэру (отцу Майера Амшеля Ротшильда). Эмблема мастерской представляла собой изображение золотого римского орла в красном щите. Со временем мастерскую так и стали называть «Красный щит». Позже его сын взял себе фамилию по названию мастерской «Красный щит» или «Rotschield».

** http://dentv.ru/content/view/belyij-proekt-istoki-i-smyisl-beloj-idei

Г

Если рассматривать красный цвет не с исторической точки зрения, а с геральдической то классическая геральдика дает следующее описание: Червлень (Gules) - традиционное название для красного цвета и его оттенков в геральдике. Красное поле - кровь, пролитая за сюзерена, религиозные или политические идеалы* [1], так же красный цвет символизирует храбрость мужество и любовь, но в основном кровь, пролитую в борьбе** [12]. В средневековой астрономии красному цвету соответствовала планета Марс, в алхимии -рубин и железо, стихия - огонь.

Для сравнения рассмотрим золотой цвет щита: Золото (Or) - один из двух геральдических металлов, традиционное название для жёлтого цвета и его оттенков в геральдике. Золото в геральдике традиционно символизирует богатство, верховенство, величие, уважение, великолепие, силу, могущество, знатность, а так же христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение. В средневековой астрономии злату соответствовало Солнце, в алхимии - топаз.

Анализируя герб с точки зрения наследия передаваемого для будущих поколений с учетом исторического опыта государства и понимания, что щит это земля и народ русский, невозможно смириться с его красным цветом учитывая, что под этим цветом за последнее столетие неоднократно происходили кровавые события в 1917, 1991, 1993 годах. Красный цвет революции и по сей день держит страну на пороге большой смуты, большой войны.

2. Золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья...

Орел на гербе это символ власти, поднятые вверх, распущенные крылья говорят о сильной власти и могуществе государства, укреплении статуса и расширении границ. Крылья орла на гербе Российской Федерации состоят из трёх рядов перьев, являющихся символом братских уз и равенства прав субъектов федерации, а также союзом правды добра и красоты. Двенадцать маховых перьев также является священным знаком, т.к. число 12 является символом завершенности, совершенства, гармонии, равновесия и порядка. Не спроста это число часто встречается в повседневной жизни. Однако есть серьезные недостатки данной композиции основного символа герба. Дело в том, что когти, глаза и клюв орла являются атрибутами "вооружения" и всегда выделяются другим цветом, чтоб подчеркнуть силу и мужество. Таким был имперский орел, который своим видом показывал готовность государства отразить любой натиск и адекватно

ответить любой военной угрозе. Язык орла это символ "глагола", нашего богатого, самобытного и уникального языка, как писал поэт: "Чья речь и поныне поет созвучно с напевом санскрита". Современный орел потерял значение многих ключевых символов, став немым, глухим, беззащитным птенцом - одноцветной эмблемой. Ещё большей символической ошибкой является золотой цвет орла, не соответствующий тем идеалам власти, которые присущи для государства Российского, а именно благоразумие, жертвенность, скромность, образованность, мудрость, нестяжательство, всё это свойства черного цвета в геральдике и именно поэтому, начиная с Петра I (см. рис.8), орел в гербе Российской империи приобрел

Гаттерер И.Х. "Начертание гербоведения"

* http://www.excurs.ru/

Рис. 8. Двуглавый орел при Петре I

черный цвет. Он сочетался и с имперскими цветовыми традициями Европы (Священная Римская империя, Австрийская империя) и с русской православной идеологией которая на протяжении тысячелетней истории установила постулат «Всякая власть от Бога». И этот постулат св. апостола Павла опирается на Священное Писание: "...в сотворенном Богом мире всякая власть исходит от Бога: власть человека над природой (Быт. 1.28), мужа над женой (Быт.3.16), родителей над детьми (Лев.19.3), царя над подданными. Господь из начальной безвидности и пустоты (Быт.1:2) устроил порядок: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (Быт.1:31)". После дней творения Бог не оставил мир на произвол. Для поддержания порядка во всех областях бытия Бог установил различные виды власти. В этом смысле всякая власть от Бога. Она хранит мир от губительного неустройства. Опыт показывает, что наиболее тяжелыми для народа периодами всегда яв-

ляются времена безвластия - т. н. "смутные времена". «Многовластие же порождает партии, а партии - причина разделения и разложения» (преп. Феодор Студит. Подвижнические монахам наставления. Слово 41)* [10]. Помимо указанного постулата, существовало таинство - Помазание на Царство, этот обряд возлагал на власть ответственность перед Богом за государство и за народ. В связи с этим власть в нашем государстве воспринималась монархами как духовный подвиг, обрекавший на самоотречение во имя служения народу и отечеству. Именно этот подвиг и отношение к власти было явлено нашему народу последним императором из династии Романовых Николаем II. Орел в гербе Российской империи стал черный, соответствуя жертвенному духу власти, а власть стала святой, соответствуя духу черного орла. Сегодня власть воспринимается как способ обогащения, как средство для удовлетворения меркантильных интересов. Для перелома этой многолетней борьбы с коррупцией и чиновничьим мздоимством, необходимо менять цвет основного символа власти с золотого на черный, таким образом прогнозируя основные постулаты власти.

Небезынтересно сейчас по прошествии 20 лет после возврата данного символа государству Российскому перечитать сокращенную стенограмму "круглого стола" посвященного российской символике:

В. АРТАМОНОВ (Институт истории России):

Надо отметить, что рисунок орла менялся каждое царствование, в том числе его цвет. И белым был орел, и золотым, и коричневым, очень редко - черным. Если орел станет гербом России, то его, конечно, нужно будет делать либо золотым, либо серебряным. Кстати, белый цвет у "билибинского" орла. Орел - символ солнца, символ соединения европейской и азиатской частей России** [5]

Из этой реплики видно, что в символизм орла и его цветовую гамму не вкладывался какой либо смысл вернее его не понимали, следующая же реплика из данного спора объясняет все возможные ошибки российской геральдики.

Р. ПИХОЯ (председатель Комитета по делам архивов при Совете Министров - Правительстве РФ):

Видимо, никто не будет спорить, что двуглавый орел отражает историю нашего государства. В светской литературе русского средневековья он олицетворял и чистоту, и мужество. О том же повествуют русские летописи.

Разговор у нас идет о геральдических сим-

* http://www.pravoslavie.ru/answers/6960.htm

** "Обозреватель" Журнал выпуск №1

волах, которые могут быть использованы при создании нового герба Российской Федерации. Мы обращаемся к материи, которая, к сожалению, относится к числу забытых. И определенный образовательный уровень здесь, несомненно, нужен. Конечно, двуглавых орлов в природе не бывает, но двуглавый орел как символ государственной власти существует, например, в Албании, Австрии. И двуглавый... лев тоже!

Какой же знак может послужить ядром главного российского символа? С одной стороны, он должен олицетворять собой государство, с другой - соединить российскую

государственность с его федеративной при***

родой. [5]

Действительно потерянные и забытые отечественные геральдические традиции, породили ошибки которые предстоит исправлять будущим поколениям, понимающим прогностический аспект символов, как фундамент жизни.

3. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой.

Здесь допущена геральдическая неточность, дело в том, что начиная с Петра I, головы орла были увенчаны императорскими коронами, а между ними была большая императорская корона символизирующая Православную церковь (см. рис.9). Какую корону

Рис. 9. Двуглавый орел. XIX век

подразумевает данная строка из закона, получается что в этом вопросе Указ 1993 года был более конкретным, нежели данный закон. Из большой императорской короны выходила

*** "Обозреватель" Журнал выпуск №1

голубая лента, как символ первого и высшего ордена Российской империи - Ордена Святого апостола Андрея Первозванного. На современном гербе Российской Федерации потерян смысл не только корон, но и символизм ленты, в современном перечне орденов и медалей нет ни одного с золотой лентой. Возникает вопрос, что символизирует золотая лента - деньги или что-то ещё? Хотелось бы верить, что символ, объединяющий и поддерживающий императорские короны над головами орла не финансы, а некая духовная высшая награда, не имеющая финансового эквивалента.

4. В правой лапе орла - скипетр, в левой -держава.

Описание верное, и соответствует сути герба, даже более точное, чем описание герба Российской империи. Скипетр (др.-греч. ок^лтроу «жезл») символизирует пастушеский посох, древнейший символ власти. Держава (ст.-слав. държа - власть) - символ государственной власти, представлявший собой золотой шар с короной или крестом. Исторически держава была знаком отличия императоров Римской империи и английских королей, позже стала атрибутом власти ряда западноевропейских монархов. С наступлением христианской эры держава увенчалась крестом. Россия переняла этот знак у Польши, в которой он назывался яблоком. Впервые держава была использована как символ власти русского царя в 1557 году. Если скипетр считается символом мужского начала, то держава - женского. Держава (или державное яблоко) в русской христианской традиции символизирует Царство Небесное и нередко в иконописи Иисуса Христа или Бога Отца было принято изображать с державой. Так же стоит отметить что на Руси символами власти помимо вышеперечисленных были пояс, бармы и государев венец.

5. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

В этом описании большой вопрос, какой символизм несет в себе всадник на рис.10? Надо смело признать, что в гербе Российской Федерации на груди "у двуглавого орла изображен не герб Москвы, как многие считают и не ■ Святой Георгий

Рис. 10. Герб"на груди двуглавого" ПобеДОНОСеЦ, Да И орла в гербе Российской Федерации конь на гербе Мо-

Рис. 11. Герб Москвы

сквы стоит на двух задних ногах, тогда как на гербе Российской Федерации конь спокойно топчет дракона стоя на трёх ногах. Обратимся к описанию герба Москвы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с Законом города Москвы № 39 от 11 июня 2003 года «О гербе города Москвы» герб представляет собой

четырехугольный, с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника — Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия *[9] (см.рис.11).

Рассмотрим описание этой части герба Российской империи на 1917 год на рис.12 и рис.13:

Рис. 12. Герб Москвы XIX века

Рис. 13. Герб Москвы начало ХХ века

* Закон города Москвы от 11 июня 2003 № 39

На груди орла герб московский: в червлёном с золотыми краями щите Святой великомученик и победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволо-ке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелёными крыльями, дракона золотым, с восьмиконечным крестом наверху, копьём.

Ездец на коне это старинный символ встречающийся на монетах князей начиная с XIV века* [2]. В гербе Российской империи на груди у двуглавого орла был изображен герб Московский от Ивана Великого и до 1917 года. Данный герб видоизменялся после реформы 1857 года проведенной Бароном Бернгардом (Борис) Васильевичем Кёне, но одновременно видоизменялся он и в гербе Российской империи. Прообразом современного герба Москвы, был взят герб времен Екатерины II повернутый в левую геральдическую сторону. Такое направление шло в разрез с правилами геральдики, но было исторически продиктовано основной угрозой характерной времени появления герба - татаро-монгольским нашествием, по сути это была наша национальная специфика. Можно предположить, что поворот основного символа герба Москвы, Бароном Кёне изменил вектор основной угрозы Российскому государству, что подтверждают первая и вторая мировые войны. Однако распоряжение мэра Москвы "О восстановлении исторического герба Москвы" 23 ноября 1993 года и последующий Закон города Москвы от 11 июня 2003 года подписанный Ю.М. Лужковым вернул Москве старый исторический герб, сменит ли это вектор угрозы, покажет время. Но одно остается загадкой, на гербе Российской Федерации данное изображение отсутствует, а что или кого символизирует «всадник» неизвестно, поэтому обратимся к мифологическим теориям и истории данного символа.

а) Индра, или Шакра - царь богов (девов) и повелитель небесного царства (Сварги) в ведийской и индуистской мифологии. Индра -один из главных богов ригведийского пантеона, громовержец (бог дождя) и змееборец; бог войны, возглавляющий девов в их противостоянии асурам. Гимны «Риг-веды» прославляют его как демиурга, поднимающего небо. Он освобождает из мрака Валы зарю (Ушас) и побеждает дракона Вритру. Подобно Зевсу, Индра совершает проделки, за которые порой несёт наказание. У Индры множество эпитетов. Его оружие - ваджра, а вахана - слон Ай-равата.

Этот миф индоиранских народов предлагает философскую парадигму о сражении

* Орешников А.В. "Русские монеты до 1547 года"

бога громовержца со змием, являющимся олицетворением зла. Данное сражение за земные ресурсы, определяет, исторический путь человеческого рода. Так же по ведической мифологии древних индоиранских народов, бог Индра был рождён богиней, которая в индийском пантеоне богов соответствует Матери Мира - богине Софии Премудрой.

/ааашЛ Авиашь!

Рис. 14. Печать князя Василия Васильевича. ХV век.

б) Всадник, поражающий копьем дракона, использовался на Руси многие столетия рис.14: Великий Князь Василий Васильевич в XV веке чеканил монеты с изображением всадника на коне, попирающего копьем дракона. На лицевой стороне монеты изображен всадник, убивающий копьем дракона. Над всадником буквы, утверждающие, что это образ князя. На обратной стороне монеты уточняется, что это князь Великий Василий Васильевич. Следовательно, образ всадника на коне, попирающий копьем дракона в тот период был символом Князя, защитника и борца с супостатами.

Вернёмся к вопросу "безликости" данного символа в гербе России, вот например выдержки из дискуссии о гербе Российской Федерации:

Г. ВИЛИНБАХОВ (Государственный Эрмитаж):

Вероятно, мы должны рассматривать старые российские эмблемы, их символику, с целью определить, какое же место они смогут занять в современной геральдике? Что касается всадника - "Святого Георгия", то тут первая сложность: он - православный святой, поэтому возникает деликатная ситуация с представителями других вероисповеданий, проживающих на территории России. К тому же "Святой Георгий" - эмблема, которая символизировала государя. А сам двуглавый орел являлся государственным символом России, особенно с того момента, когда начало создаваться централизованное Русское государство** [5].

Если посмотреть цифры и сравнить национальный состав Москвы и России то состав русского, заведомо Православного населения столицы на 10% больше чем в России. Одна-

** "Обозреватель" Журнал выпуск №1

ко сам факт того, что в стране где проживает 80,9% русских (русский как коренной житель России), 1,41% русских-украинцев, 0,86% русских-армян, 0,39% русских-осетин, 0,38% русских-белорусов и т.д. в общей сложности более 85% православных народов, упоминание в гербе всеобще почитаемого Святого Георгия Победоносца, вызывает "деликатную ситуацию", совершенно не увязывается со здравым смыслом, с таким подходом к национальным символам, можно со временем полностью утратить всякую национальную и православную идентичность. Осмысляя центральный символ герба Российской Федерации, возникают противоречивые образы несущие негативный смысловой подтекст.

а) Всадник на государственном гербе не Святой Георгий Победоносец, а просто всадник! Какие смысловые потери произошли с заменой данного символа? Прежде всего, данная замена уводит от символизма святости нашего государства и нашего народа - от Святой Руси. Петр Сергеевич Лопухин писал: «Каждый народ имеет свои дарования, определяющие характер его стремлений, интересов и жизни, согласно которым народы сознают и называют себя. Так, по стремлению к силе и богатству, назвала себя "Великой" Британия, "Ученой" Германия и "Прекрасной" Франция назвала себя по любви к изяществу и чувственной красоте. Русский народ, особо одаренный религиозно, назвал себя - по особой любви к святости - "СвятаяРусь". Это удивительное историческое событие. "Святая Русь" - это национальная жизнь народа, признающего смысл и радость жизни в приобщении к Богу. Это - народ, выше всего почитающий святость, которая и есть приобщение к Богу, природнение Ему».

Святая Русь это не красивые слова, это историческая и геополитическая миссия, которая была заложена не только народом но и святыми правителями, их подвигом, их жертвой от Равноапостольной княгини Ольги до святого Царя-великомученика Николая II. Символизм Святого Георгия Победоносца, является сакральным, православным символом столицы государства.

б) Серебряный всадник в синем плаще изображен таким образом, что скорее напоминает польского крылатого гусара, а не русского витязя. Немало русской крови было пролито в борьбе с Речью Посполитой. Какой символизм несёт чужой (западный - вражеский) рыцарь в сердце Русского орла? Может именно поэтому большинство наших чиновников имеют такое количество заграничной недвижимости, обучают своих детей на западе, внедряют в России западные стандарты и ценности.

в) Что может символизировать следующее действие описанное в гербе, "поражающий

серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона"? В данном описании нет честного боя, всадник глумится над трупом врага, что вполне соответствует западной идеологии боя. Однако это не только не свойственно Русской цивилизации, но и всегда презиралось среди русских воинов. Сам всадник с непокрытой головой, что дополнительно подтверждает отсутствия битвы. Данный символизм - театрализованное представление, так как не может «западный рыцарь» бороться с врагами России.

г) Отдельного осмысления стоит черный дракон. Дракон был изображен на гербе Российской империи, только он был золотой с зелеными крыльями, однако стоит отметить, что до реформы проведенной Бароном Кёне на гербе Российской империи был не дракон, а змий. В гербе современной Москвы восстановлена историческая справедливость - черный Змий, а в гербе Российской Федерации появился неизвестный «гость» - черный дракон. Некоторые трудности вызывает вопрос совпадения образов дракона и змея, такие исследователи геральдики как А. Б. Лакиер и П. П. Винклер не разделяют их. В то время как Ю. В. Арсеньев разделяет, указывая на разное количество лап (у змея - четыре, у дракона - две), хотя в большинстве художественных образов (в картинах, фильмах, скульптурах) у драконов четыре лапы. Слово «змий» встречается в славянских текстах с XI века (в том числе в Библии 1663 года), а слово «дракон» заимствовано из греческого языка только в XVI веке, появляется впервые в текстах, переведённых Максимом Греком. Однако стоит отметить противоречивость Дракона, т.к. в Европейской цивилизации олицетворяя зло, тем не менее, в Азиатских странах он обозначает доброе начало и даже является символом Китайской нации. Черный змий это символ Дьявола - т.е. безальтернативное зло и картина сражения Святого Георгия Победоносца, на историческом гербе Российской империи времен Екатерины II описано очень четко и понятно: "Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном коне поражает золотым копьём чёрного змия". В современном же гербе, что олицетворяет Дракон (см. рис.15), если киТ АКТ А К У.

CHINA.

Рис. 15. Выдержка из «Книга о флагах» 1709 г.

тайскую нацию, то это глупый вызов дружественному государству, если исторический символ казанского ханства, то это так же глупый вызов одному из братских народов проживающих внутри государства. Единственный Дракон, который может быть изображен на гербе это Дракон Тартарии, тогда общая композиция несет смысл противостояния и свержения Русью Татаро-монгольского ига. Однако если авторы герба хотели изобразить зло, то зачем изображать его в виде дракона, когда историческое название зла - Змий? Так же необходимо осветить и цветовое оформление символа. Черный цвет в геральдике символизирует постоянство в испытаниях, мудрость, образованность, монашескую скромность, нестяжание, печаль и траур. Получается, что на гербе Российской Федерации черный дракон - добро, которое попирается «западным всадником» с чем борется этот самый всадник, с образованием, нестяжанием, скромностью и мудростью? В такой интерпретации становится понятен символизм герба, отражение которого можно встретить в повседневной жизни государства.

Приведенные в данной статье ошибки и противоречии в гербе Российской Федерации, являются лишь вершиной айсберга. Множество ошибок и неточностей присутствует в гербах городов, муниципальных образований и поселений, а личная геральдика в нашей стране вообще находится под запретом с 1917 года. Конечно, можно сетовать на некомпетентную и недобросовестную работу Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, на его пассивную пози-

цию в вопросе государственной символики, но надо отдать им должное, в непростые годы становления Российского герба, они смогли вернуть двуглавого орла на его историческое место. Данный Совет сам оказался заложником положения, в стране, где забыты традиции и отсутствует законодательный механизм регулирования геральдики, однако сейчас, когда население приняло основной символ государства, наступает время, когда необходимо наполнить его историческим смыслом. Состав Совета, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 26 августа 2004 г. № 1121, состоит из 21 человека, которые на общественных началах можно сказать факультативно занимаются Российской Геральдикой. Для наведения порядка в данной сфере государственного устройства, необходим федеральный закон «О геральдике» и поручение соответствующему министерству в реализации данного закона. Такие реформы уже проводились, герб постоянно менялся и усовершенствовался. К 1917 году Российская империя имела самый сложный герб в мире, русская геральдика постоянно реформировалась, начиная с Ивана Грозного. Уделяя должное внимание, геральдике сегодня мы сможем защитить себя и нашу страну, укрепить семейные ценности и родовые связи. Так наши пращуры, понимая значение символов и знаков, вышивали пояса обереги, украшали символами жилища и орудия труда. Только сохраняя самобытную культуру и передавая её потомкам, можно построить свободное, великое и сильное государство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гаттерер И.Х. Начертание гербоведения. СПб., 1805.

2. Орешников А.В. Русские монеты до 1547 года. М., 1896.

3. Сотникова М.П., Спасский И.Г. Тысячелетие древнейших монет России. Сводный каталог русских монет X-XI веков. Л., 1983. 240 с.

4. Хорошкевич А.Л. Герб, флаг, гимн: Из истории государственных символов Руси и России. М.: Время, 2008.

5. Обозреватель: Журнал [Текст]. №1., 1994.

6. О праздновании 1150-летия зарождения российской государственности: Указ Президента РФ от 03 марта 2011 №267 [Текст] // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 1358.

7. О Государственном гербе Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30 ноября 1993 № 2050 [Текст] // Собрание законодательства РФ. 1994. №28. Ст.2973

8. О Государственном гербе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 №2-ФКЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ. 2000. №52. Ст.5021.

9. О гербе города Москвы: Закон города Москвы от 11 июня 2003 № 39 [Текст] // Вестник Мэра и Правительства Москвы. Август 2003 г. № 44.

10. Иеромонах Иов (Гумеров) [Электронный ресурс]/ Ш.А. Гумеров. URL: http://www.pravoslavie.ru/answers/6960. htm (дата обращения: 1.10.2014).

11. Проект «День-ТВ» [Электронный ресурс]. URL: http://dentv.ru/content/view/belyij-proekt-istoki-i-smyisl-beloj-idei (дата обращения: 1.10.2014).

12. Экскурс в геральдику [Электронный ресурс]. URL: http://www.excurs.ru/ (дата обращения: 1.10.2014).

1. 2.

3.

4.

5.

6.

7.

9.

10.

11.

REFERENCES

Gatterer I.Kh. Nachertaniegerbovedeniia [Mark girboveanuj. Sailn-Petersburg, 1805. Oreshnikov A.V. Russkie monety do 1547goda [Russian coins until 1547]. Moscow, 1896.

Sotnikova M.P., Spasskii I.G. Tysiacheletie drevneishikh monet Rossii. Svodnyi katalog russkikh monet X-XI vekov [Millennium ancient coins of Russia. Union catalogue of Russian coins of the X-XI centuries]. Leningrad, 1983. 240 p. Khoroshkevich A.L. Gerb, flag, gimn: Iz istorii gosudarstvennykh simvolov Rusi i Rossii [Emblem, flag, anthem: From the history of the state symbols of Russia]. Moscow, Vremia, 2008.

On the celebration of the 1150th anniversary of Russian statehood: the Decree of the President of the Russian Federation dated 03 March 2011 No. 267 [Text] // Collected legislation of the Russian Federation. 2011. No. 1. Article 1358.

On the State emblem of the Russian Federation: presidential Decree of 30 November 1993. No. 2050 [Text] // Collected legislation of the Russian Federation. 1994. No. 28. Article 2379.

On the State emblem of the Russian Federation: the Federal constitutional law of December 25, 2000 No. 2-FKZ [Text] // Collected legislation of the Russian Federation. 2000. No. 52. Article 5021.

On the coat of arms of city of Moscow: the Law of the city of Moscow dated 11 June 2003 no 39 [Text] // Bulletin of the Mayor and Government of Moscow. August 2003 No. 44.

Hieromonk Job (Gumerov). Available at: http://www.pravoslavie.ru/answers/6960.htm (accessed 2 October 2014). Project Day-TV. Available at: http://dentv.ru/content/view/belyij-proekt-istoki-i-smyisl-beloj-idei (accessed 2 October 2014).

History of heraldry [Electronic resource]. Available at: http://www.excurs.ru/ (accessed 2 October 2014).

Информация об авторах:

Загоруйко Михаил Васильевич

(Россия, Москва) Кандидат исторических наук, ведущий программист НИИЯФ

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова E-mail: miho2000@mail.ru

Алиев Олег Гусейн-ага оглы

(Россия, Вологда) Заслуженный член Всероссийского геральдического общества, член Союза геральдистов России (Москва),

член Русского генеалогического общества (Санкт-Петербург), член Ассоциации генеалогов-любителей (г. Пермь). E-mail: oleg.h.aliev@gmail.com

Information about the authors:

Zagoruiko Mikhail Vasil'evich

(Russia, Moscow) PhD in History Senior programmer SINP Lomonosov Moscow State University E-mail: miho2000@mail.ru

Aliev Oleg Gusein-aga ogly

(Russia, Vologda) Honoured member of the Russian heraldry society, member of the Union of heraldry Russia (Moscow), member of the Russian genealogical society (St. Petersburg), a member of the Association of genealogists-lovers (Perm). E-mail: oleg.h.aliev@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.