О. И. Закутнов
ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОМ СИМВОЛИКИ
Работа представлена кафедрой культурологии Астраханского государственного университета.
Научный руководитель — доктор философских наук, профессор А. П. Романова
Рассмотрены основные пути формирования современной символики регионов страны не только как следствие развития федеральных отношений, но и как результат дезинтеграционных процессов на территории России.
Ключевые слова: символ, знак, эмблема, герб, геральдика.
O. Zakutnov FORMING OF MODERN REGIONAL SYMBOLICS
The basic ways offormation ofstate regions ’modern symbolics are considered not simply as a consequence of federal relations development, but also as a result of the disintegration processes in Russia.
Key words: symbol, sing, emblem, coat of arms, heraldry.
Символ пришел в латинский из древнегреческого sumbolon, который, в свою очередь, восходит к более древней форме sumballein, буквально переводимой как «бросать вместе» [3, с. 18]. Первоначально это слово обозначало часть предмета, например разломленное пополам кольцо, две половинки которого служили паролем при встрече двух людей. В настоящее время слово «символ» имеет два значения: первое — это изображение, которое как бы выступает от имени какого-то предмета, который может иметь совершенно иную форму (к примеру, треугольник может быть символом предмета, который не имеет ничего треугольного), или же — абстрактное понятие (например, изображение совы является символом мудрости). Под таким значением слово «символ» используется в «Волшебной королеве» Спенсера (1590). Второе значение слова «символ» — письменный знак, который описывает какое-либо качество, величину или процесс — таковыми являются буквы алфавита, знаки препинания, цифры, ноты, математические символы и т. д. Впервые в таком значение слово «символ» стало употребляться в Англии в
XVII в. [8, с. 10].
Английское слово «знак» — sign — происходит от старофранцузского signe, которое имеет предшественником латинское слово signum, «отметка», т. е. какое-то сделанное человеком изображение, смысл которого известен. Впервые в этом значении оно появилось в английском языке в XIV в., медленно заменив со временем token. С XV в. слово sign стало встречаться в качестве глагола «подписывать», причем подписью был крест, которым большинство из наших предков «подписывали» письма в конце, вместо того чтобы ставить свои имена.
В настоящее время слово sign обозначает любое общеупотребительное графическое
изображение — как символ, призванный передать какое-либо специфическое сообщение (например, в математике), так и жест,
выражающий какую-либо информацию или команду. Этим словом обозначаются также плакаты, транспаранты и другие средства для объявления, информации и т. д. в целях предупреждения или указания [8, с. 10].
Основное различие между символом и знаком состоит в том, что знак имеет практическое, недвусмысленное значение: «не курить», «опасность», «проход здесь». Символ имеет гораздо большую возможность обратной связи, он несет значения, иногда противоречащие друг другу. Многие символы вобрали в себя как древнейшие, так и более новые представления людей о космосе, своем месте в нем, о своих поступках, о том, чем они должны гордиться и что уважать. Многие символы приняты на вооружение психологией, так как отражают глубины человеческого сознания и подсознания. Простые идеи, выраженные символом, несущим эмоциональную окраску, приобретают новую силу, расширяют свой смысл от частного случая к обобщению: сердце, вырезанное на дереве, есть символ, а не знак.
Частным случаем символов являются эмблемы. Эмблема, по мнению Лосева, есть «символ специального назначения и поэтому обладающий характером условности или конвен-ционности», «точно фиксированный, конвенциональный, но, несмотря на свою условность, вполне общепризнанный знак как самого широкого, так и самого узкого значения» [8, с. 148].
Эмблемы государства являются в смысле соотношения в них общего и единичного не чем иным, как именно символами, но только более специального назначения. Например, двуглавого орла А. Ф. Лосев относит к эмблемам [3, с. 6].
Слово «герб» происходит от немецкого Erbe, что значит наследство. Впервые этот термин упоминается в указе 1692 г. До этого времени наши предки говорили лишь о «печатях» и «клейнах» (клеймах). Герб — это «эмблема, закрепленная за человеком, родом, регионом, землей, государством, передаваемая по наследству (человеком как членом рода) или существующая до тех пор, пока существует данный тип государства», «оформленная изобразительно по законам геральдики, расположенная на соответствующем поле, именуемом щитом, и носящая определенной значимости цвет» [7, с. 12].
Чтобы понять начало сведений о группе гербов, необходимо вспомнить истоки, начиная с термина «геральдика». Понятие «геральдика» представляет собой единство двух дефиниций: геральдика — дисциплина, изучающая гербы, историю их возникновения и использования, в то же время геральдика — это еще и наука о составлении герба, о сведениях определенной группы гербов. Отсюда понятия: «дворянская геральдика», «русская геральдика», «советская геральдика».
В таком аспекте нами использован термин «геральдика» для исследования территориальных гербов и института городского герба как источника, берущего начало в Российской империи.
Одним из ярких представителей гербов Российской империи является двуглавый орел. Этот символ насчитывает более трех тысяч лет. Он был одним из распространенных символов в шумерской культуре. Этот символ хорошо знали древние хетты, и в столице Хеттского государства было обнаружено древнейшее изображение двуглавого орла (XIII в. до н. э.), высеченного на скале. Существуют версии появления двуглавого орла на Руси: восточная (из Золотой Орды); византийская (из Византии через жену Ивана III наследницу византийского трона Софью); балканская (от болгар или сербов); из герба императоров Священной Римской империи Габсбургов [6, с. 67].
Большой интерес представляют и городские гербы. Впервые они упоминаются в Большой государственной книге 1672 г. («Титулярник»).
Там с некоторым использованием геральдических приемов воспроизводились рисунки 33 гербов городов и областей, которые входили в полный титул русского царя. К ним относились гербы: московский, киевский, владимирский, новгородский, псковский, казанский и др.
Во второй половине ХУШ—Х1Х в. была создана основная масса всех гербов городов и губерний страны. Эти гербы большей частью «придумывались» в Петербурге, а затем жаловались городам и губерниям специальными императорскими указами. Так появились в XVIII в. гербы Томска, Оренбурга, Костромы, Калуги, Липецка, Кургана, Омска, в XIX в. — Красноярска, Кузнецка, Барнаула, Благовещенска, Владивостока, Новочеркасска, Ставрополя, Хабаровска, Читы, Кубанской и Камчатской областей.
Многие городские гербы в течение XIX в., когда они ложились в основу гербов губерний (как правило, гербы губерний тогда в целом совпадали с гербами их административных центров, но были и исключения — Оренбургская губерния, Кубанская область), подверглись значительной модификации. Так, стульчик с короной на гербе Твери заменил на гербе губернии уже трон с шапкой Мономаха, одноглавый орел из герба города Орла превратился в двуглавого орла на гербе Орловской губернии, конь из герба Томска на гербе губернии вздыбился и т. д. [7, с. 15].
Таким образом, образуется некий ряд: символ — знак — эмблема — герб.
Наиболее древние существующие символы, легшие в основу современной региональной официальной символики, в России сложились в еще в XIII—XVII вв. Это в первую очередь главный элемент гербов Москвы и Московской области — Георгий Победоносец, поражающий змея. Кроме того, герб города Москвы был высочайше утвержден 20 декабря 1781 г.
В докладе Сената «Об утверждении гербов городам Московской губернии» герб описан следующим образом: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия». Отмечалось, что Москва
имеет герб «старый» — это означало, что эмблема существовала до официального ее утверждения в качестве герба.
К наиболее ранним символам XV в. относятся главные элементы современных гербов Новгородской и Псковской областей, Кировской и Владимирской, Пермской, Смоленской, Ярославской, Тверской и Рязанской областей.
В XVI в. создается символика Астраханского края. После присоединения Астраханского ханства к России в 1556 г. Астрахань становится одной из пограничных крепостей Российского государства, охранявших устье Волги. Обнаженная сабля, замененная впоследствии мечом, символизировала охрану короны, охрану порубежных земель на южной окраине страны. Восточный меч говорил, откуда исходила опасность для России и против каких врагов он направлен. Астраханская шапка, или корона, венчающая герб, была сделана для царя Михаила Федоровича — первого представителя династии Романовых — в 1627 г. Шапка символизировала, что территория Астраханского ханства не являлась испокон веков русской, а была присоединена к Русскому государству в определенное время. Астраханская шапка хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Голубой цвет поля герба говорит об одной территориально-географической особенности области — ее расположении в нижнем течении реки Волги [4, с. 98].
Дальнейшее развитие российской символики приходится на первую четверть XVIII в. и связано с деятельность Петра I по формированию регулярной армии знаменам русских полков, которые во времена Петра I были размещены в конкретных городах, от которых получили свое название. Эти знамена потом стали основой гербов тех городов, к которым были приписаны, а уже от этих городов перешли на гербы губерний, центрами которых являлись. Главные элементы этих гербов (элементы этих гербов в большинстве своем были подражанием европейским гербам и были взяты из голландской книги «Символы и ембле-мата...», привезенной из Голландии Петром I) были придуманы либо лично Петром I, либо
его сподвижниками в течение первой трети
XVIII в. Это гербы Архангельска, Белгорода, Брянска, Вологды, Воронежа, Курска, Орла, Пензы, Самары, Симбирска, Тамбова, Царицына, Санкт-Петербурга, Тулы и Саратова. К этому же времени относится и первое изображение главного элемента герба Иркутска, который по своему генезису скорее восходит к более древним гербам [2, с. 85].
В большинстве своем именно эти модифицированные гербы и восстановили в настоящее время регионы. Гербы этого времени в основном отражают специализацию регионов в то время или подчеркивают какие-либо другие особенности своих административных центров и окружающих их территорий [1, с. 234].
Российские регионы и автономные округа начали поиск своей символики в начале 90-х гг. ХХ в. Одними из первых регионов (или субъектов Федерации), восстановивших свою историческую символику, стали Санкт-Петербург и Москва как наиболее значимые исторические и экономические центры страны. Герб Санкт-Петербурга был утвержден в 1991 г. сразу после августовских событий одновременно с восстановлением исторического названия города.
Мэр столицы Ю. М. Лужков 1 февраля 1995 г. подписал закон «О гербе и флаге города Москвы».
В тот же день депутаты Московской городской Думы приняли постановление о введении этого закона в действие. Работа по восстановлению исторической символики в основных центрах страны прошла быстро и без каких-либо эксцессов.
В течение 2000—2001 гг. началась работа по разработке и утверждению гербовых эмблем административных округов и районов столицы [5, с. 25].
В середине 1990-х гг. создается символика в Хабаровском и Ставропольском краях, Владимирской и Кемеровской области.
В 14 регионах РФ на этот период символика не была принята, а именно в Алтайском крае, Волгоградской, Липецкой, Мурманской, Новосибирской, Тульской, Омской, Орлов-
ской, Тамбовской, Астраханской, Архангельской, Калининградской, Магаданской и Камчатской областях и др.
Более чем в сорока регионах РФ историческая символика подверглась частично изменениям: из нее исключили многие имперские регалии или заменили их на соответствующие советские. Секвестру в первую очередь подверглись императорские короны, которые были исключены из гербов Пензенской, Курганской, Брянской, Ульяновской и других областей. На гербе Ульяновской области от исторического герба Симбирска осталась только белая колонна (исторический герб Симбирска представлял собой белую колонну с золотой короной в синем поле), а корону над щитом герба заменили на колосья, шестеренку и чайку.
В композиции одного и того же герба сочетаются как элементы советской, так и имперской символики — наиболее яркий пример герб Ростовской области, в которой древки флагов на гербе области перевиты лентой ордена Ленина (герб Ростовской области представляет собой геральдический щит, в лазоревом (голубом) поле которого серебряный столб с поставленной на лазоревый волнистый пояс червленой (красной) крепостной стеной о трех башнях, из которых средняя выше; в оконечности — золотой колос, накрывающий лазоревый волнистый пояс). Столб сопровожден историческими донскими регалиями: справа серебряным перначом поверх серебряных «бобылева» хвоста и насеки накрест; слева — серебряной булавой поверх таковых же насеки с орлом и бунчука накрест. Щитодержатель — возникающий над щитом черный двуглавый орел с золотыми клювами и червлеными языками, имеющий на каждой из голов Российскую императорскую корону и увенчанный посередине большой Российской короной с лазоревыми лентами. За щитом четыре сложенных на-
крест флага Ростовской области на золотых знаменных древках с копейными наконечниками, шнурами и кистями.
В гербе Брянской области корону заменили на серп и молот. В ряде регионов в обрамлении гербов андреевские и александровские ленты, связывавшие дубовые листья, заменили на ленты ордена Ленина — это произошло в тех регионах, которые в свое время были награждены этим орденом: в Смоленской, Пензенской, Брянской (в гербе Брянской области, кроме того, еще используется и лента медали «Партизан Великой Отечественной войны») областях, либо просто красной лентой (как в гербе Курской области), а в гербе Ставропольского края используется лента цветов российского флага. В гербах Красноярского края и Иркутской области дубовые ветви в обрамлении щита были заменены на ветви кедра; щит герба Ставропольского края обрамляют пшеничные колосья, в Ивановской области — стебли льна и хлопчатника, в Смоленской области — стебли льна [5, с. 28].
В таких субъектах РФ — Приморском и Алтайском краях, а также Амурской, Белгородской, Волгоградской, Ивановской, Камчатской, Калининградской, Кемеровской, Липецкой, Магаданской, Свердловской, Челябинской областях — приходилось создавать совершенно новую символику.
Практически вся существующая символика России есть напластование совершенно различных этапов развития геральдики в нашей стране.
Укрепление государственности современной России опирается на историческую традицию. Ее современные символы восходят к историческим корням, хранят память свершений Российского государства. Современная символика есть результат развития русской государственности и имеет свою богатую историю.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артамонова В. А. и др. Герб и флаг России X—XX веков / В. А. Артомонова, Г. В. Вилинбахов, С. Ф. Фаизов, А. Л. Хорошкевич. М.: Юрид. лит., 1997. 560 с.
2. Вилинбахов Г. В. Символика меча в русской государственной геральдике XУII-первой четверти XVIII в. Л., 1987. 180 с.
3. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Мысль, 1976. 185 с.
4. Похлебкин В. В. Из истории советской эмблематики // Вопросы истории. 1978. № 3. 102 с.
5. Росич Ю. Региональная символика: в поисках идеологии: Ч. 1, 2) // Регионы России: Ежегодник Московского центра Карнеги. 1999. С. 23—37.
6. Серов Б. Н. «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. М.: ВАКО, 2004. С.66—69.
7. Соболева Н. А. Российская городская и областная геральдика XVШ—XIX вв. М., 1981. С. 12—15.
8. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. М.: Вече-Аст., 1997. 148 с.