Научная статья на тему 'К вопросу о функциональном назначении герба'

К вопросу о функциональном назначении герба Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
994
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГЕРБА / ЮРИДИЧЕСКАЯ (ПРАВОВАЯ) ФУНКЦИЯ / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНО-ПРАВОВАЯ ФУНКЦИЯ / ОПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ГЕРБА / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ГЕРБА / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ПРАВОРАЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ГЕРБА / ПРАВОКОНКРЕТИЗИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ / ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ФУНКЦИИ ГЕРАЛЬДИЧЕСКОГО СИМВОЛА В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ / THE CONSTITUENT FUNCTION OF THE COAT OF ARMS / LEGAL (LEGAL) FUNCTION / REPRESENTATIVE-LEGAL FUNCTION / IDENTIFICATION PURPOSE OF THE COAT OF ARMS / SOCIAL MANIFESTATION OF THE COAT OF ARMS / CULTURAL FUNCTION / LEGAL PURPOSE OF THE COAT OF ARMS / RIGHT-CONCRETIZING FUNCTION / PROTECTIVE FUNCTION / THE FUNCTION OF THE HERALDIC SYMBOL IN THE SPHERE OF PUBLIC LIFE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безруков Андрей Вадимович

Конституция Российской Федерации закрепила в качестве официального государственного символа герб Российской Федерации (ст. 70) и предусмотрела необходимость дальнейшей юридической регламентации порядка его описания и официального использования в федеральном конституционном законе. Важно отметить, что выбор государственного герба в качестве государственного символа не является произвольным это результат закономерного развития геральдики (данное подтверждает история становления герба, подчеркивая, что смена геральдического символа является сменой определенной символической эпохи). Конституционная модель герба в России определила его как официальный государственный символ Российской Федерации. Правовая доктрина и правоприменительная практика термин «официальный, государственный символ Российской Федерации» употребляют с разными смысловыми оттенками. Подобные терминологические расхождения в отношении обозначения «федерального значения герба» не содержат под собой принципиальной основы и отражают отсутствие устоявшегося категориального аппарата. Термины «официальный», «государственный» детальнее регламентируются в нормативно-правовых актах субъектов РФ, муниципальных образований, чем на федеральном уровне. Автор отмечает, что Конституция РФ и законодательство до настоящего времени не решило ряд проблем. В частности, не раскрыто в полной мере понятие «герб Российской Федерации», не определены элементы его статуса, в том числе функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE ABOUT THE FUNCTIONAL PURPOSE OF THE ARMS

The Constitution of the Russian Federation has fixed as the official state symbol the emblem of the Russian Federation (Art. 70) and provided need of further legal regulation of the order of its description and official use in the Federal constitutional law. It is important to note that the choice of the state emblem as a state symbol is not arbitrary it is the result of the natural development of heraldry (this confirms the history of the coat of arms, emphasizing that the change of the heraldic symbol is a change of a certain symbolic era). The constitutional model of the coat of arms in Russia defined it as the official state symbol of the Russian Federation. Legal doctrine and law enforcement practice the term «official, state symbol of the Russian Federation» is used with different shades of meaning. Such terminological differences with regard to the designation of the «Federal significance of the coat of arms» do not contain a fundamental basis and reflect the absence of a well-established categorical apparatus. The terms «official», «state» are regulated in more detail in the normative legal acts of the subjects of the Russian Federation, municipalities than at the Federal level. The authors note that the Constitution of the Russian Federation and the legislation have not yet solved a number of problems. In particular: the concept of «emblem of the Russian Federation» is not fully disclosed, the elements of its status, including functions, are not defined.

Текст научной работы на тему «К вопросу о функциональном назначении герба»

УДК 342.228

А. В. Безруков

старший преподаватель, кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНАЛЬНОМ НАЗНАЧЕНИИ ГЕРБА

Аннотация. Конституция Российской Федерации закрепила в качестве официального государственного символа герб Российской Федерации (ст. 70) и предусмотрела необходимость дальнейшей юридической регламентации порядка его описания и официального использования в федеральном конституционном законе. Важно отметить, что выбор государственного герба в качестве государственного символа не является произвольным - это результат закономерного развития геральдики (данное подтверждает история становления герба, подчеркивая, что смена геральдического символа является сменой определенной символической эпохи). Конституционная модель герба в России определила его как официальный государственный символ Российской Федерации. Правовая доктрина и правоприменительная практика термин «официальный, государственный символ Российской Федерации» употребляют с разными смысловыми оттенками. Подобные терминологические расхождения в отношении обозначения «федерального значения герба» не содержат под собой принципиальной основы и отражают отсутствие устоявшегося категориального аппарата. Термины «официальный», «государственный» детальнее регламентируются в нормативно-правовых актах субъектов РФ, муниципальных образований, чем на федеральном уровне. Автор отмечает, что Конституция РФ и законодательство до настоящего времени не решило ряд проблем. В частности, не раскрыто в полной мере понятие «герб Российской Федерации», не определены элементы его статуса, в том числе функции.

Ключевые слова: учредительная функция герба, юридическая (правовая) функция, представительно-правовая функция, опознавательное назначение герба, социальное проявление герба, культурологическая функция, право-разъяснительное назначение герба, правоконкретизирующая функция, охранительная функция, функции геральдического символа в сфере общественной жизни.

A. V. Bezrukov

Senior lecturer, department of Criminal Law Penza State University, Penza, the Russian Federation

TO THE ISSUE ABOUT THE FUNCTIONAL PURPOSE OF THE ARMS

Abstract. The Constitution of the Russian Federation has fixed as the official state symbol the emblem of the Russian Federation (Art. 70) and provided need of further legal regulation of the order of its description and official use in the Federal constitutional law. It is important to note that the choice of the state emblem as a state symbol is not arbitrary - it is the result of the natural development of heraldry (this confirms the history of the coat of arms, emphasizing that the change of the heraldic symbol is a change of a certain symbolic era). The constitutional model of the coat of arms in Russia defined it as the official state symbol of the Russian Federation. Legal doctrine and law enforcement practice the term «official, state symbol of the Russian Federation» is used with different shades of meaning. Such terminological differences with regard to the designation of the «Federal significance of the coat of arms» do not contain a fundamental basis and reflect the absence of a well-established categorical apparatus. The terms «official», «state» are regulated in more detail in the normative legal acts of the subjects of the Russian Federation, municipalities than at the Federal level. The authors note that the Constitution of the Russian Federation and the legislation have not yet solved a number of problems. In particular: the concept of «emblem

of the Russian Federation» is not fully disclosed, the elements of its status, including functions, are not defined.

Key words: the constituent function of the coat of arms, legal (legal) function, representative-legal function, identification purpose of the coat of arms, social manifestation of the coat of arms, cultural function, legal purpose of the coat of arms, right-concretizing function, protective function, the function of the heraldic symbol in the sphere of public life, etc.

Часть 1 ст. 70 Конституции Российской Федерации формулирует общие положения о государственной символике: государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Во исполнение данного конституционного предписания принят Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» [11]. Статья 1 приведенного законодательного акта описывает государственный символ как четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними -одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий дракона. Приведенные конституционные положения выступают правовой основой современной российской геральдики, что позволяет рассматривать герб государства в качестве самостоятельного объекта конституционно-правового регулирования. При этом пределы такого регулирования по-разному решаются в теории и практике конституционализма.

Герб несет в себе функциональное назначение. Доктринальный анализ позволяет сформулировать целую систему функций применительно к геральдическому символу. Так, В.И. Лавренов пишет: «эмблемы и гербы ... представляют либо национально-государственную идею, либо определяют правовой статус территории (города), либо фиксируют лицо (род) в системе социальной иерархии. Геральдический знак создавался и создается, прежде всего, как различительный знак, долженствующий помочь различить одного субъекта от другого, указать на права, которыми они наделены. Правовой аспект геральдических знаков чрезвычайно важен. Без права геральдический знак является лишь более или менее красивой картинкой».

По оценке А.А. Корникова, герб наделен «представительно-правовой, опознавательной, социальной, культурологической функциями [3; с. 420]. Содержание представительно-правового проявления определяется наличием прав у носителя герба. Так, гербы субъектов РФ свидетельствуют «о наличии у республик, краев, областей, национальных округов определенных прав автономии». Опознавательный характер выражается в доступном размещении государственного символа и использование его как напоминание о принадлежности к государству, субъекту РФ, муниципальному образованию. Культурологическая функция рассказывается через знаковую систему об истории, традициях субъекта герба». А.А. Кор-ников рассуждает о социальной функции герба. Свое социальное проявление государственный символ выражает в двух ключевых аспектах: 1) герб следует рассматривать как «эмблематическое изображение, составленное по определенным правилам и утвержденное верховной властью»; 2) герб обозначает социальный статус государства/субъекта РФ/муниципального образования, является различительным знаком. Реализуя социальную функцию, герб обозначает «владельца» доступными средствами языка, визуально идентифицирует его как субъекта права и территориальную единицу.

Г.В. Вилинбахов, выделяя все приведенные особенности, полагает, что: 1) социальную функцию гербов выполняют сложившиеся правила и нормы их составления и описания; 2) историческое назначение герба сводится к определению

не его формы, а содержания. Г.В. Вилинбахов подчеркивает: «... важно видеть не различия в изображениях, а то общее, что их объединяет, т.е. их функцию» [1, с. 14].

Некая идеализация функционального назначения Государственного герба приводится Н.А. Соболевой, А.П. Черных. Авторы отмечают, что основная функция государственного герба - это «... визуализация государственной власти, её политической, административной и территориальной принадлежности». С одной стороны, государственный символ свидетельствует о присутствии государства в лице его учреждений, полномочий и т.п., с другой стороны, герб используется для непосредственной идентификации конкретного государства в ряду других государств (международный уровень). В свою очередь, изображение государственного герба на печатях, бланках, денежных знаках и тому подобное гарантирует ответственность государства и свидетельствует о его правомочности в данной области правоотношений. Несомненно, герб является важнейшим символом государства. Его изображение это обязательный атрибут; без него не проходит ни одно важное, многозначимое событие. Размышляя в таком аспекте, Е.К. Ривина отмечает: отношение к гербу «это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным не только к своему Отечеству. Оскорбление же государственных символов есть оскорбление и государства, и его народа, его истории и культуры». Поэтому герб необходим как «воплощение истории каждой страны и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный образ».

С.В. Егоров в одной из работ «Геральдика для всех» критически оценивает существующее назначение герба. Сергей Витальевич подчеркивает: «Герб должен пробуждать патриотические нотки в человеческой душе, создавать настроение,

побуждать к действию на благо Родины.....Он лишь ставит «галочку» присутствия

в реестре государственных символов». С позиции С.В. Егорова, назначение герба должно проявляться в следующих аспектах: 1) герб государства должен быть обоснован и исторически достоверен, он должен постоянно изменяться, в коррективах впитывая в себя достижения государства, к которому он принадлежит;

2) герб - зеркало / символ государства; он должен вызывать чувство любви и уважения народа к своей стране, к своей Родине, в противном случае, это не герб;

3) процедура восприятия герба это есть процедура идентификации. В таком аспекте государственный символ предстает в двух ипостасях: как имя собственное и как геральдическая форма (под геральдической формой понимается особый инструмент социальной идентификации: может иметь значение только то социальное положение, которое может и должно быть означено); 4) герб должен в себе совмещать и знаковость, и символизм, соответственно, он должен быть, во-первых, информационно ёмким, адекватно, понятно и предельно полно передавать необходимую информацию, во-вторых, выступать побудителем к действию, социальному поступку». В свете такой критической оценки Е.В. Склизковой также поднимается проблема «отсутствия полноценного патриотического воспитания и незнание семантики и истории эмблем в России», что как следствие «приводит к равнодушию по отношению к государственным символам». Для России важно определить содержание патриотической функции герба. Подобная потребность вызвана не только теоретической необходимостью, но и правовой потребностью. Отдельные законодательные акты подчеркивают значимость развития у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу РФ. Так, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [9] и Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [21] указывают на то, что в рамках гражданского воспитания ориентирующую роль играет развитие у молодежи уважения к символам государства. В то же время Е.В. Кобозева указывает «Символы государства представляют собой нерасторжимое единство компонентов, которые должны рассматриваться с учетом целой системы существующих

между ними связей. Только такой подход к использованию символики делает возможным комплексное освоение учащимися заложенного в эмблемах государственной власти нравственного, правового и патриотического смыслов» [2, с. 43]. Аналогичная нацеленность повторена в Примерной основной образовательной программе начального общего образования [24]. Согласно программному документу «гражданско-патриотическое воспитание» выступает одним из видов деятельности и формы занятия с обучающимися (п. 2.3.4 Программы) [24], которые получают первоначальные представления и знакомятся с государственной символикой (знания получают как о Гербе РФ, так и гербе субъекта РФ, в котором находится образовательная организация (средством служат плакаты, картины, беседы, чтение книг, изучение основных и вариативных учебных дисциплин). Безусловно, представленная в таком объеме совокупность норм слишком «незначительна» для того, чтобы соответствовать требованиям патриотической функции государственного символа. Поэтому претензии отельных ученых относительно «отсутствия» в таких «прорывных» нормах патриотического назначения герба обоснованны. В настоящее время на доработке находится законопроект «О патриотическом воспитании в РФ» 2017 года, потребность в котором уже назрела. Согласно проектному документу работа по патриотическому воспитанию предусматривает: « ... настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан», а также «их ценностных установок, ориентированных на интересы общества, семьи и государства». Региональная практика в части определения патриотической сущности герба более последовательна: законодательно (т.е. не только в программных документах, а в нормативно-правовых актах) подчеркивается значение геральдического символа, как патриотической ценности. Так, Законы Удмуртской республики [15], Республики Адыгея [16], Московской [14], Ленинградской [13], Вологодской [12] областей и других регионов «О патриотическом воспитании» в качестве одной из задач определяют «... привитие гражданам чувства уважения к ... Государственному гербу РФ, . гербу субъекта РФ». Средством ее реализации служат программные документы. То есть дополнительно разъясняется такая установка как «... развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания к Государственному гербу Российской Федерации» [10]. Объективно оценить реальные возможности формирования уважения к государственной и региональной геральдической символике можно на примере мониторинга ряда законодательных актов регионального, муниципального уровней. Так, Закон Тульской области, в ст. 2 регламентирует цели учреждения и использования герба области. Таковыми являются воспитание гражданственности и уважения к исторической памяти, традициям населения, проживающего на территории области; упрочение исторической гордости и патриотизма жителей области; укрепление межнационального согласия, гражданского мира и взаимопонимания в области [8]. Обращают внимание Законы Пермской, Оренбургской [5] областей о гербе, в которых определено, что само Положение о гербе уже утверждается в целях сохранения исторических традиций, патриотического воспитания населения [6]. Региональным законодательным актом определено: «герб ... исторический символ территории, который возрождает древнюю символику, соединяет разорванную связь времен, наше уважение к прошлому и воспитывает патриотические чувства, основанные на исторических традициях .....». Во исполнение данного положения на

всех жителей области, а также иных лиц, находящихся на территории области, возлагается обязанность уважать герб [19]. Аналогичная регламентация представлена в законодательных актах Оренбургской области [5], Приморского края [23], Московской области, Псковской области [7] и др.

Определенная расшифровка функционального предназначения герба представлена в документе рекомендательного характера «Основные нормы составления территориальных и муниципальных гербов». Закрепляется репрезентативная, юридическая, опознавательная функции герба. Как опознавательный знак

геральдический символ «должен быть узнаваем, своеобразен», ведь «... смысловое содержание, вкладываемое в герб его разработчиками, может забыться, а облик герба остается». Репрезентативный характер проявляется в представительной, показательной характеристике герба. В этом смысле герб «... прекрасно должен отражать историю, топографию, достопримечательности или же определенные стремления; не стоит превращать герб в «краткий путеводитель» и пытаться отразить в нем все локальные особенности» [22].

В Методических рекомендациях по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований развёрнуто представлен функциональный анализ геральдического символа. В документе рекомендательного характера отмечается: «функции герба определяются его назначением; герб обозначает владельца; герб служит символом прав, а соответственно знаком, маркирующим деятельность органов государственной власти и результаты этой деятельности (правовые акты, решения, документы); герб исполняет функции парадной репрезентации, служит эстетическим и моральным целям» [4]. Развивая приведенные положения документов рекомендательного характера, можно отметить: на основании рекомендаций, утвержденных Геральдическим советом при Президенте РФ, можно сформулировать вывод о том, что перечень функций, реализуемых гербом (в его общеправовом понятии), определяется непосредственно его назначением; в зависимости от того, как в конкретном законодательном акте (независимо от уровня регулирования) будет сформулирована сущность герба, можно выделить систему функций, реализуемых гербом.

На основе анализа правовой доктрины в рамках судебного конституционного контроля сформулированы следующие выводы:

1. Герб является одним из признаков государства, субъекта РФ, муниципального образования. Посредством геральдического символа закрепляется юри-дико-значимое содержание «правил поведения» в государстве, субъекте РФ, муниципальном образовании (каждый обязан уважать существующую в государстве символику и чувства граждан); политико-правовое значение состоит в наделении себя свойством обязательного непременного атрибута российского государства, субъекта РФ, муниципального образования; подчеркивается опознавательное назначение герба: герб служит отличительным знаком государства, субъекта РФ, муниципального образования (герб сложен в познавательном плане и до сих пор недостаточно раскрыт); в правовой сфере герб несет праворазъяснительную нагрузку: выражает юридически значимую информацию, придает официальность и легальность юридическому документу; консолидирующая роль герба состоит в реализации государственной политики в рамках поднятия духовности, патриотизма, морально-нравственных основ самосознания, национальной идеи; превентивный характер выражается в том, что никто не вправе вводить идентичный символ; репрезентативный характер проявляется в представительной, показательной характеристике герба.

2. Правовая природа герба определена в большей степени в понятийном аппарате. Законодательные акты (независимо от уровня регулирования) и правовая доктрина наполняют конституционные нормы о гербе следующим содержанием:

- герб символизируется как «символ/атрибут» нашего государства; «идентификационный знак, конституционализация которого способствует укреплению конституционного строя»; «официальный государственный символ, не имеющий аналогов»; «внешний признак суверенитета и международного признания»; «это первое и единственное средство легитимации государственной власти»; «объект исключительных прав»; «средство самоидентификации»; «основной знак органов государственной власти»; «символ равноправного субъекта и неделимой части Российской Федерации»; «правовой, конвенциональный» знак»; «знак продолжения традиции российской геральдики»; «средство идентификации конкретного государства в ряду других государств»;

- герб выражает «государственный суверенитет РФ»; «стабильность, юридическую определенность описания и обязательность использования в строго оговоренных законом случаях»; «в образном и лаконичном виде информацию об исторических корнях и ценностях, на которые ориентируется государство»; «совокупность юридических признаков, определяющих юридическую природу российского федерализма»; «государственность в различных формах ее проявления»; «процесс придания законности существующей публичной власти и ее нормативным предписаниям»; «конституционно-правовой статус, единство жителей ...., культурное достояние»; «незыблемость конституционных принципов федерализма, единство и целостность Российской Федерации»; «служат знаковому оформлению»; «призван воспитывать у граждан чувство уважения к местным властям, патриотизма и гордости».

3. Раскрывая функциональную сущность герба, можно увидеть, насколько многослойно и многоаспектно геральдический символ воспринимается. Наблюдаются различные проявления его назначения. Несмотря на большой разброс во взглядах на понимание функций герба (что подтверждает юридический и док-тринальный анализ), выделяют следующие основные:

- учредительная функция заключается в том, что в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе о Государственном гербе положения о геральдическом символе появились в результате коренных изменений в обществе; законодательные акты становятся политико-правовой основой развития герба на следующем историческом этапе;

- юридическая (правовая) функция заключается в выражении юридически значимой информации (в гербе заложена информационная составляющая), в унификации правового материала;

- функции геральдического символа проявляются в сфере общественной жизни, на которую направлено воздействие герба;

- представительно-правовая функция определяется наличием определенных автономных прав у носителя герба (в зависимости от уровня регулирования спектр прав различен как по содержанию, так и по объему);

- опознавательное назначение герба выражается в доступном размещении государственного символа и использование его как напоминание о принадлежности к государству, субъекту РФ, муниципальному образованию;

- социальное проявление государственного символа выражается в следующем: с одной стороны, герб - это «эмблематическое изображение, составленное по определенным правилам и утвержденное верховной властью», с другой, - герб обозначает социальный статус государства/субъекта РФ/ муниципального образования, является различительным знаком;

- культурологическая функция раскрывается через знаковую систему об истории, традициях субъекта герба.

Дополнительно можно выделить праворазъяснительное назначение герба, что позволяет систематизировать высказывания по поводу применения юридической нормы о геральдическом символе в связи с определенными фактическими обстоятельствами, выразить собственное видение реализации юридического правила о геральдическом символе; правоконкретизирующую функцию, которая выражается в том, что положения о гербе конкретизируются материалами судебной практики; функцию легитимации, то есть придание официальности и легальности юридическому документу, на котором проставляется геральдический символ; охранительную функцию, которая заключается в том, что нормы о гербе закрепляют запреты на общественно опасные формы поведения в отношении геральдического символа, формируют определенное препятствие (в виде конституционно -правовой ответственности) для совершения правонарушений, преступлений над гербом. Решения Конституционного Суда по разъяснению геральдического вопроса имеют исключительно важное значение: в рамках судебного конституционного

контроля осуществляется оформление и уточнение таких функций герба, как функция средства обозначения [18]; функция средства самоидентификации [17]; функция выражения самобытности и традиций многонационального народа [23], функция суверенитета [23]; функция государственности [4]; патриотическая функция; нормализуется процесс законотворчества в области геральдики, что важно для правового государства.

4. Международный аспект унификации правоприменительной деятельности выражен в межгосударственном сотрудничестве в рамках обеспечения унифицированного порядка регулирования геральдического вопроса. Сообразуясь с международно-правовыми стандартами, Федеральный конституционный закон о Государственном гербе РФ гарантирует равные средства защиты геральдического символа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вилинбахов Г.В. Понятие геральдики / Г.В. Вилинбахов // Miscellanea Humanitaria Philosophiae. Очерки по философии и культуре: сб. научн. трудов; ред. кол.: С.И. Дудник и др. — СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — С. 14-24.

2. Кобозева Е.В. Государственная символика как средство патриотического воспитании школьников / Е.В. Кобозева // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. — 2008. — № 45. — С. 43-46.

3. Корников А.А. Геральдическое многообразие России. Гербы субъектов Российской Федерации: современное состояние проблемы и поиски / А.А. Корников // Государство, общество, церковь в истории России XX-XXI веков: сб. трудов XV Междунар. научн. конф. (Иваново, 23-24 марта 2016 г.). — Иваново: Ивановский государственный университет, 2016. — С. 420-425.

4. Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (утверждены Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28 июня 2006 г.) / Сетевое издание «Геральдика.ру» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sovet.geraldika.ru/article/21037 (дата обращения: 20.04.2019).

5. О гербе Оренбургской области: закон Оренбургской области от 23 декабря 1996 г. / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации АО «Кодекс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 952001790 (дата обращения: 18.04.2019).

6. О Гербе Пермской области: закон Пермской области от 17.01.96 № 367-62 (Принят Законодательным Собранием Пермской области 28 декабря 1995 г.) / Сетевое издание «Геральдика.ру» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://geraldika.ru/symbols/ 907 (дата обращения: 15.04.2019).

7. О Гербе Псковской области: закон Псковской области от 27.02.1995 № 6-оз (Принят Псковским областным Собранием депутатов 23 февраля 1995 г.) / Сетевое издание «Геральдика.ру» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://geraldika.ru/ symbols/1051 (дата обращения: 10.04.2019).

8. О гербе Тульской области: закон Тульской области от 4 октября 2000 г. № 206-ЗТО / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации АО «Кодекс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/801200750 (дата обращения: 17.04.2019).

9. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» / Сайта Правительства России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: / /static.government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH 1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 23.04.2019).

10. О государственной программе Санкт-Петербурга «Создание условий для обеспечения общественного согласия в Санкт-Петербурге: постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 452 / Электронный фонд правовой и нормативно-

технической документации АО «Кодекс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/822403529 (дата обращения: 23.04.2019).

11. О Государственном гербе Российской Федерации: федер. конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_29674/ (дата обращения: 25.04.2019).

12. О патриотическом воспитании в Вологодской области: закон Вологодской области от 10.06.2014 № 3385-ОЗ (Принят Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 28 мая 2014 года № 365) / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации АО «Кодекс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/412329412 (дата обращения: 19.04.2019).

13. О патриотическом воспитании в Ленинградской области: обл. закон Ленинградской области от 13.11.2015 № 115-оз (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 28 октября 2015 г.) / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации АО «Кодекс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/537983371 (дата обращения: 23.04.2019).

14. О патриотическом воспитании в Московской области: закон Московской области от 13.07.2015 № 114/2015-ОЗ (принят постановлением Мособлдумы от 25.06.2015 № 9/133-П) / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/hotlaw/mos_obl/639224/ (дата обращения: 20.04.2019).

15. О патриотическом воспитании в Удмуртской Республике: закон Удмуртской Республики от 25.12.2018 № 91-РЗ / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации АО «Кодекс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550295919 (дата обращения: 18.04.2019).

16. О патриотическом воспитании: закон Республики Адыгея от 06.08.2015 № 446 / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации АО «Кодекс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/428650724 (дата обращения: 15.04.2019).

17. Об административном правонарушении предусмотренном ст. 17.10 КоАП РФ (нарушение порядка официального использования государственных символов РФ): постановление Нижегородского областного суда от 04.07.2016 № 4а-972/2016 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/142679983/ (дата обращения: 20.04.2019).

18. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кузьмичевой Ирины Дмитриевны на нарушение ее конституционных прав положениями федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации»: определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 г. № 1343-О / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_135615/ (дата обращения: 16.04.2019).

19. Об утверждении Положения о гербе Добрянского муниципального района: решение Земского собрания Добрянского муниципального района от 31.01.2006 года № 37 / Сетевое издание «Геральдика.ру» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sovet.geraldika.ru/article/21037 (дата обращения: 20.04.2019).

20. Об утверждении Положения о порядке использования официальных символов городского округа закрытое административно-территориальное образование Большой Камень Приморского края: решение Думы городского округа ЗАТО Большой Камень от 29.03.2005 № 246-р / Сайт «Архив документов правительства Приморского края» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://primorye-gov.ru/doc/29813 (дата обращения: 20.04.2019).

21. Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402 / (дата обращения: 26.04.2019).

22. Основные нормы составления территориальных и муниципальных гербов: методические рекомендации / сост. М.Ю. Медведев // Сетевое издание «Геральдика.ру» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://sovet.geraldika.ru/article/1992 (дата обращения: 23.04.2019).

23. По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодатель-

ных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 № 10-П / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27571/ (дата обращения: 26.04.2019).

24. Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15) / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_220258/ (дата обращения: 26.04.2019).

25. Суд отказал в удовлетворении жалобы о признании незаконным решения избирательной комиссии об отказе в регистрации доверенных лиц избирательного объединения, поскольку законодательством установлен запрет на осуществление деятельности, связанной с избранием зарегистрированных кандидатов иностранного государства, достижением определенного результата на выборах и проведением предвыборной агитации: определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 сентября 2013 г. № 36-АПГ13-18 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://base.garant.ru/70473240/ (дата обращения: 20.04.2019).

REFERENCES

1. Vilinbakhov G. V.; Dudnik S. I. (ed.) Poniatie geral'diki [Concept of heraldry] Miscellanea Humanitaria Philosophiae. Ocherki po filosofii i kul'ture: sb. nauchn. Trudov. [Miscellanea Humanitaria Philosophiae. Essays on Philosophy and Culture: A Collection of Scientific Works]. Saint Petersburg, Sankt-Peterburgskoe filosofskoe obshchestvo Publ., 2001, pp. 14-24.

2. Kobozeva E. V. State symbols as a means of patriotic education of schoolchildren. Vestnik Novgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im Iaroslava Mudrogo = Vestnik NovSU, 2008, no. 45, pp. 43-46 (in Russian).

3. Kornikov A. A. Geral'dicheskoe mnogoobrazie Rossii. Gerby sub"ektov Rossiiskoi Federatsii: sovremennoe sostoianie problemy i poiski [Russia's heraldic diversity. Arms of subjects of the Russian Federation: current state of the problem and search]. Gosudarstvo, obshchestvo, tserkov' v istorii Rossii XX-XXI vekov: sb. trudov XV Mezhdunar. nauchn. konf. (Ivanovo, 23-24 marta 2016 g.). [State, Society, Church in the History of Russia of the XX-XXI Centuries: Works of the XV International Scientific Conference (Ivanovo, March 23-24, 2016)]. Ivanovo, Ivanovskii gosudarstvennyi universitet Publ., 2016, pp. 420-425.

4. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke i ispol'zovaniiu ofitsial'nykh simvo-lov munitsipal'nykh obrazovanii (utverzhdeny Geral'dicheskim sovetom pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii 28 iiunia 2006 g.) (Methodological recommendations for the development and use of official symbols of municipalities (approved by the Heraldic Council under the President of the Russian Federation on June 28, 2006)). Available at: https://sovet.geraldika.ru/article/21037 (accessed 20.04.2019).

5. O gerbe Orenburgskoi oblasti: zakon Orenburgskoi oblasti ot 23 dekabria 1996 g. (On the Coat of Arms of the Orenburg Region: The Law of the Orenburg Region of December 23, 1996). Available at: http://docs.cntd.ru/document/952001790 (accessed 18.04.2019).

6. O Gerbe Permskoi oblasti: zakon Permskoi oblasti ot 17.01.96 № 367-62 (Priniat Zakonodatel'nym Sobraniem Permskoi oblasti 28 dekabria 1995 g.) (On the Coat of Arms of Perm region: Law of Perm region of 17.01.96 no. 367-62 (Adopted by the Legislative Assembly of Perm region on December 28, 1995)). Available at: https://geraldika.ru/symbols/907 (accessed 15.04.2019).

7. O Gerbe Pskovskoi oblasti: zakon Pskovskoi oblasti ot 27.02.1995 № 6-oz (Priniat Pskovskim oblastnym Sobraniem deputatov 23 fevralia 1995 g.) (On the Coat of Arms of the Pskov Region: Law of the Pskov Region of 27.02.1995 no. 6-oz (Adopted by the Pskov Regional Assembly of Deputies on February 23, 1995)). Available at: https://geraldika.ru/symbols/1051 (accessed 10.04.2019).

8. O gerbe Tul'skoi oblasti: zakon Tul'skoi oblasti ot 4 oktiabria 2000 g. № 206-ZTO (On the Coat of Arms of the Tula Region: Law of the Tula Region of October 4, 2000 no. 206- ZTO). Available at: http://docs.cntd.ru/document/801200750 (accessed 17.04.2019).

9. O gosudarstvennoi programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 2016-2020 gody»: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.12.2015 N 1493 «O gosudarstvennoi programme «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiiskoi Federatsii na 20162020 gody» (On the State Program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2016-2020": Resolution of the Government of the Russian Federation no. 1493 of 30.12.2015 "On the State Program" Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 20162020"). Available at: http://static.government.ru/media/iiles/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx 2dE4q0ws.pdf (accessed 23.04.2019).

10. O gosudarstvennoi programme Sankt-Peterburga «Sozdanie uslovii dlia obespeche-niia obshchestvennogo soglasiia v Sankt-Peterburge: postanovlenie Pravitel'stva Sankt-Peterburga ot 04.06.2014 N 452 (On the State Program of St. Petersburg "Creation of Conditions for Ensuring Public Consent in St. Petersburg: Resolution of the Government of St. Petersburg of 04.06.2014 no. 452). Available at: http://docs.cntd.ru/document/822403529 (accessed 23.04.2019).

11. O Gosudarstvennom gerbe Rossiiskoi Federatsii: feder. konstitutsionnyi zakon ot 25.12.2000 N 2-FKZ (On the State Coat of Arms of the Russian Federation: Federal Constitutional Law of 25.12.2000 no. 2-<K3). Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_29674/ (accessed 25.04.2019).

12. O patrioticheskom vospitanii v Vologodskoi oblasti: zakon Vologodskoi oblasti ot 10.06.2014 N 3385-OZ (Priniat Postanovleniem Zakonodatel'nogo Soraniia Vologodskoi oblasti ot 28 maia 2014 goda N 365) (On patriotic education in Vologda region: Law of Vologda region of

10.06.2014 no. 3385-03 (Adopted by the Resolution of Legislative Assembly of Vologda region of May 28, 2014 no. 365)). Available at: http://docs.cntd.ru/document/412329412 (accessed 19.04.2019).

13. O patrioticheskom vospitanii v Leningradskoi oblasti: obl. zakon Leningradskoi oblasti ot 13.11.2015 N 115-oz (Priniat Zakonodatel'nym sobraniem Leningradskoi oblasti 28 oktiabria 2015 g.) (On Patriotic Education in Leningrad Region: Region Law of Leningrad Region of 13.11.2015 № 115-oz (Adopted by the Legislative Assembly of Leningrad Region on October 28, 2015)). Available at: http://docs.cntd.ru/document/537983371 (accessed 23.04.2019).

14. O patrioticheskom vospitanii v Moskovskoi oblasti: zakon Moskovskoi oblasti ot

13.07.2015 N 114/2015-0Z (priniat postanovleniem Mosobldumy ot 25.06.2015 N 9/133-P) (On Patriotic Education in the Moscow Region: Law of the Moscow Region of 13.07.2015 no. 114/2015-03 (adopted by the Resolution of the Ministry of Education of 25.06.2015 no. 9/133-n)). Available at: https://www.garant.ru/hotlaw/mos_obl/639224/ (accessed 20.04.2019).

15. O patrioticheskom vospitanii v Udmurtskoi Respublike: zakon Udmurtskoi Res-publiki ot 25.12.2018 N 91-RZ (On patriotic education in the Udmurt Republic: Law of the Udmurt Republic of 25.12.2018 no. 91-P3). Available at: http://docs.cntd.ru/document/550295919 (accessed 18.04.2019).

16. O patrioticheskom vospitanii: zakon Respubliki Adygeia ot 06.08.2015 № 446 (On patriotic education: Law of the Republic of Adygea of 06.08.2015 no. 446). Available at: http://docs.cntd.ru/document/428650724 (accessed 15.04.2019).

17. Ob administrativnom pravonarushenii predusmotrennom st. 17.10 KoAP RF (narushenie poriadka oftsial'nogo ispol'zovaniia gosudarstvennykh simvolov RF): postanov-lenie Nizhegorodskogo oblastnogo suda ot 04.07.2016 N 4a-972/2016 (On Administrative Offence Provided for in Article 17.10 of the Administrative Code of the Russian Federation (Violation of the Procedure for Official Use of State Symbols of the Russian Federation): Decision of the Nizhny Novgorod Regional Court of 04.07.2016 no. 4a-972/2016). Available at: https://base. garant.ru/142679983/ (accessed 20.04.2019).

18. Ob otkaze v priniatii k rassmotreniiu zhaloby grazhdanki Kuz'michevoi Iriny Dmitrievny na narushenie ee konstitutsionnykh prav polozheniiami federal'nogo konstitu-tsionnogo zakona «O Gosudarstvennom gerbe Rossiiskoi Federatsii»: opredelenie Kon.stitutsionn.ogo Suda RF ot 17 iiulia 2012 g. N 1343-O (Refusal to accept the complaint of the citizen of Kuzmicheva Irina D. on violation of her constitutional rights by the provisions of the Federal Constitution Law "On the State Coat of Arms of the Russian Federation": Decision of the Constitution Court of the Russian Federation of July 17, 2012 no. 1343-0). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_135615/ (accessed 16.04.2019).

19. Ob utverzhdenii Polozheniia o gerbe Dobrianskogo munitsipal'nogo raiona: reshenie Zemskogo sobraniia Dobrianskogo munitsipal'nogo raiona ot 31.01.2006 goda N 37 (On the

adoption of the Provision on the coat of arms of the Dobryansky municipal district: Decision of the Territorial meeting of the Dobryansky municipal district of 31.01.2006 no. 37). Available at: https://sovet.geraldika.ru/article/21037 (accessed 20.04.2019).

20. Ob utverzhdenii Polozheniia o poriadke ispol'zovaniia ofitsial'nykh simvolov go-rodskogo okruga zakrytoe administrativno-territorial'noe obrazovanie Bol'shoi Kamen' Primorskogo kraia: reshenie Dumy gorodskogo okruga ZATO Bol'shoi Kamen' ot 29.03.2005 № 246-r (On the adoption of the Provision on an order of use of official symbols of the city district the closed administrative-territorial education the Big Stone of Primorsky territory: Decision of the Duma of the city district BUT Big Stone of 29.03.2005 no. 246-r): https://primorye-gov.ru/doc/29813 (accessed 20.04.2019).

21. Ob utverzhdenii Strategii razvitiia vospitaniia v Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda: rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 29.05.2015 № 996-r (On Approval of the Strategy for Development of Education in the Russian Federation for the Year 2025: Order of the Government of the Russian Federation of 29.05.2015 no. 996-r). Available at: http://www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_ 180402/ (accessed 26.04.2019).

22. Medvedev M.Iu. Osnovnye normy sostavleniia territorial'nykh i munitsipal'nykh gerbov: metodicheskie rekomendatsii (Basic norms for drawing up territorial and municipal arms: methodological recommendations). Available at: https://sovet.geraldika.ru/article/1992 (accessed 23.04.2019).

23. Po delu o proverke konstitutsionnosti otdel'nykh polozhenii Konstitutsii Respub-liki Altai i Federal'nogo zakona «Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii»: postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 7 iiunia 2000 № 10-P (In the case on the verification of the constitutionality of certain provisions of the Constitution of the Republic of Altai and the Federal Law "On General Principles of Organization of Legislative (Representative) and Executive Bodies of the State Power of the Constituent Entities of the Russian Federation": Decision of the Constitutional Court of the Russian Federation of June 7, 2000 no. 10-P)/ Available at: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27571/ (accessed 26.04.2019).

24. Primernaia osn.ovn.aia obrazovatel'naia programma nachal'nogo obshchego obrazovaniia (odobrena resheniem federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob"edineniia po obshchemu obrazova-niiu, protokol ot 08.04.2015 № 1/15) (Example Basic Educational Program of Primary General Education (approved by the decision of the Federal Educational and Methodical Association on General Education, Protocol of 08.04.2015 no. 1/15)). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220258 / (accessed 26.04.2019).

25. Sud otkazal v udovletvorenii zhaloby o priznanii nezakonnym resheniia izbira-tel'noi komissii ob otkaze v registratsii doverennykh lits izbiratel'nogo ob"edineniia, po-skol'ku zakonodatel'stvom ustanovlen zapret na osushchestvlenie deiaternosti, sviazannoi s izbraniem zaregistrirovannykh kandidatov inostrannogo gosudarstva, dostizheniem oprede-lennogo rezul'tata na vyborakh i provedeniem predvybornoi agitatsii: opredelenie SKpo administrativnym delam Verkhovnogo Suda RF ot 20 sentiabria 2013 g. № 36-APG13-18 (The Court rejected the complaint declaring illegal the decision of the election commission to refuse to register the proxies of the electoral association, since the legislation prohibits the conduct of activities related to the election of registered candidates of a foreign state, the achievement of a certain result at elections and the conduct of election campaigning: the decision of the Investigative Committee on Administrative Cases of the Supreme Court of the Russian Federation of September 20, 2013 то. 36-АPG13-18). Available at: https://base.garant.ru/70473240/ (accessed 20.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Безруков Андрей Вадимович — старший преподаватель, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: [email protected].

AUTHOR

Bezrukov Andrei Vadimovich — Senior lecturer, department of Criminal Law, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: olesia_ [email protected].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Безруков А. В. К вопросу о функциональном назначении герба / А.В. Безруков // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2019. — Т. 7, № 2 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Bezrukov A. V. To the issue about the functional purpose of the arms. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2019, vol. 7, no. 2, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.