Научная статья на тему 'К вопросу о неофициальном использовании государственных символов Российской Федерации'

К вопросу о неофициальном использовании государственных символов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2450
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РФ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ СУБЪЕКТОВ РФ / ОФИЦИАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОССИМВОЛОВ РФ / НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ СУБЪЕКТОВ РФ / STATE SYMBOLS OF THE RUSSIAN FEDERATION / STATE EMBLEM / NATIONAL FLAG / NATIONAL ANTHEM / NORMATIVE LEGAL ACTS OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION / OFFICIAL USE OF STATE SYMBOLS OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE UNOFFICIAL USE OF THE STATE SYMBOLS OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безруков Андрей Вадимович

В статье рассмотрена проблема неофициального использования государственных символов на федеральном и региональном уровнях. Проанализированы законодательные акты отдельных субъектов РФ, которые свидетельствуют о том, что существует практика неофициального применения символов в регионах. Однако сложность видится в том, что нет единого для всех субъектов РФ перечня случаев допустимого такого использования. В статье приводится позиция К.В. Нужина, который утверждает: «правовое регулирование вопросов использования…» государственных символов на федеральном и региональном уровнях «требует совершенствования, особенно в части предоставления гражданам и организациям права беспрепятственно использовать государственный символ». Делается вывод о том, что регламентация права неофициального использования госсимволов на уровне субъекта РФ должна соответствовать правилам и нормам, которые определяются на уровне Российской Федерации и соответствовать цели популяризации государственной символики, обозначенной Президентом РФ еще в 2004 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION ABOUT THE INFORMAL USE OF STATE SYMBOLS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the problem of the informal use of state symbols at the Federal and regional levels. Author analyzes legislative acts of regions in the Russian Federation, which suggests that there is a practice of informal use of the symbols in the regions. However, the complexity is seen in the fact that there is no uniform for all the regions of the Russian Federation of the list of permitted such use. The article presents the position of K. V. Nuzhina, who argues: «legal regulation of the use of...» the state symbols at the Federal and regional levels, requires improvement, especially in terms of granting citizens and organizations the right to freely use the state symbol. Author concludes that the informal regulation of the right of use of state symbols on the subject of the Russian Federation must comply with the rules and norms that are defined at the level of the Russian Federation and be consistent with the purpose of popularization of the state symbols designated by the President of the Russian Federation in 2004.

Текст научной работы на тему «К вопросу о неофициальном использовании государственных символов Российской Федерации»

УДК 343.323

А. В. Безруков

ассистент, кафедра уголовного права Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

К ВОПРОСУ О НЕОФИЦИАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИМВОЛОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема неофициального использования государственных символов на федеральном и региональном уровнях. Проанализированы законодательные акты отдельных субъектов РФ, которые свидетельствуют о том, что существует практика неофициального применения символов в регионах. Однако сложность видится в том, что нет единого для всех субъектов РФ перечня случаев допустимого такого использования. В статье приводится позиция К.В. Нужина, который утверждает: «правовое регулирование вопросов использования...» государственных символов на федеральном и региональном уровнях «требует совершенствования, особенно в части предоставления гражданам и организациям права беспрепятственно использовать государственный символ». Делается вывод о том, что регламентация права неофициального использования госсимволов на уровне субъекта РФ должна соответствовать правилам и нормам, которые определяются на уровне Российской Федерации и соответствовать цели популяризации государственной символики, обозначенной Президентом РФ еще в 2004 году.

Ключевые слова: государственная символика РФ, государственный герб, государственный флаг, государственный гимн, нормативно-правовые акты субъектов РФ, официальное использование госсимволов РФ, неофициальное использование государственной символики субъектов РФ.

A. V. Bezrukov

Assistant, department of Criminal Law Penza State University, Penza, the Russian Federation

TO THE QUESTION ABOUT THE INFORMAL USE OF STATE SYMBOLS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article considers the problem of the informal use of state symbols at the Federal and regional levels. Author analyzes legislative acts of regions in the Russian Federation, which suggests that there is a practice of informal use of the symbols in the regions. However, the complexity is seen in the fact that there is no uniform for all the regions of the Russian Federation of the list of permitted such use. The article presents the position of K. V. Nuzhina, who argues: «legal regulation of the use of...» the state symbols at the Federal and regional levels, requires improvement, especially in terms of granting citizens and organizations the right to freely use the state symbol. Author concludes that the informal regulation of the right of use of state symbols on the subject of the Russian Federation must comply with the rules and norms that are defined at the level of the Russian Federation and be consistent with the purpose of popularization of the state symbols designated by the President of the Russian Federation in 2004.

Key words: state symbols of the Russian Federation, the state emblem, national flag, national anthem, normative legal acts of subjects of the Russian Federation, official use of state symbols of the Russian Federation, the unofficial use of the state symbols of the subjects of the Russian Federation.

Одной из наиболее актуальных проблем использования государственной символики является проблема неофициального использования государственных символов России.

Официальное использование госсимволов регламентировано. При этом периодически возникают вопросы об использовании символики не только при

обязательных процедурах. Термин «неофициальный» во всех словарях рассматривается как «не имеющий официального значения», «лишенный официальности» [11]. Неофициальное использование государственных символов в настоящее время рассматривается как «культура» такого применения.

В 2008 году в Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» [5] были внесены изменения, разрешающие гражданам, общественным объединениям, предприятиям, учреждениям и организациям неофициально использовать данный государственный символ (если такое использование не является надругательством над Государственным флагом Российской Федерации). Представляется, что подобное позволяет формировать гражданственность и патриотизм. По мнению Председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству В.Н. Плигина, «...у населения существует потребность в выражении своего патриотизма, что, в частности, выражается и в стремлении к использованию символики; .....это говорит о стремлении продемонстрировать свою принадлежность к России..,это внутреннее ощущение России - что мы являемся гражданами Российской Федерации». В части подобной регламентации интересен зарубежный опыт. Так, в отдельных странах введена в обращение «замена госсимволов». Например, в Швеции используется вместо государственного флага - вытянутое треугольное полотнище с двумя цветами национального флага, которое не является государственным флагом, но символизирует его. Право использования его принадлежит любому гражданину Швеции без всякого ограничения. В Эстонии выработана практика свободного использования юридическими и физическими лицами государственной символики (единственное, необходимо руководствоваться Правилами вывешивания флага). Аналогичное применение давно действует в Соединенных Штатах Америки. Регламентация неофициального применения госсимволов, проявленная в зарубежном законодательстве, свидетельствует о том, что ничего унизительного для государственной символики в таком использовании нет, напротив, это скорее фактор, укрепляющий осознание своей причастности к этой символики, а значит, и к своей стране.

К.В. Нужин, анализируя проблемы использования государственной символики в субъектах РФ, отмечает: «.все случаи практического применения государственных символов ... можно классифицировать на две группы: случаи официального использования; случаи неофициального использования». Ученый рассматривает официальное использование, как санкционированное государственной властью, закрепленное в соответствующем правовом акте, с соблюдением всех формальностей (отступление от официального использования недопустимо, если иное не установлено правовым актом.). С его позиции «неофициальное использование» - это «использование, которое не имеет официального значения; такое использование не имеет каких-либо четких правил и установок, как правило, в нормативных актах не закрепляется (хотя встречаются исключения) и всегда носит лишь возможный, а не обязательный характер» [1]. Такого рода исключения содержатся в законодательных актах отдельных субъектов РФ.

В частности, Закон Иркутской области от 25 июня 1997 года № 11/2-ЗС «О гербе и флаге Иркутской области» [2] в статье 7 регулирует порядок неофициального использования изображения герба. Согласно законодательному акту под неофициальным использованием изображения герба понимается «...воспроизведение его изображения общественными объединениями, организациями независимо от форм собственности, частными лицами в товарных знаках, знаках обслуживания и других средствах визуальной идентификации товаров, работ и услуг, в рекламных и иных целях». За неофициальное использование изображения герба взимается областной гербовый сбор (размер устанавливается законом Иркутской области). На такое применение изображения герба выдается разрешение сроком до одного года, которое может быть аннулировано досрочно при

возникновении обстоятельств, препятствующих неофициальному использованию изображения герба, то есть при нарушении условий допустимости такого использования. В качестве таковых причин выступают:

- если неофициальное использование изображения герба противоречит целям учреждения и использования официальной символики Иркутской области;

- если используется изображение герба в качестве средства визуальной идентификации и рекламы товаров, работ и услуг, если реклама этих товаров, работ и услуг запрещена или ограничена в соответствии с законодательством;

- если неофициально используется изображение герба в коммерческих целях и соответствующее разрешение не получено;

- если такое использование изображения герба в иных случаях ограничено нормативными правовыми актами Иркутской области.

В ст. 11 законодательного акта разъяснен порядок неофициального использования флага. Это воспроизведение его изображения либо иное его использование организациями независимо от форм собственности, частными лицами в фирменных обозначениях, на печатях, штампах и официальных бланках, товарных знаках, знаках обслуживания и других средствах визуальной идентификации товаров, работ и услуг, в рекламных и иных целях. При этом на неофициальное использование флага специального разрешения не требуется.

В статье 12 Закона Иркутской области от 25 июня 1997 года № 11/2-ЗС «О гербе и флаге Иркутской области» [2] предусмотрена ответственность за «соблюдение» установленных законодательным актом требований при использовании официальной символики области. Однако если не обратиться к содержательной части данной нормы, то можно констатировать, что региональный законодатель регламентировал ответственность за законное поведение, не видя необходимости в регулировании ответственности за неофициальное использование символики области. Аналогичные положения закреплены в Законах: Усть-Ордынского Бурятского автономного округа от 17 июля 1997 года «О гербе и флаге», Чукотского автономного округа от 28 ноября 1997 г. № 41-ОЗ «О флаге Чукотского автономного округа» [10], Рязанской области от 2 июня 2000 года № ЗЗ-ОЗ «О флаге Рязанской области» [8].

В 2010 году в целях популяризации государственных символов были внесены изменения в Уставный закон Калининградской области от 4 мая 2010 г. № 440 «О гербе и флаге Калининградской области», согласно которому неофициальное использование герба и флага Калининградской области - это использование герба и (или) флага Калининградской области, в том числе их изображений гражданами и организациями в иных случаях, если такое использование не является надругательством над гербом и флагом Калининградской области [3] (ст. 7).

Закон Кировской области от 30 июня 2003 г. №173-ЗО «О флаге Кировской области» [7] в статье 5 предусматривает следующие условия неофициального использования флага области:

- во-первых, неофициальным воспроизведением флага является воспроизведение флага области организациями независимо от форм собственности, физическими лицами в фирменных обозначениях, на печатях, штампах и официальных бланках, товарных знаках, знаках обслуживания и других средствах визуальной идентификации товаров, работ, услуг, в рекламных и иных целях;

- во-вторых, использование флага не допускается в целях насильственного изменения основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

- в-третьих, не допускается использование флага в качестве средства визуальной идентификации и рекламы товаров, работ и услуг, если реклама этих товаров, работ и услуг запрещена или ограничена в соответствии с законодательством. При этом законодатель регламентировал вопрос ответственности за такое использование, указав, что «лица, виновные в осквернении флага области, а

также использующие его в целях в качестве средства визуальной идентификации и рекламы товары, услуги, несут административную ответственность в соответствии с Законом области «Об административной ответственности в Кировской области».

В статье 15 Закона Московской области от 15 июля 2005 года № 183/2005-ОЗ «О гербе Московской области» [4] закреплено, что неофициальное использование герба Московской области означает использование герба или его воспроизведение в случаях, не предусмотренных ст. 12-14 законодательного акта (данные нормы регулируют порядок использования герба области или его воспроизведения). В остальных случаях такое использование осуществляется по решению Геральдической комиссии Московской области. Не допускается воспроизведение герба Московской области в качестве средства визуальной идентификации и рекламы товаров, работ и услуг, если реклама этих товаров, работ и услуг запрещена или ограничена в соответствии с федеральными законами.

Закон Челябинской области от 27 декабря 2001 г. № 401 «О флаге Челябинской области» определяет [9]:

1. Неофициальным использованием флага области является воспроизведение его изображения (ст. 7):

- в оформлении торжественных мероприятий и официальных праздников, отмечаемых в Челябинской области;

- в заставках телевизионных программ;

- в рекламных изданиях, на изделиях сувенирного производства (по согласованию с Геральдической комиссией Челябинской области).

- вывешивание на жилых домах в дни государственных и областных праздников.

2. Неофициальное использование флага области не допускается, если это противоречит целям учреждения и порядку использования официальной символики области.

3. Не допускается использование флага области в качестве средства визуальной идентификации и рекламы товаров, работ и услуг, если реклама этих товаров, работ и услуг запрещена или ограничена в соответствии с законодательством.

В ст. 8 анализируемого нормативно-правового акта «Ответственность за несоблюдение требований» указано, что « .контроль за правильностью воспроизведения и использования изображения флага области возлагается на Геральдическую комиссию Челябинской области; использование флага области с нарушением настоящего Закона, а также надругательство над флагом области влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством..».

Постановлением от 24 апреля 2002 г. № 108 «О положении «Об использовании государственных символов еврейской автономной области в предпринимательской деятельности и иных случаях» [6] определен порядок выдачи, приостановления и аннулирования разрешений на неофициальное использование государственных символов Еврейской автономной области. Согласно нормативно-правовому акту «неофициальным использованием государственных символов Еврейской автономной области» является «воспроизведение изображения флага и (или) герба (его элементов) на средствах визуальной идентификации товаров, работ и услуг, в рекламных целях, а также при проведении торжественных мероприятий и в других случаях». Подобное использование осуществляется только на основе разрешения комиссии и оно должно соответствовать таким целям, как: воспитание патриотизма, гражданственности и уважения к исторической памяти, традициям, национальной и культурной самобытности народов, проживающих в области; укрепление межнационального согласия, гражданского мира и взаимопонимания.

Интерес вызывает ст. 5 Постановления от 24 апреля 2002 г. № 108 «О положении «Об использовании государственных символов еврейской автономной области в предпринимательской деятельности и иных случаях», в которой закреплен запрет на неофициальное использование символики области. То есть, недопустимо применение государственных символов еврейской автономной области, если оно осуществляется в целях:

- насильственного изменения основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

- визуальной идентификации и рекламы товаров, работ и услуг (если реклама этих товаров, работ и услуг запрещена или ограничена в соответствии с федеральным законодательством). Данным законодательным актом выработан вывод о том, что при неофициальном случае использования государственного флага важно, чтобы не совершалось надругательства над государственным флагом (в этом случае наступает уголовная ответственность) и нарушения порядка использования государственной символики (установлена административная ответственность в случае нарушений порядка использования).

Выше проведенное исследование свидетельствует о том, что практика неофициального использования символики в регионах осложнена тем, что нет единого для всех субъектов РФ перечня случаев допустимого такого использования. Следует согласиться с мнением К. В. Нужина, который утверждает, что «правовое регулирование вопросов использования...» государственных символов на федеральном и региональном уровнях «требует совершенствования, особенно в части предоставления гражданам и организациям права беспрепятственно использовать государственный символ». Регламентация такого права на уровне субъекта РФ должна соответствовать правилам и нормам, которые определяются на уровне Российской Федерации, и соответствовать цели популяризации государственной символики, обозначенной Президентом РФ еще в 2004 году.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нужин К.В. Конституционно-правовое регулирование государственной символики в субъектах Российской Федерации / К.В Нужин. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: / /www.dslib.net/konstitucion-pravo/konstitucionno-pravovoe-regulirovanie-gosudarstvennoj-simvoliki-v-subektah.html (дата обращения 20.01.2016).

2. О гербе и флаге Иркутской области: закон Иркутской области от 25 июня 1997 г. № 11/2-ЗС [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://irkipedia.ru/content/ zakon_irkutskoy_oblasti_o_gerbe_i_flage_irkutskoy_oblasti (дата обращения 23.01.20 16).

3. О гербе и флаге Калининградской области: Уставный закон Калининградской области от 4 мая 2010 г. № 440 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://geraldika.ru/ symbols (дата обращения 24.01.2016).

4. О гербе Московской области: закон Московской области от 15 июля 2005 года № 183/2005-ОЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 5811291 (дата обращения 26.01.2016).

5. О Государственном флаге Российской Федерации: федер. конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - 25 декабря. — № 52 (Часть I). — Ст. 5020.

6. О положении «Об использовании государственных символов еврейской автономной области в предпринимательской деятельности и иных случаях: постановление от 24 апреля 2002 года № 108» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dfoportal. info/area07x/partie3r/article-nyzqfg5.htm (дата обращения 23.01.2016).

7. О флаге Кировской области: закон Кировской области от 30 июня 2003 года № 173-ЗО [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zsko.ru/documents/ docs/index.php (дата обращения 23.01.2016).

8. О флаге Рязанской области: закон Рязанской области от 2 июня 2000 года № ЗЗ-ОЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document (дата обращения 23.01.2016).

9. О флаге Челябинской области: закон Челябинской области от 27 декабря 2001 года № 401 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.zs74.ru/zakon-chelyabinskoy-oblasti-o-flage-chelyabinskoy-oblasti (дата обращения 23.01.2016).

10. О флаге Чукотского автономного округа: закон Чукотского автономного округа от 28 ноября 1997 года № 41-ОЗ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chuk3.dot.ru/region/symbols/flag_chao/ (дата обращения 23.01.2016).

11. Общий толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tolkslovar.ru/n6325.html (дата обращения 23.01.2016).

REFERENSES

1. Nuzhin K.V. Konstitutsionno-pravovoe regulirovanie gosudarstvennoi simvoliki v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii (Constitutional and legal regulation of the state symbolic in regions of the Russian Federation). Available at: http://www.dslib.net/konstitucion-pravo/konstitucionno-pravovoe-reguHrovanie-gosudarstvennoj-simvoliki-v-subektah.html.

2. O gerbe i flage Irkutskoi oblasti: zakon Irkutskoi oblasti ot 25 iiunia 1997 goda № 11/2-ZS (On a emblem and a flag of the Irkutsk region: the law of the Irkutsk region of June 25, 1997 no. 11/2-ZS). Available at: http://irkipedia.ru/content/zakon_irkutskoy_oblasti_ o_gerbe_i_flage_irkutskoy_oblasti.

3. O gerbe i flage Kaliningradskoi oblasti: Ustavnyi zakon Kaliningadskoi ob-lasti ot 4 maia 2010 goda № 440 (On the coat of arms and a flag of the Kaliningrad region: The authorized law of the Kaliningrad area of May 4, 2010 no. 440). Available at: http://geraldika.ru/ symbols.

4. O gerbe Moskovskoi oblasti: zakon Moskovskoi oblasti ot 15 iiulia 2005 goda № 183/2005-OZ (On the coat of arms of the Moscow region: the law of the Moscow region of July 15, 2005 no. 183/2005-OZ). Available at: http://docs.cntd.ru/document/5811291.

5. On State flag of the Russian Federation: the federal constitutional law of December 25, 2000 no. 1-FKZ (an edition from 12.03. 2014). Sobranie zakonodatel'stva RF = Legislation Bulletin of the Russian Federation, 2000, December 25, no. 52 (part I), art. 5020.

6. O polozhenii «Ob ispol'zovanii gosudarstvennykh simvolov evreiskoi avtonomnoi oblasti v predprinimatel'skoi deiatel'nosti i inykh sluchaiakh: postanovlenie ot 24 aprelia 2002 goda № 108» (About position «On use of the state symbols of the Jewish Autonomous Region in business activity and other cases: the resolution of April 24, 2002 no. 10»). Available at: http://www.dfoportal.info/area07x/partie3r/article-nyzqfg5.htm.

7. O flage Kirovskoi oblasti: zakon Kirovskoi oblasti ot 30 iiunia 2003 goda № 173-ZO (On a flag of the Kirov region: the law of the Kirov region of June 30, 2003 no. 173-ZO). Available at: http://www.zsko.ru/documents/docs/index.php.

8. O flage Riazanskoi oblasti: zakon Riazanskoi oblasti ot 2 iiunia 2000 goda № 33-OZ (On a flag of the Ryazan region: the law of the Ryazan region of June 2, 2000 no. 33-OZ). Available at: http://docs.cntd.ru/document.

9. O flage Cheliabinskoi oblasti: zakon Cheliabinskoi oblasti ot 27 dekabria 2001 goda № 401 (On a flag of Chelyabinsk region: the law of Chelyabinsk region of December 27, 2001 no. 401). Available at: http://www.zs74.ru/zakon-chelyabinskoy-oblasti-o-flage-chelyabinskoy-oblasti.

10. O flage Chukotskogo avton.omn.ogo okruga: zakon Chukotskogo avtonomnogo okruga ot 28 noiabria 1997 goda № 41-OZ (On a flag of Chukotka Autonomous Area: the law of Chu-kotka Autonomous Area of November 28, 1997 no. 41-OZ). Available at: http://chuk3.dot.ru/region/symbols/flag_chao/

11. Obshchii tolkovyi slovar' russkogo iazyka (General explanatory dictionary of Russian). Available at: http://tolkslovar.ru/n6325.html.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Безруков Андрей Вадимович — ассистент, кафедра уголовного права, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: olesia_8013-10@mail.ru.

AUTHOR

Bezrukov Andrej Vadimovich — Assistant, department of Criminal Law, Penza State Uni-versity,40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: olesia_8013-10@mail.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Безруков А.В. К вопросу о неофициальном использовании государственных символов Российской Федерации / А.В. Безруков // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2016. — Т. 4, № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Bezrukov A. V. To the question about the informal use of state symbols of the Russian Federation. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2016, vol. 4, no. 1, available at: http: //esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.