Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Т.И. ФИЛИППОВА'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Т.И. ФИЛИППОВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / Т.И. ФИЛИППОВ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / СЕНАТ / СИНОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бызова Ольга Михайловна

В настоящее время особую актуальность и важность приобретают задачи государства и общества по укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей и культурного наследия России. В статье рассмотрены значимые аспекты политической деятельности государственного контролера Т.И. Филиппова (1825-1899) и его служения на благо Отечества в области воспитания, образования, сохранения культурного наследия и духовных ценностей. Т.И. Филиппов - государственный деятель России второй половины XIX в., богослов, публицист. Выпускник Московского университета в 1850 г. стал старшим учителем русской словесности 1-й Московской гимназии, в 1857 г. - чиновником особых поручений при обер-прокуроре Синода, в 1864 г. перешел в Контрольное ведомство, в 1889-1899 гг. - государственный контролер. Т.И. Филиппов принял ряд мер по улучшению контроля за расходованием государственного бюджета, ведению отчетности, найму женщин на работу в Госконтроль, успешно совмещал службу с общественной деятельностью, был почетным членом Академии наук, разных обществ, председателем комиссии при Русском географическом обществе для собирания народных песен и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL SERVICE AND PUBLIC ACTIVITY OF TERTY FILIPPOV

Currently, the tasks of the state and society for strengthening traditional spiritual and moral values and cultural heritage of Russia are of particular relevance and importance. The article examines significant aspects of political activity of the State Controller Terty Filippov (1825-1899) and his service for the benefit of the Fatherland in the field of upbringing, education and preservation of cultural heritage and spiritual values. Filippov was a statesman of Russia in the second half of the 19th century, theologian and publicist. Being a graduate of Moscow University, in 1850 he became a senior teacher of Russian literature at the 1st Moscow Gymnasium, in 1857 - an official of special assignments under the Chief Prosecutor of the Synod, in 1864 he moved to the Control committee and in 1889-1899 was the State Controller. Filippov undertook a number of measures to improve control over the state budget spending, record keeping, hiring women to work in the State Control committee, successfully combined service with public activities, was an honorary member of the Academy of Sciences, various societies, chairman of the commission at the Russian Geographical Society for collecting Folk songs, etc.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Т.И. ФИЛИППОВА»

Общество: политика, экономика, право. 2023. № 2. С. 12-17. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 2. P. 12-17.

Научная статья УДК 323

https://doi.org/10.24158/pep.2023.2.1

Государственная служба и общественная деятельность Т.И. Филиппова Ольга Михайловна Бызова

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0353-6447

Аннотация. В настоящее время особую актуальность и важность приобретают задачи государства и общества по укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей и культурного наследия России. В статье рассмотрены значимые аспекты политической деятельности государственного контролера Т.И. Филиппова (1825-1899) и его служения на благо Отечества в области воспитания, образования, сохранения культурного наследия и духовных ценностей. Т.И. Филиппов - государственный деятель России второй половины XIX в., богослов, публицист. Выпускник Московского университета в 1850 г. стал старшим учителем русской словесности 1-й Московской гимназии, в 1857 г. - чиновником особых поручений при обер-прокуроре Синода, в 1864 г. перешел в Контрольное ведомство, в 1889-1899 гг. - государственный контролер. Т.И. Филиппов принял ряд мер по улучшению контроля за расходованием государственного бюджета, ведению отчетности, найму женщин на работу в Госконтроль, успешно совмещал службу с общественной деятельностью, был почетным членом Академии наук, разных обществ, председателем комиссии при Русском географическом обществе для собирания народных песен и др.

Ключевые слова: государственный контроль, общественная деятельность, Т.И. Филиппов, культурное наследие, духовные ценности, Сенат, Синод

Для цитирования: Бызова О.М. Государственная служба и общественная деятельность Т.И. Филиппова // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 2. С. 12-17. https://doi.org/10.24158/pep.2023.2.1.

Original article

Civil Service and Public Activity of Terty Filippov

Olga M. Byzova

National Research Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0353-6447

Abstract. Currently, the tasks of the state and society for strengthening traditional spiritual and moral values and cultural heritage of Russia are of particular relevance and importance. The article examines significant aspects of political activity of the State Controller Terty Filippov (1825-1899) and his service for the benefit of the Fatherland in the field of upbringing, education and preservation of cultural heritage and spiritual values. Filippov was a statesman of Russia in the second half of the 19th century, theologian and publicist. Being a graduate of Moscow University, in 1850 he became a senior teacher of Russian literature at the 1st Moscow Gymnasium, in 1857 - an official of special assignments under the Chief Prosecutor of the Synod, in 1864 he moved to the Control committee and in 1889-1899 was the State Controller. Filippov undertook a number of measures to improve control over the state budget spending, record keeping, hiring women to work in the State Control committee, successfully combined service with public activities, was an honorary member of the Academy of Sciences, various societies, chairman of the commission at the Russian Geographical Society for collecting Folk songs, etc.

Keywords: state control, public activity, Terty Filippov, cultural heritage, spiritual values, Senate, Synod

For citation: Byzova, O.M. (2023) Civil Service and Public Activity of Terty Filippov. Society: Politics, Economics, Law. (2), 12-17. Available from: doi:10.24158/pep.2023.2.1 (In Russian).

В современном государстве и обществе на видное место выходят разные аспекты воспитания человека и гражданина, его деятельности и служения на благо Отечества по сохранению культурного наследия. Этим термином обозначаются материальная и нематериальная части культуры, созданные предшествующими поколениями и воспринимаемые как ценность конкретными сообществами людей (Галеев, 2017; Медведева, Стоналова, 2016).

Культурные ценности рассматриваются в контексте теоретико-правовых и практических проблем (Шукшин, Трегубов, 2022), духовно-нравственное воспитание личности - как фактор общественного развития (Мамалова, Абдулазимова, 2019; Тихомирова, 2022; Фортова, 2016). Продукты наследия представляют собой широкий круг исторических событий, персоналий, народной памяти, литературных ассоциаций и сохранившихся материальных остатков прошлого (Эшворт, 2017).

© Бызова О.М., 2023

Материальный контент культурного наследия включает памятники истории, архитектуры, музейные коллекции, природные ландшафты. Культурное пространство города, создаваемое человеком, отражает те процессы, которые происходят в политике государства и социуме. К компонентам нематериального культурного наследия относятся традиции, обычаи, ритуалы, праздники, идеалы, памятные даты, язык, фольклор и др.

В настоящее время руководством страны особое внимание уделяется сохранению духовного наследия, нравственных ценностей, национальной культуры. Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 9 ноября 2022 г. № 809 утверждены «Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»: «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России»1.

В современных исследованиях отмечается, что в условиях стратегической нестабильности востребованы результативные институты как национального, так и глобального управления, призванные устанавливать и эффективно поддерживать нормы коллективного действия, высоко оценивается роль исторического сознания (Торкунов, 2022). Авторы выдвигают идеи о том, что мир находится в процессе перехода от западного типа мирового порядка к иному типу, нациям и государствам предстоит ответить на новые вызовы, процесс обращения к собственным идейным корням уже сдвинулся с места и будет развиваться (Цыганков, Цыганков, 2022). Больше оказались востребованы концепции общественных изменений, имеющие исторически обусловленный, во многом консервативный характер (Кузьмин, 2023).

В обществе возрастает интерес к тем людям, которые в разные годы внесли заметный вклад в изучение и сохранение культурных объектов, духовных ценностей. Среди них Тертий Иванович Филиппов, государственный контролер, представитель консервативного направления русской общественной мысли, по его собственному мнению, «давний, убежденный и верный последователь направления охранительного» (Филиппов, 1896: VI). В последние годы переиздан ряд его литературно-публицистических работ (Филиппов, 2008). Вехи его жизненного пути, политическая деятельность, общественное служение и идеи стали предметом исследований (Алексеева, 2007, 2008; Мамонова, 2009; Прончатова, 2010, 2011). В статье на основе системного подхода, проблемно-хронологического метода, анализа архивных документов и опубликованной литературы рассматриваются направления и результаты политической деятельности Т.И. Филиппова, его усилия по сохранению духовных ценностей и культурного наследия.

Т.И. Филиппов известен как государственный деятель второй половины XIX в., публицист, светский богослов, собиратель русского песенного фольклора. В 1848 г. со степенью кандидата он закончил 1-е отделение философского факультета Московского университета, 23 февраля 1850 г. был принят в 1-ю Московскую гимназию старшим учителем русской словесности, 18 ноября 1856 г. стал секретарем по 1-му Басманному отделению Попечительства о бедных в Москве.

Глубокие знания греческого языка, богословской науки, церковного права привлекли внимание обер-прокурора Святейшего синода графа А.П. Толстого, и 14 марта 1857 г. Т.И. Филиппов был переведен в Духовное ведомство православного исповедания сначала исправляющим должность, а 14 мая 1858 г. стал чиновником особых поручений при обер-прокуроре Синода. Т.И. Филиппов участвовал в разработке важных церковных вопросов, чему способствовали его обширные познания в области богословия, истории и литературы русского раскола, старообрядчества, а также знакомство с нуждами православных церквей Востока. Не принадлежа к духовному сословию, он много писал о церкви и для церкви, справедливо имел репутацию авторитетного светского богослова. 29 апреля 1860 г. был назначен членом в высочайше утвержденный при Синоде Комитет о преобразовании духовно-учебных заведений. 2 июня 1862 г. ему поручили сделать отчет по Духовному ведомству за 1861 г., что он надлежаще исполнил в октябре 1862 г.2

С 10 февраля 1864 г. он перешел в Государственный контроль при основателе существовавшей тогда контрольной системы В.А. Татаринове, был назначен помощником управляющего Временной ревизионной комиссией. 18 мая 1866 г. от Госконтроля вошел в Комитет для применения судебных уставов к административным ведомствам. 14 февраля 1867 г. от Госконтроля стал чле-

1 Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 9 нояб. 2022 г. № 809 // Официальный сайт Президента России. 2022. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 20.01.2023).

2 ГАРФ. Ф. 1099. Оп. 1. Д. 47. Л. 3.

ном Комиссии для обсуждения вопроса об освобождении казны от доплаты на содержание лошадей на почтовых станциях. С 8 июля 1870 г. назначен управляющим Временной ревизионной комиссией. 7 мая 1871 г. Т.И. Филиппов направлен членом в Комиссию при Госконтроле для пересмотра классификации финансовых смет, 8 февраля 1872 г. стал ее председателем, 28 декабря 1874 г. был назначен членом Податной комиссии при Министерстве финансов. 13 апреля 1875 г. Т.И. Филиппову объявлено «монаршее благоволение» за его труды в качестве члена Комиссии при II Отделении Собственной Его Императорского Величества канцелярии для обсуждения предположений о слиянии сенатской и других казенных типографий в одну. 29 января 1876 г. стал членом Статистического совета при Министерстве внутренних дел. 13 ноября 1877 г. Т.И. Филиппов был назначен представителем от Госконтроля в Особое совещание при Государственном совете для предварительного соображения о мерах обеспечения семейств убитых, раненых и без вести пропавших нижних чинов. 27 октября 1878 г. получил назначение на должность товарища (заместителя) Государственного контролера. 31 января 1879 г. стал председателем Особой организационной комиссии при Госконтроле для предварительного обсуждения вопросов, касавшихся разъяснения, дополнения, изменения правил кассового и ревизионного порядка и относящихся к усовершенствованию существовавшей системы счетоводства и отчетности. 25 ноября 1881 г. со стороны Госконтроля Т.И. Филиппов назначен членом Особой комиссии для составления проекта преобразования губернского и уездного административного управления. Высочайшим указом 1 января 1883 г. Т.И. Филиппов стал сенатором. 21 января 1883 г. ему предоставлено право присутствия в Общем собрании, 4-м, 5-м и Межевом департаментах Правительствующего сената1.

26 июля 1889 г. Т.И. Филиппов был назначен Государственным контролером, оставаясь сенатором и став 5 августа 1889 г. членом Комитета финансов. Перед вступлением в должность 27 июля 1889 г. он принял всех служащих своего ведомства, обратившись к ним с приветственной речью2. Прослужил на этой высокой должности более 10 лет до кончины в 1899 г.

За годы службы в Госконтроле проводил ревизии контрольных палат: Псковской, Вилен-ской, Ковенской, Гродненской, Люблинской, Витебской, Харьковской, Полтавской, Киевской, Воронежской и др., а также железнодорожных контрольных учреждений.

Результатом многолетних усилий Т.И. Филиппова во время службы в контрольных органах стало то, что, наряду с организацией контроля за строительством военных и гражданских объектов3, эксплуатацией казенных и частных железных дорог4, Государственный контроль постепенно расширил сферу влияния и начал производить фактическую проверку кредитно-финансовых учреждений5. Первостепенное значение отводилось контролю за исполнением государственной росписи (бюджета)6. Как отмечал Т.И. Филиппов, выступая на общем собрании Государственного совета 29 декабря 1890 г., если с 1881 по 1888 г. государственная роспись по обыкновенным доходам и расходам исполнялась с недочетами, которые за 7 лет составили 203 млн р., то в 1888 г. роспись исполнена с превышением доходов над расходами в 60,5 млн р., в 1889 г. - в 86,5 млн7.

Т.И. Филиппов уделял повышенное внимание улучшению надзора за расходованием государственных средств. Принимая меры к возможному усовершенствованию ревизионного дела, он признал важным для этого пополнение состава подведомственных ему учреждений кадрами, получившими образование в высших учебных заведениях. Для решения этой задачи в 1894 г. им была сформирована группа кандидатов на должности VIII и IX классов по госконтролю, которые изучали приемы ревизии в центральных и местных контрольных учреждениях под руководством особо уполномоченного лица. Каждому кандидату выплачивалось вознаграждение до назначения на классную должность, через полгода обучения проводилось испытание для проверки усвоения основ контрольной службы8.

Т.И. Филиппов был одним из первых государственных деятелей, которые открыли женщинам новое поприще для труда, предоставив им возможность поступать на госслужбу, в частности в органы контроля9. Находясь на госслужбе, он продолжал заниматься церковными вопросами, проблемами образования и воспитания. 5 октября 1882 г. был назначен в Комиссию при Святейшем синоде для всесторонней разработки вопроса об обеспечении надлежащего участия духовенства в деле народного образования.

1 ГАРФ. Ф. 1099.

2 Там же. Д. 168.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же.

8 Там же.

9 Там же.

Оп. 1. Л. 8. 309.

156, 174. 387, 413. 154, 307, 308. Л. 1. 64. Л. 113. 61. Л. 1.

Д. 47. Л. 6.

308, 315, 349, 407.

Т.И. Филиппов был почетным членом Российской академии наук, Совета Московского университета, Московской духовной академии, Русского театрального общества, действительным и почетным членом Русского географического общества, действительным членом Общества ревнителей русского исторического просвещения, Филологического общества при Санкт-Петербургском университете, заместителем председателя Императорского православного палестинского общества и др. За защиту интересов восточных церквей был награжден почетным званием Епи-тропа (попечителя) Гроба Господня, которым очень дорожил.

С самого начала трудовой деятельности он уделял внимание постановке в России дела воспитания и образования, под которым понимал единый процесс становления человека, гражданина и патриота, обеспечить его успех «может только дружное и согласное действие воспитателей и общества» (Филиппов, 2008: 25). Концепция Т.И. Филиппова отражена в работе «О началах русского воспитания». Он полагал, что воспитание должно связывать человека «с его местными, временными и вообще историческими условиями». В основе воспитания лежит «учение христианское: оно одно может указать человеку, в чем состоит истинное просвещение, истинная добродетель и истинное счастье»; при этом воспитание должно быть «не какое иное, как предлагаемое православною Церковью» (Филиппов, 2008: 28-30). В «Записке о народных училищах» высказана мысль о том, что «сообщать народу нравственные начала - значит учить его вере и воспитывать его в ее правилах» (Филиппов, 2008: 42).

Т.И. Филиппов участвовал в издании журналов «Москвитянин», «Московский сборник», «Русская беседа», «Гражданин» (Отливанчик, 2017). Он общался и наблюдал за творчеством А.Н. Островского, Ф.М. Достоевского, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, К.С. Аксакова, А.Ф. Писемского и др. Был знаком и оказывал поддержку Н.А. Римскому-Корсакову, М.А. Балакиреву, В.В. Андрееву, Ф.И. Шаляпину, М.П. Мусоргскому. Долгие годы - с 1875 по 1891 г. - Т.И. Филиппов состоял в переписке с выдающимся писателем, публицистом и мыслителем К.Н. Леонтьевым1.

Т.И. Филиппову принадлежала мысль о необходимости сохранить для науки и искусства уцелевшие в народе остатки русской песенной старины. В 1882 г. вышел сборник «Сорок народных песен, собранных Т.И. Филипповым и гармонизированных Н.А. Римским-Корсаковым». Возглавив в 1884 г. комиссию при Русском географическом обществе, он неоднократно ходатайствовал о выделении средств на отправку экспедиций для собирания народных песен, розыска старинных инструментов. Было снаряжено пять экспедиций, собрано свыше 700 песен. Он сформировал обширную библиотеку, в 1890-е гг. был составлен каталог его русских и иностранных книг на 50 листах, включавший 6 отделов: «Русская словесность», «Иностранная словесность», «История. Биографии», «Законоведение. Политика. Социология», «Философия, психология, богословие и пр.», «География, путешествия, естественные науки, этнография, антропология, статистика и пр.». Был сделан список из 148 рукописных и старопечатных книг с 1494 г., представлявших большую культурную ценность.

Т.И. Филиппов пользовался известностью и как литератор, и как глубокий знаток отечественной старины и церковно-исповедных вопросов. В 1882 г. его статьи богословского характера были изданы в виде книги под заглавием «Современные церковные вопросы», где содержатся сведения о церковно-государственных отношениях второй половины XIX в., о греко-болгарском деле, о вопросах раскола и единоверия и др. Многие статьи разных лет составили опубликованный в 1896 г. «Сборник Т. Филиппова» (Филиппов, 1896).

Приверженец традиционных ценностей Т.И. Филиппов был превосходным семьянином. Его женой, другом и советчиком была Мария Ивановна Ираклионова, ставшая матерью их троих детей: Марии, Наталии, Сергея.

Тертий Иванович Филиппов на государственной службе своим трудом достиг высшего административного поста, равного министерскому. Он сумел соединить и гармонизировать одно с другим: политическую деятельность и общественное служение. Видным было его участие в московских литературных кругах. Он являлся педагогом, публицистом, ученым и коллекционером русских духовных драгоценностей: песен и былин, напевов и сказок, в которых сохранилась душа народа. За почти 50 лет службы действительный тайный советник Т.И. Филиппов, государственный контролер, сенатор, радетель сохранения народного искусства, русского эпоса и языка, меценат, педагог, публицист, богослов стал кавалером многих российских и иностранных орденов. Рассмотренные материалы со всей очевидностью показывают, что свою жизнь Тертий Иванович Филиппов посвятил служению государству, народу, науке, искусству и церкви.

Список источников:

Алексеева С.И. «Ржевский мещанин во дворянстве»: история семьи Тертия Ивановича Филиппова (по данным отечественных архивов) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 2: История. История Русской православной церкви. 2008. № 2 (27). С. 7-27.

1 Пророки Византизма: переписка К.Н. Леонтьева и Т.И. Филиппова (1875-1891) / ^ст., вступ. стат., подготовка текстов и коммент. О.Л. Фетисенко. СПб., 2012. 723 с.

Алексеева С.И. Материалы по истории Русской православной церкви в архивном наследии Т.И. Филиппова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 2: История. История Русской православной церкви. 2007. № 2 (23). С. 7-31.

Галеев С.А. Архитектура и сохранение природного, культурного и духовного наследия // Журнал Института наследия. 2017. № 3 (10). С. 3.

Кузьмин А.Г. Критика современных либеральных представлений о политической модернизации и имперской традиции России // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 1. С. 19-27. https://doi.org/10.24158/pep.2023.1.2.

Мамалова Х.Э., Абдулазимова Т.Х. Духовно-нравственное развитие молодого поколения // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 61-63.

Мамонова Е.В. Церковь и школа в публицистике Т.И. Филиппова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Сер. 2: История. История Русской православной церкви. 2009. № 1 (30). С. 7-20.

Медведева Н.В., Стоналова А.С. Понятие «культурное наследие» и основные теоретические подходы к его изучению // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 3 (16). С. 138-143.

Отливанчик А.В. Т.И. Филиппов - сотрудник журнала «Гражданин» в 1873-1874 гг. (по архивным материалам) // Неизвестный Достоевский. 2017. Т. 4, № 3. С. 16-30. https://doi.org/10.15393/j10.art.2017.3263.

Прончатова В.П. Государственный контролер и общественный деятель Т.И. Филиппов (1825-1899 гг.): опыт исторического анализа // Преподаватель XXI век. 2010. № 3-2. С. 254-258.

Прончатова В.П. Формирование концепции национального воспитания и образования в творчестве Т.И. Филиппова (1850-1860-е гг.) // Наука и школа. 2011. № 2. С. 135-137.

Тихомирова Е.С. Духовно-нравственное развитие личности как фактор общественного развития // Общество: философия, история, культура. 2022. № 4. С. 71-80. https://doi.org/10.24158/fik.2022.4.11.

Торкунов А.В. Россия и политический порядок в меняющемся мире: ценности, институты, перспективы // Полис. Политические исследования. 2022. № 5. С. 7-22. https://doi.org/10.17976/jpps/2022.05.02. Филиппов Т.И. Русское воспитание. М., 2008. 445 с. Филиппов Т.И. Сборник Т. Филиппова. СПб., 1896. 315 с.

Фортова Л.К., Филимонова М.В. Проблематика духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на основе сохранения исторического наследия // Молодой ученый. 2016. № 17 (121). С. 182-184.

Цыганков А.П., Цыганков П.А. Снова русский урок? // Россия в глобальной политике. 2022. Т. 20, № 1. С. 51-58. https://doi. org/10.31278/1810-6439-2022-20-1 -51 -58.

Шукшин С.И., Трегубов М.В. Культурные ценности как особый объект гражданско-правовых отношений // Теория и практика общественного развития. 2022. № 12. С. 152-159. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.12.23.

Эшворт Г.Дж. От истории к наследию - от наследия к идентичности: в поисках понятий и моделей // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2017. № 4 (114). С. 154-171.

References:

Alekseeva, S.I. (2007) Documents from T. Filippov's Archival Heritage on the Russian Orthodox Church History. St Tikhons University Review. Series History. Russian Church History. (2), 7-31. (In Russian)

Alekseeva, S.I. (2008) "Parvenu" from Rzevsk: The Story of the Tertiy Ivanovich Filippov' s Family according to the Facts of Native Archives. St Tikhons University Review. Series History. Russian Church History. (2), 7-27. (In Russian)

Ashworth, G.J. (2017) From History to Heritage - From Heritage to Identity. Neprikosnovennyi Zapas. (4), 154-171. Filippov, T.I. (2008) Russkoe vospitanie [Russian Education]. Moscow, Institut Russkoi Tsivilizatsii. (In Russian) Filippov, T.I. (1896) Sbornik T. Filippova [Works of T. Filippov]. Saint Petersburg, Tipografiya Glavnogo Upravleniya Udelov. (In Russian)

Fortova, L.K. & Filimonova, M.V. (2016) Problematika duhovno-nravstvennogo vospitaniya podrastayushchego pokoleniya na osnove sohraneniya istoricheskogo naslediya [Issues of Spiritual and Moral Education of the Younger Generation on the Basis of Historical Heritage Preservation]. Young Scientist. (17), 182-184. (In Russian)

Galeev, S.A. (2017) Architecture and Conservation of Natural, Cultural and Spiritual Heritage. The Heritage Institute Journal. (3), 3. (In Russian)

Kuzmin, A.G. (2023) Criticism of Modern Liberal Ideas about Political Modernization and the Imperial Tradition of Russia. Society: Politics, Economics, Law. (1), 19-27. Available from: doi:10.24158/pep.2023.1.2. (In Russian)

Mamalova, Kh.E. & Abdulazimova, T.Kh. (2019) Spiritual and Moral Development of the Young Generation. MirNauki, Kul-tury, Obrazovaniya. (2), 61-63. (In Russian)

Mamonova, E.V. (2009) Church and School according to the Social and Political Essays of Philippov T.I. St Tikhons University Review. Series History. Russian Church History. (1), 7-20. (In Russian)

Medvedeva, N.V. & Stonalova, A.S. (2016) The Concept of "Cultural Heritage" and the Main Theoretical Approaches to its Study. Proceedings of the Conference Athanasian Reading. (3), 138-143. (In Russian)

Otlivanchik, A.V. (2017) T.I. Filippov as a Writer of the Periodical "Grazhdanin" in 1873-1874: Based on Archival Materials. The Unknown Dostoevsky. 4 (3), 16-30. Available from: doi:10.15393/j10.art.2017.3263. (In Russian)

Pronchatova, V.P. (2010) Gosudarstvennyj kontroler i obshchestvennyj deyatel' T.I. Filippov (1825-1899 gg.): opyt istoricheskogo analiza [The State Comptroller and Public Figure T.I. Filippov (1825-1899): An Experience of Historical Analysis]. PrepodavatelXXI Vek. (3-2), 254-258. (In Russian)

Pronchatova, V.P. (2011) Development of National Upbringing and Education Conception in the Works of T.I. Filippov (1850-1860s). Science and School. (2), 135-137. (In Russian)

Shukshin, S.I. & Tregubov, M.V. (2022) Cultural Values as a Specific Object of Civil Law Relations. Theory and Practice of Social Development. (12), 152-159. Available from: doi: 10.24158/tipor.2022.12.23. (In Russian)

Tikhomirova, E.S. (2022) Spiritual and Moral Development of a Person as a Factor of Social Development. Society: Philosophy, History, Culture. (4), 71-80. Available from: doi:10.24158/fik.2022.4.11. (In Russian)

Torkunov, A.V. (2022) Russia and Political Order in a Changing World: Values, Institutions, Prospects. Polis. Political Studies. (5), 7-22. Available from: doi:10.17976/jpps/2022.05.02. (In Russian)

Tsygankov, A.P. & Tsygankov, P.A. (2022) Might Makes No Right: Realism and International Relations Theory. Russia in Global Affairs. 20 (1), 68-76. Available from: doi:10.31278/1810-6374-2022-20-1-68-76.

Информация об авторе О.М. Бызова - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и философии Национального исследовательского Московского государственного строительного университета, Россия, Москва.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=655059

Information about the author О.М. Byzova - PhD in Historical Sciences, Associate Professor, Department of History and Philosophy, National Research Moscow State University of Civil Engineering, Russia, Moscow. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=655059

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 26.12.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.01.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 14.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.