#
ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Т. И. ФИЛИППОВА (1850-1860-е гг.)
DEVELOPMENT OF NATIONAL UPBRINGING AND EDUCATION CONCEPTION IN THE WORKS OF T. I. FILIPPOV (1850-1860'S)
В. П. Прончатова
В статье проанализирована концепция национального образования и воспитания Тертия Ивановича Филиппова - государственного деятеля, журналиста и богослова, представителя консервативного направления общественного движения второй половины XIX в. Критикуя западные новшества в системе отечественного образования, Филиппов говорил о необходимости более глубокого изучения русского языка, подчеркивал единство религиозного, нравственного и патриотического воспитания. Идеи Филиппова стали особенно актуальными в контексте реформ образования, проводившихся в России в последнее десятилетие.
Ключевые слова: концепция национального образования и воспитания, модернизация системы образования, религиозный фундамент образовательного процесса, западное влияние на отечественную систему просвещения, церковнославянский и древнерусский языки.
V. P. Pronchatova
The article analyzes the conception of national upbringing and education by Tertiy Ivanovich Filippov - a statesman, journalist and theologian, a representative of conservative part of the social movement of the second part of the 19th century. Criticizing western innovations in the system of national education, Filip-pov wrote about the necessity of more profound studies of the Russian language, emphasized the unity of religious, ethic and patriotic upbringing. Filippov's ideas became especially timely in the context of educational reforms carried out during the last decade in Russia.
Keywords: conception of national upbringing and education, modernization of educational system, religious basis of educational process, western impact on the national educational system, Old Church Slavonic and Old Russian languages.
Проблема модернизации современной системы образования в России в контексте реформ, проводившихся в последние годы в нашей стране по западному образцу, воспринимаются педагогическим сообществом, как и обществом в целом, далеко не однозначно. Сама проблема как западных влияний в отечественном образовании, так и восприятии данного процесса в русском обществе не нова.
Выявление приоритетных направлений развития просвещения, воздействие западных тенденций на русскую действительность, особенно в вопросах образования и воспитания, волновало мыслящую национальную элиту в течение всего XIX в., в течение которого по мере накопления впечатлений и опыта наблюдалась возрастающая дис-куссионность, вызванная осмыслением проблемы и самоопределением. В этом контексте представляется полезным обращение к литературному наследию Т. И. Филиппова1, о котором известно немногим специалистам.
Т. И. Филиппов уделял постоянное внимание постановке проблемы воспитания в России. 3 октября
1854 г. Филиппов, будучи молодым преподавателем русского языка и словесности, произнес речь «О началах русского воспитания» на торжественном собрании первой Московской гимназии. В выступлении Филиппов описал собственное видение проблемы просвещения в российском обществе, представил образовательно-воспитательную модель, наиболее близкую собственным воззрениям. Идеи, высказанные Филипповым на заре своей карьеры, впоследствии станут востребованными среди традиционно мыслящих представителей общества.
Под воспитанием Филиппов понимал масштабный, всеобъемлющий процесс формирования личности, гражданина и патриота. От того, какое отношение к процессу воспитания сформировалось в обществе, напрямую, по его мнению, зависел «образ мыслей и нравственность будущих поколений» [1, с. 25]. Наиболее часто употребляемыми понятиями в текстах Филиппова были «общественное воспитание» и «народное образование». Повторяя их, он подчеркивал, что формирование буду-
1 Тертий Иванович Филиппов (1825-1899) - представитель чиновничьей (с 1889 г. занимал пост государственного контролера) и общественной элиты, видный исследователь истории Церкви и движения старообрядчества в России; принимал активное участие в решение греко-болгарского религиозного конфликта в 1860-1870-х гг. Причисляя себя к охранительному направлению общественной мысли, на протяжении всей своей жизни Филиппов стремился оберегать истинные основы Руси, а именно православную веру и национальные традиции. Богатое литературное наследие Филиппова позволяет проанализировать систему его взглядов, выявить основы мировоззрения.
Ф
щих поколений - задача не какой-то определенной структуры (школы, училища) или конкретных людей (родителей), а целостный процесс, в котором необходимо «только дружное и согласное действие воспитателей и общества» [1, с. 25]. Вырабатывая собственную воспитательно-образовательную концепцию, Филиппов стремился применять ее на практике.
В процессе воспитания Филиппов видел два основных направления, которые решали две задачи. Во-первых, речь шла о формировании нравственных начал, определенных ценностей, «общих человеческих свойств независимо от случайных условий» [1, с. 25]. Данное направление он признавал единым для всех, вне зависимости от конкретных способностей и возможностей человека. В узком смысле это в глазах Филиппова и есть непосредственное «воспитание», единственным основанием для которого является религия. Другое направление - непосредственно «образование», то есть «применение общих начал воспитания к историческим условиям», формирование необходимого набора знаний в процессе обучения [1, с. 26]. Таким образом, если в первом случае речь шла о воспитании «человека», то во втором - «гражданина». Причем речь шла об их двуединстве при известной иерархичности. Филиппов не только не разделял понятий «образование» и «воспитание», но, наоборот, соединял их, подчеркивая преимущество нравственного, религиозного развития человека и отодвигая на второй план конкретные научные знания. Эта же мысль в практически неизменном виде прозвучит спустя десятилетия у крупнейшего государственного деятеля России, писателя и ученого, обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева. Рассуждая о значении школы как государственного учреждения, Победоносцев отмечал, что помимо начальных умений «читать, писать и считать» школа должна учить «знать Бога и любить Его и бояться, любить Отечество, почитать родителей» [2].
Важной проблемой русского общества Филиппов считал следование западным образцам в образовании. «Привычка относиться к Западу с безотчетным уважением, воспитанная в нас его полуторавековым влиянием», по мнению Филиппова, является главной проблемой, которую необходимо осмыслить в полном объеме, без выражения национального отношения к которой он считал невозможным успешную реализацию процесса формирования русской системы просвещения [1, с. 26].
Несовместимость русских традиций и западной модели образования лично для Филиппова со временем становилась все более очевидной. «Западная образованность, за которую мы так решительно следовали в деле знаний, искусств и общежития, в наше время выразила себя в таких печальных явлениях, которые о самом существе ее дают весьма невыгодное понятие» [1, с. 26]. Отсюда следовали его призывы к осторожности и осмысленности при применении западной модели образования в России. Но Филиппов отнюдь не призывал
1з
отворачиваться от достижений и разработок Западной Европы. Он предлагал вычленить из них самое «нужное и полезное» и отказаться только от того, что «должно избегать, как лишнего и даже вредного» [1, с. 27]. Таким образом, в основу системы русского воспитания должны быть заложены национально-культурные традиции, самобытные начала, духовные достижения предыдущих поколений, а не сомнительные и чуждые русскому народу западные новинки.
Революционные настроения, «страшное колебание всех общественных основ в государствах» Западной Европы ярче всего иллюстрируют «крайнее смущение совести» общества в целом и каждого его представителя в частности. Филиппов искал объяснение этим событиям в том, что, «оторвавшись от истинных начал жизни, проповеданных Евангелием, западный человек ищет для нее новых оснований и, разумеется, не находит: ибо их нет» [1, с. 28].
Таким образом, особое внимание Филиппов уделял религиозному фундаменту всего образовательного процесса, считая единственным основанием человеческого воспитания христианское вероучение: «...оно одно может указать человеку, в чем состоит истинное просвещение, истинная добродетель и истинное счастье; без него он нигде и ни в каком случае не может быть счастлив сам, ни полезен другим» [1, с. 28]. Более того, обучение без религиозной основы, по мнению автора, не просто бесполезно, но и опасно для народа.
Филиппов внимательно наблюдал за развитием системы просвещения в государстве и быстро реагировал на те изменения, которые считал для общества вредными. Так в 1862 г. им была составлена «Записка о народных училищах», в которой Филиппов бескомпромиссно осудил переход начальных образовательных учреждений из ведения Церкви в руки светской власти.
Если для Филиппова на данном этапе его жизненного пути были более характерны теоретические рассуждения, без каких-либо практических выводов, то Победоносцев перейдет к реализации идеи введения церковно-приход-ских школ, утверждая, что «в понятии русского народа церковь и школа неотделимы друг от друга; школа воспитывает прежде всего для церкви и от нее получает свою жизненную просвещающую силу» [цит. по: 3, с. 210]. Усилия чиновника увенчались успехом, когда в апреле 1884 г. царь утвердил Правила о церковно-приходских школах, которые полностью выходили из ведения светской учебной администрации.
Рассуждая о влиянии религии на просвещение, Филиппов подчеркивал, что только православная вера является «единственной сокровищницей истинного разумения вещей и чистых нравственных понятий» [1, с. 28]. Для своей аргументации Филиппову требовался исторический подход.
Он был убежден, что на протяжении многих веков у русского человека формировалось отношение к православию как спасению от многих несчастий, «.оно охраняло нас от западных искушений и доселе сохра-
$
няет невредимую нашу народность от бесчисленных иноземных влияний; и в годину настоящих испытаний оно - причина нашей брани, оно же - и наша защита, и наше упование» [1, с. 29].
Выстраивая идеальную концепцию, Филиппов ориентировался на долженствование. Так, воспитание должно возвышать человека над конкретными условиями его быта, однако параллельно оно должно укреплять его внутреннюю связь с семьей, обществом, в котором он живет. Воспитание требует особенно трепетного отношения к Родине, но его прямым следствием является формирование уважительного отношения также и к другим народам и культурам, таким образом, патриотическое воспитание «распространяет любовь на все человечество». Филиппов противопоставлял христианские основы европейским учениям о всемирном гражданстве2 [4], когда «учения космополитические, внушая безразличную любовь ко всему, доводят до полного равнодушия к своему и чужому» [1, с. 29].
Общий вывод, к которому в процессе размышлений пришел Филиппов, заключается в том, что сформировать настоящую личность возможно только в результате взаимодействия трех факторов: посредством воспитания религиозной культуры, чувства любви к своей родине и ответственности перед соотечественниками.
Свою воспитательно-образовательную концепцию Филиппов стремился применить на практике, тем более что должность учителя словесности вполне позволяла ему это сделать. Начиная свой курс с повторения, Филиппов помимо изучения непосредственно русского языка вводил в обучение обязательный курс церковнославянского и древнерусского языков. Он резко осудил пристрастие русского общества к французскому языку, указывая на явное расхождение с основами патриотического воспитания, ведь «любовь к отечеству требует любви ко всему отечественному, ко всему, что относится к целости отечества» [1, с. 33].
И в теоретических рассуждениях, и в своей практической педагогической деятельности Филиппов с молодых лет демонстрировал глубоко консервативные взгляды. Предлагая свою воспитательную концепцию,
он пересмотрел установившиеся в русском обществе приоритеты, осудил фанатичное преклонение перед Западом, в особенности в сфере образования. Основой русского воспитания и образования для него являлись православная религия и русский язык. Без формирования системы четких нравственных понятий и ориентиров, которые может дать только православная вера, он не видел смысла в изучении конкретных наук. Бережное отношение к родному языку - важнейший приоритет для Филиппова, так как язык является хранителем истории народа.
Таким образом, в области образования и воспитания Филиппов стремился пересмотреть формализованную, оторванную от жизни и религии систему просвещения, которая в сложившихся исторических условиях оказалась неэффективной. Разработав свою воспитательную концепцию, Филиппов по возможности стремился применять ее на практике, преподавая лицейский курс русской словесности.
Опыт Филиппова оказался востребован не только среди его современников. Идеи, высказанные автором, интересны и могут быть полезными в построении сегодняшней системы образования в российском обществе.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Филиппов Т. И. О началах русского воспитания // Филиппов Т. И. Русское воспитание. - М., 2008.
2. Победоносцев К. П. Московский сборник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: wco.ru/biblio/books/pobedonoscev1/Main.htm (дата обращения 29.06.2011).
3. Полунов А. Ю. К. П. Победоносцев в общественно-политической и духовной жизни России. - М., 2010.
4. Кант И. К вечному миру. 1795 // Иммануил Кант. Соч. в 6 т. - Т. 6 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://krotov.info/lib_sec/11_k/ kanA_6_257.htm (дата обращения 29.06.2011).
«Учение о всемирном гражданстве» входит в правовую концепцию И. Канта. В статье «К вечному миру» философ описывает мировое устройство на основе подписанного государствами договора «о вечном мире». Население государств, подписавших договор, «находясь между собой во внешних взаимовлияющих отношениях, должны рассматриваться как граждане общечеловеческого государства».