Научная статья на тему 'Степан Петрович Шевырев о «Русском воспитании»'

Степан Петрович Шевырев о «Русском воспитании» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
426
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
православная педагогика / русская религиозная философия / С. П. Шевырев / С. С. Уваров / вера / семья / Церковь / «русское воспитание» / Древняя Русь / Orthodox pedagogy / Russian religious philosophy / S. P. Shevyrev / S. S. Uvarov / faith / family / Church / Russian upbringing / Ancient Russia

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Игорь Борисович Гаврилов

Статья посвящена педагогическим воззрениям выдающегося русского мыслителя, филолога, профессора кафедры педагогики Московского университета Степана Петровича Шевырева (1806–1864). Показано, что в своей педагогической теории Шевырев стремился реализовать нравственный идеал, сформулированный графом С. С. Уваровым и состоявший в сочетании европейского просвещения с «русскими началами». Выступая одним из главных его проводников в системе российского образования, ученый представил «идеальный образ» русского воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stepan Petrovich Shevyrev About “Russian Upbringing”.

The article is devoted to the pedagogical views of the outstanding Russian thinker — Stepan Petrovich Shevyrev (1806–1864) — philologist, professor of the Pedagogy Department at Moscow University. It is shown that in his pedagogical theory Shevyrev sought to realize the moral ideal formulated by Count S. S. Uvarov and consisted of a combination of European education and “Russian origins”. Acting as one of his main conductors in the system of Russian education, Shevyrev aspired to present an “ideal image” of Russian upbringing.

Текст научной работы на тему «Степан Петрович Шевырев о «Русском воспитании»»

Из материалов круглых столов «Византийского кабинета»

И.Б. Гаврилов

СТЕПАН ПЕТРОВИЧ ШЕВЫРЕВ О «РУССКОМ ВОСПИТАНИИ»

Статья посвящена педагогическим воззрениям выдающегося русского мыслителя, филолога, профессора кафедры педагогики Московского университета Степана Петровича Шевырева (1806-1864). Показано, что в своей педагогической теории Шевырев стремился реализовать нравственный идеал, сформулированный графом С. С. Уваровым и состоявший в сочетании европейского просвещения с «русскими началами». Выступая одним из главных его проводников в системе российского образования, ученый представил «идеальный образ» русского воспитания.

Ключевые слова: православная педагогика, русская религиозная философия, С. П. Шевырев, С. С. Уваров, вера, семья, Церковь, «русское воспитание», Древняя Русь.

В 1840-1850-е годы профессор Московского университета Степан Петрович Шевырев (1806-1864) находился в самом центре противостояния русской самобытной и космополитической мысли, подвергаясь постоянным нападкам со стороны западников. Предвзятое отношение к нему сохранялось и по смерти. Поэтическое, литературно-критическое, философское, публицистическое наследие выдающегося мыслителя оказалось рассеянным по различным дореволюционным изданиям. После 1917 года он был надолго выброшен из русской культуры как представитель «николаевской реакции» и «официальной народности», и лишь в последнее десятилетие труды Шевырева стали возвращаться отечественному читателю. В сегодняшнем лишенном твердых нравственных ориентиров обществе они представляют живой интерес. Особое место в этом богатейшем наследии занимают сочинения, затрагивающие проблемы педагогики1.

Вопросы воспитания волновали ученого на протяжении всей его жизни. Первый педагогический опыт он приобрел еще в 1828-1832-м годах, когда служил домашним учителем семнадцатилетнего князя А. Н. Волконского и в течение трех лет вместе с семейством Волконских находился в Италии, где серьезно изучал древние и новые языки, европейскую культуру и образованность.

Незадолго до окончания этой итальянской «командировки» Степан Петрович в письме к А. В. Веневитинову с удовлетворением отмечал, что выполнил желаемую

Игорь Борисович Гаврилов — кандидат философских наук, доцент кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии ([email protected]).

1 Отметим некоторые работы по этой теме современных исследователей: Ратников К. В. Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо в критической оценке С. П. Шевырева // Альманах современной науки и образования. Тамбов, 2009. №4 (23). С. 151-152; ШиринянцА.А. Степан Петрович Шевырев // Шевырев С.П. Избранные труды. М., 2010. С. 5-67; ГавриловИ.Б. «Философия воспитания» С. П. Шевырева // Педагогический дискурс в литературе. Выпуск 9. Материалы IX Всероссийской научно-методической конференции. СПб., 2015. С. 101-102; ГавриловИ.Б. Степан Петрович Шевырев о «русском воззрении» // Христианское чтение. СПб., 2016. №1. С.229-289; ГавриловИ.Б. К характеристике философии воспитания С.П.Шевырева // Христианское чтение. СПб., 2017. №4. С.307-326; ГавриловИ.Б. С.П. Шевырев как историк русской мысли // Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки. Материалы VIII Международной научно-богословской конференции, посвященной 70-летию возрождения Санкт-Петербургской духовной академии. 16-17 ноября 2016 года. СПб., 2017. Ч. 2: Русская религиозная философия. История Церкви. Музыкальное искусство. С. 52-58.

педагогическую задачу — смог обратить своего первого воспитанника, юного князя Александра, от иностранного воззрения к русскому. «Как же несносны офранцуженные Русские. Эти существа сами же себя уничтожают. Мой Князь спасен от этой порчи, к сожалению, заражающей все сословие, к коему принадлежит он...»2, — делился радостью начинающий педагог.

Накануне отъезда в Россию Шевырев писал М. П. Погодину из Женевы, где задержался по пути из Рима в Москву: «Возвращаюсь более Русским, нежели чем поехал. Нам предлежит создать новое поколение чисто-Русских. До сих пор в нас было излишнее влияние Запада. <...> Авось мы разгадаем — как быть Русским и что такое Русский»3. Все последующие труды мыслителя, в том числе и педагогические, представляются попыткой ответить на этот вопрос.

В 1830-1840-е годы главным покровителем Степана Петровича становится министр народного просвещения граф Сергей Семенович Уваров. Как и Шевырев, Уваров ясно сознавал опасность «отвлеченных теорий», творцы которых планировали «сделать Россию английскую, Россию французскую, Россию немецкую», не понимая, что «в тот момент, когда Россия перестанет быть Русской, она перестанет существовать вообще»4. «Если мне удастся отодвинуть Россию на пятьдесят лет от того, что готовят ей теории, то я исполню мой долг и умру спокойно», — говорил граф5. Сформулированная им триада «Православие. Самодержавие. Народность» оказала значительное влияние на мировоззрение Шевырева.

Конечную цель системы образования Уваров видел «в восстановлении в нас Святой Руси, но уже не в прежнем ограниченном виде, а в нынешнем, достойном великой Монархии и всеобщих успехов образованности»6. Уваровский воспитательный идеал заключался в сочетании европейского просвещения с «Русскими началами», — в том, чтобы юношество «лучше знало Русское и по-Русски». Шевырев искренне разделял этот взгляд и стал одним из его главных проводников в системе российского образования.

По возвращении в Россию при содействии С. С. Уварова ученый получил место адъюнкта (помощника профессора), а позднее — профессора в Московском университете, с которым неразрывно связал свою судьбу, читая там лекции по истории европейской и древнерусской словесности. 13 июля 1842 года в торжественном собрании Университета он произнес речь «Об отношении семейного вопроса к государственному», где определил собственную концепцию «единого, живого, народного, соответственного нашей почве» воспитания. Интересно обращение Степана Петровича к сравнительному анализу западных и отечественных воспитательных традиций. Методы европейских гуманистов и католических иезуитов он рассматривает как выражение двух крайностей: первые абсолютизировали свободу разума, а вторые подчинили образование «слепому послушанию». После обзора систем древних евреев, индийцев, персов, греков и римлян Шевырев наиболее подробно останавливается на христианской традиции, в которой видит идеал семейного воспитания.

В центре его внимания — «таинственная духовная связь между Церковью и семьею», сопровождающая все развитие человека: «Церковь рядом таинств сообщает благодать семье»7. По мысли Шевырева, именно она дала семье «бытие цельное и свободное», в котором заключен корень истинной христианской свободы.

2 Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина: В 22-х т. СПб., 1890. Т. 3. С. 74.

3 Мартынов В.А. У истоков «русской идеи». Жизнь и судьба С. П. Шевырева. М., 2013. С. 110.

4 Шевченко М. «Каждый Русский должен служить Престолу». С. С. Уваров. Ч. 1. URL: http://zapadrus. su/rusmir/istf/714-l-r-i.html (дата обращения: 25.05.2017).

5 Никитенко А.В. Записки и дневник: В 3-х т. М., 2005. Т. 1. С. 362.

6 Уваров С. С. Обозрение действий правительства за истекшее пятилетие // Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1839. №1. С. 3-4.

7 Шевырев С.П. Об отношении семейного воспитания к государственному // Он же. Избранные труды... С. 259.

Он воспевает Древнюю Русь, где семейная жизнь «велась давним коренным обычаем и находилась более под ведением Церкви, нежели законов»8.

В этой работе педагог стремится представить «идеальный образ Русского воспитания». По его мнению, воспитание каждого народа должно созидаться на коренных основах его бытия. Важнейшим корнем бытия русского, «древней семейной святыни» для Шевырева, как и для его единомышленников, московских славянофилов К. С. Аксакова, А. С. Хомякова, а также М. П. Погодина и авторов журнала «Москвитянин», являлась первопрестольная православная Москва, сохранявшая заветный обычай семейной жизни, живую связь с семейным бытом допетровской Руси9.

В 1851 году Степану Петровичу была поручена кафедра педагогики Московского университета. Свое понимание предмета он изложил в двух программных лекциях, опубликованных в «Журнале Министерства народного просвещения» и ставших, по мнению современников, апофеозом русскости. В первой работе — «Вступление в педагогию» — мыслитель рассматривает эту сферу как «часть Науки самопознания человеческого». В его выступлении ощущается искренняя боль за современное состояние отечественной интеллигенции: «Сколько Русских людей, праздно живущих..., лишь потому, что воспитание не только не связало их, но разорвало их связь с Отечеством»10; «Создание Русских воспитателей: вот настоящая потребность нашего Отечества!»; главная же задача «Русского воспитания» — «выработать Русский образ мыслей», исходящий из «сознания Русской жизни»11.

В своих лекциях по педагогике Шевырев неизменно говорит о вере и Церкви. Так, во второй статье — «О цели воспитания» — эта цель даже определяется им в терминах православной сотериологии: «искупление и спасение падшего человека». «Самый первый вопрос в педагогии» — о назначении человека, по его убеждению, «связывает Науку с Христианским вероучением»12. Важнейшую роль в деле воспитания он отводит православному богослужению, которое призвано благотворно воздействовать на детские души: «Все первоначальное религиозное воспитание у нас совершается в самом храме Богослужением, под руководством матери-Церкви. Как же нам последовать совету Протестантской педагогии, которая так ограничивает для детей посещение храмов?»13

Критика Шевыревым новейших западных концепций воспитания не носит огульно отрицающего или разоблачительного характера — он указывает на необходимость всестороннего изучения европейского педагогического наследия. В то же время ученый предостерегает своих современников от бездумного и безоглядного принятия иноземных теорий. Так, по определению Степана Петровича, концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо, изложенная в его дидактическом романе «Эмиль, или О воспитании», послужила идейной основой кровавых событий Французской революции. Сам Руссо характеризуется им как «поклонник страстей человеческих», а герой романа Эмиль назван «безродным космополитом», «воспитанным на мечтах о безграничной свободе»14. «Руссо задал себе задачу: следовать природе, воспитывать человека по естественным побуждениям, а для этого удалил человека от семьи, общества, государства, народа, — и вот это воспитание, которое могло привести Западного человека только к космополитизму»15, — делает вывод мыслитель.

В противовес «просветительскому» космополитическому взгляду на воспитание, Шевырев постоянно говорит о «Русском воспитании», в котором участвует не один

8 Там же. С. 269.

9 См., напр.: Гаврилов И. Б. Константин Аксаков о «русском воззрении» (1830-1840-е гг.) // Христианское чтение. СПб., 2017. № 1. С. 238-262.

10 Шевырев С.П. Вступление в педагогию // Он же. Избранные труды... С. 332.

11 Там же. С. 314-315.

12 Там же. С. 322.

13 Там же. С. 334.

14 ШевыревС.П. О цели воспитания // Он же. Избранные труды... С.344. Разбор темы см. также: Ратников К.В. Педагогические идеи...

15 Шевырев С.П. Вступление в педагогию... С. 329.

только воспитатель, но и вся Россия — «Православная Церковь, Государь, семья, общество, Государство, История Русская, Отечественный язык». Он убежден, что «преступно было бы со стороны воспитателя явиться для своего питомца преградою этих живых, великих сил Отечества»16.

Важное место в педагогической концепции ученого занимает отечественная история воспитания. Как на источники воспитательной науки в Древней Руси он указывает на «Поучение Владимира Мономаха» — «образец самого древнего Христианского Русского воспитания», «Домострой» иерея Сильвестра и жития русских святых. Шевырев подчеркивает, что «все опыты минувшего, завет наших праотцев должны быть теперь сбережены, как сокровище, Наукою воспитания»17.

Духовный наследник Н. М. Карамзина, соратник С. С. Уварова и М. П. Погодина, «строго православный и многосторонне образованный» (по выражению историка П. И. Бертенева), С. П. Шевырев видел главную задачу отечественного образования в выражении христианской мысли в русском слове. «Язык есть невидимый образ всего Русского человека», — заключает он, защищая в особенности церковнославянский язык как основу храмового и домашнего богослужения, сопровождающего в России жизнь каждого христианского младенца. Мудрым наказом родителям-современникам звучат его слова: «Окружайте колыбель... сладкозвучными песнями и преданиями Родины, да вырастает ваше дитя на этих звуках и чувствах, как вырастала на них богатырская Россия!»18

Таким образом, С. П. Шевырев внес значительный вклад в развитие отечественной православной педагогики как науки. Дело такой науки в понимании Степана Петровича — «определить Русским великую задачу Русского воспитания; <...> выработать Русский образ мыслей о воспитании, который приходился бы к нашей почве, истекал бы из сознания Русской жизни»19. Этот духовный завет выдающегося мыслителя и педагога-патриота актуален и в наше время.

Источники и литература

1. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М. П. Погодина: В 22-х т. СПб., 1890. Т. 3.

2. Гаврилов И.Б. Константин Аксаков о «русском воззрении» (1830-1840-е гг.) // Христианское чтение. СПб., 2017. № 1. С. 238-262.

3. Гаврилов И. Б. К характеристике философии воспитания С. П. Шевырева // Христианское чтение. СПб., 2017. № 4. С. 307-326.

4. Гаврилов И. Б. С. П. Шевырев как историк русской мысли // Актуальные вопросы современного богословия и церковной науки. Материалы VIII Международной научно-богословской конференции, посвященной 70-летию возрождения Санкт-Петербургской духовной академии. 16-17 ноября 2016 года. СПб., 2017. Ч. 2: Русская религиозная философия. История Церкви. Музыкальное искусство. С. 52-58.

5. Гаврилов И. Б. Степан Петрович Шевырев о «русском воззрении» // Христианское чтение. СПб., 2016. № 1. С. 229-289.

6. Гаврилов И. Б. «Философия воспитания» С. П. Шевырева // Педагогический дискурс в литературе. Выпуск 9. Материалы IX Всероссийской научно-методической конференции. СПб., 2015. С. 101-102.

7. Мартынов В.А. У истоков «русской идеи». Жизнь и судьба С.П. Шевырева. М., 2013.

8. Никитенко А. В. Записки и дневник: В 3-х т. М., 2005. Т. 1.

9. Ратников К. В. Педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо в критической оценке С. П. Шевырева // Альманах современной науки и образования. Тамбов, 2009. №4 (23). С. 151-152.

16 Там же. С. 334-335.

17 Там же. С. 328.

18 Шевырев С. П. Об отношении... С. 280.

19 Шевырев С.П. Вступление в педагогию... С. 315.

10. Уваров С. С. Обозрение действий правительства за истекшее пятилетие // Журнал министерства народного просвещения. СПб., 1839. № 1. С. 3-4.

11. ШевченкоМ. «Каждый Русский должен служить Престолу». С.С.Уваров. Ч.1. URL: http://zapadrus.su/rusmir/istf/714-l-r-i.html (дата обращения: 25.05.2017).

12. ШевыревС.П. Вступление в педагогию // Он же. Избранные труды. М., 2010. С. 314-336.

13. Шевырев С.П. Об отношении семейного воспитания к государственному // Он же. Избранные труды. М., 2010. С. 223-287.

14. Шевырев С.П. О цели воспитания // Он же. Избранные труды. М., 2010. С. 337-349.

Igor Gavrilov. Stepan Petrovich Shevyrev About "Russian Upbringing".

The article is devoted to the pedagogical views of the outstanding Russian thinker — Stepan Petrovich Shevyrev (1806-1864) — philologist, professor of the Pedagogy Department at Moscow University. It is shown that in his pedagogical theory Shevyrev sought to realize the moral ideal formulated by Count S. S. Uvarov and consisted of a combination of European education and "Russian origins". Acting as one of his main conductors in the system of Russian education, Shevyrev aspired to present an "ideal image" of Russian upbringing.

Keywords: Orthodox pedagogy, Russian religious philosophy, S. P. Shevyrev, S. S. Uvarov, faith, family, Church, Russian upbringing, Ancient Russia.

Igor Borisovich Gavrilov — Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at the Department of Theology at St. Petersburg Theological Academy ([email protected]).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.