Коробицына Л. В.
(Москва)
УДК 303.446.4
СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ1
В настоящее время особую значимость приобретает защита национальных интересов Российской Федерации, вынужденной отвечать на внешнеполитические вызовы. Одним из важнейших факторов, обеспечивающих единство и консолидацию российского общества внутри страны, выступает сохранение преемственности духовно-нравственных ценностей и защита исторической правды. Все большую актуализацию данный вопрос начинает находить в федеральном законодательстве: от внесения изменений в 2020 году в Конституцию Российской Федерации и до принятия приказов и концепций, разработанных Министерством образования и науки Российской Федерации, реализация которых начнется в сентябре 2023 года. В рамках статьи нами рассмотрены правовые основания государственной политики, ключевые цели и принципы передачи традиционных для России ценностей, меры, принимаемые по сохранению исторической памяти, и охарактеризован вектор развития актуального законодательства по изучаемой теме. В ходе анализа нормативных правовых актов нами использован системно-структурный и системный методы, предполагающие работу с законодательством как с иерархической, точно выстроенной и тесно взаимосвязанной системой. Были использованы такие нормативные правовые акты, как Конституция Российской Федерации, федеральные законы, федеральные подзаконные нормативные правовые акты, к числу которых относятся указы Президента Российской Федерации, решения и постановления Правительства Российской Федерации, а также приказы Минобрнауки России. По результатам проделанной работы автор приходит к выводу, что актуальное законодательство по теме сохранения исторической памяти в современном российском обществе представляет собой единую, четко выстроенную и тесно взаимосвязанную систему нормативных правовых актов, которые отражают общий вектор развития современной государственной политики.
Ключевые слова: историческая память, защита исторической правды, актуальное законодательство, государственная политика, защита национальных интересов.
At present, the protection of the national interests of the Russian Federation, which is forced to respond to foreign policy challenges, is of particular importance. One of the most important factors ensuring the unity and consolidation of Russian society within the country is the preservation of the continuity of spiritual and moral values and the protection of historical truth. This issue is beginning to become more and more relevant in federal legislation: from amending the Constitution of the Russian Federation in 2020 to the adoption of orders and concepts developed by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, the implementation of which will begin in September 2023. Within the framework of the article, we consider the legal foundations of state policy, the key goals and principles of the transfer of traditional Russian values, measures taken to preserve historical memory, and characterize the vector of development of current legislation on the topic under study. In the course of the analysis of normative legal acts, we used system-structural and system methods, which involve working with legislation as a hierarchical, precisely built and closely interconnected system. Such normative legal acts as the Constitution of the Russian Federation, federal laws, federal subordinate normative legal acts, which in-
1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета.
clude decrees of the President of the Russian Federation, decisions and resolutions of the Government of the Russian Federation, as well as orders of the Ministry of Education and Science of Russia, were used. Based on the results of the work done, the author comes to the conclusion that the current legislation on the preservation of historical memory in modern Russian society is a single, clearly built and closely interconnected system of normative legal acts that reflect the general vector of development of modern state policy.
Key words: historical memory, protection of historical truth, current legislation, state policy, protection of national interests.
DOI: 10.24888/2410-4205-2023-34-1-32-38
Проблема преемственности духовного опыта поколений занимает особое место в актуальном дискурсе современного российского общества и находит воплощение в том числе в развитии законодательства по данной тематике. Культурный опыт, защита исторической памяти и правды, сохранение исторических ценностей и единства стали находит отражение в нормативно-правовых актах, принимаемых на различных уровнях: внесение изменений в Конституцию Российской Федерации, разработка Федеральных законов, принятие указов Президента Российской Федерации, распоряжений и постановлений Правительства Российской Федерации, а также актов федеральных органов исполнительной власти. Безусловно, интерес органов законодательной и исполнительной власти к данной сфере отражает, с одной стороны, особую роль преемственности духовного опыта в современном российском общества, а с другой стороны, вектор развития актуальной государственной политики.
Высшей юридической силой на территории Российской Федерации обладает Конституция Российской Федерации (далее - Конституция РФ), как основополагающий нормативный правовой акт, определяющий основы государственного устройства и ключевые ценности российского народа. В одних из первых положений преамбулы Конституции РФ закреплено, что почитание памяти предков, уважение и любовь к Отечеству и сохранение исторически сложившегося государственного единства являются основополагающими [3]. Данные принципы находят развитие в части 3 статьи 44 Главы 2, посвященной правам и свободам человека и гражданина, где закреплена обязанность граждан Российской Федерации заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры [4]. А также в части 4 статье 68 Главы 3, посвященной федеративному устройству, устанавливающей, что культура Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа, она поддерживается и охраняется государством
[5].
В связи с принятием Закона Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» (одобрен общероссийским голосованием 01.07.2020) [2] существенное развитие получила тема защиты национальных интересов и сохранения культурной памяти. Статьей 67.1 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация, признает исторически сложившееся государственное единство, чтит память защитников Отечества, а также обеспечивает защиту исторической правды [5]. При этом передача культурных ценностей и исторического наследия детям является приоритетным в российской политике, нацеленной на формирование всесторонней, духовной, нравственной молодежи, воспитанной на принципах патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.
Духовный и исторический опыт народа выступает ключевым элементом национальной идентичности каждого отдельно взятого гражданина, позволяет понять роль страны в мировой истории, ее традиции и ценности, а также осмыслить свое место в жизни россий-
ского общества. Наличие в Конституции РФ, основополагающем нормативно-правовом акте страны, положений, придающих особое значение культурной преемственности между поколениями, свидетельствует о принципиальном значении данного вопроса для сохранения и развития Российской Федерации как целостного и единого государства.
Положения, направленные на сохранение исторической памяти и российской культуры, установленные Конституцией РФ, находят развитие в федеральном законодательстве. Одним из ключевых законов, нацеленных на решение вопроса преемственности духовных ценностей, является Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, а также основные принципы государственной политики в сфере образования [18].
В 2022 году в Федеральный закон № 273-ФЗ были внесены существенные изменения, которые предусматривают введение единых федеральных основных общеобразовательных программ [11, 12, 13, 14]. При этом по русскому языку, литературе, истории, обще-ствознанию, географии и ОБЖ с 1 сентября 2023 года эти программы станут обязательными для реализации в средней школе. Очевидно, что подобная регуляция образовательного процесса поспособствует установлению единообразия преподавания дисциплин во всех школах страны. Вместе с тем, выборка предметов, реализация программ по которым станет обязательна, указывает на особое внимание государства к качеству преподавания гуманитарных и социальных наук, имеющих непосредственное отношение к формированию представления учащихся об истории, географии, культуре и государственном устройстве России.
Проблема сохранения российского исторического и культурного наследия в значительной степени реализуется на уровне федеральных подзаконных нормативных правовых актов, к числу которых относятся указы Президента Российской Федерации (далее - Президент РФ), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (Правительство РФ) и приказы федеральных органов исполнительной власти.
Краеугольным камнем современной российской политики в сфере культуры, защиты национальных интересов и традиционных духовно-нравственных ценностей являются четыре основополагающих акта: Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента РФ от 24.12.2014 № 808 [7], Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р [15], Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 02.07.2021 № 400 [16], и Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденные Указом Президента РФ от 09.11.2022 № 809 [8]. Принципы, установленные данными нормативными актами, формируют тесно связанную систему представлений о месте, роли и перспективах развития России как современного, целостного и независимого государства, со своей самобытной культурой, вековым наследием и традициями. Особое внимание в реализации государственных программ отводится образованию, как основной форме передачи опыта, созданию пространства для реализации творческого потенциала всех групп населения, защите традиционных, в том числе семейных, ценностей, а также исторической правды. Безусловно, актуальная международная ситуация и внешнеполитические вызовы требует от российского государства принятия мер по сплочению и укреплению духовно-нравственных ценностей внутри страны, что напрямую находит отражение в решениях, принимаемых органами исполнительной власти.
Другим не менее значимым направлением в укреплении культурной независимости и целостности России является деятельность Межведомственной комиссия по историческому просвещению, образованной указом Президента РФ от 30.07.2021 № 442 (далее - Межведомственная комиссия) [17]. Основной целью работы данной комиссии является борьба с фальсификацией истории, защита исторической правды и сохранение исторической памяти.
Одной из наиболее актуальных и значимых с точки зрения реализации указанных целей и формирования патриотического отношения к Родине является инициатива Межведомственной комиссии [9] по введению обязательной дисциплины «История России» по всем специальностям и направлениям подготовки уровней бакалавриата и специалитета, утвержденное приказом Минобрнауки России от 19.07.2022 № 662 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования» (далее -Приказ № 662) [10]. Нововведение предполагает, что с сентября 2023 года преподавание истории России будет осуществляться во всех вузах страны и по всем специальностям в объеме не менее 4 зачетных единиц, при этом объем контактной работы обучающихся с педагогом должен составлять не менее 80 процентов. В целях реализации Приказа № 662 Министерством науки и высшего образования Российской Федерации была проведена работа по подготовке «Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования» [6], утвержденная протоколом Экспертного совета по развитию исторического образования от 15.02.2023 № ВФ/15-пр (далее - Концепция) [1].
Разработка Концепции и внедрение ее во всех высших учебных заведениях страны обеспечит достижение единообразия в подходах и принципах преподавания российской истории, лежащей в основе формирования и сохранения национальной идентичности и патриотического отношения к Родине. Особое внимание необходимо уделять вопросу многонационального и поликонфессионального характера российского государства на протяжении всех этапов исторического развития. Кроме того, курс «Истории России» должен обладать не только научностью и включать наиболее актуальные достижения современной исторической науки и смежных дисциплин, но и отражать особенности российского исторического развития в контексте общемировых процессов.
Федеральное законодательство по вопросу исторической преемственности духовного опыта поколений в современном российском обществе представляет собой единую, четко выстроенную и тесно взаимосвязанную систему нормативных правовых актов, которые отражают общий вектор развития современной государственной политики. Ключевые принципы, цели и задачи сохранения и умножения культурного наследия России, установленные Конституцией РФ, красной нитью проходят сквозь все уровни законодательства, находя концептуальное развитие в федеральных законах и федеральных подзаконных нормативных правовых актах. Особо следует отметить, что значительная часть, рассмотренных актов, были актуализированы в связи с необходимостью укрепления основ духовно-нравственного единства российского народа в условиях внешнеполитических вызовов.
Список литературы
1. В Минобрнауки России утвердили Концепцию преподавания истории России. URL: https://historyrussia.org/sobytiya/v-minobrnauki-rossii-utverdili-kontseptsiyu-prepodavaniya-istorii-rossii.html (дата обращения: 24.02.2023).
2. Закона Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». URL: https://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 346019/ (дата обращения: 15.02.2023).
3. Конституция Российской Федерации. URL: http://www.constitution.ru (дата обращения: 15.02.2023).
4. Конституция Российской Федерации. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm (дата обращения: 15.02.2023).
5. Конституция Российской Федерации. Глава 3. Федеративное устройство. URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-5.htm (дата обращения: 15.02.2023).
6. Концепция преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования. URL: https://mmobmauki.gov.ш/Концепция1.pdf (дата обращения: 24.02.2023).
7. Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения: 18.02.2023).
8. Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 18.02.2023).
9. Письмо Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 17.10.2022 № МН-5/34660 «О применении приказа Минобрнауки России от 19.07.2022 № 662». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429309/ (дата обращения: 23.02.2023).
10. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 19.07.2022 № 662 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070025 (дата обращения: 23.02.2023).
11. Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220053 (дата обращения: 17.02.2023)
12. Приказ Минпросвещения России от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220024 (дата обращения: 17.02.2023)
13. Приказ Минпросвещения России от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220051 (дата обращения: 17.02.2023)
14. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (дата обращения: 17.02.2023).
15. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р. URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAvYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 18.02.2023).
16. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 18.02.2023).
17. Указ Президента Российской Федерации от 30.07.2021 № 442 «О Межведомственной комиссии по историческому просвещению». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107300042 (дата обращения: 18.02.2023).
18. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.02.2023).
References
1. V Minobrnauki Rossii utverdili Koncepciyu prepodavaniya istorii Rossii. [The Russian Ministry of Education and Science approved the Concept of Teaching Russian History] URL: https://historyrussia.org/sobytiya/v-minobrnauki-rossii-utverdili-kontseptsiyu-prepodavaniya-istorii-rossii.html (in Russian).
2. Zakona Rossijskoj Federacii o popravkah k Konstitucii RF ot 14 marta 2020 g. № 1-FKZ «O sovershenstvovanii regulirovaniya otdel'nyh voprosov organizacii i funkcionirovaniya publichnoj vlasti» [Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated March 14, 2020 No. 1-FKZ On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authorities] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346019/ (in Russian).
3. Konstituciya Rossijskoj Federacii [The Constitution of the Russian Federation] URL: http://www.constitution.ru (in Russian).
4. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Glava 2. Prava i svobody cheloveka i grazhdanina [The Constitution of the Russian Federation. Chapter 2. Rights and freedoms of man and citizen] URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-4.htm (in Russian).
5. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Glava 3. Federativnoe ustrojstvo [The Constitution of the Russian Federation. Chapter 3. Federal structure] URL: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-5.htm (in Russian).
6. Koncepciya prepodavaniya istorii Rossii dlya neistoricheskih special'nostej i napravlenij podgotovki, realizuemyh v obrazovatel'nyh organizaciyah vysshego obrazovaniya [The concept of teaching the history of Russia for non-historical specialties and areas of training implemented in educational institutions of higher education] URL: https://minobrnauki.gov.ru/Koncepciya1.pdf (in Russian).
7. Osnovy gosudarstvennoj kul'turnoj politiki, utverzhdennye Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24.12.2014 № 808 [Fundamentals of the state cultural policy, approved by Decree of the President of the Russian Federation of December 24, 2014 No. 808] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (in Russian).
8. Osnovy gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej, utverzhdennye Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 № 809 [Fundamentals of the state policy for the preservation and strengthening of traditional Russian spiritual and moral values, approved by Decree of the President of the Russian Federation of 09.11.2022 No. 809] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (in Russian).
9. Pis'mo Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 17.10.2022 № MN-5/34660 «O primenenii prikaza Minobrnauki Rossii ot 19.07.2022 № 662» [Letter of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated 10/17/2022 No. MN-5/34660 On the application of the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 07/19/2022 No. 662] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_429309/ (in Russian).
10. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 19.07.2022 № 662 «O vnesenii izmenenij v federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated July 19, 2022 No. 662 On Amendments to the Federal State Educational Standards of Higher Education] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210070025 (in Russian).
11. Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 16.11.2022 № 992 «Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy nachal'nogo obshchego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education of Russia No. 992 dated November 16, 2022 On Approval of the Federal Educational Program of Primary General Education] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220053 (in Russian).
12. Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 16.11.2022 № 993 «Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy osnovnogo obshchego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education of Russia No. 993 dated November 16, 2022 On Approval of the Federal Educational Program of Basic General Education] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220024 (in Russian).
13. Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 23.11.2022 № 1014 «Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy srednego obshchego obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education of Russia No. 1014 dated November 23, 2022 On Approval of the Federal Educational Program of Secondary General Education] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220051 (in Russian).
14. Prikaz Minprosveshcheniya Rossii ot 25.11.2022 № 1028 «Ob utverzhdenii federal'noj obrazovatel'noj programmy doshkol'nogo obrazovaniya» [Order of the Ministry of Education of Russia No. 1028 dated November 25, 2022 On Approval of the Federal Educational Program of Preschool Education] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044 (in Russian).
15. Strategiya gosudarstvennoj kul'turnoj politiki na period do 2030 goda, utverzhdennaya Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.02.2016 № 326-r [Strategy of the state cultural policy for the period up to 2030, approved by Decree of the Government of the Russian Federation of February 29, 2016 No. 326-r] URL: http://static.government.ru/media/files/ AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (in Russian).
16. Strategiya nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 02.07.2021 № 400 [The National Security Strategy of the Russian Federation, approved by Decree of the President of the Russian Federation No. 400 dated July 2, 2021] URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (in Russian).
17. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30.07.2021 № 442 «O Mezhvedomstvennoj komissii po istoricheskomu prosveshcheniyu» [Decree of the President of the Russian Federation of July 30, 2021 No. 442 On the Interdepartmental Commission for Historical Education] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107300042 (in Russian).
18. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Federal Law No. 273-FZ of December 29, 2012 On Education in the Russian Federation] URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (in Russian).