Научная статья на тему 'Традиции наставничества в примере профессионального ансамбля дутаристов «Шукрона»'

Традиции наставничества в примере профессионального ансамбля дутаристов «Шукрона» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
167
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУТАР / ДУТАРИСТ / ШРИХ / УСУЛЬ / ШКОЛА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА / АНСАМБЛЬ «ШУКРОНА» / ТРАДИЦИЯ НАСТАВНИЧЕСТВА / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК / DUTAR / PERFORMER OF DUTAR / SHRIH / USUL / SCHOOL OF PERFORMENS / ENSEMBLE “SHUKRONA” / THE TRADITION OF MENTORING / TEACHER / STUDENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зияева Маликахон

В достижении, формировании и развитии узбекской классической музыки до сегодняшнего дня играет большую роль также традиция наставничества. Учитель дает ученику свои знания и, таким образом, сохраняется национальное музыкальное наследие. На сегодняшний день в Узбекистане существует несколько школ исполнительского искусства дутора, представители которых сегодня восхищаются оригинальной красотой музыкального наследия нашей страны. В данной статье представлена информация о традициях наставничества, продолжающихся в ансамбле профессиональных дутаристов «Шукрона» , состоящем из талантливых студентов-дутаристов государственной консерватории Узбекистана. Вместе с тем, отмечалось, насколько важна роль этой традиции в передаче музыкального наследия из поколения в поколение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADITION OF MENTORING IN THE EXAMPLE OF THE PROFESSIONAL ENSEMBLE OF PERFORMERS OF DUTAR “SHUKRONA”

The tradition of mentoring also plays an important role in the achievement, formation and development of Uzbek classical music to this day. The teacher gives the student his knowledge and thus the national musical heritage is preserved. Today in Uzbekistan there are several schools of performing arts dutor, whose representatives today admire the original beauty of the musical heritage of our country. This article presents information about the traditions of mentoring, continuing in the ensemble of professional performers of dutar “Shukrona”, consisting of talented students performes of dutar the state Conservatory of Uzbekistan. At the same time, it was noted how important the role of this tradition in the transmission of musical heritage from generation to generation.

Текст научной работы на тему «Традиции наставничества в примере профессионального ансамбля дутаристов «Шукрона»»

способом и формами организации, структурирования и интерпретации накопленного исторического опыта, складывающимися в общественном сознании образами прошлого» [3].

Историческая преемственность, опора на национальные традиции всегда была существенно значимой в творчестве композиторов разных стран. И сегодня роль национальных традиций обрела еще более важное значение в контексте духовного возрождения народа, глубокое изучение культурного наследия. Важным здесь является стремление композитора-интерпретатора не только отобразить образ исторического прошлого, и раскрыть его образ, сколько показать образ через призму своей индивидуальности, своего понимания и осмысления. Умения композитора увидеть и отобразить неповторимость исторического прошлого, богатство народа, сколько желание открыть ранее никем не знакомые грани. Проблемы воссоздания образа исторического прошлого - одна из самых животрепещущих в музыкальном искусстве. На протяжении исторических этапов развития композиторской школы в Узбекистане данное тема занимала ведущее место. Обращение композиторов к данной тематике обусловлено творческой зрелостью и стремлением отдать дань предкам. Вначале данная тенденция наметилась в театральных жанрах, а в годы независимости она нашла свое отражение в инструментальных жанрах и вышла на новый уровень, где философские взгляды и эстетические принципы композиторов нашли свое воплощение.

Культурные ценности народа, его духовное наследие на протяжении тысячелетий служили мощным источником духовности для развития общества и народу Узбекистана удалось сохранить свои исторические и культурные ценности и самобытные традиции, которые бережно передаются от поколения к поколению, которое в течение многих веков создавалось нашими предками.

Список литературы / References

1. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на церемонии открытия 43-й сессии Совета Министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества. 18.10.2016.

2. Мирзиёев Шавкат. Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан. Т., 2016.

3. Репина Л.П. События и образы прошлого в исторической и культурной памяти // Новое прошлое, 2016. № 1.

ТРАДИЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ ДУТАРИСТОВ «ШУКРОНА» Зияева М. Email: [email protected]

ЗияеваМаликахон — заслуженный артист Узбекистана, доцент, кафедра традиционного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в достижении, формировании и развитии узбекской классической музыки до сегодняшнего дня играет большую роль также традиция наставничества. Учитель дает ученику свои знания и, таким образом, сохраняется национальное музыкальное наследие. На сегодняшний день в Узбекистане существует несколько школ исполнительского искусства дутора, представители которых сегодня восхищаются оригинальной красотой музыкального наследия нашей страны. В данной статье представлена информация о традициях наставничества, продолжающихся в ансамбле профессиональных дутаристов «Шукрона», состоящем из талантливых студентов-дутаристов государственной консерватории Узбекистана. Вместе с тем, отмечалось, насколько важна роль этой традиции в передаче музыкального наследия из поколения в поколение.

Ключевые слова: дутар, дутарист, шрих, усуль, школа исполнительства, ансамбль «Шукрона», традиция наставничества, учитель, ученик.

THE TRADITION OF MENTORING IN THE EXAMPLE OF THE PROFESSIONAL ENSEMBLE OF PERFORMERS OF DUTAR "SHUKRONA" Ziyayeva M.

Ziyayeva Malikakhon — Honored artist of Uzbekistan, Associate Professor, DEPARTMENT TRADITIONAL INSTRUMENTAL PERFORMANCE, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the tradition of mentoring also plays an important role in the achievement, formation and development of Uzbek classical music to this day. The teacher gives the student his knowledge and thus the national musical heritage is preserved. Today in Uzbekistan there are several schools of performing arts dutor, whose representatives today admire the original beauty of the musical heritage of our country. This article presents information about the traditions of mentoring, continuing in the ensemble ofprofessional performers of dutar "Shukrona ", consisting of talented students performes of dutar the state Conservatory of Uzbekistan. At the same time, it was noted how important the role of this tradition in the transmission of musical heritage from generation to generation. Keywords: dutar, performer of dutar, shrih, usul, school of performens, ensemble "Shukrona", the tradition of mentoring, teacher, student.

УДК 787.8

Каждый стиль в практике исполнения дутара имеет свой характер, характеризующий определенный процесс. Поэтому он также признается отдельным стилем. В музыкальном искусстве заслуженного деятеля искусств Узбекистана Фахриддина Садыкова играет не только как исполнитель на инструменте чанг и композитор, но и как музыкант, создавший отдельную школу в исполнении дутора. Его стиль исполнения на дутаре был своеобразным. Этот стиль без колебаний можно отличить от стиля других современных мастеров. Звучание каждой ноты в процессе исполнения, таких как оживлённые узоры с неповторимыми орнаментами, свидетельствует о том, насколько богат внутренний мир Фахриддина Садыкова, его музыкальная фантазия, исполнительское мастерство. В этом стиле нет простого звука. Я считаю своей высокой целью преподавание этого стиля будущему поколению дутаристов, а также продолжение этой исполнительской школы дутар в виде традиций наставничества.

«Наставник и ученик» по сути, это слово соответствует не только нашему национальному музыкальному исполнительству, но и традициям представителей других сфер. Что касается непосредственно музыкальной сферы, то они с давних времён развивались на основе «наставник и ученик», а также были средством обеспечения преемственности поколений. Под традициями «наставник и ученик» мы понимаем гармонично развитого ученика, который может не только изучать музыкальное искусство от учителя и передавать его следующему поколению, но и воплощать в себе личностные, нравственные качества, все положительные качества наставника [1].

С этой целью в течение своей деятельности в государственной консерватории Узбекистана в 2005 году, изначально с четырьмя лучшими студентами, я создала ансамбль профессиональных дутаристов «Шукрона». Как чувство благодарности за уделение большого внимания государства традиционному исполнительству, искусству маком и расширению числа дутаристов, я дала ансамблю именно это название. В отличие от других ансамблей, здесь исполняются традиционные произведения в дутаре, относящиеся к 15-му веку, с древними традиционными шаблонами. Прежде всего, исполнение произведений в таком дутаре требует огромного труда и стараний. Конечно, будет нелегко озвучить крупные, статные произведения на старинном дутаре. Поэтому среди студентов класса дутар были отобраны путём традиции наставничества самые лучшие исполнители, привлечены в ансамбль и расширены ряды музыкантов. Особое внимание уделяется тому, что состав ансамбля профессиональных дутаристов «Шукрона» постоянно обновляется естественным образом, то есть с каждым годом на смену выпускникам консерватории выходят новые талантливые студенты, после специальной подготовки. Исходя из этого, можно сказать, что на сегодняшний день в составе ансамбля профессиональных дутаристов «Шукрона» работают студенты четвертого поколения. В настоящее время первые студенты, достигшие степени учителя, также участвуют в ансамбле и повышают свои творческие навыки.

Нет нации в мире, которая не имеет своих традиций, национальных традиций. Традиции создаются каждой нацией, и они гордятся своими национальными обычаями. Концепция «наставничество» является одной из наших высших национальных ценностей и соответствует правилам, которые формировались веками [2].

Рис. 1. Ансамбль профессиональных дутаристов «Шукрона» и руководитель М. Зияева

Поскольку талант у каждого по-своему разный, участвующие в ансамбле студенты дополняют друг друга своими выступлениями, устраняя недостатки. Управление ансамблем -одна из самых сложных работ. Особенно если это ансамбль, состоящий из одного вида инструмента. В таких ансамблях одинаковое исполнение 6-7 музыкантов и звучание из дутара быстро достигает сердца [3].

Существует метод, который считается наиболее важным в движениях левой руки. Это так называемый "миянг", то есть выражение "кашиша" на дутаре, которое достигается на танбуре. Умение выражать это на инструменте, демонстрировать, в свою очередь, требует от музыканта высокого мастерства и квалификации. Этот метод обеспечивает привлекательность и совершенство исполняемого произведения.

В конце XX века мастера-исполнители дутарской школы, такие как Фахриддин Садыков, Махмуд Юнусов, Ориф Касимов, Комилжон Жаббаров, Нурмухаммад Болтаев, Тургун Алиматов, Исматилла Рахматиллаев, создатели дутарской школы XXI века Шухрат Болтаев, Абдурахим Хамидов, Обиджон Одилов, Акром Туйчиев и другие отметили пути исполнения и композиторские песни. В ансамбле дутаристов, продолжить наследие, которое они оставили, было одной из самых высоких целей. Именно эти исполнительские школы восстанавливают, подчеркивая традиционное исполнение в традиционном дутаре, является отличием ансамбля дутористов «Шукрона» от других ансамблей.

Работая с ансамблем профессиональных дутаристов «Шукрона», меня еще больше радует стремление и жажда студентов к обучению, исполнять новые произведения, учить новые и новые произведения. Интерес моих студентов к исполнению дутара настолько велик, что они также заканчивают консерваторию, возвращаясь в свои вилаяты, и там тоже образуют ансамбль дутаристов, и самое интересное, что они также называют свой ансамбль «Шукрона».

Список литературы / References

1. Матякубов Ш.Б. «Традиции "наставник и ученик" в обучении традиционному исполнительству». Журнал «Проблемы педагогики». № 2 (41), 2019.

2. Тошева М.Р. «Традиции наставничества в традиционной музыке Узбекистана». Журнал «Проблемы современной науки и образования». № 2 (135), 2019.

3. Зияева М. « Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения. / The role of dutar in the performance of Uzbek traditional music and performance school», «Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.