ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ВЕЛИКАЯ ИСТОРИЯ НЕ ИСЧЕЗАЕТ БЕССЛЕДНО: ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОШЛОГО В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА Мустафина Е.И.1, Мамаджанова Э.У.2 Email: [email protected]
'Мустафина Екатерина Ильинична - самостоятельный соискатель (PhD); 2Мамаджанова Эльнора Ульмасовна — кандидат искусствоведения, доцент, кафедра истории музыки и критики, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена рассмотрению значения образов исторического прошлого в творчестве композиторов Узбекистана, которое связано с возрастающим интересом композиторов к обращению к образам исторического прошлого, к теме исторической и творческой личности в музыкальном искусстве. Образы исторического прошлого представляют собой большой культурный пласт, который олицетворяет высокую духовность народа.
Наше время не случайно называют эпохой Ренессанса, проводится огромная работа по сохранению материальных и нематериальных ценностей нашего народа, восстанавливаются, реконструируются исторические памятники и возводятся новые архитектурные комплексы, издаются средневековые трактаты, научные монографии, проводятся конференции и семинары по изучению национальных культурных ценностей. Пристальный взгляд в прошлое с целью извлечения из него уроков на будущее - характерная черта узбекского народа. Именно поэтому не иссякает интерес к данной теме.
Ключевые слова: историческая память, индивидуальная память, коллективная память, образ, прошлое, преемственность традиций, духовное возрождение.
GREAT HISTORY DOES NOT DISAPPEAR WITHOUT A TRACE: THE SIGNIFICANCE OF IMAGES OF THE HISTORICAL PAST IN THE WORKS OF COMPOSERS OF UZBEKISTAN Mustafina E.I.1, Mamadjanova E.U.2
'Mustafina Ekaterina Ilyinichna - Independent Applicant (PhD); Mamadjanova Elnora Ulmasovna - Candidate of Art History, Associate Professor, DEPARTMENT OF THE HISTORY OF MUSIC AND CRITICISM, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article is devoted to the consideration of the significance of images of the historical past in the works of composers of Uzbekistan, which is associated with the growing interest of composers in turning to images of the historical past, on the subject of historical and creative personality in musical art. Images of the historical past represent a large cultural stratum that embodies the high spirituality of the people.
Our time is not accidentally called the Renaissance, a lot of work is being done to preserve the material and intangible values of our people, historical monuments are being restored, reconstructed, new architectural complexes are being built, medieval treatises, scientific monographs are being published, conferences and seminars on the study of national cultural values are being held. A close look into the past in order to learn from it lessons for the future is a characteristic feature of the Uzbek people. That is why interest in this topic is not excluded.
Keywords: historical memory, individual memory, collective memory, image, past, continuity of traditions, spiritual rebirth.
УДК 078
В Узбекистане в годы независимости одной из приоритетных задач является духовно-нравственное воспитание молодежи. Ведь благополучие и процветание страны зависит от того, какими духовными ценностями будет руководствоваться будущее поколение. Как отмечает Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев - «Великая история не исчезает бесследно.
Она хранится и воспроизводится в генетическом коде народа, в его исторической памяти и в его деяниях. Именно в этом и заключается ее могучая сила. Сохранение и изучение, передача из поколения в поколение исторического наследия является одним из главных приоритетов нашего государства...» [1]. В развитии духовности общества велика роль исторической памяти, изучение и осмысление трудов великих предков, национально-нравственных ценностей и традиций.
Ни один народ не может представить свое будущее, не зная своей истории, не опираясь на вековое духовное наследие. В развитии духовности в обществе велика роль исторической памяти, изучение и осмысление трудов великих предков, национально-нравственных ценностей и традиций. И сегодня роль национальных традиций обрела еще более важное значение в контексте духовного возрождения народа, глубокого изучения культурного наследия.
Обращение к образам исторического прошлого нашло отражение не только в композиторском творчестве, но и в народной профессиональной музыке устной традиции. Это связано с народными сказаниями, былинами, мифами, что подтверждает глубокую историческую почвенность этого слоя культуры. Мало что может сравниться по глубине и красоте с этими мифами и легендами узбекского народа. Они были созданы нашими предками, принявшими участие в этногенезе узбеков, которые в свою очередь умножили богатейшие культурные традиции предков. Сказания, легенды, дастаны являются неотъемлемой частью музыкальной культуры, в них отразилась вся многовековая история узбекского народа, его думы, чувства, надежды, мечты. В эпических сказаниях композиторы Узбекистана нашли неиссякаемый источник питающий идеологию независимости, а также являются жемчужинами духовного наследия, как «Алпамыш», «Гороглы», «Кунтугмыш», «Юсуф и Ахмед», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Юсуф и Зулейха». Композиторы на основе этих нематериальных культурных памятниках создали такие замечательные произведения как: Эпическая оратория «Сказание о Рустаме» (1974) Мухтар Ашрафи, телеопера-дастан «Священная Бухара» (1997), 8 картин по прочтению «Алпомыш» (1999) Мустафо Бофоев, балет «Фархад и Соннё» и замечательная опера «Алпамыш и Ойбарчин» Хабибулло Рахимов.
Тема исторической памяти и образы великих предков также нашли свое отражение в творчестве таких композиторов как: Муталь Бурханов и образ Алишера Навои в его творчестве, Мухтар Ашрафи симфоническая поэма-рапсодия «Тимур Малик», «Сказание о Рустаме», Икрам Акбаров и его «Самаркандская симфония», оратория «Накшбанд», но также и в творчестве современных композиторов: Рустам Абдуллаев симфоническая поэма «Памяти Навои», Мустафо Бафоев шоу-балет «Великий Шелковый путь», Вторая симфония «Авиценна», «Триумф Амира Темура» для симфонического оркестра и соло литавр, Нуритдин Гиясов симфоническая поэма «Авиценна», Алишер Икрамов опера « Темур Велики», Дилором Сайдаминова и ее фортепианные циклы: «Стены древней Бухары», «Фрески Афросиаба», «Диалог с Хайямом», Хуршида Хасанова «The little page of history» и т.д. Все эти произведения приближают личности великих предков, исторических памятников к нашей эпохе и способствуют формированию духовности общества, росту национального самосознания и гордости, закреплению идей национальной независимости в сознании народа и стали историей нашего времени, летописью нашей эпохи. «Мы будем бережно хранить в своем сердце и вечно чтить светлую память о наших предках» [2, 31] - отмечает Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев. Осмысление истории национальной культуры для композиторов Узбекистана - это, прежде всего, процесс самопознания, направленный на актуализацию исторической памяти, на личностную интерпретацию духовно-эстетического опыта народа.
Историческая память является неотъемлемой частью культуры любого человеческого общества. Это очень обширное понятие, которое включает в себя множество факторов: как социальные и экономические условия, идеологию, образование, культурные ценности народа, идеи и взгляды. Историческая память включает в себя несколько аспектов, как способа сохранения и отражение прошлого в настоящем времени. Можно разделить на:
• индивидуальную память о прошлом, которая подразумевает собой одного человека, который помнит и хранит память о своем прошлом.
• коллективная память, которая подразумевает собой массовое отношение людей к прошлому, заключена как в сохранении, так и в понимании общественного исторического опыта.
Историческое сознание любой эпохи, выступает как важнейшая характеристика культуры, которая определяет присущей ей способ организации накопленного исторического опыта. Как отмечает исследователь Л.П.Репина: «Диалог с прошлым - постоянный и динамический фактор развития любой цивилизации, и историческая память, как «короткая», охватывающая события непосредственного прошлого, так и «опосредованная», «долговременная», является неотъемлемой частью культуры любого человеческого общества, хотя каждая эпоха отличается присущим ей
способом и формами организации, структурирования и интерпретации накопленного исторического опыта, складывающимися в общественном сознании образами прошлого» [3].
Историческая преемственность, опора на национальные традиции всегда была существенно значимой в творчестве композиторов разных стран. И сегодня роль национальных традиций обрела еще более важное значение в контексте духовного возрождения народа, глубокое изучение культурного наследия. Важным здесь является стремление композитора-интерпретатора не только отобразить образ исторического прошлого, и раскрыть его образ, сколько показать образ через призму своей индивидуальности, своего понимания и осмысления. Умения композитора увидеть и отобразить неповторимость исторического прошлого, богатство народа, сколько желание открыть ранее никем не знакомые грани. Проблемы воссоздания образа исторического прошлого - одна из самых животрепещущих в музыкальном искусстве. На протяжении исторических этапов развития композиторской школы в Узбекистане данное тема занимала ведущее место. Обращение композиторов к данной тематике обусловлено творческой зрелостью и стремлением отдать дань предкам. Вначале данная тенденция наметилась в театральных жанрах, а в годы независимости она нашла свое отражение в инструментальных жанрах и вышла на новый уровень, где философские взгляды и эстетические принципы композиторов нашли свое воплощение.
Культурные ценности народа, его духовное наследие на протяжении тысячелетий служили мощным источником духовности для развития общества и народу Узбекистана удалось сохранить свои исторические и культурные ценности и самобытные традиции, которые бережно передаются от поколения к поколению, которое в течение многих веков создавалось нашими предками.
Список литературы / References
1. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на церемонии открытия 43-й сессии Совета Министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества. 18.10.2016.
2. Мирзиёев Шавкат. Мы все вместе построим свободное, демократическое и процветающее государство Узбекистан. Т., 2016.
3. Репина Л.П. События и образы прошлого в исторической и культурной памяти // Новое прошлое, 2016. № 1.
ТРАДИЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ ДУТАРИСТОВ «ШУКРОНА» Зияева М. Email: [email protected]
ЗияеваМаликахон — заслуженный артист Узбекистана, доцент, кафедра традиционного инструментального исполнительства, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в достижении, формировании и развитии узбекской классической музыки до сегодняшнего дня играет большую роль также традиция наставничества. Учитель дает ученику свои знания и, таким образом, сохраняется национальное музыкальное наследие. На сегодняшний день в Узбекистане существует несколько школ исполнительского искусства дутора, представители которых сегодня восхищаются оригинальной красотой музыкального наследия нашей страны. В данной статье представлена информация о традициях наставничества, продолжающихся в ансамбле профессиональных дутаристов «Шукрона», состоящем из талантливых студентов-дутаристов государственной консерватории Узбекистана. Вместе с тем, отмечалось, насколько важна роль этой традиции в передаче музыкального наследия из поколения в поколение.
Ключевые слова: дутар, дутарист, шрих, усуль, школа исполнительства, ансамбль «Шукрона», традиция наставничества, учитель, ученик.