Научная статья на тему 'Духовно-нравственное воспитание студентов в вузах Республики Узбекистан'

Духовно-нравственное воспитание студентов в вузах Республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / ЦЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ВЕЛИКИЕ ПРЕДКИ / КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тишабаева Лола Арифовна

В статье рассмотрена проблема духовно-нравственного воспитания студентов вузов Республики Узбекистан, направленная на возрождение национальных ценностей, совершенствование системы национального образования и воспитанию гармонично развитого поколения в духе патриотизма и любви к Родине. Также раскрывается значение изучения истории Узбекистана в воспитании молодежи в духе идеологии национальной независимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Духовно-нравственное воспитание студентов в вузах Республики Узбекистан»

свою лояльность советской власти. Поэтому размах, который приобрела деятельность РПЦ на неоккупированной территории СССР с началом войны, был поддержан духовенством и верующими освобожденных территорий. Тем не менее, следует отметить, что взносы и пожертвования собирались в период первых после военных месяцев, когда шло напряженное восстановление разрушенного в годы войны народного хозяйства. Если принять во внимание крайнюю нужду, в которой проживало подавляющее большинство советских граждан в эти дни, то становится понятным размер того подвига, который совершали люди, отдавая последнее имущество. В этом смысле социальную направленность работы Русской православной церкви по сбору средств справедливо трактовать как патриотическую. Это, в свою очередь, свидетельствовало о возросшей общественной роли церковного института, а с другой - о включении его в систему государственных отношений. После этой кампании и общественного резонанса, который она имела, государство не смогло бы, на наш взгляд, в скором времени совершить переход к борьбе с религией, проводившийся в довоенный период.

Список литературы

1. Силова С.В. Православная церковь в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): дис... канд. ист. наук: 07.00.02 / С.В. Силова. Гродно, 1999. 126 с.

2. Василий (Ратмиров) // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия. М., 2004. Т. 7. С. 93-94.

3. Национальный архив Республики Беларусь. Фонд 951. Оп. 1.

4. Национальный архив Республики Беларусь. Фонд 951. Оп. 2.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Тишабаева Л.А.

Тишабаева Лола Арифовна - старший преподаватель, кафедра истории Узбекистана, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассмотрена проблема духовно-нравственного воспитания студентов вузов Республики Узбекистан, направленная на возрождение национальных ценностей, совершенствование системы национального образования и воспитанию гармонично развитого поколения в духе патриотизма и любви к Родине. Также раскрывается значение изучения истории Узбекистана в воспитании молодежи в духе идеологии национальной независимости.

Ключевые слова: нравственность, воспитание, ценность, образование, молодое поколение, великие предки, качественное образование.

Наш народ воспитал великих мыслителей, внесших колоссальный вклад в развитие мировой цивилизации. Мы должны воспитать молодежь достойной наших великих предков, образованными и просвещенными личностями, сказал Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев [1]. Каждая нация сильна не только своими богатствами, а в первую очередь высокой духовностью и культурой. В Узбекистане с первых дней независимости придается большое значение возрождению национальных ценностей, совершенствованию системы национального образования и воспитанию гармонично развитого поколения в духе патриотизма и любви к Родине. В одном из своих

выступлений Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, говоря о богатствах нашей страны, подчеркнул: «Самый главный источник нашей силы - это молодое поколение, готовое эффективно использовать эти богатства, молодежь, воспитанная на гармоничном усвоении национальных и общечеловеческих ценностей, многовекового духовного наследия своих великих предков, а также интеллектуальных достижений и опыта развитых стран» [2]. В основание современного образовательного процесса должен быть положен комплекс базовых приоритетов. Безусловно, приоритетной в контексте обучения является задача раскрытия фундаментального познавательного потенциала студентов сообразно их культурным, психологическим, физическим особенностям. Вместе с тем, образовательный процесс включает в себя также и воспитательный компонент. В частности, к воспитательным приоритетам отечественного образования следует отнести задачу духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи. Положение истории в духовной культуре таково, что она, так или иначе, сталкивается с решением мировоззренческих проблем. Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашей Республике как никогда остро. Причин тому достаточно много. Перечислим их: наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности; в современном мире молодое поколение живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного на него воздействия как позитивного, так и негативного характера; само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитание - это систематическое, целенаправленное, согласованное педагогическое воздействие на человека с целью формирования у него определенных личностных и социальных качеств [3]; вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют студентов о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или данного поступка для окружающих людей. Важной педагогической задачей является формирование у студентов активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности. Профессорско-педагогический коллектив нашей кафедры тщательно изучает всё богатое наследие узбекского народа. Возвращение к своим истокам, осознание глубины и величия культурного и духовного наследия наших великих предков, внесших огромный вклад в достижения мировой культуры, воспитание в каждом поколении бережного отношения к своему прошлому, благородным национальным и религиозным традициям и одновременно с этим ясное понимание необходимости освоения и приобщения к ценностям современной цивилизации и духовности - это конкретная почва, на которой строится наша политика воспитания подрастающего поколения, политической зрелости и активности населения. Качественное образование - это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.

Список литературы

1. Мирзиёев Ш.М. Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. 1111 «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» // Собрание законодательства РУ, 2017. № 6.

2. Каримов И.А. Выступление на торжественном заседании Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Аппарата Президента Республики Узбекистан, посвященном 16-й годовщине независимости Узбекистана от 30 авг. 2007 г.

3. Бабаджанова Д.И. Активная гражданская позиция как результат высокой духовности. Т.: Узбекистан, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.