УДК 94(470)(083.94)
К. Ф. Каткова
Социокультурная значимость проекта «Россия - Моя история»
Эпоха глобализации оказала существенное влияние на современное общество, определив векторы его развития. В силу проявившихся в новом столетии тенденций, затронувших культурную жизнь, мировоззрение людей, духовные ценности, особую значимость приобрела проблема и необходимость межпоколенной трансляции имеющегося исторического и культурного опыта, которая основывается на памяти. Исторически сложились различные способы сохранения памятных моментов, начиная от устной передачи информации и заканчивая появлением специализированных учреждений, целью создания которых является актуализация имеющегося наследия. Одним из таких учреждений стал мультимедийный исторический парк «Россия - Моя история», экспозиции которого повествуют о ключевых событиях, произошедших в России с момента зарождения государственности до современности. Данный проект направлен на то, чтобы привлечь внимание современного общества к истории и культуре своей страны, пробудить интерес к ее изучению. Реализуемые на его базе мероприятия социокультурной и просветительской направленности способствуют трансляции знаний, ценностей, традиций, что в свою очередь обеспечивает сохранение исторической памяти народа и культурных особенностей страны.
Ключевые слова: социокультурный, культурный опыт, историческая память, межпоколенная трансляция, мультимедийный проект, актуализация наследия, популяризация наследия
Kristina F. Katkova Socio-cultural significance of project «Russia is My history»
The era of globalization has had a significant impact on modern society, defining the vectors of its development. Due to the trends that have manifested themselves in the new century, affecting cultural life, people's worldview, spiritual values, the problem and the need for intergenerational translation of existing historical and cultural experience, which is based on memory, have acquired special importance. Historically, there have been various ways of preserving memorable moments, ranging from oral transmission of information to the emergence of specialized institutions, the purpose of which is to update the existing heritage. One of these institutions is the Multimedia Historical Park «Russia Is My History», the expositions of which tell about the important events that have occurred in Russia since the birth of statehood to the present. This project aims to attract the attention of modern society to the history and culture of the country, to arouse interest in its study. The activities implemented on its basis contribute to the translation of knowledge, values, traditions, which in turn ensures the preservation of the historical memory of the people and cultural features of the country.
Keywords: sociocultural, cultural experience, historical memory, intergenerational broadcasting, multimedia project, actualization of heritage, popularization of heritage DOI 10.30725/2619-0303-2019-1-114-118
Современный мир представляет собой сложную систему, которая характеризуется следующими явлениями: научным и техническим прогрессом, распространением информационных и глобализа-ционных процессов, универсализацией культурной жизни, пересмотром социокультурных норм и ценностей, активной пропагандой толерантного отношения между членами социума - представителями различных национальностей, культур, социальных групп и меньшинств.
Названные тенденции двояко сказываются как на жизни конкретного человека, так и сообщества в целом. С одной стороны, мы, безусловно, наблюдаем положительные явления, связанные с тем, что происходит формирование открытого диалога между носителями различных культур. Люди получили возможность сво-
бодного перемещения по всему земному шару, появление сети Интернет позволило поддерживать связи между жителями разных уголков планеты и пр. С другой стороны, эти объединяющие в глобальном смысле процессы ставят под угрозу существование национальных культур и особенностей стран. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с универсализацией и стандартизацией жизни. Человечество живет по шаблону, ориентируясь на модные тенденции времени. Это породило проблему «размывания индивидуальных черт не только отдельно взятой личности, вызвав утрату ее идентичности, но и целых этнических групп, культур и даже регионов, но в то же время способствовало и активизации национальных движений, актуализации проблем сохранения локальных культур» [1, с. 4].
Ключевую позицию в стремлении общества сохранить индивидуальность занимает необходимость межпоколенной трансляции имеющегося исторического и культурного опыта, которая основывается на памяти.
Память - это не отвлеченные представления о каких-либо явлениях материального мира. Память - это совокупность знаний о событиях, пережитых и прочувствованных, имеющих эмоциональное отражение в конкретных предметах. Историческая память - понятие «коллективное» [2, с. 9]. Она заключается в сохранении общественного, а также понимании исторического опыта. Коллективная память поколений может формироваться как среди небольших общностей людей, например семья, так и у всей нации, и она выступает залогом успешного осуществления процесса самоидентификации.
По своей природе историческая память -область междисциплинарных исследований. Исследованиями исторической памяти занимались М. Хальбвакс, П. Нора, А. Ассман и Я. Асс-ман, П. Хаттон, П. П. Репина, О. В. Герасимов и др. О. В. Морозов объясняет интерес отечественных историков к проблеме исторической памяти тем, что «за двадцать с лишним лет российскому обществу так и не удалось определиться с нравственными ориентирами, идентичностью, а также подходами к оценке национального прошлого» [3, с. 374]. Сегодня в силу распространения тревожных тенденций, связанных с попытками переписать историю и переиначить важнейшие исторические события, такие как Вторая мировая война, проблема сохранения и межпоколенной передачи исторической памяти стоит особенно остро.
Способы трансляции памятных моментов различны. Когда-то это была устная передача информации - сказки, легенды, предания и пр. Герои устного народного творчества наделялись чертами реальных людей, имевших свою историю и оставивших след, проявив мужество и смекалку. В дальнейшем, с появлением письменности, исторические события начинают фиксироваться в различных источниках. Если говорить о России, то это знаменитая «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище», «Сказание о Баты-евом разорении» и иные литературные произведения Древней Руси. Своды законов, которые появляются в нашей стране еще со времен Ярослава Мудрого, также можно и нужно расценивать как важнейшие источники информации и формы трансляции исторических сведений. Развитие книгопечатания значительно ускорило и упростило процесс сохранения памяти. Во времена Ивана Грозного появляется ряд исто-
рических произведений, обосновывающих царскую власть и ее действия, например «История казанского царства». Эпоха Петра Великого принесла новые виды источников - периодические издания. Первая печатная русская газета «Ведомости» стала выходить в Москве с 1702 г. В XIX в. появляются многотомные сочинения об истории государства, например 12-томное издание Н. Карамзина «История государства Российского», где была предпринята попытка осветить российскую историю, начиная с древнейших времен до правления Ивана Грозного и Смутного времени. В ХХ в. ключевыми источниками информации по истории становятся нормативные документы и законодательные акты. Эра технического прогресса сделала основным источником освещения событий средства массовой информации. Сегодня они оказывают непосредственное влияние на формирование восприятия важных явлений в политике, экономике, культуре и науке и иных отраслях и сферах бытия.
Не стоит забывать и о специализированных учреждениях, целью создания которых является передача последующим поколениям исторического, культурного и социального опыта. Это музеи, иные учреждения культуры и музейные формы, которые в силу тенденций трансформации, активно проявившихся в рамках глобализации, занимают сегодня ключевые позиции в вопросах сохранения исторической памяти и трансляции культурных ценностей.
Одним из таких учреждений культуры являет исторический парк «Россия - Моя история», мультимедийный проект, экспозиционные площадки которого открылись в 17 крупных городах нашей страны, таких как Москва, Екатеринбург, Ставрополь, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Махачкала, Якутск, Южно-Сахалинск, Санкт-Петербург, Волгоград и других регионах России. С помощью современных технологий наглядным образом демонстрируются события, явления и личности от зарождения российской государственности и до наших дней. Мультимедийный исторический парк «Россия - Моя история» состоит из четырех экспозиций: «Рюриковичи», «Романовы», «От великих потрясений к Великой Победе», «Россия - Моя история, 1945-2016». В Санкт-Петербургском парке «Россия - Моя история» помимо названных мультимедийных экспозиций представлена уникальная выставка «Санкт-Петербург. История развития», задача которой показать Петербург как сложнейшую городскую структуру, непрерывно развивающуюся на протяжении более чем 300 лет.
Путем панорамного представления различных процессов посредством техники, воспроизводящей копии исторических источников,
видеоролики, фонограммы и прочие документы, возникают как бы «ожившие» страницы российской истории, предлагая увлекательное, доступное и вместе с тем объективное повествование.
Миссия данного мультимедийного проекта заключается в «распространении гуманитарных знаний в России; развитии в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности; становлении граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, идентифицирующих себя с Россией, ее историей и культурой» [4].
Несмотря на то, что ресурс данного проекта позволяет паркам адресно взаимодействовать с населением всех категорий граждан, основной целевой аудиторией все-таки являются школьники. И деятельность исторических парков во многом нацелена на гражданско-патриотиче-ское, духовно-нравственное, эстетическое воспитание и просвещение именно молодежи. Это достигается благодаря предоставляемой посетителю возможности прикоснуться к наиболее значимым страницам истории России, познакомиться с жизнью выдающихся людей, стремившихся к возвеличиванию нашей страны и к исполнению своего гражданского долга, а также изучить историю и культуру своей Родины. С помощью интерактивных ресурсов парка «Россия -Моя история» молодые люди могут самостоятельно раскрывать ту или иную тему, рассуждать о ней и анализировать результат. Интерактивная подача информации способствует лучшему запоминанию, развитию причинно-следственных связей, умению концентрироваться на главном, что в свою очередь приводит к формированию исторического мышления. А оно благоприятствует укреплению культурных ценностей, семейных традиций и духовности.
Все это, безусловно, способствует трансляции исторического и культурного опыта и памяти народа. Реализация этих процессов важна в силу того, что достоверность истории - это залог для продолжения мирной и счастливой жизни. Ведь без опыта прошлого человек не в силах понять, как выстраивать свою жизнь дальше. Только зная историю развития своей страны, люди будут способны определить, что будет полезным для общества в будущем. Более того «наше прошлое - это та неотъемлемая часть на пути личностного развития, без уважения к которой человек, пожалуй, способен потерять и самого себя» [5].
Экспозиции исторического парка «Россия -Моя история» не просто повествуют о ключевых событиях, произошедших в России. Они построены таким образом, чтобы привлечь внимание посетителя к истории и культуре своей страны,
пробудить интерес к ее изучению. Именно для этих целей и был выбран мультимедийный формат - формат близкий и доступный для молодежи, так как именно эта часть сообщества оказывается наиболее беззащитной и уязвимой перед влиянием современных тенденций, о которых было упомянуто выше. Не являясь свидетелями событий, молодое поколение легко верит и поддается на провокации, поступающие из средств массовой информации. И задача данных исторических парков, которые появились по всей стране, заключается в том, чтобы заставить посетителя не просто освежить в памяти те или иные события, а задуматься об историческом наследии: каков же вклад Рюриковичей в нашу историю? Что привнесли они в сокровищницу исторического опыта нашего народа? Чему мы можем у них поучиться? Помним ли о достижениях эпохи Романовых, о тех проблемах, которые им приходилось решать? И насколько мы благодарны им за их державный труд, всегда сопряженный с личной жертвой? Какие уроки можно вынести из катаклизмов и потрясений ХХ в.? Какова цена победы в Великой Отечественной войне? Накопленный за столетия нашими предками исторический опыт - наше бесценное уникальное оружие. Только в совершенстве овладев им, можно смело смотреть вперед и встречать лицом к лицу вызовы времени.
Сохранение исторической памяти и трансляция социального и культурного опыта посредством мультимедийных парков «Россия - Моя история» происходит не только благодаря имеющимся экспозициям, но и во время проведения различного рода мероприятий.
Одним из ключевых проектов Санкт-Петербургского парка «Россия - Моя история», направленных на сохранение исторической памяти и передачу ее молодому поколению, является «Расскажи мне о Войне». Это ежегодный проект, реализуемый санкт-петербургским государственным бюджетным учреждением культуры «Музейно-выставочный центр», на базе которого располагается мультимедийный парк, совместно со школьными музеями города. Данное мероприятие проводится в дни празднования Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 1945 г.
Важнейшей задачей проекта «Расскажи мне о Войне» является создание единого экспозиционного пространства, в котором демонстрируются экспонаты из коллекций школьных музеев, связанные с историей подвига героев Великой Отечественной войны. В настоящий момент на территории Санкт-Петербурга существует большое количество школьных музеев, посвященных краеведению, теме Великой Оте-
чественной войны, истории школы. Как правило, коллекции этих музеев доступны для обозрения только учащимся, учителям и немногочисленным гостям образовательных учреждений. Принцип их формирования чаще всего носил стихийный характер и не имел специализированной программы. Основу экспозиций составляют предметы, переданные очевидцами тех или иных событий, а также письма и фотографии из семейных архивов. Но, несмотря на это, необходимо отметить особую ценность и уникальность каждой коллекции. Наравне с формой представления школьного музея посредством временного экспонирования отдельных, наиболее ярких и информативных экспонатов, в рамках проекта осуществляется показ мультимедийных презентаций об экспозициях школьных музеев.
Другой важной задачей данного проекта является создание диалога между ветеранами, учащимися школ и посетителями мультимедийного парка «Россия - Моя история» в формате рассказа о малодоступных для широкой аудитории коллекциях школьных музеев, о героях, подвигам которых они посвящены. Посетителям исторического парка «Россия - Моя история» также предлагается формат «открытого микрофона», вовлекающий гостей парка в совместное сопереживание событий. Любой желающий сможет прочитать стихи, поделиться воспоминаниями или впечатлениями. Создание доверительного диалога между посетителями парка, школьниками и ветеранами является одним из главных эмоциональных факторов «живой памяти» - памяти народа.
Проект «Расскажи мне о Войне» - это пример мероприятий военно-патриотической направленности, реализуемых на базе исторического мультимедийного парка «Россия - Моя история» и направленного на межпоколенную трансляцию имеющегося исторического опыта. Но, как было отмечено в начале статьи, не менее важна передача и культурных традиций. Этому способствуют культурно-массовые и культурно-просветительские мероприятия, реализуемые в парке.
Приведем некоторые примеры.
К 100-летию гибели семьи последнего императора Николая II был воплощен музейно-вы-ставочный проект «Семья как гимн любви». Это межкультурный проект, объединяющий ключевые для отечественной духовной культуры даты: 8 июля - российский праздник, день памяти благоверных Петра и Февронии Муромских, покровительствующих семье и браку в православной традиции; 17 июля - день памяти, годовщина со дня гибели семьи последнего императора Николая II; 28 июля - День Крещения Руси.
Целью проекта стала популяризация исторического и культурного наследия России с привлечением внимания к семейным ценностям, духовным традициям, основам православной культуры и искусства.
В рамках данного проекта в 2018 г. в Му-зейно-выставочном центре был реализован комплекс мероприятий, включающий в себя следующие выставки:
- выставка работ Санкт-Петербургского общества акварелистов «Присутствие». Выбор тематики выставки связан с тем, что члены императорской семьи проявляли особый интерес к акварельной живописи. Так, Ольга Александровна, сестра Николая II, писала великолепные акварели, копии которых также выставлялись в рамках данного проекта;
- выставка уникальных любительских фотографий членов императорской семьи «Из семейного альбома...» на основе материалов, находящихся на хранении в Библиотеке редких книг и манускриптов Бейнеке Йельского университета, США, а также предметов легкой промышленности конца XIX - начала XX столетий из частных коллекций. На выставке представлена коллекция редких фотографий, иллюстрирующих повседневный быт императорской семьи, которые принадлежали Анне Александровне Вырубовой, фрейлине и ближайшей подруге императрицы Александры Федоровны. Исследования выставляемых снимков, предметов, используемых в повседневной жизни членами императорской фамилии, формируют мнение о Николае II как о человеке, посвятившем себя своей семье, любящем муже и отце;
- выставка икон из храмов Санкт-Петербурга, посвященных иконографии князя Владимира, приуроченная к 1030-летию Крещения Руси.
Выставочное пространство было дополнено флористическими композициями. Открытие выставок сопровождалось праздничной концертной программой, в которую вошли произведения классической музыки, выбранные исходя из предпочтений семьи Романовых, городские романсы, танцевальные номера, популярные в конце XIX - начале XX в. Для гостей организаторы проекта подготовили памятный подарок - почтовую открытку в стиле начала ХХ в., украшенную акварелью из числа работ современных мастеров, представленных на выставке. На обороте открытки гости могли прочитать отрывки из писем членов царской семьи. Все это создало особую атмосферу проекта и позволило посетителям погрузиться в эпоху.
Название проекта «Семья как гимн любви» выбрано неслучайно. Проходящие в его рамках выставки рассказывают о духовности, красоте,
жизни, быте, любви, творчестве, взаимовыручке и понимании людей, их отношении друг к другу, их общему миру и судьбе.
Это определяет особую значимость данного проекта в условиях современной действительности, связанной с общими тенденциями к подмене и новой интерпретации базовых ценностей. Реализация подобных проектов способствует осуществлению необходимой для гармоничного развития общества межпоколенной трансляции имеющегося исторического и культурного опыта, что в свою очередь обеспечивает связь поколений и времен, осмысление прошлого, настоящего и прогнозируемого будущего.
Деятельность и проекты парка связаны также и с популяризацией музыкально-театрального творчества, которое в свою очередь занимает особое место в передаче духовных, художественных ценностей и культурно-исторического опыта России. В контексте данной направленности ключевые позиции занимает проект «Музыкальный календарь», посвященный песенно-музыкальной культуре, музыкальным традициям и российским композиторам. В рамках этого проекта на базе исторического парка ежемесячно проводятся тематические концерты и музыкальные программы, приуроченные к той или иной дате в истории и культуре нашей страны.
Другой формой представления музыкально-театрального творчества является проведение театрализованной музыкальной программы «В гостях у Ефима и Дуняши», нацеленной на знакомство с народными традициями и духовной культурой страны. Программа проводилась в рамках празднования Масленицы. Посетителям было предложено принять участие в русских народных забавах и поиграть на традиционных музыкальных инструментах. На специально подготовленных мастер-классах гости создавали своими руками детскую тряпичную игрушку «Зайчик на пальчик» или «Вепсскую куклу».
Подводя итог анализа особенностей исторического парка «Россия - Моя история» и проводимых на его базе мероприятий граж-данско-патриотической и культурно-просветительской направленности, важно отметить, что данный мультимедийный проект позволяет вовлечь в процесс изучения истории и культуры России каждого посетителя, независимо от возраста. Интерактивная и мультимедийная подача информационного материала, дающая возможность погрузиться и лучше осознать исторические события, способствует реализации культурно-творческих, культурно-рекреационных и познавательных потребностей
и интересов аудитории парка. Осуществляемая таким образом самореализация личности благоприятствует приобщению к накопленному столетиями историческому и культурному опыту, а погружение посредством интерактивных элементов в ту или иную историческую эпоху способствует передачи этого опыта современному поколению. В свою очередь трансляция знаний, ценностей, традиций обеспечивает сохранение исторической памяти народа и культурных особенностей страны. Этим и объясняется особая социальная значимость проекта «Россия - Моя история» и его вклад в популяризацию отечественного наследия.
Список литературы
1. Каткова К. Ф. Социокультурная миссия регионального музея в эпоху глобализации: на материалах Ленингр. обл.: дис. ... канд. культурологии: 24. 00. 03 / С.-Петерб. гос. ин-т культуры. Санкт-Петербург, 2017. 254 с.
2. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновен. запас. 2005. № 2/3. С. 8-27.
3. Морозов О. В. Рец. на кн.: О. Б. Леонтьева «Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX - начала XX в.» // Диалог со временем. 2014. Вып. 46. С. 374-383.
4. Методические рекомендации по использованию ресурсов экспозиции исторического парка «Россия - Моя история» на уроках истории и во внеурочной деятельности в общеобразовательных организациях. Москва, 2016. URL: https: // mosmetod. ru (дата обращения: 28.02.2019).
5. Модестова Е. П. История и историческая память -нужны ли они обществу. URL: http: // journalpro. ru (дата обращения: 28.02.2019).
References
1. Katkova K. F. Socio-cultural mission of regional museum in era of globalization: based on materials of Leningrad region: dis. on competition of sci. degree PhD in cultural studies: 24. 00. 03 / Saint Petersburg State Univ. of Culture. Saint Petersburg, 2017. 254 (in Russ).
2. Halbwachs М. Collective and historical memory. Ne-prikosnovennyizapas. 2005. 2/3, 8-27 (in Russ).
3. Morozov O. V. Review on monograph «Historical memory and images of past in Russian culture of 19th - beginning of 20th century» by O. B. Leontiev. Dialogue with time. 2014. 46, 374-383 (in Russ).
4. Guidelines for using resources of exposition of historical Park «Russia - My history» at lessons of history and extracurricular activities in general education institutions. Moscow, 2016. URL: https: // mosmetod. ru (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ).
5. Modestova E. P. History and historical memory: do they need society. URL: http: // journalpro. ru (accessed: Febr. 28. 2019) (in Russ).