Научная статья на тему 'Музей как образовательный институт и глобальные вызовы современности'

Музей как образовательный институт и глобальные вызовы современности Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
780
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / MUSEUM / МУЗЕЙНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / MUSEUM SPECIALIST / НАСЛЕДИЕ / HERITAGE / ФУНКЦИИ МУЗЕЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / SOCIAL MEMORY / ХРАНИЛИЩЕ ПАМЯТИ / STORAGE MEMORY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Решетников Н.И.

В статье анализируются современные изменяющиеся условия существования музея как социокультурного института. Музей рассматривается как образовательный институт, выполняющий миссию сохранения социальной памяти. Изменения в сфере коммуникаций, в социально-экономической сфере и культурной политике меняют функции музея. Музей как некоммерческое учреждение сталкивается с вызовами, свойственными для коммерческих организаций. В статье выявляются противоречия и конфликт, порождаемые этой ситуацией. Происходит смещение акцентов в функциях и миссии музея, что может неблагоприятно сказаться на сфере сохранения и трансляции исторической и социальной памяти. Однако современный музей в любой социополитической парадигме, в любом глобальном процессе призван находить свою индивидуальность, сохранять основную задачу сохранения социальной памяти и достойно выполнять свою образовательную миссию. Если это будет основополагающим в подготовке музейных кадров, музей сохранится как социальный институт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Museum as an educational institution and the global challenges of our time

The article analyzes modern changing conditions of existence of the museum as a social and cultural institute. The museum is regarded as an educational institution, fulfilling the mission of preserving social memory. Changes in the sphere of communication, socio-economic and cultural policy change functions of the museum. The museum as a nonprofit institution faces challenges inherent in commercial organizations. The article reveals the contradictions and conflicts caused by this situation. There is a shift of emphasis in the functions and mission of the museum that may adversely affect the sphere of preservation and transmission of historical and social memory. Today, however, the museum in any socio-political paradigm, in any global process intended to find its identity, to preserve the main task of preserving social memory and to fulfill its educational mission. If it is fundamental in the training of museum personnel, the museum will be saved as a social institution.

Текст научной работы на тему «Музей как образовательный институт и глобальные вызовы современности»

МУЗЕИ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Николай Иванович РЕшЕТНИКОВ,

кандидат исторических наук, профессор кафедры истории, истории культуры и музееведения социально-гуманитарного факультета московского государственного института культуры e-mail: nir-ta39@mail.ru

В статье анализируются современные изменяющиеся условия существования музея как социокультурного института. музей рассматривается как образовательный институт, выполняющий миссию сохранения социальной памяти. изменения в сфере коммуникаций, в социально-экономической сфере и культурной политике меняют функции музея. музей как некоммерческое учреждение сталкивается с вызовами, свойственными для коммерческих организаций. В статье выявляются противоречия и конфликт, порождаемые этой ситуацией. Происходит смещение акцентов в функциях и миссии музея, что может неблагоприятно сказаться на сфере сохранения и трансляции исторической и социальной памяти. однако современный музей в любой социополитической парадигме, в любом глобальном процессе призван находить свою индивидуальность, сохранять основную задачу сохранения социальной памяти и достойно выполнять свою образовательную миссию. Если это будет основополагающим в подготовке музейных кадров, музей сохранится как социальный институт.

Ключевые слова: музей, музейный специалист, наследие, функции музея, социальная память, хранилище памяти.

THE MUSEUM AS AN EDUCATIONAL INSTITUTION AND THE GLOBAL CHALLENGES OF OUR TIME

N.I. Reshetnikov,

Full Doctor of History, Professor of Department of history, history of culture and museology of social-humanitarian faculty of Moscow state Institute of culture e-mail: nir-ta39@mail.ru

The article analyzes modern changing conditions of existence of the museum as a social and cultural institute. The museum is regarded as an educational institution, fulfilling the mission of preserving social memory. Changes in the sphere of communication, socio-economic and cultural policy change functions of the museum. The museum as a nonprofit institution faces challenges inherent in commercial organizations. The article reveals the contradictions and conflicts caused by this situation. There is a shift of emphasis in the functions and mission of the museum that may adversely affect the sphere of preservation and transmission of historical and social memory. Today, however, the museum in any socio-political paradigm, in any global process intended to find its identity, to preserve the main task of preserving social memory and to fulfill its educational mission. If it is fundamental in the training of museum personnel, the museum will be saved as a social institution.

Key words: museum, museum specialist, heritage, museum, social memory, storage memory.

Всем известно, что музеи выполняют важную культурно-образовательную миссию [2]. В Советском Союзе они до преобразования народных комиссариатов в министерства входили в подчинение Народного комиссариата просвещения. В том и другом случае государственные, ведомственные и общественные музеи, в соответствии с социальным заказом времени, так или иначе, выполняли идеологические установки. В определённом смысле это было глобальным давлением правящей власти. Глобальность эта заключалась в том, что музеи обязаны были пропагандировать коммунистическую идеологию и прославлять успехи социалистического строительства.

Сменилась эпоха. Время советской власти и коммунистической идеологии ушло в прошлое. Появилась новая идеология. Формируется общество потребителей. Расширились коммуникационные связи, как внутри страны, так и международные. Ныне на музеи воздействуют глобальные вызовы современности.

Одним из таких вызовов является проникновение в музеи новых всеобщих технологий. Технический прогресс сводится к тому, что музеи на основе лазерных и цифровых технологий превращают свои экспозиции в одинаковые картинки. Как при советской власти музейные экспозиции были братьями-близнецами по своему идеологическому замыслу, так и в настоящее время, внедряя новые, но одинаковые технологии, музеи могут потерять свою индивидуальность. Музейный предмет как хранитель социальной памяти превращается в предмет бутафорский, вписанный дизайнерами в сюжетные образы, инсталляции, перфомансы.

Глобально развивающиеся цифровые технологии, внедряемые в музеи, с одной стороны, создают условия для более эффективной экспозиционной презентации. Но, с другой стороны, музеи теряют свою сущность, своё предназначение в сохранении социальной памяти и передаче опыта поколений. Общество потребления требует развлечений, «хлеба и зрелищ». В этих условиях глобальных вызовов современности музею всё сложнее и сложнее выполнять свою образовательно-воспитательную миссию. Вместо того, чтобы давать людям знание, формировать историческое сознание, развивать человеческий разум, музеи вынуждены ограничиваться преподнесением информации. Информация же эта, построенная на новых технологиях и запросах потребителей, порой даётся искажённой. Одно дело - осмотреть ткацкий стан в экспозиции и при проведении интерактивных занятий самому выткать полотно; при проведении мастер-класса подержать в руках глиняную игрушку и под руководством мастера её изготовить; в художественном музее побывать на уроке живописи и самому выполнить рисунок. Но совсем другое дело - всё это увидеть в виртуальном пространстве. Информация будет получена. Образная информация. Но ощущения предмета, его восприятия в среде бытования, его технологии изготовления не возникнет. Поверхностная информация будет получена, но знания при этом не будет. А ежели не будет знания, не будет развиваться и разум. А без разума, без осмысливания процесса какое может быть продвижение вперёд? При такой информации в виртуальном пространстве человек получает поверхностное знание. Он перестаёт быть Homo sapiens. Он может только потреблять информацию и слепо копировать. Глобально развивающееся общество потребителей в разумности не нуждается.

Новые технологии, в том числе цифровые, в музейном деле необходимы. Но они не должны превалировать над самим музейным предметом. Новые технологии призваны усиливать восприятие предмета-памятника, способствовать его

более разностороннему представлению. Но не подменять собой музейный предмет. Однако глобальное увлечение цифровыми технологиями начинает довлеть над традиционными формами музейной презентации. Состоявшийся в 2014 году фестиваль «Интермузей» - яркий пример такого давления. Посетители на фестивале не увидели ни музейных коллекций, ни оригинальности самих музеев. Собственно, это был не фестиваль музеев, а выставка компьютерных технологий. Прошедшая в Центральном выставочном зале «Манеж» выставка «Рюриковичи» пользовалась огромной популярностью. Но это тоже была не музейная выставка. Там практически не было музейных предметов и коллекций. Это было своеобразное художественное произведение в виртуальном пространстве на основе мультимедийных программ.

Если музеи пойдут по глобально развивающемуся пути виртуальных технологий, то в таком случае отпадёт необходимость комплектования музейных коллекций, изучения музейного предмета, среды его бытования. Не нужно будет и решать проблемы решения экспозиционного пространства. Всё можно будет представить в виртуальном пространстве. В таком случае не будет надобности и в самом музее. И формироваться будут не живые знания и практические навыки, а поверхностная информация. Пришёл, посмотрел, получил удовлетворение, с тем и ушёл. Какой же может быть извлечён урок познания?

Этот глобальный вызов современности настораживает и побуждает задумываться над будущим музея как социального института. Но это лишь одна сторона такого вызова. Здесь ничего не изменишь, не отменишь. Нужно только разумно подходить к использованию новейших технологий по такому пути, чтобы они способствовали образовательной миссии музея.

Другая сторона дела заключается в самом обществе. Общество перестаёт быть производителем духовных и материальных благ. Общество становится их потребителем. И от музея общество требует уже не знаний, умений и навыков, а удовлетворения своих потребностей. Но у музея другие, более глубокие задачи, более фундаментальные цели. Они не заключаются в удовлетворении запросов потребителей - это лишь одна из многих второстепенных задач. Музей, изучая опыт поколений и передавая накопленные знания новому поколению, подобен Прометею, освободившему из застенок Зевса огонь и давшему его людям. Об образовательной миссии музея с предельной ясностью писал М. Б. Пиотровский: «Музеи являются средством познания мира, средством объяснения мира, средством передачи культуры и воспитания поколений. Они являются элементом политической, экономической и ценностной систем отдельных обществ и человечества в целом» [4].

Музей служит связующим звеном между традициями и новациями, а эта связь не позволяет оторваться обществу от ядра культуры. Он является цементирующим звеном между прошлым, настоящим и будущим, хранит веками накапливаемую социальную память. Когда музей перестаёт выполнять это свое предназначение, он превращается в застывшую выставку вещей или вольно интерпретируемую экспозицию (например, с помощью авангардных дизайнеров, не понимающих существа музея), он перестаёт быть музеем, а общество может утратить связь времен.

Музеи служат сохранению социальной памяти. А память нам нужна, чтобы быть понятыми другими и самим понимать других - вот, наверное, одно из коренных по-

ложений общего дела человечества. И дело здесь даже не в форме правления, характере собственности или национальной принадлежности создателей памятников, а в понимании друг друга, в осознании необходимости хранения социальной памяти (и не только памяти отдельных групп или слоев населения, а памяти всего человечества, памяти отцов не только своих собственных).

Современное общество формируется как общество потребителей, что напрямую связано с оказанием услуг населению. Потребитель не способен производить. Потребитель требует услуг. Он может только потреблять предоставляемые ему услуги. Отнесение культуры, образования, следовательно, и музеев к сфере услуг - один из глобальных вызовов современности.

Новая идеология по оказанию услуг путём предоставления населению музейного продукта низводит на нет смысл и назначение музея, что и предопределяет музеи к их деградации. Здесь уместно ещё раз процитировать М. Б. Пиотровского: «Наше общество неожиданным образом одичало, и в разных его слоях нелегко найти людей, понимающих великое значение национальной памяти. И приходится снова и снова объяснять, что национальное культурное достояние, которое в первую очередь хранят музеи, - это ДНК народа и страны, что всякое нарушение памяти делает народ таким же болезненно беспамятным, как это бывает отдельно с больным человеком. Неуважение к наследию предков, их материальным ценностям - одна из причин удивительной необразованности, которое поразило наше общество» [1].

Необразованность, отсутствие разума, коммерциализация общества, потребительство, услужливость, информационная агрессивность - глобальные вызовы современности. Чтобы противостоять проникновению этих явлений, в музеи требуются неимоверные усилия здравомыслящих музееведов и практиков музейного дела. Однако наблюдается совсем иное.

Услужливые теоретики от музейного дела пытаются обосновать понятие музея как учреждения по оказанию услуг населению. Появились и новые понятия в музейной терминологии - культурные услуги и музейный продукт. Лабораторией музееведения подготовлен новый словарь музейных терминов [3]. В нём указывается: «Культурные услуги - область целесообразной экономической и культурной деятельности, в процессе выполнения которой создается материально-вещественный продукт или изменяется качество уже созданного продукта. В музейном деле К.у. связаны с освоением и презентацией наследия, представляя собой интеграцию свойств музейного продукта и условий его потребления. Особенностями К.у. являются нематериальный характер производимого эффекта, активное участие потребителя в производстве услуг, воздействие эффекта от услуги на личность потребителя, пространственно-временная локализация. К.у. подразделяются на основные, которые служат достижению уставных целей учреждения культуры и направлены на реализацию его миссии, и дополнительные, которые реализуют второстепенные цели, не вступающие в противоречие с основными. Для музеев законодательно установлены следующие основные услуги: сохранение, в т.ч. обеспечение безопасности, пополнение и изучение Музейного фонда РФ; обеспечение доступа населения к музейным фондам». И далее: «Продукт музейный - результат деятельности музея, представляемый в материально-вещественной, нематериальной, информационной форме; имеет творческий нестандартизированный характер. Особенностью некоторых форм П.м. является

одновременность его производства и потребления. К специфике П.м. относится ценообразование, которое не соответствует затратам на его производство, в результате чего они частично компенсируются заинтересованными в формировании культурных потребностей граждан сторонами (государством, спонсорами, благотворителями). Продвижением на рынке музейного продукта занимается музейный маркетинг».

Вот так в затуманенной форме излагаются понятия культурных услуг и музейного продукта. Тут же фигурируют понятия рынка музейных услуг и музейного маркетинга, что противоречит тому непреложному факту, что музеи по своим уставным положениям (в том числе и по уставу ИКОМ) являются некоммерческими организациями.

Мы видим, что коммерциализация общества (как глобальный вызов современности) проникает и в музеи. Это проявляется и в пресловутой оптимизации музеев, и в разделении их на государственные, казённые и автономные. При этом из правового поля выпадают музеи ведомственные, корпоративные, частные, школьные. Естественно, в таких условиях всё сложнее и сложнее решать проблемы образования и воспитания молодого поколения.

Всеобщая подмена музейного предмета виртуальными презентациями ведёт к глобальной одинаковости. Всеобщее внедрение в музей коммерции лишает музей его индивидуальных особенностей. Всеобщий переход в сферу услуг сводит на нет творческие усилия научных сотрудников. Научные исследования перестают быть востребованными. Пресловутая всеобщая оптимизация музеев, основанная на рыночных отношениях, создаёт конфликтные ситуации внутри музеев и препятствует развитию эффективных форм деятельности. Теряется и обратная связь с населением. Вместо творческого сотрудничества с посетителем музей вынужден искать пути зарабатывания денег, предоставляя не знания, а музейный продукт в качестве услуги потребителю.

В этих условиях у музееведческих кафедр возникает проблема подготовки кадров. Каких специалистов они должны готовить? Научных сотрудников или служителей торговых точек? Хранителей социальной памяти или маркетологов? Музейных педагогов или обслуживающий персонал по удовлетворению запросов потребителей?

Но не пора ли музееведению (как теоретической науке, так и практическому музейному делу) остановиться в верноподданнических настроениях, перестать служить господствующей идеологии, освободиться от необходимости сиюминутного выполнения социального заказа политических партий и групп? Музей как самостоятельный социальный институт исходит в своей деятельности из наличия и состава коллекций и заключённой в них социальной памяти, которую он хранит и направляет на ликвидацию социальных противоречий, на общее дело человека.

Оставаясь на принципах сохранения культурных ценностей, сбережения исторического наследия, формирования нравственных общечеловеческих идеалов, воспитания любви и уважения к отцам нашим, передачи памяти от них грядущим поколениям, музей выступает во множестве и многоликости своих проявлений. Взаимосвязь, взаимообусловленность, взаимодополнение, комплексное взаимодействие хранилища социальной памяти, собора лиц, храма и форума, школы и университета, научно-исследовательского института и производственной мастерской, библиотеки и архива, театра и клуба, памятника культуры и, на-

конец, учреждения. всё это вместе взятое и есть музей, который хранит память предков и передаёт опыт поколений, направляет свою деятельность на созидание, совершенствование человеческого общества, формирует его историческое сознание, выполняя свою образовательную миссию.

Музей в любой социополитической парадигме, в любом глобальном процессе призван находить свою индивидуальность, сохранять основную задачу сохранения социальной памяти и достойно выполнять свою образовательную миссию. Если это будет основополагающим в подготовке музейных кадров, мы сохраним музей как социальный институт. Если бездумно вовлечёмся в общий поток глобальных вызовов современности, мы можем получить контору по оказанию услуг и утратить само понятие МУЗЕЙ.

Литература

1. Пиотровский М. Б. [Передовая статья] // Справочник руководителя учреждения культуры. М., 2010. № 6.

2. Подробнее: решетников Н. И. Музей как образовательный институт // Научно-исследовательская работа в музее: Доклады на научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей кафедры музееведения (Москва, 29 ноября 2002 г., 28 ноября 2003 г.) / Науч. ред. Н. Г. Самарина. М.: МГУКИ, 2005. С. 85-94.

3. Словарь музейных терминов: Сб. науч. трудов / ГМСИР. М., 2010.

4. Философия музея: Учеб. пособие / Под ред. М. Б. Пиотровского. М.: ИНФРА-М, 2013. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.