Л. В. Корнева
ЭКСПОЗИЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОХРАНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ И КУЛЬТУРНОГО ОПЫТА
Цель данной статьи охарактеризовать проблематику музейного экспонирования дальневосточных музеев, формы реализации функции сохранения социальной памяти, которые выступают как культурное событие на уровне региона, показать тенденции развития экспозиционного творчества в современном региональном музее. Ключевые слова: теория и история культуры, экспозиция, экспозиционер, экспозиционно-выставочная деятельность, инструмент инкультурации, культурный опыт, феномен музейного предмета, реконструкция.
The purpose of this article describe perspective museum exhibiting far museums, form the preservation of the memory, which serve as cultural event at the level of the region, show trends экспозиционного creativity in modern regional Museum. Keywords: theory and history of culture, exposition, cultural experience, the phenomenon of the Museum of the subject, reconstruction.
В формировании культурного опыта детей и молодежи важную роль играют специализированные институты социальной памяти, хранители культурных традиций, духовных ценностей, а именно — музеи, которые обладают высоким потенциалом оценки предметного и социального мира, реального освоения и восприятия социального опыта общества.
В современном отечественном музееведении музей определяется как научно-исследовательское и научно-просветительское учреждение, удовлетворяющее общественные потребности в сохранении и использовании предметов реального мира — элементов исторической памяти, документальных средств социальной информации, эстетических ценностей. А основными видами деятельности музея является собирание, сохранение и экспонирование музейных предметов. Цель данной статьи охарактеризовать проблематику музейного экспонирования дальневосточных музеев и тенденции развития экспозиционного творчества в современном музее.
Благодаря хранящимся и популяризируемым дальневосточными музеями памятникам истории, культуры и природы обеспечивается преемственность и непрерывность культурно-
исторического развития духовной жизни региона, утверждается региональное самосознание.
В дальневосточных архивах хранится значительный массив документов по музейному строительству в 40— 80-е годы прошедшего столетия. В том числе имеются интересные документы, отражающие систему управления экспозиционной деятельностью музеев, тенденции экспозиционного творчества. Само становление музейного и выставочного дела на Дальнем Востоке России было связано с открытием собранных коллекций для местного общества, то есть с их экспонированием (2, с. 637-653).
Разработка проблематики музейного экспонирования как предметно-пространственной, эмоционально-образной среды в единстве сюжетно-концептуального и визуального ряда актуализирована причинами социально-экономического характера и связана с определенными культурными приоритетами. Музеи ориентируются как на посетителя, так и общество в целом, стремятся стимулировать досуговые и познавательные мотивы посещения, находить эффективные, функциональные и оригинальные интерпретации музейного собрания, проводить работу по формированию мировоззрения
современной молодежи, обогащать культуру новыми духовными ценностями, развивать интеллект нации.
Сегодня экспозиция осознается как многофункциональная образно-художественная структура, осуществляющая программно-дидактическую функцию. Ее результаты являются достижением не только работы хранителей и экспозиционеров, но прежде всего результатом спланированного, научно обоснованного, многогранного творческого союза дизайнеров, архитекторов, конструкторов, сценаристов, музейных педагогов, психологов и других специалистов. В России и на Западе пришло понимание того, что виртуозность исполнения экспозиции делает ее произведением искусства, где форма, которая искалась для выражения содержания, будучи найдена, сама становится содержанием, развивающим и дополняющим информацию научного построения темы.
Современная экспозиционная практика характеризуется все возрастающей тенденцией к расширению функций экспозиций, увеличению объема и возможности передачи зрителю несомой информации, к ее большей доступности, захватывающему характеру и легкости прочтения, театрализованному, драматургическому характеру «постановки». Массовое восприятие диктует более ритмичный темп построения визуально-вербального ряда информации, максимально доступное ее восприятие. Современные экспозиции характеризуются активным внедрением новых технологий, использованием моделирования и принципа интерактивности, расширением практики вне-музейных мероприятий (концерты, церемонии, приемы, посвящения и т.д.), реализацией исторических реконструкций, осуществлением полноценных театральных проектов.
Например, на протяжении последних лет Приморский государствен-
ный объединенный музей им. В. К. Ар-сеньева (г. Владивосток) - один из старейших музеев Дальнего Востока, концептуально разрабатывает и практически осуществляет проект новой модели открытого музея, «широко распахнутого в Азиатско-Тихоокеанский регион». В его структуре создан и успешно развивается Международный музейно-выставочный центр. В музейном пространстве проходят основные события Биеннале визуальных искусств стран Азиатско-Тихоокеанского региона, проводятся международные конференции и выставки, собираются и публикуются материалы русских и российских диаспор за рубежом, отрабатывается модель экспозиций, построенных на основе современных технологий международного уровня. Необходимо отметить, что дальневосточные музеи имеют сегодня значительный потенциал не только социально-культурного, но и стратегического ресурса России как фактора укрепления российского положения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в котором славянская цивилизация «не принимается как равная ни одной из местных традиций».
Экспозиция музея представляет собой семантическое пространство, целостную модель мира, в рамках которой объединяются методами музео-логии памятники материальной культуры и сознание посетителя. Интерпретация предметов в ней является сложнейшей процедурой поиска и придания значений. Посещение музейной экспозиции - это сложный процесс коммуникации, направленный на восстановление утраченных между поколениями связей, традиций. Музейная экспозиция объективно ориентирована на воссоздание целостной картины мира той или иной эпохи. Так, экспозиции Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова представляют посетителю картину социально-экономи-
ческого и культурного развития региона, богатства природы, национального многообразия Дальнего Востока России, помогают посетителю найти и оценить свое собственное место во времени и культуре (3, с. 131).
В Хабаровском краевом музее им. Н. И. Гродекова в специально организованных пространствах реконструированы фрагменты жизни жителей Приамурского края в середине XIX -начале XX века. Эта экспозиция есть конкретно-чувственная модель. Конкретность создана деталями - подлинными бытовыми предметами - старинными фотографиями, одеждой, мебелью, музыкальными инструментами. С помощью воспроизведенных фрагментов кабинета чиновника, гостиной дворянского дома, купеческой лавки, крестьянской избы появился художественный образ времени, дополненный экскурсией-спектаклем «Быт и нравы дореволюционного Хабаровска» (6, с. 148-149).
Основными задачами деятельности музеев являются удовлетворение социальной потребности в освоении накопленного культурного наследия, воспитание и обучение посетителя, а также формирование у него эмоционально-оценочного отношения к научным достижениям и общекультурным ценностям, репрезентированным в экспонируемых предметах. Музейная деятельность связана с процессом культурной коммуникации, которая носит информационно-знаковый характер и является следствием непрерывного процесса возникновения новых значений в культуре и утратой других. Функция музея заключается, в первую очередь, в целенаправленном выявлении комплекса значений, присущих вещи. Вследствие этого экспозиция рассматривается как специфический язык вещей, «разговор предметами».
Ряд отечественных музееведов рас-
сматривает музей как институт, выявляющий культурно формирующую функцию вещи, то есть позволяет вещам выступать в качестве посредников (знаков) в коммуникативных процессах. Тем более что значительная часть необходимой для формирования личности информации передается, по мнению исследователей, только через предметно-вещные формы культуры с помощью такого инструментария, как экспозиция. Таким образом, возникает необходимость привлечения таких понятий, как эмоциональное восприятие, опыт, мировоззрение и других аспектов, отражающих как значение музея для разнообразных процессов, происходящих в современном обществе, так и его роль в формировании личности (1, с. 264).
Наиболее четко связь между музейным предметом как носителем значения и музейной коммуникацией через экспозицию, понимаемой как трансляция памяти культуры, артикулирует В. Ю. Дукельский, рассматривающий музей как один из инструментов, «призванных компенсировать разрушившийся механизм традиции и отчасти восполнить разрыв между потребностями общества и реально производимой предметной средой» (1, с. 264).
Феномен музейного предмета возникает лишь потому, что сами вещи в исторической действительности выступают как средство взаимосвязи людей, живущих в обществе, как своеобразная форма посредничества между ними. В условиях диалога культур и формирования представления о едином культурном наследии человечества, ставших характерной приметой второй половины XX века, экспозиции и выставки стали одной из наиболее продуктивных и многогранных форм осуществления культурных контактов, инструментом сохранения социальной памяти.
Культурологический подход к рассмотрению исторической реальности открывает перед экспозиционерами большие возможности в осмыслении сущности вещного мира человека, раскрытии культурно-знакового значения предметного наследия и передачи его информационного потенциала в виде опыта прошлых поколений.
Примером научного, взвешенного подхода к проблемам изучения культуры и быта жителей Сахалина стали экспозиции Сахалинского государственного областного краеведческого музея, где в 2007 году открылась новая постоянная экспозиция «История Сахалинской области во второй половине XIX — первой половине XX века» и выставка «Родные острова». Два зала новой экспозиции — это реализация первого этапа большого проекта построения новой экспозиции «История Сахалинской области». Посетителям представлено более 120 подлинных предметов XIX—XX веков по истории сахалинской каторги и Русско-японской войны, освоения Северного Сахалина в первые советские пятилетки, оригинальные фотоработы военного корреспондента Соколова по освобождению Южного Сахалина в августе 1945 года (8, с. 21—22).
Наряду с традиционной тематикой в экспозиции нашли отражение новые темы «История Южного Сахалина в период губернаторства Карафуто (1905—1945)», «Курильские острова в японский период» и другие. Авторский коллектив, опираясь на международный музейный опыт, выработал новые подходы: создана электронная экспозиция, демонстрируемая в компьютерных киосках и на мониторах. Она расширяет экспозиционное пространство для посетителей и позволяет внедрить видео- и звуковые материалы, оживляющие полотно истории Сахалинской области. В электронной экспозиции размещены не только справочные по
разным категориям, но и исторические материалы из Государственного архива Сахалинской области (7).
Сегодня дальневосточные музеи интенсивно вовлечены в международный выставочный обмен. Например, выставка «Одежда народов Советского ДВ» (1985, г. Осака, Япония) — это один из первых выставочных проектов СОКМ с японскими учеными. Выставка была приурочена к созданию общества японо-советских связей. Именно в этот период начинается плодотворное сотрудничество Сахалинского музея с японскими коллегами.
В рамках международного договора Сахалинского музея и Музея истории освоения Хоккайдо (Япония) музеями было организован ряд тематических выставок, посвященных культурному обмену и взаимодействию. Это такие выставки, как «Предметы материальной и духовной культуры айнов из фондов СОКМ» (1998, г. Аомори, затем г. Саппоро), «СОКМ и Исторический музей Хоккайдо: история сотрудничества» (2003, г. Южно-Сахалинск) и ряд других. Появление таких экспозиций, без сомнения, является удачей творческих коллективов создателей, способствует развитию и распространению мирового музейного опыта, введению в мировой научный оборот уникальных национальных культурных ценностей, укреплению мира и улучшению взаимоотношений и сотрудничества между народами (4, с. 119—120).
Сегодня дальневосточные музеи стремятся расширить возможности пластического языка экспозиционного дизайна, конкретизировать предметное поле музейной экспозиции, осмыслить и определить художественные аспекты.
Впервые в практике Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова в 2008 году была создана новая экспозиция — специализированное музейное
пространство, максимально учитывающее психофизические возрастные особенности юных посетителей и выступающее как среда деятельного, творческого познания ребенка. Такая музей-но-игровая среда обладает качествами экспозиционно и педагогически заданной интерактивности, создает условия для формирования исторического сознания посетителя. Центр музейной педагогики, осуществляющий деятельность в разных направлениях: научно-исследовательском, экспозиционном, методическом, экскурсионном, издательском, является эффективной и перспективной структурой современного музея. Такое сочетание дает необходимое единство различных составляющих процесса создания экспозиции (см.: 5, с. 60).
В современных условиях создание экспозиции или выставки - это результат сложной деятельности большого числа людей. Качество этой работы всегда очевидно. Экспозиции, где вложена частица души ее создателей, отличает не только эмоциональность, но и реальное присутствие определенной ауры. Музейная экспозиция является сложным инструментом познания окружающего нас мира, системой познавательных средств, объекта познания, то есть интерпретируемой темы. Ознакомление с музейной экспозицией - это процесс, при котором включаются практически все познавательные способности человека.
Тем не менее следует констатировать, что экспозиции ряда дальневосточных краеведческих музеев, особенно муниципальных, посвященных
истории хозяйственного освоения, изучения и заселения Дальневосточного региона, его самобытной культуре, требуют новых концептуальных замыслов и решений. Остро стоит вопрос о необходимости обмена опытом экспозиционной практики, конкретизации и современного осмысления принципов и задач музейного экспонирования с целью обобщения и конкретизации теоретической базы, совершенствования художественного и содержательного уровня экспозиций музеев, повышения уровня эффективности музейного экспонирования.
Социокультурная ситуация побуждает музеи к поиску своеобразия, к необходимости генерировать новые знания, идеи, духовные ценности. Из института, фиксирующего достигнутый уровень общественного сознания, музей становится явлением культуры, придающим этому сознанию поступательную динамику. Еще недавно качество музейных экспозиций определялось их соответствием традиционным научным схемам, сфокусированным на музейных предметах и коллекциях, а теперь музей видит ценностные ориентиры в новизне, оригинальности интерпретации музейного собрания, создаваемые экспозиции и выставки, культурно-образовательные проекты становятся результатом как научного изучения, так и индивидуального творческого поиска. В культурном поле региона музей является инструментом инкультурации, где в качестве основного инструментария выступают экспозиции и выставки, передающие социальный и культурный опыт поколений.
Примечания
1. Дукельский В. Ю. Музейные коллекции и предметный мир культуры / В. Ю. Дукель-ский // Некоторые проблемы исследований современной культуры. - М., 1987.
2. Корнева Л. В. Khabarovsk, regional museum, Russian Imperial Geographical Association / Л. В. Корнева // Bulletin of the National Museum of Ethnology. - Osaka, Japan, 2005. - Vol. 29. - No. 4.
3. Корнева Л. В. Проблемы образования и инкультурации личности в региональном музее / Л. В. Корнева // Шестые Гродековские чтения: [материалы межрегион. науч.-
практ. конф. «Актуальные проблемы исследования российской цивилизации на дальнем Востоке»]. - Хабаровск: Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова, 2007.
4. Корнева Л. В. Экспозиция как инструмент сохранения социальной памяти и форма осуществления культурных контактов / Л. В. Корнева // Запад, Восток, Россия: литература и культура на пороге XXI века: [сборник научных статей по материалам международного лингвокультурологического форума «Язык и культура: мосты между Европой и Азией» (15-18 сентября 2009 г.)]. - Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та., 2009.
5. Музейные вести / Ассоц. музеев Дальневост. Региона - Хабаровск: ХККМ им. Н. И. Гродекова, 2007. - Вып. 13 (17).
6. Никитина И. И. Художественный образ исторического прошлого как новая возможность эмоционального воздействия на посетителя музея / И. И. Никитина // Материалы региональной конференции «Художественно-эстетическое образование: опыт, проблемы, перспективы» / под ред. С. Н. Скоринова. - Хабаровск: Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры; Дальневосточная государственная научная библиотека, 2007.
7. См.: НА СОКМ, Оп. 3, Ф. 1, № 656.
8. Трегулова 3. Российские музеи в международном выставочном обмене / З. Трегу-лова // Музей. - СПб., 2008.
3
_Теория культуры_
Исследования молодых ученых
И. Н. Неженец
ОБРАЗ НЕБА В ЭСТЕТИКЕ СИМВОЛИЗМА
Предметом исследования в настоящей статье выбрана «небесная» составляющая в эстетике символизма. Автор рассматривает неповторимый по своей развернутости, взаимосвязанности и конкретности категориальный контекст, сквозь который проступает реальность, принадлежащая теоретическому искусствознанию. Это чувственно-сверхчувственная «третья реальность» формы после физической и религиозной. Ключевые слова: теория и история культуры, Небо, «небесная» составляющая, космология, Земля, геометрия света.
The subject of the research of the present article has been chosen as a heaven component in the aesthetics of Symbolism. The author examines the unique in its comprehensiveness, coherence and specific categorical context, through which the reality is shown, which belongs to the theoretical art criticism. This sensitively - supersensitive "third reality" of the form after the physical and religious forms. Keywords: theory and history of culture, heaven, the heavenly compilation, cosmology, The Earth, the geometry of light.
В эстетике до сих пор отсутствует сколько-нибудь научно аргументированное признание «небесной» составляющей земной идеальности. В ней неизменно пре-