Научная статья на тему 'Роль формирования исполнительских способностей учеников и студентов'

Роль формирования исполнительских способностей учеников и студентов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
105
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ИСПОЛНИТЕЛЬ / УЗБЕКСКАЯ МУЗЫКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PERFORMANCE / PERFORMER / UZBEK MUSIC / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамадалиев Ахаджон Бокиллоевич, Юнусова Севара

Узбекское музыкальное исполнение является особенным искусством. В Узбекистане имеется ряд школ искусства исполнения. Чтобы ученик стал профессиональным исполнителем, в первую очередь, нужно формировать исполнительские способности. Данная способность очень важна при развитии музыкального искусства в будущем. Ведь будущее зависит от сегодняшнего поколения, их образования и профессионализма. Для этого требуется ряд условий в процессе обучения. В данной статье приводятся идеи мыслителей о музыке и исполнительстве, понятие исполнительства и говорится о выдающихся и известных исполнителях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF FORMATION OF EXECUTIVE ABILITIES OF PUPILS AND STUDENTS

Uzbek musical performance is a special art. There are a number of schools of performing arts in Uzbekistan. In order for a student to become a professional performer, first of all, it is necessary to form performing abilities. This ability is very important in the development of musical art in the future. After all, the future depends on the current generation, their education and professionalism. This requires a number of conditions in the learning process. This article presents the ideas of thinkers about music and performance, the concept of performance, and refers to outstanding and well-known performers.

Текст научной работы на тему «Роль формирования исполнительских способностей учеников и студентов»

РОЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧЕНИКОВ И СТУДЕНТОВ Мамадалиев А.Б.1, Юнусова С.2 Email: [email protected]

'Мамадалиев Ахаджон Бокиллоевич - доцент;

2Юнусова Севара — студент, кафедра исполнительства на народных инструментах, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: узбекское музыкальное исполнение является особенным искусством. В Узбекистане имеется ряд школ искусства исполнения. Чтобы ученик стал профессиональным исполнителем, в первую очередь, нужно формировать исполнительские способности. Данная способность очень важна при развитии музыкального искусства в будущем. Ведь будущее зависит от сегодняшнего поколения, их образования и профессионализма. Для этого требуется ряд условий в процессе обучения. В данной статье приводятся идеи мыслителей о музыке и исполнительстве, понятие исполнительства и говорится о выдающихся и известных исполнителях.

Ключевые слова: исполнительство, исполнитель, узбекская музыка, профессиональная подготовка.

ROLE OF FORMATION OF EXECUTIVE ABILITIES OF PUPILS

AND STUDENTS Mamadaliev A.B.1, Yunusova S.2

'Mamadaliev Ahadzhon Bokilloevich - Associate Professor;

2Yunusova Sevara - Student, DEPARTMENT PERFORMANCE ON FOLK INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: uzbek musical performance is a special art. There are a number of schools ofperforming arts in Uzbekistan. In order for a student to become a professional performer, first of all, it is necessary to form performing abilities. This ability is very important in the development of musical art in the future. After all, the future depends on the current generation, their education and professionalism. This requires a number of conditions in the learning process. This article presents the ideas of thinkers about music and performance, the concept of performance, and refers to outstanding and well-known performers. Keywords: performance, performer, uzbek music, vocational training.

УДК 781.7

Музыкальное искусство можно изучать по-разному. Например, можно поговорить о секретах музыки и насладиться мелодиями. Кроме того, в ходе урока желательно ознакомиться с творчеством великих композиторов и исполнителей. При этом мы даже можем быть свидетелями того, насколько сложно рождение музыки, и, наконец, можно овладеть нотной грамотой, пением, воспроизведением на разных инструментах, с помощью которых можно в корне начать изучать мир музыки.

Для того чтобы изобразить исполнительские способности, в первую очередь, ученик должен понимать все о музыке, обладать знаниями о ней, умениями и навыками, хорошо владеть выразительными средствами музыки, художественным оформлением, навыками исполнения нот. В то же время немаловажным является духовный мир учеников, его настроение. В этом большая заслуга музыкальной психологии, и мы далее поговорим об этом.

В Средние века великие мыслители Востока изучали вопросы музыкальной психологии, влияния музыки на духовность, настроение и организм человека. Например, произведения Фороби 'Большая книга о музыке", разделы о музыке произведений Ибн Сины "Китаб аш - Шифо", "книга Ан-Наджот", "Донишнома", книга Абдурахмана Джами "Рисолаи мусики". Они особенно отметили огромное влияние музыки на человеческое сознание, личность, в целом на развитие общества. Например, Афлотун сказал, «Сила государства напрямую зависит от того, какая музыка в ней гласит, в каком ладе и в каком ритме она исполняется".

Примеры из жизни великих музыкантов, как Моцарт, Бетховен, Шопен, Лист, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Скрябин, Тосканини, Чурленис, узбекских музыкальных исполнителей и композиторов, как Ю. Раджаби, М. Бурханов, М. Таджиев и других, наглядно показывают, какими психологическими особенностями, удивительными возможностями обладает

человек в процессе создания, исполнения и прослушивания музыки. В этом смысле важно тщательно обучать студентов музыкальным наукам и музыкальным навыкам.

Исполнитель - это кольцо, связывающее композитора и слушателя. Различия в искусстве музыкальном исполнительстве зависит от специфики музыкального инструмента, формы сольного и массового исполнения, жанра и формального характера музыкального произведения, а также от творческой индивидуальности, уровня профессиональной подготовки и мастерства исполнителя. Для исполнителя очень важно понимать и чувствовать психологию слушателя, правильно понимать эстетические требования и настроение аудитории, умело доставлять авторское мнение, подчинять аудиторию своей воле, пробуждать у слушателя прекрасные эстетические чувства, творческое настроение. Именно благодаря исполнительному таланту формируются духовно-нравственные, человеческие качества учащихся, формируются чувства любви к людям, такие как уважение к духовному наследию и национальным ценностям. Одной из основных работ в музыкальном искусстве является музыкальное исполнение. Слушая великолепного исполнителя, мы чувствуем удовлетворение, радость, вдохновение или, как говорят греки, "катарсис" - это процесс внутреннего, духовного очищения и обновления. Широко распространенная практика исполнения узбекской традиционной музыки включает в себя усовершенствованные музыкальные инструменты, такие как танбур, рубаб, дутор, гижжак, чанг, най, сурнай, канун, дойра [1].

До нас дошли рассказы и легенды о том, что великий ученый, энциклопедист, умелый исполнитель на разных инструментах, Абу Наср Форабий в своем исполнении мог заставить людей радоваться или грустить, думать, радовать, удивлять и даже засыпать. Что это такое? Мастерство исполнителя? Или влияние на характеристики личности? Влияние музыки на сознание человека? Профессиональный музыкант, специалист должен адекватно осваивать эти и другие аспекты музыкальной психологии. Он поднимает настроение от музыкальных звуков, образов, мыслей и эмоций или души человека, объединяет его с существованием, открывает в себе необъяснимые возможности воображения, ведет мир к бесконечным широтам, приближает к реальности, идеалу, делает нашу жизнь духовно богатой, осмысленной и красивой.

Исполнительство возникло на основе различных жанровых особенностей нашего музыкального наследия, в своеобразной форме. Исходя из их духовного влияния, музыкального воплощения в жизнь, структурных и исполнительских амбиций, исполнительских традиций, продолжатели так называемых "традиций", оказали свое влияние на развитие музыкального искусства. Исторический процесс развития исполнительства заложил основу для формирования оазисных, групповых и личных исполнительских путей, стилей в масштабах местных территорий, в рамках определенных групп и на основе самостоятельного творчества. В типичных для местных регионов стилях исполнения, таких как традиции, жанры, различные аспекты, характеризующие ту или иную локальную направленность, имеют важное значение в качестве социального фактора. А при возникновении личных стилей исполнения важны традиции школы исполнения, местные стили и различные музыкальные и социальные традиции места проживания, где воспитываются более зрелые или связанные с исполнительской интерпретацией возможности исполнителя (творчество, художественность, импровизация).

Каждый исполнитель запоминает музыкальное произведение, исходя из своих способностей и возможностей. В этом отношении трудно найти единственное руководство для всех. У некоторых исполнителей более развита зрительная память, а у других слуховая память более мощная. По этой причине их методы запоминания произведения разнообразны. Дело в том, что независимо от того, каким методом запоминается музыкальное произведение, оно должно прочно закрепиться в памяти исполнителя [2].

Ари Бабаханов, Сулаймон Тахалов, Мухаммаджон Мирзаев и другие исполнители известны не только своим уникальным исполнительством, а соченённые ими произведения являются очень дорогими для узбекского народа [3]. В узбекском музыкальном исполнительстве жили ряд таких мастеров, которые были способны выдержать такие критерии и стать примером в музыкальном наследии нашего народа, такие как Ота Гиёс, Ота Джалол, Домла Халим Ибодов, Хаджи Абдулазиз Абдурасулов, Хамрокул Кари, Мадрахим Якубов, Эрка Кари Каримов, Содирхон Хофиз, Ходжихон Болтаев, Джурахон Султанов. Альтернативный вид исполнительского искусства, степени хафиза можно увидеть в творческой деятельности этих мастеров-исполнителей. Поэтому они и их творчество всегда являются примером.

Список литературы / References

1. Зияева М. Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения.

«Вестник науки и образования». № 11 (65), 2019.

2. Абдугаппоров А.А. Проблемы обучения студентов традиционному инструментальному исполнительству на основе современных педагогических технологий. «Проблемы современной науки и образования». № 9 (142), 2019.

3. Абдуазимов Р.А. Наследия, исполняемые на узбекском музыкальном инструменте. «Проблемы современной науки и образования». № 11 (131), 2018.

ФЕРГАНСКАЯ ШКОЛА ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ГИДЖАКЕ И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛИ Махмудов В.В. Email: [email protected]

Махмудов Восиджон Валижонович — заместитель декана, факультет искусства узбекского макома, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: гиджак является одним из любимых инструментов узбекского народа, более тысячи лет служит духовным наследием для людей. Его происхождение восходит к X - XI векам. В Ферганской долине, в полной мере воспользовавшись возможностями гиджака, умелые мастера продемонстрировали свой талант народу и показали свой стиль. Их своеобразный способ исполнения, мастерство, опыт остаются сегодня школой мастерства для молодежи. Изучение и передача этой исполнительской школы будущему поколению является одним из актуальных вопросов сегодняшнего дня. В данной статье говорится об исполнительской школе Ферганской долины. А также приводятся примеры из жизни ярких представителей данной школы.

Ключевые слова: гиджак, школа исполнительства, Ферганская долина, наставничество, исполнитель.

THE FERGANA SCHOOL OF PERFORMANCE ON THE GIJJAK AND ITS REPRESENTATIVES Makhmudov V.V.

Makhmudov Vozidzhon Valizhonovich — Associate Dean, FACULTY ART OF UZBEKMAKOM, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: gijjak is one of the favorite instruments of the uzbek people, for more than a thousand years it serves as a spiritual heritage for people. Its origin dates back to the X-XI centuries. In the Fergana valley, taking full advantage of the opportunities of gijjak, skilled craftsmen demonstrated their talent to the people and showed their style. Their peculiar way of execution, skill, experience remain today school of skill for youth. The study and transfer of this performing school to the future generation is one of the topical issues of today. This article is about the performing school of Fergana valley. And also provides examples from the life of the brightest representatives of the school. Keywords: gijjak, school of performance, Fergana valley, mentoring, performer.

УДК 787.8

Когда наше музыкальное наследие дошло до наших дней, наши предки не только выполняли функцию «мост»а, но и являлись образцами своего творчества и стилей исполнения. Национальное исполнительское искусство, основанное на традициях учитель - ученик, развивалось с давних времен и, особенно в наше время, демонстрирует высокое художественное искусство. Вместе с тем, одним из актуальных вопросов сегодняшнего дня является изучение новых форм и методов исполнения, обогащенных традиционными интерпретациями, конкретными достижениями в современном процессе.

Сложившаяся на основе традиций учитель-ученик национальная музыка олицетворяет собой красочные методы и способы исполнения, а точнее, исполнительские стили в различных регионах Узбекистана. В исполнении узбекских классических произведений присутствуют специфические аспекты наставничества. Кроме того, отношения учителя и ученика в направлениях Бухара, Хорезм и Фергана, Ташкент являются более заметными [1]. Несмотря на то, что их основа одна, исполнительская интерпретация отличается друг от друга своей оригинальностью. Это связано с тем, что исполнительское искусство развивалось в музыкальном составе, музыкальной и певческой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.