Научная статья на тему 'Роль узбекского национального инструмента гижжака в исполнительском искусстве'

Роль узбекского национального инструмента гижжака в исполнительском искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
343
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИЖЖАК / ИНСТРУМЕНТ / ИСПОЛНИТЕЛЬ / МУЗЫКАНТ / НАСТАВНИК / НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ЛОКАЛЬНЫЕ СТИЛИ / МАСТЕР / ФАРАБИ / ИБН СИНА / GIZHAK / INSTRUMENT / PERFORMER / MUSICIAN / MENTOR / NATIONAL PERFORMANCE / LOCAL STYLES / MASTER / FARABI / IBN SINA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мирзаев Камилжан Гулямович

В настоящее время существует два разных музыкальных исполнения. Это музыкальные выступления на основе устной традиции и нотного стиля. Устная традиция-это национальная музыкальная исполнительская школа, где стиль исполнения продолжается с древнейших времен до наших дней, и освоение исполнительских путей в этом стиле на высшем уровне, должно и необходимо следовать программе для каждого музыканта. Практическое и теоретическое освоение современного нотного исполнения является бесценной задачей не только для исполнителей но и для специалистов работающих во всех музыкальных сферах. Эта статья содержит краткую историю, информацию об особенностях инструмента гижжак. Также перечислены искусные исполнители данного инструмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE NATIONAL INSTRUMENT OF GIZHAK IN THE PERFORMING ARTS

Currently there are two different musical performances. These are musical performances based on oral tradition and musical style. Oral tradition is a national musical performance school, where the style of performance continues from ancient times to the present day, and the development of performing ways in this style at the highest level, should and should follow the program for each musician. Practical and theoretical development of modern musical performance is an invaluable task not only for performers but also for professionals working in all areas of music. This article contains a brief history, information about the features of the tool gizhak. Skilled performers of this instrument are also listed.

Текст научной работы на тему «Роль узбекского национального инструмента гижжака в исполнительском искусстве»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

РОЛЬ УЗБЕКСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА ГИЖЖАКА В ИСПОЛНИТЕЛЬСКОМ ИСКУССТВЕ Мирзаев К.Г. Email: [email protected]

Мирзаев Камилжан Гулямович - и.о. доцента, кафедра национального пения, Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в настоящее время существует два разных музыкальных исполнения. Это музыкальные выступления на основе устной традиции и нотного стиля. Устная традиция-это национальная музыкальная исполнительская школа, где стиль исполнения продолжается с древнейших времен до наших дней, и освоение исполнительских путей в этом стиле на высшем уровне, должно и необходимо следовать программе для каждого музыканта. Практическое и теоретическое освоение современного нотного исполнения является бесценной задачей не только для исполнителей но и для специалистов работающих во всех музыкальных сферах. Эта статья содержит краткую историю, информацию об особенностях инструмента гижжак. Также перечислены искусные исполнители данного инструмента. Ключевые слова: гижжак, инструмент, исполнитель, музыкант, наставник, национальное исполнительство, локальные стили, мастер, Фараби, Ибн Сина.

THE ROLE OF THE NATIONAL INSTRUMENT OF GIZHAK IN THE PERFORMING ARTS Mirzayev K.G.

Mirzayev Kamiljan Gulyamovich - acting associate Professor, DEPARTMENT OF NATIONAL SINGING, STATE INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: currently there are two different musical performances. These are musical performances based on oral tradition and musical style. Oral tradition is a national musical performance school, where the style of performance continues from ancient times to the present day, and the development of performing ways in this style at the highest level, should and should follow the program for each musician. Practical and theoretical development of modern musical performance is an invaluable task not only for performers but also for professionals working in all areas of music. This article contains a brief history, information about the features of the tool gizhak. Skilled performers of this instrument are also listed.

Keywords: gizhak, instrument, performer, musician, mentor, national performance, local styles, master, Farabi, Ibn Sina.

УДК 787.4

Все образцы творчества и стили исполнения, сформировавшиеся в узбекском национальном музыкальном наследии и ставшие историческими, являются творческим продуктом самых прогрессивных представителей и творческих деятелей узбекской нации, живущих в прошлом. Динамичное направление нашего музыкального наследия является одним из видов искусства, воплощающим в себе богатые духовные ценности народа, и составляет значительную часть национального классического наследия.

В жизни человека музыкальные мелодии настолько важны, что наши древние предки в процессе их обогащения, поиска разнообразных образцов изобрели различные музыкальные мелодии. Многообразие восточных народов играет особую роль среди музыкальных инструментов народов мира. Эти слова, состоящие из струнных, духовых, луковых и ударных инструментов, издревле были изобретены среди народа, совершенствуются и развиваются в соответствии с современными эстетическими потребностями и потребностями. Среди таких ярких музыкальных композиций достойное место занимает также ряд узбекских национальных инструментов, таких как танбур, дутор, дойра, най, чанг, гижжак, рубаб, уд, канун, кушнай, сурнай, ногора. В частности, гижжак привлекает внимание тем, что его инструментальное слово широко используется в исполнительской практике восточных народов. Гижжак - это музыкальный инструмент струнно - смычковый, называемый «гижжак» на узбекском, таджикском, уйгурском, каракалпакском, туркменском языках, а в азербайджанском, армянском, грузинском, иранском, турецком и других восточных странах - «камон», «кеманча».

Общеизвестно, что качество исполнение мелодий во многом зависит от хорошего звучания инструмента. Для музыканта инструмент "это сокровище, которым он дорог не меньше, чем певец голосом. В народе любят, уважают мастеров-изготовителей музыкальных инструментов, которых в центрально-азиатском регионе почтительно называют "Уста" что означает "Мастер". Они являются носителями многовековой традиции, подобно тому, как мелодии передавались в течение веков от устоза к шягирду /от мастера к ученику/, так и искусство изготовления инструментов переходило от мастера к мастеру. [1]

По историческим данным, изготовление гижжака пришелся на период правления султана Махмуда Газнави, то есть на Х-Х1 века. Легенды, изложенные в средневековых музыкальных трактатах, сообщают о происхождении инструмента гижжак. В частности, в анталогии "Зиинат Аль-мажолис" рассказано, что Абу Наср Фараби, находясь на приеме Сахиба ибн Аббада в городе Рай, на приеме в честь министра, исполняет мелодию на придуманном им инструменте. Внешне напоминающее маленькую тыкву данный инструмент носил название "гипчак". Фароби исполняль мелодию из трёх частей, а слушатели в первой части плакали, во второй рассмеялись , а в третьей части взволновались. [3]

Широко распространенная практика исполнения узбекской традиционной музыки включает в себя усовершенствованные музыкальные инструменты, такие как танбур, рубаб, дутор, гижжак, чанг, най, сурнай, канун, дойра. Усовершенствование этих инструментов сказалось на их звучании, звуковом диапазоне, формах. [2]

Известно, что в каждом столетии существовало различие по строению, количеству стержней и прочей структурной строении данного стержня. Этот факт можно узнать через множество источников, археологических находок и многое другое. Например, Ибн Сина установил первые 2 струны на кварте. А Кулмухаммад Удий добавил 3-струну.

До многоголосовой музыки в узбекской музыке исполнялись лишь традиционные мелодии на гижжаке. Однако с 20-30-х годов XX века национальное исполнительское искусство перешло в новую эру развития. Его охват расширился, и на практике были представлены различные виды и составы музыкального исполнения (дуэт, трио, квартет, оркестр и т. д.). В результате этого в соответствии с потребностями эпохи появились новые продукты творчества. Именно благодаря этим факторам исполнительство на гижжаке расширилось.

Мастера исполнительского искусства гижжака Тухтасин Джалилов, Уста Рузиматхон Исабоев, Маматазиз Ниезов, Набижон Хасанов, Ганижон Тошматов, Комилжон Жаббаров, Дони Зокиров, Мухторжон Муртазоев, Сайфи Джалил, Салохиддин Тухтасинов, Гуломжон Хожикулов, Юнусори Юсупов, Каримжон Мансуров, Оллоназар Хасанов заняли достойное место в истории узбекского

национального музыкального искусства XIX-XX веков. [3] А сегодня своими высокими исполнительскими и плодотворными произведениями Кахрамон Камилов, Улмас Расулов, Абдухошим Исмоилов, Турсунбой Жураев, которые являются примером для молодого поколения. Следует особо отметить, что выступления таких умелых музыкантов, как Зиевуддин Касимов, Ахмаджон Дадаев, Мухаммаджон Марахимов, Мирхосил Азизов, Шарифжон Мамажонов, Муроджон Норкузиев, Уткир Кодиров, Абдулла Шомагрупов, Салахиддин Азизбоев, Маъруфжон Халилов занимают весомое место в сохранении и развитии исполнительских путей, местных стилей.

В результате усилий мастеров и их поиска в области исполнения стали развиваться локальные стили. В частности, представители Ферганской-Ташкентской местной школы исполнения - Тухтасин Джалилов из Андижана, Муминжон Жабборов, Собиржон Сиддиков, Маматазиз Ниезов, Ганижон Тошматов, Комилжон Жабборов, Гуломжон Хожикулов, Юнусори Юсупов, Мухиддинходжи Нажмиддинов из Намангана, Рузиматхон Исабоев, Каримжон Мансуров, Зиевуддин Шамсиддинов, Абдугофур Ниезалиев, Абдукахор Мансуров, Мухторжон Муртазоев из Ферганской области, Рафикжон Ахмедов, Абдухошим Исмоилов, Кахраман Умаров, Имомжон Икрамов, Илхом Тураев, Зокиржон Содиков, Ёкуб Бува, Акмалхон Суфихонов, Суннат Самадов, Гуломжон Мирзаев из Ташкента. Образующийся по традиции наставничества, хотя и является исполнительской основой развитого ритмического искусства, отличается оригинальностью и разнообразием интерпретации исполнения.

Список литературы /References

1. Зуфаров А.М. «Узбекский танбур / Uzbek tanbur» // Вестник науки и образования. № 11 (65), часть 4, 2019 год.

2. Зияева М. «Роль дутара в исполнении узбекской традиционной музыки и школы исполнения. / The role of dutar in the performance of Uzbek traditional music and performance school» // Вестник науки и образования» № 11 (65), 2019 год.

3. Кодиров Н. «Гижжак ижрочилигида махаллий услублар» учебно-методическое пособие для вузов, «Мусика», Т.; 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.