Научная статья на тему 'Типичные затруднения учителей начальных классов в патриотическом воспитании младших школьников'

Типичные затруднения учителей начальных классов в патриотическом воспитании младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
847
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ / ТРУДНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецова Елена Викторовна

В статье рассматриваются типичные затруднения учителей начальных классов в патриотическом воспитании младших школьников и пути их разрешения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Швецова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типичные затруднения учителей начальных классов в патриотическом воспитании младших школьников»

ТИПИЧНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...

интересы и особенности учебных способностей детей среднего школьного возраста. В дальнейшем на этой основе принимались решения о составляющих, которые могут обеспечить ему более высокие возможности реализации его природного потенциала.

Полученные результаты начального этапа исследования позволят нам внедрить комплекс выявленных педагогических условий развития одаренности на уроках математики.

Библиографический список

1. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей [Текст]/ В. Н. Дружинин -СПб.: Питер, 2000. - 425 с.

2. Панов, В. И. Некоторые теоретические и практические аспекты одаренности [Текст]/В. И. Панов // Прикладная психология. - 1998. - № 3. - С. 10 - 17.

3. Савенков, А. И. Одаренные дети в детском саду и школе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / А. И. Савнков. - М., 2000 - 232 с.

4. Шадриков, В. Д. О содержании понятий "способность" и "одаренность". [Текст]/ В. Д. Шадриков. - М., 1986. - 171 с.

УДК 378

Швеиова Елена Викторовна

Учитель начальных классов МОУ «Тихоновская СОШ», [email protected], Альметьевск

ТИПИЧНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Shvetcova Elena Viktorovna

Teacher of the Tikhonovskaya School, [email protected], Almetievsk

SCHOOL TEACHERS' TYPICAL DIFFICULTIES IN PATRIOTIC UPBRINGING OF PRIMARY PUPILS AND WAY OF THEIR

SOLVING OUT

В педагогической литературе анализу различных аспектов затруднений посвящены работы Ю. К. Бабанского, Н. В. Кузьминой, Б. Т. Лихачева, А. К. Марковой, Т. С. Поляковой, В. А. Сластенина и других.

Однако в специальной литературе не дается в полной мере характеристик затруднений учителей начальных классов при формировании нравственно-патриотических качеств младших школьников.

В словарях русского языка В. И. Даля, С. И. Ожегова, в словаре-справочнике по педагогике под ред. П. И. Пидкасиетого понятие «затруднение»

Е. В. Швецова

трактуется как «препятствие», «психологическая преграда», «трудно преодолимая помеха, трудность», «трудность - большой труд, напряжение, усилие».

Данное определение понятия «затруднение» можно рассматривать:

- с практической стороны как препятствие, помеха, отражающая преимущественно его объективное состояние;

- с психолого-педагогической точки зрения как напряжение, усилие, отражающее преимущественно его субъективное содержание.

Рассматривая педагогическую деятельность как процесс решения педагогических задач, понятие «трудность» Н. В. Кузьмина трактует как «субъективное состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности, которые вызываются внешними факторами деятельности и зависят от характера самих фактов, образовательной, нравственной и физической подготовленности человека к деятельности и от отношения к ней».

Рассматривая это определение, Т. С. Полякова указывает, что в нем подчеркивается, прежде всего, негативная сторона затруднений, в то время как они могут играть и позитивную роль. Поскольку факторами, обуславливающими возникновение затруднений и выступающими как преграда, препятствие, является противоречие, то они при условии осознания педагогом обретают материализованную форму в виде конкретной педагогической задачи. Учитель, анализируя свои ошибки и внося коррективы в педагогический процесс, быстрее растет как профессионал. Надо иметь в виду, что затруднения создают состояние напряженности, неудовлетворенности, психологического дискомфорта.

Трудность, - подчеркивает Т. С. Полякова, - есть выражение противоречия между необходимостью выполнения определенной деятельности и недостаточностью знаний и умений, обеспечивающих ее выполнение. Поэтому проблема затруднений в деятельности человека, в разработке путей их предупреждения и преодоления - одна из существенных проблем в теории и практике оптимальной организации труда.

3. Г. Полуэктова пишет: «Влияние длительного неуспеха сказывается не только на результате работы, но и на формировании личности учителя: неуспех приводит к снижению самооценки, неверию в свои силы и возможности под влиянием неуспеха складывается уровень притязаний педагога, его самооценка. В тех случаях, когда человек постоянно сталкивается в деятельности с неуспехом, отрицательной оценкой, стремление к успеху, сменяется состоянием индифферентного отношения к деятельности».

Я. Д. Коломинский рассматривает готовность к профессиональной деятельности как систему ценносгно-ориентационных, когнитивных, эмоцио-нально-волевых и операционно-поведенческих качеств личности.

Академик В. А. Сластенин считает «Мастерство приходит к учителю в результате умения извлекать знания из жизни, педагогически мыслить и действовать, то есть самостоятельно анализировать педагогические явления, расчленить их на составные элементы, осмысливать каждую часть в

ТИПИЧНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...

связи с целым, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать явление - определять, к какой категории психолого-педа-гогических понятий оно относится; находить основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения».

По мнению Ю. Н. Кулюткина, для овладения деятельностью необходимо формировать понятийную (формирование знаний и понимания окружающей действительности) и эмоционально-ценностную (формирование отношений действовать с объектами окружающей действительности) основу.

Как считает К. М. Дурай-Новакова готовность учителя к профессиональной деятельности, может проявляться либо в виде психологического состояния, либо в виде качества личности (включает в себя положительное отношение к профессии; особенности характера и способности; знания, умения, навыки и профессионально важные качества.

Нами было проведено исследование уровня готовности учителей начальных классов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами народной педагогики. С этой целью было проведено анкетирование учителей начальных классов, работающих в школах Республики Татарстан.

Полученные данные подтвердили, что у части учителей отсутствует достаточный опыт патриотического воспитания учащихся с использованием средств народной педагогики. Задачи патриотического воспитания они решают исходя из собственных знаний и опыта, 37,5% педагогов недостаточно уделяют времени на самообразование, духовно-нравственное саморазвитие и самосовершенствование, 29,2% педагогов недостаточно знают современные педагогические технологии по духовно-нравственному воспитанию учащихся и не используют их в учебно-воспитательном процессе, многие испытывают затруднения в создании условий для эффективного формирования духовно-нравственных и патриотических качеств учащихся.

Следует обратить внимание, что 50% педагогов недостаточно знакомы со специальной литературой в сфере патриотического воспитания, особенно с трудами известных этнопедагогов Г. Н. Волкова, 3. Г. Нигматова, М. Г. Тайчинова и других, затрудняются в расшифровке основных понятий духовно-нравственной культуры (58,3%).

Слабым звеном в их подготовке является недостаточное умение проводить диагностику уровня воспитанности учащихся и планировать педагогический процесс по повышению эффективности формирования патриотических качеств учащихся (33,4%). Причина разрыва между этическими знаниями и нравственным поступком учащихся кроется в недостаточном умении педагога выстроить систему передачи этических знаний и обеспечить связь этих знаний с личным духовно-нравственным опытом младшего школьника.

Полученные данные свидетельствуют о недостаточном уровне практической готовности педагогов к процессу формирования нравственно-патриотических качеств младших школьников.

Е. В. Шевцова

Педагоги начальных классов испытывают:

- затруднения в выборе четких целей и задач воспитательного процесса. Не ведется анализ состояния уровня сформированности патриотических качеств учащихся с целью корректировки планов воспитательной работы;

- слабо используются межпредметные связи для формирования целостного мышления, более глубокого понимания причинно-следственных связей окружающего мира;

- недостаточно используются в процессе воспитательной работы синер-гетические принципы саморазвития личности;

- затруднения с выбором активных методов формирования патриотических качеств учащихся, в том числе конкретных ситуаций нравственного выбора, оценки действий и поступков с точки зрения морали, недостаточно используют ситуативные задачи и ролевые игры, несущие представления о традициях духовно-нравственной культуры Отечества;

- имеется недостаточная связь между педагогами - предметниками, родителями учащихся.

Для молодых педагогов мы организовали Школу молодого учителя. Так как учителя, не имеющие опыта работы, испытывают серьезные затруднения чаще всего в организации воспитательной работы. Они ясно представляют свои задачи, но не имеют необходимого практического опыта в области учебной и воспитательной работы, который позволил бы им с первых дней четко и уверенно вести свою педагогическую деятельность.

Одним из методических приемов, дающим возможность широко привлекать факты из практики обучения и воспитания, является постановка перед молодыми учителями реальных педагогических ситуаций и задач.

По мнению И. Г. Хадиуллина и А. Н. Хузиахметова, авторов «Практикума по педагогике», «задачи могут иметь несколько решений, ибо воспитание - дело индивидуальное в том смысле, что при принципиально одинаковом подходе к тому или иному явлению нельзя не учитывать характер, темперамент и особенности, как учителя, так и ученика».

Школа молодого учителя помогает педагогам найти решение затруднений, возникших в их педагогической деятельности.

Главным критерием эффективной работы учителя начальных классов по патриотическому воспитанию мы считаем сформированность патриотических качеств учащихся, таких как любознательность, коллективизм, трудолюбие, любовь к Родине, Отечеству, честность, правдивость, мужественность, ответственность, гуманизм, толерантность, единство гражданского сознания и поведения учащихся.

Преодоление недостатков и затруднений требует от педагогов активных действий, объективного анализа своей работы с учащимися, совершенствования педагогического мастерства, профессионально-педагогической культуры.

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ.

Библиографический список

1. Габдуллин, Г. Г. Воспитательный потенциал педагогических дисциплин [Текст]: учебное пособие для системы дополнительного профессионального педагогического образования. / Г. Г. Габдуллин, И. Э. Ярмакеев. - Казань: Изд-во Казан, пед. ун-та, 2004. - 463 с.

2. Лихачев, Б. Т. Педагогика [Текст]: курс лекций/ Б. Т. Лихачев; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 647 с.

3. Сластении, В. А. Педагогика [Текст] / В. А. Сластенин - М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 е.: ил.

4. Столяренко, А. М. Общая педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям / А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 479 с.

5. Хабибуллииа, Л. К. Современное образование: проблемы и перспективы [Текст] / Под ред. Г. Г. Габдуллина. - Казань: РИЦ «Школа», 2005. - 384 с.

УДК 796.02:372.4

Макаренко Виктор Григорьевич

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры спортивных дисциплин Челябинского государственного педагогического университета, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации

ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Makarenko Victor Grigorevich

The candidate of pedagogical sciences, the professor of chair of sports disciplines of the Chelyabinsk state pedagogical university, the honored worker of the higher school of the Russian Federation

FUNCTIONS OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT BY SPORTS FORMATION OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILDREN

По мнению ряда авторов одной из основных форм реализации содержания любой концепции педагогического управления являются функции управления, представляющие собой «особый вид управленческих действий (с позиции субъект-субъектных отношений - управленческих воздействий на субъектов управления)» [1, с. 171; 9, с. 112].

Сравнительный анализ различных классификаций функций управления позволяет сделать вывод о том, что предлагаемые исследователями классификации основных функций управления образовательными процессами отличаются в основном чисто в терминологическом плане при сохранении содержательной сути [4; 7; 8; 9; 10; 12 и /др.].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.