Научная статья на тему 'Типичные трудности учителей в формировании здорового образа жизни у младших школьников'

Типичные трудности учителей в формировании здорового образа жизни у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ТРУДНОСТИ И ЗАТРУДНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карасева М.А., Павлов И.В.

В статье рассматриваются типичные трудности и затруднения учителей начальных классов в формировании здорового образа жизни учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карасева М.А., Павлов И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Типичные трудности учителей в формировании здорового образа жизни у младших школьников»

УДК 371:613

ТИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

М.А. Карасева - аспирант, мастер спорта России И.В. Павлов - доктор педагогических наук, профессор Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

Чебоксары

THE TEACHERS TYPICAL DIFFICULTIES IN YOUNGER SCHOOLBOYS HEALTHY WAY OF LIFE FORMATION

M.A. Karaseva - post-graduate student, the master of sports of Russia I.V. Pavlov - doctor of pedagogical sciences, professor Chuvash state pedagogical university named after I.J. Jakovleva

Cheboksary

e-mail: Mariia-21@mail.ru

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ ^жизни, трудности и затруднения учителей.

Аннотация. В статье рассматриваются типичные трудности и затруднения учителей начальных классов в формировании здорового образа жизни учащихся.

Key words: the health, a healthy way of life, difficulties and difficulties of teachers

Summary. In article typical difficulties and teacher's difficulties of initial classes in formation ofpupils healthy way of life are considered.

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье - благо и счастье для каждого человека и необходимое условие экономической мощи любой страны, благосостояния каждого народа, государства. В условиях современной российской действительности, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, наблюдается тенденция сокращения численности населения, ослабление здоровья людей, одной из актуальных является проблема сохранения и развития здоровья каждого человека. В науке «здоровье» рассматривается как естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений и определяющееся комплексом биологических и социальных факторов.

В Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что формирование здорового образа жизни учащихся должно осуществляться на всех возрастных этапах. При этом Статья 51 этого Закона повышает ответственность образовательного учреждения и учителей за охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Формирование здорового образа жизни в различных регионах имеет свою специфику, связанную с географическим положением республики, состоянием окружающей среды, народными традициями, наличием медицинских, педагогических кадров и др. В Чувашской Республике в последние годы были приняты: Закон Чувашской Республики «О физической культуре и спорте», Постановление Государственного Совета и Кабинета Министров Чувашской Республики «О республиканской целевой программе развития физической культуры, спорта, туризма, санаторно-курортного дела и формирования здорового образа

жизни населения Чувашской Республики, целевые республиканские программы «Образование и здоровье детей» и др.

В этих нормативных документах предусматривается создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся за счет повышения удельного веса и качества занятий физической культурой, медицинским обслуживанием населения, использования передового опыта работы школ, учителей.

В научной литературе теоретические аспекты и практические рекомендации по формированию здорового образа жизни школьников обнаруживаются в трудах Н.М. Амосова, Ю.А. Андреева, М.Я. Виленского, В.Ю. Волкова, И.В. Давыдовского, В.И. Загоруйко, И.Д. Зверева, А.С. Кузнецова, З.М. Кузнецовой, В.В. Кожанова, Д.В. Колесова, Л.Д. Назаренко и др.

Основным организатором формирования здорового образа жизни у учащихся в школе выступает учитель. От его теоретической, методической подготовленности к организации данного процесса в школе, во многом, зависит успех в решении этой задачи. В психолого-педагогической литературе анализу различных аспектов (учебной, внеучебной и т. д.) затруднений педагогов посвящены работы Ю.К. Бабанского, Н.В. Кузьминой, Б.Т. Лихачева, А.К. Марковой, И.В. Павлова, Т.С. Поляковой, В.А. Сластенина и др. Однако в специальной литературе не дается в полной мере характеристик затруднений учителей начальных классов, возникающих при формировании здорового образа жизни у школьников. В связи с этим, мы поставили перед собой цель: изучить типичные недостатки и затруднения учителей начальных классов в формировании здорового образа жизни у младших школьников.

В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «затруднение» трактуется как «препятствие», «трудно преодолимая помеха, трудность», «трудность - большой труд, напряжение, усилие» [4, 8]. Данное определение затруднения мы рассматривали:

- с практической стороны - как препятствие, помеха, отражающая преимущественно его объективное состояние;

- с психолого-педагогической точки зрения - как напряжение, усилие, отражающее преимущественно его субъективное содержание.

Рассматривая педагогическую деятельность, как процесс решения педагогических задач, понятие «трудность» Н.В. Кузьмина трактует как «субъективное состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности, которые вызываются внешними факторами деятельности и зависят от характера самих фактов, образовательной, нравственной и физической подготовленности человека к деятельности и от отношения к ней» [1, 6].

Рассматривая это определение, Т.С. Полякова указывает, что в нем подчеркивается, прежде всего, негативная сторона затруднений, в то время как они могут играть и позитивную роль. Поскольку факторами, обусловливающими возникновение затруднений и выступающими как преграда, препятствие, являются противоречия, они при условии осознания педагогом обретают материализованную форму в виде конкретной педагогической задачи. Учитель, анализируя свои ошибки и внося коррективы в педагогический процесс, быстрее растет как профессионал. Надо иметь в виду, что затруднения создают состояние напряженности, неудовлетворенности, психологического дискомфорта [2, 7].

3.Г. Полуэктова пишет: «Влияние длительного неуспеха сказывается не только на результате работы, но и на формировании личности учителя: неуспех приводит к снижению самооценки, неверию в свои силы и возможности. Под влиянием неуспеха складывается уровень притязания педагога, его самооценка. В тех случаях, когда человек постоянно сталкивается в деятельности с неуспехом, отрицательной оценкой, стремление к успеху сменяется состоянием индифферентного отношения к деятельности» [3, 5].

«Трудность, - подчеркивает Т.С. Полякова, - есть выражение противоречия между необходимостью выполнения определенной деятельности и недостаточностью знаний и умений, обеспечивающих ее выполнение. Поэтому проблема затруднений в деятельности человека, разработки путей их предупреждения и преодоления - одна из существенных

проблем в теории и практике оптимальной организации труда» [2, 7].

Важным этапом нашего исследования было выявление конкретных затруднений, с которыми сталкиваются учителя начальных классов при формировании здорового образа жизни у младших школьников. По специально разработанной анкете нами было опрошено 136 учителей начальных классов Чувашской Республики. Путем самооценки педагоги определили свои недостатки и затруднения в организации воспитательной работы по формированию здорового образа жизни у учащихся (табл. 1).

Таблица 1

Характер затруднений учителей-предметников при формировании здорового образа жизни у школьников (п = 136)

Характер затруднений Самооценка

Не испытывают затруднений Испытывают частичные затруднения Испытывают затруднения Всего испытывают затруднения

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1. Знания о состоянии здоровья современных школьников 72 53,0 43 31,6 21 15,4 64 47,0

2. Знание содержания основных понятий (здоровье, здоровый образ жизни) 62 45,6 74 54,4 - - 74 54.4

3. Знание содержания, форм и методов организации ЗОЖ у школьников 76 55,9 52 38,2 8 5,9 60 44,1

4. Знания специальной литературы по формированию ЗОЖ у школьников 43 31,6 31 22,8 62 45,6 93 68,4

5. Проектировочные умения: - умение планировать процесс формирования ЗОЖ у школьников 66 48,5 54 39,7 16 11,8 70 51,5

- умение анализировать воспитательную работу по формированию ЗОЖ у школьников 68 50,0 50 36,8 18 13,2 68 50,0

- умение использовать различные источники информации в процессе формирования ЗОЖ у школьников 37 27,2 59 43,4 40 29,4 99 72,8

6. Организационные умения: - умение организовывать творческую деятельность учащихся в целях формирования у них ЗОЖ 42 30,9 63 46,3 31 22,8 94 69,1

7. Коммуникативные умения: - умение вести беседу, дискуссию (индивидуальную и групповую), выступать с лекцией, докладом по формированию ЗОЖ перед широкой аудиторией 61 44,9 44 32,3 31 22,8 75 55,1

- умение вести пропаганду ЗОЖ среди учащихся и их родителей 82 60,3 54 39,7 - - 54 39,7

8. Интегративные умения: - умение изучать, анализировать и обобщать свой опыт по формированию ЗОЖ у школьников в учебно-воспитательном процессе 72 53,0 60 44,1 4 2,9 64 47,0

- умение использовать в своей работе современные педагогические технологии и передовой опыт учителей-новаторов 66 48,5 40 29,4 30 22,1 70 51,5

Сравнительный анализ ответов дает основание полагать, что около 50,0% учителей начальных классов испытывают определенные затруднения в организации воспитательной работы по формированию здорового образа жизни у младших школьников. Часть педагогов (44,1%) не обладают достаточными научными медицинскими, психологическими, педагогическими знаниями по формированию здорового образа жизни, соответственно, и умениями их применять на практике. Учителя стараются решать задачи формирования здорового образа жизни у учащихся, исходя из собственных знаний и опыта. 47,0% опрошенных учителей признают, что они слабо знают о состоянии здоровья школьников, не поддерживают постоянную связь с медицинскими работниками, психологами. По признанию самих учителей, они испытывают затруднения в оценке физического развития, физической подготовленности младших школьников; оценке работоспособности, усталости, утомления детей, в применении средств физической культуры, направленных на коррекцию этих состояний; составлении индивидуальных программ физического самовоспитания; в проведении корректирующей гимнастики для глаз; в оценке, коррекции осанки и телосложения; в организации дыхательной гимнастики; в организации и проведении спортивных соревнований, туристических походов; регулировании психоэмоционального состояния учащихся; профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения, алкоголизма; организации режима правильного питания; закаливании организма и т.д.

Для устранения этих недостатков и преодоления затруднений педагогов в организации воспитательной работы нами была разработана и реализуется в экспериментальных школах «Программа формирования здорового образа жизни учащихся младших классов».

Литература

1. Закон РФ «Об образовании» : принят Госдумой 10.07.1992 г. - М. : Прометей, 2006. - 408 с.

2. Абдуллина, О.А. Структура и содержание системы общепедагогических знаний учителя и методика их формирования у студентов педвузов / О.А. Абдуллина, А.И. Пискунов // Структура и содержание системы общепедагогической подготовки студентов педагогических институтов : сб. науч. тр. - М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1984. - С. 3-8.

3. Аветисов, Л.Р. Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся

/ Л.Р. Аветисов, С.Г. Кочетова // Гигиена и санитария. - 2001. - № 6. - С. 48-49.

4. Амосов, Н.М. Раздумывая о здоровье / Н.М. Амосов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 63 с. : ил.

5. Аяшев, О.А. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к воспитательной работе средствами физической культуры : автореф. дис. ...д-ра пед. наук / О.А. Аяшев. - М., 1990. - 40 с.

6. Гершунский, Б.С. Россия : образование и будущее (кризис образования в России на пороге XXI века) / Б.С. Гершунский. - Челябинск : Челяб. фил. ИПО, 1993. - 240 с.

7. Куиджи, Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников : метод. пособие / Н.Н. Куиджи. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 139 с.

8. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М. : Азбуковник, 1999. - 572 с.

Literature

1. Federal Law «About Education» : 10.07.1992 passed by the Parliament. - M. : Prometey, 2006. - 408 р.

2. Abdullina, O.A. Structure and the system maintenance the teachers knowledge and a technique of their formation of students pedagogical universities / O.A. Abdullina, A.I. Piskunov // Structure and the system maintenance pedagogical preparations of students pedagogical universities : (collection of scientific papers). - M. : МSPU named after V.I. Lenin, 1984. - P. 3-8.

3. Avetisov, L.R. Studying of influence of the raised academic load on a state of health of pupils / L.R. Avetisov, S.G. Kochetova // Hygiene and sanitary. - 2001. - No. 6. - C. 48-49.

4. Amosov, N.M. Deliberat about health / N.M. Amosov. - 3-d ed., add. and the resived. - M. : Physical culture and sports, 1987. - 63 p. : ill.

5. Ajashev, O. A. Formation of professional readiness of the future teacher to educational work as physical training means : abstract of the dis. ... Dr. Ped. Science / O. A. Ajashev. - M., 1990. - 40 p.

6. Gershunskiy, B.S. Russia : education and the future (formation crisis in Russia on a XXI-st century threshold) / B.S. Gershunskiy. - Chelyabinsk : Chelyabinsk branch №О, 1993. - 240 p.

7. Ozhegov, S.I. Dictionary of Russian / S.I. Ozhegov, N.J. Shvedova. - M. : Azbukovnik, 1999. - 572 p.

Статья поступила в редакцию 01.03.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.