УДК 796 ББК Ч74.4
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В. Д. Иванов, З. И. Матина
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Рассмотрено состояние проблемы — ухудшение состояния здоровья школьников и значение формирования навыков здорового образа жизни у младших школьников в её решении.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, показатели здоровья, здоровье младших школьников.
Здоровье человека является оптимальным условием его жизнедеятельности. При этом сознательно-волевая активность индивида по обеспечению адекватного условиям жизни уровня здоровья отражается на эффективности деятельности, на показателях здоровья производственного (учебного) коллектива, семьи, общества. Одной из наиболее ярких форм активности человека, направленной на сохранение и улучшение здоровья, является здоровый образ жизни [2; 3].
В цивилизованном обществе здоровью ребёнка придаётся особая значимость. В настоящее время с понятием «здоровье» связывается не просто отсутствие болезни, а психическое, физическое и социальное благополучие личности [4; 9; 10].
Ухудшение состояния здоровья школьников — серьёзная проблема, которая вызывает беспокойство у педагогов. С каждым годом увеличивается число учащихся, страдающих различными хроническими заболеваниями и освобождённых от занятий физической культурой, растёт количество выпускников, имеющих какие-либо ограничения по состоянию здоровья [1; 5; 6; 8; 9; 10].
Реформа современной школы предусматривает решение многих вопросов, направленных на охрану здоровья детей. Одной из важнейших задач школьного образования является формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников — будущего нации. Согласно ФГОС начального общего образования педагоги должны обращать пристальное внимание на формирование у детей ценности здоровья и навыков здорового образа жизни.
Вопросы формирования здоровой личности ребёнка интересовали учёных во все времена. Эту проблему рассматривали И. И. Брехман, Л. С. Выготский, Г. К. Зайцев, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский, Л. Г. Татарникова, К. Д. Ушинский и др. Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась
в конце 1970-х—начале 1980-х гг. Однако, несмотря на немалые усилия, вложенные в разработку и реализацию данных программ, результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек (многие из них формируются в раннем детстве и поэтому очень устойчивы), и неподготовленно -стью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.
Литературный анализ показывает, что поиском форм и методов работы по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) у младших школьников занимались многие. Однако среди многочисленных публикаций на данную тему мы не находим тех, которые напрямую были бы направлены на изучение и представление результатов эффективности внеклассной деятельности в формировании навыков ЗОЖ у школьников.
С целью изучения эффективности внеклассной деятельности было организовано и проведено исследование, цель которого — изучение эффективности внеклассной деятельности в формировании здорового образа жизни младших школьников.
Было выдвинуто предположение, что уровень сформированности навыков здорового образа жизни у младших школьников будет повышаться, если в рамках внеклассной деятельности системно использовать методы и приёмы формирования ЗОЖ, соответствующие их возрастным особенностям.
Организация исследования уровня сформированности навыков ЗОЖ младших школьников. Выявление уровня знаний о здоровом образе жизни и уровня сформированности навыков ЗОЖ проводилось в январе—феврале 2017 г. Выборка— учащиеся второго класса средней общеобразовательной школы № 78 г. Челябинска. В исследовании участвовало 126 обучающихся, из них 59 девочек и 67 мальчиков в возрасте 8-9 лет.
Перед исследованием с участниками была проведена мотивирующая беседа с целью объяснения смысла и процедуры исследования, формирования ответственного подхода со стороны обучающихся и доверия к исследователю.
Родители также были проинформированы о проведении исследования.
Исследование проводилось в несколько этапов:
1-й этап — констатирующий. Цель: изучить уровень сформированности у младших школьников знаний о здоровье и здоровом образе жизни и навыков ЗОЖ.
Использованы методики:
1. Анкета «Знания о здоровье». Цель: выявить представления обучающихся о ЗОЖ, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ. Данная анкета позволяет нам узнать уровень знаний о здоровом образе жизни у младших школьников, выявляет уровни в ориентировке по вопросам о здоровье и здоровом образе жизни.
2. Анкета «Настроение, эмоции и здоровье». Вопросы данного анкетирования направлены на выявление положительных или отрицательных эмоций, связанных с учёбой.
3. Анкета «Режим дня». Цель: выявить отношение школьников к своему здоровью, знание правильного составления и выполнения учащимися режима дня. Дети вместе с учителем утверждают порядок и ритм каждого дня — режим дня. Для этого учащиеся на один из уроков приносят свои режимы дня, которые до урока предварительно составляют дома вместе с родителями. В течение недели дети заполняют анкету «Режим дня школьника» и затем приносят ответы анкетирования в школу, где в соответствии с правильным режимом дня для школьников, обучающихся во вторую смену, корректируют вместе с учителем свои режимы дня так, чтобы они соответствовали формированию ЗОЖ.
2-й этап — формирующий. Цель: формирование у детей знаний и навыков ЗОЖ. Данный этап проводился в феврале—марте 2017 г.
3-й этап — контрольный. Цель: изучение динамики уровня сформированности навыков ЗОЖ младших школьников после проведения занятий.
Результаты изучения уровня сформированности навыков ЗОЖ у младших школьников. Результаты контрольной диагностики, направ-
ленной на изучение знаний о здоровом образе жизни с использование анкеты «Знания о здоровье», представлены в табл. 1.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
Выявлено, что на высоком уровне сформированы знания о ЗОЖ у 30 % учащихся. Высокий уровень характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о ЗОЖ как совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться. Присутствуют интерес к проблемам здоровьесбережения и стремление к расширению знаний.
Средний уровень знаний о ЗОЖ имеют 35 % детей. У этих детей знания о здоровье и ЗОЖ не строго научны и не вполне систематизированы, но имеются представления о компонентах ЗОЖ, факторах, неблагоприятно влияющих на здоровье. Эти учащиеся лучше ориентируются в вопросах, связанных с практическим решением каких-либо проблем в области здоровья.
Поверхностный уровень таких знаний выявлен у 25 % детей, то есть их знания фрагментарны. В основных понятиях ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретённые стихийно, не всегда соответствуют реальности, интереса к собственному ЗОЖ почти не проявляют.
Низкий уровень знаний о ЗОЖ имеют 10 % детей. Эти дети не знают ни факторов, негативно влияющих на здоровье, ни способов улучшения своего здоровья.
Также установлено, что понятие о ЗОЖ у учащихся отождествлено с понятием «здоровье», причём 23 % учащихся считают, ЗОЖ — это «когда у тебя ничего не болит», то есть не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия ЗОЖ. То же самое можно сказать и о 15 % учащихся, которые считают, что ЗОЖ — это «нужно быть здоровым». 69 % учащихся имеют элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты ЗОЖ — «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания ещё не систематизированы и фрагментарны.
Таблица 1
Сводные данные о знаниях детей о здоровье и здоровом образе жизни
Вопрос Варианты ответов учащихся Кол-во ответов учащихся %
1. Что, по-твоему, озна- Нужно заниматься спортом 6 23
чает «Здоровый образ Нужно закаляться 4 15
жизни»?
Есть фрукты, овощи 6 23
Нужно не болеть 4 15
Быть здоровым 4 15
Другое 2 9
2. Что ты знаешь о сво- Моё здоровье: отличное 14 55
ём здоровье? Не очень хорошее: часто болит голова 6 30
Удовлетворительное 4 15
3. Перечисли болезни, Ничего не беспокоит 15 58
которые тебя часто бес- Постоянно болею
1 4
покоят
Простуда 10 38
4. Часто ли ты пропу- Пропусков нет 17 65
скаешь занятия по бо- Пропуски каждый месяц 7 27
лезни?
Пропуски каждую неделю 2 8
5. Делаешь ли ты утром Нет 7 27
физическую зарядку? Да 12 46
Иногда 7 27
6. Как ты занимаешься С полной отдачей 17 66
на уроках физкультуры? Лишь бы не ругали 5 19
Без желания 4 15
7. Занимаешься ли ты В спортивной школе 7 27
спортом? В других учреждениях 6 23
В школьной секции 7 27
Нигде 6 23
8. Чувствуешь ли уста- Очень устаю 3 11
лость после уроков? Всегда 1 4
Иногда 17 65
Не очень устаю 5 20
Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся неадекватное: 62 % учащихся считают, что у них здоровье «отличное», 23 % учащихся считают своё здоровье «не очень хорошее» и лишь 15 % считают, что у них здоровье «удовлетворительное», 38 % сообщили, что часто беспокоят вирусные заболевания (грипп, ОРЗ, насморк).
К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся положительно, 46 % детей занимаются спортом «с полной отдачей», кроме того, 77 % учащихся ходят в различные кружки и спортивные секции (танцы, футбол, борьба).
Следовательно, большинство учащихся склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ,
но реализуют их непоследовательно и непостоянно. Так, всего 46 % учащихся делают утреннюю зарядку каждый день, 27 % — лишь иногда, а 27 % учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учащихся.
Необходимо добавить, что в результате проведённого анкетирования мы выявили не только уровень представления детей о ЗОЖ, но и готовность к ведению собственного ЗОЖ, состояния здоровья учащихся.
Исследователями установлено [3], что эмоциональное состояние человека, его психическое здоровье оказывают непосредственное влияние на его соматическое и физиологическое состояние. В связи с этим нами был изучен такой психофизиологический показатель у детей, как личностная тревожность. Интересно было определить, знают ли дети о связи эмоционального состояния, настроения и физического здоровья.
Результаты изучения уровня личностной тревожности обучающихся представлены в табл. 2.
Уровень личностной тревожности у учащихся достаточно высок. Так, большинство детей (более 69 %) испытывают тревогу, переживания, психический дискомфорт, когда терпят неудачу в учёбе, из-за малейших неудач в учёбе, например, когда получают плохие отметки, когда неудачно написали контрольную работу и др.
Только 31 % учащихся испытывают оптимистическое, жизнерадостное настроение; хороший эмоциональный настрой находятся у них во взаимосвязи с уверенностью в себе, с эмоциональной удовлетворённостью и интегрируются в состояние общего комфорта.
Таким образом, каждый второй ученик испытывает неустойчивое эмоциональное состояние: желание идти в школу (доминирующая причина — общение с товарищами) сменяется тревожностью, повышенной утомляемостью (основные
Таблица 2
Сводные данные по выявлению уровня личностной тревожности
Вопрос Вариант ответа Кол-во ответов %
1. Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит пло - Да 18 69
хие отметки в дневник? Нет 8 31
2. Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что вы- Да 18 69
учил урок недостаточно глубоко? Нет 8 31
3. Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь Да 12 46
ошибки в работе? Нет 14 54
4. Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить пору- Да 16 62
ченное задание? Нет 10 38
5. Бывает ли, что надолго портится настроение из-за Да 14 54
того, что получил двойку? Нет 12 46
6. Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе? Да 5 19
Нет 21 81
7. Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных Да 20 77
успехов? Нет 6 23
8. Склонен ли ты преувеличивать в своём воображении Да 11 42
неудачи, связанные с учёбой? Нет 15 58
9. Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учёбе? Да 16 62
Нет 10 38
10. Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые Да 23 88
были допущены при выполнении контрольной работы? Нет 3 12
причины — ответ у доски, боязнь получить плохую отметку в работе).
Выявленные данные позволяют считать, что эмоциональная напряжённость, тревожность и другие негативные настроения, которые служат причиной психических расстройств, имеют место у весьма большого количества детей.
Результаты изучения знаний детей о влиянии режима дня на здоровье (анкета «Режим дня») представлены в табл. 3.
Режим дня большинства учащихся класса (59 %) соответствует правильному режиму дня, способствующему формированию ЗОЖ.
Подавляющее большинство детей (69 %) знают о связи занятий спортом и хорошим здоровьем.
Большинство детей (58 %) соблюдают режим прогулки, чтобы своевременно делать уроки и заниматься своими делами, а часть детей гуляет долго, что способствует нарушению режима дня.
Выявлено, что большая часть детей знают, что спать надо ложиться вовремя, поскольку сон благотворно влияет на здоровье: 73 % детей, несмотря на вечерние занятия (чтение, просмотр телевизора и пр.), ложатся спать вовремя.
Выполнение режима дня требует от ребёнка не однократного действия, а систематических
Таблица 3
Сводные данные знаний детей о связи правильного режима дня и здоровья
Вопросы Варианты ответов Кол-во ответов %
1. В котором часу встал сегодня? 8:00 15 58
9:00 8 31
10:00 3 11
2. Сколько было уроков? 5 уроков 26 100
3. В котором часу ушёл из школы? 17:15 26 100
4. Занимаешься ли спортом (с какого Да, с 18:00 до 19:00 18 69
по какой час)? Нет 8 31
5. С какого по какой час делал уроки? С 9:00 до 10:00 8 31
С 18:00 до 19:00 15 58
С 19:00 до 20:00 3 11
6. До какого часа ты гуляешь? С 17:00 до 18:00 15 58
С 18:00 до 19:00 8 31
С 19:00 до 20/21:00 3 11
7. До какого времени ты вечером С 10:00 до 11:00 7 27
играешь (в разные игры, на компью- С 18:00 до 19:00 8 31
тере и т. п.)?
Не играю 11 42
8. До какого времени ты вечером чи- С 10:00 до 11:00 8 31
таешь (если ты любишь читать)? С 17:30 до 18:30 11 42
Не читаю 7 27
9. До какого времени вечером ты смо- С 21:00 до 22:00 8 31
тришь телевизор? С 20:00 до 21:00 11 42
Нет 7 27
10. В котором часу лёг спать? В 21:00 15 58
В 22:00 8 31
После 22:00 3 11
последовательных усилий, что даёт хорошую возможность воспитания самодисциплины.
Содержание и ход проведения формирующего эксперимента. После проведения констатирующего этапа исследования был разработан план проведения формирующего эксперимента, в рамках которого планировалось проверить эффективность систематических занятий в рамках внеклассной деятельности для повышения уровня знаний и навыков ЗОЖ.
Данная работа проводилась в течение одного месяца (февраль—март). Безусловно, этот срок недостаточен для того, чтобы увидеть значительную динамику изменений в уровне знаний и навыков детей в конкретном вопросе. Тем не менее некоторые изменения, в том числе положительные, вполне можно достичь, учитывая, что дети данного возраста весьма восприимчивы к интересным, эмоционально насыщенным формам обучения. Также
здесь положительную роль играет тот факт, что у детей данного возраста учебная деятельность является ведущей.
Важной задачей было подобрать формы и методы внеклассных мероприятий, во-первых, соответствующие возрастным особенностям детей, во-вторых, интересных для них и эмоционально насыщенных.
План мероприятий внеклассной работы по формированию ЗОЖ у младших школьников представлен в табл. 4.
В ходе работы осуществлялось взаимодействие с различными специалистами (психолог, медицинский работник), а также с семьями учащихся.
На протяжении всей внеклассной работы мы тесно сотрудничали с семьями учащихся. Для взаимодействия с родителями в ходе внеклассной воспитательной деятельности мы ис-
Таблица4
План мероприятий внеклассной работы по формированию ЗОЖ у младших школьников
Мероприятие Форма работы Участники Срок проведения
1. «В здоровом теле — здоровый дух» Цель: показать обучающимся необходимость заботиться о своём здоровье. Задачи: - сформировать у ребят необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, уметь использовать полученные знания в повседневной жизни; - формировать убеждение о пользе здорового образа жизни и о здо -ровье как самой главной ценности; - способствовать сплочению детского коллектива, формируя нравственные качества учеников: умение дружить, общаться; развивать навыки сотрудничества Интерактивный классный час с элементами игры Обучающиеся Классный руководитель 08.02.2017
2. «Как справиться со своими эмоциями?» Цель: познакомиться с основными эмоциями, научиться определять эмоциональные состояния, которые может переживать человек. Задачи: - вести понятие «эмоции»; изучить виды эмоций; - развивать умение работать в группах; - развивать умение использовать свой жизненный опыт; - воспитывать чувство коллективизма, умение слушать собеседника, уважать его точку зрения. Воспроизведение разных эмоциональных состояний позволяет учащимся научиться сопереживать Тренинг Классный руководитель Обучающиеся 14.02.2017
3. «Режим дня и здоровье» Цель: формирование позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него. Задачи: - расширить кругозор учащихся о режиме дня; - способствовать формированию привычки выполнения режима дня Беседа с элементами игры Классный руководитель Родители Обучающиеся 17.02.2017
Окончание табл. 4
Мероприятие Форма работы Участники Срок проведения
4. «Азбука здорового питания» Цель: сформировать представления у детей и родителей о здоровой пище, о вредных и полезных продуктах питания, помочь им узнать о влиянии правильного питания на здоровье. Задачи: - расширять знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты; - формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания; - установить взаимосвязь, что здоровье зависит от правильного питания (еда должна быть не только вкусной, но и полезной); - уточнить и обогатить знание детей и родителей о пользе витаминов, о том, как витамины влияют на организм человека; - способствовать созданию активной позиции родителей в желании употреблять в пищу полезные продукты; - воспитывать у детей и родителей правильное отношение к питанию как составной части сохранения и укрепления своего здоровья Конкурс творческих работ (мини-проекты) Классный руководитель Обучающиеся 22.02.2017
5. «Весёлые старты» Цель: пропаганда здорового образа жизни, развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой, воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления, привлечение их к систематическим занятиям подвижными играми; пропаганда спорта как альтернативы негативным привычкам Спортивные соревнования Классный руководитель Обучающиеся 03.03.2017
6. Родительское собрание на тему «Здоровый образ жизни» Задачи: 1. Показать родителям и учащимся необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника. 2.Убедить родителей и детей в необходимости формирования привычки соблюдения режима дня. 3. Способствовать развитию инициативы родителей и учащихся, умению общаться и формированию культуры взаимодействия Круглый стол Классный руководитель 02.03.2017
пользовали различные формы её организации. Привлечение родителей к формированию у детей ЗОЖ является одним из условий эффективности проводимой работы, поскольку родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Родители должны быть примером для своих детей, ведь именно в семье закладываются основы характера и морального облика человека.
Участие родителей во внеклассной воспитательной работе повышает их собственный уровень знаний о здоровье и ЗОЖ, а также ведёт к сплочению семьи, повышению авторитета родителей в глазах детей.
Для выявления динамики процесса формирования ЗОЖ младших школьников исследуемого
класса были использованы следующие методы: анкетирование на тему «Я и моё здоровье».
Для выявления изменения представлений детей о ЗОЖ, их видение собственного ЗОЖ, включая и стремление к ЗОЖ, им ещё раз было предложено анкетирование по опроснику «Я и моё здоровье».
Результаты контрольного исследования представлены в табл. 5.
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
- применение здоровьесберегающих технологий в учебным процессе принесло положительные результаты по формированию у детей ЗОЖ, привело к переоценке детьми своего образа жизни в связи с изменением их представлений о ЗОЖ, о значении ведения ЗОЖ для сохранения и укрепления их здоровья.
Таблица 5
Результаты контрольного исследования
Вопрос анкеты Ответы учащихся До занятий, % После занятий, %
1. Что, по-твоему, озна- Когда человек делает всё для того, чтобы со- 46 58
чает «здоровый образ хранить и укрепить своё здоровье
жизни»? Когда человек выполняет правила личной ги- 0 42
гиены, чтобы быть здоровым
2. Что ты знаешь о сво- Моё здоровье отличное 55 31
ём здоровье?
Удовлетворительное 30 61
Не очень хорошее 15 8
3. Перечисли болезни, Ничего не беспокоит 58 58
которые тебя часто бес-
покоят
Другие болезни 38 23
4. Часто ли ты пропуска- Пропуски каждую неделю 65 8
ешь занятия по причине Пропуски каждый месяц 27 27
болезни?
Пропусков нет 8 65
5. Делаешь ли ты утром Да 27 69
физическую зарядку? Нет 46 _
Иногда 27 31
6. Занимаешься ли ты С полной отдачей 65 96
на уроке физкультуры? Без желания 19
—
Не занимаюсь 15 4
7. Занимаешься ли спор- Хожу на танцы 42 42
том?
Различные виды спорта 51 51
Не занимаюсь 8 8
8. Чувствуешь ли уста- Всегда 15 8
лость после уроков? Иногда 65 27
Нет 20 65
- в исследуемом классе практически все учащиеся (96 %) занимаются на уроках физкультуры с полной отдачей, а также нет таких учащихся, которые совсем не делают зарядку по утрам, тогда как в начале нашего исследования таких учащихся было 35 %. Это говорит о том, что большинство учащихся класса прилагают все усилия, направленные на совершенствование организма, чтобы укрепить своё здоровье.
Необходимо отметить, что применение здоро-вьесберегающих технологий в учебным процессе, включающих формирование положительных эмоций и снятие напряжения во время учебных заня-
тий, оказало благоприятное влияние на здоровье учащихся: 65 % детей не чувствуют после уроков усталости и лишь 27 % устают иногда.
Таким образом, учитывая динамику представлений учащихся о ЗОЖ и изменений их собственного образа жизни, учащихся можно распределить следующим образом:
- высокий уровень знаний имеют 19 % учащихся класса;
- среднему — 57 % учащихся класса;
- поверхностный — 27 % учащихся класса;
Рекомендации педагогам по формированию
у младших школьников навыков ЗОЖ. Для
формирования здорового образа жизни ребёнка младшего школьного возраста — это комплексность воздействия.
В школе должна быть создана комплексная система социально-педагогической работы по формированию навыков здорового образа жизни, состоящая из следующих блоков:
- социально-психологического;
- базового образования;
- физкультурно-образовательного;
- внеклассной работы и досуга.
Работа по формированию у ребят навыков здорового образа жизни должна носить систематический характер. Необходимость постоянной работы по формированию здорового образа жизни обусловлена всё более ухудшающимся как индивидуальным, так и общественным здоровьем детей.
Большую роль в формировании ЗОЖ младшего школьника играет личность организатора и руководителя. В превентивном обучении и воспитании необходимо учитывать, что они склонны слушаться тех, кого любят и уважают. Активность и эрудированность педагога, а также его умение вызвать доверие, уважение и интерес учащихся способствуют повышению эффективности данной работы.
Формирование навыков здорового образа жизни должно происходить на уроках и во внеклассной работе.
На уроках эта работа должна происходить инте-грированно, через различные предметы (музыка, физическая культура, изобразительное искусство, и т. д.), в течение учебного года с использованием разных форм урока (ролевые игры, дискуссии, кооперативное обучение), что значительно повышает эффект работы по формированию ценностных установок к здоровью, так как информация передаётся как учителем, так и самими учащимися, а для класса она становится более значима. На уроках физической культуры в младших классах целесообразно опираться на межпредметные связи: с природоведением (в таких вопросах, как закаливание, требования к одежде ученика, работе мышц, режим дня и др.); математикой (измерение длины и высоты прыжка, дальности метания, скорости и продолжительности бега и т. д.); музыкально-ритмическим воспитанием (занятие под музыку); изобразительным искусством (красота движений, поз) и др.
Для работы в школе могут быть внедрены специальные программы превентивного образования
«Полезные привычки», «Полезные навыки», которые направлены на овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирование здоровых установок, навыков ответственного поведения, социальной и личностной компетентности.
Школа и родители должны быть партнёрами. В школах должна проводиться работа с родителями по формированию в семье ценностного отношения к здоровью, где предоставляется информация по вопросам, влияющим на их собственное здоровье и здоровье детей. Цель предоставления этой информации состоит в том, чтобы помочь понять влияние определённого поведения на их детей. Формы проведения данной работы могут быть разной: индивидуальные консультации, тематические родительские собрания, уроки для родителей, тренинги, конференции.
Подводя итоги исследования, необходимо отметить, что здоровье людей относится к числу терминальных ценностей, то есть ценностей, которые очень важны практически для каждого человека.
Список литературы
1. Воробцова, Т. Профилактика «вредных» привычек и пропаганда здорового образа жизни (из опыта работы педагогического коллектива) / Т. Воробцова. — М. : Корифей, 2011. — 458 с.
2. Завьялов, А. Е. Формирование здорового образа жизни современной молодёжи России : дис. ... канд. социол. наук / А. Е. Завьялов. — М., 2013. — 129 с.
3. Иванов, В. Д. Формирование здоровьесбере-гающей компетентности студентов высших учебных образовательных учреждений / В. Д. Иванов, А. Е. Трапезникова // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 2 ч. — Челябинск, 2015. — Ч. 2. — С. 31-34.
4. Кобцева, О. Н. Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни младших школьников : дис. . канд. пед. наук / О. Н. Кобце-ва. — Армавир, 2010. — 192 с.
5. Куинджи, Н. Н. Валеология: пути формирования здоровья школьников : метод. пособие / Н. Н. Ку-инджи. — М. : Аспект Пресс, 2000. — 139 с.
6. Овчинникова, Л. В. Двигательная активность — неотъемлемый компонент развития лично -сти младшего школьника / Л. В. Овчинникова // Материалы междисциплинарной научно-практической конференции, Москва, 25 окт. 2007 г. — М., 2007. С. 160-164.
7. Педагогика здоровья : метод. сб. (проектирование воспит. работы по формированию культуры здорового образа жизни школьников). — М., 2013. — 128 с.
8. Тома, Ж. В. Формирование здорового образа жизни младших школьников в процессе физического воспитания в школе : дис.... канд. пед. наук / Ж. В. Тома. — Пенза, 2006. — 191 с.
9. Ярушин, С. А. Здоровьеобеспечивающая компетенция в структуре профессиональной компетентности студентов вузов / С. А. Ярушин // Безопас-
Поступила в редакцию 11 января 2018 г.
ность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. / под ред. Е. В. Елисеева, Е. Г. Кокоревой, В. Д. Иванова. — Челябинск, 2014. — С. 260-266.
10. Ярушин, С. А. Педагогическое обеспечение формирования здоровья студентов / С. А. Ярушин // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 1. — С. 7-14.
Для цитирования: Иванов, В. Д. Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников / В. Д. Иванов, З. И. Матина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2018. — Т. 3, № 1. — С. 79-89.
Сведения об авторах
Иванов Валентин Дмитриевич — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. vdy-55@mail.ru
Матина Залия Имамтдиновна — старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. matinaz@mail.ru
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2018, vol. 3, no. 1, pp. 79-89.
Formation of skills of a healthy lifestyle primary school
V.D. Ivanov1, Z.I. Matina2
Chelyabinsk State University. Chelyabinsk, Russia 1 vdy-55@mail.ru, 2matinaz@mail.ru
The article discusses the state of the problem-the deterioration of the health of students and the importance of the formation of healthy lifestyle skills in younger students to solve it.
Keywords: healthy lifestyle, health indicators, health of Junior schoolchildren.
References
1. Vorobtsova T. Profilaktika «vrednykh» privychek i propaganda zdorovogo obraza zhizni [Prevention of harmful habits and promoting a healthy lifestyle]. Moscow, 2011. 458 p. (In Russ.).
2. Zav'yalov A.E. Formirovaniye zdorovogo obraza zhizni sovremennoy molodyozhi Rossii [Formation of a healthy lifestyle of modern youth of Russia. Thesis]. Moscow, 2013. 129 p. (In Russ.).
3. Ivanov V.D., Trapeznikova A.E. Formirovaniye zdorov'yesberegayushchey kompetentnosti studentov vysshikh uchebnykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Formation of health-competence of students of higher educational institutions]. Aktual'nyyeproblemy iperspe-ktivy teorii i praktiki fizicheskoy kul'tury, sporta, turizma
1 dvigatel'noy rekreatsii v sovremennom mire: materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii: v
2 chastyakh [Actual problems and prospects of theory
and practice of physical culture, sport, tourism and motor recreation in the modern world materials of all-Russian scientific-practical conference: in 2 parts. Part 2]. Chelyabinsk, 2015. Pp. 31-34. (In Russ.).
4. Kobtseva O.N. Kompetentnostnyy podkhod k formirovaniyu zdorovogo obraza zhizni mladshikh shkol'nikov [Competence approach to the formation of a healthy way of life primary school. Thesis]. Armavir, 2010. — 192 p. (In Russ.).
5. Kuindzhi N.N. Valeologiya: puti formirovaniya zdorov'ya shkol'nikov: metodicheskoye posobiye [Valeol-ogy: ways of formation of health of school students. Methodological manual]. Moscow, 2000. 139 p. (In Russ.).
6. Ovchinnikova L.V. Dvigatel'naya aktivnost' — neot'yemlemyy komponent razvitiya lichnosti mladshego shkol'nika [Motor activity-an integral component of the development of the personality of the younger schoolboy]. Materialy mezhdistsiplinarnoy nauchno-prak-
ticheskoy konferentsii, Moskva, 25 oktyabria 2007 g. [Proceedings of the interdisciplinary scientific and practical conference, Moscow, October 25, 2007]. Moscow, 2007. Pp. 160-164 (In Russ.).
7. Pedagogika zdorov'ya: metodicheskiy sbornik (proektirovaniye vospitatel'noy raboty po formirovaniyu kul'tury zdorovogo obraza zhizni shkolnikov) [Pedagogics of health: methodological collection (design of educational work on the formation of a culture of healthy lifestyles of students)]. Moscow, 2013. 128 p. (In Russ.).
8. Toma Zh.V. Formirovaniye zdorovogo obraza zhizni mladshikh shkol'nikov v protsesse fizicheskogo vospi-taniya v shkole [The Formation of a healthy lifestyle of younger students in the process of physical education at school. Thesis]. Penza, 2006. 191 p. (In Russ.).
9. Yarushin S.A. Zdorov'yeobespechivayushchaya kompetentsiya v strukture professional'noy kompetent-
nosti studentov vuzov [Zdorovesberezheniya competence in the structure of professional competence of University students]. Bezopasnost' i adaptatsiya cheloveka k ekstremal'nym usloviyam sredy i deyatel'nosti: sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem [Security and human adaptation to extreme environmental conditions and activities: Collection of materials of all-Russian scientific-practical conference with international participation]. Chelyabinsk, 2014. Pp. 260-266. (In Russ.).
10. Yarushin S.A. Pedagogicheskoye obespecheniye formirovaniya zdorov'ya studentov [Pedagogical support of students' health formation]. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'naya rekreatsiya [Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation], 2016, vol. 1, no. 1, pp. 7-14. (In Russ.).