Научная статья на тему 'Сравнительный анализ результатов формирования здорового образа жизни у младших школьников и педагогов'

Сравнительный анализ результатов формирования здорового образа жизни у младших школьников и педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2028
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МОТИВАЦИЯ / ЗДОРОВЬЕ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / HEALTH PRESERVATION / HEALTHY LIFESTYLE / MOTIVATION / HEALTH / HEALTH CULTURE / MOTOR ACTIVITY / HEALTHY FOOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малафеева Светлана Николаевна, Вершинина Наталья Александровна

В данной статье рассматриваются возможные подходы к формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) младших школьников и педагогов. На основании анализа литературных источников отмечен низкий уровень физического и психического здоровья обучающихся начальной школы. Выявлена негативная тенденция, заключающаяся в ухудшении здоровья педагогов и проявляющаяся в эмоциональной напряженности, функциональных и соматических нарушениях. Сравнительный анализ анкетных данных позволил выявить потребность в формировании культуры здоровья как среди детей, так и взрослых. Углубленные исследования в виде анкетирования показали, что лишь незначительная часть младших школьников и учителей школы придерживаются норм здорового образа жизни регулярно занимаются утренней гимнастикой и физическими упражнениями. Что касается рационального питания, то все участники опроса имеют представление о его важности для здоровья, но не всегда соблюдают его принципы. Установлены основные источники информации о сохранении своего здоровья и здоровья воспитанников для учителей: прежде всего таковыми являются специалисты (медики, психологи, педагоги), также педагоги широко используют учебно-методическую литературу, кроме того, они отмечают приоритетную роль семьи в информировании учащихся по вопросам здоровья и здоровьесбережения. Формирование устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни у педагогов связано с изменением содержания их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Обращено внимание на необходимость совершенствования взаимодействия в системе «педагог учащиеся родители» путем вовлечения всех участников образовательного процесса в активную деятельность по формированию ЗОЖ, реализацию программ по укреплению здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF RESULTS OF THE HEALTHY LIFESTYLE FORMATION IN JUNIOR SCHOOL CHILDREN AND TEACHERS

The article dwells on possible approaches to the formation of the healthy lifestyle in junior school children and teachers. The authors analyze literary sources and register a low level of physical and psychological health of primary school pupils. They also determine a general tendency consisting in deterioration of health of the pedagogues manifested in emotional strains and functional and somatic conditions. The comparative analysis of personal data allowed the authors to reveal the necessity of formation of health culture among both children and adults. In-depth study in the form of questionnaire showed that only an insignificant minority of junior school children and teachers follow the principles of healthy lifestyle they regularly do morning exercises and go in for sports. As far as healthy food is concerned, practically all participants of the experiment realize its importance for one’s health, but do not always follow its principles. The authors determined the main sources of information for teachers about preservation of their health and that of their pupils: first of all, these are specialists (medical workers, psychologists, pedagogues); teachers also often use pedagogical literature on methods; they also mention the primary role of the family in informing pupils about the questions of healthy lifestyle and health preservation. The formation of stable motivation to live a healthy life in pedagogues is connected with the changes in their training, retraining and professional advancement. The article pays attention to the necessity of improving interaction in the system “pedagogue pupils parents” through involving all participants of the education process in the active formation of healthy lifestyle and realization of programs of health improvement.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ результатов формирования здорового образа жизни у младших школьников и педагогов»

УДК 371.7:371.124

ББК Ч420.055+ Ч420.42 ГСНТИ 14.25.01; 14.01.79 Код ВАК 13.00.02; 13.00.08 С. Н. Малафеева, Н. А. Вершинина S. N. Malafeeva, N. A. Vershinina Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГОВ

Аннотация. В данной статье рассматриваются возможные подходы к формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) младших школьников и педагогов. На основании анализа литературных источников отмечен низкий уровень физического и психического здоровья обучающихся начальной школы. Выявлена негативная тенденция, заключающаяся в ухудшении здоровья педагогов и проявляющаяся в эмоциональной напряженности, функциональных и соматических нарушениях.

Сравнительный анализ анкетных данных позволил выявить потребность в формировании культуры здоровья как среди детей, так и взрослых. Углубленные исследования в виде анкетирования показали, что лишь незначительная часть младших школьников и учителей школы придерживаются норм здорового образа жизни — регулярно занимаются утренней гимнастикой и физическими упражнениями. Что касается рационального питания, то все участники опроса имеют представление о его важности для здоровья, но не всегда соблюдают его принципы.

Установлены основные источники информации о сохранении своего здоровья и здоровья воспитанников для учителей: прежде всего таковыми являются специалисты (медики, психологи, педагоги), также педагоги широко используют учебно-методическую литературу, кроме того, они отмечают

COMPARATIVE ANALYSIS OF RESULTS OF THE HEALTHY

LIFESTYLE FORMATION IN JUNIOR SCHOOL CHILDREN AND TEACHERS

Abstract. The article dwells on possible approaches to the formation of the healthy lifestyle in junior school children and teachers. The authors analyze literary sources and register a low level of physical and psychological health of primary school pupils. They also determine a general tendency consisting in deterioration of health of the pedagogues manifested in emotional strains and functional and somatic conditions.

The comparative analysis of personal data allowed the authors to reveal the necessity of formation of health culture among both children and adults. In-depth study in the form of questionnaire showed that only an insignificant minority of junior school children and teachers follow the principles of healthy lifestyle — they regularly do morning exercises and go in for sports. As far as healthy food is concerned, practically all participants of the experiment realize its importance for one's health, but do not always follow its principles.

The authors determined the main sources of information for teachers about preservation of their health and that of their pupils: first of all, these are specialists (medical workers, psychologists, pedagogues); teachers also often use pedagogical literature on methods; they also mention the primary role of the family in informing pupils about the questions of healthy lifestyle and health preservation.

50

Специальное образование. 2016. № 3

приоритетную роль семьи в информи- The formation of stable motivation to

ровании учащихся по вопросам здоро- live a healthy life in pedagogues is con-вья и здоровьесбережения. nected with the changes in their training,

Формирование устойчивой моти- retraining and professional advancement. вации к ведению здорового образа The article pays attention to the necessity жизни у педагогов связано с изменени- of improving interaction in the system ем содержания их подготовки, пере- "pedagogue — pupils — parents" through подготовки и повышения квалифика- involving all participants of the education ции. Обращено внимание на необходи- process in the active formation of healthy мость совершенствования взаимодей- lifestyle and realization of programs of ствия в системе «педагог — учащие- health improvement. ся — родители» путем вовлечения всех участников образовательного процесса в активную деятельность по формированию ЗОЖ, реализацию программ по укреплению здоровья.

Ключевые слова: здоровьесбере- Keywords:.health preservation,

жение; здоровый образ жизни; мотива- healthy lifestyle, motivation, health, health ция; здоровье; культура здоровья; дви- culture, motor activity, healthy food. гательная активность; рациональное питание.

Сведения об авторе: Малафеева About the author: Malafeeva Svet-Светлана Николаевна, кандидат биоло- lana Nikolaevna, Candidate of Biology, гических наук, профессор. Professor.

Место работы: заведующий ка- Place of employment: Head of De-

федрой анатомии, физиологии и валео- partment of Anatomy, Physiology and логии Института специального образо- Valeology, Ural State Pedagogical Uni-вания Уральского государственного versity. педагогического университета.

Контактная информация: 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, оф. 328.

E-mail: [email protected].

Сведения об авторе: Вершинина About the author: Vershinina

Наталья Александровна, старший пре- Natal'ya Aleksandrovna, Senior Lecturer. подаватель.

Место работы: кафедра анато- Place of employment: Department of

мии, физиологии и валеологии, Инсти- Anatomy, Physiology and Valeology, Ural тут специального образования Ураль- State Pedagogical University. ского государственного педагогического университета.

Контактная информация: 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26, оф. 328.

E-mail: [email protected].

Согласно Профессиональному стандарту педагога, одной из его трудовых функций является фор© Малафеева С. Н., Вершинина Н. А., 2016

мирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Несмотря на это, уровень

Специальное образование. 2016. № 3

51

физического и психического здоровья современных школьников продолжает ухудшаться. Анализ приводимых в публикациях данных о состоянии здоровья младших школьников показывает, что около 20—35 % детей, приходящих в первые классы, имеют те или иные отклонения. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в четыре раза.

Так, функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата встречаются у 65—70 % детей в возрасте до 10 лет, функциональные отклонения сердечно-сосудистой системы у школьников увеличивают частоту с 35 % в первом классе до 85—90 % в 3—4-м классах. В структуре заболеваемости детей младшего школьного возраста третье ранговое место занимают функциональные нарушения системы пищеварения. С возрастом патологии желудочно-кишечного тракта среди школьников становятся более распространенными и диагностируются у каждого четверто-го-пятого обучающегося.

Отмечается отчетливая тенденция к увеличению распространенности среди современных детей эндокринно-обменных нарушений и отклонений в физическом развитии — дефицита и избыточности массы тела, ожирения [6; 7; 18].

Как отмечает Л. М. Митина (2015), положение может и должен изменить учитель — как посредник, открывающий детям будущее, демонстрирующий психологическую невосприимчивость к внешнему отрицательному влиянию,

способствующий активному распространению положительного нравственного опыта, сохранению и укреплению здоровья учащихся [12, с. 8].

Вместе с тем отмечается негативная тенденция, проявляющаяся в утрате здоровья самими педагогами, а значит, в снижении их профессиональной активности, ее качества, появлении симптомов деформации личности, соматических заболеваний.

В результате исследований (Т. В. Душенина, Л. А. Проскурякова, 2011) установлено, что уровень здоровья педагогов достаточно низкий: около 70 % имеют хронические заболевания: у 27 % из них — хронический гастрит, холецистит, 13,6 % страдают гинекологическими заболеваниями, 12 % — заболеваниями органов дыхания. Не менее 55 % учителей испытывают сильное и очень сильное напряжение, 60 % жалуются на значительное утомление и переутомление в ходе работы, большинство не испытывают улучшения в своем психоэмоциональном состоянии даже после летнего отдыха [14, с. 190].

Это связано как с особенностями педагогической деятельности (эмоциональная напряженность, физические и психические перегрузки, гиподинамия и т. д.), так и с высокими требованиями, предъявляемыми обществом к учителю, с социально-экономическими и другими факторами. При этом здоровью педагога не уделяется внимание не только на уровне государственных, общественных и муници-

52

Специальное образование. 2016. № 3

пальных структур, но и на уровне самой системы образования.

Система непрерывного педагогического образования не использует в полной мере возможности формирования устойчивой мотивации к здоровому образу жизни среди педагогов, к сохранению и укреплению своего профессионального здоровья, не готовит к целесообразным действиям в ситуациях, негативно сказывающихся на состоянии здоровья, не обеспечивает профессиональное долголетие учителя и, следовательно, качественный процесс образования и воспитания детей [5, с. 41]. Российская система образования, по убеждению многих ученых, исследующих проблему сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, ориентирована на «погоню» за качеством обучения, и учителя, чаще не задумываясь о своем здоровье и здоровье обучающихся, добиваются любыми способами поставленных целей [2; 3; 8; 13].

Но не менее важным, как указывает ряд авторов, является низкий уровень культуры здоровья среди самих педагогов. При этом культура здоровья педагога понимается как система знаний, ценностно-смысловых установок, эмоционально-волевого опыта и готовности к практической ее реализации в области совершенствования здоровья и применения эффективных здоровьесозидающих средств, как формирование ценностного отношения педагогов к деятельности по сохранению и развитию собст-

венного здоровья и здоровья воспитанников через осмысление филогенетического опыта человечества и педагогического сообщества в вопросах здоровьеобеспечения [10, с. 110; 12, с. 49].

Результаты самооценки состояния здоровья учителей, распространенность выработанной привычки находиться в «полуздоровом» состоянии и выходить в этом состоянии на работу, пассивность в обращении за медицинской помощью, низкая мотивация к ведению здорового образа жизни свидетельствуют, что реальный уровень здоровья учителей еще менее благополучен, чем это следует из данных медицинской статистики [12; 17].

Т. М. Рыкова (2012) указывает, что одной из важных задач педагогической профессии как социального института является здоровьес-бережение по отношению не только к учащемуся, но и к педагогу [16, с. 21]. В то же время ряд специалистов (С. В. Масловская, Н. В. Фомина, 2009) отмечают, что культура здоровья является фактором развития профессиональной компетентности педагога [11]. При этом данное понятие понимается как совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности; Н. В. Введенский отмечает, что педагогическая компетентность не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. Педагогическая компетентность является частью профессиональной

Специальное образование. 2016. № 3

53

культуры учителя и предполагает осознание своих побуждений, стремлений и ценностных ориента-ций, мотивов деятельности и регулирование на этой основе своего профессионального становления.

Интересным является подход И. В. Патрушевой (2009), И. Р. Рыбиной (2015) и С. О. Авчинниковой (2016), которые рассматривают профессиональную компетентность педагога с точки зрения здоровьес-бережения. Они считают данное понятие интегральной характеристикой личности педагога, определяющей его способность и готовность решать профессиональные задачи, которые связаны с реализацией мероприятий здоровьесбере-гающей деятельности в образовательном процессе с использованием знаний, умений, профессионального и жизненного опыта на основе сформированности мотива-ционно-ценностного отношения к здоровью и профессионально важных качеств личности [1; 15].

Несомненно, необходимо формирование среди педагогов установки на возрастающую роль взаимной ответственности за здоровье учителей и учеников как со стороны администрации образовательного учреждения, так и со стороны педагогов, учащихся, родителей.

Таким образом, многочисленные исследователи отмечают, что современный учитель должен не только владеть системой знаний по своему предмету, методикой и дидактикой его преподавания, уме-

ниями и навыками педагогического общения, но и высокой педагогической, эмоциональной, интеллектуальной лабильностью и гибкостью, а также приемами, средствами саморазвития, самосовершенствования и самореализации, в том числе в отношении своего здоровья и сохранения его высокого уровеня [10, 11; 12].

Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что проблема сохранения здоровья у школьников и педагогов, формирования у них культуры здоровья является значимой и актуальной. Компетентность педагога, его профессиональная позиция в вопросах здо-ровьесбережения, ценностного отношения к своему здоровью и здоровью детей напрямую зависят от его готовности к данной деятельности, его способностей, стиля работы, которые он реализует на практике.

Для выявления уровня сфор-мированности мотивации к ЗОЖ нами разработаны анкеты для педагогов и обучающихся, включающие вопросы о здоровом образе жизни, двигательной активности и режиме питания.

Проведено анкетирование среди обучающихся и педагогов начальных классов. Было опрошено 268 детей школ г. Екатеринбурга, из них 151 девочка и 117 мальчиков в возрасте 9—12 лет, а также 57 педагогов в возрасте от 24 до 54 лет. Полученные результаты представлены в таблице 1.

54

Специальное образование. 2016. № 3

Таблица 1

Данные распределения ответов обучающихся и педагогов (ранжирование по местам)

Ценности Результаты ранжирования

Девочки Мальчики Педагоги

(п = 151) (п = 117) (п = 57)

качественное 4 1 3

образование

хорошее здоровье 2 3 1

семья 1 2 2

дружба 3 2 8

красота 5 4 7

деньги / материальное благополучие 6 5 4

любимая работа - - 5

свобода и независимость

(возможность самому 6

планировать свою жизнь)

Следует отметить, что все опрошенные (школьники и взрослые) признают значимость здоровья и необходимость здорового образа жизни. Более 65 % респондентов среди школьников считают свой образ жизни здоровым, среди педагогов данный процент ниже и составляет всего 46,3 %.

Для укрепления своего здоровья младшие школьники чаще всего занимаются спортом, регулярно и правильно питаются, поддерживают позитивные отношения в семье и со сверстниками. Среди учителей наиболее популярны ответы: «Стараюсь быть больше на свежем воздухе, природе», «Избегаю вредных привычек, борюсь с ними», «Стараюсь высыпаться и не переутомляться», в то время как занятия спортом и рациональное питание не так популярны.

На вопрос о регулярности занятий утренней зарядкой среди мальчиков положительно ответили 22 %, среди девочек — 36 %, среди педагогов — 28 %. Регулярно занимаются физическими упражнениями, помимо физкультуры в школе, 75,5 % респондентов мужского пола и 73 % женского пола среди обучающихся; из учителей регулярно занимаются физическими упражнениями только 29,7 %.

Что касается осведомленности педагогов и школьников о важности рационального питания, то 85 % мальчиков и 90 % девочек и все педагоги ответили, что имеют представление о важности его для здоровья. Однако 12 % младших школьников только один раз в день принимают горячую пищу (в школе); учителя считают, что их режим

Специальное образование. 2016. № 3

55

и рацион питания рационален (14 %), регулярно завтракают только 43,8 % опрошенных взрослых, не завтракают вовсе — 21 %.

Интересны ответы обучающихся и преподавателей об источниках информации о методах и способах сохранения своего здоровья. Среди опрошенных детей 60 % получают информацию о вредных последствиях употребления алкоголя и курения в семье, 69 % мальчиков и 83 % девочек ответили, что получают подобную информацию на уроках в школе.

У педагогов основным источником информации о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья воспитанников являются специалисты — медики, психологи и педагоги (61,4 %); научно-методическая литература — 45,6 %, средства массовой информации — 43,8 %; лишь 5,2 % учителей указывают, что подобную информацию они получают от администрации образовательного учреждения. По мнению педагогов, наибольшее влияние на формирование культуры здоровья современных детей оказывает семья (75,4 %), не менее значимо воздействие в этих вопросах системы образования (36,8 %); интересным является тот факт, что 20 % опрошенных считают значительным влияние средств массовой информации и Интернета.

Признают, что в их образовательной организации существует комплексная и постоянная работа по сохранению и укреплению здоровья детей, 47,3 % педагогов, 35 % отмечают, что такая работа проводится фрагментарно и нерегулярно,

15,2 % учителей обращают внимание на то, что работа не ведется или они не осведомлены о ней.

К наиболее часто используемым педагогами формам работы по здоровьесбережению среди воспитанников можно отнести физкультурно-оздоровительные мероприятия — 87,7 %, беседы — 57,8 %, игры — 56,1 %, дни здоровья — 36,8 %. Ни один педагог не отметил работу с родителями детей.

Анализ полученных результатов показывает, что и педагоги, и младшие школьники понимают важность ведения здорового образа жизни, опасность вредных привычек, значимость занятий спортом и рационального питания. Основную информацию о здоровье и факторах, его определяющих, дети получают в школе, но, как указывают сами учителя, роль семьи в этой работе недостаточна. В то же время педагоги определяют ведущую роль семьи в решении вопросов формирования устойчивых установок на ведение здорового образа жизни.

По нашему мнению, школа и семья могут создавать необходимые условия для формирования устойчивой мотивации к ведению ЗОЖ путем создания новых потребностей, интересов, повышения информированности и развития необходимых поведенческих навыков у всех участников образовательного процесса [4; 9].

Можно отметить, что для младших школьников характерно отсутствие четкого представления о том, как это осуществить, от чего зависит здоровье, и непонимание

56

Специальное образование. 2016. № 3

причинно-следственных связей между своим поведением и собственным развитием, здоровьем; для учителей — отсутствие желания и финансовых возможностей вести здоровый образ жизни. Учителя не всегда соотносят состояние своего здоровья, эффективность профессиональной деятельности и свое педагогическое долголетие. То есть можно говорить, что у всех участников системы «педагог — обучающиеся — родители» нет достаточно сформированной мотивации к ведению здорового образа жизни и понимания ценности здоровья.

На наш взгляд, решение вопросов формирования устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни и формирования культуры здоровья у педагогов возможно в рамках подготовки, переподготовки и повышения квалификации, так как нельзя требовать от учителя то, чему его никто никогда не учил. Необходимо включение в программы подготовки учителей начального школьного образования дисциплин, связанных с вопросами сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса, таких как «Здоровьесберегающие технологии в образовании», «Теория и практика работы по профилактике употребления психоактивных веществ и вредных привычек в школьной среде», «Физиологические, психологические и социально-педагогические основы здорового образа жизни», «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания педагогов», «Основы коррекционной и профилактической работы среди

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и т. д. Данные курсы должны включать в себя не только теоретические вопросы, но и практикумы: по физиологическому, психофизиологическому диагностированию состояния здоровья, его восстановлению и укреплению среди учителей и учеников, разработку и реализацию конкретных педагогических программ по формированию мотивации к ЗОЖ и ценности здоровья среди всех участников образовательного процесса.

Литература

1. Авчинникова, С. О. К разграничению и интеграции понятий «готовность», «компетентность», «культура» в контексте подготовки специалистов социального профиля к здоровьесбере-гающей деятельности / С. О. Авчинникова // Научно-педагогическое обозрение. — 2016. — № 1 (11).

2. Баженова, Н. А. Сохранение и укрепление здоровья педагога в процессе профессиональной деятельности / Н. А. Баженова // Биологический вестн. Мелитопольск. гос. пед. ун-та им. Богдана Хмельницкого. — 2015. — Т. 5, № 1а.

3. Василевская, Е. А. Профессиональное здоровье педагога как фактор совершенствования здоровьесберегаю-щей образовательной среды / Е. А. Василевская // Вектор науки Тальяттин. гос. ун-та. — 2011. — № 1 (15).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Головина, Н. А. Здоровьеформирую-щий подход к учащимся младших классов в процессе обучения в школе / Н. А. Головина, С. Н. Малафеева // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 5.

5. Кригер, Е. Э. Профессиональное здоровье педагога как предмет проектирования воспитательной системы школы / Е. Э. Кригер // Социальная педагогика. — 2012. — № 2.

Специальное образование. 2016. № 3

57

6. Кучма, В. Р. Поведение детей, опасное для здоровья: современные тренды и формирование здорового образа жизни : моногр. / В. Р. Кучма, С. Б. Соколова. — М. : ФГБНУ НЦЗД, 2014.

7. Кучма, В. Р. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях / В. Р. Кучма, П. И. Храмцов. — М. : Издатель НЦЗД, 2012.

8. Ле-ван, Т. Н. Отношение педагогов к собственному здоровью как фактор эффективности реализации ими здоровьесозидающей функции / Т. Н. Ле-ван // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. — 2015. — № 3.

9. Малафеева, С. Н. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников / С. Н. Малафеева, Н. А. Вершинина // Специальное образование. — 2014. — № 2 (34).

10. Малярчук, Н. Н. Факторы, влияющие на эффективность здоровьесози-дающей деятельности педагогов в современном социокультурном пространстве / Н. Н. Малярчук, В. М. Чимаров // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. Гуманитарные исследования. — 2011. — № 9.

11. Масловская, С. В. Здоровье как фактор развития профессиональной компетентности педагога / С. В. Масловская, М. В. Фомина // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. — 2009. — № 1.

12. Митина, Л. Н. Психологические средства преодоления трудностей лич-ностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования / Л. М. Митина. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2015.

13. Пономарева, Т. И. Проблема сохранения здоровья педагогов в условиях современной образовательной среды / Т. И. Пономарева // Инновации в науке : материалы LIV междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск : Изд. АНС «СибАК», 2016. — № 2 (51).

14. Проскурякова, Л. А. Место здоровья в системе личностных ценностей педагогов / Л. А. Проскурякова, Т. В. Ду-шенина // Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Кемерово, 26—27 окт. 2011 г.). — Изд-во КРИПКиПРО, 2011— Ч. I.

15. Рыбина, И. Р. Сущность понятия «здоровьесберегающая компетентность» / И. Р. Рыбина // Уч. зап. Орлов. гос. ун-та. — 2015. — № 3 (66).

16. Рыкова, Т. М. Здоровье как необходимое условие успешной профессиональной деятельности педагога / Т. М. Рыкова // Наука и школа. — 2009. — № 4.

17. Томилина, Н. В. Здоровье педагога и руководителя образовательного учреждения: предмет изучения / Н. В. Томилина, О. В. Томилина // Человек и образование. — 2005. — № 3.

18. Шабунова, А. А. Здоровье населения в России: состояние и динамика : моногр. / А. А. Шабунова. — Вологда : ИСЭРТ РАН, 2010.

References

1. Avchinnikova, S. O. K razgrani-cheniyu i integratsii ponyatiy «gotov-nost», «kompetentnost», «kultura» v kontekste podgotovki spetsialistov sot-sialnogo profilya k zdorovesberegayu-schey deyatelnosti / S. O. Avchinnikova // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. — 2016. — № 1 (11).

2. Bazhenova, N. A. Sohranenie i ukreplenie zdorovya pedagoga v protsesse professionalnoy deyatelnosti / N. A. Ba-zhenova // Biologicheskiy vestnik Melito-polskogo gosudarstvennogo pedagogiche-skogo universiteta imeni Bogdana Hmelnitskogo. — 2015. — T. 5, № 1a.

3. Vasilevskaya, E. A. Professional-noe zdorove pedagoga kak faktor sovershenstvovaniya zdorovesberegayu-schey obrazovatelnoy sredyi / E. A. Va-

58

Специальное образование. 2016. № 3

silevskaya // Vektor nauki Talyattin-skogo gosudarstvennogo universiteta. —

2011. — № 1 (15).

4. Golovina, N. A. Zdoroveformi-ruyuschiy podhod k uchaschimsya mlad-shih klassov v protsesse obucheniya v shkole / N. A. Golovina, S. N. Malafe-eva // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2011. — № 5.

5. Kriger, E. E. Professionalnoe zdo-rove pedagoga kak predmet proektirova-niya vospitatelnoy sistemyi shkolyi / E. E. Kriger // Sotsialnaya pedagogika. —

2012. — № 2.

6. Kuchma, V. R. Povedenie detey, opasnoe dlya zdorovya: sovremennyie trendyi i formirovanie zdorovogo obraza zhizni: monografiya / V. R. Kuchma, S. B. Sokolova. — M. : FGBNU NTsZD, 2014.

7. Kuchma, V. R. Rukovodstvo po diagnostike i profilaktike shkolno obuslovlennyih zabolevaniy, ozdorovle-niyu detey v obrazovatelnyih uchrezhde-niyah / V. R. Kuchma, P. I. Hramt-sov. — M. : Izdatel NTsZD, 2012.

8. Le —van, T. N. Otnoshenie peda-gogov k sobstvennomu zdorovyu kak faktor effektivnosti realizatsii imi zdo-rovesozidayuschey funktsii / T. N. Levan. // Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhbyi narodov. — 2015. — № 3.

9. Malfeeva, S. N. Formirovanie mo-tivatsii k zdorovomu obrazu zhizni u mladshih shkolnikov / S. N. Malafeeva, N. A. Vershinina // Spetsialnoe obrazovanie. — 2014. — № 2 (34).

10. Malyarchuk, N. N. Faktoryi vliyayu-schie na effektivnost zdorovesozidayu-schey deyatelnosti pedagogov v sovre-mennom sotsiokulturnom prostranstve / N. N. Malyarchuk, V. M. Chimarov // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnyie issledova-niya. — 2011. — № 9.

11. Maslovskaya, S. V. Zdorove kak faktor razvitiya professionalnoy kompe-tentnosti pedagoga / S. V. Maslovskaya, M. V. Fomina // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2009. — № 1.

12. Mitina, L. N. Psihologicheskie sred-stva preodoleniya trudnostey lichnostno-professionalnogo razvitiya i sohraneniya zdorovya sub'ektov obrazovaniya / L. M. Mitina. — M. ; SPb. : Nestor-Istoriya, 2015.

13. Ponamareva, T. I. Problema sohraneniya zdorovya pedagogov v usloviyah sovremen-noy obrazovatelnoy sredyi / T. I. Ponomare-va // Innovatsii v nauke : materialyi LIV mezhdunar. nauch.-prakt. konf. № 2 (51) / Novosibirsk: Izd. ANS «SibAK», 2016.

14. Proskuryakova, L. A. Mesto zdoro-vya v sisteme lichnostnyih tsennostey pedagogov / L. A. Proskuryakova, T. V. Dushenina // Zdorovesberegayu-schaya deyatelnost v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika : materialyi Vseros. nauch.- prakt. konf. S mezhdunar. uchastiem : Kemerovo, 26 — 27 oktya-brya 2011 g., — Izd-vo KRIPKiPRO, 2011— Ch. I.

15. Ryibina, I. R. Suschnost ponyatiya «zdorovesberegayuschaya kompetent-nost» / I. R. Ryibina // Uchenyie zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2015. — № 3 (66).

16. Ryikova, T. M. Zdorove kak neob-hodimoe uslovie uspeshnoy professional-noy deyatelnosti pedagoga / T. M. Ryi-kova // Nauka i shkola. — 2009. — № 4.

17. Tomilina, N. V. Zdorove pedagoga i rukovoditelya obrazovatelnogo uchrezh-deniya: predmet izucheniya / N. V. Tomi-lina, O. V. Tomilina // Chelovek i obrazovanie. — 2005. — № 3.

18. Shabunova, A. A. Zdorove naseleni-ya v Rossii: sostoyanie i dinamika : monografiya / A. A. Shabunova. — Vologda : ISERT RAN, 2010.

Спецнаflbное 06pa30BaHne. 2016. № 3

59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.