Научная статья на тему 'Формирование готовности будущих учителей начальных классов к осуществлению патриотического воспитания, в условиях модернизации'

Формирование готовности будущих учителей начальных классов к осуществлению патриотического воспитания, в условиях модернизации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА / PREPARATION / ГОТОВНОСТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / READINESS AND PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданова Наталья Михайловна

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты подготовки студентов к осуществлению патриотического воспитания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жданова Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of readiness of future primary school teachers to implement Patriotic education in conditions of modernization

The article considers theoretical and practical aspects of training students to carry out Patriotic education of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущих учителей начальных классов к осуществлению патриотического воспитания, в условиях модернизации»

Формирование готовности будущих учителей начальных классов к осуществлению патриотического воспитания, в условиях

модернизации

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты подготовки студентов к осуществлению патриотического воспитания младших школьников.

Подготовка, готовность, патриотическое воспитание.

N. M. Zhdanova, Shadrinsk

Formation of readiness of future primary school teachers to implement Patriotic education in conditions of modernization

The article considers theoretical and practical aspects of training students to carry out Patriotic education of younger schoolchildren.

Key words: preparation, readiness and Patriotic education.

Одним из приоритетных направлений в педагогике на сегодняшний день является создание системы образования, целью которой является развитие потребностей личности, активизация его качеств, создание условий для самовыражения и самоутверждения, воспитание патриотизма. Важность решения этих задач отражена в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года», где одной из основных целей выступает подготовка будущих специалистов с высоким уровнем образования, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности. Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года включает в качестве основных направлений развитие человека как свободной личности, формирование в его сознании духовных и нравственных ценностей, достижение образовательных результатов, которые обеспечат возможность самостоятельного решения проблем в различных сферах профессиональной деятельности в будущем. Эти же идеи заложены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы», разработанной в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации. При этом одной из важнейших задач выступает воспитание патриотизма, любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, интереса к культуре нации, народным традициям и обычаям.

Рассмотрим ключевые понятия данной статьи. В.А. Сластенин рассматривает «подготовку» как основу профессионализма [6].

Н.В. Ипполитова определяет подготовку студентов педвуза к педагогической деятельности как «сложное, системное явление, представленное совокупностью взаимосвязанных компонентов, интеграция которых обеспечивает успешность осуществляемой деятельности» [3, с.50].

С учетом данных точек зрения мы рассматриваем подготовку студентов к патриотическому воспитанию как специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование готовности будущих учителей к избранной деятельности и основанный на освоении теоретических знаний и практических умений, развитии личностных качеств, обеспечивающих успешность данного направления воспитательной работ. Анализ проблем, связанных с этой темой, позволяет утверждать, что понятие «профессионально-педагогическая подготовка студентов» рассматривается как сложная система, состоящая из нескольких элементов, которые в свою очередь представляют подсистемы, имеющие свою структуру. При этом взаимосвязь данных

элементов предполагает не простое их суммирование, а достижение на их основе интеграции общей цели - подготовки специалиста высокой квалификации. Эта цель определяет структуру и содержание подготовки студентов к педагогической деятельности.

В современной философии система определяется как упорядоченное множество взаимосвязанных элементов обладающие структурой и организацией [4], а в педагогике рассматривается как внутренне организованная на основе того или принципа целостности, в которой все элементы тесно связаны друг с другом и выступают по отношению к окружающим условиям и другим системам как нечто единое [5].

Системообразующим фактором данной системы выступает ее цель -формирование готовности будущих учителей к патриотическому воспитанию, достижение которой становится возможным на основе осуществления взаимосвязанной деятельности студентов и преподавателей.

В педагогической литературе «готовность» рассматривается как основа профессиональной компетентности педагога [6].

В своем исследовании мы будем опираться на следующее определение готовности - сложное интегративное личностное качество, характеризующее активно-действенное субъективное состояние личности и мобилизованность сил для выполнения поставленной профессионально-педагогической задачи [2].

В структуре готовности студентов к патриотическому воспитанию учащихся с учетом психолого-педагогических исследований, Н.В. Ипполитова выделяет следующие компоненты:

- личностный компонент (отражает внешние и внутренние изменения, происходящие в личности будущего педагога в процессе профессиональной подготовки);

- когнитивный компонент (характеризует изменения в интеллектуальной сфере личности);

- деятельностный компонент (предполагает владение способами и приемами осуществления патриотического воспитания, необходимыми знаниями умениями, навыками) [3]. Цель подготовки студентов к патриотическому воспитанию определяется с учетом требований современного российского общества, цели профессиональной подготовки будущих учителей, структуры понятия «готовность к патриотическому воспитанию младших школьников». Т.е. целью рассматриваемой подготовки студентов является формирование готовности будущих учителей начальных классов к осуществлению данного направления воспитательной работы. Эта цель реализуется в целостном образовательном процессе вуза, направленном на решение задач подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников.

В качестве задач подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию младших школьников выделяются: обеспечение будущих учителей начальных классов методологическими, теоретическими, методическими знаниями по общей теории педагогического процесса в целом и патриотического воспитания в частности; формирование практических умений и навыков решения задач данного направления воспитательной работы; развитие интереса, положительной мотивации к патриотическому воспитанию младших школьников.

Мотивационно-целевой блок логически взаимосвязан с содержательным блоком. Проведенный на основе совокупности системного, интегративно-деятельностного и этнопедагогического подходов структурно-функциональный анализ подготовки студентов обусловливает раскрытие содержания подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников через выделение видов

подготовки, отражающих ее целостный характер и способствующих достижению ее цели.

Содержательный блок подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников включает следующие виды подготовки: методологическую, теоретическую, методическую, нравственно-психологическую, которые, находясь во взаимосвязи и взаимозависимости, обеспечивают эффективность осуществляемого патриотического воспитания.

Методологическая подготовка представляет собой вооружение будущих учителей начальных классов знаниями методологического характера, методов и приемов познания и творческого преобразования действительности в соответствии с ее законами. Вооружение будущих учителей знанием методологического характера предлагает усвоение знаний, соответствующих четырем уровням методологии: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический. Каждому уровню соответствует определенная группа знаний [173].

Теоретическая подготовка будущих учителей включает овладение студентами фундаментальными теоретическими знаниями, необходимыми для осуществления патриотического воспитания. Профессионально-педагогическая подготовка студентов педвуза предполагает вооружение будущих учителей не только теорией, но и методикой осуществления образовательного процесса Важной составляющей содержательного блока является технологическая подготовка. Необходимость выделения данного вида подготовки обусловлена самим характером педагогической деятельности, которая требует от педагога не только общепедагогических, но и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих возможность эффективного решения конкретных учебно-воспитательных задач в изменяющихся условиях и в различных педагогических ситуациях.

В качестве следующей составляющей содержательного блока мы выделяем нравственно-психологическую подготовку. Вопрос организации подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников призван решать организационно-методический блок. Он связан с другими блоками и решает проблему оптимального выбора методов, средств и форм реализации процесса подготовки.

Не менее важную значимость имеет результативный блок, который связан с оценкой результатов подготовки студентов к патриотическому воспитанию младших школьников средствами НП, соотнесением результатов с целью подготовки.

Таким образом, осуществление подготовки будущих учителей в системе взаимосвязанных блоков, позволит по нашему мнению достичь достаточно высокого уровня готовности к патриотическому воспитанию в условиях современной школы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовская, Н.В. Педагогика : учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб. : Питер, 2000. - 304 с.

2. Жданова, Н.М. Подготовка студентов педвуза к патриотическому воспитанию учащихся / Н.М. Жданова // Мировая образовательная политика в контексте трансформации системы образования. -Чебоксары : НИИ педагогики и психологии, 2010. - С. 159-165.

3. Ипполитова, Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: особенности, подходы подготовки будущих учителей / Н.В. Ипполитова. - Челябинск, Факел, 1997. - 213 с.

4. Краткий словарь по философии / под ред. И.В. Блауберга. - М. : Политиздат, 1976. - 236 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. -527 с.

6. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С.Подымова. - М. :

Магистр, 1997. - 224 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.