УДК 371.268
Сергеева Светлана Николаевна
Аспирант кафедры педагогики начального образования ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. ИЯ. Яковлева»
СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СЕМЬЕ НА ОСНОВЕ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОГО АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ УРОВНЕЙ ИХ ВОСПИТАННОСТИ
Sergeyeva Svetlana Nikolayevna
Postgraduate of the primary education subdepartment of the Chuvash State Pedagogical University named after I.Y. Yakovlev
THE CONTENT OF PEDAGOGICAL GUIDANCE OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN UPBRINGING IN A FAMILY IN TERMS OF THE CAUSATIVE-CONSECUTIVE ANALYSIS
Педагогическое сопровождение - это многогранное явление. Оно может осуществляться на разных уровнях: личности, школы, родителей, социума, детских, подростковых, юношеских объединений и др. Ряд отечественных педагогов термин «сопровождение» толкуют как помощь школьнику, процесс совместной деятельности сопровождающих и сопровождаемых (А. В. Мудрик, В. А. Сластенин и др.), как действие субъектов воспитания, обучения, развития, саморазвития в целях оказания помощи, содействия в затруднительных ситуациях (М. И. Губанов), как помощь детям, имеющим проблемы в психическом развитии (Л. М. Фридман, А. И. Дубровина), как создание педагогических и социально-психологических условий для школьной адаптации первоклассников, изучение динамики развития начальной школы (Р. В. Овчарова) и др.
Особенность развития системы сопровождения на современном этапе -необходимость решения задач сопровождения ребёнка в условиях модернизации образования, при изменениях в его структуре и содержании.
Взаимодействие педагогов с семьей на современном этапе развития общества затруднено, что обусловлено рядом веских причин. Семья претерпевает сегодня существенные изменения. Социально-экономические реформы ухудшили положение семьи, детей, молодёжи. Многие родители самоустранились от воспитания детей. Напряжение возрастает оттого, что усиливается расслоение семей по уровню доходов, растёт число разводов, внебрачных детей; разрушается традиционная структура семьи, меняются старые, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми, отношение к воспитанию. В результате оказалась разрушенной многовековая, спонтанная передача народного педагогического опыта от родителей к детям, от старших к младшим, утрачены многие ценности, которые веками считались основой воспитания.
Необходимость и значимость взаимодействия педагогов с семьями учащихся сегодня - жизненно важная необходимость. Анализ взаимодействия образовательного учреждения и семьи подтверждает, что педагоги испытывают трудности в общении с отцами и матерями, в поддержке с ними связей, в организации дифференцированной работы по психолого-педагогическому просвещению родителей (особенно в неблагополучных семьях). В помощи со стороны нуждается и семья - 46,3% взрослых. Они понимают трудности своих детей, но не могут оказать им помощь.
Наибольшую трудность для родителей представляет установление доверительных отношений с ребёнком, умение вести с ним беседу в атмосфере взаимопонимания. Не умеют родители учитывать возрастные изменения в психике детей, обращаются с ними по модели предыдущего возрастного этапа, стараются подчинить их своей воле. Для многих характерна неразвитость родительских чувств, эмоциональное отвержение, воспитательная неуверенность, то есть нарушение семейных взаимоотношений родителей и детей. Для того, чтобы взаимодействие с семьёй было результативным, необходим активный поиск новых форм, методов и содержания совместной деятельности педагогов и родителей, разработки ее психолого-педагогичес-кого сопровождения.
Сегодня родительские обязанности становятся необыкновенно объемными, многоплановыми, трудными и значимыми. Единственной и реальной основой воспитания в современной семье является серьезная подготовка родителей ребенка в сфере семейной педагогики и психологии семейного воспитания, обусловленная общей и педагогической культурой родителей и обеспечивающая конечный результат воспитания. Уже поэтому родители в современных семьях объективно и субъективно заинтересованы в получении более системных психолого-педагогических знаний и более требовательны к этой стороне работы образовательных учреждений, чем все прежние поколения родителей.
Для дальнейшего совершенствования взаимодействия педагогов образовательных учреждений с родителями во избежание его фрагментарности и бессистемности, имеющих место в современных условиях, необходимо на основе проведенного анализа осуществлять мероприятия, направленные на реализацию региональной социальной и семейной политики, повышение престижа и ценности семьи, совершенствование форм семейного воспитания. Для этого нужно организовать подготовку педагогов к работе с родителями на базе региональных институтов повышения квалификации педагогических работников; объединить усилия правоохранительных и здравоохранительных органов, родительской и педагогической общественности, представителей религиозных конфессий по вопросам помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков; создать условия для возрождения системы родительского всеобуча, развития разнообразных форм психолого-педагогического
просвещения родителей, повышения их культурно-образовательного уровня с учётом различного социального положения семей; всемерно выявлять и использовать в практической деятельности позитивный опыт семейного воспитания, традиции семейной народной педагогики; обеспечить реализацию прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением, организации учебно-воспитательного процесса (попечительский совет, совет учреждения, родительский совет, совет отцов); создавать объединения родителей по семейным проблемам; использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлечения их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, организацию совместного досуга; активно включать в работу с семьёй педагога-психолога, социального педагога, педагогов дополнительного образования детей и др.
Задачами психолого-педагогического сопровождения воспитания младших школьников в семье мы считаем: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности; нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Основными направлениями работы по психолого-педагогическому сопровождению являются: профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг)); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Сегодня в системе педагогического сопровождения наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности осуществляется такое комплексное направление, как разработка (проектирование) образовательных программ. В системе развивающего образования становится возможным различение коррекционной и развивающей работы. Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определённый эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребёнка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, при которых ребёнок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Этот уровень может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей - смысл раскрытия потенциальных возможностей ребёнка. При этом развивающая работа становится не просто тренингом определённой способности, но и
ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе и социализации личности младшего школьника.
Процесс проектирования программы педагогического сопровождения воспитания младших школьников в семье на основе причинно-следственного анализа включает в себя несколько этапов. 1-й этап: мотивационный - установление эмоционального контакта между педагогом, родителями учащегося и психологом, совместное обсуждение предполагаемых результатов и условий сотрудничества, уточнение профессиональных ожиданий. 2-й этап: концептуальный - раскрытие смысла и содержания предстоящей работы для педагога, выработка общего языка, определение роли, статуса и общей профессиональной позиции педагога, психолога, родителей относительно ребёнка, распределение между ними функциональных обязанностей, формулирование общей цели, задач, мотивов, смыслов сотрудничества. 3-й этап: проектный - разработка проекта образовательной программы на основании ориентировочной диагностики наличного уровня воспитанности; ознакомление с проектом программы других участников образовательного процесса; психолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса (не принимавших участия в разработке проекта программы).
4-й этап: реализация проекта - практическая реализация программы: одновременно ведутся текущая педагогическая диагностика, анализ и рефлексия процесса реализации программы при затруднениях - текущая психологическая диагностика для определения причин и разрешения затруднений.
5-й этап: рефлексивно-диагностический - завершение процесса: итоговая диагностика, совместный анализ результатов, рефлексия, внесение предложений по проектированию образовательной программы перехода на следующую ступень образования (проектирования).
Цель, которую ставит перед собой школа в работе с родителями, это повышение психолого-педагогической компетентности родителей в семейном воспитании по социально-поддерживающему и развивающему поведению в семье и в процессе взаимодействия с ребенком.
Стержнем воспитанности, по мнению А. К. Марковой, является согласованность трех компонентов: нравственных знаний (знаний об отношении к труду, обществу, к другому человеку, к самому себе); нравственных убеждений и мотивов, целей, отношений, смыслов - то, что из нравственных знаний принято учеником для себя как эталон; нравственных поступков и нравственного поведения в учении [1, с. 70].
Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении [2, с. 85].
С точки зрения причинно-следственного анализа можно выделить внутренние и внешние причины разных уровней воспитанности младшего школьника в семье. Причины внутреннего плана можно разделить на биологические, психологические. Причины воспитанности внешнего плана: структура семьи (однодетные семьи; многодетные семьи; семьи, имеющие
ребенка-инвалида; неполная семья); стиль воспитания в семье; педагогический потенциал семьи и др.
Диагностика уровней воспитанности младших школьников в педагогической деятельности учителя начальных классов является отправным пунктом в планировании и организации процесса воспитания в школе и семье, его коррекции и совершенствования. Она позволяет учителю начальных классов правильно определить воспитательные задачи на определенный период времени, наметить основные направления их реализации, спланировать воспитательную работу, а также составить программу нравственного воспитания учащихся на весь период их обучения в начальной школе [3, с. 117].
Главная цель разработанной нами программы педагогического сопровождения воспитания младших школьников в семье на основе причинноследственного анализа результатов уровней их воспитанности - способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития учащегося, возрождению семейного воспитания. Основу ее реализации представляют квалифицированное педагогическое руководство и максимальное использование положительного потенциала и возможностей семьи. Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как систематическая деятельность классного руководителя, пе-дагога-психолога и социального педагога, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, их успешное обучение и развитие в открытом социокультурном пространстве образовательного учреждения.
Взаимодействие школы и семьи реализуется через родительский лекторий; родительские собрания, проблемное и тематическое консультирование на основе причинно-следственного анализа, проблемные семинары, дни открытых дверей, совместные акции, социальные проекты, тренинг «Взаимодействие родителей с детьми», совместный досуг, семейная гостиная «Поймем друг друга» и др.
Основными направлениями работы социально-педагогической и психологической службы с родителями являются: психодиагностическое (мониторинг) - диагностика, анкетирование, наблюдение, посещение на дому; психокоррекционное на основе причинно-следственного анализа уровня воспитанности ребенка в семье; консультативное; психопрофилактическое и просветительское.
Практика деятельности педагога с родителями учащихся на основе причинно-следственного анализа уровней воспитанности показала, что, взаимодействуя в единой воспитывающей среде, можно решить следующие задачи: в совместной деятельности педагогов, учащихся и их родителей устанавливаются дружественные отношения сотрудничества, передается опыт творческой деятельности; от старших младшим передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно полезной, художественно-творческой, физкультурной, свободном общении; нормализуются семейные отношения детей и родителей за счет совместно-
го позитивного переживания; формируется отношение к материальным и духовным ценностям; родители лучше узнают своих детей (именно в сфере общественной деятельности), а педагоги - родителей; происходит повышение профессионализма родителей в разных сферах; достигается больший охват учащихся различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей.
Наш опыт работы в родительских группах подтверждает мнение большинства профессионалов, что люди могут меняться, если они попадают в развивающую среду, получают возможность честного и открытого общения, могут обсуждать различные проблемы в атмосфере доверия и понимания.
Библиографический список
1. Маркова, А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя [Текст]/ А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 193 с.
2. Маркова А. К. Диагностика развития школьников в процессе обучения / А. К. Маркова IIВ кн.: «Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте [Текст]/ А. К. Маркова, А. Г. Лидере, Е. Л. Яковлева. -Петрозаводск : Б.и., 1992. С. 4-98.
3. Чепиков, В. Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников: учебно-методическое пособие [Текст]/ В. Т. Чепиков. - Гродно : ГРГУ, 2001. - 189 с.
4. Кузнецов А. В. Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия педагогов с семьей как условие социального становления личности (в системе дополнительного образования детей): учеб. пособие [Текст]/ А. В. Кузнецов, О. И. Донина, О. В. Кириллова. - Чебоксары - Ульяновск: УЛГУ, 2006. - 252 с.