СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО...
В этом возрасте происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. Мощные сдвиги, происходящие во всех областях жизнедеятельности ребенка, делают этот возраст «переходным» от детства к взрослости. Данный возраст богат драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования. Подростковый возраст часто называют периодом диспропорций в развитии. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость. Физические недостатки часто преувеличиваются. Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая идентификация, которые являются двумя линиями единого процесса психосексуального развития. Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. Цель данной темы: психолого-педагогическое просвещение родителей «трудных» подростков, научить родителей методам исправления трудновоспитуемых, приемам педагогического воздействия на «трудных» подростков.
5. Самопознание и творческое самоопределение подростков. Выбор профессии - это один из ваяснейших вопросов, который стоит перед человеком. Это, по существу, выбор жизненного пути, выбор судьбы. Удачный выбор профессии - это моральная удовлетворенность, высокая самооценка, это и высокая производительность труда, высокое качество продукции, максимальная «отдача». Это та точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо сочетание и личных, и общих интересов. Данная тема предназначена, чтобы помочь родителям в профессиональном самоопределении детей. Основные задачи', оказать помощь родителям в понимании и назначении внутреннего мира ребенка; ознакомить родителей со спецификой профессиональной деятельности в современных условиях.
6, Организация семейного досуга подростков, Л. Н, Толстой, подчеркивая особое значение семьи в жизни каждого человека, писал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Счастье в доме - это важнейшая основа благополучия не только в личной, но и в общественной жизни, это физической и нравственной здоровье, это уверенность в завтрашнем дне. Между тем в семьях - между супругами, между родителями и детьми - порой складываются весьма сложные отношения. Современный темп жизни, особенно в больших городах, приводит к чуть ли не постоянным нервным перегрузкам, неизмеримо увеличивает вероятность возникновения стрессовых ситуаций. Современная жизнь такова, что родители и дети одновременно находятся дома в среднем не более 2 часов, не считая сна. Кроме того, общение роди-
телей и детей происходит преимущественно во время просмотра телепередач, обсуждения школьных проблем, значительно реже - при обсуждении книг и журналов, еще реже - в совместных прогулках на природе, играх и т. п. Основная задача темы: показать родителям значимость организации досуга детей и взрослых, влияния совместного досуга с детьми на улучшение отношений в семье,
1. Развитие познавательных процессов у подростков. В подростковом возрасте завершается формирование интеллектуальных способностей человека. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний и умений, развитие самосознания. В этом возрасте резко возрастает потребность самоутверждения, складывается рефлексирующая личность, формируется не всегда адекватная самооценка. Вместе с тем это возраст бурного физиологического развития, эндокринных изменений, связанных с половым созреванием. Это проявляется в эмоциональной неустойчивости, неуправляемости, снижении работоспособности и адаптационных возможностей в процессе учебной деятельности, предъявляет особые требования к средствам и методам обучения, а также к характеру взаимоотношений взрослых с подростком, родителей и детей, которое должно основываться на стремлении к сотрудничеству и избеганию конфликтов, Специальное обучение может стать важным условием взросления и способствовать гармоническому развитию в подростковом возрасте. Основные задачи: повышение ответственности родителей за психическое здоровье подростка; создание благоприятных условий в семье для развития познавательной деятельности учащегося подросткового возраста; обучение родителей приемам, способам, развивающим познавательные процессы у подростка.
8. Формирование у подростков здорового образа жизни. Родителями не рождаются, ими становятся. Многие из них с замиранием сердца ждут так называемого подросткового возраста у своих детей. У кого-то этот переход от детства к взрослению проходит совершенно незаметно, для кого-то становится настоящей катастрофой. Еще недавно послушный и спокойный ребенок становится «колючим», раздражительным, он то и дело вступает в конфликт с окружающими. Многие родители не готовы к тому, чтобы оказать помощь и поддержку своему ребенку, В данной теме мы раскрываем как теоретические, так и практические вопросы проблемы формирования здорового образа жизни. Основные задачи: помочь родителям в обретении доверия к своему ребенку; научить родителей оказывать ему поддержку, вести с ним доверительный разговор; научить родителей умениям направлять свои знания на формирование здорового образа жизни.
9. Работа с родителями учащихся, имеющих ослабленное здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения - проблема актуальная. Сложнее всего детям с отклонениями в здоровье. Причин, влияющих на состояние здоровья детей, множество. Это и факторы внутришкольной среды, и ухудшение экологической обстановки, глобальные и социальные проблемы и т. д. Основные направления работы с родителями детей, имеющих ослаб-
ленное здоровье, состоят в реализации оздоровительной и лечебно-профилактической деятельности; в дифференцированном подходе в зависимости от характера и выраженности структурных и функциональных нарушений в организме; в доступности и систематичности оздоровительной работы. Основные задачи: повысить ответственность каждого родителя за здоровье своего ребенка; научить родителей практическим навыкам контроля за состоянием его здоровья, содействия закаливанию его организма; повышения работоспособности; формирования установки на укрепление здоровья и здоровый образ жизни.
10. Формирование в семье культуры общения подростка. Проблемы общения в последнее время стали еще больше привлекать внимание ученых и практиков. Неправильное общение «отравляет» психику ребенка, ставит под удар его психологическое здоровье, эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. Стиль родительского поведения непроизвольно «записывается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как вполне «естественный», ведь он не знает другого. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Основные задачи: опираясь на данные социально-психологических наук охарактеризовать и проанализировать закономерности и особенности общения подростков, роль сообществ сверстников б развитии коммуникативных качеств, а также рассмотреть спорные проблемы семейного воспитания по вопросам формирования культуры общения и вызвать интерес родителей к сотрудничеству и сотворчеству в повседневном общении с собственными детьми; переориентировать родителей с авторитарного на диалогическое общение с подростками на основе взаимопонимания и уважения друг к другу.
11. Ребенок обучается на дому: возможности, проблемы, решения. Одной из актуальных проблем школы в новых экономических условиях образования является проблема обучения учащихся на дому. Ученик в течение всего дня находится дома и ждет прихода учителей в соответствии с расписанием. Главная задача состоит в том, чтобы сделать все возможное для интеллектуального развития ребенка, обеспечивая щадящий режим проведения занятий. При реализации содержания данной темы особое внимание уделяется повышению ответственности родителей за сохранение и укрепление нервно-психического и соматического здоровья учащихся; обеспечению развивающей среды для учащихся, обучающихся на дому. Основные задачи темы: формирование у родителей понятий «соматическое» и «нервно-психическое» здоровье детей; развитие представлений об «особенностях» детей, находящихся на индивидуальном обучении.
12. Школа будущих родителей. Организуется в образовательном учреждении при наличии желающих познакомиться с основами семьеведения (пси-холого-педагогическими, медико-физиологическими, правовыми и социаль-
ными аспектами). Формирование основных качеств личности гражданина начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни ребенка. В особой заботе нуждаются молодые семьи. Молодым людям, которые через несколько лет будут создавать свои семьи, сами станут родителями, эта школа будет чрезвычайно полезна (если, к тому же, такая работа не проводилась в школе). Основные задачи: раскрыть психологические, педагогические и правовые основы будущей семейной жизни.
Разработанная Программа психолого-педагогического сопровождения взаимодействия образовательных учреждений с семьей в социальном становлении личности структурирует научные знания в данном направлении, создает предпосылки для организации относительно контролируемого процесса социального становления личности. Реализация данной программы, отражающей систему взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся, способствует оптимизации процессов включения человека в сферу социальных отношений, выявить педагогические условия и основные направления успешного социального становления детей и подростков. Введение в образовательный процесс работы с родителями позволяет обучающимся более эффективно овладевать механизмами адаптации, жизнетворчества, рефлексии, сотрудничества, развития своей индивидуальности и ее дальнейшего раскрытия в социальной и профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. [Текст] / Ю. П. Азаров. - М., 1989.
2. Антонов, А. И. Семья как институт среди других социальных институтов [Текст] / А. И. Аптонов // Семья на пороге третьего тысячелетия, - М., 1995.
3. Антонов, А. И. Кризис семьи и пути его преодоления. [Текст] / А. И. Антонов, В, А, Борисов. - М., 1990,
4. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. [Текст] - М., 1996.
5. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей [Текст] // ООН, Нью-Йорк, 1990.
6. Конвенция ООН. О правах ребенка [Текст] // Ведомости СССР. - 1990. -№45,
7. Меерсон, Е. А. Экология семьи [Текст]: учебное пособие. / Е. А. Меерсон, Т. Н. Карякина. - Волгоград, 1998.
8. Петровский, А. В. Дети и тактика семейного воспитания, [Текст] / А. В. Петровский. - М., 1981,
9. Савинов, Л. И. Семьеведение [Текст]: учеб. пособие. / Л. И. Савинов. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000.
10. Семейный кодекс РФ [Текст] // Федеральный закон от 29.12.1995 г. -№ 223.
11. Ильенко, Е. В. Защита прав личности как социально-педагогическая проблема [Текст] / Е. В. Ильенко, В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. — С. 88-99.
12.Карпова, Н. П. Потенциал сельского социума в формировании духовности школьников [Текст] / Н. П. Карпова // Сибирский педагогический журнал. -
2007. -№3.~ С. 106-112.
13. Белоусова, Е. Л. Нравственное воспитание современных подростков в условиях системы дополнительного образования [Текст] / Е. Л. Белоусова, Н. А. Ложникова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. -С. 270-277
М.Евснкова, Е. И. Социально-педагогические механизмы реализации и защиты прав ребенка в системе образования [Текст] / Е. И. Евсикова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. — С. 315-322.
15.Щуркова, Н. Е. Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного воспитания [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. — 2007. - № 4. - С. 139-148.
16. Ильенко, Е. В. Понимание права как социально-педагогический феномен [Текст] / Е. В. Ильенко, В. А. Беловолов // Сибирский педагогический журнал. —
2008. - № 2. - С. 265-274.
17. Баринов, В. А. Идеи семейного и национального воспитания в педагогике И. А. Ильина (к 125-летию со дня рождения мыслителя) [Текст] / В. А. Баринов, К. В. Баринова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. -С. 52-70.
18. Щуркова, Н. Е. Психологические механизмы педагогики нежности [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. -2008. — № 1. -С, 191-204.
19.Чекрякова, С. В. Взаимосвязь самооценки часто болеющего ребенка дошкольного возраста и родительского отношения к нему [Текст] / С. В. Чекрякова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. — № 3. -С. 401-409.
УДК 37
Захаров Александр Львович
Аспирант кафедры истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения Чувашского государственного педагогическогоуниверситета им. И. Я. Яковлева, [email protected], Чебоксары
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ
Zakharov Alexandr Lvovich
Post-graduate student Chuvash State Teacher training University after I. Y. Yakovlev, [email protected], Cheboksary
THE THEORETICAL-METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF PATRIOTIC EDUCATION AT SCHOOL
Историко-теоретический анализ исследований эволюции патриотического воспитания в конкретных социокультурных условиях позволил целостно представить процесс его становления из части социальной культуры в самодостаточный феномен, в перспективе ставший основой организации
государственной системы патриотического воспитания. Однако, динамично и противоречиво развивающиеся социально-политические преобразования в современном обществе, детерминировали разработку и реализацию Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и второй государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (далее Программа), направленных на совершенствование патриотического воспитания граждан в условиях изменяющейся России. Отражением этих изменений становится появление в педагогической науке принципиально новых подходов к пониманию сущности, содержания, структуры и приоритетных направлений современного патриотического воспитания различных категорий российских граждан, особенно детей и молодежи.
Сущность современного подхода к решению проблем патриотического воспитания емко представлена в цели Программы - совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. И это признание патриотического воспитания на высоком государственном уровне утверждает его статус и приоритет в целостной системе воспитания граждан России.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Президент Д. А. Медведев особо подчеркнул пять групп главных ценностей, «общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией»:
- справедливость, понимаемая как политическое равноправие, честность и ответственность, реализуемые как социальные гарантии;
- личная, индивидуальная свобода и свобода общая, национальная, предполагающая самостоятельность и независимость Российского государства;
- жизнь человека, его благосостояние и достоинство, межнациональный мир, единство разнообразных культур, защита малых народов;
- семейные традиции, любовь и верность, забота о младших и старших;
- патриотизм - вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.
Эти ценности формируют наше представление о будущем. Основой нашей политики, отметил Д. А. Медведев, должна составить идеология, в центре которой - человек. Как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности, а жизненный успех которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности, от его способности к новаторству и творческому труду. Конституция утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа - это не только общепризнанные ценности, но это и юридические и педагогические понятия.
Таким образом, главной целевой установкой патриотического воспитания в условиях обновленной России выступают ценностные ориентиры как основа адекватного понимания государственной патриотической идеологии. Переориентация государственной патриотической идеологии на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими приоритетами современных педагогических исследований.
В отечественной педагогике патриотическое воспитание рассм атривается: на фундаментальном уровне - как феномен образования, его подсистема и механизм эволюции в динамике; самоценная структура единой воспитательной системы; на антропологическом - генезис патриотического сознания субъекта воспитания в непреходящем значении его возраста, как сензитивного периода для становления базовых способностей личности в культурно-образовательных средах; на прикладном - обеспечение динамики развития системы патриотического воспитания на основе вариативности и многофункциональности организационных форм и технологий модернизации, их преемственности и индивидуализации.
Сущность патриотического воспитания нами рассмотрена с позиций его главных признаков - целенаправленности, соответствия содержания и средств социокультурным патриотическим ценностям, системы специально организованных педагогических взаимодействий. Каждый из выделенных признаков оказывает существенное влияние на общее понимание сущности искомого понятия.
Патриотическое воспитание как социальное явление обусловлено целостным воздействием общества па личность и рассматривается как процесс социального наследования, который осуществляется через систему государственных и общественных структур в сочетании педагогических воздействий, семейного воспитания и влияний среды на становление и развитие личности патриота.
Патриотическое воспитание как система и целостное явление представляет собой целенаправленный процесс специально организованного педагогического взаимодействия субъектов воспитательного процесса (учителей, школьников, родителей и других взрослых) по поводу содержания воспитания с использованием комплекса средств, с целью формирования и развития патриотизма в его системообразующем значении для личности, общества и государства.
Исследуя сущность патриотического воспитания с позиций теоретико-метологических подходов, нами установлено:
- системный подход определяет в структуре патриотического воспитания системообразующие связи и отношения, характеризующие его как целостность, выделяя общее, особенное и единичное в формировании патриотического сознания, патриотических чувств и социально ответственного поведения личности как системного целого;
- личностный подход, ориентирующий воспитательный процесс на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности,
требует признания уникальности личности, развития ее как патриота. По В. И. Далю, слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». В связи с этим результатом этого процесса выступает патриотизм как качество личности и базовый компонент ее патриотической воспитанности;
- с позиций аксиологического подхода патриотическое воспитание направлено на формирование патриотических ценностей личности, ее социально ценных мировоззренческих установок и качеств. В контексте этого подхода патриотическое воспитание складывается из нескольких ценностно-целевых установок - воспитания патриота семьи, воспитания патриота школы, воспитания патриота родного края, воспитания патриота Отечества;
- деятельностный подход как главное условие формирования личности патриота требует включения ее в разнообразные виды деятельности (культуротворческую, поисков о-исследовательскую, военно-спортивную, игровую, трудовую, проектную, информационно-аналитическую, организационно-исполнительскую, контрольно-оценочную и др.) с целью организации полноценной в социокультурном отношении жизнедеятельности школьников. Каждый вид деятельности имеет свой специфический набор действий и выполняет определенные функции (анализ, мотивация, планирование, организация, контроль и регулирование), у ребят развиваются отношения в коллективе, это позволяет помочь отдельным школьникам в их развитии и самоактуализациию. Концентрация усилий всего комплекса деятельностей, их действенность проявляется в социальной активности и уровне социализации и самореализации личности. Это измеряется степенью готовности и стремлением юного патриота к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, его умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым в дело служения Отечеству;
- полисубъектный подход характеризует культуру взаимодействия субъектов воспитательного процесса, содержание их диалога определяется патриотическими ценностями, нормами, традициями, влияющими на формирование патриотических настроений и социально ответственного поведения. Диалог культур выступает гарантом стабильности и взаимоответственности личности, общества и государства, направленных на сохранение целостности Отечества;
~ культурологический подход, целостно отражая сложные системные образования разных аспектов бытия культуры, с одной стороны, наполняет содержание систем (человек - мир; человек - явление; человек - общество; человек - природа; человек - искусство; человек - техника; человек - Космос и др.) ценностно-патриотическим смыслом, а с другой, являясь качественной характеристикой деятельности, задает социально-гуманистическую направленность её результатов;
—' этнопедагогический подход придает патриотическому воспитанию единство интернационального (общечеловеческого), национального и инди-
видуального, ядром которого выступает национальное самосознание. В этом контексте соединяются патриотические ценности - социальное наследование, связь поколений, сохранение и развитие этноса. Эта закономерность преобразована Г. Н. Волковым в «Золотое правило» этнопедагогики: без истории - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа.
Таким образом, понимание сущности патриотического воспитания с позиций разных теоретико-методологических подходов позволяет определить иерархию его категорий, проблем, дать характеристику его структуре и содержанию в контексте целостности и диалектического единства традиций и инноваций.
Основу содержания патриотического воспитания составляют общечеловеческие ценности: Человек, Труд, Семья, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. В содержании патриотического воспитания раскрываются веками закрепленные в историческом опыте государства и народа ценностные отношения в системе философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир, на природу, общество и человека, которые характеризуют патриотическую направленность мировоззрения личности. Патриотическая направленность мировоззрения представляет «сложную совокупность ценностных отношений человека к окружающей действительности, интегрирует все свойства и качества личности, объединяет их в единое целое, определяет социальную ориентацию, личностную позицию, тип гражданского поведения и деятельности» [12, с. 241].
Б. Ф. Павлов, исследуя концептуально-методологические основы развития патриотического воспитания учащейся молодежи на современном этапе, рассматривает ценностно-патриотическое мировоззрение личности, в структуре которого он выделяет систему взглядов, убеждений, ценностных установок и идеалов, определяющих высокую степень субъектной позиции личности в ее гражданско-патриотическом самоопределении [11, с. 93].
Исследователями установлено, что в основе самоопределения, в том числе и гражданско-патриотического, лежит субъектная (активно-деятельностная) позиция личности. В системе воспитания она обусловливается как позиция личностного саморазвития обучающегося. Механизм самоопределения определяется как выбор - самооценка — отношение - самоутверждение. В структуре субъектной позиции личности выделяются мотивационно-ценностный, отношенческий и регулятивно-деятельностный компоненты (В. А. Сластенин, Г. И. Аксенова и др.). Ведущим мотивом становления субъектной позиции выступает мотив самоутверждения в многообразных личностно-значимых отношениях и деятельностях (самостоятельной, предметной, совместной и творческой). Представленный опыт исследования самоопределения позволяет определить его значение и учесть при характеристике процесса и результата патриотического воспитания.
Рассматривая процесс и результат патриотического воспитания в контексте гражданско-патриотического самоопределения, главным критерием