Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
796
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
креативность / креативное мышление / педагогические условия развития креативности младших школьников / творческая деятельность / проектная деятельность / creativity / creative thinking / pedagogical conditions for the development of creativity of primary school pupils / creation activity / project activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арябкина Ирина Валентиновна, Кирсанова Надежда Сергеевна

В статье рассмотрены теоретико-методологические основы развития креативного мышления младших школьников. Контент-анализ психолого-педагогической литературы, посвященной исследованию детской творческой деятельности, позволил выявить взаимосвязь творчества и креативности, определить влияние креативного мышления на развитие личности ребёнка. В отечественной и зарубежной психологии младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития креативного мышления, которое способствует снижению интеллектуальной нагрузки ребёнка в учебной деятельности за счёт принятия нестандартных решений, облегчающих процесс обучения. Авторами дана характеристика методических приёмов организации занятий творческой направленности в контексте тренинга креативного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арябкина Ирина Валентиновна, Кирсанова Надежда Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

The article discusses the theoretical and methodological foundations for the development of creative thinking in primary school pupils. The content analysis of psychological and pedagogical literature devoted to the study of children's creative activity made it possible to identify the relationship between creation and creativity, to determine the influence of creative thinking on the development of a child's personality. In domestic and foreign psychology, primary school age is a sensitive period for the development of creative thinking, which helps to reduce the child's intellectual load in educational activities by making non-standard decisions that facilitate the learning process. The authors give a characteristic of methodological techniques for organizing creative activities in the context of creative thinking training.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

4. Микерова Г.Г., Абильдина С.К. Особенности развития речи младших школьников по технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) в полилингвальном начальном образовании // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. - 2018. - №7. - С. 173-179.

УДК 373.3 ГРНТИ 14.25.00

DOI 10.24412/2409-3203 -2021 -26-91 -95

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Арябкина Ирина Валентиновна

доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования Кирсанова Надежда Сергеевна магистрант кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск

Аннотация: В статье рассмотрены теоретико-методологические основы развития креативного мышления младших школьников. Контент-анализ психолого-педагогической литературы, посвященной исследованию детской творческой деятельности, позволил выявить взаимосвязь творчества и креативности, определить влияние креативного мышления на развитие личности ребёнка. В отечественной и зарубежной психологии младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития креативного мышления, которое способствует снижению интеллектуальной нагрузки ребёнка в учебной деятельности за счёт принятия нестандартных решений, облегчающих процесс обучения. Авторами дана характеристика методических приёмов организации занятий творческой направленности в контексте тренинга креативного мышления.

Ключевые слова: креативность, креативное мышление, педагогические условия развития креативности младших школьников, творческая деятельность, проектная деятельность.

THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS OF DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

Aryabkina Irina V.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Preschool and

Primary General Education Kopylova Elizaveta Aleksandrovna master student of the Department of of preschool and primary .Ulyanovsk state pedagogical University the name of I. N. Ulyanov, Ulyanovsk

Abstract: The article discusses the theoretical and methodological foundations for the development of creative thinking in primary school pupils. The content analysis of psychological and pedagogical literature devoted to the study of children's creative activity made it possible to

identify the relationship between creation and creativity, to determine the influence of creative thinking on the development of a child's personality. In domestic and foreign psychology, primary school age is a sensitive period for the development of creative thinking, which helps to reduce the child's intellectual load in educational activities by making non-standard decisions that facilitate the learning process. The authors give a characteristic of methodological techniques for organizing creative activities in the context of creative thinking training.

Keywords: creativity, creative thinking, pedagogical conditions for the development of creativity of primary school pupils, creation activity, project activities.

В методических документах стратегии модернизации начального общего образования одним их основных условий достижения целей указано развитие креативных способностей учащихся, одним из структурных элементов содержания обучения - опыт творческой деятельности в формате умений принимать эффективные решения в проблемных ситуациях (креативные решения). Учёные-психологи подчёркивают, что развитие способности мыслить креативно в младшем школьном возрасте способствует снижению интеллектуальной нагрузки ребёнка в учебной деятельности за счёт принятия нестандартных решений, облегчающих процесс обучения. Дети, обладающие креативным потенциалом, способны легко адаптироваться к быстро меняющимся реалиям социума. Развитие креативных способностей в младшем школьном возрасте происходит за счёт освоения доступных видов творческой деятельности, изучения и осмысления мировой художественной культуры (произведений искусства).

Творчество и креативность в детском возрасте - два взаимодополняемых явления. Результатом творчества ребёнка является оригинальный продукт, который может быть создан благодаря возникновению креативной идеи, с помощью нестандартных креативных способов деятельности. В психологии понятие «креативность» рассматривается как «способность генерировать новые и оригинальные идеи», находя для их осуществления нетрадиционные способы решения.

Роль креативности в развитии творчества показана в модели Е.П. Торренса: три пересекающиеся окружности, каждая из которых соответствует креативным способностям, творческим умениям и мотивации. Высокий уровень творческих достижений может быть достигнут только при совпадении всех трёх факторов [6, с. 32]. Наличие соответствующей мотивации и овладение необходимыми знаниями и умениями при отсутствии креативных способностей не гарантирует создание действительно творческого продукта, в этом случае обеспечивается высокий уровень ремесленного исполнения или воспроизведения. Таким образом, Е.П. Торренс подчёркивает, что креативность является высшим мыслительным процессом, развивать который необходимо, начиная с младшего школьного возраста.

Согласно теории креативности В.С. Ротенберга, творческий процесс решения сложных аналитических проблем требует от человека способности приводить в гармонию очевидно несовместимые идеи с помощью креативного мышления [10]. Д.Б. Богоявленской был выделен отдельный креативный тип проявления творчества, проявляющийся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы [7]. В разработанной A.M. Матюшкиным концепции одарённости одним из ведущих факторов является умение принимать оригинальные креативные решения [9]. Л.И. Ларионова А.И. Савенков утверждают, что, наряду с когнитивными, эмоциональными и мотивационными характеристиками личности ребёнка, важное значение имеет социокультурная образовательная среда [8, с. 103].

В зарубежной психологии Е. Вард предложил концептуально-комбинированную теорию о «креативном познании», где центральным звеном в рамках процессуально-деятельностного подхода является творческая активность субъекта деятельности в процессе творчества. Исследователи констатируют, что «креативность» - трудно изучаемая категория, которая представляет собой интегральное явление, включающее как интеллектуальные, так и личностные аспекты [11, с. 12].

92

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для развития креативного мышления. В психолого-педагогической литературе креативность рассматривается как способ развития личности ребёнка, поскольку при решении задач с помощью креативного мышления важны не конкретные величины достижений, а сам процесс поиска и возникновения креативной идеи. Большинство отечественных психологов рассматривают креативность как один из важнейших факторов развития одарённости ребёнка.

Поэтому современному педагогу необходимо искать эффективнее способы создания условий для развития креативности у младших школьников как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Необходимо учитывать, что, согласно положению об инклюзивном образовании, педагог обязан учитывать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями нормального темпа психического развития (VII вид с ОВЗ и ЗПР), разрабатывать для данной категории отдельные задания, учитывающие их творческие наклонности и возможности.

Погружение младшего школьника в творческую деятельность, организованную по инициативе самого ребёнка - ведущий принцип развития креативности. Необходимо охарактеризовать методические приёмы организации занятий творческой направленности в контексте тренинга креативного мышления.

1) «Проведение параллелей, ассоциативных связей» - способ активизации креативного мышления. В основе данного педагогического средства заложен приём «необычное в обычном», заключающийся в работе с воображением. Воображение в младшем школьном возрасте определяет протекание познавательных, эмоциональных и других процессов; его особенность заключается в том, что ребёнок может управлять визуальными образами и с их помощью познавать окружающий мир. Креативный процесс представляет собой напряжённую деятельность мышления и воображения человека.

Для того, чтобы активизировать креативный процесс с помощью проведения параллелей и ассоциативных связей, учащимся предлагаются задания, где им необходимо проанализировать произведения искусства на предмет соответствия содержательного наполнения названию, «похожести или непохожести» на какое-либо абстрактное явление или творческий продукт другого автора. В результате младшие школьники предлагают свои варианты метафорических, образных сравнений. Альтернативным заданием для учеников VII вида с ОВЗ и ЗПР является выполнение анализа свойств как самого предмета искусства (картины, скульптуры, архитектуры здания), так и материалов, из которых оно выполнено.

2) «Многовариантность в решении учебной задачи» - условие нахождения собственного решения на основе креативной догадки. Учащимся предлагается «конечный продукт» (изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности), при выполнении которого им предоставляется творческая свобода. Если учащиеся испытывают затруднения и не могут приступить к выполнению задания, то учитель предоставляет несколько вариантов его осуществления.

3) «Моделирование ситуаций из реальной жизни посредством искусства» -педагогическое средство для приобретения младшими школьниками креативного опыта. На занятии учитель может предложить детям поучаствовать в сюжетно-ролевой игре, имеющей культурное наполнение, т.е. разыгрывать ситуации, связанные с искусством и творчеством. Учитель предлагает содержание «учебной ситуации» (сценка «В театре», «На выставке картин», «Художник, музыкант, писатель и зрители»), развитие событий и реплики персонажей придумывают младшие школьники.

4) Интеграция учебных предметов - создание условий для поиска младшими школьниками новых креативных решений, выполнения нестандартных учебных действий. Межпредметные уроки закладывают основу для формирования креативной информационно-образовательной среды. Как правило, интегрируются предметы либо гуманитарного и художественно-эстетического цикла (литературное чтение - русский

93

язык - музыка - изобразительное искусство), либо естественно-научного цикла (математика - окружающий мир). Для развития креативного мышления необходимо организовывать бинарные уроки, объединяющие предметы гуманитарного и естественнонаучного цикла (русский язык - математика- литературное чтение). В качестве задания на подобном уроке может быть предложено выполнить математический анализ художественного произведения; написать стих к задаче; с помощью цифр «зашифровать» алфавит и написать небольшой рассказ.

Интеграция учебных предметов может осуществляться в проектной деятельности, где для решения проблемных задач необходимо применение знаний из разных предметов. С точки зрения педагогической технологии, проектный метод является совокупностью исследовательских, проблемных, поисковых приёмов, имеющих творческую основу [3, с. 84]. С точки зрения тренинга креативного мышления наибольший интерес представляют творческие и культурно-эстетические проекты, предоставляющие младшим школьникам возможность создать продукт, содержащий субъективную или объективную новизну.

Выполнение творческих проектов позволяет младшим школьникам в процессе многообразных форм поисковой деятельности выполнить качественный переход от уже известного к новому и неизвестному, что является одним из важных условий возникновения креативной идеи. Творческая проектная деятельность также учит детей ставить цели, планировать, прогнозировать, систематизировать полученные знания, анализировать свою деятельность и корректировать её при необходимости, что позволяет разнообразить учебную деятельность [5, с. 115]. Целью выполнения культурно-эстетических проектов является освоение мира искусства, для восприятия которого также необходимо развивать в начальной школе креативное мышление. При организации культурно-эстетической проектной деятельности младших школьников важно помнить: желательно, чтобы проблемный вопрос по освоению искусства или творческая тема были предложены самими учащимися [2, с. 109].

Педагогический процесс, организованный с применением охарактеризованных выше методических приёмов, вносит существенные коррективы в характер динамики развития креативного мышления младших школьников, к педагогическому сопровождению которого учитель должен быть профессионально подготовлен [4]. Для эффективного педагогического взаимодействия с младшими школьниками в рассматриваемом в данной статье контексте от учителя требуется высокий уровень культурно-эстетической компетентности, представляющей собой комплекс важнейших личностных и профессиональных качеств, формированию которых необходимо уделять внимание на протяжении всей жизни [1].

Список использованной литературы:

1. Арябкина И.В. Культурно-эстетическая компетентность учителя начальной школы: структура и проблемы формирования в системе высшего профессионального образования // Поволжский педагогический поиск. - 2012. -№1(1). С. 61-68.

2. Арябкина И.В., Геворкян В.В. Особенности организации культурно-эстетической проектной деятельности в начальной школе в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 8 (52). - С. 107-111.

3. Арябкина И.В., Мамаева Д.В. Организация проектно-исследовательской деятельности как одно из средств личностного развития младших школьников // XXIX Ершовские чтения. Педагогическое образование: вызовы времени: сб. научных статей /отв. ред. С.А. Еланцева. - Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2019. -С84-85.

4. Арябкина И.В., Марковцева О.Ю. Ценностные смыслы подготовки будущих учителей начальной школы к культурно-эстетическому взаимодействию с младшими

школьниками в условиях педагогического вуза // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. - № 2. - С. 191-197.

5. Арябкина И.В. Теоретические аспекты формирования исследовательских компетенций младших школьников в творческой проектной деятельности // Общеобразовательная школа: новые методики и технологии: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра. 2018. - С. 115-128.

6. Базилевич Е.М. Диагностика образной креативности (субтест Е. Торренса «Завершение картинок»): монография. - Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2019. - 77 с.

7. Богоявленская Д.Б. Теоретико-методологические основания раскрытия природы одарённости // Психология творчества и одаренности : материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 20-21 апреля 2018 г.: сборник статей / Отв. ред. Д. Б. Богоявленская. - М.: МПГУ, 2018. - С.21-26.

8. Ларионова Л.И., Савенков А.И. Психология одаренности и творчества: монография.- СПб.: Нестор-История, 2017. - 287 с.

9. Матюшкин А. М. Концепция творческой одарённости URL: https:// psyjoumals.ru/ files/93141/vestnik_psyobr_2012_n4_Matyushkin.pdf. - Загл. с экрана (дата обращения 26.03.2021).

10. Ротенберг В.С. Психология творчества // «Образ Я» и поведение URL: http://www.vsrotenberg.rjews.com/11.htm. - Загл. с экрана (дата обращения 26.03.2021).

11. Шульга, Е.П. Состояние проблемы исследования креативных способностей младших школьников: учебное пособие. - М.: РУДН, 2009. - 30 с.

УДК 37.035 ГРНТИ 14.25.00

DOI 10.24412/2409-3203-2021 -26-95-99

ТЕХНОЛОГИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Арябкина Ирина Валентиновна

доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и начального общего образования Копылова Елизавета Александровна магистрант кафедры дошкольного и начального общего образования Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, г. Ульяновск

Аннотация: В статье охарактеризованы педагогические технологии универсальных социальных действий, способствующие социальной адаптации младших школьников: технология социального опыта взаимодействия, поликультурная технология, технология социальной дидактики. Технология социального опыта взаимодействия основывается на формировании и развитии умений оказания помощи и поддержки окружающим, предполагает организацию занятий, развивающих умение преодолевать конфликты в коллективе, формирующих социальную толерантность. Содержание поликультурной технологии состоит в разработке системы уроков, направленных на формирование этнокультурной и общечеловеческой идентичности, а также гражданской позиции учащихся. В рамках данной технологии применяются следующие педагогические методы: моделирование социальной «ситуации-средства», «ситуации-поиска» и «ситуации-выбора». Технология социальной дидактики направлена на повышение

95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.